• Преподавателю
  • Физкультура
  • Доклад Сотрудничество с другими школами как эффективного средства изучения и использования опыта коллег в целях повышения качества образования в школах

Доклад Сотрудничество с другими школами как эффективного средства изучения и использования опыта коллег в целях повышения качества образования в школах

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД №36»



ДОКЛАД


На тему : «Сотрудничество с другими школами как эффективного средства изучения и использования опыта коллег в целях повышения качества образования в школах»






Докладчик:

Ярцова Лайма Артурсовна

Учитель физической культуры







г. Симферополь, 2015 г.

Как известно «Один в поле не воин», поэтому очень важно иметь команду единомышленников, не только в своем учебном заведении, но и в учебных заведениях города, страны. Условиями для успешных преобразований в школе, является творческое сотрудничество учителей разных школ, внедрение в процесс новых подходов, регулярное общение учителей в сетевом педагогическом сообществе.

Обмен знаниями между педагогическими работниками повышает эффективность каждого из них. Организация становится более продуктивной, а, следовательно, и более успешной.

Подобный «коллективный разум» помогает: сэкономил время на поиск информации, позволяет быстрее найти новые подходы к передаче знаний что, приводит к рождению оригинальных идей. В конечном счете качество образования выигрывает.

В российских школьных коллективах инструменты обмена успешными методиками и навыками, несомненно, существуют, но не всегда работают.

Так, методические объединения на уровне школы, в рамках которых учителя одной или смежных специальностей должны регулярно обмениваться опытом, нередко «эволюционируют» в средство контроля. Педагогические семинары (районные, городские) и открытые уроки в школе зачастую превращаются в «показательные выступления», за которыми редко можно увидеть ежедневную практику и индивидуальность учителя. В то же время на обычные, рутинные уроки педагоги крайне неохотно приглашают коллег.

Собрания и интернет-дискуссии учителей тоже дают мало пользы в смысле обмена знаниями. Обсуждения в педагогических блогах и форумах часто перерастают в «жалобы на жизнь учителей». Так или иначе, все это, скорее, лишь имитации обмена знаниями, чисто формальный «коллективный разум». Во всяком случае, о плодотворном профессиональном взаимодействии учителей, которое вывело бы школу на новую ступень развития, речи тут нет.

Барьеры и стимуляторы обмена знаниями

Методический диалог между педагогами блокируют три фактора:

  1. Культурные нормы работы - преподавание за закрытыми дверями класса, без прямого взаимодействия с коллегами.

  2. Недостаток времени - из-за увеличения учительской нагрузки и обилия отчетности.

  3. Консерватизм - нежелание принимать инновации.

В условиях «типичной школьной организационной культуры» надо сначала устранить эти барьеры, а потом - повышать мотивацию к обмену знаниями, отмечают эксперты.

Лучше всего учителя профессионально взаимодействуют в школах, для которых характерны следующие особенности:

  1. Организационная культура, благоприятная для обучения и командной работы.

  2. Лидерские качества директора и других управленцев.

  3. Атмосфера доверия в коллективе.

Психологические корни обмена знаниями

Любой поступок, в том числе в профессиональной жизни, вырастает из мотивации. Внутренняя мотивация связана с получением удовольствия от процесса и содержания деятельности, внешняя - с ожидаемыми выгодами, поощрениями и «бонусами» извне.

Укрепить внутреннюю мотивацию к обмену знаниями довольно сложно - разве что создать благоприятную социальную среду. Она подразумевает доверие, признание автономии сотрудника, открытость и свободу от уничижительной критики.

Внешняя мотивация легче поддается влиянию - тут существуют такие инструменты как премия, повышение по службе, официальное признание и пр.

  • Внутренняя мотивация положительно влияет на активность индивида в обмене знаниями, это «наиболее значимый предиктор поведения».

  • Организационная культура, поддерживающая профессиональный диалог, влияет на поведение учителей, это второй предиктор.

