Подвижные игры на уроках физической культуры в младших классах

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подвижные игры на уроках физической культуры в младших классах

Грузин Владимир Владимирович

канд. фил. наук, учитель физической культуры

Муниципального бюджетного образовательного

учреждения средней школы № 5 им. С.М. Кирова г. Ульяновска

e-mail:[email protected]

Губарева Елизавета Игоревна

учитель физической культуры

Муниципального бюджетного образовательного

учреждения средней школы № 5 им. С.М. Кирова г. Ульяновска

e-mail:[email protected]

Аннотация

Содержание данной работы обусловлено задачами об улучшении физической культуры, спорта, и здоровья младших школьников.
Актуальность темы данной работы представляется несомненной, поскольку она отражает специфику предмета физическая культура.
Новизна данной работы состоит в том, что сейчас в педагогике воспитание физически крепких и здоровых детей является одним из приоритетным.


Ключевые слова: подвижные игры, игра «Мяч соседу», физическая культура.

Подвижные игры - важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий учащихся. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых учащиеся преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной, цели. Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряженной умственной работы.

Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движение, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению. В играх занимающиеся упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений. Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры. Приобретенный двигательный опыт и хорошая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.

Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, бросание, и ловлю, упражнение с предметами - и потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания учащихся.

Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для правления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ученик испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимых для достижения успеха. У учителя есть большие возможности научить учеников многим играм, привить любовь к ним, добиться того, чтобы они прочно вошли в детский быт. Для этого создаются необходимые условия, расписанием предусматривается специальное время.

Игры доставляют удовольствие, создают хорошее настроение, содействуют укреплению дружбы, взаимопомощи. Регулярное проведение игр в процессе физического воспитания детей способствует формированию у них основных двигательных навыков, развитию быстроты, ловкости, силы и выносливости, улучшает деятельность их организма, увеличивает работоспособность и укрепляет здоровье. Играя, дети познают значение честного и добросовестного выполнения правил игры, что имеет важное значение не только для отдельного игрока, но и для команды или коллектива в целом здесь познается необходимость дружных, совместных действии для достижения общих целей. Это в свою очередь способствует воспитанию у детей чувства коллективизма и товарищества.

Ребенок, поступивший в школу, ежедневно занимается по четыре часа в школе и до полутора часов дома. Однако в свободное от учения и других занятий время дети младшего школьного возраста еще много играют. Они очень любят разнообразные игры, связанные с бегом, прыжками, метаниями и другими естественными движениями, выполняемыми в различных' сочетаниях.
При проведении подвижных игр мальчиков и девочек 7-10 лет «учащиеся 1-4-х классов) надо иметь в виду относительную податливость их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость.
В этом возрасте окостенение еще далеко не заканчивается, Значительная прослойка хрящевой ткани обуславливает большую гибкость костей, особенно позвоночника. Мускулатура относительно слаба (в частности, мышцы спины и брюшного пресса). Поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.
Сердце ребенка 7-10 лет отличается большой жизнеспособностью; сосуды широки, стенки их эластичны, что создает благоприятные условия для работы сердечной мышцы. Но функции нервных аппаратов, регулирующих работ сердце, еще несовершенны (легкая возбудимость сердца).
Дети способны проявлять большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы с кратковременными перерывами, с активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий.
Внимание младших школьников недостаточно устойчиво, быстро рассеивается, часто переключается с одного предмета на другой. Поэтому им предлагают недлительные подвижные игры, в которых большая подвижность участников чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных, свободных, простых движений, причем в работу вовлекаются большие мышечные группы. Недостаточной устойчивостью внимания и относительно слабо развитыми волевыми качествами детей начальной школы объясняется простота и немногочисленность правил игры. Тем не менее
взаимодействия участников здесь сложнее, нежели в играх дошкольников; повышается ответственность играющих перед коллективом, у детей развивается активность, самостоятельность, любознательность, они стремятся немедленно и одновременно включаться в организуемые игры. Играющие дети стараются в сравнительно короткий срок добиваться конкретных целей; им еще не хватает выдержки, настойчивости.
У них часто меняется настроение. Они легко огорчаются при неудачах в игре, но, увлекшись игрой, скоро забывают о своих обидах.
Наиболее ярко, полно и глубоко младшие школьники воспринимают и усваивают то, что они видят, слышат, наблюдают. Однако образное, предметное мышление ребенка в этом возрасте начинает уступать место мышлению понятия о познаваемых предметах и явлениях окружающей действительности. Возникают благоприятные возможности для правления больше сознательности в игровых действиях, приобретается умение расчленять впечатления, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Наблюдая в играх за своими товарищами, дети все критичнее относятся к их поступкам и действиям. Способность отвлеченно, критически мыслить, сознательно контролировать движения позволяет ученикам успешно усваивать новые, более сложные правила и условия игр, выполнять в играх действия, объясняемые и показываемые учителем.
Многим играм детей 7-10 лет свойствен сюжетно-образный характер, что удовлетворяет стремление детей к выдумке, творчеству. Образные сюжеты в играх сложнее, чем в играх детей дошкольного возраста, так как кругозор детей значительно расширяется, они овладевают навыками чтения, письма.
Дети играют по одному, небольшими группами, а иногда и в довольно многочисленном коллективе (по 20-30 человек) под руководством старших. Большей частью в этих играх нет разделения коллектива на группы или команды.
В немногочисленных простейших играх с разделением на соревнующиеся группы учитывается соответствие характера игровых действий физической подготовленности ребенка, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявляются немедленно.
Значительное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа «догонять - убегать» и с увертыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия ( начерченный «ров») и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера. Кроме того, во многие подвижные игры входят хороводы, пение, рифмованные коллективные возгласы. Каждая игра состоит преимущественно из одного - двух перечисленных видов движений, причем они обычно применяются обособленно или попеременно и лишь изредка в сочетаниях. Например, игра «Мяч соседу» построена на передаче мяча, игра «Попрыгунчики- воробушки» - на подпрыгиваниях, игра «Волки во рву» - на перебежках, в которые включены прыжки в длину.
При проведении подвижных игр на воздухе зимой и в прохладную ветреную погоду необходимо учитывать большую теплоотдачу организма детей младшего школьного возраста.

Таким образом, умение адекватно использовать игры, правильно их организовывать имеет исключительное значение. Подвижные игры используются не только как средство повышения двигательной активности детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, но и в качестве формы развития детских, наклонностей и природных задатков ребенка. В играх у детей развивается инициатива, организаторские способности, самостоятельность, умение выдумать, дисциплинированность (соблюдение правил игры, уважение сопернику, подчинение личного успеха интересу коллектива).

Бесспорная значимость подвижных игр в жизни ребенка, его развитии предполагает и эффективное использование посредством четкой и целенаправленно построенной, методически правильной организации физического воспитания. Четко рассказывать содержание игры, постараться быть эмоциональным. Через мимику и жест, выразительно объяснять и интонацией передать суть действий. Ознакомление должно быть кратким, точным, не отвлекаясь на замечания. Выделяйте игровые правила и сигнал, указывая месторасположение играющих и игровых атрибутов.

Список литературы
1. Былеева Л. В. «Подвижные игры» учебное пособие для институтов
физической культуры. М., 1982.

2. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. М., 1980.

3. Коротков И.М. Подвижные игры в школе. М., «Просвещение», 1979.

4. Энциклопедия ФиС. Издательство: М., 1960.





© 2010-2022