- Преподавателю
- Физкультура
- Программа внеурочной деятельности по физическому развитию и воспитанию
Программа внеурочной деятельности по физическому развитию и воспитанию
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гончарова Н.В. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. п. Нижний Одес
Рассмотрено Утверждаю
на заседании МО директор МБОУ «СОШ №2»
протокол №____ ____________/ Т. Д. Ушакова
«___»____________2012 г. «___»______________2012 г.
___________/ О. С. Байдарова
Программа
внеурочной деятельности
учителя физкультуры
по физическому развитию и воспитанию учащихся
(модифицированная, социально-ориентированная)
Автор - Гончарова Н. В.
учитель физической культуры
2012 г.
Пояснительная записка.
Основу физического развития и оздоровления детей и подростков в школьной системе составляет единство урочных и внеурочных занятий по физической культуре и спорту. Спортивно-оздоровительная деятельность является одним из ведущих направлений внеурочной деятельности школьников, основной целью которого является создание организационных, материально-технических и кадровых условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности школьника средствами физической культуры, формированию потребности в ведении здорового образа жизни.
Малоподвижный образ жизни школьников отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.
Целью внеурочной деятельности физического воспитания в школе является развитие личности на основе единства интеллектуального, физического и духовного развития.
Реализация цели внеурочной деятельности соотносится с решением следующих задач:
- создание условий и содействие развитию физических и духовных способностей школьника;
- формирование основ знаний о физической культуре и спорте;
- активное приобщение к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
Внеурочная форма деятельности в единстве с учебной программой способствует формированию универсальных способностей (компетенций) человека:
- умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умение доносить информацию в доступной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Внеурочная деятельность содействует воспитанию высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Активное участие в секциях, кружках, спортивных мероприятиях способствует повышению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета, а именно:
- развитию мотиваций к учебной и внеурочной деятельности;
- развитию самостоятельности и личной ответственности за свое поведение и поступки;
- развитию доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- овладению умениями организовать здоровье-сберегающую жизнедеятельность;
- формированию навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями основных физических качеств;
- выполнению технических действий на более высоком уровне.
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
- формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль;
- формирование знаний о значимости внеурочной деятельности для укрепления здоровья человека; о ее позитивном влиянии на развитие человека;
Содержание внеурочной деятельности
Формами внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является кружок, секция, часы ОФП, массовые спортивные мероприятия, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, спортивно - тематические праздники, спартакиады, конкурсы и др. Введение новых современных технологий в учебный процесс позволяет включить в процесс деятельности и детей, освобожденных от физической нагрузки по медицинским показателям.
Организация внеурочной спортивной деятельности
Общее руководство внеурочной деятельностью возлагается на заместителя директора по воспитательной работе и учителя физической культуры. Творческая группа старшеклассников совместно с учителем составляет проекты сценариев, помогает в организации и проведении спортивных мероприятий
Школа имеет два спортивных зала: малый и большой. В малом зале для учащихся 1-4 классов проводятся занятия по общей физической подготовке. Большой спортивный зал предназначен для проведения спортивных секций (пионербола, волейбола, баскетбола и мини-футбола), проведения турниров, спортивных соревнований, спортивных тематических праздников.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;
Формы внеурочной деятельности
-
Спортивный час (для учащихся 1-4 классов дополнительно к учебной нагрузке по программе ФГОС). Содержание занятия может быть самым разнообразным: подвижные игры, общая физическая подготовка, ритмическая гимнастика, спортивные игры и др. Общая цель - развитие основных физических качеств. Преподаватель этого часа работает по своей программе, опираясь на материал основной учебной программы.
-
Секция. Учитель физкультуры организует и проводит те секции, которые считает наиболее востребованными школьниками, опираясь на свою компетентность в отдельном виде спорта и имеющейся материальной базой.
. Основные задачи секций:
-
приобщить школьников к систематическим занятиям спортом;
-
содействовать их спортивному совершенствованию в избранном виде спорта;
-
готовить их к участию во внешкольных соревнованиях;
-
содействовать приобретению знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований.
