Дополнительная общеразвивающая программа «Физкульт-УРА!» физкультурно-спортивной направленности

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа п. Томызь

Афанасьевского района Кировской области




Утверждаю:

директор МКОУ ООШ п. Томызь

Афанасьевского района

Кировской области

Кудашева Е.Л.

Приказ № 23/01-04 от 26.08.2011г.



Дополнительная общеразвивающая программа

«Физкульт-УРА!»


физкультурно-спортивной направленности



Возраст детей: 7-11 лет

Срок реализации: 4 года



Автор-составитель:

Бузмакова Лидия Аркадьевна, учитель физической культуры

высшей категории

МКОУ ООШ п. Томызь





п. Томызь - 2011г

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………3

  2. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………...6

    1. Учебно-тематический план…………………………………………………....6

    2. Содержание программы………………………………………………………6

  3. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………....7

    1. Учебно-тематический план…………………………………………………....7

    2. Содержание программы………………………………………………………8

  4. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ……………………...……………………………..9

    1. Учебно-тематический план…………………………………………………....9

    2. Содержание программы…………………………………………………….....9

  5. ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ……………………………………………...10

    1. Учебно-тематический план…………………………………………….……10

    2. Содержание программы……………………………………………………...11

  6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………………………...12

    1. Материально-техническая база……………………………………………....12

    2. Учебно-методические материалы.…….……………………………………..12

  7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….13

    1. Литература для педагога…………………………………………………..…13

    2. Литература, рекомендуемая для детей и родителей………………………...14

    3. Список литературы использованной при составлении программы….14

























  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Наша цель - привлечь к занятиям физической культурой и спортом максимальное число граждан, сформировать и укрепить в обществе ценности здорового образа жизни».

В.В.Путин


В сентябре 2011 года все первоклассники начали обучаться по программе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (далее Стандарт). Новые стандарты предъявляют высокие требования к образованию, предлагают новые подходы к обучению и воспитанию обучающихся и уделяют особое внимание внеурочной деятельности школьников.

Одним из направлений внеурочной деятельности выделено спортивно-оздоровительное. Сохранение физического, психического и нравственного здоровья, в соответствии с заявленными государственными приоритетами, является одной из главных задач любого образовательного учреждения. Оно предусматривает формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Стандарт рекомендует использовать возможности дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта для осуществления внеурочной деятельности обучающихся. При отсутствии таковых в сельской местности организация внеурочной деятельности целиком и полностью ложится на образовательное учреждение.

Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге. Эта работа позволяет педагогам выявить у детей потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать. Внеурочная работа имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность, что позволяет обеспечить развитие общекультурных интересов детей и способствует решению задач нравственного воспитания.

С учетом организационных возможностей сельских школ происходит интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, это позволяет увеличить пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Другая важная особенность тесной связи внеурочной работы и дополнительного образования - воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на "незаметное", а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Физическое воспитание оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение. Под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье.

В основе разработки программы по внеурочной деятельности «Физкульт-УРА!» лежит образовательная программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности кружка «В здоровом теле - здоровый дух» - победитель районного конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования в 2011г. (номинация «физкультурно-спортивная»), автор Бузмакова Л.А. Программа «В здоровом теле - здоровый дух» была апробирована в 2009-2011гг. МОУ ООШ п.Томызь и имеет положительные результаты.

Программа строится на теоретических и концептуальных идеях «Примерной программы воспитания и социализации, обучающихся начального общего образования». В соответствии с «Примерной программой воспитания и социализации, обучающихся начального общего образования» приоритетным направлением кружка является формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Программа «Физкульт-УРА!» предусматривает познание детьми элементарных сведений об организме человека, о его развитии в процессе занятий физической культурой, привитие интереса к физическим упражнениям через ощущения мышечной радости, развитие физических качеств, закрепление у младших школьников двигательных навыков, формирование мотивации сохранения и приумножения здоровья средствами двигательной активности, воспитание коммуникативных качеств, толерантности, готовности действовать в команде. Образовательная программа кружка имеет физкультурно-оздоровительное направление и общекультурный уровень освоения.

