ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни»

Актуальность проекта обусловлена тем, что в настоящее время состояние здоровья детей волнует не только медицинских работников, но и педагогов. Данный проект направлен на определении педагогических условий формирования интереса подростков к занятиям спортом. Цель исследования: практическое доказательство возможности сбережения здоровья и формирование здорового образа жизни среди учащихся разных возрастных групп путем тренировок Киокушин – карате. Объект исследования – влияние тренировок Киокушин...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

20

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ

КРЫМСКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«КАЛИНОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ АГРАРНОЕ УЧИЛИЩЕ»

Конкурс молодых педагогов «Шагни за горизонт»

ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни»

Подготовил преподаватель предмета «Физическая культура»
КРПТУЗ «Калиновское ПТАУ»
Шегеда Александр Александрович

Калиновка, 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

Состояние культуры здоровья в современном обществе…………………5

Формирование культуры здорового образа жизни у подростков через занятия Киокушин карате………………………………………………….10

Мотивация к занятиям карате……………………………………………...13

Заключение………………………………………………………...………17

Список литературы…………………………………………………...…...19






ВВЕДЕНИЕ

Понятие "здоровье" имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать "школой здорового стиля жизни" детей, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Основы концепции сбережения здоровья в Украине были заложены еще в 1904 г., когда съезд врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. Причем, несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели:

  • В учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье.

  • Школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей.

  • Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.

Актуальность проекта обусловлена тем, что в настоящее время состояние здоровья детей волнует не только медицинских работников, но и педагогов.

Данный проект направлен на определении педагогических условий формирования интереса подростков к занятиям спортом.

Цель исследования: практическое доказательство возможности сбережения здоровья и формирование здорового образа жизни среди учащихся разных возрастных групп путем тренировок Киокушин - карате.

Объект исследования - влияние тренировок Киокушин карате на сбережение здоровья подростков.

Предмет исследования - формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе занятий Киокушин карате.






Состояние культуры здоровья в современном обществе

Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Поэтому одной из важнейших задач социальной политики является восстановление, укрепление и сохранение здоровья населения.

Здоровье - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни каждого человека. Здоровье помогает добиваться запланированных целей, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать всяческие трудности.

Сохранение здоровья как значимый внутренний мотив возникает чаще всего в период зрелости. В качестве побуждающих факторов выступает болезнь или «букет» болезней, жизненный кризис, другие экстремальные жизненные ситуации. В действительности, однако, здоровый образ жизни у человека должен целенаправленно и постоянно формироваться с самого раннего возраста. Только при этом условии он будет реальным рычагом укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Именно поэтому в нашей стране сейчас очень остро стоит вопрос о необходимости разработки и принятия государственной программы по формированию ранних установок на здоровый образ жизни среди детей и подростков. Страна нуждается в здоровом поколении, а достичь этого можно только с помощью широкого и грамотного распространения принципов здорового образа жизни.

Правительство уже давно обратило внимание на проблему здоровья подрастающего поколения. Современные дети это наше будущее и заботиться об их здоровье нужно в первую очередь.

Общепризнанными показателями риска для здоровья являются число дополнительных случаев смерти, заболеваний, врожденной патологии, сокращение ожидаемой продолжительности жизни населения или среднее сокращение продолжительности жизни каждого лица. Установлено, что сокращение продолжительности жизни вследствие разных причин составляет такие цифры: одиночество мужское - 3500 дней, женское - 1600, курение - 2250, избыточный вес тела - 1300, низкий образовательный уровень (ниже 8 классов) - 850, низкий социально-экономический уровень - 700, проживание в экологически неблагоприятном районе - 500, употребление алкоголя - 130 дней и т.п., но часто имеет место их комплексное воздействие [17, 26].

Важной проблемой является распространенность вредных привычек среди населения. Ситуация с алкоголизмом в стране отмечалась остротой и в минувшие времена, а за последние годы стала чрезвычайно угрожающей. Население стало употреблять больше крепких спиртных напитков, низкосортных вина и водок, суррогатов, фальсификатов. Все это происходит на фоне недостаточного, несбалансированного питания. В процесс алкоголизации втягиваются женщины и молодежь. Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что употребление алкогольных напитков из года в год возрастает. По оценкам экспертов, употребление алкоголя в Украине имеет отрицательную тенденцию: в 1991 г. оно равнялось 10,6 л. абсолютного алкоголя, в 2000 - приблизительно 13,0 л. на душу населения. Выборочные исследования показывают, что лишь 9,5 % мужнин и 21,0 % женщин старшее 18 лет ведут трезвый образ жизни. Уже давно отмечена высокая степень связи между показателями потребления, уровнем травматизма и уровнем смертности от несчастных случаев.

