- Преподавателю
- Физкультура
- Физическая культура и здоровый образ жизни
Физическая культура и здоровый образ жизни
Раздел | Физкультура |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бокшан В.Л. |
Дата | 25.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА
«СИБИРСКИЕ МЕДВЕДИ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
На тему: Физическая культура и здоровый образ жизни
Выполнила: инструктор-методист МБОУ ДОД СДЮСШОР
«Сибирские медведи» Бокшан В.Л.
г. Новый Уренгой, 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Физическая культура - основной элемент здорового
образа жизни 5
1.1. Воспитание физической культуры и здоровье 5
1.2. Физическая культура и педагогическое взаимодействие
в профилактике ЗОЖ 10
Глава 2. Здоровый образ в жизнедеятельности школьников 12
2.1. Здоровый образ жизни 12
2.2. Профилактическая деятельность против вредных привычек 24
Глава 2. Экспериментальная часть. Формирование здорового
образа жизни школьников в условиях школы-интерната 26
3.1. Механизм реализации методических указаний 26
3.2. Результаты исследования 30
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Введение
В настоящее время здоровье населения России характеризуется низкими показателями. Негативные процессы идут давно, но в последние годы они стали угрожать существованию нации. Сейчас нет практически ни одного показателя здоровья и социального благополучия, который не претерпел бы резкого ухудшения.
Физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который, в свою очередь, - не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.
Здоровый образ жизни - совокупность духовных ценностей и фактических деятельностных форм по сохранению здоровья и обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека. Сущностью здорового образа жизни является обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем, связей индивида и общества.
Формирование здорового образа жизни - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей, одним из главных в котором является развитие физической культуры личности. Проблема здорового образа жизни особенно важна в детском и подростковом возрасте, когда закладываются и развиваются знания, умения и навыки физической культуры. Одной из важнейших задач современных образовательных учреждений является укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни. Поэтому тема курсовой работы очень актуальна.
Принимая во внимание все вышеуказанное, цель данной работы - изучение и исследование оптимальных условий и методов для воспитания физической культуры и формирования здорового образа жизни школьников.
Объектом исследования выступают сами школьники и направленный оздоровительный комплекс мероприятий.
Предмет исследования - процесс воспитания физической культуры и формирование здорового образа в процессе жизнедеятельности школьников.
Гипотеза. Воспитание физической культуры и формирование здорового образа жизни школьников:
1) должны начинаться на самых ранних стадиях развития, в комплексе мероприятий;
2) взаимосвязано с развитием индивидуальных возрастных особенностей;
3) оказывает оздоровительное воздействие на организм занимающихся.
Задачи: 1) Изучить литературу по теме исследования;
2) Изучить причины нарушений физиологических функций и систем организма у школьников;
3) Провести коррекционно-педагогическую работу с детьми по воспитанию физической культуры и формированию здорового образа жизни на основе индивидуализации и дифференциации педагогических методов и средств.
Работа имеет практическую значимость, которая выражается в изложении теоретических физиологических и методологических сведений, включении методов диагностики, создании условий, способствующих формированию здорового образа жизни.
Методы исследования: а) теоретический анализ методической литературы по проблеме; б) метод наблюдения; в) методы педагогического исследования с использованием стандартных методик.
Глава 1. Физическая культура - основной элемент
здорового образа жизни
1.1. Воспитание физической культуры и здоровье
Здоровье человека зависит от генетических факторов, состояния окружающей среды, медицинского обеспечения, условий и образа жизни. Наибольшее значение для здоровья человека имеет образ жизни, а основной элемент здорового образа жизни - высокая физическая культура.
Физическая культура составляет важную часть общей культуры общества, всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека.
Для формирования здорового образа жизни школьников в процессе физического воспитания необходимы: стимулирование процессов роста и гармоничное развитие; совершенствование закаливания организма; рост устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.
Научно обоснованное и правильно организованное физическое воспитание должно благотворно влиять на молодой организм: способствовать гармоничному физическому и психическому развитию; расширять двигательные возможности; повышать защитно-приспособительные реакции и усиливать устойчивость организма к простудным заболеваниям. Принцип оздоровительной направленности физического воспитания создает методологическую установку: укреплять, улучшать, совершенствовать здоровье. При этом ответственная роль в использовании возможностей, предоставляемых физической культурой и спортом, для укрепления здоровья принадлежит специалисту физкультуры.
Как одно из важнейших отправных методологических положений физической культуры принцип оздоровительной направленности обязывает: при выборе средств, форм и методов физического воспитания исходить из их возможной оздоровительной эффективности; планировать и регулировать функциональные физические нагрузки школьников в процессе выполнения физических упражнений в соответствии с закономерностями возрастно-полового развития, их функциональными особенностями и возможностями. Физические упражнения в системе физического воспитания по своему биологическому механизму воздействия на человека предоставляют широкие возможности достичь значительного оздоровительного эффекта. [ 2]
Воспитание физической культуры - неотъемлемая часть общего воспитания личности школьника. Способствуя формированию двигательных навыков, совершенствованию таких качеств, как быстрота, сила, выносливость, ловкость, оно формирует ряд морально-волевых качеств: смелость, решительность, настойчивость.
Наибольший оздоровительный эффект занятий физической культурой и спортом возможен только при применении широкого комплекса средств (физические упражнения, их режим, применение закаливающих процедур, характер и режим питания). Физическая культура имеет большое оздоровительное и профилактическое значение не только для здоровых учащихся, но и для тех, у кого имеются некоторые отклонения в физическом развитии, в состоянии опорно-двигательного аппарата (дефекты осанки, деформации позвоночника, уплощения стоп), а также различные заболевания внутренних органов, и, прежде всего, сердечно-сосудистой системы.
Очень важен также гигиенический режим занятий: систематичность, регулярность, разносторонность и постепенное увеличение физических нагрузок. При перерывах в занятиях и тренировках необходимо начинать с более легких нагрузок по сравнению с теми, которые применялись до перерыва. Напряженные упражнения должны чередоваться с легкими, с упражнениями на расслабление. Нагрузки на различные мышечные группы также необходимо чередовать на разных этапах тренировки или занятий. В противном случае возможна перетренировка, а в итоге - плохое субъективное состояние спортсменов.
Степень положительных изменений в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна (в определенных физиологи- ческих границах) объему и интенсивности физических нагрузок. Чем интенсивнее физические нагрузки, тем мощнее процессы восстановления.
Двигательную нагрузку необходимо дозировать с учетом индивидуальных реакций на нее, суточной и сезонной ритмики основных физиологических функций, умственной и физической работоспособности, возрастных морфологических и функциональных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов.
