- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа по физической культуре 7 класс
Рабочая программа по физической культуре 7 класс
Раздел | Физкультура |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бородина О.Л. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тематическое планирование 7 класс
Пояснительная записка
Программа по физической культуре соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Составлена на основе «Примерных программ общего образования по физической культуре» , авторской программы «Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1 - 11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011 г)
Изучение физической культуры в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,
-
целостном развитии физических и психических качеств,
-
творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели настоящая программа для обучающихся основной школы ориентируется на решение следующих задач:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности, процессов и свойств личности.
Требования у уровню подготовки обучающихся.
Знать и иметь представление:
- об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
- о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
- о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
- о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
- о физических качествах и общих правилах их тестирования;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
- о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Уметь:
- вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
- составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специальности;
- организовывать и проводить самостоятельные занятия;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе физической культурой.
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма при занятиях физическими упражнениями;
- пользоваться современным спортивным инвентарём.
Учебно - тематический план
№
п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Всего
Контроль
Практические работы
1
Основы знаний о физической культуре
В процессе урока
-
-
2
Легкая атлетика
30
11
-
3
Спортивные игры (волейбол)
12
1
4
Лыжная подготовка
21
5
5
Гимнастика с элементами акробатики
21
4
6
Спортивные игры (баскетбол)
18
3
Всего:
102
21
ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ 7 КЛАССА
Кол - во часов
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
1
Основы знаний
В процессе уроков
2
Легкая атлетика
30
15
15
3
Спортивные игры (волейбол)
12
12
4
Гимнастика с элементами акробатики
21
21
5
Лыжная подготовка
21
21
6
Спортивные игры (баскетбол)
18
9
9
Всего часов
102
27
21
30
24
Содержание предмета физическая культура включает следующие разделы:
-
«Знания о физической культуре»;
-
«Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент);
-
«Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры», «Физическая культура и спорт в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». В этих темах приводятся сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
В разделе «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» представлены задания, которые ориентированы на активное включение обучающихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя такие темы, как «Организация и проведение занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Наиболее представительным по объему учебного содержания является раздел «Физическое совершенствование», который ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя следующие темы: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» и «Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью».
VII КЛАСС
Знания о физической культуре
История физической культуры. Основные этапы развития олимпийского движения в России (СССР), выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх современности. Краткая характеристика избранного вида спорта (смысл состязательной деятельности и общие правила соревнований, появление и развитие данного вида спорта в России, его представительство на Олимпийских играх, выдающиеся отечественные и зарубежные спортсмены в данном виде спорта). Краткие сведения о проведении Олимпийских игр в СССР в 1980 г. (виды состязаний и место их проведения, число участников, символика и т. п.).
Базовые понятия физической культуры. Техника движений и ее основные показатели, общие представления о пространственных, временных и динамических характеристиках движений. Двигательный навык и двигательное умение как качественные характеристики освоенности движений. Особенности освоения двигательных действий (этапность, повторность, вариативность). Основные правила освоения движений: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному. Самостоятельные занятия по освоению движений, характеристика подводящих и подготовительных упражнений.
Физическая культура человека. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности человека (воли, смелости, трудолюбия, честности, этических норм поведения). Правила организации мест занятий оздоровительной ходьбой и бегом, выбора одежды и обуви в зависимости от времени года и погодных условий.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Организация досуга средствами физической культуры. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения занятий по самостоятельному освоению двигательных действий (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки). Подбор подводящих и подготовительных упражнений при освоении новых двигательных действий (физических упражнений). Составление плана занятий по самостоятельному освоению двигательных действий (совместно с учителем).
Последовательное выполнение частей занятия по освоению двигательных действий с соответствующим содержанием (согласно плану занятий). Наблюдение за выполнением движений с использованием эталонного образца, нахождение ошибок и их исправление.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Простейший анализ и оценка техники осваиваемого упражнения по методу сличения его с эталонным образцом. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий. Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности; еженедельное обновление комплексов утренней зарядки и физкультминуток, содержания домашних занятий по развитию физических качеств и освоению двигательных действий (с графическим изображением).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития и полового созревания. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для регулирования массы тела и коррекции фигуры с учетом индивидуальных особенностей физического развития.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. Гимнастика с основами акробатики (21 ч). Организующие команды и приемы: передвижение в колонне с изменением длины шага по команде: «Короче ШАГ!», «Полный ШАГ!», «ПолШАГА!»; выполнение команд на месте: «Полповорота напра-ВО!», «Полповорота нале-ВО!».
