Физическая культура и здоровый образ жизни

В настоящее время здоровье населения России характеризует­ся низкими показателями. Негативные процессы идут давно, но в последние годы они стали угрожать существованию нации. Сей­час нет практически ни одного показателя здоровья и социально­го благополучия, который не претерпел бы резкого ухудшения.Физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирова­ния и осуществления здорового образа жизни, который, в свою очередь, — не только осно...
Раздел Физкультура
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

«СИБИРСКИЕ МЕДВЕДИ»



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

На тему: Физическая культура и здоровый образ жизни



Выполнила: инструктор-методист МБОУ ДОД СДЮСШОР

«Сибирские медведи» Бокшан В.Л.





г. Новый Уренгой, 2015г.



СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

Глава 1. Физичес­кая культура - основной элемент здорового

образа жизни 5

1.1. Воспитание физической культуры и здоровье 5

1.2. Физическая культура и педагогическое взаимодействие

в профилактике ЗОЖ 10

Глава 2. Здоровый образ в жизнедеятельности школьников 12

2.1. Здоровый образ жизни 12

2.2. Профилактическая деятельность против вредных привычек 24

Глава 2. Экспериментальная часть. Формирование здорового

образа жизни школьников в условиях школы-интерната 26

3.1. Механизм реализации методических указаний 26

3.2. Результаты исследования 30

Заключение 33

Список использованной литературы 34




Введение


В настоящее время здоровье населения России характеризует­ся низкими показателями. Негативные процессы идут давно, но в последние годы они стали угрожать существованию нации. Сей­час нет практически ни одного показателя здоровья и социально­го благополучия, который не претерпел бы резкого ухудшения.

Физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирова­ния и осуществления здорового образа жизни, который, в свою очередь, - не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.

Здоровый образ жизни - совокупность духовных ценностей и фактических деятельностных форм по со­хранению здоровья и обеспечению оптимального удовлетворения по­требностей человека. Сущностью здорового образа жизни явля­ется обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состоя­ния и функционирования организованных внутренних и внешних систем, связей индивида и общества.

Формирование здорового образа жизни - сложный системный процесс, охватывающий мно­жество компонентов образа жизни современного общества и вклю­чающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей, одним из главных в котором является развитие физической культуры личности. Проблема здорового образа жизни особенно важна в детском и подростковом возрасте, когда закладываются и развиваются знания, умения и навыки физической культуры. Одной из важнейших задач современных образовательных уч­реждений является укрепление здоровья подра­стающего поколения, формирование здорового образа жизни. Поэтому тема курсовой работы очень актуальна.

Принимая во внимание все вышеуказанное, цель данной работы - изучение и исследование оптимальных условий и методов для воспитания физической культуры и формирования здорового образа жизни школьников.

Объектом исследования выступают сами школьники и направленный оздоровительный комплекс мероприятий.

Предмет исследования - процесс воспитания физической культуры и формирование здорового образа в процессе жизнедеятельности школьников.

Гипотеза. Воспитание физической культуры и формирование здорового образа жизни школьников:

1) должны начинаться на самых ранних стадиях развития, в комплексе мероприятий;

2) взаимосвязано с развитием индивидуальных возрастных особенностей;

3) оказывает оздоровительное воздействие на организм занимающихся.

Задачи: 1) Изучить литературу по теме исследования;

2) Изучить причины нарушений физио­логических функций и систем организма у школьников;

3) Провести коррекционно-педагогическую работу с детьми по воспитанию физической культуры и формированию здорового образа жизни на основе индивидуализации и дифференциации педаго­гических методов и средств.

Работа имеет практическую значимость, которая выражается в изложении теоретических физиологических и методологических сведений, включении методов диагностики, создании условий, способствующих формированию здорового образа жизни.

Методы исследования: а) теоретический анализ методической литературы по проблеме; б) метод наблюдения; в) методы педагогического исследования с использованием стандартных методик.





Глава 1. Физичес­кая культура - основной элемент

здорового образа жизни


1.1. Воспитание физической культуры и здоровье


Здоровье человека зависит от генетических фак­торов, состояния окружающей среды, медицинского обеспече­ния, условий и образа жизни. Наибольшее значение для здоровья человека имеет образ жиз­ни, а основной элемент здорового образа жизни - высокая физичес­кая культура.

Физичес­кая культура составляет важную часть общей культуры общества, всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направ­ленного физического совершенствования человека.

Для формирования здорового образа жизни школьников в процессе физического воспита­ния необходимы: стимулирование процессов роста и гармоничное развитие; совершенствование закаливания организма; рост устойчивости организма к неблагопри­ятным факторам окружающей среды.

Научно обоснованное и правильно организованное физичес­кое воспитание должно благотворно влиять на молодой организм: способствовать гармоничному физическому и психическому раз­витию; расширять двигательные возможности; повышать защитно-приспособительные реакции и усиливать устойчивость орга­низма к простудным заболеваниям. Принцип оздоровительной направленности фи­зического воспитания создает методологическую установку: укреплять, улучшать, совершенствовать здоровье. При этом ответственная роль в использовании возможностей, предо­ставляемых физической культурой и спортом, для укрепления здо­ровья принадлежит специалисту физкультуры.

Как одно из важнейших отправных методологических положе­ний физической культуры принцип оздоровительной направленно­сти обязывает: при выборе средств, форм и методов физического воспитания исходить из их возможной оздоровительной эффек­тивности; планировать и регулировать функциональные физические на­грузки школьников в процессе выполнения физических упражне­ний в соответствии с закономерностями возрастно-полового раз­вития, их функциональными особенностями и возможностями. Физические упражнения в системе физического воспитания по своему биологическому механизму воздействия на человека предоставляют широкие возможности достичь значительного оздоровительного эффекта. [ 2]

Воспитание физической культуры - неотъемлемая часть общего воспи­тания личности школьника. Способствуя формированию двига­тельных навыков, совершенствованию таких качеств, как быст­рота, сила, выносливость, ловкость, оно формирует ряд мораль­но-волевых качеств: смелость, решительность, настойчивость.

Наибольший оздоровительный эффект занятий физической культурой и спортом возможен только при применении широкого комплекса средств (физические упражне­ния, их режим, применение закаливающих процедур, характер и режим питания). Физическая культура имеет большое оздорови­тельное и профилактическое значение не только для здоровых учащихся, но и для тех, у кого имеются некоторые отклонения в физическом развитии, в состоянии опорно-двигательного аппа­рата (дефекты осанки, деформации позвоночника, уплощения стоп), а также различные заболевания внутренних органов, и, преж­де всего, сердечно-сосудистой системы.

Очень важен также гигиенический режим за­нятий: систематичность, регулярность, разносторонность и по­степенное увеличение физических нагрузок. При перерывах в за­нятиях и тренировках необходимо начинать с более легких нагру­зок по сравнению с теми, которые применялись до перерыва. Напряженные упражнения должны чередоваться с легкими, с упражнениями на расслабление. Нагрузки на различные мышеч­ные группы также необходимо чередовать на разных этапах тре­нировки или занятий. В противном случае возможна перетрени­ровка, а в итоге - плохое субъективное состояние спортсменов.