Цель программы: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.

Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

- обучение простейшим способам контроля над физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

В группе оздоровительных задач особое место занимает повышение активности и общей работоспособности младших школьников, физическое совершенствование функций организма.

С воспитательными задачами связано разностороннее развитие детей, формирование у них интереса и потребностей к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Образовательные задачи предусматривают овладение младшими школьниками элементарными знаниями о своем организме, развитие физических качеств, роли адаптивных физических упражнений в их жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Образовательный процесс опирается на приоритетные принципы:

- непрерывности и преемственности процесса образования;

- системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования;

- индивидуализации (личностно-ориентированный подход);

- принцип деятельностного подхода;

- принцип творчества;

- принцип открытости системы.

Программа включает в себя 272 учебных часа и рассчитана на 4 года обучения,

возраст детей от 7 до11лет.

Структура организации образовательного процесса

Год обучения

Возраст детей

Продолжительность занятия (мин.)

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1

7-8

35

2 раза в неделю по 1 занятию

68

2

8-9

45

2 раза в неделю по 1 занятию

68

3

9-10

45

2 раза в неделю по 1 занятию

68

4

10-11

45

2 раза в неделю по 1 занятию

68

ИТОГО

272

Значительное развитие детей младшего школьного возраста получают такие основные свойства нервных процессов, как сила, подвижность и уравновешенность. Однако они характеризуются еще малой устойчивостью, что обуславливает быструю утомляемость нервной системы ребенка. Вместе с тем большая возбудимость, реактивность и пластичность нервной системы способствует быстрому усвоению двигательных навыков и закреплению двигательных условных рефлексов. Хотя младший школьный возраст не является возрастом решающих сдвигов в развитии личности, тем не менее в этот период достаточно заметно происходит формирование личности: закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинается формироваться общественная направленность личности.

Формы организации занятий: фронтальная, парная и индивидуальная.

Способы проверки и формы подведения итогов реализации программы:

результативность оценивается на основании анализа мониторинговых исследований состояния здоровья детей, развития их жизненно важных двигательных навыков и умений они включают в себя выполнение контрольных упражнений, состязаний, соревнований.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- у младшего школьника будет выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- приобретены основные понятия об органах человека;

- сформировано начальное представление о культуре движения;

- младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья.

Для повышения мотивации, сплочения коллектива и развития спортивного интереса детей:

- разработана своя эмблема кружка (Приложение 2), девиз «Физкультуру не любить - под собою сук рубить!»;

- предусмотрены ежегодные соревнования, которые должны стать традиционными, детей для всех годов обучения кружка «Физкульт-УРА!»: «Лыжный биатлон», спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья» (Приложение 3).

Программа включает в себя шесть тематических блоков, которые повторяются на протяжении всех лет обучения:

  1. Здоровье - всему голова!

  2. Твой организм.

  3. Бодрость, грация, координация.

  4. Весёлые лыжи.

  5. Движение - это жизнь.

  6. Беспокойный мяч.

На каждом занятии в течение 2-3 минут в соответствии с поставленной целью разъяснение детям понятия и значимость упражнений двигательной активности для укрепления их здоровья.

Организационная и заключительная части соответственно от 2-4 минут в зависимости от поставленной цели. Теоретическая часть на некоторых занятиях может занимать от 5 до 8 минут в зависимости от поставленных задач. В структуре занятия игры и упражнения занимают основную часть времени и направлены на развитие физических способностей учащихся (координационных, скоростно-силовых, качеств гибкости и выносливости), на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия, освоение способов саморегуляции.

Подготовительная часть состоит из упражнений, направленных на врабатывание и общее физическое развитие ребенка.

Основная часть включает игры, развивающие физические способности младшего школьника, создающие положительный эмоциональный настрой.

В заключительной части предложены упражнения для восстановления, снятия общего напряжения организма за счет релаксации.

