Необычный семинар по футболу

В феврале на базе ГБОУ СОШ № 1314 прошел городской семинар-практикум, на котором учителя познакомились с новой программой интегративного курса для школьников на основе футбола. Поначалу его участники были разочарованы, что не увидели на уроке никаких упражнений с футбольным мячом, но потом разобрались почему.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алексей МАШКОВЦЕВ,

учитель физической культуры,

АНО «Школа «Премьер»,

г. Москва


Футбол без мяча

Необычный семинар

В феврале на базе ГБОУ СОШ № 1314 прошел городской семинар-практикум, на котором учителя познакомились с новой программой интегративного курса для школьников на основе футбола. Поначалу его участники были разочарованы, что не увидели на уроке никаких упражнений с мячом, но потом разобрались почему.


Практическая часть

Семинар начался с демонстрации фрагмента урока в 5-м классе учителями принимающей школы Натальей Евгеньевной ДОРОХОТОВОЙ и Ириной Валерьевной МИХАЛИНОЙ. Собравшиеся педагоги рассчитывали увидеть занятие по футболу, а оказались на уроке гимнастики, который, однако, имел футбольную направленность.

Перед началом разминки дети надели манишки разных цветов: красного, желтого, зеленого и синего, - заняли места у разбросанных по всему залу разметочных фишек и вместе с учителем выполняли следующие упражнения:

1. И.п. - о.с.

1 - шаг левой ногой в сторону, руки к плечам;

2 - руки вверх, подняться на носки;

3 - опуститься на полную стопу, руки к плечам;

4 - и.п.;

5-8 - то же с правой ноги.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс.

1-3 - сгибая левую ногу, поднять левую руку вверх, сделать три пружинистых наклона вправо;

4 - и.п.;

5-8 - то же с другой ноги, руки влево.

3. И.п. - стойка ноги врозь.

1 - наклон туловища вперед, коснуться носка левой ноги;

2 - наклон туловища вперед;

3 - наклон туловища вперед, коснуться носка правой ноги;

4 - и.п.;

5-8 - то же, начиная наклоны с касания правой ноги.

4. И.п. - стоя на коленях, руки в стороны.

1 - поворот туловища направо, пальцами правой руки коснуться пяток;

2 - и.п.;

3-4 - то же налево.

5. И.п. - о.с.

1-2 - присед, руки через стороны вверх;

3-4 - встать, руки через стороны вниз.

6. И.п. - лежа на спине, руки в стороны, ладони на полу.

1 - поднять левую ногу вперед;

2 - опустить ее вправо и коснуться носком пола;

3 - поднять левую ногу вперед;

4 - и.п.;

5-8 - то же правой ногой.

7. И.п. - упор стоя на коленях.

1-2 - мах правой ногой вверх, согнуть руки и коснуться грудью пола;

3-4 - выпрямляя руки и опуская ногу, вернуться в исходное положение;

5-8 - то же с левой ноги.

После каждого упражнения дети хаотично передвигались по залу, стараясь не столкнуться, по сигналу учителя сразу занимая место у свободной разметочной фишки, причем не у той, где выполняли предыдущее упражнение. Каждый раз менялись и способы передвижения: различные виды ходьбы, бега и прыжков.

Затем, пока один педагог проводила небольшой блиц-опрос по ранее пройденному материалу, другая подготовила зал к основной части занятия. Дети быстро перестроились в четыре колонны в соответствии с цветом манишек. Первые номера передавали мяч от направляющих к замыкающим разными способами: сверху, снизу, справа, слева и «волной»: то сверху, то снизу. Замыкающие, получив мяч, выбегали вперед колонны и продолжали выполнять задание, как в известной игре «Гонка мячей в колоннах».

В данной игре, направленной на развитие быстроты и гибкости, за победу начислялось 4 очка, за второе место - 3 очка, за третье - 2 очка и за четвертое - 1 очко. Потом все набранные очки суммировались.

Затем две команды перешли на одну половину зала, две другие - на противоположную, образовав таким образом две полуфинальные пары с учетом того, сколько очков набрали команды. Лидер встречался с командой, идущей четвертой, а команда, идущая второй, - с командой, расположившейся на третьем месте. Участники одной из команд поочередно перебегали по скамейке, а их противники бросали в них мягкие резиновые мячи. В случае попадания начислялось одно очко. Потом команды менялись ролями. Команда, которая набрала больше очков, получила право играть в финале, а проигравшие встретились между собой в поединке за третье место. Подсчет очков вели капитаны команд.

Завершилось занятие игрой на внимание. Учитель называл различные предметы. Если они имели отношение к футболу, дети громко отвечали: «Да!», в противном случае - «Нет!»


Теоретическая часть

Поблагодарив детей, педагоги перешли в другую аудиторию. Но многие все же приняли решение уйти с семинара: одни были расстроены отсутствием на уроке футбольных упражнений, другие - гимнастических. Те же, кто остался, старались разобраться в увиденном.

Целью семинара было ознакомление с интегративной программой по футболу, получившей положительное решение экспертного совета. По этой программе для учащихся 1-4-х классов уже активно работают педагоги в нескольких округах столицы. На этот раз вниманию учителей была представлена программа для основной общеобразовательной школы, которая проходит апробацию в пилотных школах. Как отметила одна из ведущих семинара Ирина Станиславовна БЕГУН, новизна данной программы заключается в интеграции. Дети, изучая упражнения из арсенала тех или иных видов спорта, развивают в первую очередь то, что необходимо футболистам. В качестве примера она привела рассказ одного известного футболиста о том, что школьные уроки легкой атлетики ему очень пригодились в жизни: в частности, прыжки в высоту - чтобы опережать соперников в борьбе за мяч при игре головой, прыжки в длину и барьерный бег - чтобы избегать столкновений со стелющимися в подкатах соперниками ну и, конечно, бег на короткие и длинные дистанции - чтобы быть первым у мяча. Если продолжать сопоставление, то можно отметить, что и метание так же необходимо футболистам - для ввода мяча из-за боковой линии или вратарю при выполнении паса рукой на большие расстояния. Данные примеры очень убедительно показывают, что футболист должен уметь многое, а для этого ему необходимо овладевать двигательными действиями из арсенала разных видов спорта. Не случайно поэтому в футбольных клубах так много внимания уделяют акробатическим элементам, упражнениям для развития координации движений и равновесия, на что в первую очередь направлены школьные уроки гимнастики. Вот почему участники семинара не увидели на уроке привычных нам упражнений в передачах, ведении мяча и ударах по воротам.

Другую проблему, с которой часто сталкиваются учителя физической культуры, обозначил присутствующим один из авторов программы Валерий Андреевич КРУГЛЫХИН. В средней школе становится все более ощутимой разница между уровнем технической и физической подготовленности у детей, занимающихся футболом и не занимающихся. Постоянно тренирующимся ребятам становится неинтересно играть с теми, кто не ходит на тренировки, и наоборот. К тому же сила ударов у футболистов такая, что они могут нанести травму нетренированным детям. В то же время на тренировочных занятиях детям не очень нравится выполнять упражнения без мяча, совершенствовать технику гимнастических и легкоатлетических действий. Данная программа позволит добиться существенных успехов и тем и другим. Занимающиеся футболом сэкономят тренировочное время для отработки технических элементов, а нетренирующиеся освоят множество физических упражнений. Будет ли так на самом деле, мы узнаем в ближайшем будущем. Пока же авторы программы призвали учителей попробовать.

© 2010-2022