- Преподавателю
- Физкультура
- Выступление на секции учителей физкультуры
Выступление на секции учителей физкультуры
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Безродных А.П. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Выступление на секции учителей физической культуры, августовское совещание 2015г
Подготовлено учителем физкультуры
Безродных А.П..
СКО, р. им. Г. Мусрепова
КГУ «Ефимовская ОШ»
Обучение двигательным навыкам и внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры.
В Послании народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана, Глава государства Н.А.Назарбаев подчеркнул роль здорового образа жизни и спорта и верно отметил, что все
Действительно, для здоровья нации важное значение имеет физическая культура и спорт. Именно поэтому я считаю, что уроки физической культуры в школе играют важную роль в становлении личности ребёнка и укрепления его здоровья. С целью решения проблемы сохранения здорового поколения при внедрении новых стандартов необходимо эффективное использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.
Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и многие уже привыкли к этому выражению, хоть и понимают его по-своему. Одни внедряют в практику уроки здоровья, другие организуют соревнования классов, третьи ограничиваются фиточаем и витаминными салатами.
Прежде всего, чётко определяем для себя понятие «здоровьесберегающие технологии»:
К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе ("педагогика успеха"), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Устанавливаем взаимосвязь с медицинским работником школы, знакомимся с результатами медицинских осмотров детей, учитываем в работе показания медработников в листе здоровья школьников.
Для учителя очень важно правильно организовать урок физической культуры, т.к. он является основной формой педагогического процесса.
Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.
Занятия на уроках физкультуры - одна из основ нашего здоровья. Я, как педагог, знаю, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные, друг на друга влияющие категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Состояние здоровья детей вызывает обоснованную тревогу. По данным специалистов, поступающие в школу дети имеют отклонение в физическом и психическом здоровье, хронические заболевания; за годы обучения возрастает число нарушений зрения и осанки. В связи с этим свою работу стараюсь строить с учениками, учителями, родителями и выпускниками таким образом, чтобы здоровьесбережение в этой деятельности являлось главным приоритетом. В основе моего педагогического опыта лежат основополагающие приоритеты:
1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Ведущая педагогическая идея - мотивировать детей учителей и родителей к тому, чтобы они с самого раннего возраста ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, стремились стать более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Для реализации данных приоритетов использую следующие педагогические методы и приёмы обучения:
1. Повышение двигательной активности детей.
2. Эмоциональный климат урока. "Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг. Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления:
а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"
б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе".
Главная цель работы учителя физкультуры - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Для этого необходимо:
-
сформировать у школьников необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
-
научить школьников использовать полученные знания в повседневной жизни;
-
обучить школьников приемам мобилизации и релаксации и духовного самосовершенствования.
Поставленные задачи решаются через:
1) совершенствование методики проведения урока,
2) индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми обучающимися,
3) коррекцию знаний школьников на основе диагностики развития способностей и природных задатков,
4) мотивацию школьников к учению.
Исходя из своего опыта работы, могу утверждать, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие двигательных навыков и выносливости (бег, прыжки, подвижные игры), способствующие расширению функциональных возможностей сердечнососудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма
Специальные упражнения помогают ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развивать у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Считаю это важно в современных условиях с резко обострившейся экологической обстановкой и возросших стрессовых воздействиях. Физические упражнения, направленные на освоение правильной ходьбы, бега, прыжков, метаний, навыков в равновесии дают возможность организовать работу детей в основной медицинской группе и подготовительной с учетом дозировки физических нагрузок и возрастных особенностей школьников, формировать у них жизненно важные двигательные умения и навыки. С ранней весны и до поздней осени уроки по возможности провожу на свежем воздухе. Стараюсь, чтобы все уроки имели высокую моторную плотность. На уроках использую фронтальный и групповой методы. При этом наиболее эффективно себя показал поточно-групповой способ. Широко использую различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Применяю мелкий спортивный инвентарь: гимнастические палки, теннисные и набивные мячи, скакалки. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения, временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечнососудистой функций организма - все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах.