-
Спортивные соревнования. Соревнования, как и другие виды внеклассной работы, включаются в общий годовой план работы школы. В начале учебного года точно определяются сроки проведения, положение и программы соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к соревнованиям.
Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачет, порядок.
-
Декада физической культуры и спорта. В декаду могут быть включены самые различные спортивные мероприятия и интеллектуальные игры (вопросы по основам знаний, истории физической культуры, истории развития олимпийских игр и др.). Здесь можно проводить различные конкурсы (конкурс комплексов ритмической гимнастики, утренней зарядки, конкурс «Самая спортивная семья», конкурс рисунков и плакатов, презентаций и др.).
-
День здоровья. Проводится для всей школы. Это подвижные и спортивные игры на спортивном стадионе (сентябрь, апрель); походы, лыжные вылазки, зимние игры…Дни здоровья могут быть и тематическими, связанными с временем года, традиционными праздниками и т. д.. Проводятся не менее трех раз в год с охватом всех учащихся школы.
-
Спортивные праздники. Как правило, проводятся в честь таких праздников, как День Защитника Отечества, День Победы, олимпийским играм и т.д. Спортивные праздники - это «широкое поле» для физического, интеллектуального и духовного воспитания подрастающего поколения.
-
Взаимодействие с семьей и иными участниками образовательного процесса по содействию в освоении образовательных программ. Это работа по привлечению родителей к участию в спортивной жизни школы (выступления на родительских собраниях, участие родителей во внеурочных спортивных соревнованиях). Это содействие тренерам ДЮСШ по привлечению школьников в спортивные секции.
-
Методическая работа. Освоение новых программ, новых образовательных технологий и их использование во внеурочной работе. Это творческая деятельность учителя (составление авторских программ, творческих проектов). Учитель привлекает к данной работе учащихся, освобожденных от физической нагрузки по медицинским показателям.
Примерный план проведения внеурочных мероприятий
Срок проведения мероприятия
Мероприятие
Уровень (школьный, муниципальный, республиканский, российский)
Сентябрь
-
«Кросс наций»
-
День здоровья «Здравствуй, Осень!» (1-11 класс)
-
Турнир по мини - футболу
Российский
школьный
школьный и муниципальный
Октябрь
-
Веселые старты «Спортивная семья» (для учащихся и родителей 1-ых классов).
-
«Президентские» игры и состязания.
школьный
школьный
Ноябрь
-
Турнир по баскетболу (8-11 класс)
-
Чемпионат Школьной баскетбольной лиги «КЭС-БАСКЕТ»
-
Турнир по пионерболу (4-7 класс)
школьный
Российский
школьный
Декабрь
-
Олимпиада школьников по физической культуре (8-11 класс).
-
Новогодний турнир по волейболу (8-11 класс).
-
Открытие зимнего сезона: «Лыжня России»
Муниципальный
Школьный
российский
Январь
-
День здоровья (1-11 класс): «Зимние игры».
школьный
Февраль
-
Лыжные гонки (2-11 класс)
-
Спортивные праздники, посвященные празднованию «Дня Защитника».
Школьный
школьный
Март
-
Спортивные конкурсы, посвященные Международному женскому дню 8 марта («А, ну-ка, девушки), с привлечением мам и бабушек.
школьный
Апрель
-
Всемирный день здоровья (спортивные соревнования; конкурсы газет, утренней зарядки; фотоконкурсы; конкурсы презентаций; интеллектуальные игры).
-
Смотр строя и песни, посвященный Дню Победы в ВОВ.
школьный
Май
-
Спартакиада школьников «Готов к труду и обороне!»
школьный
Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:
-
тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы и т. д.);
-
доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;
-
преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива;
-
привлечение родителей к материально-техническому обеспечению занятий и спортивных мероприятий.
-
четкое руководство со стороны администрации и учителей деятельностью школьного коллектива физической культуры.