Степень положительных изменений в организ­ме под воздействием физических упражнений, пропорциональна (в определенных физиологи- ческих границах) объему и интенсив­ности физических нагрузок. Чем интенсивнее физические нагрузки, тем мощнее процессы восстановления.

Двигательную нагрузку необходимо дозировать с учетом индиви­дуальных реакций на нее, суточной и сезонной ритмики основных физиологических функций, умственной и физической работоспо­собности, возрастных морфологических и функциональных особен­ностей, а также климатогеографических и социальных факторов.

Физическое воспитание детей и подростков направлено на об­щее оздоровление. Научно обоснованное и правильно организо­ванное физическое воспитание детей должно благотворно влиять на растущий организм: способствовать гармоничному физическому и психическому развитию; расширять двигательные возможности; повышать защитно-приспособительные реакции и усиливать устойчивость организма к неблагоприятным воздействи­ям внешних факторов; вырабатывать у детей и подростков опти­мизм и бодрость; создавать условия для высокопродуктивной уче­бы и высокопроизводительного труда.[8]

Соответствие объема и характера физических нагрузок возрастно-половым функциональным возможностям и особенностям организма занимающихся - один из важнейших принципов физического воспитания. Рассмотрим физиологические механизмы оздоровительного воздействия занятий физической культурой и спортом на организм занимаю­щихся.

Выдающиеся физиологи И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Н.Е.Вве­денский, А. А. Ухтомский неоднократно подчеркивали существова­ние тесной связи между здоровьем человека и характером и объемом его мышечной работы. Ограничение объема и интенсивности дви­жений (гипокинезия и гиподинамия) или их избыточный объем и интенсивность (гипердинамия и гиперкинезия) нарушают те­чение всех жизненных процессов. Движение, по словам И. П. Пав­лова, есть главное проявление жизни. Развитие двигательных на­выков в процессе занятий физической культурой и спортом осо­бенно важно для растущего организма ребенка в период создания сложных условных двигательных рефлексов, когда в силу чрезвы­чайной пластичности центральной нервной системы, с одной сто­роны, быстро образуются, совершенствуются и закрепляются важ­нейшие двигательные навыки, с другой - создаются нежелательные условные рефлексы, как плохая осанка, вызыва­ющая в дальнейшем деформации позвоночника, неправильное дыхание и другие нарушения.

Физические упражнения влияют не только на двигательную функцию ребенка, их применение стимулирует деятельность всего организма, и в частности коры головного мозга. При выполне­нии физических упражнений растущий организм обогащается все усложняющимися двигательными условно-рефлекторными свя­зями; создаются и закрепляются новые двигательные умения, облегчающие овладение различными трудовыми навыками. Сис­тематические занятия физической культурой и спортом благо­приятно влияют на физическое развитие ребенка и подростка. При этом не только улучшаются такие функциональные показа­тели, как жизненная емкость легких, сила кистей и мышц спи­ны, но благодаря лучшему развитию всего опорно-двигательно­го аппарата происходит увеличение массы и роста ребенка, повышается сопротивляемость простудным заболеваниям.

Уровень физической подготовленности детей и подростков за­висит от объема их двигательной активности. Развитие основных физических качеств у юных спортсменов на 15 - 25% выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. При этом у дево­чек-спортсменок уровень развития всех физических качеств с воз­растом повышается. В отличие от девочек, не занимающихся спортом, у них не снижаются темпы развития физических качеств в 16 - 17 лет.

В процессе занятий физической культурой уве­личивается кровоток и соответственно показатели гемодинамики, изменяется состояние сердца и кровеносных сосудов. При систематических занятиях - значительно нарастает как абсолютный, так и относительный объем крови. Систематическая тренировка приво­дит к снижению частоты пульса, кровяного давления и поглоще­ния кислорода.

Объем работы дыхатель­ного аппарата в процессе занятий физической культурой и спортом увеличивается в соответствии с ростом газообмена. У юных спортсменов в покое снижается частота дыхания и уве­личивается вентиляция легких как за счет углубления, так и за счет учащения дыхательных движений. Во время физических уп­ражнений глубина дыхания не превышает 30-40% от величины ЖЕЛ, а частота дыхания увеличивается с 10-20 в покое до 30-40 в минуту и более во время занятий. Ритму дыхания соответствуют аналогичные ритмичные коле­бания в состоянии многих физиологических систем вследствие иррадиации по нервной системе колебаний возбуждения дыха­тельного центра.

В зависимости от мощности физических нагрузок у лиц, занимающихся физической культурой и спортом, увеличивается содержание в крови норадреналина и адреналина, а также корти­зона и кортикостерона. В процессе адаптации к физическим на­грузкам, т.е. по мере развития тренированности, эти изменения эндокринной функции становятся менее выраженными, а иногда совсем не выявляются.

Занятия физическими упражнениями вызывают перестройку в терморегуляции за счет усиления энергозатрат и обмена веществ.

В процессе тренировки детей, например, младшего школьного возраста, направленной на развитие силы мышц, увеличиваются показатели силы мышц - в среднем на 12%, быстроты движений - на 8,7%, общей выносливости - на 1,2%. В группе детей, тренировавших быстроту движения, эти величины улучшаются соответственно на 6,9 и 7,6%, а показатели общей выносливости ухудшаются на 2,5%. У детей, тренировавших общую выносливость, на 28,6% повыси­лись показатели выносливости, показатели быстроты движения практически не изменились, а мышечная сила возросла на 7,8%.

Таким образом, целенаправленное, правильно дозированное с позиции возрастных функциональных возможностей занятие фи­зическими упражнениями способно вызвать комплексное улуч­шение показателей основных двигательных качеств и значительно повысить функциональные возможности двигательного анализа­тора детей и в целом оздоровление всего детского организма.

1.2. Физическая культура и педагогическое взаимодействие в профилактике ЗОЖ


Происходящие в стране и обществе перемены предъявляют системе образования новые требования к характеру и каче­ству профилактической деятельности ЗОЖ. В новой образовательной ситуации физическая культура рассматривается как источник неограничен­ных возможностей для воспитания, развития одаренности, самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка, а так­же как базовое условие для формирования у детей, подростков и молодежи на­выков противостояния наркомании, развитию жизнеспособной и конкурентной личности. [ 7]

Формирование физической культуры подрастающего поколе­ния в процессе физического воспитания обеспечивается единством направленности и взаимодействием всех компонентов учебно-вос­питательного процесса, в котором действуют сама личность, пе­дагог, представители учебно-воспитательных учреждений, семья, общественность, работники средств массовой информации, и цель физического воспитания достигается в процессе образования, объе­диняющего учебную и внеучебную деятельность детей, под­ростков и молодежи.

Государственные и муниципальные учреждения дополнитель­ного образования спортивной направленности (ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮШОР) вместе с образовательными учреждениями других ти­пов и видов составляют целостную образовательную систему, стро­ящуюся, прежде всего, с учетом интересов детей и запросов семьи в целом, а также возможностей и перспектив экономического, де­мографического, социокультурного развития отдельного района, региона.