На занятиях детям предоставляется свобода выбора игр, упражнений, при этом они обеспечиваются необходимым инвентарем, контролируется техника безопасности их выполнения. Анализ наблюдений за детьми позволяет сделать вывод о любимых упражнениях, играх, определить лидеров, оценить двигательную активность детей.


  1. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

    1. Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

всего

теоретических

практических

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Здоровье - всему голова!

6

3

3

3.

Твой организм

5

3

2

4.

Бодрость, грация, координация

13

4

9

5.

Весёлые лыжи

13

3

10

6.

Движение - это жизнь

16

3

13

7.

Беспокойный мяч

10

3

7

8.

Выполнение контрольных упражнений

2

0

2

9.

Итоговое занятие

2

0

2


ИТОГО:

68

19,5

48,5


2.2. Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие (1 час).

Теория: Знакомство с программой. Техника безопасности. Правила поведения на занятиях в спортивном зале и на спортивной площадке. Требования к спортивной одежде и обуви. Беседа «Как одеваться в разные времена года». Правила игр.

Практика: Игра: «Мое имя», «Угадай, чей голосок?».

Тема 2. Здоровье - всему голова (6 часов).

Теория: Беседы: «Что мы понимаем под здоровым образом жизни?», «Соблюдение режима дня»; «Утренняя гигиеническая гимнастика». «Здоровые зубы. Уход за зубами», «Почему болят зубы», «Чтобы зубы были здоровыми». Правила игр.

Практика: Уход за зубами. Упражнения для утренней гигиенической гимнастики. Игра «Так и так». Подвижные игры на внимание: «У ребят порядок строгий», «К своим флажкам», «Класс смирно».

Тема 3. Твой организм (5 часов).

Теория: Беседы: «Я и мой организм». «Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы». «О закаливании». Правила игр.

Практика: Комплексы упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса. Физкультминутки. Упражнение «Держи осанку». Упражнения для мелкой моторики, пальчиковые игры. Подвижные игры: «Космонавты», «Перемена и урок», «Великаны, карлики», «У медведя во бору…». Подвижные игры на развитие прыгучести, координации движений. Игра «Самый координированный»; Игра «Прыжки». Дыхательная гимнастика. Индивидуальная работа.

Тема 4. Бодрость, грация, координация (13 часов).

Теория: Беседа: «Что такое гимнастика?».

Практика: Упражнения «Самолёт», «Колечко», «Аист», «Лебедь». Имитационные игры и упражнения. Закрепление навыка само - регуляции. Релаксационные упражнения. Выполнение комбинации из трёх изученных элементов предложенных учителем. Выполнение ритмичных движений под музыку.

Тестирование: наклон вперёд из положения сидя на полу.

Тема 5. Весёлые лыжи (13 часов).

Теория: Беседа: «Одежда лыжника», «О пользе ходьбы на лыжах», «Способы передвижения на лыжах». Правила соревнований, игр.

Практика: Упражнения по освоению ходьбы на лыжах; подвижные игры на лыжах. Подвижные игры «Шире шаг», «Веер» на развитие физических качеств выносливости и ловкости. Лыжный биатлон.

Тема 6. Движение - это жизнь (16 часов).

Теория: «Двигательная активность человека в течение дня». «Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота». Правила игр.

Практика: Комплексы упражнений для основных мышечных групп организма. Упражнения для развития гибкости, ловкости, силы, выносливости. Упражнения на тренажерах. «Дорожка здоровья». Подвижные игры: «Замри-отомри», «Море волнуется», «Делай, как я». Эстафеты. Индивидуальная работа.

Игровая программа «Прогулка в лес и её сюрпризы».

Тема 7. Беспокойный мяч (10 часов).

Теория: Осуществление индивидуальных и групповых действий в подвижных играх. Правила игр. Этическая беседа «Команда в спорте, игре, учебе».

Практика: Подвижные игры: «Догони мяч», «Охотники и утки», «Передал - садись», «Не давай мяч водящему», «Мяч соседу», «Мяч среднему», «Брось-поймай», «Пингвины с мячом», «Выстрел в небо», «Гонка мячей», «Перестрелка».

