Доклад к презентации Применение Верёвочного курса на уроках физической культуры и тренировках

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Веревочный курс»

Глызина Елена Олеговна

Учитель физической культуры, педагог дополнительного образования

МБОУ г.Иркутска СОШ № 71, «Илья Муромец»

Веревочный курс - это вид занятия, который основан на взаимодействии и отношениях между учащимися, на способах и методах достижения цели. Он основан на нестандартных ситуациях, азарте, риске и новых ощущениях. Веревочный курс - это занятие, результатом которого является приобретение навыков создания сплоченной команды, а также эффективной работы в команде. Это серия специально подготовленных занятий, психофизических упражнений для малых групп, а также индивидуальные занятия.
Данный курс не предполагает физической подготовленности участников, поэтому в нём могут принять участие люди любого возраста, в любом коллективе.

Цель «Верёвочного курса»:

  • Сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе.

Задачи:

  • Повышать доверие внутри коллектива, и навыки командного взаимодействия.

  • Раскрывать потенциал каждого участника.

  • Повышать мотивацию участников к командной работе.

  • Наладить доверительные партнерские конструктивные отношения между участниками.

  • Отработать навыки ролевого распределения в команде.

  • Развить у команды чувство уверенности в собственных силах, повысить самооценку ее участников.

  • Выработать способность у членов команды быстро реагировать на ситуацию и принимать решения сообща.

  • Научить участников преодолевать свой страх, и нести ответственность за рискованность при условии максимальной поддержки команды.

  • Создать условия для повышения командного духа и уровня сплоченности.

Правила:
в начале каждого упражнения зачитывает группе его задание и правила. При возникновении у участников вопросов, задание и правила повторно зачитываются без дополнительных объяснений.

При выполнении задания действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено», но участники должны сами догадаться об этом;
во время выполнения упражнений не помогает и не мешает группе, помнит, что группа всего должна добиться сама на собственном опыте.

Занятие «Веревочный курс» затрагивает в основном область бытия и такие вопросы как: Каким нужно быть, чтобы я и моя команда добилась поставленной цели? Это достаточно индивидуальный подход, каждый участник занятия делает свои наблюдения и выводы, совершает открытия и извлекает для себя уроки. Результаты проведенного занятия индивидуальны для каждого участника.

Во время занятия участники сталкиваются с такими важными категориями как: ответственность, доверие, принятие решения, свободный выбор, постановка цели, принятие обязательства и личный вклад в общую победу.

Педагог, проводящий занятие делает расстановку акцентов, на основе достижения максимальной эффективности команды .

Испытания Веревочного курса, как правило, рассчитаны на небольшую команду участников - 12-16 человек.

Программа занятия может длиться от нескольких часов или может быть разделена на несколько дней. По мере прохождения программы «Веревочного курса» возрастают необходимость логически мыслить и сложность испытаний. Программа варьируется в зависимости от эмоционального настроя, физических способностей и интеллектуальных способностей, а также коммуникативного потенциала участников.

Цель: сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе.

Участники: оптимальное число участников в группе - 15 человек. Возраст участников - с любого возраста школьного , главное подобрать упражнения по сложности.. Участники одеты в спортивную форму.

Время проведения: время выполнения упражнений не регламентируется. Группа самостоятельно решает: продолжать упражнение или начать выполнять следующее. При желании группа всегда может вернуться к невыполненному упражнению.

Место проведения: большая территория, включающая участки леса и спортплощадку.

Инвентарь: деревья, веревки, футбольный, баскетбольный и волейбольный мячи, турник, шесты.

Обязательное требование «ВК» обеспечение для его участников безопасности.

Функции ведущего:

  • в начале каждого упражнения зачитывает группе его задание и правила. При возникновении у участников вопросов, задание и правила повторно зачитываются без дополнительных объяснений. При выполнении задания действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено», но участники должны сами догадаться об этом;

  • во время выполнения упражнений не помогает и не мешает группе, помнит, что группа всего должна добиться сама на собственном опыте;

  • во время прохождения группой «ВК» поддерживает хорошее настроение в группе, осуществляет страховку и организует ее силами самих участников.

Примерное обращение к участникам перед началом «ВК»

  • Дорогие друзья! Сейчас вам предстоит пройти серию испытаний, которая называется «Веревочный курс». Испытания достаточно сложные, и, чтобы ваша группа успешно их преодолела, каждому из вас придется приложить максимум усилий.

  • Некоторые испытания связаны с риском получения ссадин и более серьезных травм, поэтому вам необходимо постоянно помнить о технике безопасности, беречь и поддерживать друг друга.

  • В начале каждого испытания я буду зачитывать вам его задание и правила. Если у вас появятся вопросы, задайте их. По условиям «веревочного курса», повторно я имею право только зачитать задание и правила без дополнительных объяснений.

  • Если какое-либо испытание не удается долго пройти, вы можете перейти к выполнению следующего. При желании вы всегда можете вернуться к не пройденному испытанию.

  • Вам нужно постараться за отведенное время пройти как можно больше испытаний. Это будет непросто, но я уверен, очень увлекательно.

  • Помните, что от вклада каждого в достижение общей цели зависит успех группы. Вы справитесь, если будете одной командой.

  • Удачи!

Рефлексия

Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия, которая обязательно проводится в конце каждого занятия.