Повседневная действительность показала необходимость интеграции взаимодействия не только образовательных учреждений, но и всех структур, заинтересованных в противостоянии нар­комании: правоохранительных органов, медицинских учреждений, культурных организаций.

Таким образом, привлечение к общей деятельности за­интересованных организаций, позволяет целенаправленно прово­дить спортивно-массовые мероприятия, ориентированные на про­филактику наркомании и других вредных привычек среди детей, подростков и молодежи.



















Глава 2. Здоровый образ в жизнедеятельности школьников

2.1. Здоровый образ жизни


Здоровый образ жизни - это оптимальный двигательный ре­жим, что уже было отмечено выше, а также: закаливание, рациональное питание, рациональный режим жизни, отсутствие вредных привычек.

Закаливание

Закаливание - одно из наиболее мощных и эффективных оздо­ровительных средств физического воспитания. Оно позволяет не только сохранить и укрепить здоровье, но и повысить работоспо­собность.

Закаливание - повышение устойчивости, адап­тация организма человека к действию различных неблагоприятных климатических факторов (холод, тепло, солнечная радиация) вслед­ствие применения комплекса систематизированных и целенаправ­ленных мероприятий.

Физиологические основы закаливания. В основе закаливания лежат тренировка центральных и перифе­рических звеньев терморегуляторного аппарата, совершенствова­ние механизмов, регулирующих отдачу и образование тепла. По­стоянное систематическое и целенаправленное строго дозирован­ное воздействие раздражающих факторов приводит к развитию адап­тивных приспособительных реакций, снижающих чувствительность организма к их действию. Это повышает устойчивость организма человека к изменяющимся факторам внешней среды.

В процессе онто- и филогенеза в организме человека выработа­лись определенные физиологические и биохимические механиз­мы, которые обеспечивают его устойчивость к воздействию комплекса неблагоприятных метеорологических факторов. Организм челове­ка способен эффективно приспосабливаться к изменениям ме­теорологических, температурных условий, выдерживать даже зна­чительные колебания температуры воздуха, сохраняя при этом тепловое равновесие организма. Диапазон функциональных возможностей механизмов термо­регуляции человека может быть значительно расширен после при­менения комплекса целенаправленных, систематических закали­вающих процедур.

Механизм оздоровительного действия закаливания на субкле­точном уровне идентичен механизму действия физических трени­ровок: создается дефицит АТФ и креатинфосфата и увеличивает­ся потенциал фосфорилирования. Генетический аппарат клеток активизируется, растет производство митохондрий-энергети­ческих «фабрик» клетки. Увеличиваются энергетическая мощность клетки (мощность митохондрий), выработка АТФ на единицу массы тканей, ликви­дируется ее дефицит, следовательно, развивается адаптация к холоду и гипоксии.

В результате закаливания не только совершенствуется терморе­гуляция, но и происходят некоторые изменения в морфологиче­ской структуре и физико-химических свойствах различных тканей организма. Повторные температурные раздражения вызывают утол­щение эпидермиса, уменьшение содержания воды в коже, уплот­нение биологических каллоидов и т.д. Тем самым повышается стой­кость организма к неблагоприятным метеорологи­ческим факторам внешней среды.

При закаливании резко активизируются иммунные механизмы. Через центральную нервную систему и ее подкорковые образова­ния (гипоталамус) активизируется функциональное состояние ги­пофиза - эндокринной железы, контролирующей действие всех эндокринных желез. Основное значение в повышении иммуните­та при закаливающих процедурах имеет воздействие гипофиза на вилочковую (зобную) железу и надпочечники. От этой железы зависит функционирование основных иммунных механизмов - лимфоцитов и антител, в результате, которого значительно повыша­йся устойчивость организма к различным инфекциям, вызываемых бактериями и вирусами, улучшается контроль за появлением чужеродных злокачественных клеток, происходит их уничтожение.

Функционирование коры надпочечников сопровождается уве­личением образования ее гормона - кортизона. Это усиливает дей­ствие иммунных механизмов, снижает возможность аллергических реакций и заболеваний, повышает адаптационные способности организма к стрессам и, в частности, к таким, как чрезмерная физическая нагрузка, климатические факторы, психические раздражители, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение.

При закаливании необходимо соблюдать следующие принципы:

- Принцип комплексности. Наибольший оздоровительный эффект закаливания возможен при применении комплекса закаливающих средств (солнце, воздух, вода). Каждое средство взаимно рас­ширяет диапазон компенсаторно-приспособительных реакций организма и усиливает оздоровительное воздействие закаливания.

- Принцип систематичности. Оздо­ровительный эффект лишь в том случае, если оно применяется регулярно, без длительных перерывов.

- Принцип постепенности: ступенчатое повышение силы воздей­ствующих раздражителей.

- Принцип оптимальности дозирования процедур. Соответствие процедур функ­циональным особенностям и возможностям конкретного челове­ка, в том числе и состоянию его здоровья.

Итак, закаливание холодом укрепляет здоровье, по­вышает умственную и физическую работоспособность, устойчи­вость к атеросклерозу, ожирению, диабету, инфекционным, аллергическим, злокачественным забо­леваниям. Школьникам зака­ливание позволяет быстрее адаптироваться к на­грузкам, добиваясь более эффективного их воздействия. Умень­шается опасность неблагоприятного влияния на организм физи­ческих и психических перенапряжений, уменьшается риск сни­жения иммунной защиты.

Рациональное питание

Питание - сложный процесс поступления, переваривания, всасы­вания и усвоения в организме пищевых веществ, необходимых для покрытия его энергетических трат, построения и возобновления кле­ток и тканей организма, регуляции физиологических функций орга­низма.

Рациональное питание служит одним из средств активного целенаправлен­ного воздействия на организм, сохранения, формирования и ук­репления здоровья человека. Полноценность пищевого рациона во многом определяет состояние здоровья населения, оказывая влия­ние на рост и физическое развитие, трудоспособность, адаптаци­онные возможности, заболеваемость и продолжительность жизни.

Основные требования к пище, которая должна:

• полностью возмещать энергетические траты организма;

• содержать необходимые пищевые вещества (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду) для построения тканей, органов и нормального протекания всех физиологических процессов;

• быть разнообразной (состоять из различных продуктов животного и растительного происхождения);

• обладать приятным вкусом, запахом и внешним видом;

• быть легкоусвояемой; быть доброкачественной.

Теоретической основой современной науки о питании являет­ся концепция сбалансированного питания, сформулированная академиком АМН А. А. Покровским Обеспечение нормальной жизнедеятельности возможно при усло­вии снабжения организма необходимым количеством энергии, бел­ков, углеводов, жиров, витаминов, минеральных веществ, в нужных соотношениях. В рационе здорового человека при среднем уровне энергозатрат оптимально следующее соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:4(5), позволяющее удовлетворить энергетические и пластические потребности орга­низма. [ 3]

Полноценный пищевой рацион ребенка должен обеспечивать прогрессивный прирост показателей массы и длины тела и развитие соответ­ственно возрасту всех его систем и органов. Особое внимание обращается на содержание ве­ществ, химические структуры которых не синтезируются фер­ментными системами организма, к их числу относятся некоторые амино- и поли­ненасыщенные жирные кислоты, витамины и минеральные эле­менты.

