Реферат на тему Подвижные и народные игры как средство развития физических качеств учащихся

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования

Симферопольского городского совета

Учебно-воспитательный комплекс школа-лицей

«Открытый космический лицей»
















Подвижные и народные игры как средство развития физических качеств учащихся
















Подготовил:

Учитель физической культуры:

Сеитягьяев Х. Э.




Содержание


1. Введение ………………………………………………………………………...3

2. Виды игр……………………………………………………………………….7

3. Имитационные игры………………………………………….......................10

4. Элементарно-спортивные игры……………………………………………..12

5. Литература……………………………………………………......................16








































Введение

Игра в физическом воспитании

Игра - одна из основных форм деятельности человека. Особенно важное место она занимает в жизни детей.

Одна из характерных особенностей игровой деятельности является ее относительная независимость от чисто практических потребностей жизни. Играющие руководствуется в основном непосредственным интересом к самому процессу игры или ее смысловому содержанию. Побуждающим мотивом обычно является возможность проверить свои способности, испытать силу, стремление пережить радостное чувство удовлетворенности проявленной в игре активностью и достигнутыми успехами.

Другая характерная особенность игры - тесная связь с общественной жизнью людей, ее материальными и другими условиями. В играх отражаются важнейшие явления

Окружающей действительности, определенное отношение к ней играющих, составляющее основу их поступков и творческих проявлений . Именно этим и обусловливается огромное воспитательно - образовательное значение игр.

В хорошо организованных играх совершенствуются функции организма и его формы, многогранно упражняются и развиваются важные качества и способности, накапливается ценный опыт

Использования своих возможностей и формируются общественно значимые черты поведения.

Игры приобретают подлинно воспитательно - образовательную ценность тогда, когда они специально отбираются, уточняются по содержанию и оформляются именно в педагогических целях, в точном соответствии с задачами коммунистического воспитания.

Значительное место в игровой деятельности человека занимают игры, в которых для решения поставленных задач используются разнообразные двигательные действия в форме ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазания, переноски предметов, перелезания и самозащиты. Именно эти игры, называемые подвижными, и применяются в качестве средств физического воспитания.

Игровая деятельность в них характеризуется более или менее сложным взаимодействием ее участников, взаимоотношениями между ними. Наиболее существенными являются взаимоотношения: а) соревновательной борьбы и б) игрового сотрудничества. В результате проявления этих взаимоотношений процесс игрового взаимодействия приобретает изменчивый характер. Постоянно и часто неожиданно создаются новые условия, возникают новые ситуации и задачи игровой деятельности. В соответствии с этим приходится менять характер и приемы осуществления требуемых действий.

Сложные взаимоотношения соревновательной борьбы и игрового сотрудничества, постоянное взаимодействие играющих, более или менее широкая изменчивость игровых условий, задач, практических действий и связанных с ними условий - вот наиболее характерные особенности подвижных игр. Им свойственны и другие особенности, например, выполнение участниками определенных ролей, проявление творческой активности в действиях, регламентация действий правилами, высокая эмоциональность игровых занятий и т.д. Однако эти особенности являются частными.

Отношения между играющими в процессе соревновательной борьбы всегда должны укладываться в строгие рамки определенных норм поведения, неизменно оставаться товарищескими. Каждый играющий должен обязательно руководствоваться принципами честной борьбы и неуклонно следовать заранее устанавливаемым правилам. На тех же основаниях товарищества и честной борьбы необходимо строить отношения взаимного сотрудничества. При этом главным мотивом должна быть общность стремлений коллектива. Только в результате такого подхода постепенно формируются и упрочиваются ценные моральные качества личности ( чувства коллективизма, товарищеского долга, чести и ответственности, дисциплинированности, скромность и др.), вырабатывается умение владеть собой, сознательно управлять своими переживаниями.