Физическое воспитание детей и подростков направлено на общее оздоровление. Научно обоснованное и правильно организованное физическое воспитание детей должно благотворно влиять на растущий организм: способствовать гармоничному физическому и психическому развитию; расширять двигательные возможности; повышать защитно-приспособительные реакции и усиливать устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешних факторов; вырабатывать у детей и подростков оптимизм и бодрость; создавать условия для высокопродуктивной учебы и высокопроизводительного труда.[8]
Соответствие объема и характера физических нагрузок возрастно-половым функциональным возможностям и особенностям организма занимающихся - один из важнейших принципов физического воспитания. Рассмотрим физиологические механизмы оздоровительного воздействия занятий физической культурой и спортом на организм занимающихся.
Выдающиеся физиологи И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Н.Е.Введенский, А. А. Ухтомский неоднократно подчеркивали существование тесной связи между здоровьем человека и характером и объемом его мышечной работы. Ограничение объема и интенсивности движений (гипокинезия и гиподинамия) или их избыточный объем и интенсивность (гипердинамия и гиперкинезия) нарушают течение всех жизненных процессов. Движение, по словам И. П. Павлова, есть главное проявление жизни. Развитие двигательных навыков в процессе занятий физической культурой и спортом особенно важно для растущего организма ребенка в период создания сложных условных двигательных рефлексов, когда в силу чрезвычайной пластичности центральной нервной системы, с одной стороны, быстро образуются, совершенствуются и закрепляются важнейшие двигательные навыки, с другой - создаются нежелательные условные рефлексы, как плохая осанка, вызывающая в дальнейшем деформации позвоночника, неправильное дыхание и другие нарушения.
Физические упражнения влияют не только на двигательную функцию ребенка, их применение стимулирует деятельность всего организма, и в частности коры головного мозга. При выполнении физических упражнений растущий организм обогащается все усложняющимися двигательными условно-рефлекторными связями; создаются и закрепляются новые двигательные умения, облегчающие овладение различными трудовыми навыками. Систематические занятия физической культурой и спортом благоприятно влияют на физическое развитие ребенка и подростка. При этом не только улучшаются такие функциональные показатели, как жизненная емкость легких, сила кистей и мышц спины, но благодаря лучшему развитию всего опорно-двигательного аппарата происходит увеличение массы и роста ребенка, повышается сопротивляемость простудным заболеваниям.
Уровень физической подготовленности детей и подростков зависит от объема их двигательной активности. Развитие основных физических качеств у юных спортсменов на 15 - 25% выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. При этом у девочек-спортсменок уровень развития всех физических качеств с возрастом повышается. В отличие от девочек, не занимающихся спортом, у них не снижаются темпы развития физических качеств в 16 - 17 лет.
В процессе занятий физической культурой увеличивается кровоток и соответственно показатели гемодинамики, изменяется состояние сердца и кровеносных сосудов. При систематических занятиях - значительно нарастает как абсолютный, так и относительный объем крови. Систематическая тренировка приводит к снижению частоты пульса, кровяного давления и поглощения кислорода.
Объем работы дыхательного аппарата в процессе занятий физической культурой и спортом увеличивается в соответствии с ростом газообмена. У юных спортсменов в покое снижается частота дыхания и увеличивается вентиляция легких как за счет углубления, так и за счет учащения дыхательных движений. Во время физических упражнений глубина дыхания не превышает 30-40% от величины ЖЕЛ, а частота дыхания увеличивается с 10-20 в покое до 30-40 в минуту и более во время занятий. Ритму дыхания соответствуют аналогичные ритмичные колебания в состоянии многих физиологических систем вследствие иррадиации по нервной системе колебаний возбуждения дыхательного центра.
В зависимости от мощности физических нагрузок у лиц, занимающихся физической культурой и спортом, увеличивается содержание в крови норадреналина и адреналина, а также кортизона и кортикостерона. В процессе адаптации к физическим нагрузкам, т.е. по мере развития тренированности, эти изменения эндокринной функции становятся менее выраженными, а иногда совсем не выявляются.
Занятия физическими упражнениями вызывают перестройку в терморегуляции за счет усиления энергозатрат и обмена веществ.
В процессе тренировки детей, например, младшего школьного возраста, направленной на развитие силы мышц, увеличиваются показатели силы мышц - в среднем на 12%, быстроты движений - на 8,7%, общей выносливости - на 1,2%. В группе детей, тренировавших быстроту движения, эти величины улучшаются соответственно на 6,9 и 7,6%, а показатели общей выносливости ухудшаются на 2,5%. У детей, тренировавших общую выносливость, на 28,6% повысились показатели выносливости, показатели быстроты движения практически не изменились, а мышечная сила возросла на 7,8%.
Таким образом, целенаправленное, правильно дозированное с позиции возрастных функциональных возможностей занятие физическими упражнениями способно вызвать комплексное улучшение показателей основных двигательных качеств и значительно повысить функциональные возможности двигательного анализатора детей и в целом оздоровление всего детского организма.
1.2. Физическая культура и педагогическое взаимодействие в профилактике ЗОЖ
Происходящие в стране и обществе перемены предъявляют системе образования новые требования к характеру и качеству профилактической деятельности ЗОЖ. В новой образовательной ситуации физическая культура рассматривается как источник неограниченных возможностей для воспитания, развития одаренности, самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка, а также как базовое условие для формирования у детей, подростков и молодежи навыков противостояния наркомании, развитию жизнеспособной и конкурентной личности. [ 7]
Формирование физической культуры подрастающего поколения в процессе физического воспитания обеспечивается единством направленности и взаимодействием всех компонентов учебно-воспитательного процесса, в котором действуют сама личность, педагог, представители учебно-воспитательных учреждений, семья, общественность, работники средств массовой информации, и цель физического воспитания достигается в процессе образования, объединяющего учебную и внеучебную деятельность детей, подростков и молодежи.
Государственные и муниципальные учреждения дополнительного образования спортивной направленности (ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮШОР) вместе с образовательными учреждениями других типов и видов составляют целостную образовательную систему, строящуюся, прежде всего, с учетом интересов детей и запросов семьи в целом, а также возможностей и перспектив экономического, демографического, социокультурного развития отдельного района, региона.
Повседневная действительность показала необходимость интеграции взаимодействия не только образовательных учреждений, но и всех структур, заинтересованных в противостоянии наркомании: правоохранительных органов, медицинских учреждений, культурных организаций.
Таким образом, привлечение к общей деятельности заинтересованных организаций, позволяет целенаправленно проводить спортивно-массовые мероприятия, ориентированные на профилактику наркомании и других вредных привычек среди детей, подростков и молодежи.
