Исследовательская работа «Утренняя гимнастика-залог крепкого здоровья»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №13 среднего общего образования

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Железнодорожный район





Исследовательская работа

«Утренняя гимнастика-

залог крепкого здоровья»





Исполнитель: Петров Алексей

Ученик 4А класса

Руководитель: Климина К.Г.





Екатеринбург 2014

План

Введение 3

1. Гимнастика. История и современность. 4

2. Анализ уровня вовлеченности учащихся 4 А класса в

занятия утренней гимнастикой с помощью метода анкетирования. 7

3.Анализ показателей физической подготовленности учащихся 4А 11 класса, полученных в ходе контрольных испытаний.

4.Основные принципы организации утренней зарядки. 13

5. Примерный комплекс упражнений для детей младшего

школьного возраста. 14

6. Заключение 15

7. Список использованной литературы 16

8. Приложения 17







2

ВВЕДЕНИЕ



В современном обществе человек испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие экологические условия. Эти факторы очень часто сочетаются с недостаточной физической активностью..

В подобных условиях очень важно применять комплекс разнообразных средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья организма.

Одним из мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя гигиеническая гимнастика. Для большинства городского населения утренняя гимнастика зачастую является единственным специально организованным занятием физическими упражнениями.

Как и большинство воздействий на организм, утренняя гимнастика полезна только при условии ее грамотного применения. Проводимая обычно после сна, она тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.), обеспечивая таким образом постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию.

3

  1. ГИМНАСТИКА. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ



Гимнастика (от греческого "гимназо" - обучаю, тренирую) - система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, - служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. О благотворном влиянии регулярных занятий гимнастикой на гармоничное развитие личности писали и говорили Гомер, Аристотель и Платон.

Ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением» и в 393 году она была запрещена. В древности с гимнастикой были знакомы не только греки. К примеру, в Китае и Индии несколько тысячелетий назад тоже практиковались гимнастические упражнения - в основном в лечебных целях.

С началом европейского Возрождения вновь пробуждается интерес к гимнастике древних греков: мыслителями Ренессанса она воспринимается как средство укрепления здоровья и общефизического развития человека.

В XVIII - начале XIX вв. в Германии формируется система физвоспитания, в основу которой была положена гимнастика. Помимо этого собственные системы физвоспитания разрабатывались в Чехии, Швеции и Франции, а чуть позже - и в России.

Самобытная система физического воспитания, издревле сложившаяся в России, содержала множество различных упражнений гимнастического характера. Идеи всестороннего, в том числе и физического, воспитания, оказавшие большое влияние на общественное

4

мнение, содержались во взглядах полководца А.В. Суворова (1799-1880), педагога К.Д. Ушинского (1824-1876). Собственно гимнастика, как средство физического воспитания, утвердилась лишь в конце XVIII века, когда в 1774 году по приказу Екатерины Великой. В 30-е гг. XIX в. гимнастика была введена в обучение войск гвардии, а в 50-е гг. и всей русской армии, в программы средних учебных заведений. В1855 г. в Санкт-Петербурге был открыт гимнастическо-фехтовальный зал, где офицеры, а за плату и все желающие, могли заниматься гимнастикой. терины II была включена в программу обучения в сухомлинском кадетском корпусе.

Становление спортивной гимнастики в России связано с созданием в 70-е гг. гимнастических обществ. Правда, их организация была разрешена не сразу. В 1863 году военный генерал-губернатор Санкт-Петербурга граф Суворов (однофамилец прославленного полководца) обратился в министерство внутренних дел с просьбой утвердить проект устава городского гимнастического общества, но ему было отказано.

Не смотря на трудности гимнастика проложила себе дорогу. В августе 1913 г. в Киеве прошла I Российская Олимпиада, вторая же Олимпиада, которая должна была пройти в Риге в 1915. году, не состоялась по причине начала Первой мировой войны.