Постоянная изменчивость условий вызывает необходимость вдумчиво ориентироваться в них, а также в действиях и даже намерениях своих противников и партнеров. В связи с этим приходится проявлять большую наблюдательность, быстро анализировать и осмысливать воспринимаемые явления. Только в таком случае можно в нужный момент самостоятельно решить неожиданные двигательные задачи, выбрать и применить наиболее целесообразные в данной ситуации способы осуществления необходимых действий.

В подвижных играх широко используются ранее усвоенные двигательные умения и навыки. Иногда их можно применять их в привычном виде, но чаще всего требуется видоизменять их в соответствиями с условиями. В результате, с одной стороны, формируется и многогранно совершенствуется умение управлять своими движениями в изменяющихся условиях, а нередко и при значительных физических напряжениях и общем нервном возбуждении, а с другой - совершенствуются усвоенные движения, а также пользоваться ими наиболее целесообразно. Это возможно тогда, когда в целях физического воспитания последовательно используется большое число подвижных игр с разнообразными видами движений и условиями их применения. Однако усвоение совершенно новых и особенно сложных форм движений в процессе самой игры весьма затруднительно. Поэтому, когда для формирования и совершенствования техники отдельных движений требуется специальное обучение, оно выносится за рамки игровой деятельности.

Специфика влияния игр на физическое развитие занимающихся заключается прежде всего в суммарном, общем влиянии выполняемых действий на мускулатуру. Благодаря этому усиливается деятельность внутренних органов и обмен веществ в организме. Все это содействует общему развитию и укреплению опорно-двигательного аппарата, органов кровообращения, дыхания и др. Однако игры не оказывают избирательного и точно рассчитанного по нагрузке воздействия на мышцы, суставы и внутренние органы. В процессе игровой деятельности невозможно осуществить ни специализированной качественной подготовки отдельных групп мышц, ни специального развития подвижности в суставах, ни планомерного исправления осанки. Нельзя также обеспечить точно дозированного, строго последовательного и постепенного развития органов дыхания и кровообращения, особенно при каких-либо отклонениях в их функциях. . Решение подобных задач требует применения других, более строго регламентированных упражнений.

Весьма своеобразно влияние игр на развитие ловкости, быстроты, силы и выносливости. В играх эти качества развиваются комплексно и очень вариативно, приобретая выраженные черты обобщенности. Это способствует их широкому «переносу» и проявлению в разнообразных видах и условиях деятельности. Аналогичным является и процесс развития волевых качеств, причем создаются благоприятные условия для воспитания и не только сильной, но и гибкой воли.

Все подвижные игры делят на три группы: 1) имитационные игры; 2) элементарно-спортивные игры; 3) спортивные игры.





Виды игр

Бой петухов

П р а в и л а и г р ы

Начертить круг диаметром 3-4 м. Два участника игры встают в круг, каждый стоит на одной ноге, а другую ногу, согнув в колене, захватывает кистью руки за голень: правую ногу - правой рукой, левую - левой.

«Петухи» толкают друг друга плечом, подпрыгивая на одной ноге и стараясь заставить противника встать на обе ноги или выйти из круга. Победителем становится тот, кому удастся это сделать.

Запрещено толкать друг друга в грудь, в спину. Можно выполнять обманные движения.

Мяч - соседу

П р а в и л а и г р ы

Участники игры становятся по кругу лицом в центр на расстоянии шага друг от друга. У двух играющих, стоящих друг против друга, в руках находятся волейбольные мячи.

По сигналу игроки передают мячи по кругу в одном направлении ( вправо или влево) , стараясь чтобы один мяч догнал другой. Тот, у кого окажется два мяча, получает штрафное очко.

Стой, или мячик кверху

П р а в и л а и г р ы

Все играющие встают в круг, в середине круга находится водящий с мячом. Он подбрасывает мяч вверх и называет одного из участников игры по имени. Названый должен поймать мяч. Все играющие, включая и подкидывающего мяч, разбегаются в стороны. Как только вызванный поймает мяч, он должен крикнуть: «Стой!». Все играющие останавливаются там, где их застала команда.