Глава 2. Здоровый образ в жизнедеятельности школьников
2.1. Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни - это оптимальный двигательный режим, что уже было отмечено выше, а также: закаливание, рациональное питание, рациональный режим жизни, отсутствие вредных привычек.
Закаливание
Закаливание - одно из наиболее мощных и эффективных оздоровительных средств физического воспитания. Оно позволяет не только сохранить и укрепить здоровье, но и повысить работоспособность.
Закаливание - повышение устойчивости, адаптация организма человека к действию различных неблагоприятных климатических факторов (холод, тепло, солнечная радиация) вследствие применения комплекса систематизированных и целенаправленных мероприятий.
Физиологические основы закаливания. В основе закаливания лежат тренировка центральных и периферических звеньев терморегуляторного аппарата, совершенствование механизмов, регулирующих отдачу и образование тепла. Постоянное систематическое и целенаправленное строго дозированное воздействие раздражающих факторов приводит к развитию адаптивных приспособительных реакций, снижающих чувствительность организма к их действию. Это повышает устойчивость организма человека к изменяющимся факторам внешней среды.
В процессе онто- и филогенеза в организме человека выработались определенные физиологические и биохимические механизмы, которые обеспечивают его устойчивость к воздействию комплекса неблагоприятных метеорологических факторов. Организм человека способен эффективно приспосабливаться к изменениям метеорологических, температурных условий, выдерживать даже значительные колебания температуры воздуха, сохраняя при этом тепловое равновесие организма. Диапазон функциональных возможностей механизмов терморегуляции человека может быть значительно расширен после применения комплекса целенаправленных, систематических закаливающих процедур.
Механизм оздоровительного действия закаливания на субклеточном уровне идентичен механизму действия физических тренировок: создается дефицит АТФ и креатинфосфата и увеличивается потенциал фосфорилирования. Генетический аппарат клеток активизируется, растет производство митохондрий-энергетических «фабрик» клетки. Увеличиваются энергетическая мощность клетки (мощность митохондрий), выработка АТФ на единицу массы тканей, ликвидируется ее дефицит, следовательно, развивается адаптация к холоду и гипоксии.
В результате закаливания не только совершенствуется терморегуляция, но и происходят некоторые изменения в морфологической структуре и физико-химических свойствах различных тканей организма. Повторные температурные раздражения вызывают утолщение эпидермиса, уменьшение содержания воды в коже, уплотнение биологических каллоидов и т.д. Тем самым повышается стойкость организма к неблагоприятным метеорологическим факторам внешней среды.
При закаливании резко активизируются иммунные механизмы. Через центральную нервную систему и ее подкорковые образования (гипоталамус) активизируется функциональное состояние гипофиза - эндокринной железы, контролирующей действие всех эндокринных желез. Основное значение в повышении иммунитета при закаливающих процедурах имеет воздействие гипофиза на вилочковую (зобную) железу и надпочечники. От этой железы зависит функционирование основных иммунных механизмов - лимфоцитов и антител, в результате, которого значительно повышайся устойчивость организма к различным инфекциям, вызываемых бактериями и вирусами, улучшается контроль за появлением чужеродных злокачественных клеток, происходит их уничтожение.
Функционирование коры надпочечников сопровождается увеличением образования ее гормона - кортизона. Это усиливает действие иммунных механизмов, снижает возможность аллергических реакций и заболеваний, повышает адаптационные способности организма к стрессам и, в частности, к таким, как чрезмерная физическая нагрузка, климатические факторы, психические раздражители, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение.
При закаливании необходимо соблюдать следующие принципы:
- Принцип комплексности. Наибольший оздоровительный эффект закаливания возможен при применении комплекса закаливающих средств (солнце, воздух, вода). Каждое средство взаимно расширяет диапазон компенсаторно-приспособительных реакций организма и усиливает оздоровительное воздействие закаливания.
- Принцип систематичности. Оздоровительный эффект лишь в том случае, если оно применяется регулярно, без длительных перерывов.
- Принцип постепенности: ступенчатое повышение силы воздействующих раздражителей.
- Принцип оптимальности дозирования процедур. Соответствие процедур функциональным особенностям и возможностям конкретного человека, в том числе и состоянию его здоровья.
Итак, закаливание холодом укрепляет здоровье, повышает умственную и физическую работоспособность, устойчивость к атеросклерозу, ожирению, диабету, инфекционным, аллергическим, злокачественным заболеваниям. Школьникам закаливание позволяет быстрее адаптироваться к нагрузкам, добиваясь более эффективного их воздействия. Уменьшается опасность неблагоприятного влияния на организм физических и психических перенапряжений, уменьшается риск снижения иммунной защиты.
Рациональное питание
Питание - сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ, необходимых для покрытия его энергетических трат, построения и возобновления клеток и тканей организма, регуляции физиологических функций организма.
Рациональное питание служит одним из средств активного целенаправленного воздействия на организм, сохранения, формирования и укрепления здоровья человека. Полноценность пищевого рациона во многом определяет состояние здоровья населения, оказывая влияние на рост и физическое развитие, трудоспособность, адаптационные возможности, заболеваемость и продолжительность жизни.
Основные требования к пище, которая должна:
• полностью возмещать энергетические траты организма;
• содержать необходимые пищевые вещества (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду) для построения тканей, органов и нормального протекания всех физиологических процессов;
• быть разнообразной (состоять из различных продуктов животного и растительного происхождения);
• обладать приятным вкусом, запахом и внешним видом;
• быть легкоусвояемой; быть доброкачественной.
Теоретической основой современной науки о питании является концепция сбалансированного питания, сформулированная академиком АМН А. А. Покровским Обеспечение нормальной жизнедеятельности возможно при условии снабжения организма необходимым количеством энергии, белков, углеводов, жиров, витаминов, минеральных веществ, в нужных соотношениях. В рационе здорового человека при среднем уровне энергозатрат оптимально следующее соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:4(5), позволяющее удовлетворить энергетические и пластические потребности организма. [ 3]
Полноценный пищевой рацион ребенка должен обеспечивать прогрессивный прирост показателей массы и длины тела и развитие соответственно возрасту всех его систем и органов. Особое внимание обращается на содержание веществ, химические структуры которых не синтезируются ферментными системами организма, к их числу относятся некоторые амино- и полиненасыщенные жирные кислоты, витамины и минеральные элементы.
