- Преподавателю
- Физкультура
- Формирование здорового образа жизни. Эссе
Формирование здорового образа жизни. Эссе
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бурмакина Е.А. |
Дата | 27.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
М Б О У «СОШ № 16»
Автор: Бурмакина Елена
Алексеевна
г. Братск 2012г.
Ведь ни для кого не секрет, что здоровье - самый важный жизненный фактор. Беречь здоровье и следить за ним, необходимо учиться с самого раннего возраста. Только здоровый человек может существовать в полную силу, а именно жить и радоваться жизни, наслаждаться ею.
Как показывает практика, здоровье ребенка во многом зависит от технологий семейного, дошкольного и школьного воспитания, от здорового образа жизни ребенка.
Главной моей целью является: формирование здорового образа жизни детей. Для достижения поставленной цели я решаю следующие задачи:
-
Пропагандировать здоровый образ жизни;
-
Прививать навыки закаливания организма и развивать гигиенические привычки повседневно заботиться о своем здоровье.
Опираясь на опыт передовых учителей, творчески работающих педагогов, я согласна о необходимости знаний о том, что происходит с человеческим организмом, что физкультура - это не просто физическая нагрузка, а серьезная теоретическая работа.
Поэтому я рассматриваю различные подходы и методы к организации главной составляющей образовательного процесса - урока, а также внеурочной работы и работы с родителями на сохранение и укрепление здоровья детей.
В своей деятельности на уроках я использую различные приемы и методы: наглядные, словесные, практические.
Наглядные. Использую, например, когда детей знакомлю с новыми движениями, я их показываю. При показе у детей создается правильное зрительное представление. Кроме того, даю задания понаблюдать за своими товарищами и отметить качество выполнения упражнений. Использую пособия (таблицы, рисунки, картины).
Словесные. Применяю, например, при названии упражнения, его описании, объяснении. Распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседы - все это я также использую. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений.
Практические. Практические методы применяю для создания мышечно - двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.
За свою педагогическую деятельность я пришла к выводу, что физическое воспитание и спорт являются видом общественной деятельности, осуществляемой в условиях постоянного взаимодействия с партнерами и соперниками, поэтому нельзя не учитывать социально-психологические закономерности при формировании личности ребенка.
Данные методы и приемы помогают мне создать здоровую психологическую атмосферу, как на уроках, так и во внеурочной деятельности:
-
Проявляю внимание к деятельности спортсменов высокого класса.
-
Формирую положительные черты личности у занимающихся спортом, включая лидерство.
-
Способствую устранению панического страха при выполнении упражнений у детей, слабо развитых физически.
-
Сообщаю о хороших результатах ученика.
-
Изучаю личность ребенка, работая в контакте с медицинским работником, школьным психологом, через встречи и беседы с родителями.
-
Развиваю соревновательные способности через встречи с командами других классов и школ района.
-
Воспитываю чувство коллективизма по правилу «Я - частичка команды и не имею право ее подводить».
-
Сообщаю о достигнутых результатах через рукопожатие, дружеского похлопывания по плечу и т.д.
-
Создаю вокруг ученика доброжелательное к нему отношение.
Одним из самых важных условий решения поставленных задач является правильное поэтапное построение занятий. Для формирования и развития общеучебных умений и навыков я применяю также специальные упражнения, способствующие профилактике заболеваний и закаливанию организма, общему физическому развитию. С целью закрепления двигательных навыков и умений я провожу в игровой и соревновательной формах; для успешного и эффективного закаливания я провожу эстафеты, игры на свежем воздухе, ходьбу на лыжах и т.д.
