- Преподавателю
- Физкультура
- Доклад к презентации Применение Верёвочного курса на уроках физической культуры и тренировках
Доклад к презентации Применение Верёвочного курса на уроках физической культуры и тренировках
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Глызина Е.О. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Веревочный курс»
Глызина Елена Олеговна
Учитель физической культуры, педагог дополнительного образования
МБОУ г.Иркутска СОШ № 71, «Илья Муромец»
Веревочный курс - это вид занятия, который основан на взаимодействии и отношениях между учащимися, на способах и методах достижения цели. Он основан на нестандартных ситуациях, азарте, риске и новых ощущениях. Веревочный курс - это занятие, результатом которого является приобретение навыков создания сплоченной команды, а также эффективной работы в команде. Это серия специально подготовленных занятий, психофизических упражнений для малых групп, а также индивидуальные занятия.
Данный курс не предполагает физической подготовленности участников, поэтому в нём могут принять участие люди любого возраста, в любом коллективе.
Цель «Верёвочного курса»:
-
Сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе.
Задачи:
-
Повышать доверие внутри коллектива, и навыки командного взаимодействия.
-
Раскрывать потенциал каждого участника.
-
Повышать мотивацию участников к командной работе.
-
Наладить доверительные партнерские конструктивные отношения между участниками.
-
Отработать навыки ролевого распределения в команде.
-
Развить у команды чувство уверенности в собственных силах, повысить самооценку ее участников.
-
Выработать способность у членов команды быстро реагировать на ситуацию и принимать решения сообща.
-
Научить участников преодолевать свой страх, и нести ответственность за рискованность при условии максимальной поддержки команды.
-
Создать условия для повышения командного духа и уровня сплоченности.
Правила:
в начале каждого упражнения зачитывает группе его задание и правила. При возникновении у участников вопросов, задание и правила повторно зачитываются без дополнительных объяснений.
При выполнении задания действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено», но участники должны сами догадаться об этом;
во время выполнения упражнений не помогает и не мешает группе, помнит, что группа всего должна добиться сама на собственном опыте.
Занятие «Веревочный курс» затрагивает в основном область бытия и такие вопросы как: Каким нужно быть, чтобы я и моя команда добилась поставленной цели? Это достаточно индивидуальный подход, каждый участник занятия делает свои наблюдения и выводы, совершает открытия и извлекает для себя уроки. Результаты проведенного занятия индивидуальны для каждого участника.
Во время занятия участники сталкиваются с такими важными категориями как: ответственность, доверие, принятие решения, свободный выбор, постановка цели, принятие обязательства и личный вклад в общую победу.
Педагог, проводящий занятие делает расстановку акцентов, на основе достижения максимальной эффективности команды .
Испытания Веревочного курса, как правило, рассчитаны на небольшую команду участников - 12-16 человек.
Программа занятия может длиться от нескольких часов или может быть разделена на несколько дней. По мере прохождения программы «Веревочного курса» возрастают необходимость логически мыслить и сложность испытаний. Программа варьируется в зависимости от эмоционального настроя, физических способностей и интеллектуальных способностей, а также коммуникативного потенциала участников.
Цель: сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе.
Участники: оптимальное число участников в группе - 15 человек. Возраст участников - с любого возраста школьного , главное подобрать упражнения по сложности.. Участники одеты в спортивную форму.
Время проведения: время выполнения упражнений не регламентируется. Группа самостоятельно решает: продолжать упражнение или начать выполнять следующее. При желании группа всегда может вернуться к невыполненному упражнению.
Место проведения: большая территория, включающая участки леса и спортплощадку.
Инвентарь: деревья, веревки, футбольный, баскетбольный и волейбольный мячи, турник, шесты.
Обязательное требование «ВК» обеспечение для его участников безопасности.
Функции ведущего:
-
в начале каждого упражнения зачитывает группе его задание и правила. При возникновении у участников вопросов, задание и правила повторно зачитываются без дополнительных объяснений. При выполнении задания действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено», но участники должны сами догадаться об этом;
-
во время выполнения упражнений не помогает и не мешает группе, помнит, что группа всего должна добиться сама на собственном опыте;
-
во время прохождения группой «ВК» поддерживает хорошее настроение в группе, осуществляет страховку и организует ее силами самих участников.
Примерное обращение к участникам перед началом «ВК»
-
Дорогие друзья! Сейчас вам предстоит пройти серию испытаний, которая называется «Веревочный курс». Испытания достаточно сложные, и, чтобы ваша группа успешно их преодолела, каждому из вас придется приложить максимум усилий.
-
Некоторые испытания связаны с риском получения ссадин и более серьезных травм, поэтому вам необходимо постоянно помнить о технике безопасности, беречь и поддерживать друг друга.
-
В начале каждого испытания я буду зачитывать вам его задание и правила. Если у вас появятся вопросы, задайте их. По условиям «веревочного курса», повторно я имею право только зачитать задание и правила без дополнительных объяснений.
-
Если какое-либо испытание не удается долго пройти, вы можете перейти к выполнению следующего. При желании вы всегда можете вернуться к не пройденному испытанию.
-
Вам нужно постараться за отведенное время пройти как можно больше испытаний. Это будет непросто, но я уверен, очень увлекательно.
-
Помните, что от вклада каждого в достижение общей цели зависит успех группы. Вы справитесь, если будете одной командой.
