Методическая разработка программы по ОФП

Раздел Физкультура
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В 2010-2012 годах я являлась руководителем спортивной секции по Общей физической подготовке.

Целесообразность данного вида деятельности вижу в том, что посредством секционных учебно-тренировочных занятий идёт привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности, пропаганда здорового образа жизни, пропаганда избранного вида спорта. Также идет целенаправленная подготовка к участию в соревнованиях муниципального и регионального уровней.


Характеристика образовательного процесса секции ОФП

Пояснительная записка

к учебной программе дополнительного спортивного образования учащихся.

Общая физическая подготовка - это процесс совершенствования физических качеств (силы. быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.

Занятия по ОФП способствуют улучшению физического развития, повышению физической работоспособности и функциональных возможностей, основных жизнеобеспечивающих систем организма: дыхания, кровообращения, энергообмена. Увеличивается жизненная ёмкость лёгких, мощность и энергоёмкость мышц, утолщается сердечная мышца, возрастает скорость восстановления энергии после интенсивной мышечной работы. Программа составлена на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся » под редакцией В.И.Ляха и А.А. Зданевича.

Программа рассчитана на один учебный год. Данное планирование предполагает одноразовое занятие в неделю по одному часу: 37 недель = 37 часов в год.

Цели и задачи программы


Цель : Пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и видами спорта. Сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность учащегося.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

Оздоровительные:

  • Укрепление здоровья, улучшение осанки занимающихся;

  • ведение закаливающих процедур;

  • укреплять и развивать дыхательный аппарат и организм детей;

  • снимать физическую и умственную усталость.

Образовательные:

  • ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;

  • формировать правильную осанку;

  • изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;

  • формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.

Развивающие:

  • развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;

  • совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.

Воспитательные:

  • прививать жизненно важные гигиенические навыки;

  • содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;

  • стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;

При составлении учитывались следующие принципы:

  1. Сознательности и активности: важно сформулировать у детей глубокое осмысленное отношение и устойчивый интерес к физкультурно - оздоровительной деятельности.

  2. Принцип доступности и идивидуализации, определяющий посильные нагрузки и задания для детей.

  3. Принцип систематичности предусматривает регулярные занятия физическими упражнениями.

  4. Принцип постепенного наращивания развивающе - тренирующих воздействий предусматривает постепенное и непрерывное повышение нагрузок.

Характеристика учащихся, на которых рассчитана данная программа:

Учебная группа: 3-4 классы.

Группа занимающихся смешанная, т.е. мальчики и девочки.

Возраст: 9 - 11 лет.

Направление курса - развивающий.

Условия приёма в группы: основная и подготовительная группа здоровья, излишняя полнота.

Для оценки уровня подготовки могут служить тесты, участие в соревнованиях, играх, эстафетах. ОФП, направленная на развитие физических качеств, преимущественно осуществляется с помощью подвижных игр и эстафет.

Основные методы обучения и воспитания:

- Игровой;

- Повторного выполнения упражнений;
- Метод круговой тренировки;

- Соревновательный метод.

Разделы программы:

- Основы теоретических данных

- Общая физическая подготовка: Лёгкая атлетика, лыжная подготовка, гимнастика

- Специальная подготовка (элементы волейбола)

Формы занятий:

  • групповые и индивидуальные формы занятий - теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций - и практическую части: ОФП и игры;

  • занятия оздоровительной направленности;

  • эстафеты, домашние задания.

Организационно-методические рекомендации

Занятия в объединении позволяют:

  • максимально поднять уровень физического здоровья среди детей младшего школьного возраста;

  • развить логическое, пространственное и ассоциативное мышление при занятиях физической культурой;

  • развить физические качества: ловкость, гибкость, силовые качества, скорость, выносливость;

  • сформировать мотивацию к занятиям физической культурой;

  • подготовить детей к дальнейшим занятиям физической культурой и спортом.

Ожидаемые результаты.

В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:

- повысить уровень своей физической подготовленности;

- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия;

- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;

- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям физической культуры и дальнейшему самосовершенствованию;

- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ - это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.



Знать и иметь представление:

  • об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;

  • о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;

  • о способах и особенностях движений, передвижений;

  • о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

  • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;

  • о причинах травматизма и правилах предупреждения.

Уметь:

  • составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

  • владеть техникой игры;

  • контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;

  • взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП.

