Организация туристической работы в школе

Организация туристической работы в школе необходима с точки зрения внедрения ФГОС в учебно-воспитательный процесс. Работа туристического кружка направлена на работу учащихся и педагога по нескольким направлениям. Прежде всего, краеведение и экология, а также спортивное ориентирование, работа с туристическим снаряжением, оказание первой помощи пострадавшим и другое. Целесообразно вести кружковую работу начиная с 4 класса. Главное прививать детям на занятиях любовь и уважение к родному краю, к его...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2
















Проект: « Лучший туристический маршрут

Тацинского района Ростовской области»

( Проект, направленный на создание сельского туризма)








Автор проекта: Севрюгин Владимир Сергеевич

(Фамилия, имя, отчество)






Ст.Тацинская

2015г

ВВЕДЕНИЕ

Любовь к родному краю, к донским степям и просторам, к традициям и обычаям казаков, к истории своей малой родины, к истории своей семьи - важное звено в гражданско-патриотическом, нравственном, экологическом, эстетическом воспитании молодёжи.

Одной из форм воспитания молодёжи является создание на территории Тацинского района туристических маршрутов по интересным местам: местам боевой и трудовой славы, знакомство с обычаями и традициями населения, создание мест отдыха и т.д.

В туристических походах получают практическое применение знания, приобретённые на уроках географии, истории, математики, которые осваиваются на уроках формально и нередко остаются балластом памяти, не находящим применения.

Так А.Г. Озеров утверждает, что «…краеведческая и другая деятельность позволяет каждому творческому учителю предоставить возможность своим ученикам раскрыться «за рамками урока», расширяя их знания по предмету в пределах, зависящих от опыта педагога».

Основанием для разработки данного направления проекта послужил тот факт, что школа, общественно-молодёжные организации уделяет недостаточно внимания патриотическому воспитанию, важную роль в котором играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение родного края, прошедших исторических событий, людей, этноса, и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей. В школах имеются определённые наработки в краеведческом плане: функционируют музеи, в которых собран большой краеведческий материал об истории школ и сел, занятиях и быте населения и т.п., ведётся исследовательская работа краеведческого характера.

Для реализации проекта необходимо взаимодействие и с другими социальными объектами станицы: районной Администрации, отделом молодёжи, СДК, телевидением, районной газетой, главами сельских поселений, руководителями, библиотеками, а также с местным населением и выпускниками школ.

Маршрут разработан с учётом исторических событий, направлен на формирование школьников потребности бережного отношения к природе и истории родного края, создаются предпосылки для практического изучения истории, географии. Объекты похода - ст. Тацинская и населённые пункты Тацинского района. Протяжённость 63 км 348 м. Возраст участников похода - от 6 лет и старше - школьники, молодежь, взрослое местное население и гости станицы. Категория сложности средняя. Вид передвижения может быть различным: пеший или на автомобиле, велосипеде или с использованием лодок (сплав по реке Быстрой или реке Кагальник). Назначение маршрута весьма разнопланово: учебно-познавательное, эколого - краеведческое, спортивно - оздоровительное.

Имеется возможность ознакомиться не только с историческими объектами, но и природными достопримечательностями, а также объектами инфраструктуры нашей станицы и района. Такая форма изучения, расширяет возможности учебно-воспитательной работы средствами краеведения и полностью соответствует личностному подходу к образовательному процессу. Условия проведения требует туристического снаряжения и в зависимости от вида передвижения средств передвижения (велосипедов, автотранспорта и лодок). Количество участников в одной группе не более 15 человек. Маршрут (пеший и на велосипедах) рассчитан на 3 дня с остановками. На автотранспорте продолжительность маршрута по времени может быть сокращена до 1 дня (с 9ч до 14ч)

График движения пятница, суббота, воскресенье с 9ч до12ч.

Актуальность данного проекта обусловлена важностью патриотической, краеведческой, экологической работы на современном этапе и формированием общей культуры личностью, необходимостью знать и изучать родные места, подрастающего поколения с историей своего края.

Инновационность данного проекта заключается в исследовательской работе и умением её представить. В связи с переходом на Федеральные государственные общеобразовательные стандарты и компетентный подход необходимо создать благоприятные условия для практико-ориентированного подхода и развития личности ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации.