Параллельно с огромной и почти неконтролируемой волной торговли алкоголем нарастают расстройства здоровья. Так, например, точной цифры относительно количества травм, связанных с употреблением алкоголя, из 2,46 млн. за 2000 г. однозначно назвать нельзя, но анализ показателей смертности по классу травм и отравлений дает в целом определенные представления. В 2000 г. количество смертей от травм и отравлений составляла 73575 (148, 6 на 100 тыс. население), из них 17,9 % - в состоянии алкогольного опьянения, 12,7 % - случайные отравления алкоголем, 2,5 % - алкогольный цирроз печени. Несомненно, самоубийства (19,8 %), несчастные случаи, связанные с транспортом случаи (9,8 %), случайное утопление и несчастные случаи, связанные с электрическим током (8,6 %), также имеют связь с употреблением алкогольных напитков. Сегодня число больных алкогольными психозами составляет 15,5 тыс., острыми алкогольными интоксикациями - 16,8 тыс., хроническим алкоголизмом - 672,2 тыс.

На сегодня крайне напряженной остается проблема курения. Это обусловлено масштабностью вреда курения для здоровья. Табак является фактором риска более чем 20 болезней, которые составляют почти 75 % в структуре смертности населения. По расчетам ВООЗ, можно ожидать, что в 2016 г. в нашей стране употребления табака станут причиной большее 22 % смертей. Курение - основная причина смертности, которую можно предотвратить. По оценкам экспертов ВООЗ, эта губительная для здоровья привычка за последние трех года приводила к гибели в Украине не менее чем 120 тысяч лиц ежегодно. С курением связанны и большие экономические убытки, в частности в связи со снижением производительности труда, вследствие частого отсутствия на рабочем месте курильщиков, снижение трудоспособности, потери рабочей силы в результате более высокой смертности людей допенсионного возраста, увеличение затрат на медпомощь, обусловленную заболеваниями, которые связанны с курением, и т.п.. Анализ распределения население в возрасте 12 лет и старше свидетельствует о том, что их количество одинаково как в городах, так и селах (24,3 % и 22,2 %, соответственно). Количество лиц, которые курят, 1-5 лет, составляет 16,9 %, 6-9 лет - 12,6 %, большее 10 лет - 70,5 % [12].

Проведя свои исследования в КРПТУЗ «Калиновское ПТАУ» среди учащихся занимающихся и не занимающихся карате были выявлены следующие показатели:

ИПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни»сследования, проведенные по вопросу табакокурения среди учащихся
КРПТУЗ «Калиновское ПТАУ»

Развитие во всем мире школ, способствующих пропаганде здорового образа жизни, в настоящее время способствует созданию таких условий. Однако, правительства многих стран, в том числе и нашей, делают далеко не все для того, что можно было говорить о создании такой среды, которая поддерживала бы у человека установку на здоровый образ жизни. К примеру, продолжается реклама табачных изделий, алкоголя. Это отрицательно сказывается на принятии решений об осуществлении здорового образа жизни.

А что же можно сказать о положительных факторах, влияющих на формирование здоровой личности? Прежде всего - это СПОРТ. А именно физическое поддержание организма в закаленном режиме при помощи регулярных нагрузок и занятий в спортивных секциях.

Ребенок, занимающийся каратэ, это, прежде всего здоровый ребенок. К сожалению, большинство современных городских детей ведут неправильный образ жизни, и как следствие, очень часто болеют. Многие дети сидят вначале пол дня, а то и больше в школе (даже на перерыве не имея возможности побегать), а затем - дома за домашними занятиями и у компьютера или телевизора. Если добавить к этому постоянный психический прессинг в школе и большое количество негативной информации, поступающей из интернета, с экранов телевизоров, то получается крайне нелицеприятная картина: ребенок с ослабленным иммунитетом, плохой осанкой и походкой, эмоционально лабильный.