Белки - это высокомолекулярные азотистые соединения, основная и обязательная часть всех организмов. Белковые вещества участвуют во всех жизненно важных процессах. Например, в обмене веществ, в выполнении сократительной функции мышц - актомиозин; опорные ткани организма - коллаген костей, хрящей, сухожилий; покровные ткани организма - кожа, ногти, волосы. От уровня снабжения белками зависят состояние здоровья, физическое развитие, физическая работоспособность, а у детей раннего возраста - и умственное развитие. Содержание белка в дневном рационе детей должно быть выше, чем у взрослых (2,0-3,0 г), что связано с бурным физическим развитием и половым созреванием (табл. 1).
Таблица 1
Потребность в белках детей и подростков (по В.А.Покровскому)
Возраст, лет
Количество белков, г/день
Возраст,лет
Количество белков, г/день
всего
в т. ч. животных
всего
в т.ч. животных
0,5-1
25
20-25
7~10
80
48
1-1,5
48
36
11-13
96
58
1,5-2
53
40
14-17 (юноши)
106
64
1,5-2
53
40
14-17 (юноши)
106
64
3-4
63
44
14-17 (девушки)
93
56
5-6
72
47
Жиры состоят из нейтрального жира - триглицеридов жирных кислот (олеиновой, пальмитиновой, стеариновой и др.) и жироподобных веществ - липоидов. Главная роль жиров заключается в доставке энергии. При окислении 1 г жира в организме человек получает в 2,2 раза больше энергии (2,3 ккал), чем при окислении углеводов и белков. Жиры выполняют и пластическую функцию, являясь структурным элементом протоплазмы клеток. В жирах находятся витамины А, Б, Е, К. Липоиды входят также в состав клеточных мембран, гормонов, нервных волокон и оказывают существенное влияние на регуляцию жирового обмена. Жир предохраняет организм от охлаждения (низкая теплопроводность). Нормы потребления жиров почти такие же, как и для белков: на 1 г белка должен приходиться 1 г жира. При нормальной массе тела количество жиров должно покрывать 30% дневного рациона, что соответствует 1,3 - 1,5г на кг массы тела.
Углеводы - это класс органических соединений, входящих в состав всех организмов, служат структурным и пластическим материалом поставщика энергии и регулируют ряд биохимических процессов. Средняя величина теплоты при сгорании углеводов - 4,1 ккал/г. Взаимодействуя с другими веществами пищи, углеводы влияют на доступность их организму и на потребность организма в этих веществах. Углеводы снижают потребность организма человека в белках, препятствуя использованию аминокислот в качестве энергетического материала и усиливая посредством инсулина использование аминокислот для синтеза белка. Основные источники углеводов -растительные продукты (мучные изделия, крупы, сладости). [3]
Таблица 2
Потребность в углеводах детей и подростков (по В. А. Покровскому)
Возраст, лет
Количество, г/день
Возраст, лет
Количество, г/день
0,5-1
113
7-10
324
1-1,5
160
11-13
382
1,5-2
192
14-17 (девушки)
422
3-4
233
14-17 (юноши)
367
5-6
252
Микроэлементы - это химические элементы, находящиеся в тканях организма человека в концентрациях 1:100 000 и меньше. Некоторые микроэлементы абсолютно необходимы для важнейших процессов жизнедеятельности организма человека (табл. 3).
Таблица 3
Физиологическая оценка основных микроэлементов
Микро-элемент
Физиолог-кая роль и биологическое действие; роль в патологии человека
Алюминий
Способствует развитию и регенерации эпителиальной, соединительной и костной тканей; воздействует на активность пищевар-х желез и ферментов
Бром
Участвует в регуляции деятельности нервной системы, воздействует на функцию половых желез и щитовидную железу. Чрезмерное накопление в организме вызывает кожные заболевания (бромодерма и угнетение центральной нервной системы)
Железо
Участвует в дыхании, кроветворении, иммунобиологических и окислительно-восстановительных реакциях; при нарушении обмена развиваются железодефицитная анемия, гемосидероз и гемохромотоз
Йод
Необходим для функционирования щитовидной железы; недостаточное поступление провоцирует развитие эндемического зоба
Кобальт
Стимулирует процессы кроветворения; участвует в синтезе белков, в регуляции углеводного обмена
Марганец
Влияет на развитие скелета, участвует в реакциях иммунитета, кроветворении, тканевом дыхании; его недостаток вызывает истощение, задержку роста и развития скелета
Медь
Способствует росту и развитию, участвует в кроветворении, иммунных реакциях, тканевом дыхании
Молибден
Входит в состав ферментов, влияет на рост; избыток вызывает молибденоз
Фтор
Повышает устойчивость зубов к кариесу, стимулирует кроветворение и иммунитет, участвует в развитии скелета; избыток вызывает флюороз
Цинк
Участвует в процессе кроветворения, в деятельности желез внутренней секреции; при недостатке - задержка роста
Основным источником микроэлементов для человека служат пищевые продукты растительного и животного происхождения (табл. 4).
Таблица 4
Основные пути поступления, содержание в пищевом рационе и суточная потребность в основных микроэлементах
Микро-элемент
Основные источники поступления в организм человека
Содержание в мг в пищевом рационе,
Алюминий
Хлебопродукты
20-100
Бром
Хлебопродукты, молоко, бобовые
0,4-1,0
Железо
Фасоль, гречневая крупа, печень, мясо, овощи, фрукты, хлебопродукты
15-40
Йод
Молоко, овощи, мясо, яйца, море продукты
0,04-0,2
Кобальт
Молочные, хлебопродукты, овощи, говяжья печень, бобовые
0,01-0,1
Марганец
Хлебопродукты, овощи, печень, почки
4-36
Медь
Хлебопродукты, печень, фрукты, картофель, орехи, грибы,
бобы сои, кофе, листья чая
2-10
Молибден
Хлебопродукты, бобовые, печень, почки
0,1-0,6
Фтор
Вода, овощи, молоко
0,4-1,8
Цинк
Хлебопродукты, мясо, овощи
6-30 _
Таблица 5
Рекомендуемые количества важнейших витаминов
для детей 8-17 лет (по Н.И.Волкову)
Витамины, мг
8- 1 0 лет
11-14 лет
15-17 лет
мальч.
девоч.
мальч.
девоч.
мальч.
девоч.