И вот, спустя несколько лет Ленин, говоря о воспитании молодежи, сказал, что «именно ей, этой молодежи, предстоит закончить дело коммунизма; И тогда, в 30-е годы появились первые радиоуроки утренней гимнастики . Это было смелая и благородная идея- помогать миллионам радиослушателей поддерживать хоршую физическую форму, заниматься ежедневной гимнастикой по лучшим методикам. Это было смелая и благородная идея- помогать миллионам радиослушателей поддерживать


5

хорошую физическую форму, заниматься ежедневной гимнастикой по лучшим методикам. Уроки проводил преподаватель Николай Лаврентьевич Гордеев, наверное, лучший методист физической культуры, знавший все тонкости радио, умевший передать словом, голосом все особенности гимнастических упражнений. Позже, уже в 80-х годах его дело продолжил диктор Всесоюзного радио Владимир Лавров. К сожалению, после развала Советского Союза эта практика была прекращена, но не смотря на это, интерес к здоровому образу жизни в нашей стране и во всем мире не уменьшается.





6

  1. АНАЛИЗ УРОВНЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 4 А КЛАССА В ЗАНЯТИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКОЙ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА АНКЕТИРОВАНИЯ.



С целью проведения данного анализа автор разработал анкету, состоящую из 3 вопросов:

Делаешь ли ты утреннюю зарядку?

Да

Нет

Если не делаешь, то почему?

Лень

Не вижу пользы

Потому что ее не делают родители

Количество дней, пропущенных в прошедшем учебном году по причинине болезни?

До 5 От 5 до 10 От 10 до 15 От 15 до 20 Свыше 20

Анкетирование проводилось дважды с целью получения динамического представления об отношении учащихся к утренней гимнастике: на 1 января 2013 года и на 1 октября 2013 года. С целью наглядной демонстрации результатов, автор работы приводит диаграммы, составленные на основании каждого из вопросов анкеты.

Итак, на первый вопрос анкеты по состоянию на 1 января 2013 года положительно ответили 8 человек из общего числа учеников в классе, о чем свидетельствует Диаграмма 1:

7



Исследовательская работа «Утренняя гимнастика- залог крепкого здоровья»

Диаграмма 1.

Выполнение комплекса утренних упражнений учениками 4 А класса

на 01 января 2013 г.

(количество учащихся- 21 чел.)

К 1 октября 2013 года ситуация несколько изменилась и зарядку стали делать уже 10 человек из 17. Нижеприведенная диаграмма наглядно это показывает:

Исследовательская работа «Утренняя гимнастика- залог крепкого здоровья»



Диаграмма 2.

Выполнение комплекса утренних упражнений учениками 4 А класса

на 01 октября 2013 г.

(количество учащихся- 17 человек)

8

Следующая нижерасположенная диаграмма дает ответ на 2 вопрос анкеты и согласно результатам, основной причиной нежелания детей делать утреннюю зарядку стало неучастие родителей в этом процессе:

Исследовательская работа «Утренняя гимнастика- залог крепкого здоровья»




Диаграмма 3.

Причины невыполнения учениками 4 А класса утренней зарядки.

Последняя приведенная ниже диаграмма дает представление о количестве дней, пропущенных ребятами по причине болезни и мы можем видеть, что утренняя зарядка позволяет существенно уменьшить количество пропусков в учебном периоде:



9

Исследовательская работа «Утренняя гимнастика- залог крепкого здоровья»





Диаграмма 4.

Количество дней, пропущенных ребятами по причине болезни.

(среднеарифметическое значение)

Вывод 1: Анкетирование показало, что существует прямая связь между регулярными занятиями зарядкой и уровнем здоровья учащихся, т.е обратная зависимость между числом человек, делающих зарядку и числом человекопропусков учебных дней.

Вывод 2: В течение учебного года увеличилось число учеников, регулярно делающих зарядку.

Вывод 3: Среди причин, невыполнения утренней гимнастики главной оказалось невнимание к этому вопросу со стороны взрослых. В основном зарядку делают те ребята, у которых зарядку делают родители.

10

  1. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 4 А КЛАССА , ПОЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ КОНТРОЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ.

В целях данного анализа автором совместно с Климиной К.Г. были произведены контрольные испытания физической подготовленности двух групп учащихся 4 А класса: рябят, делающих и не делающих зарядку. В ходе эксперимента ребята были протестированы в беге на 30 местов с высокого старта, прыжках в длину с места, челночном беге, подтягивании из виса лежа, шестиминутном беге и поднимании туловища. В ходе испытаний были получены данные, представленные в следующей таблице:

Таблица 1.

Средние значения показателей контрольных испытаний учащихся 4А класса по состоянию на 1 октября 2013 г.

Категории учащихся

Бег 30 м. с выс. старта, сек.

Прыжок в длину с места, см.

Челночный бег 3х10, сек.

Подтягивание из виса лежа, раз.