Белки - это высокомолекулярные азотистые соединения, ос­новная и обязательная часть всех организмов. Белковые вещества участвуют во всех жизненно важных процессах. Например, в об­мене веществ, в выполнении сократительной функции мышц - актомиозин; опорные ткани организма - коллаген костей, хрящей, сухожилий; покровные ткани организма - кожа, ногти, волосы. От уровня снабжения белками зависят состояние здоровья, физическое развитие, фи­зическая работоспособность, а у детей раннего возраста - и ум­ственное развитие. Содержание белка в дневном рационе детей должно быть выше, чем у взрослых (2,0-3,0 г), что связано с бурным физическим развитием и половым созреванием (табл. 1).

Таблица 1

Потребность в белках детей и подростков (по В.А.Покровскому)

Возраст, лет

Количество белков, г/день

Возраст,лет

Количество белков, г/день

всего

в т. ч. животных

всего

в т.ч. животных

0,5-1

25

20-25

7~10

80

48

1-1,5

48

36

11-13

96

58

1,5-2

53

40

14-17 (юноши)

106

64

1,5-2

53

40

14-17 (юноши)

106

64

3-4

63

44

14-17 (девушки)

93

56

5-6

72

47




Жиры состоят из нейтрального жира - триглицеридов жирных кислот (олеиновой, пальмитиновой, стеариновой и др.) и жироподобных веществ - липоидов. Главная роль жиров заключается в доставке энергии. При окислении 1 г жира в организме человек получает в 2,2 раза больше энергии (2,3 ккал), чем при окислении углеводов и белков. Жиры выполняют и пластическую функцию, являясь струк­турным элементом протоплазмы клеток. В жирах находятся витамины А, Б, Е, К. Липоиды входят также в состав клеточных мембран, гормо­нов, нервных волокон и оказывают существенное влияние на ре­гуляцию жирового обмена. Жир предохраняет организм от охлаждения (низкая теплопроводно­сть). Нормы потребления жиров почти такие же, как и для белков: на 1 г белка должен приходиться 1 г жира. При нормальной массе тела количество жиров должно покры­вать 30% дневного рациона, что соответствует 1,3 - 1,5г на кг массы тела.

Углеводы - это класс органических соединений, входящих в состав всех организмов, служат структурным и пластическим материалом поставщика энергии и регулируют ряд биохимических процессов. Средняя величи­на теплоты при сгорании углеводов - 4,1 ккал/г. Взаимодействуя с другими веществами пищи, углеводы влияют на доступность их организму и на потребность организма в этих веществах. Углеводы снижа­ют потребность организма человека в белках, препятствуя ис­пользованию аминокислот в качестве энергетического материала и усиливая посредством инсулина использование аминокис­лот для синтеза белка. Основные источники углеводов -раститель­ные продукты (мучные изделия, крупы, сладости). [3]

Таблица 2

Потребность в углеводах детей и подростков (по В. А. Покровскому)

Возраст, лет

Количество, г/день

Возраст, лет

Количество, г/день

0,5-1

113

7-10

324

1-1,5

160

11-13

382

1,5-2

192

14-17 (девушки)

422

3-4

233

14-17 (юноши)

367

5-6

252



Микроэлементы - это химические элементы, находящиеся в тканях организма человека в концентрациях 1:100 000 и меньше. Некоторые микроэлементы абсолютно необходимы для важнейших процессов жизнедеятельности организма человека (табл. 3).

Таблица 3

Физиологическая оценка основных микроэлементов

Микро-элемент

Физиолог-кая роль и биологическое действие; роль в патологии человека

Алюминий

Способствует развитию и регенерации эпителиальной, соединительной и костной тканей; воздействует на активность пищевар-х желез и ферментов

Бром

Участвует в регуляции деятельности нервной системы, воздействует на функцию половых желез и щитовидную железу. Чрезмерное накопление в организме вызывает кожные заболевания (бромодерма и угнетение центральной нервной системы)

Железо

Участвует в дыхании, кроветворении, иммунобиологических и окислительно-восстановительных реакциях; при нарушении обмена развиваются железодефицитная анемия, гемосидероз и гемохромотоз

Йод

Необходим для функционирования щитовидной железы; недостаточное поступление провоцирует развитие энде­мического зоба

Кобальт

Стимулирует процессы кроветворения; участвует в син­тезе белков, в регуляции углеводного обмена

Марганец

Влияет на развитие скелета, участвует в реакциях имму­нитета, кроветворении, тканевом дыхании; его недоста­ток вызывает истощение, задержку роста и развития скелета

Медь

Способствует росту и развитию, участвует в кроветворе­нии, иммунных реакциях, тканевом дыхании

Молибден

Входит в состав ферментов, влияет на рост; избыток вы­зывает молибденоз

Фтор

Повышает устойчивость зубов к кариесу, стимулирует кроветворение и иммунитет, участвует в развитии скелета; избыток вызывает флюороз

Цинк

Участвует в процессе кроветворения, в деятельности же­лез внутренней секреции; при недостатке - задержка роста

Основным источником микроэлементов для человека служат пищевые продукты растительного и животного происхождения (табл. 4).

Таблица 4

Основные пути поступления, содержание в пищевом рационе и суточная потребность в основных микроэлементах

Микро-элемент

Основные источники поступления в организм человека

Содержание в мг в пищевом рационе,

Алюминий

Хлебопродукты

20-100

Бром

Хлебопродукты, молоко, бобовые

0,4-1,0

Железо

Фасоль, гречневая крупа, печень, мясо, овощи, фрукты, хлебопродукты

15-40

Йод

Молоко, овощи, мясо, яйца, море продукты

0,04-0,2

Кобальт

Молочные, хлебопродукты, овощи, говяжья печень, бобовые

0,01-0,1

Марганец

Хлебопродукты, овощи, печень, почки

4-36

Медь

Хлебопродукты, печень, фрукты, картофель, орехи, грибы,

бобы сои, кофе, листья чая

2-10

Молибден

Хлебопродукты, бобовые, печень, почки

0,1-0,6

Фтор

Вода, овощи, молоко

0,4-1,8

Цинк

Хлебопродукты, мясо, овощи

6-30 _

Таблица 5

Рекомендуемые количества важнейших витаминов

для детей 8-17 лет (по Н.И.Волкову)

Витамины, мг


8- 1 0 лет


11-14 лет


15-17 лет


мальч.

девоч.

мальч.

девоч.

мальч.

девоч.