После этого водящий должен попасть мячом в ближайшего игрока, который может увертываться от мяча: наклоняться, приседать, подскакивать, но не сходить с места. Если водящий промахнется, он бежит за мячом, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий вновь кричит : «Стой!» - и старается осалить мячом кого-нибудь из играющих.

Осаленный мячом играющий становится новым водящим, и игра повторяется сначала.

Футбол раков

П р а в и л а и г р ы

Участники игры произвольно располагаются на площадке в положении упор сзади. Водящий старается попасть волейбольным мячом в любого из игроков, а последние стараются уклониться от мяча, передвигаясь в положении упор сзади и защищаясь только ногами.

Если водящий попадает мячом в туловище или руки играющего, то тот становится водящим. Но если водящий промахнется и мячом овладеют игроки, то они перепасовывают мяч между собой, а водящий должен овладеть им. И с того места, где водящий вновь овладеет мячом, он опять старается попасть в игроков.

Выбить кегли

П р а в и л а и г р ы

Одна команда встает внутрь круга по игроку к каждой кегле (бутылке).

Оставшаяся команда остается за пределами круга и кидает мячи в круг, стараясь опрокинуть кегли. Игроки команды, находящейся в кругу, стараются перехватить мяч и защитить свои кегли. Когда кегля опрокинута, игрок с кеглей покидает круг. Цель «кидающей» команды: выбить все кегли с игроками. Когда эта цель достигнута, команды меняются местами.

Круговой

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, разделившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

П р а в и л а и г р ы. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

Большой мяч

Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

П р а в и л а и г р ы. Играющие не берут в руки мяч в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.







Имитационные игры

Имитационные (подражательные) игры характеризуются тем, что реальные явления окружающей действительности в них отражаются наиболее непосредственно. В основе имитационных игр всегда лежит своеобразный сюжет, в котором в образной форме отражаются те или иные явления из семейного быта, различных областей труда или каких-либо других видов общественной деятельности человека, а так же из жизни природы. Каждый играющий выполняет ту или иную роль, отождествляя себя с действительными персонажами и объектами разыгрываемых событий и явлений (с «зайцами», «охотниками»). Необходимые средства игры (например «лошадь», «ружьё» ) и даже обстановка действий («дремучий лес», «поляна» и т. п.) обычно тоже являются воображаемыми.

Имитационные игры, в свою очередь, подразделяются на: а) творческие и б) обусловленные правилами.

Творческие имитационные игры не имеют постоянного содержания и строго определенной структуры. Конкретные особенности сюжета, ролей, обстановки и построения игрового процесса в них зависят в основном от возникающих у самих играющих интересов к окружающей действительности и потребности как-то приобщиться к ней. При этом на первый план выдвигается изображение конкретных лиц, действий и т.п., а не стремление к каким-либо реальным достижениям.

Эти игры свойственны детям дошкольного возраста.

Обусловленные правилами имитационные игры имеют устойчивый сюжет и роли, а также заранее определенную, постоянную структуру игровых действий и организацию играющих. Характерным является и то, что структура игры, некоторые особенности выполняемых действий и взаимоотношения между играющими регламентируется обязательными правилами, сознательно принимаемых всеми играющими. За соблюдением установленных правил следит судья. Кроме того, в этих играх довольно часто появляются моменты соревнования.

Творческие проявления играющих хотя и ограничиваются в отношении содержания и структуры игры, в остальном (в выборе способов решения возникающих задач, определения времени своих действий и др.) не стесняются. Это такие игры, как, например, «Гуси-лебеди», «Тройки», «У медведя на бору» и т.п.

Имитационные игры, обусловленные правилами, подразделяются на драматизированные (с произношением фраз или стихов, с речитативом и пением), и непосредственно двигательные (не сопровождаемые речью, пением или музыкой). К играм этих видов примыкают и некоторые хороводные (орнаментальные) игры, приближающиеся к танцу.

