Методические рекомендации для инструкторов по физической культуре

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В соответствие с основной образовательной программой (далее Программа) и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (МО иН РФ) от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования» (ФГОС) разработаны методические рекомендации по профилактике плоскостопия у дошкольников в условиях ДОУ.

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста играет особую роль. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопия).

Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, это вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Что в дальнейшем способствует и является одной из причин сколиотических нарушений осанки.

Цель:

выявить уровень заболеваний плоскостопия у детей и осуществлять профилактическую и коррекционную работу.

Задачи:

коррекция плоскостопия; выявление уровня заболеваний плоскостопием у детей дошкольного возраста; использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики, и коррекции плоскостопия. закрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями; формирование правильной осанки и гигиенических навыков; формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия; осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений; выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх; воспитание физических качеств; приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений; воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.

Ожидаемый результат:

укрепление мышц стопы и голени ног; повышение уровня физической подготовленности; сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условия; благотворное влияние сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья.

Таким образом, мои методические рекомендации по профилактике и коррекции плоскостопия у дошкольников в условиях ДОУ.

Условия развивающей физкультурно-оздоровительной среды.

Работа по профилактике и коррекции плоскостопия и нарушений осанки у детей в условиях ДОУ мной осуществляться систематически. Оно включает ежегодное наблюдение состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания и валеологического образования.

Наблюдение за состоянием сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется мной на основе медицинских показателей. После результатов наблюдения я формирую рекомендации по использованию средств физического воспитания в целях профилактики и коррекции деформации стоп и нарушений осанки. С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, или плоскостопие, я провожу индивидуальную работу.

Для того чтобы коррекционно-профилактическая работа была успешной, мной была создана полноценная развивающая физкультурно-оздоровительная среда, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц спины, стопы и голени.

Ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры - все это необходимые средства профилактики и коррекции, используемые мной в работе.

Методические рекомендации для инструкторов по физической культуреМетодические рекомендации для инструкторов по физической культуреМетодические рекомендации для инструкторов по физической культуреМетодические рекомендации для инструкторов по физической культуре

Так же мною была проведена работа по изготовлению нестандартного оборудования массажного коврика, где принимали участие не только воспитанники, педагоги ДОУ, но и родители воспитанников.

Методические рекомендации для инструкторов по физической культуреМетодические рекомендации для инструкторов по физической культуре

Использование мной нестандартного оборудования в оздоровительной работе с детьми, очень эффективна, т.к. новое для детей всегда радость, тем более этот коврик может ребёнок сделать вместе с мамой и папой.

Привлекая к физкультурно-оздоровительной работе всю семью, тем самым я решаю одну из задач физического воспитания.

Кроме того, в теплое время года, я обеспечиваю возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов, например, оборудование на групповых участках - естественные грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т.п.).

Основными средствами для профилактики плоскостопия в моей работе являются: закаливание, физические упражнения и игры, корригирующая гимнастика.

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ

Лечебная гимнастика является основным методом лечения плоскостопия и его профилактики. Самое важное состоит в том, каким образом ребенок будет воспринимать вид деятельности. Надо не просто предоставить ему возможность упражняться, следует прививать ребенку любовь к движениям.
Для того чтобы гимнастика приносила больше радости ребенку, вводите в упражнения элементы игры. Делать упражнения можно, когда угодно и где угодно, нет необходимости создавать специальные условия. Главное - упражняться ежедневно, превращая эти движения в привычку.
При плоскостопии необходимо укреплять мышцы ног, особенно сгибатели стопы и пальцев, мышцы, поворачивающие стопу подошвой внутрь.
Чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы, лучше начинать с упражнений, выполняемых в положении сидя. Затем, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, следует переходить к упражнениям в положении стоя.
Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

Методические рекомендации для инструкторов по физической культуреМетодические рекомендации для инструкторов по физической культуре

«Пальчики поссорились, помирились»

Развести носки ног в стороны, соединить вместе. (3 - 4 раза)

«Пяточки поссорились, помирились»

Развести пятки в стороны, свести вместе. (3 - 4 раза)

«Гусеница пошла гулять»

Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперед, поджимая пальцы. (2 - 3 раза)

«Кружки»

Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами внутрь, затем наружу. (5 - 6 раз)

И.п.: сидя на коврике, руки в упоре сзади.

«Ежик»

Стопа опирается на мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него. (8 - 10 раз каждой стопой)

«Перенеси мяч ногами»

Мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять

и переложить налево со словами: «Перекладываю мяч налево».

Сделать то же упражнение в обратном направлении. (4 - 6 раз)

«Покажи ежику солнце»

Мячик зажат между стопами. Не сгибая колени, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счет 1 - 3, опустить. (8 - 10 раз)

«Растянем ленточку»

Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны. (3 - 4 раза)

«Спрячь ленточку в домик»

Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой.

И.п.: сидя на стуле.

«Нарисуй фигуру»

Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать

фигуры. (Квадрат, треугольник, стрелку, буквы)

И.п.: сидя на коврике.

«Мишка косолапый»

Ходьба на внешней стороне стопы.

«Шагаем по ковру»

Пройти по ребристому ковру, руки в стороны.

Игры по профилактике плоскостопия.