«Рефлексия - анализ подростком собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия - это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т.п. В содержание рефлексии входит и размышление о связи моего «Я» с другим «Я»: «Что значило для меня быть рядом с другими? как воспринимал я иное поведение других?».

Стимулируя и развивая рефлексию у подростка, педагог содействует формированию способности отдавать себе отчет в свободном выборе, который производит ребенок, соотносить желаемое и реальное, предполагаемое и свершившееся, поступок и его последствия, интересы собственные и интересы окружающих.







Упражнения «Веревочного курса для использования на уроках физической культуры» и тренировках и занятиях по дополнительному образованию

«Квадрат»

Исходные условия: на земле начерчен квадрат со стороной 1 метр.

Задание: уместиться всей группой внутри квадрата.

Ограничения:

  • не заступать за его стороны;

  • продержаться в таком положении не менее 10 секунд.

«Гусеница»

Исходные условия: участники встают в колонну друг за другом. Каждый участник ставит ноги на ширине плеч и подает правую руку между ними (ногами) стоящему позади, при этом левой рукой берет правую руку стоящего впереди.

Задание: всей группе сесть на пол, а затем подняться, не расцепляя при этом рук.

Ограничения: при расцеплении рук любых участников упражнение выполняется всей группой с начала.

«Электроцепь»

Исходные условия: участники садятся в круг на землю (пол), касаясь сидящих рядом ступнями и держась за руки.

Задание: всем участникам одновременно (синхронно) встать, не расцепляя рук и не меняя положения ступней.

Ограничения: при расцеплении рук или несинхронном подъеме всех

участников упражнение выполняется всей группой с начала.

Монстр

Группе в 10 человек необходимо преодолеть расстояние 10 шагов, используя всего лишь 6 конечностей или точек опоры. Если группа больше или меньше, то количество точек опоры прибавляется или отнимается (с 3 человек - 1 точка опоры).

Бревно (обрыв) выполняется на гимнастической скамейке или гимн. бревне, лежащем на полу.

Задание: участникам группы поменяться местами так, чтобы первый с одного конца шеренги стад первым с начала другого, второй с конца стал вторым с начала и т.д.
Ограничения: при касании земли любым участником упражнение выполняется всей группой с начала.

Шаги

дети встают спиной к стене в шеренгу, берут друг друга под руки.

Участникам запрещается произносить алгоритм вслух. В случае нарушения, ошибки или расцепления - все возвращаются на начальную линию, и игра начинается сначала.

Следующий алгоритм:

ДВА ШАГА - НАПРАВО,

ДВА ШАГА - НАЛЕВО,

ШАГ - ВПЕРЕД,

ТРИ - НАЗАД,

И ЧЕТЫРЕ - ПРЯМО.

«Паутина»

Исходные условия: между деревьями натянуты веревки в виде паутины. Расстояние между деревьями - 2,5 метра. Верхняя веревка - на высоте 1,5 метра над землей. Нижняя - на высоте 0,3 метра. Ячейки «паутины» такие, чтобы в них можно было каким-то образом пролезть участнику. Число ячеек на две-три меньше числа участников. Группа находится по одну сторону от «паутины».

Задание: пролезть всей группе сквозь «паутину».

Ограничения:

• сквозь одну ячейку может пролезть только один человек;

• над «паутиной» и под ней могут пролезть два участника;

• обходить «паутину» нельзя ни в ту, ни в другую сторону;

• нельзя касаться «паутины» (веревки);

• при касании любым участником «паутины» (веревки) упражнение выполняется всей группой с самого начала.

Примечание для ведущего: использовать ячейки «паутины» вторично разрешается, если участников больше чем ячеек, и только после того, как будут использованы все ячейки по одному разу.

«Колодец» («Треугольник»)

Исходные условия: между тремя деревьями на высоте 1,5 метра натянута веревка. Расстояние между деревьями - 2 метра. Внутри «треугольника» лежит прочная палка длиной 1,5 метра, способная выдержать на себе взрослого человека. Группа находится внутри «треугольника» («колодца»).

Задание: всей группе выбраться из «колодца» через «верх» над веревками.

Ограничения:

• нельзя касаться веревки и пролезать под ней;

• при касании любым участником веревки упражнение выполняется всей группой с начала.

«Крокодил»

Исходные условия: участники садятся на землю (пол) вплотную друг за другом, вытянув в стороны ноги. Руки участников подняты над головой и согнуты в локтях. Первый участник встает и ложится спиной на руки сидящих за ним, скрестив свои руки на груди. Участники передают его на руках в «хвост» группы.

Задание: переправить таким образом всех участников.

Ограничения:

• переправляющим участникам нельзя вставать;

• переправляемый участник не должен касаться земли (пола);

• при падении или касании земли (пола) передаваемым человеком упражнение выполняется всей группой с начала.

«Гать»

Исходные условия: на земле начерчены две параллельные линии, расстояние между которыми 25 метров. У одной линии лежат три жерди длиной 4,5 метра и диаметром 10 - 15 см. Перед этой линией находится группа.

Задание: всей группе переправиться за другую линию.

Ограничения:

  • можно использовать три жерди;

  • при касании любым участником земли между линиями упражнение выполняется всей группой с начала.



© 2010-2022