Тема 8: «Выполнение контрольных упражнений» (2 часа).

Практика: Уровень физической подготовленности учащихся (Приложение 4).

Тема 9: «Итоговое занятие» (2 часа).

Практика: Подведение итогов работы за год. Рекомендации на летний период. Правила поведения на пляже, на воде, на улице и дома.

Подвижные игры на развитие быстроты, реакции, внимания по желанию детей.


  1. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

    1. Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

всего

теоретических

практических

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Здоровье - всему голова!

6

3

3

3.

Твой организм

5

3

2

4.

Бодрость, грация, координация

13

3

10

5.

Весёлые лыжи

13

2

11

6.

Движение - это жизнь

13

2

11

7.

Беспокойный мяч

13

2

11

8.

Выполнение контрольных упражнений

2

0

2

9.

Итоговое занятие

2

0

2


ИТОГО:

68

15,5

52,5


2.2. Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие (1 час).

Теория: Техника безопасности. Правила поведения на занятимях в спортивном зале и на спортивной площадке. Выбор спортивной одежды и обуви. Правила игр.

Практика: Игра: «Запрещённое движение», «Совушка», «Вызов зверей».

Тема 2. Здоровье - всему голова (6 часов).

Теория: Беседы: «Сон выручатель нервной системы». «О личной гигиене». Правила игр.

Практика: Составление режима дня. Подвижные игры на развитие прыгучести, ловкости, внимания: «Попрыгунчики-воробушки», «Заяц без логова», «Быстро по местам!», «День ночь», «Море волнуется», «Хвостики», «Волк во рву», «Охотники и утки».

Тема 3. Твой организм (5 часов).

Теория: Беседы: «Мышцы, кости, суставы». «Скелет - наша опора». «Стопы. Профилактика плоскостопия» «Уход за руками и ногами». Правила игр.

Практика: Физкультминутки. Упражнения для профилактики плоскостопия. Оздоровительные минутки: самомассаж пальцев, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний. Упражнения для мелкой моторики, пальчиковые игры. «Дорожка здоровья». Подвижные игры: «Космонавты», «Перемена и урок», «Великаны, карлики». Подвижные игры на развитие прыгучести, координации движений: «Самый координированный», «Прыжки», «Прыжки по полоскам», «Парашютисты». Дыхательная гимнастика.

Индивидуальная работа.

Тема 4. Бодрость, грация, координация (13 часов).

Теория: Виды спорта: спортивная, художественная, ритмическая, акробатика.

Практика: Повторение упражнений (элементов) «Самолёт», «Колечко», «Аист», «Лебедь». Изучение новых упражнений «Мостик», «Берёзка», «Ласточка». Выполнение комбинации из четырех элементов предложенных учителем. Составление комбинации из трёх-четырех изученных элементов по выбору детей. Комплексы упражнений с гимнастической палкой, скакалкой, обручем. Выполнение ритмичных движений под музыку.

Тестирование: гимнастический мост.

Тема 5. Весёлые лыжи (13 часов).

Теория: Беседа: Гигиенические требования к одежде, обуви и спортивному инвентарю на лыжной подготовке. Правила соревнований, игр.

Практика: Подвижные игры на развитие физических качеств выносливости и ловкости на лыжах: «Солнышко», «Кто дальше прокатится», «Охотники и олени», «Ветерок», «Кто лучше, «Салки» «Снежком по мячу», «Кто дальше», «Пустое место». Эстафеты. Лыжный биатлон.

Тема 6. Движение - это жизнь (13 часов).

Теория: «Пластика движений», «Красивая походка». Правила соревнований.

Практика: Комплексы упражнений для красивой осанки. Упражнения на тренажерах. «Дорожка здоровья». Комплексы упражнений для гибкости и подвижности в суставах. Комплексы упражнений для красивой походки. Подвижные игры на развитие быстроты, реакции, внимания: «Фигуры», «Шишки, жёлуди, орехи», «Гуси-лебеди», «Вызов номеров», «Невод». Игры и эстафеты с элементами равновесия: «Тяни в круг», «Перетягивание через черту», «Бой петухов», «Борьба в квадратах».

