Программа внеурочной деятельности по физическому развитию и воспитанию

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. п. Нижний Одес


Рассмотрено Утверждаю

на заседании МО директор МБОУ «СОШ №2»

протокол №____ ____________/ Т. Д. Ушакова

«___»____________2012 г. «___»______________2012 г.

___________/ О. С. Байдарова









Программа

внеурочной деятельности

учителя физкультуры

по физическому развитию и воспитанию учащихся

(модифицированная, социально-ориентированная)













Автор - Гончарова Н. В.

учитель физической культуры

2012 г.

Пояснительная записка.

Основу физического развития и оздоровления детей и подростков в школьной системе составляет единство урочных и внеурочных занятий по физической культуре и спорту. Спортивно-оздоровительная деятельность является одним из ведущих направлений внеурочной деятельности школьников, основной целью которого является создание организационных, материально-технических и кадровых условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности школьника средствами физической культуры, формированию потребности в ведении здорового образа жизни.

Малоподвижный образ жизни школьников отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.

Целью внеурочной деятельности физического воспитания в школе является развитие личности на основе единства интеллектуального, физического и духовного развития.

Реализация цели внеурочной деятельности соотносится с решением следующих задач:

- создание условий и содействие развитию физических и духовных способностей школьника;

- формирование основ знаний о физической культуре и спорте;

- активное приобщение к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

Внеурочная форма деятельности в единстве с учебной программой способствует формированию универсальных способностей (компетенций) человека:

- умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умение доносить информацию в доступной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Внеурочная деятельность содействует воспитанию высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Активное участие в секциях, кружках, спортивных мероприятиях способствует повышению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета, а именно:

- развитию мотиваций к учебной и внеурочной деятельности;

- развитию самостоятельности и личной ответственности за свое поведение и поступки;

- развитию доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- овладению умениями организовать здоровье-сберегающую жизнедеятельность;

- формированию навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями основных физических качеств;

- выполнению технических действий на более высоком уровне.

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;

- формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль;

- формирование знаний о значимости внеурочной деятельности для укрепления здоровья человека; о ее позитивном влиянии на развитие человека;

Содержание внеурочной деятельности

Формами внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является кружок, секция, часы ОФП, массовые спортивные мероприятия, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, спортивно - тематические праздники, спартакиады, конкурсы и др. Введение новых современных технологий в учебный процесс позволяет включить в процесс деятельности и детей, освобожденных от физической нагрузки по медицинским показателям.

Организация внеурочной спортивной деятельности

Общее руководство внеурочной деятельностью возлагается на заместителя директора по воспитательной работе и учителя физической культуры. Творческая группа старшеклассников совместно с учителем составляет проекты сценариев, помогает в организации и проведении спортивных мероприятий

Школа имеет два спортивных зала: малый и большой. В малом зале для учащихся 1-4 классов проводятся занятия по общей физической подготовке. Большой спортивный зал предназначен для проведения спортивных секций (пионербола, волейбола, баскетбола и мини-футбола), проведения турниров, спортивных соревнований, спортивных тематических праздников.

Принципы организации внеурочной деятельности:

- выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

- учёт возрастных особенностей;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

- связь теории с практикой;

- доступность и наглядность;

- включение в активную жизненную позицию;

- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;

Формы внеурочной деятельности


  1. Спортивный час (для учащихся 1-4 классов дополнительно к учебной нагрузке по программе ФГОС). Содержание занятия может быть самым разнообразным: подвижные игры, общая физическая подготовка, ритмическая гимнастика, спортивные игры и др. Общая цель - развитие основных физических качеств. Преподаватель этого часа работает по своей программе, опираясь на материал основной учебной программы.

  2. Секция. Учитель физкультуры организует и проводит те секции, которые считает наиболее востребованными школьниками, опираясь на свою компетентность в отдельном виде спорта и имеющейся материальной базой.

. Основные задачи секций:

  • приобщить школьников к систематическим занятиям спортом;

  • содействовать их спортивному совершенствованию в избранном виде спорта;

  • готовить их к участию во внешкольных соревнованиях;

  • содействовать приобретению знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований.