Каратэ дает детям возможность духовного роста и физического совершенствования. Занятия боевыми искусствами великолепно влияют на формирование скелета и мышечного корсета. Кости и связки становятся значительно крепче, улучшается осанка, формируется правильная походка, увеличивается объем легких, развивается сердечнососудистая система, укрепляется иммунитет. Во время физических упражнений за счет работы мышц пресса и других мышц происходит массаж внутренних органов, улучшается их питание кислородом, при этом ребенок избавляется от состояний, пограничных с болезнями, которые в последнее время часто диагностируют у детей младшего возраста: дискинезии желчного пузыря и желчевыводящих путей, реактивного панкреатита, дисбиоза кишечника. За счет улучшения работы периферической нервной системы закономерно проходят нарушения нейрогенного генеза: тики, подергивания, заикание, нарушения сна, энурез.


Формирование культуры здорового образа жизни у подростков через занятия Киокушин карате.

Боевые искусства - это стройная комплексная система формирования, воспитания личности, не только физическое, но и умственное, нравственное, духовное совершенствование. Они всегда представляли собой «пути» или дисциплины морального развития, предназначенные для формирования зрелой, уравновешенной и разносторонней личности, человека, живущего в мире с собой и в гармонии со своим социальным и природным окружением. Таким образом, боевые искусства говорят об этической системе, о законах морали и нравственности, которые мотивируют и вдохновляют практику (дзюцу) изнутри и ведут к достижению высших целей, расположенных далеко за пределами узких границ сферы боевого противостояния между людьми или среди людей.

Достижение любой степени мастерства в каратэ до предполагает должное развитие трех основных составляющих: «син» - моральные качества, дух, сила воли; «таи» - физическая кондиция, сила, выносливость; «вадза» - техническое мастерство.

В зависимости от возраста и состояния здоровья человека пропорции этих составляющих могут меняться. Несомненно, лишь одно: «син» должно доминировать над «таи» и «вадза», полностью их контролируя. Пренебрежение «син» и исключительное развитие качеств «таи» и «вадза» в каратэ до является угрозой не только для окружающих, но и для занимающегося этим воинским искусством.

Воспитание нравственности у занимающихся каратэ является значительной частью общепедагогической задачи по формированию гармонично развитой, общественно активной личности. В учебно-тренировочном процессе находит свое отражение воспитание у каратистов таких социально значимых нравственных норм, как патриотизм, товарищество, гуманизм, дисциплинированность, честность, смелость, сознательное отношение к труду, критическое отношение к себе и стремление к самосовершенствованию. Спортивная этика включает в себя соблюдение спортсменом правил соревнований и норм нравственности по отношению к тренировкам и соревнованиям, к себе и людям, обеспечивающим занятия каратэ. Занятия каратэ способствуют вовлечению подростков в активную деятельность по самосовершенствованию, являются частью общего воспитания личности, развивают у подростков способности, которые характеризуют человека смелого и решительного. Кодекс чести «идущего по Пути» не позволит подростку совершать антиобщественные поступки. Формирование личности учеников во многом зависит от преподавателя, обязательными деловыми качествами которого должны быть: понимание идейных основ воспитания в нашей стране, знание своего дела, умение обучать движениям и воспитывать физические качества, умение организовывать коллектив занимающихся и находить важный подход к ученикам, умение наблюдать и учитывать результаты учебно-воспитательного процесса, уметь воспитывать своим примером, быть нравственно воспитанным. Тренер должен становиться для учеников одним из основных духовных наставников, формировать образ их мыслей и поведения, оказывать существенное влияние на весь процесс их становления как личности. Среди методов и приемов, направленных на решение задач нравственного самовоспитания и воспитания волевых качеств каратистов, применяются такие общепризнанные воздействия, как самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль, самоубеждение, самооценка, самовнушение, самопринуждение, самоуспокоение с помощью аутотренинга. С целью саморегуляции эмоционального состояния используются также дыхательные упражнения, применяемые в разном ритме, методы концентрации и медитации.

Боевые искусства помогают обрести внутренний стержень, уверенность в себе в хорошем смысле этого слова. Ощущение силы своего тела добавляет уверенности в себе и позволяет избежать различных комплексов неполноценности и психологической нестабильности, характерных для переходного возраста. Обретаемая внутренняя гармония не позволит прикасаться к ее «заменителям» - спиртному, сигаретам, наркотикам, дает силы противостоять негативному влиянию сверстников, более старших школьников, рекламы, лживых лозунгов. Несмотря на хорошую физическую подготовку, дети учатся решать конфликтные ситуации без кулаков и угроз, за счет внутренней уверенности в себе, умению смотреть в глаза своему сопернику без страха и злости. Духовное и физическое развитие позволяет быть по-настоящему добрым и великодушным, но в то же время принципиальным.