В1

1,2

1,0

1,5

1,1

1,6

1,3

В2

1,5

1,1

1,8

1,3

1,8

1,7

В6

1,8

1,4

2,0

1,5

2,0

1,8

Фолиевая кис­лота

150

100

200

180

300

150

В12

1,5

2,0

2,0

2,0

3,0

3,0

С

50,0

50,0

60,0

60,0

75,0

75,0

А

1000,0

700,0

1000,0

800,0

1000,0

900,0

D

5,0

5,0

10,0

10,0

5,0

5,0

Е

5,0

8,0

10,0

8,0

12,0

12,0

К

60,0

50,0

65,0

60,0

70,0

65,0

Пантотеновая кислота

8,0

8,0

8,0

8,0

8,0

8,0

Таким образом, рациональное, сбалансированное питание обеспечивает детский организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами в строго определенных соотношениях, сбалансированных химическим составом, и служит целенаправленному формированию и укреплению здоровья ребенка.

Режим дня школьника

Правильный режим дня школьника - это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности, предусматриваю­щий повторяющийся изо дня в день автоматизм жизнен­ных процессов. При этом чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима проводились строго последовательно и в одно и то же время. Это способствует образованию устойчивых условных рефлексов, причем каждый предыду­щий этап дневного ритма является условным сигналом для выполнения последующего. В связи с этим учащиеся, соблюдающие режим дня, быстрее втягиваются в работу, быстрее засыпают и меньше устают.[10]

В задачу построения режима дня входит правильная организация сна, питания, организация смены видов деятельности, чередование труда и отдыха. В суточном бюджете времени учащихся выделяются следующие основные компоненты: учебные занятия в школе и дома, сон, внешкольные занятия (музыка, чтение художественной и научно-популярной литературы, занятия иностранным языком и др.), самообслуживание, выполне­ние правил личной гигиены, прием пищи, пребывание на свежем воздухе, занятия физкультурой и спортом.

С возрастом меняется соотношение отдельных компо­нентов режима во времени, появляются новые виды деятельности, меняется характер организации и проведе­ния тех или иных режимных моментов (табл. 6).

С шестилетками в школе перед началом уроков учитель проводит 8-10-минутную гимнастику. Выполнять ее надо в хорошо проветренном помещении. Утренняя гим­настика помогает стряхнуть остатки сонливости, взбодрить детей, способствует их собранности, сосредоточенности на предстоящей работе.

Таблица 6

Продолжительность различных видов суточной деятельности (час.)

Воз-раст,

лет

Класс


Учебные

занятия

в

школе

Учебные

занятия

дома

Спорт,

игры,

прогулки

Чтение,

занятия

в кружках, по-

мощь семье

Прием

пищи,

туалет,

зарядка

Ночной сон


7

1-Й

3-4

1

3 1/2

2 1/2

2 1/2

11 - 10 1/2

8

2-Й

4

1-1 1/2

3 1/2

2 1/2

2 1/2

11 - 101/2

9

3-Й

4

1 1/2 - 2

3 1/2

2 1/2

2 1/2

11 - 101/2

10

4-й

4-5

2-2 1/2

3 1/2

2 1/2

2 1/2

101/2 - 10

11

5-й

5-6

2-2 1/2

3

2 1/2

2 1/2

10-91/2

12

6-й

5-6

2 1/2-3

3

2 1/2

2 1/2

91/2 -9

13

7-й

5-6

3-4

2 1/2

2

2

91/2 -9

14

8-й

5-6

3-4

2 1/2

2

2

91/2 -9

15

9-й

5-6

3-4

2 1/2

2

2

9-8 1/2

16

10-й

5- 6

3- 4

21/2

2

2

8-81/2




В школе за исключением первой учебной недели у детей 6 лет -4 урока по 35 мин, после каждого из них следует 15-20-минутные перемены для подвижных игр и завтрака. На уроке педагог обязательно чередует разные виды занятий, а в середине его устраивает физкультминут­ку (2-3 мин). После 2-3 уроков - отдых на воздухе (45 мин), который включает организованные подвижные игры. Это так называемое динамическое занятие проводят в любую погоду. Участок школы, выделенный для шести­леток, оборудуется навесом, тентом, здесь должно быть соответствующее спортивное оборудование.

После 1-го или 2-го урока - горячий завтрак. В 13- 13 ч 30 мин - обед. Обязательный элемент режима дня детей 6 лет -2-часовой дневной сон. Однако некоторые дети, особенно легко возбудимые, в первое время с трудом засыпают и мешают отдыху остальных. Лучше, если воспитатель группы будет находиться в это время вместе с ребятами. В выходные дни сон днем также обязателен.

С 15 ч 45 мин до 16 ч 20 мин - занятия по интересам, тихие игры. С 16 ч 20 мин до 16 ч 40 мин - полдник, после чего рекомендуется полуторачасовая прогулка с подвиж­ными играми. Пребывание на воздухе должно занимать как можно больше времени (не менее 3,5 ч), ибо день, прове­денный без прогулки, потерян для здоровья. Активные движения на воздухе способствуют росту и развитию ребенка, улучшают обмен веществ, повышают сопротив­ляемость заболеваниям.

С 19 ч до 19чЗ0 мин (а в выходные дни и в другое время) школьникам младших классов полезно рисовать, лепить, конструировать, вырезать ножницами какие-либо фигурки, изготовлять разные поделки. Все это - упражнения для мелких мышц кистей рук, которые развивают их и подготавливают к занятиям письмом, развивают мышление.

Необходимо предостеречь детей от чрезмерного увлечения телепередачами. В учебный период ребенок может смотреть их 15-20 мин 2-3 ра­за в неделю, в выходные дни - до получаса.

В 20 ч 30 мин -21 ч - подготовка ко сну, длитель­ность его для младшего школьного возраста должна быть не менее 10 ч.

Соблюдение режима, выполнение определенных видов деятельности в одни и те же часы, обусловливает установ­ление строгого чередования возбудительных и тормозных процес­сов в центральной нервной системе -известное постоянство ра­бочего ритма в деятельности организма. Это имеет большое значе­ние для общей работоспособности: приучает различные системы организма к работе в определенные часы, экономит силы и т.д.

Вывод: соблюдение режима дня вырабатывает у школьников привыч­ку к порядку, дисциплинированность, воспитывает у них чувство ответственности за проведение тех или иных мероприятий. Учащиеся начинают дорожить своим време­нем, приобретают навыки систематического труда. Таким образом, соблюдение несложных гигиенических правил режима дня поможет добиться успехов в учебе, сохранить и укрепить свое здоровье.




Отсутствие вредных привычек


В подростковом возрасте некоторые школьники, к сожале­нию, начинают курить. Приоб­ретают эту вредную привычку чаще всего из-за желания казаться среди товарищей более взрослыми, более самостоя­тельными. Но при этом не осознают, о вреде, приносимом курением. И вместе с тем многие под­ростки не учитывают то обстоятельство, что мужество, само­стоятельность и уверенность им помогут приобрести, прежде всего, регулярные занятия физической культурой и спортом.