Творческое сотрудничество учителей и учеников, всё это должно стать многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций в эколого - краеведческом направлении, а также воспитывать у молодёжи уважение к прошлому своей Родины, своего района, села, школы.

Таким образом, данный проект ориентирован на молодёжь разного возраста, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы и истории родного края.





Паспорт проекта: «Туристические маршруты

Тацинского района Ростовской области

Номинация

Туристический маршрут

Название

Лучшие туристические маршруты Тацинского района Ростовской области


ФИО автора


Севрюгин Владимир Сергеевич


Цели и задачи проекта

- подготовка нравственно и физически образованных, компетентных, квалифицированных личностей и специалистов, владеющих мировоззрением и общей культурой.

-воспитание любви к родному краю;

-воспитание культуры поведения молодых людей в общественных местах;

- воспитание патриотизма, трудолюбия и ответственности за порученное дело;

-углубление и расширение

краеведческих, этнографических знаний молодёжи;

-развитие туристических навыков.

-формирование культурной личности;

-формирование и развитие

исследовательских навыков;

-развитие познавательной, творческой и общественной активности молодёжи в ходе краеведческой деятельности;

-формирование чувства бережного

отношения к истории родного края;

- развитие связей на основе социального партнёрства со школами, детскими садами, Домом творчества, реабилитационным центром, СДК, библиотекой и др.


Описание маршрута № 1

1.Протяжённость, с указанием начала и окончания

Протяженность -63 км 348 м

Начало - Тацинский районный музей боевой и трудовой славы

Окончание - Храм Покрова пресвятой Богородицы

2.Тематика (познавательный, спортивно - оздоровительный, экологический, и другие)

Эколого - краеведческая,

Спортивно - оздоровительная

3.Категория сложности

Средняя

4.Вид передвижения

Пеший, автомобильный, велосипедный, на лодках

5.Целевая категория туристов (группы подготовленных спортсменов, детские или семейные группы, возрастные характеристики и другие особенности)

Группы детей, семейные группы,

взрослые жители, гости района

Возраст от 6 лет и старше

6.Условия проведения (наличие у туристов необходимой экипировки, снаряжения и др.)

Требуется туристическое снаряжение. Велосипеды, автотранспорт, лодки в зависимости от вида передвижения

7.Предполагаемое количество туристов в одной группе

15 человек

8.График движения (по дням и часам)

Пятница: с 9ч до12ч - (1 день)

Суббота: с 9ч до12ч - (2 день)

Воскресенье: с 9ч до12ч - (3 день)

9.Точное указание расположенных остановок (мест ночлега), иллюстрированный материал при наличии разметки на маршруте: оборудование места остановок, указатели и др.


Прилагается

10.Текстовое описание объектов (природных, культурных, спортивных и др.) и мероприятий (культурные и национальные праздники, спортивные мероприятия и другие события) с рекомендуемым сроком посещения в свободной форме


Прилагается

11.Картографический материал

Прилагается

12.Презентация проекта на электронном носителе

Прилагается

13.Дополнительная информация

Прилагается

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель проекта: - познакомиться с историческими объектами, природой, людьми, достопримечательностями Тацинского района.

- воспитывать любовь к Родине, ответственность за свой край.

Задачи:

Главной целью туристско-краеведческого образования для молодёжи должно стать подготовка образованных, компетентных, квалифицированных специалистов, владеющих мировоззрением, общей культурой, патриотов своей страны.

Направления:

Эколого-краеведческое - маршрут: музей боевой и трудовой славы района, места боевой славы станицы и района, значимые объекты для развития и жизни людей в разные годы, природа и места отдыха жителей)

Спортивно-оздоровительное - имеется возможность со знакомством деятельности спортивного клуба, проведение спортивных соревнований и турниров на свежем воздухе (футбол, волейбол, спортивная рыбалка, скалолазание, спортивное ориентирование, шахматы и шашки и т.д.)

Форма: поход
Методы: словесный, наглядный.