Занятия в группе способствуют умению строить отношения с детьми другого возраста, пола, из другой социальной группы, учат помогать более слабым или неопытным.

Физические упражнения способствуют правильному формированию скелета, укреплению костей и связок, кровеносной и лимфатической систем, помогают справиться с проявлениями гормонального дисбаланса, с которыми сталкиваются ученики в подростковом возрасте.






Мотивация к занятиям карате.

Мотивация у занимающихся каратэ имеет определенную специфику и отличается от мотивации в других видах спорта. Это связано с методиками преподавания восточных видов единоборств, в основе которых лежат не только культурные традиции Востока, но и глубокие религиозно-философские корни. В преподавании каратэ на первый план выходит воспитание личности в целом, а не развитие личностных особенностей, способствующих достижению высоких результатов на соревнованиях. Наблюдаемый в настоящее время процесс становления каратэ до как вида спорта, а не боевого искусства, ведет за собой изменение методики преподавания и, естественно, мотивации занимающихся.

Динамика мотивации и ценностных ориентаций занимающихся каратэ является постоянным предметом исследования ученых, тренеров.

Мотивация - это особое устойчивое свойство (направленность) личности, возникающее в результате непроизвольного, подсознательного соотнесения ею своих потребностей и способностей с предметом конкретной деятельности. Совпадение этих начал активности приводит личность к постижению смысла занятия конкретной деятельностью и помогает возникновению системы целей, направленных на овладение ее предметом.

Как всякое сложное явление, относящееся к психике человека, мотивация имеет как бы две стороны. С одной - принято рассматривать ее функцию, то есть то, какую роль она играет в жизни; с другой - механизм ее формирования. Очень часто именно в мотивации видят пружину, движитель, причину действия или бездействия человека в разнообразных условиях. Мотивация не только является стержневой характеристикой личности спортсмена, не только ведет его к поставленной цели, но и неукоснительно влияет на характер всех процессов, протекающих в его организме в ходе деятельности (работоспособность, реакция на нагрузку, восстановление), определяет результативность его активности (усвоение нового, воля и др.).

Главная же особенность мотивации - ее прямое влияние на эффективность деятельности, особенно в спорте.

Наиболее часто встречающимися мотивами в спортивной деятельности являются: моральные мотивы (долга, патриотизма, коллективизма, мотив самоутверждения, мотивы общения и социальных контактов, познавательные мотивы и др.).

Мотивационная сфера личности спортсмена характеризуется также трудностью выбираемых целей. Трудность целей, поставленных спортсменом, определяет уровень его притязаний. При адекватном уровне притязаний спортсмен выбирает цели, соответствующие его возможностям. При завышенном уровне притязаний выбираемые цели явно превосходят возможности спортсмена, который ищет причины неудач не в себе самом, что обычно приводит к конфликтам и нежеланию работать над собой. При заниженном уровне притязаний выбираемые цели ниже возможностей спортсмена. Такие спортсмены неуверенны в себе, склонны сдерживать свою активность в достижении цели.

Мотивацию в спорте начали изучать давно, но кардинальный перелом в решении этого вопроса наметился только в семидесятые годы. Противоречия внутри спорта все время углубляются, и это не может не отразиться на мотивации спортсменов. Поэтому, прежде чем совершенствовать подготовку спортсменов, необходимо узнать, какова их мотивация; какие устремления доминируют в их сознании; как организационно помочь каждому полнее реализовать свои способности и удовлетворить имеющиеся потребности.

С целью изучения влияния каратэ на направленность личности, ее ценностно-нормативную систему нами было проведено исследование методом опроса и наблюдения. Для проведения опроса была разработана анкета «Направленность личности в каратэ до», включающая в себя вопросы, связанные с мотивами занятий. В исследовании приняли участие 50 человек, занимающихся в секции каратэ. Возраст испытуемых находился в пределах от 12 до 35 лет, стаж занятий - от нескольких недель до более десятка лет. Все испытуемые были разделены на три подвыборки по стажу занятий: новички от 0 до 2 лет, ученики со стажем занятий от 3 до 5 лет и ученики со стажем занятий свыше 5 лет. Перед исследованием каждый спортсмен заполнял анкету с основными деятельностными характеристиками (стаж, квалификация, цель и т. д.) знакомился с инструкцией.