Акробатическая комбинация (мальчики): из упора лежа упор присев, кувырок назад, стойка на лопатках, развести и свести ноги, группировка, перекат назад, упор присев, кувырок вперед в упор присев, встать в основную стойку.
Передвижения по гимнастическому бревну (девочки): стилизованные прыжки на месте и с продвижением вперед; стилизованные ходьба и бег; поворот на 180°; соскок прогнувшись с короткого разбега толчком одной.
Легкая атлетика (30 ч). Прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжок в высоту способом «перешагивание». Эстафетный бег. Кроссовый бег (бег по пересеченной местности с преодолением препятствий). Равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем).
Упражнения общей физической подготовки.
Лыжные гонки (21 ч). Одновременный двухшажный ход. Передвижение с чередованием одновременного одношажного и двухшажного хода с попеременным двухшажным ходом. Повороты упором. Преодоление естественных препятствий на лыжах способами перешагивания, перелезания. Спуски в низкой стойке. Прохождение учебных дистанций (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися).
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры
Баскетбол (18 ч). Повороты с мячом. Остановка прыжком. Передачи мяча на месте с пассивным сопротивлением. Сочетание приемов передвижений и остановок игрока. Бросок мяча двумя руками от головы с места с сопротивлением. Ведение мяча с сопротивлением. Передача мяча в тройках со сменой мест. Игрв в баскетбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
Волейбол (12 ч). Прямая верхняя подача мяча через сетку. Нижняя прямая подача мяча. Стойка и перемещение игрока. Прием мяча снизу двумя руками. Нападающий удар после подбрасывания партнером. Тактика свободного нападения. Игра в волейбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
Календарно - тематическое планирование
№ п\п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Примечание
Легкая атлетика
15
1
Инструктаж по технике безопасности на занятиях по легкой атлетике. Бег на короткие дистанции.
1
2
Низкий старт. Бег на короткие дистанции.
1
3
Низкий старт. Прыжок в длину с разбега.
1
4
Стартовый разгон. Бег 60 м на результат. Прыжок в длину с разбега.
1
Контроль м 9,5; 9,8; 10,2 д. 9,8; 10,4; 10,9
5
Стартовый разгон. Прыжок в длину с разбега.
1
6
Прыжок в длину с разбега. Эстафеты. Тест на выносливость 1500 м.
1
М: 7.30-7.50-8.10
Д: 8.00-8.20-8.40
7
Прыжок в длину с разбега. Метание мяча на дальность.
1
Контроль м 360; 340; 320 д. 340; 320; 300
8
Метание мяча на дальность.
1
9
Метание мяча на дальность. Прыжок в высоту.
1
Контроль
М: 35- 30 - 28
Д: 28- 24-20
10
Прыжок в высоту. Эстафеты.
1
11
Прыжок в высоту. Преодоление препятствий.
1
Контроль:
3 попытки 3-2-1
12
Преодоление препятствий.
1
Контроль м: 120-115-110
Д:115-110-100
13
Преодоление препятствий. Спортивная игра «Лапта»
1
14
Прыжок в длину с места. Спортивная игра «Лапта»
1
15
Бег 1500 м.
1
Без учета времени.
Спортивные игры (волейбол)
12
16 (1)
Стойка и перемещение игрока. Правила ТБ на уроках спортивных игр
1
17 (2)
Передача мяча сверху двумя руками на месте. Терминология игры
1
18 (3)
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед.
1
19 (4)
Передача мяча сверху двумя руками после перемещения вперед.
1
20(5)
Верхняя, нижняя передачи мяча.
1
21 (6)
Передачи мяча над собой. Нижняя прямая подача мяча.
