Комплексная программа как здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа «Здоровье»

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА: «ЗДОРОВЬЕ» - это система мероприятий направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся создание условий для гармонического развития.

Среди поставленных задач организации образовательного процесса с учетом его психологического и физического воздействия на организм обучающихся, соблюдение гигиенических норм организации учебного процесса, нормирование учебной нагрузки и профилактика утомления обучающихся, систематический врачебно- педагогический контроль за состоянием их здоровья и физическим развитием, комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий, психологическая помощь учителям и обучающимся но преодолению стрессов и тревожности гуманный подход к каждому обучающемуся, формирование доброжелательности и справедливости в отношениях в коллективе, обеспечение одноразового питания всех обучающихся в школе, повышение эффективности уроков физической культуры, вовлечение в спортивные секции и мероприятия до 40%, 50% обучающихся. Если реализация программы «ЗДОРОВЬЕ» в целом требует усилий всех работников школы, самих обучающихся и их родителей, то и решение задач физического воспитания - дело всех специалистов нашего предмета, постоянно работающих в школе.

Урок был и остается основной формой учебной работы. На всю учебную деятельность, осуществляемую на уроках, должна подкрепить внеурочная работа. Спортивные секции предоставляют обучающимся возможности для получения дополнительного образования по избранному виду спорта и проведения здорового досуга. На базе нашей школы работает три тренера по следующим видам спорта: волейбол (юноши и девочки), борьба самбо и дзюдо. В течение всего учебного года по программе «ЗДОРОВЬЕ» проходят соревнования по различным видам спорта, которые привлекают большое количество обучающихся. Вся программа направлена на вовлечение большого числа обучающихся в активные занятия физическими упражнениями, на формирование сохранение здоровья детей, что помогает им успешно усваивать науки и гармонично развиваться.

Год открытия Амурской средней школы - 1967, сентябрь. Типовое здание в два этажа на 320 мест введено в эксплуатацию в 1973 году. Общая площадь - 2290 м. Общий объём здания 12450 м. Учебных кабинетов - 17.

Школа расположена в центре села, радиус доступности для детей до 1,5 км, имеется пришкольный участок и огород для выращивания овощей, библиотека - 27230 экземпляров книг, методический кабинет, столовая на 40 посадочных мест. Педагогический коллектив составляет 30 человек. При школе имеется интернат на 25 мест, в котором проживают дети из 4 сел, стадион со стационарным оборудованием размером 200 ' 300 метров, футбольное поле и спортивные площадки имеют травяной покров, всё поле выровнено. Общее число школьников 198 человек, на 4 и 5 учатся 70 человек.

На первом этаже школы размещён спортивный зал размером 9 х 18 м, имеется кабинет для преподавателя, комнаты для раздевания, помещение для хранения спортивного оборудования. Температурный режим для занятий физической культурой 15 - 19°С, соответствует нормам СанПиНа. Все установленные спортивные снаряды и оборудования находятся в полной исправности и надёжно закреплены. В школе ежегодно проводится медицинский осмотр обучающихся и на основании данных о состоянии здоровья и физического развития проводится распределение на «основную», «подготовительную» и «специальную» группу. Общее количество учащихся 116 детей.

Допускаемая физическая нагрузка для каждой группы соответствует её медицинской характеристике.

Основная медицинская группа это дети с хорошим физическим развитием без отклонения в состоянии здоровья, занимаются по учебным программам в полном объёме, им разрешается занятия в спортивных секциях, участвовать в спортивных соревнованиях. В нашей школе таких детей 96.

Подготовительная медицинская группа - это дети с недостаточным физическим развитием, они имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья, занятия проводятся по учебным программам, но они постепенно осваивают комплекс двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму повышенных требований. К подготовительной группе по результатам медицинского осмотра отнесено 18 обучающихся.

К специальной медицинской группе относятся дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, они требуют ограничения физических нагрузок, занятия с ними проводятся" по специальной учебной программе. В нашей школе в такой группе обучаются 2 человека, сюда же отнесены дети с постоянным и временным освобождением от занятий. Обучающиеся, временно освобождённые от занятий физическими упражнениями, присутствуют на уроках, при этом они помогают в подготовке мест для занятий и проведении уроков. После перенесённых болезней дети получают разрешение врача для того чтобы посещать занятия, выдерживая сроки их возобновления.