Так почему же курение так вредно для организма? Содержащийся в табаке никотин очень ядо­вит. Это остро ощущают те, кто только пробует ку­рить. У них появляются тошнота, головокружение, ненор­мальное возбуждение и более тяжелые признаки отравления. [10]

Коварство курения в том, что со временем организм при­выкает к никотину. Симптомы отравления пропадают, и ос­тается лишь приятное возбуждающее действие табака. Но вредное действие никотина на организм не пропадает, а усиливается. Курение снижает работоспособность, па­мять, внимание, так как никотин нарушает работу централь­ной нервной системы. Вещества, содержащиеся в табачном дыме, делают человека раздражительным, часто вызывают головную боль. Очень вреден никотин для сердца и сосудов. Длительное курение приводит к нарушениям стенок кровеносных сосудов. У курильщиков во много раз чаще отмечаются заболевания, связанные со спазмом и поражением сосудов сердца и ног. Все это может привести с годами к инфаркту, омертвению пальцев ног и т. д. Стоит еще раз напомнить о том, что курильщики в 5-10 раз чаще заболевают бронхиальной астмой, воспалением и раком легких. Поэтому курение несовместимо со здоровь­ем и физкультурой.

Еще больший вред приносит алкоголь. Он вредно влияет на нервную систему. При частом употреблении алкогольных напитков ухудшается умственная работоспособность, па­мять, слух, обоняние и вкус. Даже при однократном упо­треблении спирта в мозге человека ухудшается работа нервных клеток. Под влиянием алкоголя нарушается свертываемость крови, возникают тяжелые заболевания печени и других внут­ренних органов, возникает малокровие. Очень вредно действуют алкогольные напитки на работу легких, затрудняя поступление в организм кислорода, необходимого для жизнедеятельности. Это очень убедительно показывает, что употребление спирт­ного даже в небольших количествах несовместимо со здоровь­ем и благоприятным влиянием физических упражнений.

Наиболее разрушительны для организма наркотические вещества. Особенно они страшны тем, что быстро разрушают психику человека. Наркоманы очень редко доживают до 30-40 лет.

Просветительная работа с подростками должна иметь две цели: передача знаний о вреде, который наносит табак и алко­голь нашему организму, и воспитание представлений об опьянении как о состоянии аморальном. Другими словами, в этих проблемах должны вы­деляться не только гигиенические аспекты, но и нравст­венные. Акцент должен ставиться, прежде всего, на нрав­ственное значение проблемы, поскольку понятие болез­ни - угроза здоровью - для детей и подростков в боль­шей мере абстрактно, в то время как нравственные идеалы весьма ценны.

2.2. Профилактическая деятельность против вредных привычек



Одно из важных мест в системе профилактики злоупотреб­ления наркотиками и психоактивными вещества­ми занимает физкультурно -спортивная деятельность, ко­торая как социально значимый вид деятельности отвечает потреб­ностям формирующейся личности и обеспечивает успешную со­циализацию. Занятия физической культурой и спортом, с одной стороны, становятся средствами укрепления физического и пси­хического здоровья, повышения адаптационных возможностей организма, формирования психо-физической устойчивости, что является фактором защиты от приобщения к наркотическим ве­ществам. Основу модели укрепления здоровья, которая строится на развитии альтернативных привычек (физическая культура, спорт, активный досуг, здоровый образ жизни), препятству­ющих употреблению психоактивных веществ, составляет поло­жение о том, что здоровые люди обладают ресурсами, помогаю­щими справиться со стрессами и конфликтами, нагрузками, повышенными требованиями среды без применения одурманиваю­щих средств. С другой стороны, эта деятель­ность позволяет содержательно организовать досуг и привлечь детей с улиц в спортивные залы, тем самым снизив вероятность вовлечения их в асоциальные группы.[7]

В практике физического воспи­тания и самодеятельном физкультурном движении сложились раз­нообразные формы занятий.

урочные формы. Необходимой мерой борьбы с наркотиками является правиль­ная организация оздоровительной работы на уроках физической культуры. Урок физической культуры - основ­ное средство приобщения детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Учебная программа, базирующаяся на различных видах физкультурно-спортивной де­ятельности, предоставляет детям и подросткам широкий простор в выборе средств самосовершенствования и самореализации. Фор­мирование у ребенка позитивного отношения к окружающему миру, желания вести здоровый образ жизни более предпочтитель­но, чем запугивание последствиями злоупотребления психоактив­ными веществами;

  • формы занятий неурочного типа (кружки, секции, клубы, центры физкультурно-оздоровительной и спортивной направлен­ности)

Как показывают исследования, дети и подростки в большинстве случаев во внеурочное время предпочитают занятия в физкультурно-спортивных клубах. Одной из форм внеклассной и внешкольной работы с целью профилактики наркомании являются занятия в под­ростковых физкультурно-спортивных клубах по месту жительства, основная направленность деятельности которых заключается в от­влечении детей от ассоциальных явлений микросреды, формирова­нии интереса к систематическим занятиям физическими упражнени­ями, нравственном воспитании при активном использовании средств и методов физической культуры и массового спорта;

  • соревновательные и спортивно-зрелищные формы организа­ции физкультурно-спортивной деятельности (соревнования по ви­дам спорта различной направленности, марафоны, турниры, фес­тивали, спортивные праздники, показательные выступления)

Специально организованные спортивно-зрелищные мероприя­тия, различающиеся по характеру деятельности, масштабам и це­лям, являются одним из существенных методов антинаркотической пропаганды, одним из перспективных направлений профилактической работы.[15]

Участники в ходе неантагонистического соперничества в стро­го регламентированных условиях сравнивают свой уровень под­готовленности в каком-либо виде спорта, спортивной дисципли­не, борются за первенство, достижение определенного результата.

Вывод: таким образом, концентрация усилий в целях успешного выпол­нения поставленных задач позволяет личности мобилизовать внут­реннюю энергию, проявить активность не только при благопри­ятных условиях в кризисах, конфликтах и т. п., но и при внешних препятствиях, связанных с достижением успеха, что способствует развитию волевых личност­ных качеств.



Глава 3. Экспериментальная часть. Формирование здорового образа жизни в условиях школы - интерната

3.1. Механизм реализации программы

Считая задачу сбережения здоровья и формирования основ здорового образа жизни актуальной, в работе оздоровления и воспитания детей была использована комплексная программа «Здоровье плюс…». Весь об­разовательный процесс был направлен на привитие физической культуры, сохранение здоровья и формирование ос­нов здорового образа жизни. Поэтому программа осуществлялась в четырех направлениях:

1. Организация оздоровительного процесса;

2. Медико-профилактическая работа;

3. Психологическое направление;

4. Досуговая деятельность.

Реализация экспериментальной программы осуществлялась в тече­ние учебного года в школе-интернате г. Тарко-Сале. В формирующем эксперименте уча­ствовали 32 восьмилетних школьника.