  1. Спортивные соревнования. Соревнования, как и другие виды внеклассной работы, включаются в общий годовой план работы школы. В начале учебного года точно определяются сроки проведения, положение и программы соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к соревнованиям.

Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачет, порядок.


  1. Декада физической культуры и спорта. В декаду могут быть включены самые различные спортивные мероприятия и интеллектуальные игры (вопросы по основам знаний, истории физической культуры, истории развития олимпийских игр и др.). Здесь можно проводить различные конкурсы (конкурс комплексов ритмической гимнастики, утренней зарядки, конкурс «Самая спортивная семья», конкурс рисунков и плакатов, презентаций и др.).

  2. День здоровья. Проводится для всей школы. Это подвижные и спортивные игры на спортивном стадионе (сентябрь, апрель); походы, лыжные вылазки, зимние игры…Дни здоровья могут быть и тематическими, связанными с временем года, традиционными праздниками и т. д.. Проводятся не менее трех раз в год с охватом всех учащихся школы.

  3. Спортивные праздники. Как правило, проводятся в честь таких праздников, как День Защитника Отечества, День Победы, олимпийским играм и т.д. Спортивные праздники - это «широкое поле» для физического, интеллектуального и духовного воспитания подрастающего поколения.

  4. Взаимодействие с семьей и иными участниками образовательного процесса по содействию в освоении образовательных программ. Это работа по привлечению родителей к участию в спортивной жизни школы (выступления на родительских собраниях, участие родителей во внеурочных спортивных соревнованиях). Это содействие тренерам ДЮСШ по привлечению школьников в спортивные секции.

  5. Методическая работа. Освоение новых программ, новых образовательных технологий и их использование во внеурочной работе. Это творческая деятельность учителя (составление авторских программ, творческих проектов). Учитель привлекает к данной работе учащихся, освобожденных от физической нагрузки по медицинским показателям.

Примерный план проведения внеурочных мероприятий

Срок проведения мероприятия

Мероприятие

Уровень (школьный, муниципальный, республиканский, российский)

Сентябрь



  1. «Кросс наций»

  2. День здоровья «Здравствуй, Осень!» (1-11 класс)

  3. Турнир по мини - футболу

Российский

школьный

школьный и муниципальный

Октябрь


  1. Веселые старты «Спортивная семья» (для учащихся и родителей 1-ых классов).

  2. «Президентские» игры и состязания.

школьный

школьный

Ноябрь

  1. Турнир по баскетболу (8-11 класс)

  2. Чемпионат Школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ»

  3. Турнир по пионерболу (4-7 класс)

школьный

Российский

школьный

Декабрь

  1. Олимпиада школьников по физической культуре (8-11 класс).

  2. Новогодний турнир по волейболу (8-11 класс).

  3. Открытие зимнего сезона: «Лыжня России»

Муниципальный

Школьный

российский

Январь

  1. День здоровья (1-11 класс): «Зимние игры».

школьный

Февраль

  1. Лыжные гонки (2-11 класс)

  2. Спортивные праздники, посвященные празднованию «Дня Защитника».

Школьный

школьный

Март

  1. Спортивные конкурсы, посвященные Международному женскому дню 8 марта («А, ну-ка, девушки), с привлечением мам и бабушек.

школьный

Апрель

  1. Всемирный день здоровья (спортивные соревнования; конкурсы газет, утренней зарядки; фотоконкурсы; конкурсы презентаций; интеллектуальные игры).

  2. Смотр строя и песни, посвященный Дню Победы в ВОВ.

школьный

Май

  1. Спартакиада школьников «Готов к труду и обороне!»

школьный

Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:

  • тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы и т. д.);

  • доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;

  • преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива;

  • привлечение родителей к материально-техническому обеспечению занятий и спортивных мероприятий.

  • четкое руководство со стороны администрации и учителей деятельностью школьного коллектива физической культуры.



© 2010-2022