Учебные занятия в школе начинаются с 8.30 проходят в одну смену, школа работает по шестидневной рабочей недели, продолжительность уроков не превышает 45 минут.

При составлении расписания в начальной школе соблюдается чередование в течение учебного дня и недели основных предметов с уроками музыки, изо, груда и физкультуры, а для обучающихся среднего и старшего возраста - предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.

На больших переменах проводятся подвижные игры, соревнования, в которых дети принимают активное участие. В школе организовано одноразовое горячее бесплатное питание: для обучающихся 1-5 классов после 2 урока, для 6-11 классов после 3 урока. В рацион питания в основном входят молочные и овощные продукты питания. Вопросы организации горячего питания в школе решаются в соответствии с требованиями СанПиНа.

Психическое состояние ребёнка также важно, как и физическое. В школе работает психолог, имеющий специальную подготовку и одной из задач педагога-психолога является решение вопросов психического здоровья параллельно с физическим.

Социально-психологическая обстановка в семье, школе и обществе сегодня ведёт к возникновению такого психологического заболевания, как невроз. Как утверждает 3. Фрейд: "Неврозами подвержены и взрослые и дети, но истоки надо искать в детстве". Задача состоит в том, чтобы выявить детей предрасположенных к неврозу и научить их способам психологической защиты.

Школьные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую и динамическую нагрузку на отдельные органы и системы и на весь организм в целом. Требует проведение на уроках физкультурных минуток (ФМ) для снятия локального напряжения, утомления и ФМ общего воздействия: ФМ для улучшения мозгового кровообращения;

ФМ для снятия утомления плечевого сустава и рук;

ФМ для снятия утомления мышц спины;

ФМ для мобилизации внимания; комплекс упражнений и гимнастика для глаз.

Цели программы:

- Сохранение здоровья детей.

- Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.

- Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.

- Создание и апробация здоровьесберегаюших технологий в образовательном процессе.

Ожидаемые результаты:

- Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.

- Налаживание работы с общественными службами по формированию здорового образа жизни.

- Формирование здорового образа жизни в семье.

Контроль за исполнением программы осуществляется администрацией Амурской СОШ.

Краткое обоснование создания программы.

Статистические данные за последние три года показывают, что заболеваемость детского населения нашего села не понижается. Анализ показал, что это обусловлено

ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем ра­ционального питания, снижением уровня родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоро­вью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

Прогноз результатов работы по реализации программы.

В работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся примут участие педагогический состав школы, работники участковой больницы, ДЮСШ, центр валеологии, лечебно- профилактическое учреждение, оздоровительный лагерь, отдел куль­туры, родители. В результате совместной работы названных выше служб ожидается:

Постепенное снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста;

Разработка и соблюдение валеологических требований на занятиях;

Улучшение организации питания учащихся;

Совершенствование диагностики и коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении;

Повышение уровня

материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Перечень направлений работы:

- материально-техническое обеспечение школы ОУ;

- диагностика, коррекция и развитие учащихся;

- организация рационального питания;

- формирование валеологических знаний у учащихся и их родителей (бе­седы врачей - специалистов);

- соблюдение валеологических требований на занятиях (физминутки, подвижные перемены);

- формирование системы спортивно-оздоровительной работы;

- отработка механизмов совместной работы всех

заинтересованных служб;

- контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся;

- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований;

План работы по программе

«ЗДОРОВЬЕ» на 2014-2015 учебный год и на перспективу

№ Мероприятия

Сроки

Ответственный

I. Оздоровительные мероприятия

1.

Провести беседы по классам о значении физической культуры и участие во всех мероприятиях по программе «Здоровье» для развития растущего организма обучающихся.

сентябрь

Учитель

1

1 писать рефераты и засчитывать обучающимся по темам ЗОЖ, рецептам народной медицины, лечебному массажу, технике безопасности обучающихся на уроках физкультуры и классных часах.

1 раз в полгода

9, 11 классы

3.

Выпускать бюллетени из серии «Школа Здоровья».

1 раз в месяц

Совет школы «Здоровье»

4.

Вести журнал по технике безопасности обучающихся на уроках физкультуры, в спортзале, на стадионе, в водоеме, в походе, в лесу и т.д.

1 раз в четверть

Учитель

II. «Президентские игры»

Мероприятие

Дата

Классы

1

Волейбол

Январь

Март

8-11

2

Пионербол

Январь

Март

3-8

Месячник физкультуры и спорта

1

«А ну-ка, мальчики!»