Анализ результатов

освоения программы осуществляется следующими способами:

  • текущий контроль знаний в процессе устного опроса;

  • текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

  • тематический контроль умений и навыков после изучения тем;

  • взаимоконтроль;

  • самоконтроль;

  • итоговый контроль умений и навыков;

На занятиях по ОФП в целях отслеживания физического развития учащихся были включены следующие контрольные нормативы:

- Подтягивание.

- Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа

- Прыжок в длину с места

- Челночный бег

- Упражнение на гибкость

- Прыжки через скакалку

- Поднимание ног до 90градусов

- Бег на 30, 60, 100, 500,1000 м.

- Прыжки в длину с разбега

- Акробатические комплексы

- Контрольные упражнения по игровым видам спорта.

Структура занятий:

Занятия по ОФП состоит из 3 частей: подготовительной, основной, заключительной.

В подготовительной части занятия выполняется разминка, в которую включаются упражнения с поочередным воздействием на основные мышечные группы и постепенным нарастанием нагрузки: медленный бег, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, затем для ног и туловища. Завершается разминка упражнениями на расслабление и восстановление дыхания.

В основной части используются упражнения на развитие физических качеств: быстроты и гибкости (различные виды бега, наклоны, акробатические упражнения), силовых и скоростно- силовых качеств( подтягивания, прыжки в длину и высоту и др.), ловкости и выносливости(подвижные игры и элементы спортивных игр).

В заключительной части занятия выполняются упражнения на снижение функциональной активности организма и приведение его в спокойное состояние. Выполняются игры на внимание и упражнения на восстановление дыхания.

ОФП - это не спорт, но без нее не обойтись ни в одном виде спорта. Поэтому для ребенка, которого каждый здравомыслящий родитель хотел бы приобщить к спорту, ОФП является фундаментом.

ОФП - это система занятий физическими упражнениями, направленная на развитие всех физических качеств - выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости в их гармоничном сочетании.
Ребенок познает мир, развивается, организм растет, укрепляются мышцы, нарабатываются двигательные навыки и рефлексы. Достичь этого сидя на одном месте невозможно. Поэтому дети выбрали для себя наиболее физиологичный способ достижения этой цели - подвижные игры. Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал "Лови!", "Беги!", "Стой!" и др. Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Свободу действий дети младших классов реализуют в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.

Требования к учебно-тренировочному занятию

Каждое учебно-тренировочное занятие имеет ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание занятия, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь процесс физического воспитания и решаются на каждом занятии.

Каждое тренировочное занятие является звеном системы учебно-тренировочного процесса, увязанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь темы согласованы между собой, определен объем учебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, положительного и отрицательного переноса, подготовленности учащихся.

Важнейшим требованием учебно-тренировочного занятия является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Тематическое планирование и распределение учебно - тренировочного процесса.

Содержание тренировки

Кол-во часов

1.

Подготовительная часть: ору - подготовка мышц и связок к предстоящей работе в зависимости от темы.

4 час.

2.

Волейбол

10 час.

3

Лыжный спорт

5 час.


4

Лёгкая атлетика

5 час.


5

Гимнастика

3 час.

6

Подвижные игры: Пионербол, Перестрелки, и др.

10 час.


7

Специальные физические упражнения: отработка технических умений и навыков в различных видах деятельности.

На каждом

занятии.

8

Знать и соблюдать правила техники

безопасности и поведения.


На каждом

занятии.

Общее количество часов 37 час.

Календарно-тематическое планирование «ОФП»


Содержание занятия

сентябрь

1.

Инструктаж по Т.Б. и правилам поведения на занятиях в группе ОФП. Беговые и прыжковые упр. Эстафеты, подвижные игры.

2.

Л\Атлетика: беговые и прыжковые упр., Баскетбол (правила игры, история возникновения), игра по упрощенным правилам.

3.

Л\Атлетика: беговые и прыжковые упр.,Передача эстафетной палочки, Игры

4.

Л\Атлетика: беговые и прыжковые упр, Передача эстафетной палочки, Игры

5.

Л\Атлетика: беговые и прыжковые упр, ускорения, метание мяча, Подвижные игры, элементы волейбола

октябрь

1.

Инстр. по Т.Безоп-ти и Прав. повед. На занятиях в секции ОФП.Бег, ОРУ, ускорения, Подвижные игры с мячом.

2.

Разминка, волейбол: обучение верхней передаче мяча

3.

Разминка, волейбол закрепление верхней передачи, обучение нижней передаче

4.

Л/ атлетика -спец упр.; Волейбол: верхние и нижние передачи мяча, « Пионербол» с элементами волейбола.

ноябрь

1.