В1
1,2
1,0
1,5
1,1
1,6
1,3
В2
1,5
1,1
1,8
1,3
1,8
1,7
В6
1,8
1,4
2,0
1,5
2,0
1,8
Фолиевая кислота
150
100
200
180
300
150
В12
1,5
2,0
2,0
2,0
3,0
3,0
С
50,0
50,0
60,0
60,0
75,0
75,0
А
1000,0
700,0
1000,0
800,0
1000,0
900,0
D
5,0
5,0
10,0
10,0
5,0
5,0
Е
5,0
8,0
10,0
8,0
12,0
12,0
К
60,0
50,0
65,0
60,0
70,0
65,0
Пантотеновая кислота
8,0
8,0
8,0
8,0
8,0
8,0
Таким образом, рациональное, сбалансированное питание обеспечивает детский организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами в строго определенных соотношениях, сбалансированных химическим составом, и служит целенаправленному формированию и укреплению здоровья ребенка.
Режим дня школьника
Правильный режим дня школьника - это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности, предусматривающий повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов. При этом чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима проводились строго последовательно и в одно и то же время. Это способствует образованию устойчивых условных рефлексов, причем каждый предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для выполнения последующего. В связи с этим учащиеся, соблюдающие режим дня, быстрее втягиваются в работу, быстрее засыпают и меньше устают.[10]
В задачу построения режима дня входит правильная организация сна, питания, организация смены видов деятельности, чередование труда и отдыха. В суточном бюджете времени учащихся выделяются следующие основные компоненты: учебные занятия в школе и дома, сон, внешкольные занятия (музыка, чтение художественной и научно-популярной литературы, занятия иностранным языком и др.), самообслуживание, выполнение правил личной гигиены, прием пищи, пребывание на свежем воздухе, занятия физкультурой и спортом.
С возрастом меняется соотношение отдельных компонентов режима во времени, появляются новые виды деятельности, меняется характер организации и проведения тех или иных режимных моментов (табл. 6).
С шестилетками в школе перед началом уроков учитель проводит 8-10-минутную гимнастику. Выполнять ее надо в хорошо проветренном помещении. Утренняя гимнастика помогает стряхнуть остатки сонливости, взбодрить детей, способствует их собранности, сосредоточенности на предстоящей работе.
Таблица 6
Продолжительность различных видов суточной деятельности (час.)
Воз-раст,
лет
Класс
Учебные
занятия
в
школе
Учебные
занятия
дома
Спорт,
игры,
прогулки
Чтение,
занятия
в кружках, по-
мощь семье
Прием
пищи,
туалет,
зарядка
Ночной сон
7
1-Й
3-4
1
3 1/2
2 1/2
2 1/2
11 - 10 1/2
8
2-Й
4
1-1 1/2
3 1/2
2 1/2
2 1/2
11 - 101/2
9
3-Й
4
1 1/2 - 2
3 1/2
2 1/2
2 1/2
11 - 101/2
10
4-й
4-5
2-2 1/2
3 1/2
2 1/2
2 1/2
101/2 - 10
11
5-й
5-6
2-2 1/2
3
2 1/2
2 1/2
10-91/2
12
6-й
5-6
2 1/2-3
3
2 1/2
2 1/2
91/2 -9
13
7-й
5-6
3-4
2 1/2
2
2
91/2 -9
14
8-й
5-6
3-4
2 1/2
2
2
91/2 -9
15
9-й
5-6
3-4
2 1/2
2
2
9-8 1/2
16
10-й
5- 6
3- 4
21/2
2
2
8-81/2
В школе за исключением первой учебной недели у детей 6 лет -4 урока по 35 мин, после каждого из них следует 15-20-минутные перемены для подвижных игр и завтрака. На уроке педагог обязательно чередует разные виды занятий, а в середине его устраивает физкультминутку (2-3 мин). После 2-3 уроков - отдых на воздухе (45 мин), который включает организованные подвижные игры. Это так называемое динамическое занятие проводят в любую погоду. Участок школы, выделенный для шестилеток, оборудуется навесом, тентом, здесь должно быть соответствующее спортивное оборудование.
После 1-го или 2-го урока - горячий завтрак. В 13- 13 ч 30 мин - обед. Обязательный элемент режима дня детей 6 лет -2-часовой дневной сон. Однако некоторые дети, особенно легко возбудимые, в первое время с трудом засыпают и мешают отдыху остальных. Лучше, если воспитатель группы будет находиться в это время вместе с ребятами. В выходные дни сон днем также обязателен.
С 15 ч 45 мин до 16 ч 20 мин - занятия по интересам, тихие игры. С 16 ч 20 мин до 16 ч 40 мин - полдник, после чего рекомендуется полуторачасовая прогулка с подвижными играми. Пребывание на воздухе должно занимать как можно больше времени (не менее 3,5 ч), ибо день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья. Активные движения на воздухе способствуют росту и развитию ребенка, улучшают обмен веществ, повышают сопротивляемость заболеваниям.
С 19 ч до 19чЗ0 мин (а в выходные дни и в другое время) школьникам младших классов полезно рисовать, лепить, конструировать, вырезать ножницами какие-либо фигурки, изготовлять разные поделки. Все это - упражнения для мелких мышц кистей рук, которые развивают их и подготавливают к занятиям письмом, развивают мышление.
Необходимо предостеречь детей от чрезмерного увлечения телепередачами. В учебный период ребенок может смотреть их 15-20 мин 2-3 раза в неделю, в выходные дни - до получаса.
В 20 ч 30 мин -21 ч - подготовка ко сну, длительность его для младшего школьного возраста должна быть не менее 10 ч.
Соблюдение режима, выполнение определенных видов деятельности в одни и те же часы, обусловливает установление строгого чередования возбудительных и тормозных процессов в центральной нервной системе -известное постоянство рабочего ритма в деятельности организма. Это имеет большое значение для общей работоспособности: приучает различные системы организма к работе в определенные часы, экономит силы и т.д.
Вывод: соблюдение режима дня вырабатывает у школьников привычку к порядку, дисциплинированность, воспитывает у них чувство ответственности за проведение тех или иных мероприятий. Учащиеся начинают дорожить своим временем, приобретают навыки систематического труда. Таким образом, соблюдение несложных гигиенических правил режима дня поможет добиться успехов в учебе, сохранить и укрепить свое здоровье.
Отсутствие вредных привычек
В подростковом возрасте некоторые школьники, к сожалению, начинают курить. Приобретают эту вредную привычку чаще всего из-за желания казаться среди товарищей более взрослыми, более самостоятельными. Но при этом не осознают, о вреде, приносимом курением. И вместе с тем многие подростки не учитывают то обстоятельство, что мужество, самостоятельность и уверенность им помогут приобрести, прежде всего, регулярные занятия физической культурой и спортом.