17.02

4-5

6-8

2

Лыжные гонки

16.02

8-11

3

Открытый урок «Олимпиада год спустя»

17.02

6

4

Открытый урок

11.02

9

5

Быстрый саночник

01.03

2-3

4-5

6

Конкурс рисунков и плакатов «Спортсмены в годы Вов»

09.02-09.03

1-11

7

«Самый, самый, самый …»

21.02

6-7

8

Классные часы «Спортсмены в годы Вов»

13.02

1-11

9

Волейбол. Сборная девушек - сборная юношей

26.02

10

Настольный теннис. Первенство школы

05-07.02

6-8; 9-11

11

«Лыжня России» сборная учеников

15.02

8-11

12

«Зарничка»

27.02

1-4

13

«Смотр строя и песни»

25.02

5-11

14

«Зарница»

19.02

5-11

15

«А ну-ка, девочки!»

07.03

5-8

16

«Юные патриоты»

23.02

8-11

3

Четырехборье

Апрель

3-8

4

Сдача норм комплекса ГТО

Апрель Май

1-11

5

Велогонка

Май

1-11

6

70 кругов Победы

Май

1-11

7

Кросс «Золотая осень»

Сентябрь

1-11

8

Футбол

Октябрь

2-11

9

Мониторинг физической подготовленности

Сентябрь Октябрь

1-11

«Президентские состязания»

1

«Веселые старты»

1-5

Январь

Май

Ноябрь

2

«Папа», «мама», «я» - спортивные друзья»!

3, 4, 9, 11

Январь

3

«А ну-ка, мальчики!»

1-11

Февраль

4

«Дочки - матери»

Март

5

Тестирование по программе президентских состязаний

1 - 11

Апрель

Май

6

Анализ работы по программе «Здоровье»

Май

7

День защиты детей

1 - 11

Июнь

8

День знаний

1 - 11

Сентябрь

9

«Русская лапта»

2-11

Октябрь

10

Алтайские игры

4-7

Ноябрь

III. Физические упражнения и игры

1.

Проводить физминутки.

ежедневно

Обучающиеся физкультуры

2.

Проводить игры на больших переменах.

ежедневно

Совет программы «Здоровье»

3.

Проводить физминутки и игры в течение дня.

ежедневно

Вослит. ГПД

4.

Прогулки и экскурсии в ГПД

По плану

Воспит. ГПД

5.

Мероприятия по программе «Здоровье»

По плану

Совет программы «Здоровье»

6.

Походы и экскурсии по всем классам.

Май, июнь

Кл. рук.

IV. Агитация и пропаганда физической культуры и спорта

1.

Проводить индивидуальные беседы с родителями детей, отнесенных к подготовительной физической группе.

В течение года

Учитель

2.

Постоянно обновлять наглядность в спортивном зале.

В течение года

Учитель

V. Методическая работа

1.

Выступление на РМО учителей физической культуры по обмену опытом работы по программе «Здоровье».

1 раз в год

Учитель

2.

Выступление на педсовете школы по итогам работы по программе «Здоровье».

В течение года

Учитель

3.

Постоянно выписывать методический журнал и другую методическую литературу.

ежегодно

Учитель

4.

Повышение интереса обучающихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

В течение года

Учитель

5.

Обмен опытом по апробации сдачи норм комплекса ГТО

Октябрь

Учитель

IV. Секционная и кружковая работа

1.

Составить план работы спортивного зала.

сентябрь

Учитель

2.

Провести собрание с тренерами по секциям и вести постоянную связь с ними.

В течение года

Учитель

7. Хозяйственная деятельность

1.

Проводить ремонт спортивного инвентаря.

2.

Покраска спортивного зала и побелка.

июнь

завхоз

3.

Просить администрацию школы закрыть в спортзале отопительную систему для безопасности детей.

На

перспектив

У

Директор, учитель

4.

Застеклить все окна в спортзале.

На

перспектив

У

Директор, учитель

3.

Постоянно пополнять и обновить спортивный инвентарь за счет спонсорской помощи родителей, СПК ПКЗ «Амурский», предпринимателей и т.д.

ежегодно

Учитель


Учитель физической культуры

МБОУ «Амурская СОШ»

Кабина Татьяна Давыдовна


© 2010-2022