1
22(7)
Комбинации из освоенных элементов (прием, передача, удар). Передачи мяча над собой.
1
23 (8)
Комбинации из освоенных элементов. Тактика свободного нападения.
1
24(9)
Тактика свободного нападения.
1
25(10)
Прямой нападающий удар после подбрасывания партнером.
Комбинации из освоенных элементов.
1
26 (11)
Прямой нападающий удар после подбрасывания партнером. Позиционное нападение с изменением позиций.
1
27 (12)
Позиционное нападение с изменением позиций. Комбинации из освоенных элементов.
1
Контроль техники
Гимнастика с элементами акробатики - 21 час
28 (1)
Правила ТБ на уроках гимнастики.. Выполнение команд: «Полоборота направо!». Висы.
1
29 (2)
Выполнение команд: «Полоборота направо!», «Полоборота налево!». Висы.
1
30(3)
Выполнение команд: «Полшага!», «Полный шаг!». Подтягивание в висе. Эстафеты.
1
31 (4)
Подтягивание в висе.
1
32(5)
Упражнения на гимнастическом бревне.
1
33(6)
Опорный прыжок. Прикладное значение гимнастики.
1
34(7)
Техника выполнения опорного прыжка согнув ноги.
1
35 (8)
Техника выполнения опорного прыжка ноги врозь.
1
36(9)
Опорный прыжок. Мост из положения стоя.
1
37(10)
Кувырок вперед в стойку на лопатках.
1
38(11)
Кувырок назад в полушпагат. Мост из положения лежа.
1
39(12)
Кувырок назад в полушпагат.
1
40(13)
Кувырок вперед в стойку на лопатках. Мост из положения стоя.
1
Контроль техники
41(14)
Кувырок назад в полушпагат.
1
Контроль техники
42 (15)
Мост из положения стоя.
1
Контроль техники
43(16)
Стойка на голове с согнутыми ногами.
1
44 (17)
Стойка на голове с согнутыми ногами. Лазание по гимнастической стенке.
1
45(18)
Акробатические комбинации.
1
46(19)
Акробатическое соединение.
1
Контроль техники
47(20)
Ритмическая гимнастика.
1
48(21)
Ритмическая гимнастика и ОФП
1
Лыжная подготовка - 21 час.
49 (1)
Инструктаж по технике безопасности на уроках лыжной подготовки. Попеременный двухшажный ход.
1
50(2)
Одновременный бесшажный ход. История лыжного спорта.
1
51(3)
Попеременный двухшажный ход. Основные правила соревнований.
1
52(4)
Попеременный двухшажный ход.
1
Контроль техники
53(5)
Чередование различных лыжных ходов.
1
54(6)
Повороты переступанием.
1
55(7)
Повороты переступанием и прыжком нам лыжах.
1
Контроль техники
56(8)
Преодоление естественных препятствий на лыжах
1
57(9)
Преодоление препятствий на лыжах
1
Контроль техники
58(10)
Торможение «упором»
1
59(11)
Поворот «упором»
1
60(12)
Торможение и поворот «упором»
1
61(13)
Преодоление небольших трамплинов.
1
62(14)
Подъемы на склон и спуски со склона.
1
63(15)
Подъемы на склон и спуски со склона.
1
64(16)
Передвижение на лыжах с применением разученных ходов.
1
65(17)
Прохождение дистанции 1 км на результат.
1
Контроль (мин) м:6 - 6.30 -7.30 д: 6.30- 7.00 - 8.00
66(18)
Спуски с горы с торможением.
1
67(19)
Бег на лыжах с применением разученных ходов.
1
68(20)
Прохождение дистанции 2 км на результат.
1
Контроль (мин) м:13 - 14 -14.30 д: 14 - 14.30 - 15.00
69(21)
Игра «Эстафета с передачей палок».
1
Спортивные игры (баскетбол) - 18 часов.
70 (1)
Инструктаж по ТБ на уроках спортивных игр. Стойка баскетболиста, ведение и броски мяча.
1
71(2)
Ведение и броски мяча.
1
72(3)
Броски мяча в баскетбольную корзину.