Так почему же курение так вредно для организма? Содержащийся в табаке никотин очень ядовит. Это остро ощущают те, кто только пробует курить. У них появляются тошнота, головокружение, ненормальное возбуждение и более тяжелые признаки отравления. [10]
Коварство курения в том, что со временем организм привыкает к никотину. Симптомы отравления пропадают, и остается лишь приятное возбуждающее действие табака. Но вредное действие никотина на организм не пропадает, а усиливается. Курение снижает работоспособность, память, внимание, так как никотин нарушает работу центральной нервной системы. Вещества, содержащиеся в табачном дыме, делают человека раздражительным, часто вызывают головную боль. Очень вреден никотин для сердца и сосудов. Длительное курение приводит к нарушениям стенок кровеносных сосудов. У курильщиков во много раз чаще отмечаются заболевания, связанные со спазмом и поражением сосудов сердца и ног. Все это может привести с годами к инфаркту, омертвению пальцев ног и т. д. Стоит еще раз напомнить о том, что курильщики в 5-10 раз чаще заболевают бронхиальной астмой, воспалением и раком легких. Поэтому курение несовместимо со здоровьем и физкультурой.
Еще больший вред приносит алкоголь. Он вредно влияет на нервную систему. При частом употреблении алкогольных напитков ухудшается умственная работоспособность, память, слух, обоняние и вкус. Даже при однократном употреблении спирта в мозге человека ухудшается работа нервных клеток. Под влиянием алкоголя нарушается свертываемость крови, возникают тяжелые заболевания печени и других внутренних органов, возникает малокровие. Очень вредно действуют алкогольные напитки на работу легких, затрудняя поступление в организм кислорода, необходимого для жизнедеятельности. Это очень убедительно показывает, что употребление спиртного даже в небольших количествах несовместимо со здоровьем и благоприятным влиянием физических упражнений.
Наиболее разрушительны для организма наркотические вещества. Особенно они страшны тем, что быстро разрушают психику человека. Наркоманы очень редко доживают до 30-40 лет.
Просветительная работа с подростками должна иметь две цели: передача знаний о вреде, который наносит табак и алкоголь нашему организму, и воспитание представлений об опьянении как о состоянии аморальном. Другими словами, в этих проблемах должны выделяться не только гигиенические аспекты, но и нравственные. Акцент должен ставиться, прежде всего, на нравственное значение проблемы, поскольку понятие болезни - угроза здоровью - для детей и подростков в большей мере абстрактно, в то время как нравственные идеалы весьма ценны.
2.2. Профилактическая деятельность против вредных привычек
Одно из важных мест в системе профилактики злоупотребления наркотиками и психоактивными веществами занимает физкультурно -спортивная деятельность, которая как социально значимый вид деятельности отвечает потребностям формирующейся личности и обеспечивает успешную социализацию. Занятия физической культурой и спортом, с одной стороны, становятся средствами укрепления физического и психического здоровья, повышения адаптационных возможностей организма, формирования психо-физической устойчивости, что является фактором защиты от приобщения к наркотическим веществам. Основу модели укрепления здоровья, которая строится на развитии альтернативных привычек (физическая культура, спорт, активный досуг, здоровый образ жизни), препятствующих употреблению психоактивных веществ, составляет положение о том, что здоровые люди обладают ресурсами, помогающими справиться со стрессами и конфликтами, нагрузками, повышенными требованиями среды без применения одурманивающих средств. С другой стороны, эта деятельность позволяет содержательно организовать досуг и привлечь детей с улиц в спортивные залы, тем самым снизив вероятность вовлечения их в асоциальные группы.[7]
В практике физического воспитания и самодеятельном физкультурном движении сложились разнообразные формы занятий.
• урочные формы. Необходимой мерой борьбы с наркотиками является правильная организация оздоровительной работы на уроках физической культуры. Урок физической культуры - основное средство приобщения детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Учебная программа, базирующаяся на различных видах физкультурно-спортивной деятельности, предоставляет детям и подросткам широкий простор в выборе средств самосовершенствования и самореализации. Формирование у ребенка позитивного отношения к окружающему миру, желания вести здоровый образ жизни более предпочтительно, чем запугивание последствиями злоупотребления психоактивными веществами;
-
формы занятий неурочного типа (кружки, секции, клубы, центры физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности)
Как показывают исследования, дети и подростки в большинстве случаев во внеурочное время предпочитают занятия в физкультурно-спортивных клубах. Одной из форм внеклассной и внешкольной работы с целью профилактики наркомании являются занятия в подростковых физкультурно-спортивных клубах по месту жительства, основная направленность деятельности которых заключается в отвлечении детей от ассоциальных явлений микросреды, формировании интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, нравственном воспитании при активном использовании средств и методов физической культуры и массового спорта;
-
соревновательные и спортивно-зрелищные формы организации физкультурно-спортивной деятельности (соревнования по видам спорта различной направленности, марафоны, турниры, фестивали, спортивные праздники, показательные выступления)
Специально организованные спортивно-зрелищные мероприятия, различающиеся по характеру деятельности, масштабам и целям, являются одним из существенных методов антинаркотической пропаганды, одним из перспективных направлений профилактической работы.[15]
Участники в ходе неантагонистического соперничества в строго регламентированных условиях сравнивают свой уровень подготовленности в каком-либо виде спорта, спортивной дисциплине, борются за первенство, достижение определенного результата.
Вывод: таким образом, концентрация усилий в целях успешного выполнения поставленных задач позволяет личности мобилизовать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях в кризисах, конфликтах и т. п., но и при внешних препятствиях, связанных с достижением успеха, что способствует развитию волевых личностных качеств.
Глава 3. Экспериментальная часть. Формирование здорового образа жизни в условиях школы - интерната
3.1. Механизм реализации программы
Считая задачу сбережения здоровья и формирования основ здорового образа жизни актуальной, в работе оздоровления и воспитания детей была использована комплексная программа «Здоровье плюс…». Весь образовательный процесс был направлен на привитие физической культуры, сохранение здоровья и формирование основ здорового образа жизни. Поэтому программа осуществлялась в четырех направлениях:
1. Организация оздоровительного процесса;
2. Медико-профилактическая работа;
3. Психологическое направление;
4. Досуговая деятельность.
Реализация экспериментальной программы осуществлялась в течение учебного года в школе-интернате г. Тарко-Сале. В формирующем эксперименте участвовали 32 восьмилетних школьника.