Тем самым я повышаю интерес к урокам физической культуры. В течение года я провожу анкетирование среди учеников по их отношению к моему предмету. Я счастлива, видеть, что результаты с каждым годом выше. [Приложение №1,2,3]
С целью профилактики заболеваний я применяю упражнения оздоровительной гимнастики, которые провожу в подготовительной части урока или занятия, они занимают примерно 20% от времени урока. Упражнения я подбираю так, чтобы дети различной физической подготовки могли самостоятельно их выполнять. В комплекс я включаю упражнения для укрепления всего организма, они же становятся домашним заданием:
-
упражнения для развития мышц шеи и верхней части спины;
-
упражнения для развития гибкости и «усиления» позвоночника;
-
упражнения для развития выносливости и «усиления» нижней части позвоночника;
-
упражнения, оказывающие воздействия на нервную систему, например, выполняя определенные упражнения, можно способствовать избавлению от головной боли, снять напряжения глаз, улучшить деятельность желудка;
-
упражнения для профилактики простудных заболеваний;
-
упражнения для формирования правильной осанки;
-
упражнения для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Обучающиеся выполняют данные упражнения с наибольшим интересом, что способствует снижению уровня заболеваемости учащихся. [Приложение №4]
После оздоровительной гимнастики провожу эстафеты, игры. Урок физической культуры - это фрагмент естественной жизни детей, так как в движениях дети растут, познают мир, пробуют свои силы. Движения укрепляют их, а главное несут здоровье и радость бытия. Каким бы ни было проведение уроков физкультуры, без внеклассной работы нельзя решить задачи оздоровления учащихся, воспитания морально - волевых качеств, формирования гармонично развитой личности. В школе работают спортивные секции и кружки по баскетболу, волейболу, общей физической подготовке, легкой атлетике, лыжам. Внеклассную работу представляю такой схемой:
Поскольку проектная деятельность одна из составляющих исследовательской деятельности, то результатом моей работы стали проекты: «Утренняя гимнастика», «Закаливание». Необходимо помнить, что проектирование - это не творчество в полной мере, а творчество по плану, в определённых контролируемых рамках. Тему проекта выбрали не случайно. Ведь ни для кого не секрет, что здоровье - самый важный жизненный фактор. Беречь здоровье и следить за ним, необходимо учиться с самого раннего возраста.
-
Составление дневников контроля и самоконтроля.
-
Составление режима дня ученика, с учётом его занятости во внеурочное время.
-
Сбор информации по темам:
-
Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни.
-
Утренняя гимнастика.
-
Физические качества и их связь с физическими упражнениями.
-
На всех этапах я осуществляла консультативную помощь учащимся и родителям. В ходе проведённых исследований мы пришли к выводу, что утренняя гимнастика и занятия физическими упражнениями повышают состояние здоровья и уровень физического развития.
По окончании работы над проектом у детей осталась увлечённость, заинтересованность, где каждый ребёнок смог проявить себя, как личность. У всех « проснулся» особый интерес к спорту, занятиям физической культуры, а самое главное к своему здоровью. Большая часть детей стали посещать кружки дополнительного образования.
Занятость детей во внеурочное время
Рефлексия
Почему я выбрала тему: « Исследовательский подход в обучении»? Хочется понять свою роль и значение в педагогическом процессе, проанализировать свою позицию в работе. Иногда сомневаюсь, меняю свои установки, начинаю всё сначала, порою возвращаюсь к исходной точке, учусь принимать ошибку за опыт.
Я убеждена, что творческий подход к работе, а именно, разработка и реализация образовательных здоровьесберегающих программ, проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий могут реально помочь не только физическому, но и духовному становлению ребенка.
Поэтому была разработана программа «любовь к спорту с детства», « В здоровом теле - здоровый дух»,« 100 спортивных проектов» в рамках национального проекта «Образование», которая реализуется в школе. Целью этой программы является всестороннее развитие личности на фоне доступного уровня физической культуры школьника. Главная задача программы - вооружить юношей и девушек знаниями о здоровье и способах его сохранения и укрепления. Традиционными в школе стали, проводимые дни здоровья, спортивные соревнования, праздники физической культуры.