  • Внешняя мотивация лишь косвенно воздействует на обмен знаниями у педагогов - повышает его активность через укрепление внутренней мотивации.

  • Для успешных учительских «мастер-классов» требуются навыки саморефлексии и «экстернализации собственных неявных знаний».

Как развить готовность к обмену знаниями?

Повышать автономию сотрудника. Это означает предоставление учителю свободы в выборе методов работы и отсутствие жесткого контроля за его решениями и способами выполнения задач.

Однако сегодня в российской школе происходит обратный процесс. Автономность учителя все больше ограничивается возрастающим контролем со стороны проверяющих органов и директора школы. Это мешает работе в целом и обмену знаниями в частности.

Второй алгоритм «оживления» профессионального диалога - создание обратной связи, которая действует через базовую психологическую потребность человека - «потребность в причастности». Обратная связь «подкрепляет желательное поведение» человека, поскольку ближайшее социальное окружение признает его важным. Иными словами, регулярно демонстрируя учителям, что в школе обмен знаниями с коллегами считается ценным, можно косвенно укрепить внутреннюю мотивацию педагогов к взаимодействию, считают авторы работы.

Третий рецепт усиления внутренней мотивации связан с так называемым трансформационным лидерством. Оно предполагает акцент на развитии сотрудников, «креатив» - установку на использование воображения и самостоятельное мышление, создание ясной и оптимистичной картины будущего, а также влияние лидера на сотрудников через попытку быть для них образцом для подражания. По сути, здесь силен элемент корпоративного командообразования - общее видение будущего, творческое взаимодействие и пр.

Наконец, есть и кадровые решения, которые будут благоприятствовать обмену знаниями. Так, например, при найме на работу новых сотрудников имеет смысл учитывать готовность к передаче и восприятию знаний.

Помочь учителю озвучить его ноу-хау

Для обмена знаниями учителю важно иметь личный опыт и наработанные навыки преподавания. У каждого педагога - свои тактики того, как удерживать внимание класса, как подать ту или иную тему и заинтересовать учеников. Однако проблема в том, считают исследователи, что такие знания - «неявные», и без профессиональной саморефлексии, без их осмысления учителю порой бывает трудно выявить и сформулировать свое ноу-хау.

Одно дело - передача знаний школьникам, и совсем другое - коллегам. Подходы к трансляции своего опыта явно различаются. Тут на помощь приходит андрагогика - методы обучения взрослых. Однако в наставничестве нужно избегать резких контрастов, советуют авторы статьи. Если новичка обучает наиболее квалифицированный сотрудник, им бывает сложно найти общий язык. «Суперпрофи» вечно занят, да и не всегда может объяснить тонкости работы на доступном неофиту языке.

Так или иначе, чтобы пестовать культуру обмена опытом в школах, нужны усилия управленцев. В том числе - и по развитию навыков не только передачи, но и восприятия знаний.

Наиболее эффективными путями формирования и развития педагогической квалификации работников учебных заведений являются изучение и использование передового педагогического опыта других учителей, их самостоятельная методическая работа, педагогическое самообразование, анализ личного опыта обучения и воспитания учащихся.

Передовой педагогический опыт - это новые оригинальные формы, методы, средства, приемы педагогической деятельности, выявленные и отработанные в процессе творческого поиска путей и средств повышения качества и эффективности процесса обучения, воспитания и развития учащихся.

Еще К.Д. Ушинский, выдающийся российский педагог, в свое время писал: «Перенимать нужно только идеи, а развивать их нужно самостоятельно, с учетом своих конкретных возможностей».
«Опираясь на найденное другими, ищите сами. При этом рождается своя система работы, а не скопированная».

Эффективное изучение передового педагогического опыта обеспечивается комплексным применением таких форм и способов, как посещение уроков и внеклассных мероприятий опытных педагогов - «носителей» передового опыта, изучение их планирующей и учетной документации, посещение и анализ «открытых» уроков, записей анализов уроков, беседы с опытными коллегами и т. п.