Механизм реализации программы
Направления и формы деятельности
Количество времени в неделю
Направления и формы деятельности
Количество времени в неделю
1. Оздоровительное
-утренняя зарядка
- подвижные игры
- уроки физкультуры
- спортивные секции
- выходы на природу
-спортивные сорев-ния
- шахматно-шашечные турниры
- беседы о здоровом образе жизни
-встречи с медиками-специалистами
15 мин ежедневно
2 часа ежедневно
2 часа в неделю
4 раза в неделю
1 час в неделю
1 час в неделю
по плану
по плану
30 мин ежедневно
30 мин через день час 2 раза в неделю
3. Психологическое
а) диагностическое:
-тестирование
б) коррекционно-развивающее:
- игры
-тренинги
- дискуссии
-релаксационные упражнения
в) консультативное:
- индивидуальные
-групповые
30 мин 1 раз в начале четверти
1 час в месяц
2 часа в неделю
2 часа в неделю
1 час - 2 раза в неделю
30 мин по
необходимости
2 раза в неделю
2. Медико-
профилактическое
- лечебная физкультура
-физиотерапия
- фитотерапия - витаминотерапия
15 мин ежедневно раз в неделю
1 раз в неделю
2 раза в неделю
4. Досуговое
- массовые мероприятия
- музыкально-развле-кательные конкурсы, викторины
- тематические беседы
по плану не реже 1 раза в неделю
по плану не реже 1 раза в неделю по плану
Условия реализации программы
Направления
Ответственные исполнители
Необходимые средства
1.Оздорови- тельное
1. учителя физкультуры
2. Обслуживающий персонал стоповой
1.спортивный зал
2. Столовая школы
2. Медико-
профилактическое
3. Врачи-специалисты медпункта (первоначальная диагностика, назначение оздоровительных процедур)
3. Специально оборудованные медицинские кабинеты, диагностические инструменты, карта заболеваний
3. Психологи-ческое
4. Педагоги-психологи
школы-интерната
5. Социальные педагоги
4.Комната психологи-кой разгрузки
5. Технические средства (телевизор, ( магнитофон, видеомагнитофон)
4.Досуговое
6. Учителя, воспитатели, педагоги-организаторы клубов и студии
7. Педагоги дополнительного образования
6.Игровой инвентарь, канцтовары, спортивный инвентарь. Технические средства (музыкальная аппаратура, телевизор, музыкальные инструм-ты)
7. Материалы и принадлежности для прикладного творчества детей
Медико - профилактическое направление. В ее программу входили: систематическая диагностика детей с целью последующей медико -психолого - педагогической коррекции; раннее выявление патологии и её профилактика; реабилитация детей с хроническими заболеваниями; организация здорового образа жизни; профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний; решение оздоровительных задач средствами физкультуры; улучшение психического и физического здоровья детей.
Психологическое направление. Занимались определением психотипа личности (ее психические ресурсы, интеллектуальные и творческие потенциалы, социальный статус); обеспечением школьника средствами самопознания; повышением представления о собственной значимости, развитием навыков и умений, необходимых для уверенного поведения; формированием мотивации самовоспитания и саморазвития; созданием доверительных, партнёрских отношений в коллективе путём формирования позитивного эмоционального состояния во взаимоотношениях друг с другом.
Оздоровительное и досуговое направление было направлено на: организацию досуга детей; развитие творческих способностей ребёнка; определение и совершенствование навыков и умений прикладного характера; формирование валеологического мышления детей; коррекционно-воспитательную деятельность в рамках коллектива.
Известно, что одним из условий здоровья ребёнка является успешность его деятельности. Основная деятельность детей в школе - учение. Именно успешность в учении способствует благополучному самочувствию ребёнка в школе, а это достигается через создание для каждого возможности развиваться соответственно своим индивидуальным особенностям. Значит перед школой стоит задача поиска технологий, форм и методов, позволяющих осуществить индивидуализацию обучения.
Творчество рассматривается нами как один из путей к оздоровительному образовательному процессу. Когда учителю интересно учить, а ученику - учиться, то это способствует сохранению их здоровья. Принцип индивидуализации обучения и построения образовательного процесса на основе творчества реализуется в нашей школе через:
- применение образовательных технологий, ориентированных на личность ребёнка (обучение чтению и письму по методу А.М. Кушнира, коллективный способ обучения по методу В.К. Дьяченко);
- применение методов модульно-интегрированного подхода (разработаны и применяются модули «Познаю природу» и «История становления человека», объединяющие естествознание, историю, изобразительное искусство и труд) в начальном звене;
- досуговую деятельность школьников в творческих мастерских и организацию занятий по интересам;
- выходы на природу с познавательно-образовательной целью;
- подвижные игры на воздухе;
- использование моделей уроков по валеологии на темы: «Уроки Айболита, «Уроки Мойдодыра», «Твое здоровье. Укрепление организма»;
- систематические занятия физической культурой, спортом.
На формирование здоровых поведенческих навыков влияют различные факторы: пример педагогов, друзей, школа, средства информации. Поведение ребёнка формируется на основе того, что он слышит, видит и чувствует вокруг себя в повседневной жизни, но оно корректируется и изменяется в результате сознательного обучения.
В учебный план школы введён предмет «Здоровье», основанный на программу «Знай своё тело». Цель программы - формировать поведение ребёнка, безопасное для его здоровья. Сквозь все темы программы проходит идея о личной ответственности за своё здоровье, указывается на то, что ребёнок может сделать для себя сам, развиваются навыки, необходимые для принятия самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях. «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» - основной лозунг школьного предмета.
Немалое место на уроках и во внеурочной деятельности уделяется формированию критического отношения к вредным привычкам. Детьми созданы «Кодекс здоровья», сборник полезных и вредных советов, плакаты и рисунки, пропагандирующие здоровый образ жизни. В школе прошла конференция «Мы выбираем ЗОЖ ».
Наряду с отбором содержания образования и применением оздоровительных технологий программа предполагает создание психологического комфорта для учащихся и учителей; рациональный, с точки зрения сохранения здоровья ученика, режим школы; организацию образовательного процесса на основе творчества. В нашем представлении он предполагает: взаимоотношение детей и взрослых в школе и детей друг с другом в атмосфере дружелюбия; самореализацию личности в разнообразной творческой деятельности, возможность учиться и развиваться соответственно своим психофизиологическим особенностям и интересам; атмосферу творчества и красоты, способствующую сохранению здоровья и развитию активной созидательной личности.
Медико-профилактическая работа состояла в создании для учащихся условий, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, мониторинг состояния здоровья учащихся и профилактическую деятельность, включающую в себя: витаминизацию с применением лекарственных трав; профилактику воспалительных заболеваний; профилактику и коррекцию понижения остроты зрения и нарушений осанки. В течение года проводился мониторинг состояния здоровья детей, который позволил: оценить влияние образовательного процесса на здоровье учащихся; определить наиболее ранимые области организма при обучении; выявить динамику по общей заболеваемости и воспалительным заболеваниям горла; наметить решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на здоровье учеников школы.