Механизм реализации программы

Направления и формы деятельности

Количество времени в неделю

Направления и формы деятельности

Количество времени в неделю

1. Оздоровительное

-утренняя зарядка

- подвижные игры

- уроки физкультуры

- спортивные секции

- выходы на природу

-спортивные сорев-ния

- шахматно-шашечные турниры

- беседы о здоровом образе жизни

-встречи с медиками-специалистами

15 мин ежедневно

2 часа ежедневно

2 часа в неделю

4 раза в неделю

1 час в неделю

1 час в неделю

по плану

по плану

30 мин ежедневно

30 мин через день час 2 раза в неделю

3. Психологическое

а) диагностическое:

-тестирование

б) коррекционно-развивающее:

- игры

-тренинги

- дискуссии

-релаксационные упражнения

в) консультативное:

- индивидуальные

-групповые

30 мин 1 раз в начале четверти

1 час в месяц

2 часа в неделю

2 часа в неделю

1 час - 2 раза в неделю

30 мин по

необходимости

2 раза в неделю

2. Медико-

профилактическое

- лечебная физкультура

-физиотерапия

- фитотерапия - витаминотерапия

15 мин ежедневно раз в неделю

1 раз в неделю

2 раза в неделю

4. Досуговое

- массовые мероприятия

- музыкально-развле-кательные конкурсы, викторины

- тематические беседы

по плану не реже 1 раза в неделю

по плану не реже 1 раза в неделю по плану

Условия реализации программы


Направления

Ответственные исполнители

Необходимые средства

1.Оздорови- тельное

1. учителя физкультуры

2. Обслуживающий персонал стоповой

1.спортивный зал

2. Столовая школы

2. Медико-

профилактическое

3. Врачи-специалисты медпункта (первоначальная диагностика, назначение оздоровительных процедур)

3. Специально оборудованные медицинские каби­неты, диагностические инструменты, карта заболеваний

3. Психологи-ческое

4. Педагоги-психологи

школы-интерната

5. Социальные педагоги

4.Комната психологи-кой разгрузки

5. Технические средства (телевизор, ( магнитофон, видеомагнитофон)

4.Досуговое

6. Учителя, воспитатели, педагоги-организаторы клубов и студии

7. Педагоги дополнительного образования

6.Игровой инвентарь, канцтовары, спортивный инвентарь. Технические средства (музыкальная аппаратура, телевизор, музыкальные инструм-ты)

7. Материалы и принадлежности для прикладного творчества детей

Медико - профилактическое направление. В ее программу входили: систематическая диагностика детей с целью последующей медико -психолого - педагогической коррекции; раннее выявление патологии и её профилактика; реабилитация детей с хроническими заболеваниями; организация здорового образа жизни; профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний; решение оздоровительных задач средствами физкультуры; улучшение психического и физического здоровья детей.

Психологическое направление. Занимались определением психотипа личности (ее психические ресурсы, интеллектуальные и творческие потенциалы, социальный статус); обеспечением школьника средствами самопознания; повышением представления о собственной значимости, развитием навыков и умений, необходимых для уверенного поведения; формированием мотивации самовоспитания и саморазвития; созданием доверительных, партнёрских отношений в коллективе путём формирования позитивного эмоционального состояния во взаимоотношениях друг с другом.

Оздоровительное и досуговое направление было направлено на: организацию досуга детей; развитие творческих способностей ребёнка; определение и совершенствование навыков и умений прикладного характера; формирование валеологического мышления детей; коррекционно-воспитательную деятельность в рамках коллектива.

Известно, что одним из усло­вий здоровья ребёнка является успешность его деятельности. Основная деятельность детей в школе - учение. Именно успеш­ность в учении способствует благополучному самочувствию ребёнка в школе, а это достига­ется через создание для каждого возможности развиваться соот­ветственно своим индивидуаль­ным особенностям. Значит перед школой стоит задача поиска тех­нологий, форм и методов, позво­ляющих осуществить индивиду­ализацию обучения.

Творчество рассматривается нами как один из путей к оздоровительному образовательно­му процессу. Когда учителю инте­ресно учить, а ученику - учить­ся, то это способствует сохране­нию их здоровья. Принцип инди­видуализации обучения и постро­ения образовательного процесса на основе творчества реализует­ся в нашей школе через:

- применение образователь­ных технологий, ориентирован­ных на личность ребёнка (обуче­ние чтению и письму по методу А.М. Кушнира, коллективный способ обучения по методу В.К. Дьяченко);

- применение методов модульно-интегрированного подхо­да (разработаны и применяются модули «Познаю природу» и «Ис­тория становления человека», объединяющие естествознание, историю, изобразительное искус­ство и труд) в начальном звене;

- досуговую деятельность школьников в творческих мастерских и организацию занятий по интересам;

- выходы на природу с познавательно-образовательной целью;

- подвижные игры на воздухе;

- использование моделей уроков по валеологии на темы: «Уроки Айболита, «Уроки Мойдодыра», «Твое здоровье. Укрепление организма»;

- систематические занятия физической культурой, спортом.

На формирование здоро­вых поведенческих навыков вли­яют различные факторы: пример педагогов, друзей, школа, сред­ства информации. Поведение ре­бёнка формируется на основе то­го, что он слышит, видит и чувст­вует вокруг себя в повседневной жизни, но оно корректируется и изменяется в результате созна­тельного обучения.

В учебный план школы введён предмет «Здоровье», основанный на программу «Знай своё тело». Цель про­граммы - формировать поведе­ние ребёнка, безопасное для его здоровья. Сквозь все темы про­граммы проходит идея о личной ответственности за своё здоро­вье, указывается на то, что ребё­нок может сделать для себя сам, развиваются навыки, необходи­мые для принятия самостоятель­ных решений в различных жиз­ненных ситуациях. «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» - основной лозунг школьно­го предмета.

Немалое место на уроках и во внеурочной деятельности уделя­ется формированию критическо­го отношения к вредным привыч­кам. Детьми созданы «Кодекс здо­ровья», сборник полезных и вред­ных советов, плакаты и рисунки, пропагандирующие здоровый об­раз жизни. В школе прошла кон­ференция «Мы выбираем ЗОЖ ».

Наряду с отбо­ром содержания образования и применением оздоровительных технологий программа предполага­ет создание психологического комфорта для учащихся и учителей; рациональный, с точки зре­ния сохранения здоровья учени­ка, режим школы; организацию образовательного процесса на ос­нове творчества. В нашем представлении он предполагает: взаимоотно­шение детей и взрослых в шко­ле и детей друг с другом в атмо­сфере дружелюбия; самореали­зацию личности в разнообраз­ной творческой деятельности, возможность учиться и разви­ваться соответственно своим психофизиологическим особен­ностям и интересам; атмосферу творчества и красоты, способст­вующую сохранению здоровья и развитию активной созидатель­ной личности.

Медико-профилактичес­кая работа состояла в созда­нии для учащихся условий, отве­чающих санитарно-гигиеническим нормам, мониторинг состоя­ния здоровья учащихся и профи­лактическую деятельность, вклю­чающую в себя: витаминизацию с применением лекарственных трав; профилактику воспали­тельных заболеваний; про­филактику и коррекцию пониже­ния остроты зрения и нарушений осанки. В течение года прово­дился мониторинг состояния здо­ровья детей, который позволил: оценить влияние образова­тельного процесса на здоровье учащихся; определить наиболее рани­мые области организма при обу­чении; выявить динамику по общей заболеваемости и воспалитель­ным заболеваниям горла; наметить решения по регу­лированию и коррекции факто­ров, влияющих на здоровье учеников школы.