Тема 7. Беспокойный мяч (13 часов).

Теория: Беседа с элементами диалога «Чарующий мир футбола», «Игроки и болельщики футбола». Простейшие технические действия футбола, игры «Футбол раков». Правила соревнований, игр.

Практика: Игровые упражнения с мячом. Специальные упражнения, направленные на закрепление элементов техники футбола (мини-футбола), игры «Футбол раков». Элементы мини-футбола и игры «Футбол раков». Подвижные игры: «Догони мяч», «Не пропусти мяч», «Передал - садись», «Передай мяч головой», «Кто быстрей», «Квадрат».

Тема 8: «Выполнение контрольных упражнений» (2 часа).

Практика: Уровень физической подготовленности учащихся (Приложение 4).

Тема 9: «Итоговое занятие» (2 часа).

Практика: Подведение итогов работы за год. Рекомендации на летний период. Правила поведения на пляже, на воде, на улице и дома.

Подвижные игры на развитие быстроты, реакции, внимания по желанию детей.


  1. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

    1. Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

всего

теоретических

практических

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Здоровье - всему голова!

5

3

2

3.

Твой организм

6

3

3

4.

Бодрость, грация, координация

13

3

10

5.

Весёлые лыжи

13

2

11

6.

Движение - это жизнь

10

1

9

7.

Беспокойный мяч

16

2

14

8.

Выполнение контрольных упражнений

2

0

2

9.

Итоговое занятие

2

0

2


ИТОГО:

68

14,5

53,5


4.2. Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие (1 час).

Теория: Техника безопасности. Гигиенические требования к одежде, обуви и спортивному инвентарю. Правила игр.

Практика: Подвижные игры: «Белки на дереве», «Удочка с прыжками», «Хитрая лиса».

Тема 2. Здоровье - всему голова (6 часов).

Теория: Познавательная беседа: одежда в разные времена года, профилактика инфекционных заболеваний. Питьевой режим. Правила игр.

Практика: Экскурсия к водоёмам. Игры с бегом: «Салки», «Команда быстроногих», «Карасики и щуки», «Белые медведи», «Погоня», «Старт после броска», «Бросай-беги», «Салки с заслоном», «Два Мороза».

Тема 3. Твой организм (5 часов).

Теория: «Органы чувств», «Орган зрения - глаза», «Глаза - зеркало здоровья. Забота о глазах», «Слух. Уход за ушами», «Кожа. Забота о коже», «Зачем человеку кожа?», «Если кожа повреждена». Правила игр.

Практика: Упражнения для снятия напряжения зрительного анализатора. Игры малой подвижности: «Внимательные глазки», «Жмурки», «Чей голосок?», «Третий лишний», «Медведь спит», «Сокол и голуби», «Старый пес», «Найди нужный цвет», «Лиса и куры», «Испорченный телефон».

Тема 4. Бодрость, грация, координация (13 часов).

Теория: Познавательная беседа «Гимнастические снаряды и инвентарь». Акробатические упражнения.

Практика: Повторение упражнений (элементов) «Самолёт», «Колечко», «Аист», «Лебедь», «Мостик», «Берёзка», «Ласточка». Изучение упражнений с лентой. Выполнение комбинации с лентой предложенной педагогом. Составление комбинации из четырех-пяти изученных элементов по выбору детей. Комплексы упражнений с гимнастической палкой, скакалкой, обручем. Выполнение ритмичных движений под музыку.

Соревнования по скиппингу (прыжки через скакалку).

Тема 5. Весёлые лыжи (13 часов).

Теория: беседа с элементами диалога «Не боимся холода», закаливание зимой. Правила игр, соревнований.