Инстр. по Т.Безоп-ти и Прав. повед. на занятиях в секции ОФП, гимнастики Бег, ОРУ, эстафеты, Подвижные игры

2.

Общеразвивающие упражнения, акробатика: кувырки, стойки, упр. на гимнастических снарядах. Низкая перекладина.

3.

Общеразвивающие упражнения, акробатика: кувырки, стойки, упр. на гимнастических снарядах. Низкая перекладина

4.

ОРУ. Акробатика, упр. на гимнаст. на снарядах, «Пионербол» с элементами волейбола

5.

Бег, ОРУ, акробатика, футбол, волейбол.

декабрь

1.

Инстр. по Т.Безоп-ти и Прав. повед. На занятиях в секции ОФП.Бег, ОРУ, эстафетыГимнастика: кувырки, стойки, Подвижные игры

2.

Акробатические элементы, упр. на гимнаст. снарядах.

3.

Акробатические элементы, Упражнения на снарядах.

4.

Акробатические элементы, Упражнения на снарядах. Подвижные игры.

5.

Акробатика, эстафеты, Подвижные игры, « Пионербол» с элементами волейбола.

январь

1.

Инстр. по Т.Безоп-ти и Прав. повед. На занятиях в секции ОФП. Основы знаний Бег, ОРУ, ускорения, Подвижные игры с мячом. Обучение верхней прямой подаче мяча в волейболе.

2.

Лыжная подготовка- передвижение по пересечённой местности. Спуски и подъёмы.

3.

Лыжная подготовка: передвижение по пересечённой местности классическими ходами.

4.

Лыжная подготовка- передвижение по пересечённой местности. Спуски и подъёмы

5.

Лыжная подготовка- передвижение по пересечённой местности. Спуски и подъёмы, спуски и подъёмы. Повороты после спуска.

февраль

1.

Инстр. по Т.Безоп-ти и Прав. Поведения на занятиях в секции ОФП. Основы знаний Бег, ОРУ, ускорения, Подвижные игры с мячом.

2.

Лыжная подготовка- передвижение по пересечённой местности. Спуски и подъёмы.

3.

Лыжная подготовка - передвижение по пересечённой местности. Спуски и подъёмы,

Повороты после спуска.

4.

Лыжная подготовка - передвижение по лыжне изученными ходами . Спуски и подъёмы.

5.

Разминка. Эстафеты.» Пионербол» с элементами волейбола. Учебная игра.

март

1.

Лыжная подготовка, передвижение по лыжне изученными ходами. Эстафеты на лыжах

2.

Лыжная подготовка, передвижение по лыжне изученными ходами. Эстафеты на лыжах

3.

Лыжная подготовка, передвижение по лыжне изученными ходами. Спуски и подъёмы.

5.

Л\атлетика: беговые и прыжковые упражнения, ускорения, метание мяча в цель. «Перестрелка ».

апрель

1.

Инструктаж. по Т. безопасности и Правилам. поведения на занятиях в секции ОФП, Бег, ОРУ, эстафеты, Подвижные игры

2.

Л\атлетика: беговые и прыжковые упражнения. «Азбука мяча», подвижная игра «Белка- собачки»,Пионербол.

3.

Л\атлетика: беговые и прыжковые упражнения. Техника передачи эстафетной палочки», Пионербол.

4.

Л\атлетика: беговые и прыжковые упражнения. Техника передачи эстафетной палочки», Пионербол. Учебная игра волейбол 3*3,4*4

май

1.

Инструктаж. по Т. безопасности и Правилам. поведения на занятиях в секции ОФП, Бег, ОРУ, эстафеты, Перестрелка.Волейбол , учебная игра 3*3,4*4.

2.

Л\атлетика: беговые и прыжковые упражнения. «Азбука мяча», подвижная игра «Белка- собачки», Перестрелка. Пионербол.

3.

Л\атлетика: беговые и прыжковые упражнения. Техника передачи эстафетной палочки», Пионербол.

4.

Л\атлетика: беговые и прыжковые упражнения. «Азбука мяча», подвижная игра «Белка- собачки», Перестрелка. Пионербол


Список литературы:

1. «Комплексная программа физического воспитания »учащихся 1-11 классов. Авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич.

Издательство «Просвещение».

2. «Справочник учителя физической культуры». Авторы : П.А.Киселёв, С.Б.Киселёва, Издательство «Учитель»2008 год.

3. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» 1-4 классы. Москва «Вако» В.И.Ковалько.

4. «Лыжный спорт». Авторы: Г.В.Березин и И.М.Бутин. «Просвещение».


© 2010-2022