• Преподавателю
  • Физкультура
  • Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в номинации Мои инновации в образовании

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в номинации Мои инновации в образовании

Раздел Физкультура
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Педагог может сделать для здоровья школьников гораздо больше,чем врач»

Н.К. Смирнов

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать...

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.

Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики - минутки отдыха для души и тела ребенка.

По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка».

К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое.

Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.

Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.

Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, - заболеешь! Не будешь тепло одеваться - простудишься!» и т. д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку - не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом - трудно будет достигать успехов в учении! и т. д.

Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. В результате исследования, проведенного в 8-11 классах (всего опрошено 200 учащихся) здоровье как жизненная ценность ставится лишь на девятое место.

Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно.

За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. Главными пороками XXI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.

По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает.

Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Родители, видимо, не догадываются о том, что уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11 процентов. Два-три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодого поколения.

Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников. Именно школьников, так как дошкольные учреждения уделяют развитию двигательной активности своих воспитанников достаточно серьезное внимание. Да и дошкольников легче привлечь к участию в подвижных играх, спортивных праздниках.

В школе это сделать гораздо труднее, так как многие учебные заведения все свои усилия направляют на то, чтобы изменить содержание учебного процесса, максимально его интенсифицировать, при этом обрекая своих учащихся на многочасовую под­готовку к урокам, олимпиадам, конкурсам.

Сегодня очень часто можно слышать слова руководителей школ об изменении культурного пространства школы. По их мнению, культурное пространство школы - это те обычаи и традиции, которые живут в коллективе. Мне думается, что изменение это должно начинаться с формирования у педагогов, учащихся и их родителей культуры сохранения собственного здоровья и осознания значимости данного вопроса для жизни в этом мире.

Родительские собрания, которые поднимают серьезно вопросы физической культуры и спорта и обсуждают проблемы физического развития детей в присутствии учителей физической культуры, открытые уроки по физкультуре, методическая неделя физкультуры и спорта, спортивные парады и спортивные олимпийские дни, дни физической культуры и спорта в летнее и зимнее время, чествование учащихся и родителей, активно занимающихся спортом, спортивных семей - все это и многое другое может способствовать тому, что спорт станет такой же необходимостью как знания математики и иностранного языка.

Однако и этого мало. В школах чествуют победителей предметных олимпиад и интеллектуальных марафонов, но далеко не все школы могут гордиться тем, что они такое же внимание уделяют демонстрации достижений учащихся в спорте, в победе над самим собой и своими недугами.

Этому могут помочь соревнования под названием «Спортивная копилка класса», встречи с ветеранами спорта и ныне побеждающими спортсменами, конкурсы знатоков олимпийского и спортивного движения, конкурсы на лучший комплекс утренней гимнастики и т. д.

На мой взгляд, гораздо больше необходимо уделять внимания знакомству учащихся с историей развития спорта в целом и олимпийского движения в мире и своей стране, показывать эволюцию спорта во всем мире.

По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов; ученик - шестиклассник - 3-4 часа, старшеклассник - 6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к этому и школьные уроки...

Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обязательно должен достигнуть определенного результата. Ожидания педагогов, родителей и самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Он уходит в себя, бежит от проблем, которые начинают накапливаться по мере раз­вития собственной бездеятельности, становится зачастую злым и агрессивным. Родители начинают бить тревогу и искать пути выхода из кризисной ситуации, совсем не думая о том, что выход находится рядом, стоит только внимательнее посмотреть на своего ребенка, поговорить с ним и предложить ему решать назревшую проблему совместно.

Одной из проблем, которую девочки-подростки относят к подростковым трудностям, является проблема собственной фигуры.

Вот ответы девочек-подростков на вопрос: «Какая твоя проблема является для тебя жизненно важной?». В опросе участвовало 80 девочек в возрасте 14-15 лет.