Практика: Подвижные игры на лыжах: «Зарядка лыжника», «По местам», «Быстрый лыжник», «Завладей палкой», «Попади снежком в цель», «Лыжники на места», «Салки-догонялки», эстафеты. Соревнования «Юный лыжник», «Лыжный биатлон».

Тема 6. Движение - это жизнь (13 часов).

Теория: Этическая беседа «Твой друг - физкультура».

Практика: подвижные игры на развитие быстроты, реакции, внимания по желанию детей. «Фанты».

Тема 7. Беспокойный мяч (13 часов).

Теория: Элементы техники подачи мяча в пионерболе. Правила игр, соревнований.

Практика: Упражнения по закреплению техники приема и передачи мяча двумя руками сверху, снизу (в парах). Игровые упражнения с мячом. Специальные упражнения, направленные на закрепление элементов техники пионербола. Подвижные игры: «Не давай мяч водящему», «Круговая лапта», «Собачка», «Передай мяч правильно», «Бег с мячом по следу», «Мяч в центр», «Бой петухов». Соревнования по пионерболу.

Тема 8: «Выполнение контрольных упражнений» (2 часа).

Практика: Уровень физической подготовленности учащихся (Приложение 4).

Тема 9: «Итоговое занятие» (2 часа).

Практика: Подведение итогов работы за год. Рекомендации на летний период. Правила поведения на пляже, на воде, на улице и дома.

Подвижные игры на развитие быстроты, реакции, внимания по желанию детей.


  1. ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

    1. Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

всего

теоретических

практических

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Здоровье - всему голова!

6

3

3

3.

Твой организм

5

2

3

4.

Бодрость, грация, координация

13

1

12

5.

Весёлые лыжи

13

1

12

6.

Движение - это жизнь

8

1

12

7.

Беспокойный мяч

18

1

12

8.

Выполнение контрольных упражнений

2

0

2

9.

Итоговое занятие

2

0

2


ИТОГО:

68

9,5

58,5


5.2. Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие (1 час).

Теория: Техника безопасности. Правила подготовки мест занятий по физической культуре, выбора спортивной одежды и обуви. Правила игр.

Практика: Подвижные игры: «Акула в море», «Драконий хвост», релаксация: «На зеленой мягкой травке».

Тема 2. Здоровье - всему голова (6 часов).

Теория: Беседа: «Что же такое эмоции?» «Эмоции: (радость, грусть, злость, обида, удивление, страх, разочарование и др.). Управление эмоциями.

Практика: «Передай настроение». Упражнение «Покажи эмоцию». «Мои желания - цветик семицветик (конкурс на самое лучшее желание)».

Соревнования: «Весёлые старты». Подвижные игры по желанию детей.

Тема 3. Твой организм (5 часов).

Теория: «Органы дыхания. Правильное дыхание», «Сердце - главный орган нашего организма». Подвижные игры по желанию детей.

Практика: Дыхательная гимнастика. Комплекс дыхательных упражнений. Подвижные игры по желанию детей.

Тема 4. Бодрость, грация, координация (13 часов).

Теория: Значение гимнастических и танцевальных упражнений для развития гибкости и координаций движений. Правила соревнований.

Практика: Повторение изученных упражнений (элементов). Составление комбинации из пяти изученных акробатических элементов или комбинации с лентой по выбору детей. Комплексы упражнений с гимнастической палкой, скакалкой, обручем. Выполнение ритмичных движений под музыку.

Игра «Барашки на мосту».

Тестирование: наклон вперёд из положения сидя на полу, гимнастический мост.

Тема 5. Весёлые лыжи (13 часов).

Теория: Требования безопасности в аварийных ситуациях при проведении занятий по лыжной подготовке.

Практика: подвижные игры на лыжах по желанию детей. Соревнования «Юный лыжник», «Лыжный биатлон».

Тема 6. Движение - это жизнь (13 часов).

Теория: «Жизнь требует движения. Что такое гиподинамия.

Практика: Подвижные игры на развитие быстроты, реакции, внимания, ловкости, координации по желанию детей.

Тема 7. Беспокойный мяч (13 часов).