В связи с возрастными особенностями школьников использование силовых упражнений на уроках физического воспитания ограничено. Они должны «иметь скоростно-силовую направленность, с ограничением статических компонентов». На основании этого, скоростные упражнения использую с учётом возрастных особенностей.
В младшем школьном возрасте использую разнообразные задания, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п.
В среднем школьном возрасте применяю скоростно-силовые упражнения: прыжки, многоскоки, спрыгивания и выпрыгивания в темпе, переменные ускорения в беге, метания, а также повторное преодоление коротких дистанций (от 30 до 60 м) с максимальной скоростью.
В старшем школьном возрасте использую комплекс собственно скоростных, скоростно-силовых упражнений и упражнений для развития скоростной выносливости. Дистанцию бега для развития скорости увеличиваю до 80-100 м.
Скоростные упражнения у детей сочетаю с упражнениями на расслабление мышц: обучаю их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге после отталкивания нужно расслаблять мышцы голени).
Осенью и весной провожу мониторинг (зачет) по основам физической подготовки.
Одна из проблем - как строить работу с детьми, которые чрезмерно стройны или, наоборот, имеют избыточный вес? Как таких детей вовлечь в полноценные занятия физической культурой, на что обращать особое внимание в первую очередь? Вот несколько конкретных примеров работы при прохождении различных разделов учебной программы:
Во время беговой подготовки всегда слежу за тем, чтобы и полные, и худые, как и все ослабленные дети, не бегали «через силу». При беге на выносливость, особенно на начальном этапе обучения, они всегда следуют установке: «Устал - можешь перейти на шаг, но никогда резко не прекращай бег, не останавливайся».
В спринте стараюсь так комплектовать забеги, чтобы не было слишком большой разницы в скоростной подготовке ребят. В младших классах полных детей ставлю в один забег. Практикую и бег тройками, типа военизированных патрулей, когда результат команды определяется по последнему участнику, пришедшему на финиш. Этот прием сплачивает ребят, приучает помогать друг другу. Правда, всегда стремлюсь в тройки собирать детей, находящихся в дружеских отношениях между собой.
В зависимости от решаемых задач и физического состояния учеников варьирую в эстафетах и играх длину преодолеваемой дистанции, количество повторений, продолжительность пауз.
В конце каждого урока или его части осуществляю рефлексию состояния ребенка, его отношения к происходящему, его переживаний на уроке.
«Важнейшим компонентом здоровьесберегающей активности является рациональная организация двигательного режима, составной частью которого могут использоваться подвижные игры. Включение игр в урок или учебно-тренировочное занятие во внеклассной работе всегда вызывает у детей положительные эмоции, особый интерес при обучении и совершенствовании тех или иных умений и навыков» .
Учёт возрастных особенностей учащихся важен при выборе игры на уроке. Я использую самые доступные игры: пионербол, перестрелку, сюжетные, народные подвижные игры. Их положительной стороной является «минимум затраченного времени на разучивание техники и максимум времени для самой игры». Такой подход дает реальную возможность выйти из тяжелейшей ситуации обездвиженности детей.
Этот фактор также позволяет «сохранить здоровьесберегающую структуру урока:
Вводная часть - 8-10 мин. Провожу методами фронтальным или круговой тренировки.
Основная часть - 15-20 мин. В ней решаем поставленные на урок образовательные задачи.
Игра - 12-15 мин. Для младших детей предлагаю игры с сюжетом, игры-эстафеты, подвижные и народные игры. Для среднего школьного возраста - подвижные и спортивные ( пионербол, футбол, баскетбол), игры-эстафеты. Для старшего школьного возраста - в основном спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол).
Заключительная часть - 1-2 мин. на подведение итогов урока».