В пределах перечисленных подгрупп, в свою очередь, выделяются игры с бегом, метанием, прыжками и некоторые другие разновидности. Кроме того, имитационные игры делятся по сюжету на отражающие явления природы, отражающие практическую деятельность людей и др.

Имитационные игры всех видов и разновидностей имеют очень большое значение в воспитании детей. Так, например, умелое использование в подвижных играх дошкольников и даже младших школьников речи, пения или музыки способствует не только более успешной организации игровой деятельности, но и делает её более содержательной и эффективной. Дети лучше уясняют смысл игры, ярче выражают своё отношение к окружающей действительности, более энергично выполняют движения и т.д. Подбор же игр, разных по видам основных движений, обеспечивает большое разнообразие в двигательной подготовке детей и улучшение их физического развития.




Элементарно-спортивные игры

Элементарно-спортивные игры характеризуются тем, что реальные явления окружающей действительности в них отражаются в относительно отвлеченной форме. При этом на первый план выдвигаются отношения соревновательной борьбы, а в большей части игр - и связанное с нею игровое сотрудничество.

В элементарно- спортивных играх ставятся различные условные цели ( коснутся противника, отбить мяч и т.п. ), достижение которых связано с более или менее острым соперничеством между играющими за превосходство в сообразительности, ловкости, быстроте движений и т. д.

Каждая элементарно- спортивная игра имеет относительно постоянное содержание, определенную структуру и организацию играющих. Структура игры, основные действия и их отношения между играющими регламентируются твердыми правилами, которые принимаются добровольно всеми участниками игры и изменяются лишь по их договоренности. Для этих игр обязательно судейство.

Элементарно- спортивные игры подразделяются на три основные группы: 1) некомандные; 2) переходные к командным и 3) командные.

Н е к о м а н д н ы е элементарно-спортивные игры характеризуются тем, что участники их действуют в основном исходя из личных интересов и, как правило, в одиночку. Поэтому любое достижение является их личным достоянием, а неудача не ухудшает достижения других. Обычно эти игры лишены организованного сотрудничества, но элементы взаимопомощи в них имеют место. Типичным примером данной группы игр могут служить «Простые пятнашки», «Пустое место» и т.п.

Важное значение командных игр заключается в том, что они, как и подвижные имитационные игры, содействуют формированию индивидуального поведения в коллективе. В условиях соревновательной борьбы играющие учатся уважать личность и права других участников совместной деятельности, самостоятельно ориентироваться, привыкают соблюдать определенные требования и правила, приучаются к сдержанности и дисциплинированности.

Некомандные элементарно- спортивные игры имеют большое значение для начального совершенствования основных движений, обеспечивают разностороннее воспитание двигательных качеств и могут оказать существенное влияние на общее физическое развитие особенно тогда, когда проводятся в хороших гигиенических условиях. Не меньшая роль этих игр и в воспитании волевых качеств. Кроме того, они представляют собой значительную ценность как одно из средств активного отдыха и разумных развлечений.

Некомандные элементарно- спортивные игры применяются не только в занятиях с детьми, но и занятиях со взрослыми, не только в процессе общего физического воспитания, но и в процессе спортивной тренировке.

Игры, п е р е х о д н ы е к к о м а н д н ы м, отличаются от некомандных тем, что в них наряду с возможностью действовать в своих личных целях имеется возможность не только оказывать помощь другим участникам игры, но даже вступать с ними в некоторые, чаще всего временное сотрудничество. Характерно, что такая помощь связана со значительным риском для её инициатора и приводит не редко к потере им своих преимуществ, вплоть до выбывания на некоторое время из игры; более того, играющих никто не обязывает оказывать такую помощь, они действуют целиком по собственной инициативе.

Значение этих игр заключается в том, что они воспитывают такое ценное качество, как стремление к взаимопомощи, приучают к разумному риску, преодолению эгоистических наклонностей, согласованию своих действий с действиями других. Воспитательно- образовательное влияние этих игр на занимающихся значительно, особенно если педагог последовательно и тактично побуждает их к таким формам поведения.