Теория: Баскетбол для здоровья. Техника передачи и бросков мяча. Правила игр, соревнований.

Практика: Эстафета с баскетбольными мячами. Упражнения по закреплению техники ведения и передачи мяча, броска в корзину. Игровые упражнения с мячом. Специальные упражнения, направленные на закрепление элементов техники баскетбола. Подвижные игры: «Ловля оленей», «Кого назвали, тот и ловит мяч», «Стрелок», «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей», «Пройди защитника», «Круговой обстрел». Соревнования по мини-баскетболу.

Тема 8: «Выполнение контрольных упражнений» (2 часа).

Практика: Уровень физической подготовленности учащихся (Приложение 4).

Тема 9: «Итоговое занятие» (2 часа).

Практика: Подведение итогов работы за год. Рекомендации на летний период. Правила поведения на пляже, на воде, на улице и дома.

Подвижные игры на развитие быстроты, реакции, внимания по желанию детей.


  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    1. Материально техническая база

      • гимнастический мат - 4шт.

      • гимнастическая палка - 10шт;

      гимнастический обруч-10 шт;

      • гимнастическая лента - 4 шт;

      • скакалка - 10шт;

      • мяч: волейбольный - 5шт;

      баскетбольный - 6шт;

      футбольный - 3шт;

      резиновый (разных рамеров) - 10шт;


      • колышек (высота 1 метр) со шнуром (длина 3 метра);

      • лыжи - 5 пар;

      • ботинки - 5 пар;

      • палки - 5 шт;

      • секундомер - 1 шт;

      • свисток - 3 шт.

    2. Учебно-методические материалы

  • плакаты: «Твой организм», «Режим дня», «Уход за зубами», «Скелет», «Мышцы», «Осанка», «Органы чувств», «Комплексы утренней гигиенической гимнастики»; «Гимнастические снаряды и инвентарь»;

  • дидактические карточки: «Эмоции: (радость, грусть, злость, обида, удивление, страх, разочарование и др.); «Элементы утренней гигиенической гимнастики», «Акробатические упражнения»;

  • аудиозаписи (для раздела «Бодрость, грация, координация»)

  • рабочая тетрадь 1 г.о. к образовательной программе дополнительного образования детей «Физкульт-УРА!» (автор Л.А. Бузмакова).









  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Литература для педагога

  1. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. - 247 с.

  2. Белоножкина О.В. и др. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе (Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы): методическое пособие / Издательство «Учитель», Волгоград, 2007.

  3. Видякин М.В. Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе: методическое пособие / Издательство «Учитель», Волгоград 2007.

  4. Болонов, Г. П. Физкультура в начальной школе [Текст]: методическое пособие / Г. П. Болонов. - М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

  5. Ермолаев Ю.А. Народные подвижные игры: учебное пособие Издательство Академия наук СССР, Москва 1990.

  6. Жуков М.Н. Подвижные игры. - 2 изд. - М.: Академия, 2004. - 160 с.

  7. Коджаспиров, Ю. Г. Физкультура! Ура! Ура! [Текст]: учебное пособие / Ю. Г. Коджаспиров. - М.: Пед. общество России, 2002.

  8. Кесаревская Л. Комплексы оздоровительных упражнений для школьников. Методическое пособие. Библиотечка «Первого сентября», Здоровье детей. № 5 (11). М.: Чистые пруды, 2006. - 30 с.

  9. Ковалько В.И.Уроки физкультуры в начальной школе: Методические рекомендации, практические материал, поурочное планирование. М.: ВАКО, 2003. - 272с.

  10. Ковалько А.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.:ВАКО, 2004, 206с.

  11. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы). Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подготовительных игр для младших школьников, М.: ВАКО, 2005. - 208 с. - (Мастерская учителя).

  12. Курбатов А., Курбатова Л. Культура дыхания. Комплексы упражнений для школьников. Библиотечка «Первого сентября», Здоровье детей. № 6 (12). М.; Чистые пруды, 2006. -30с

  13. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: методическое пособие /Издательство «Советский спорт», 2006.