Меня волнует моя фигура - 40% от числа опрошенных респондентов;

Меня волнует мой внешний вид - 15%;

Меня волнуют проблемы взаимоотношений между людьми - 20%;

Меня волнует моя учёба - 10%;

Меня волнуют проблемы в моей семье - 8%;

Меня ничего не волнует - 7%.

Ответы учащихся, по-моему, весьма красноречивы.

А как относятся к проблемам внешнего вида, фигуры своего ребенка родители? Какие действия по решению данной проблемы они предпринимают и предпринимают ли какие-нибудь действия вообще?

На этот вопрос девочки и мальчики-подростки ответили слеующее:

Родители ведут себя следующим образом:

понимают меня и предлагают записаться в спортивную секцию - 10%;

успокаивают меня и говорят, что не стоит по этому поводу волноваться - 20%;

не знают, что я по этому поводу переживаю - 20%;

считают, что эта проблема малозначительна и недостойна обсуждения - 25%;

смеются надо мной и моими проблемами - 20%;

волнуются и предлагают преодолевать проблему вместе - 5%.

Цифры говорят сами за себя. Родители зачастую отмахиваются от детских проблем, считая их несерьезными и мелкими, недостойными их участия в разрешении, объясняя, что в жизни есть более важные проблемы. И как жаль, когда за эти проблемы человек платит жизнью.

Еще страшнее, если родители пытаются разрешить проблему, но при этом они загоняют ее еще глубже. «Неважно, что ты полненькая, гораздо важнее, что ты лучше всех учишься» - такие или похожие фразы слышат дети-подростки, но легче им от этого не становится, они страдают не только от самой сложившейся ситуации, но и от отношения родителей к данной проблеме. Проблема разрастается, она захватывает ребенка целиком, не дает ему жить полноценной жизнью, лишает его общения, привязанностей к друзьям и может привести к трагическому исходу. В такой ситуации родители никак не хотят понимать, что они могут сделать почти не возможное, поддержав своего ребенка личным примером. Но зачастую они идут по другому пути: покупают ребенку игрушки, веши, делают дорогие подарки и т. д. Проблема не решается, на какое-то время она «засыпает», но, проснувшись, она превращается в лаву, которую просто невозможно остановить.

Еще одна школьная проблема - проблема отсутствия мотивов учения школьников. Опросы, проводимые в школе, показывают, что ребятам-подросткам в школе зачастую неинтересно, скучно и т. д.

Для того, чтобы ребенка заинтересовать хоть чем-нибудь, родители находят выход в том, что, идя навстречу его просьбам и пожеланиям, в квартире появляется чудо современной техники - компьютер, за которым ребенок проводит в еще дополнительно в день 2-3 часа, упиваясь компьютерными играми.

Свою тревогу родители успокоили: их сын или дочь сидит дома, находится, как говорят, все время «на глазах», но он опять сидит часами, уже у компьютера.

Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей.

Все выше перечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но и у него появляются стойкие трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски и многое другое.

У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость - это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

Факты, которые говорят сами за себя...

Минимальная норма количества шагов за день для человека - 10 000 шагов. Современный человек с натяжкой де­лает половину.

В 13 лет повышение давления до 130/80 - распространенное явление.

Если родители имеют избыточный вес, 60-80% детей имеют его тоже.

Для того, чтобы сохранить баланс двигательной активности, школьник должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов.

Дети разведенных родителей чаще болеют гипертонией.

По данным Российских ученых, 51% детей вообще не бывают на улице по возвращению из школы.

73% школьников не устраивают перерывов между приготовлением уроков.

30-40% детей имеют избыточный вес.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.

У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20% выше. Это приводит к быстрому изнашиванию сердца.

По статистике медиков, на 100 родившихся детей у 20 с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

Многое для изменения описанной выше ситуации может сделать собственная семья, в которой растет ребенок.

1.1Средства здоровьесберегающих технологий

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1.средства двигательной направленности;

2.оздоровительные силы природы;

3.гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные

действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих

образовательных технологий обучения. Это - движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специаольно организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные

биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.

Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотеоапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию(витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников). Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов - фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов

и учащихся.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, от-

Носятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламинтированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка

Помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д. обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах , ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий

С использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудисопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоролвительные праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорпового образа жизни в системе организационоро-теоретических и практических

занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.

































1.2Методы здоровьесберегающих технологий

Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения (от греч. Metodos - буквально путь к чему-либо) - это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И.П.). В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов:

Специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Ни одним из методов не стоит ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы:

Методы обучения

специфические

общепедагогические

Рассказ

Дидактический рассказ

Беседа

Лекции

Дискуссия

Работа с книгой

Демонстрация

Иллюстрация

Видеометод

Упражнения

Наглядность

Лабораторный метод

Практический метод

Познавательная игра

Методы программированного обучения

Обучающий контроль

Ситуационный метод

Игровой метод

Соревновательный метод

Активные методы обучения

Воспитательные, просвети-

тельские и образовательные программы

+

+

+


+

+

+

+

+

+

+

+

В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.

Приемы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частич-

Но нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующие (элементы

закаливания, физические нагрузки, преимы психотерапии, фитотерапии и

др.); информационно-обучающие(письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

Использование методов и приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня города, района, школы, класса. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.

Одним из методов сдоровьесберегающей педагогики можно считать

Ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно ученик будет приучаться записывать (сначала с помощью родителей, а затем самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем.

При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Их следует проводить в одно и то же время, утром сразу после сна, затем вечером -

перед сном. При характеристике данных самонаблюдения учитываются показатели, типичные для хорошего состояния организма, и их изменения при нарушениях режима жизни.

Самочувствие - чувство, испытываемое человеком в зависимости от состояния его физических и душевных сил.

В дневник записывают: самочувствие хорошее (ощущение бодрости, жизнерадостности, наличие интереса к выполняемой работе); плохое (наличие жалоб на боли, слабость, вялость, головокружение, сердцебиение и другие неприятные ощущения). Боль - защитный безусловный рефлекс. Боли сопровождаются учащением сердечных сокращений, повышением артериального давления, увеличением сахара в крови и др. При появлении болей необходимо срочно выяснить их причину (нужна консультация врача) и принять необходимые меры.

Изменение самочувствия, вызванное ухудшением общего состояния организма, требует в ряде случаев коренных изменений в режиме дня учащегося.

В дневнике отмечают: вечером, перед сном - устал/не устал, переутомился; на следующий день - усталости нет, осталось чувство усталости и т.п.

Настроение - внутреннее душевное состояние. Обычно самочувствие и

настроение совпадают, но возможно и несоответствие между ними - удовлетворительное самочувствие при плохом настроении и т.п. Плохое

Настроение может быть и у здорового человека при неудачах, неприятных ощущениях, а хорошее возможно и у больного, например при хороших известиях, вызывающих положительные эмоции.

В дневник записывают: настроение хорошее, удовлетворительное, плохое.

Сон - имеет исключительное значение для поддержания здоровья, работоспособности и жизнедеятельности человека. Он предупреждает истощение нервных клеток, создает условия для восстановления их работоспособности.

Сон ничем нельзя заменить. Он должен продолжаться 9 - 10 часов. В жизни школьников важное значение имеет организация сна.

Эффективность сна зависит от соблюдения ряда гигиенических правил: ужинать полагается за 2 - 3 часа до сна; полезна прогулка (20-30 мин.) перед

сном; спать надо с открытым окном или форточкой и в крайнем случае в хорошо проветренном помещении; не кутаться.