Шестиминутный бег, м.

Поднимание туловища за 30 сек, раз

Учащиеся, делающие зарядку

6,3

147,2

9,63

11

990,7

24

Учащиеся, не делающие зарядку

6,8

138,4

9,99

7

947,4

22

11

Вывод: Совершенно очевидно, что показатели, характеризующие физическую подготовленость, существенно выше у тех ребят, кто делает утреннюю зарядку.









12

  1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УТРЕННЕЙ ЗАРЯДКИ.



1. Длительность утренней гигиенической гимнастики может быть от нескольких минут (минимально 7-15минут)до нескольких десятков минут. Это определяется уровнем общей физической подготовленности, состоянием здоровья человека.

2.Зарядка не должна приводить к выраженному утомлению организма.

3.Зарядка должна проводиться в хорошо проветренной комнате, а если позволяют условия - на свежем воздухе.

4.Выполнять упражнения следует в легкой, не стесняющей движения одежде.

5.После зарядки рекомендуются водные процедуры - влажное обтирание, обмывание, прием душа, летом - купание.

6.При выполнении зарядки необходимо следить за самочувствием и правильным дыханием во время упражнения. Лицам пожилого возраста, а также лицам, с какими-либо нарушениями в состоянии здоровья перед тем как начать занятия зарядкой ледует посоветоваться с врачом.

7.Для регулирования нагрузки при занятиях зарядкой важен самоконтроль - наблюдение за физическим состоянием (подсчет пульса, периодическое взвешивание).

13

  1. ВАРИАНТ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В настоящее время, в век почти полной замены ручного труда машинным, наблюдается значительное сокращение двигательной активности у детей. Перед родителями очень остро встает вопрос о физическом воспитании своих чад.

Регулярные занятия утренней гигиенической гимнастикой (в простонародье зарядкой) имеют исключительно большое значение для укрепления здоровья детей.

Они способствуют улучшению работы всех внутренних органов и систем организма, поддержанию правильной осанки, развитию физических качеств, воспитанию воли и характера, что проявляется в повышении общего жизненного тонуса ребенка, его работоспособности и жизнестойкости.

Очень важно заинтересовать ребенка, объяснить, что зарядка необходима для гармоничного развития личности. Лучше всего проводить зарядку под музыку, это вызовет большой интерес ребенка. Помните, что по продолжительности утренняя гигиеническая гимнастика не должна превышать 30 минут!!

Упражнения для зарядки нужно подбирать так, чтобы последовательно воздействовать на все основные мышечные группы и внутренние органы. Начинать же зарядку лучше всегда с упражнений общего воздействия, например, с дыхания. Примерный комплекс упражнений представлен в Приложении 1.

Выполняйте упражнения в вашем темпе, повторяя их указанное количество раз для достижения скорейших результатов.

14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Регулярные занятия утренней гимнастикой помогают человеку в физическом развитии. Выполняя даже простые упражнения, мы улучшаем свои физические возможности и ,самое главное, ставновимся более устойчивыми и менее болеющими. Особенно сильный закаливающий эффект получается, если утренняя зарядка сочетается с водными процедурами. Ежедневные занятия физкультурой помогают получать новые навыки, осваивать более сложные упражения и лучше развиваться физически.







15

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Гимнастика будущего: Анатолий Ситель - Москва, Метафора, 2010 г.- 128 с.

  2. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - Москва, 1990.

  3. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Физкультурно-оздоровительное занятие в общеобразовательной школе. - Москва «Чистые пруды», 2005.







16

ПРИЛОЖЕНИЕ

Комплекс утренней гимнастики для младших школьников

Исследовательская работа «Утренняя гимнастика- залог крепкого здоровья»

Исследовательская работа «Утренняя гимнастика- залог крепкого здоровья»



17



Исследовательская работа «Утренняя гимнастика- залог крепкого здоровья»



Исследовательская работа «Утренняя гимнастика- залог крепкого здоровья»





18

Исследовательская работа «Утренняя гимнастика- залог крепкого здоровья»



Исследовательская работа «Утренняя гимнастика- залог крепкого здоровья»





19

Исследовательская работа «Утренняя гимнастика- залог крепкого здоровья»



Исследовательская работа «Утренняя гимнастика- залог крепкого здоровья»



20

Исследовательская работа «Утренняя гимнастика- залог крепкого здоровья»



















21

© 2010-2022