3.2. Результаты исследования
Отслеживая общее состояние здоровья 32 учеников в процессе эксперимента, был проведен сравнительный замер времени произвольной задержки дыхания на вдохе и выдохе.
В результате систематических спортивных тренировок у юных спортсменов наблюдалось значительное по сравнению со сверстниками -неспортсменами повышение функционального уровня внешнего дыхания, характеризуемого величиной жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и времени произвольной задержки дыхания на вдохе и выдохе. Так, из 18 мальчиков у семи из них, регулярно занимающихся спортом, произвольная задержка дыхания на вдохе составила 65 секунд, а на выдохе - 20 секунд, тогда как у мальчиков - неспортсменов составила соответственно 50 и 15. У девочек из 14 человек пятеро активно занимались спортом, произвольная задержка дыхания у них на вдохе в среднем составила 60 секунд, а на выдохе - 20 секунд, тогда как у неспортсменок соответственно 55 и 10.
Это означает, что величина произвольной задержки дыхания на вдохе и выдохе зависит от занятий спортом: если физическая нагрузка не слишком значительна, между величинами вентиляции легких и потребления кислорода обнаруживается линейная зависимость.
Отслеживая общее состояние здоровья учеников школы, было выявлено, что в течение учебного года наблюдаются две волны заболеваемости, приходящиеся на ноябрь, декабрь и начало весны - март, апрель. На основании этого было запланировано время проведения профилактических мероприятий с применением лекарственных трав в сроки, предшествующие всплескам заболеваний. Первый цикл профилактики проводится ежегодно в октябре, второй - в феврале с целью усиления иммунных сил организма для защиты от инфекции. Также исследуя заболеваемость воспалительными заболеваниями горла, выявлено, что периоды наибольшей заболеваемости и организовав профилактическую деятельность (полоскание горла с применением лекарственных трав). Результатом этой деятельности стало значительное уменьшение заболеваемости детей.
К основным школьным патологиям также относятся понижение остроты зрения и нарушения осанки. Медицинская служба совместно с педагогами следят за динамикой состояния здоровья детей. Педагоги школы владеют и успешно применяют методы снятия утомления с органов зрения (точечный массаж и гимнастика Аветисова и Бейтса для глаз; проводят комплекс упражнений для опорно-двигательного аппарата).
Итак, анализируя динамику изменений здоровья детей за прошедший год, заключен вывод, что избранный нами путь верен: у обучающихся в школе не произошло ухудшения здоровья, А вот положительные тенденции наблюдаются по следующим группам заболеваний: снижение патологии нервной системы (с 24,1 до 9,5%); снижение воспалительных заболеваний горла (с 37,9 до 28,6%); уменьшение заболеваний кариесом (с 27,6 до 14,3%); стабилизация состояния по нарушению осанки и снижению остроты зрения.
Вывод: Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале данного исследования, действительно нашла свое подтверждение. А именно:
Воспитание физической культуры и формирование здорового образа жизни школьников: 1) должны начинаться на самых ранних стадиях развития, в комплексе мероприятий; 2) взаимосвязано с развитием индивидуальных возрастных особенностей; 3) оказывают оздоровительное воздействие на организм занимающихся.
Конечно, год - небольшой срок для того, чтобы делать окончательные выводы. Но очевидно, что младший школьный возраст - наиболее ранимый с точки зрения нарушения здоровья и требует к себе особого внимания. Полученные результаты свидетельствуют: сохранение здоровья детей, формирование здорового образа жизни позволяет не только медико-профилактическая деятельность, но и физкультурно - оздоровительная организация всего образовательного процесса.
Заключение
Итак, программа формирования здорового образа жизни объединяет несколько сторон воздействия на ребёнка: оздоровительную, психологическую и воспитательную. Каждая из них по-своему важна для развития личности, все составляющие объединяются одной целью.
Программа «Здоровье плюс» считается целевой, так как основной составляющей является оздоровление в условиях школы - интерната. Программа называется «Здоровье плюс...» в связи с тем, что за учебный год на базе интерната ребята успевают не только восстанавливать пошатнувшееся во время учебы здоровье, но и узнать много интересного, участвуя в досуговых делах, проявляя свои творческие способности. Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, дополнительное образование, знания об окружающей среде и её влиянии на организм человека, привитие навыков здорового образа жизни.
Результаты: 1). Расширение фронта лечебной и профилактической работы, дальнейшее сотрудничество с медсанчастью; 2). Введение оптимального режима труда и отдыха детей; 3). Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей; 4). Осознанное отношение школьников к состоянию здоровья как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни; 5).Совместная деятельность медиков, психологов, педагогов послужила оздоровлению детей, а также формированию у них отношения к здоровью как к высшей ценности. Чтобы сохранить здоровье, необходим целый комплекс условий, поддерживающих здоровье.
Таким образом, формирование здорового образа жизни связано, прежде всего, с формированием физической культуры личности, а также выполнением режима труда, отдыха, сна, физической активности, питания и исключения вредностей, психологической установки на нормальную адаптированность в социальной среде.
Список использованной литературы
1. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. Ростов н/Д:Феникс,2001
2. Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие.
Пособие для педагогов. М.,ВЛАДОС, 2001.
3. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического
воспитания и спорта. Учебное пособие.- М., Академия, 2002.
4. Гимнастика с методикой преподавания // Под ред. И. Б. Павлова, В.
М. Баршая. М., Физкультура и спорт, 1985.
5. Горчакова Л. П. Физическое воспитание в малокомплектной школе.
М., Физкультура и спорт, 1983.
6. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. СПб., 2001
7. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании: Учеб. пособие
/П.А.Виноградов, А.Т.Паршиков, Н.В.Паршикава и др. - М.:
Советский спорт, 2003.
8. Истратова О.Н., Эскакусто Т.В. Справочник психолога средней
школы. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
9. Книга учителя физической культуры //Под общ. ред. В. С. Каюрова.
М., Физкультура и спорт, 1983.
10. Куценко Г.И.,Кононов И.Ф.Режим дня школьникаМ,Медицина1987
11. Лагутин А. Б., Матвеев А, П. Помогите ребенку стать сильным и
ловким. М., 1994.
12. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по
физической культуре// Сост.А. П. Матвеева, Т. В. Петрова. М.,2000
13. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и
подростков. М., 1991.
14. Теория и практика валеологического образования. Ростов н/Д,
Институт Физической Культуры, 1999.
15. Янсон Ю. А. Технология внеурочных форм занятий физической
культурой и спортом». Ростов н/Д, 1990.