3.2. Результаты исследования


Отслеживая общее состояние здоровья 32 учеников в процессе эксперимента, был проведен сравнительный замер времени произвольной задержки дыхания на вдохе и выдохе.

В результате систематических спортивных тренировок у юных спортсменов наблюдалось значительное по сравнению со сверст­никами -неспортсменами повышение функционального уровня внешнего дыхания, характеризуемого величиной жизненной ем­кости легких (ЖЕЛ) и времени произвольной задержки дыхания на вдохе и выдохе. Так, из 18 мальчиков у семи из них, регулярно занимающихся спортом, произвольная задержка дыхания на вдохе составила 65 секунд, а на выдохе - 20 секунд, тогда как у мальчиков - неспортсменов составила соответственно 50 и 15. У девочек из 14 человек пятеро активно занимались спортом, произвольная задержка дыхания у них на вдохе в среднем составила 60 секунд, а на выдохе - 20 секунд, тогда как у неспортсменок соответственно 55 и 10.

Это означает, что величина произвольной задержки дыхания на вдохе и выдохе зависит от занятий спортом: если физи­ческая нагрузка не слишком значительна, между величинами вен­тиляции легких и потребления кислорода обнаруживается линей­ная зависимость.

Отслеживая общее состояние здоровья учеников школы, было выявлено, что в течение учебного года наблюдаются две волны за­болеваемости, приходящиеся на ноябрь, декабрь и начало вес­ны - март, апрель. На основа­нии этого было запланировано время проведения профилакти­ческих мероприятий с примене­нием лекарственных трав в сроки, предшествующие всплескам заболеваний. Первый цикл профилактики проводится ежегодно в октябре, второй - в феврале с целью усиления им­мунных сил организма для защи­ты от инфекции. Также исследуя забо­леваемость воспалительными за­болеваниями горла, выявлено, что пе­риоды наибольшей заболеваемо­сти и организовав профилакти­ческую деятельность (полоскание горла с применением лекар­ственных трав). Ре­зультатом этой деятельности стало значительное уменьшение заболеваемости детей.

К основным школьным патоло­гиям также относятся понижение остроты зрения и нарушения осанки. Медицин­ская служба совместно с педагогами следят за динамикой состояния здоровья детей. Педа­гоги школы владеют и успешно применяют методы снятия утом­ления с органов зрения (точеч­ный массаж и гимнастика Аветисова и Бейтса для глаз; проводят комплекс упражнений для опорно-двига­тельного аппарата).

Итак, анализи­руя динамику изменений здоровья детей за прошедший год, заключен вывод, что избранный на­ми путь верен: у обучающихся в школе не произошло ухуд­шения здоровья, А вот положи­тельные тенденции наблюдаются по следующим группам заболева­ний: снижение патологии нервной системы (с 24,1 до 9,5%); сниже­ние воспалительных заболеваний горла (с 37,9 до 28,6%); уменьше­ние заболеваний кариесом (с 27,6 до 14,3%); стабилизация состояния по нарушению осанки и сни­жению остроты зрения.

Вывод: Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале данного исследования, действительно нашла свое подтверждение. А именно:

Воспитание физической культуры и формирование здорового образа жизни школьников: 1) должны начинаться на самых ранних стадиях развития, в комплексе мероприятий; 2) взаимосвязано с развитием индивидуальных возрастных особенностей; 3) оказывают оздоровительное воздействие на организм занимающихся.

Конечно, год - небольшой срок для того, чтобы делать оконча­тельные выводы. Но очевидно, что младший школьный возраст - на­иболее ранимый с точки зрения нарушения здоровья и требует к себе особого внимания. Получен­ные результаты свидетельст­вуют: сохранение здоровья детей, формирование здорового образа жизни позволяет не только медико-профилактическая деятельность, но и физкультурно - оздоровительная организа­ция всего образовательного про­цесса.





Заключение


Итак, программа формирования здорового образа жизни объединя­ет несколько сторон воздействия на ребёнка: оздоровительную, психологическую и воспитательную. Каждая из них по-своему важна для развития личности, все составляющие объединяются одной целью.

Программа «Здоровье плюс» считается целевой, так как основной составляющей является оздоровление в условиях школы - интерната. Программа называется «Здоровье плюс...» в связи с тем, что за учебный год на базе интерната ребята успевают не только восстанавливать пошатнувшееся во время учебы здоровье, но и узнать много интересного, участвуя в досуговых делах, проявляя свои творческие способности. Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, дополнительное образование, знания­ об окружающей среде и её влиянии на организм человека, привитие навыков здорового образа жизни.

Результаты: 1). Расширение фронта лечебной и профилактической работы, дальнейшее сотрудничество с медсанчастью; 2). Введение оптимального режима труда и отдыха детей; 3). Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей; 4). Осознанное отношение школьников к состоянию здоровья как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни; 5).Совместная деятельность медиков, психологов, педагогов послужила оздоровлению детей, а также формированию у них отношения к здоровью как к высшей ценности. Чтобы сохранить здоровье, необходим целый комплекс условий, поддерживающих здоровье.

Таким образом, формирование здорового образа жизни связано, прежде всего, с формированием физической культуры личности, а также выполнением режима труда, отдыха, сна, физической активности, питания и исключения вредностей, психологической установки на нормальную адаптированность в социальной среде.

Список использованной литературы

1. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. Ростов н/Д:Феникс,2001

2. Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие.

Пособие для педагогов. М.,ВЛАДОС, 2001.

3. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического

воспитания и спорта. Учебное пособие.- М., Академия, 2002.

4. Гимнастика с методикой преподавания // Под ред. И. Б. Павлова, В.

М. Баршая. М., Физкультура и спорт, 1985.

5. Горчакова Л. П. Физическое воспитание в малокомп­лектной школе.

М., Физкультура и спорт, 1983.

6. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. СПб., 2001

7. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании: Учеб. пособие

/П.А.Виноградов, А.Т.Паршиков, Н.В.Паршикава и др. - М.:

Советский спорт, 2003.

8. Истратова О.Н., Эскакусто Т.В. Справочник психолога средней

школы. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

9. Книга учителя физической культуры //Под общ. ред. В. С. Каюрова.

М., Физкультура и спорт, 1983.

10. Куценко Г.И.,Кононов И.Ф.Режим дня школьникаМ,Медицина1987

11. Лагутин А. Б., Матвеев А, П. Помогите ребенку стать сильным и

ловким. М., 1994.

12. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по

физической культуре// Сост.А. П. Матвеева, Т. В. Петрова. М.,2000

13. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и

подростков. М., 1991.

14. Теория и практика валеологического образования. Ростов н/Д,

Институт Физической Культуры, 1999.

15. Янсон Ю. А. Технология внеурочных форм занятий фи­зической

культурой и спортом». Ростов н/Д, 1990.


© 2010-2022