Загрузи машину

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Дети, стоя в шеренге по очереди (руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног палочки от начала к концу и обратно (можно в 2 шеренгах).

Нарисуй картину

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Дети, стоя (сидя) должны нарисовать ногами любой рисунок.

Ловить рыбку

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. Укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

В таз с водой опускаются игрушки рыбки, детки пальцами ног ловят рыб.

Найди клад

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

В таз с водой опускаются разные предметы, детки пальцами ног ловят тот предмет, который им называет педагог.

Стирка

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

На полу платочки, пальцами ног дети собирают платочек в гармошку, (опускают и поднимают 2 раза) затем берут платочек за край и опускают его в воду (стирают- 2р) а потом собирают в гармошку и отжимают.

Сидячий футбол.

Цель: Укрепление мышц туловища, рук, ног.

Дети сидят по кругу, руки в упоре сзади, ноги согнуты. Отталкивают мяч от себя сидящему, напротив.

«Бегущая скакалка»

Цели игры: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп. Необходимый материал: длинная скакалка или веревка.

Ход игры. Двое берут длинную скакалку (веревку) за концы и ходят с ней вдоль площадки, то ускоряя, то замедляя темп ходьбы. Остальные дети перепрыгивают через скакалку. Задевший скакалку сменяет держащего ее.

«Мяч бросай, не теряй»

Цели игры: умение координирование выполнять различные упражнения; формирование правильной осанки; укрепление мышц туловища и конечностей.

Ход игры. Детям раздают средние и маленькие мячи. Ведущий инструктор говорит: «Можете с мячом как хотите играть!». Дети разбегаются в разные стороны и свободно играют с мячами: катают, подбрасывают, ловят. На слова: «Мяч не теряй, вверх поднимай!» все останавливаются и показывают свои мячи. Игра повторяется 3-4 раза. После этого ведущий предлагает детям пройти с мячом в руках по кругу. Расположив детей по кругу, ведущий предлагает им проделать несколько упражнений с мячами, например:

1) поднять мяч вверх, посмотреть на него и опустить;

2) развести руки в стороны, затем, соединив их перед собой, переложить мяч из одной руки в другую и опустить руки вниз;

3) наклониться, положить мяч на пол, выпрямиться без мяча, еще раз наклониться и поднять мяч;

4) присесть, покатать мяч по полу от правой руки к левой (и наоборот), затем встать, подняв мяч;

5) поднять мяч вверх и передать игроку, стоящему сзади. Во время выполнения упражнений контролируют спокойное размыкание губ.

«Кто первым соберет платочки»

Цели игры: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп. Необходимые материалы: платочки одинаковой длины, стулья.

Ход игры. Игроки сидят на стульчиках (стульях), под правой ступней -платочек. По сигналу ведущего игроки начинают пальцами правой ноги подбирать платочек. То же сделать левой ногой. Игроки, наиболее успешно выполнившие эту задачу, соревнуются между собой.

«Поймай комара»

Цели игры: развитие быстроты реакции, внимания; формирование правильной осанки; укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стоп. Необходимые материалы: прут с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или ткани.

Ход игры. Становятся в круг лицом к центру на расстоянии вытянутой руки. Ведущий находится в середине круга. В руках у него прут (длина 1-1,5 м) с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или ткани. Ведущий кружит шнур с «комаром» немного выше голов играющих. Когда «комар» пролетает над головой, игроки подпрыгивают, стараются поймать его обеими руками.

«Прыжки со скакалкой»

Цели игры: развитие ловкости, координации движений; укрепление мышечно-связочного аппарата стоп. Необходимые материалы: скакалка.

Ход игры. Игроки по очереди вращают скакалку вперед, прыгая с одной ноги на другую. Туловище держать прямо, носки оттянуть. Продолжительность скачков постепенно увеличивать. Выигрывает тот, кто сделает больше скачков.

Заключение

Учитывая актуальность проблемы, я считаю, что физическое развитие детей, направленное на коррекцию и профилактику плоскостопия у дошкольников, сегодня как никогда востребовано именно в ДОУ.

Применение общеукрепляющих и корригирующих упражнений в период формирования опорно-двигательного аппарата в процессе роста имеет особенно важное значение. Поэтому в практике ортопедических упражнений одно из ведущих мест должна занимать физическая культура. Систематическая физическая деятельность и специальными физическими упражнениями в частности способствуют укреплению и развитию мышц, связок, суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы.

Используемая литература

  1. Вавилова Е.Н. «Укрепление здоровья детей». М. 1995 г.

  2. Красикова А.С. «Профилактика лечения плоскостопия». М. 2002 г.

  3. «Лечебная физкультура: справочник» / Под ред. В.А. Епифанова. - М.: Медицина 1988 г.

  4. Энциклопедия здоровья. под ред. В.М. Петренко. - М, 1992. medportal.ru .

  5. Учебник инструктора по лечебной физкультуре. М. - 1980.

  6. Осокина Т.И. «Пособие для воспитателей». М. 1988 г.

  7. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  8. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. - М: Мозаика-Синтез, 2010

  9. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.Спб.,2001

  10. Раухмаум З. 100 Маленьких игр. Пер.с нем.М., 1973.



© 2010-2022