Развитие личности и ее саморазвитие, что наиболее существенно для достижения вершин элиты спорта, связано с изучением всего жизненного пути: до занятий спортом, в спорте и после завершения активной деятельности действующего спортсмена. По сути, необходимо изучать проблему спортивной карьеры.

Под спортивной карьерой понимается многолетняя спортивная деятельность, нацеленная на достижение высоких спортивных результатов и связанная с постоянным самосовершенствованием спортсмена в одном или нескольких видах спорта.

Переход к каждому новому этапу спортивной карьеры связан с возникновением новых требований к спортсмену, что ставит перед ним необходимость решения ряда проблем в тренировке, соревнованиях, спортивной жизни в целом или в сочетании спорта с другими видами деятельности. Выяснено содержание таких проблем для семи кризисов-переходов элитарной спортивной карьеры, а именно: 1) начала спортивной специализации; 2) перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта; 3) перехода в спорт высших достижений; 4) перехода из юношеского спорта во взрослый спорт; 5) перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт; 6) перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры; 7) ухода из спорта и перехода к другой карьере. Структурное описание спортивной карьеры позволяет проследить динамику спортивных результатов на протяжении карьеры в соотношении с поэтапной динамикой развития мотивации, спортивно-важных качеств и индивидуального стиля деятельности спортсмена, социализации и развития личности под воздействием спорта. На начальных этапах занятий каратэ у спортсменов мотивы недостаточно осознаны и преобладают такие нестойкие их формы, как влечений, желания, стремления. По мере роста спортивного мастерства у каратистов начинают доминировать осознанные формы мотивов - убеждения, ценностные ориентиры, чувство долга. Поэтому важной задачей тренера является формирование мотивационной основы своих учеников.








Заключение

Мы выяснили, что существует несколько подходов к определению понятия здоровье.

В нашем понимании духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.

Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью само регуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма.

Психический компонент определяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально-волевой сферой.

Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.

Мы определили, что понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также жизненные цели и ценности, и на сегодняшний день существует несколько моделей обучения здоровому образу жизни.

Занимаясь карате можно не только получить навыки самозащиты, но и достаточно четкие контуры фигуры, а также обрести гармонию внутреннего мира. Этот вид единоборства способен воспитать поистине сильную личность и научить уважать людей. Занятия каратэ весьма благоприятно влияют не только на мужскую часть населения, они полезны женщинам и детям.

Если ребенка отдать вовремя, обучаться искусству каратэ, то из него вырастет уравновешенный, сильный человек, который будет способен к жесткой самоорганизации и никогда не принесет намеренного вреда другим людям. Это все достигается посредством тренировок, которые требуют высокой самодисциплины. Посредством тренировок в человеке будет воспитываться умение сдерживаться в нужный момент, умение действовать четко и рассчитывать свои действия, а так же будет обретаться уверенность в себе, что является немаловажным фактором в современной жизни.







Список используемой литературы

1. Акбашев Т.Ф. Третий путь. М., 1996.

2. Алишев, А.В., Зайцев, Г.К., Колбанов В.В., Татарникова Л.Г. Основные направления школьной валеологии. В Сб.: Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт, т. 2, 1993

3. Апанасенко, Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 1996, №2, с. 9-14.

4. Бароненко,В.А.,Рапопорт, Л.А. Здоровье и физическая культура студента. М.:2003.

5. Журнал «Педагогика», №1, 2009.

6. За здоровый образ жизни. Программа для учащихся общеобразовательных школ, учителей, родителей /Амиров Н.Х., Иванов А.В., Давлетова Н.Х., Морозов Р.Г., Галеев К.А. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. - 72 с.

7. Иванюшкин А.Я. "Здоровье" и "болезнь" в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.

8. Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности : сб. науч. тр. участников Всерос. конф. [с междунар. участием] «Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности», 12--13 сентября 2006 г., г. Балашов / под ред. А. В. Тимушкина. -- Балашов : Николаев, 2006. -- 196 с.

9. Кураев, Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. 1996. - №1, с. 7-17.

10. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982, 40 с.

11. karate-kiokushinkaj.ru

12. Нистрян Д.У. Некоторые вопросы здоровья человека в условиях научно-технического прогресса // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, с. 40-63.

13. clubkarate.boxmail.biz

14. superkarate.ua

© 2010-2022