Влияние игр, переходных к командным, на физическое развитие, общую двигательную подготовленность, их роль в элементарном спортивном воспитании аналогично влиянию и роли некомандных игр. Однако посредствам игр, переходных к командным, в последствие более сложного взаимодействия в них играющих достигается более разнообразное развитие двигательных и личностных качеств занимающихся.

К о м а н д н ы е элементарно- спортивные игры характеризуются тем, что играющие разделены на две группы, противодействующие друг другу, не изменяющиеся по своему составу в данной игре ( при следующей встрече состав может быть изменен ). Деятельность всех членов команды целиком подчинена интересам коллектива. Каждый игрок действует в строгом соответствии с задачами соревновательной борьбы всего коллектива, принося часто в жертву свои личные интересы, если они не совпадают с общими. Весьма ответственна роль капитана команды, который является организатором её деятельности.

В связи с особыми взаимоотношениями в командных играх огромно их воспитательное значение. При надлежащим педагогическом руководстве они содействуют воспитанию таких важных качеств, как стремление к взаимовыручке, готовность к самопожертвованию ради общего дела и т. п. ; они не дают развиваться эгоистическим наклонностям, пренебрежительному, высокомерному отношению к более слабым товарищам.

Эти игры характеризуются высокой интенсивностью соревновательной борьбы, сильным эмоциональным возбуждением игроков, что связано как с трудностями борьбы, так и с обостренным чувством ответственности каждого за результаты своих действий. Поэтому очень важно категорически предупреждать и своевременно пресекать любые проявления грубости и применение недозволенных, нечестных, а иногда и опасных приемов борьбы, воспитывать самообладание, выдержку. В связи с этим значительно возрастает роль судьи.

В командных элементарно- спортивных играх наиболее полно раскрываются все типичные особенности игровой деятельности. Поэтому с помощью этих игр можно достигнуть наибольшей реализации основных воспитательно- образовательных возможностей. Однако для этого необходимо последовательно использовать большое число разнообразных командных игр. Их применяют в занятиях и с детьми младшего школьного возраста, и со взрослыми, притом как в процессе общего физического воспитания, так и в процессе спортивной тренировки.

Несмотря на большие достоинства командных игр, в практике очень важно использовать все три группы элементарно- спортивных игр в хорошо продуманной единой системе.

Элементарно- спортивные игры обыкновенно классифицируются также в соответствии с основными видами движений (игры с бегом, с прыжками, с метанием и т.п.), причем самыми многочисленными являются игры, в которых бег сочетается с какими-либо другими видами движений (например, бег с метанием и т.п.). В относительно самостоятельную группу могут быть выделены игры, где движений мало. Эти игры имеют значение, главным образом, для развития ориентировки и анализаторных функций (например, игры на слух, внимание и т.п.).

Однако при таком делении элементарно- спортивных игр не учитывается очень важный в методическом отношении признак трудности. В одну группу попадают игры, построенные на чередовании действий с паузами, и игры, требующие непрерывных действий; игры, выполняемые на месте, и игры, связанные с энергичным передвижением; игры с определенным заранее порядком действий и игры, требующие непредвиденных решений. Поэтому педагогу необходимо при планировании учебной работы самому произвести соответствующую группировку избранных им игр, чтобы обеспечить должные последовательность и постепенность в усложнении игровой деятельности своих воспитанников.

Весьма существенное значение имеет выделение особой группы игр на местности, наиболее соответствующих подростковому и раннему юношескому возрасту. Эти игры, являющиеся, по существу, чаще всего элементарно-спортивными, в то же время в значительной мере сохраняют ярко выраженные особенности сюжетных игр. К тому же они играют большую роль в элементарной прикладной подготовке молодежи.


Литература

Барышникова Т. «Игра на воздухе»

Грантынем К.Х. «Игра в физическом воспитании»

Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов»







16

© 2010-2022