1
73(4)
Вырывание и выбивание мяча.
1
74(5)
Передача одной рукой от плеча
1
75(6)
Вырывание и выбивание мяча, передача одной рукой от плеча
1
76(7)
Бросок мяча одной рукой от плеча с места с сопротивлением.
1
Контроль техники
77(8)
Ведение мяча с сопротивлением.
1
78(9)
Передача мяча в тройках со сменой мест. Штрафной бросок
1
Контроль техники
79 (10)
Сочетание приемов передвижений и остановок.
1
80(11)
Передача мяча в тройках со сменой мест.
1
81 (12)
Сочетание приемов передвижений и остановок. Передача мяча в тройках со сменой мест.
1
82(13)
Передача мяча в тройках со сменой мест. Учебная игра.
1
83(14)
Передача мяча в тройках со сменой мест. Позиционное нападение.
1
Контроль техники
84(15)
Ведение мяча.
1
85 (16)
Тактические действия.
1
86(17)
Игра по правилам, вбрасывание мяча.
1
87(18)
Вбрасывание мяча.
1
Легкая атлетика - 15 часов
88 (1)
Преодоление препятствий. Понятие о темпе упражнения. Инструктаж по ТБ на уроках легкой атлетики.
1
89(2)
Преодоление препятствий. Специальные беговые упражнения.
1
90(3)
Преодоление препятствий. Понятие о ритме упражнения
1
91(4)
Преодоление вертикальных препятствий. Понятие об объеме упражнения
1
92(5)
Прыжки в высоту с разбега.
1
93(6)
Прыжки в высоту с разбега. Метание в цель.
1
94(7)
Прыжки в высоту с разбега. Метание в цель. Челночный бег.
1
95(8)
Прыжки в высоту с разбега. Челночный бег. Эстафеты.
1
Контроль
м110;100-90;85 д105;100-85;80
96(9)
Прыжки в длину с разбега (приземление). Прыжки в длину с места, бег 30м (тесты).
1
97(10)
Высокий старт. Прыжки в длину с разбега (подбор разбега). Метание мяча на дальность.
1
98(11)
Бег на результат 60 м. Прыжки в длину с разбега. Подтягивание (тест)
1
Контроль м10,00;10,1;11,2 д10,4;10,5-11,6; 11,7
99(12)
Метание мяча на дальность. Прыжки в длину с разбега на результат.
1
Контроль м 340;339-261;260 д 300;299-221; 220
100(13)
Метание мяча на дальность.
1
101(14)
Метание мяча на дальность на результат. Бег в равномерном темпе 12 минут
1
Контроль м 34;33 -21;20
Д. 21; 20-15;14
102(15)
Бег 1000 м на результат. Метание на заданное расстояние.
1
Контроль м4,45;4,46-6,45; 6,46 д5,20;5,21-7,20; 7,21
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Тематический план ориентирован на использование следующих учебных пособий и материалов:
-
Пособие для обучающихся:
- Лях В.И., Зданевич Физическая культура: учебник для учащихся 5-7 классы. - М.: Просвещение, 2010г.;
-
Пособие для учителя:
- Журнал «Физическая культура в школе».
- Кузнецов В.С., Колодницкий, Г.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. -., 2009.
- Лёгкая атлетика в школе /под ред. Г.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.А. Колодницкого. - М., 2008.
- Макаров А.Н. Лёгкая атлетика. - М., 1990.
- Настольная книга учителя физической культуры /под ред. Л.Б.Кофмана. - М., 2009.
- Практикум по лёгкой атлетике /под ред. И.В.Лазарева, В.С. Кузнецова, Г.А.Орлова. - М., 2009
- Спортивные игры на уроках физкультуры /ред. О.Листов. - М.,2011.
- Спорт в школе /под ред.. И.П.Космина, А.П. Паршикова, Ю.П.Пузыря. - М., 2009.
- Урок в современной школе /ред. Г.А Баландин, Н.Н. Назаров, Т.Н.Казаков. - М., 2008.
- Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры /под ред. Э.Найминова. - М., 2010.
10