-
Удачи!
Рефлексия
Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия, которая обязательно проводится в конце каждого занятия.
«Рефлексия - анализ подростком собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия - это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т.п. В содержание рефлексии входит и размышление о связи моего «Я» с другим «Я»: «Что значило для меня быть рядом с другими? как воспринимал я иное поведение других?».
Стимулируя и развивая рефлексию у подростка, педагог содействует формированию способности отдавать себе отчет в свободном выборе, который производит ребенок, соотносить желаемое и реальное, предполагаемое и свершившееся, поступок и его последствия, интересы собственные и интересы окружающих.
Упражнения «Веревочного курса для использования на уроках физической культуры» и тренировках и занятиях по дополнительному образованию
«Квадрат»
Исходные условия: на земле начерчен квадрат со стороной 1 метр.
Задание: уместиться всей группой внутри квадрата.
Ограничения:
-
не заступать за его стороны;
-
продержаться в таком положении не менее 10 секунд.
«Гусеница»
Исходные условия: участники встают в колонну друг за другом. Каждый участник ставит ноги на ширине плеч и подает правую руку между ними (ногами) стоящему позади, при этом левой рукой берет правую руку стоящего впереди.
Задание: всей группе сесть на пол, а затем подняться, не расцепляя при этом рук.
Ограничения: при расцеплении рук любых участников упражнение выполняется всей группой с начала.
«Электроцепь»
Исходные условия: участники садятся в круг на землю (пол), касаясь сидящих рядом ступнями и держась за руки.
Задание: всем участникам одновременно (синхронно) встать, не расцепляя рук и не меняя положения ступней.
Ограничения: при расцеплении рук или несинхронном подъеме всех
участников упражнение выполняется всей группой с начала.
Монстр
Группе в 10 человек необходимо преодолеть расстояние 10 шагов, используя всего лишь 6 конечностей или точек опоры. Если группа больше или меньше, то количество точек опоры прибавляется или отнимается (с 3 человек - 1 точка опоры).
Бревно (обрыв) выполняется на гимнастической скамейке или гимн. бревне, лежащем на полу.
Задание: участникам группы поменяться местами так, чтобы первый с одного конца шеренги стад первым с начала другого, второй с конца стал вторым с начала и т.д.
Ограничения: при касании земли любым участником упражнение выполняется всей группой с начала.
Шаги
дети встают спиной к стене в шеренгу, берут друг друга под руки.
Участникам запрещается произносить алгоритм вслух. В случае нарушения, ошибки или расцепления - все возвращаются на начальную линию, и игра начинается сначала.
Следующий алгоритм:
ДВА ШАГА - НАПРАВО,
ДВА ШАГА - НАЛЕВО,
ШАГ - ВПЕРЕД,
ТРИ - НАЗАД,
И ЧЕТЫРЕ - ПРЯМО.
«Паутина»
Исходные условия: между деревьями натянуты веревки в виде паутины. Расстояние между деревьями - 2,5 метра. Верхняя веревка - на высоте 1,5 метра над землей. Нижняя - на высоте 0,3 метра. Ячейки «паутины» такие, чтобы в них можно было каким-то образом пролезть участнику. Число ячеек на две-три меньше числа участников. Группа находится по одну сторону от «паутины».
Задание: пролезть всей группе сквозь «паутину».
Ограничения:
• сквозь одну ячейку может пролезть только один человек;
• над «паутиной» и под ней могут пролезть два участника;
• обходить «паутину» нельзя ни в ту, ни в другую сторону;
• нельзя касаться «паутины» (веревки);
• при касании любым участником «паутины» (веревки) упражнение выполняется всей группой с самого начала.
Примечание для ведущего: использовать ячейки «паутины» вторично разрешается, если участников больше чем ячеек, и только после того, как будут использованы все ячейки по одному разу.
«Колодец» («Треугольник»)
Исходные условия: между тремя деревьями на высоте 1,5 метра натянута веревка. Расстояние между деревьями - 2 метра. Внутри «треугольника» лежит прочная палка длиной 1,5 метра, способная выдержать на себе взрослого человека. Группа находится внутри «треугольника» («колодца»).
Задание: всей группе выбраться из «колодца» через «верх» над веревками.
Ограничения:
• нельзя касаться веревки и пролезать под ней;
• при касании любым участником веревки упражнение выполняется всей группой с начала.
«Крокодил»
Исходные условия: участники садятся на землю (пол) вплотную друг за другом, вытянув в стороны ноги. Руки участников подняты над головой и согнуты в локтях. Первый участник встает и ложится спиной на руки сидящих за ним, скрестив свои руки на груди. Участники передают его на руках в «хвост» группы.
Задание: переправить таким образом всех участников.
Ограничения:
• переправляющим участникам нельзя вставать;
• переправляемый участник не должен касаться земли (пола);
• при падении или касании земли (пола) передаваемым человеком упражнение выполняется всей группой с начала.
«Гать»
Исходные условия: на земле начерчены две параллельные линии, расстояние между которыми 25 метров. У одной линии лежат три жерди длиной 4,5 метра и диаметром 10 - 15 см. Перед этой линией находится группа.
Задание: всей группе переправиться за другую линию.
Ограничения:
-
можно использовать три жерди;
-
при касании любым участником земли между линиями упражнение выполняется всей группой с начала.