В результате проведения уроков по такой схеме на фоне эмоциональной деятельности улучшаются показатели физической подготовленности учеников. Заметно возросла сплоченность ребят, улучшились их взаимоотношения, окрепли дружеские связи, повысился интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
При проведении уроков в начальной школе использую однотипные для всех классов упражнения, но с различной сложностью и дозировкой их выполнения. При подготовке урока подбираю соответствующий программный материал и дифференцирую его по классам.
С помощью эстафет и подвижных игр типа «День и ночь», «Прыгуны», «Передал и садись», направленных на развитие определенного двигательного качества или на совершенствование одного двигательного навыка, регулирую длительность и интенсивность работы, продолжительность и характер отдыха.
Так, игру «День и ночь», направленную на развитие быстроты, провожу не более 5-6 раз подряд, в исходное положение ученики возвращаются медленной «трусцой», паузы между повторами длятся от 45 до 60 секунд. Для роста выносливости увеличиваю число стартов или резко сокращаю интервалы отдыха.
При обучении школьников игре в баскетбол для развития скоростно-силовых способностей в подвижных играх использую набивные мячи, массой от одного килограмма в 4 классе и до 3-4 килограммов - в 8-9 классах. Для повышения прыжковой нагрузки ввожу дополнительное правило о том, что передавать мяч партнеру разрешается только в прыжке.
Суть здоровьесберегающей технологии заключается в том, что «игру нужно заканчивать в тот момент, когда учащиеся еще увлечены, но видны уже первые признаки утомления». По моим наблюдениям, эти признаки проявляются в снижении заинтересованности играющих, появлении вялости в движениях, невнимательности, более частом нарушении правил, увеличении количества технических ошибок при бросках и передачах, а также в покраснении кожи, резком учащении дыхания, потоотделении и т.д.
Для снятия чрезмерного физического напряжения в ходе игры периодически делаю перерывы, заполняя их анализом технических или тактических ошибок, уточнением отдельных пунктов правил, подсчетом очков или введением дополнительных препятствий и требований к играющим. Меняю размеры игровой площадки, уменьшаю или увеличиваю численность играющих одновременно, провожу игры посменно таким образом, чтобы в каждой смене состязались примерно равные по силам команды.
Окончание игры не должно быть для участников неожиданным, для этого предупреждаю играющих: «Играем еще 2 мин», «Играем до забитого в корзину мяча», или при равном счете говорю: «Победит та команда, которая раньше сделает два точных броска в корзину соперника».
В старших классах применяю дополнительные задания. Например, перед началом двусторонней игры ставлю условие, что те игроки, которые не успеют при результативном быстром прорыве соперников вернуться на свою половину площадки (или в область штрафного броска), обязаны сделать 5-10 прыжков на месте с подтягиванием коленей к груди или допрыгнуть на одной ноге до своего щита (лицевой линии) и лишь затем включиться в игру, а их партнеры тем временем организуют ответную атаку, находясь в численном меньшинстве
По отдельным разделам программы осуществляю дифференцированный и индивидуальный подход в обучении. Что касается здоровьесбережения, то на уроках с соответствующим содержанием создаю представление о физическом развитии и здоровом образе жизни, обучаю самостоятельным занятиям физическими упражнениями с использованием их для досуга и отдыха. Ребята ясно видят связь предмета «Физическая культура» с сохранением их здоровья и нормальным физическим развитием в дальнейшем, а так же повышает качество знаний учащихся.
Анализируя результаты своей работы, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:
1.Повысить успеваемость по предмету.
2.Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.
3.Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
4.Повысить динамику состояния здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.
Если, по окончании школы, ученик продолжает заниматься физкультурой и спортом, то свою задачу как педагог физического воспитания, я выполнил.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным -
сделайте его крепким и здоровым»
Литература.
-
Послание Президента РК народу Казахстана «Стратегия "Казахстан-2050" - новый политический курс состоявшегося государства» - «Казинформ», 2012 г.
-
«Программа развития физкультуры и спорта в Казахстане требует обновления - Орынбаев» - Астана, 1 фев - ИА Новости-Казахстан
-
Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.
-
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н.. «Здоровьесберегающая школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г.
-
Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.