На уроке, как нигде, раскрываются возможности педагога, степень его подготовки, мастерство, эрудиция, педагогический стиль, педагогическая техника, все, что составляет педагогический опыт, педагогическое мастерство.

Сетевые педагогические сообщества, как способ обмена педагогическим опытом.

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Человеку в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. Сегодня от учителя требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях».

Проблема эффективности управления учителем учебно-познавательным процессом учащихся в школе может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого учителя.

Профессиональное мастерство характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в деле управления обучением, воспитанием и развитием духовно богатой, физически здоровой личности.

Современное самообразование учителя, повышение его квалификации и обмен педагогическим опытом должно идти через сетевые педагогические сообщества.

Для разных людей это понятие означает различные вещи. В наиболее простом смысле сообщество - это множество людей, общающихся между собой.

Наибольшее значение для формирования и существования сообщества имеют следующие характеристики:

• Общие цели, интересы, и потребности.

• Общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ

• Общий контекст и язык общения, в который погружены члены сообщества.

Сетевое сообщество - это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.

Компьютерная сеть (Интернет), сеть документов (Всемирная Паутина) и программное обеспечение (социальные сервисы) связывают между собой не только компьютеры и документы, но и людей, которые пользуются этими компьютерами, документами и сервисами.

Сетевое педагогическое сообщество - это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную педагогическую деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.

Благодаря сетевой поддержке перед сообществами открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов. С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.

Сетевое сообщество открывает перед педагогической практикой следующие возможности:

1) использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

2) самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

3) освоение информационных концепций, знаний и навыков;

4) наблюдение за деятельность участников сообщества практики.

Сетевое педагогическое сообщество - это ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, педагогов, которые хотят поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, почерпнуть нужную информацию.

Цели сообщества:

- обмен педагогическим опытом;

-общение с коллегами различных регионов;

-повышение квалификации;

- получение новых знаний.

Признаки: коллектив единомышленников.

Виды:

• Монопредметные;

• Надпредметные;

• Мультипредметные;

• Федеральные, региональные, муниципальные, школьные

Формы деятельности:

-дистанционное обучение в рамках сообщества;

- общение в форумах, чатах;

-воздание веб-страниц и т.д.

В сетевых педагогических сообществах используют следующие формы деятельности:

• Обучающий семинар

• Виртуальная конференция

• Конкурс

• Проект

• Акция

• Виртуальная вечеринка

• "Мастерская"или мастер-класс

• Опрос

• Обсуждение в чате

• Фестиваль проектов

• Телеконференция

• Проектировочный семинар

В сетевых педагогических сообществах, возможна поддержка активности, используя следующие средства:

• Инструмент для создания дочернего сообщества, внутри основного;

• Инструмент создания Вики страницы;

• Блог;

• Форум;

• Форма обратной связи между членами сообщества (внутренняя переписка);

• Фотогалерея;

• Инструмент создания объявлений и сообщений и.т.д.

Формы могут быть интегрированными. Например, блог может быть не только текстовым, но и позволять добавлять в комментарии фотогалереи, с возможностью голосования.

Возникла необходимость создания такого пространства в сети, которое бы дало возможность учителям найти ответы на многие волнующие их профессиональные вопросы, проявить свою активность и повысить свою профессиональную подготовку. Основной целью данного сообщества должна быть подготовка учителей для профессиональной деятельности в сети. Учителя могут найти рекомендации по возможной деятельности в сети, методические разработки по участию или проведению различных мероприятий в сети (проектов, конкурсов, конференций, форумов и т. д.).

Одним из важнейших факторов является то, что участники профессиональных сетевых сообществ имеют возможность получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности. Это и есть не что иное, как пример обучения в течение всей жизни.

Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

Без сотрудничества учителей преобразования в школе невозможны.



© 2010-2022