  14. Литвинов В.Н., Погадаев Г.И. и др. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов. Пособие для учителей. М., Просвещение, 2001 г.

  15. Лях, В. И. Физкультура 1-4 классы [Текст] / В. И. Лях. - М.: Просвещение, 2009.

  16. Матвеев А.П. Физическая культура: Учеб. Для 1 кл. нач. шк./ А.П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2002. - 111с.: ил.

  17. Минский, Е. М. Игры и развлечения в группе продленного дня [Текст] / Е. М. Минский. - М.: Просвещение, 1983.

  18. Миняева, С.А. Подвижные игры дома и на улице: Москва, Айрис-пресс, 2006.

  19. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры [Текст]: книга для учителя / Э. Найминова. - Ростовн/Д: Феникс, 2001.

  20. Яковлев, В. Г. Подвижные игры [Текст] / В. Г. Яковлев. - М.: Просвещение, 1987.

  21. Проект примерной программы воспитания и социализации обучающихся. М.: 2009.

  22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. -2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 31с. - (Стандарты второго поколения).


  1. Литература, рекомендуемая для детей и родителей

  1. Базарный П.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс контроль в школе и дома: Практическое пособие - М.: АРКТИ, 2005. - 176 с.

  2. Безруких М.М.. Ефимова С.П. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. - М., 1994.

  3. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. - 247 с.

  4. Ермолаев Ю.А. Народные подвижные игры: учебное пособие Издательство Академия наук СССР, Москва 1990.

  5. Жуков М.Н. Подвижные игры. - 2 изд. - М.: Академия, 2004. - 160 с.

  6. Кесаревская Л. Комплексы оздоровительных упражнений для школьников. Методическое пособие. Библиотечка «Первого сентября», Здоровье детей. № 5 (11). М.: Чистые пруды, 2006. - 30 с.

  7. Курбатов А., Курбатова Л. Культура дыхания. Комплексы упражнений для школьников. Библиотечка «Первого сентября», Здоровье детей. № 6 (12). М.; Чистые пруды, 2006. -30с

  8. Лях, В. И. Физкультура 1-4 классы [Текст] / В. И. Лях. - М.: Просвещение, 2009.

  9. Матвеев А.П. Физическая культура: Учеб. Для 1 кл. нач. шк./ А.П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2002. - 111с.: ил.

  10. Миняева, С.А. Подвижные игры дома и на улице: Москва, Айрис-пресс, 2006.

  11. Яковлев, В. Г. Подвижные игры [Текст] / В. Г. Яковлев. - М.: Просвещение, 1987.

7.3. Список литературы использованной при составлении программы

  1. Анастасова Л.П., П.В. Ижевский, Н.В. Иванова основы безопасности жизнедеятельности 3 - 4 классы. : учебн. пособие для общеобразоват. учреждений - 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 191 с.: ил. - (Школа России).- ISBNО 978-5-09-020073-8.

  2. Воронина Г.А., кандидат биологических наук, доцент кафедры БЖД и здоровьесберегающих технологий и др. Программа для апробации в школах Кировской области регионального компонента «Основы развития двигательной активности у младших школьников».

  3. Ермакова И.А. Развивающие игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.

  4. Ижевский П.В. рабочая тетрадь 3 класс окружающий мир.

  5. Ковалько В.И. уроки физкультуры в начальной школе: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование.- М.: ВАКО, 2003.- 272с.

  6. Коротков И.М. кандидат педагогических наук игры в помещении.

  7. Лях В.И. Физическая культура: 1-4 классы общеобразовательных учреждений./ - 9-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 190 с.

  8. Матвеев А.П. Учеб. Для 1 кл. нач.шк./- М.: Просвещение, 2002. - 111с.

  9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Аркти, 2003.

  10. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003.

  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. -2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 31с. - (Стандарты второго поколения).

  12. Яковлев, В. Г. Подвижные игры / В. Г. Яковлев. - М.: Просвещение, 1987.

15


© 2010-2022