Формы работы с молодёжью:

  • экскурсии и туристические походы;

  • социальная реклама на телевидение;

  • создание молодёжных проектов и участие в конкурсах и викторинах;

  • внеклассная работа по предметам и урочная деятельность;

  • социальные опросы и мониторинги;

  • экскурсии по историко-культурным достопримечательностям;

  • экскурсии в историко-краеведческие музеи;

  • просмотр видеофильмов;

  • предоставление экскурсионных услуг;

  • пополнение экспозиции краеведческого музея новыми экспонатами.

Особенности содержания проекта:

- Деятельностный подход: активное участие молодёжи в работе по изучению истории родного края, в проведении массовых экологических, спортивных, краеведческих мероприятий, в пропагандистской этой работы работе.

- Системность: анализ проблем на региональном и локальном (местном) уровне, комплексное всестороннее изучение вопроса, выработка рекомендаций и плана работы;

- Спиралевидность: постепенное расширение содержания деятельности, формирование банка данных, обобщение опыта работы, освещение в СМИ и интернете положительного опыта в работе с молодёжью;

- Отчётность: ежегодная отчётность на встречах с населением, через СМИ и перед депутатами молодёжного парламента о проделанной работе и планах дальнейшего развития.

Туристические маршруты представляют собой этапы знакомства с важнейшими памятными местами и объектами станицы Тацинской и Тацинского района. Маршрут - это разновидность организационного движения на местности людей для проведения учебной, научно-исследовательской, опытной, поисково-краеведческой, экологической, спортивно - оздоровительной, пропагандистской работы.

Туристско-краеведческая маршрут - своеобразный учебно - обучающий «кабинет». Этим определяется ряд требований к ее организации: выбор маршрута, состав экскурсионных объектов, исследовательской работы, подготовке экскурсоводов.

Выбор маршрута

При выборе туристских маршрутов целесообразно учитывать ряд основных условий: доступность, достаточная посещаемость зоны маршрута, историческая ценность и информационная емкость маршрута.

Чтобы раскрыть смысл и основ­ные приемы выбора маршрута необходимо дать крат­кую характеристику трех глав­ных требований, которым он должен удовлетворять:

  1. Привлекательность маршрута для посетителей это его значимость, он должна быть особенным. Это достигается через интересные, памятные места, особо привлекательные исторические достопримечательности.

Критерием выбора маршрута могут стать и нали­чие памятников и историчес­кие места. Сюда входят и объекты, соединяющие в себя историческую ценность.

2. Доступность для посетителей - одно из самых главных требований при проектировании маршрута. Сам маршрут не должна представлять боль­шой опасности или сложности для прохождения ,чтобы физическая усталость не мешала способности к стремления к познания.

3. Информативность,- способность удовлетво­рять познавательные потребности людей. С информативностью маршрута связано и то обстоя­тельство, что маршруты создаются там, где есть большое количество уникальных объектов, пользующихся заслуженным вниманием и интересом у населения.

Подготовка к походу

Провести полноценный по информативности поход по маршруту непросто даже квалифицированному учителю, поскольку исторические, экологические, медицинские и другие знания требуют от руководителя похода постоянной широ­кой эрудиции и наблюдательности, отличного знания местных условий.

Поэтому в организации по маршруту большое значение имеет предварительная ин­формация участников о характере объектов на маршруте, достопримечательностях маршрута.

Информацию о походе составляют на основе предварительно подготовленных исследовательских материалов. Самостоятельная исследователь­ская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важней­шее качество личности - убежденность, которая опира­ется не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной идеей данного проекта станет организация интересной, содержательной, общественно значимой и практической деятельности молодёжи с позиции комплексного познания и изучения родного края с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности гражданина, в познании себя; личного практического вклада каждого в дело изучения родного края.

Конечным продуктом данного проекта должны стать следующие результаты:

- приобретение учащимися знаний истории родного края;

- прокладывание и оборудование эколого - туристических маршрутов (троп)

- овладение молодыми людьми навыками изучения и описания исторических объектов;

- более широкое практическое использование краеведческого материала в образовательном процессе;

- пропаганда исторических и экологических знаний;

- развитие социального партнёрства;

- воспитание у молодёжи правовой культуры, гражданско - правовой, экологической культуры поведения.

Системный подход в изучении родного края, в воспитании любви к и истории своего народа, ответственности и порядочности, формирование гражданско-правового мировоззрения подрастающего поколения - главная цель работы с молодёжью.






Схема похода по маршруту № 1


Районный музей боевой и трудовой славы

Организация туристической работы в школе



Мемориал «Прорыв»

Организация туристической работы в школе



х. Гремучий

Организация туристической работы в школе



Мемориал «Саланг»

Организация туристической работы в школе



х. Карпово - Обрывский

Организация туристической работы в школе



х. Маслов

Организация туристической работы в школе



х. Потапов


Организация туристической работы в школе




Храм Покрова пресвятой Богородицы в ст. Тацинской


Технологическая карта похода по маршруту № 1


Участки (этапы)

перемещения по маршруту

Места остановок

Объект показа

Про-

должи-

тельность

Основное содержание информации

Указания по организации

Методические указания

1.Районный музей боевой и трудовой славы

Улица Соревнования

Ст. Тацинская

Музей боевой и трудовой славы, главный вход.

История создания, знакомство с основными

экспози

циями

Правилами поведения у памятных мест и памятников

Рассказ и демонстрация, перечисление основных фактов возникновения музея.

  1. Мемориал «Прорыв»

Федеральная трасса Волгоград - Ростов (202 км)

Мемориал «Прорыв»

30 мин

Рассказ об операции «Малый сатурн» и подвиге танкистов бадановцев

Рассказ о памятнике

Правилами поведения у памятных мест и памятников Объяснить порядок осмотра объекта, напомнить о правилах безопасности

Участники освобождения земли Тацинской

  1. Х. Гремучий

Молодёжный центр

Музей участников боевых действий в Афганистане и Чечне

О современных героях ратной доблести, наших земляках.

Правилами поведения у памятных мест и памятников Объяснить порядок осмотра объекта, напомнить о правилах безопасности

Познакомить с известными людьми и героями войны в Афганистане и Чечне

4.Мемориал «Саланг»

Федеральная трасса Волгоград - Ростов (212 км)

Памятник БТР.

.

О современных героях ратной доблести, наших земляках.

Объяснить порядок осмотра объекта, напомнить о правилах безопасности

Правилами поведения у памятных мест и памятников

Познакомить с известными людьми и героями войны в Афганистане.

Обед солдатской кухне в кафе «Саланг»

  1. Х. Карпово- Обрывский

Церковь, родники, колодец

Церковь, родники, колодец

История хутора и церкви. Посещение родников и колодца, рассказ о силе воды.

Объяснить порядок осмотра объекта, напомнить о правилах безопасности

Рассказ и демонстрация, перечисление основных фактов и событий

  1. Х. Маслов

Лысая гора. МБОУ Масловская СОШ

Лысая гора. МБОУ Масловская СОШ

Знакомство с Белым яром. Рассказ о нём.

Скалолазание.Встреча с членами военно-спортивного клуба «Каскад». Проведение турнира по рукопашному бою (показательные выступления членов клуба

Возложение цветов к памятникам.

Правилами поведения у памятных мест и памятников

Объяснить порядок осмотра объекта, напомнить о правилах безопасности

Рассказ и демонстрация, перечисление основных фактов и событий. Обед солдатской кухни.

  1. Х. Потапов

Берег р.Быстрой,

Емелина роща, казачий пруд

Берег р.Быстрой,

Емелина роща, казачий пруд


Ромашковая поляна,- место проведения реконструкции исторических событий. Рассказ о событиях и походе князя Игоря. Каяльские чтения.

Субботник. Туристический турнир, спортивная рыбалка.

Объяснить порядок осмотра объекта, напомнить о правилах безопасности

Рассказ и демонстрация, перечисление основных фактов и событий. Знакомство с деятельностью клуба «Каскад» Проведение субботника и спортивных соревнований и турниров.

Обед донской кухни (уха, борщ, сало, взвар)

  1. Ст. Тацинская

Пл. Калинина 5

Храм Покрова пресвятой Богородицы

Храм Покрова пресвятой Богородицы

30 мин

Посещение храма. Встреча с настоятелем храма отцом Ростиславом.

Правилами поведения у памятных мест и памятников, а также святынь.

Рассказ и демонстрация, перечисление основных фактов и событий. Истории создания храма и значения православия в жизни каждого русского человека.






14

© 2010-2022