Полноценность сна определяется тремя основными качествами: периодичностью, продолжительностью и глубиной. Периодичность подразумевает вполне определенное время отхода ко сну и подъема - это вырабатывает привычку сразу просыпаться в конкретное время, а также быстро и крепко засыпать именно в указанное время. Продолжительность сна определяется временем, необходимым для полноценного отдыха. Сокращение продолжительности сна резко отрицательно сказывается на состоянии организма школьника: снижается работоспособность, быстрее наступает утомление, возникает переутомление. По свидетельству французских исс ледователей установлено, если в начальных классах дети спят меньше 8 часов, то из каждых 100 таких школьников 61 не успевает в учебе.

Бессонница или повышенная сонливость часто являются одним из признаков наступившего переутомления. После такого сна не ощущается бодрости, появляется чувство разбитости, вялость. В дневник записывается продолжительность, качество сна, а также причины его нарушения.

Аппетит - это один из признаков нормальной жизнедеятельности организма. Ослабление аппетита, его отсутствие могут быть при

1.3 Структура процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики заболеваниях, а также в результате утомления или болезненного состояния. Для нормальной жизнедеятельности организма имеет значение состав пищи и соблюдение определенных гигиенических правил. Прием пищи в одно и то же время вызывает аппетит, улучшает работу пищеварительных желез, способствует выделению желудочного сока, благодаря этому пища лучшепереваривается и усваивается.

В дневнике здоровья в графе «Аппетит» записывають: хороший, удовлетворительный, плохой, отсутствует.

Пищеварение и аппетит взаимосвязаны. Расстройство пищеварения у здорового человека может быть одним из признаков недостаточного восстановления организма, переутомления.

В дневнике записывают: нормальный стул, запор, понос, изжога, отрыжка и др.

Работоспособность зависит от многих причин: от самочувствия, настроения, утомления. В дневник записывают: повышенная, обычная, пониженная.

Педагоги являются организаторами самоконтроля и поэтому должны хорошо знать его особенности. Они проводят беседы с учениками о значении самонаблюдений для сохранения здоровья, для соблюдения правильного режима дня, указывают на недопустимость появления вредных привычек. Рассказывают о сущности каждого показателя, о его благоприятных и неблагоприятных изменениях, путях исправления возникших отклонений. Изучив динамику результатов за состоянием здоровья учащихся, педагог вместе с родителями может подвести итоги работы по здоровьесбережению у учащихся.

Обучение - это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового, что поможет в дальнейшем учащимся и педагогам охранять и беречь свое собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседнейвной жизни.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1.4 Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2. Создать элементарные представления обо основных понятиях здорового образа жизни.

3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первыхпопытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

1.5 Этап углубленного изучения.

Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

3. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словестного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств

(средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

Эффективность использования различных средств достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии; б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия; в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровьесбережения.


























1.6 Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель - умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.

2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

3. Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовавтельно, так как они взаимосвязаны.

На этом эапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы. Педагог выбирает средства в соотвествии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка(занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги, так и элементы фитотерапии, ароматерапии, витаминотерапия, фитобары в стенах школы, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся, различные реабилитационные мероприятия; массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья и др.







2. Организация учебной деятельности в

условиях здоровьесберегающей педагогики.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу. На этом фоне важна и правильная организация учебной деятельности.

На практике существуют и применяются несколько различных видов обучения. Наиболее распространены в деятельности нашей школы: традиционное и развивающее обучение.

Существенную особенность традиционного обучения составляет авторитарная педагогика, которая способствует возникновению глубокого переутомления у учащихся, как в конце учебного дня, так и в конце учебного года.

В системе технологий развивающего обучения весь процесс обучения выстраивается через совместную деятельность педагога и учащихся. В отличие от традиционного обучения технологии развивающего обучения отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики.






































2.1 Основные формы организации обучения.

История развития школы раскрывает различные системы обучения, в которых предпочтение отдавалось различным формам организации: индивидуально-групповой, взаимообучения, бригадное обучение, наиболее распространенная форма обучения - классно-урочная, возникшая в ХУП веке. В современной школе классно-урочная форма обучения - основная. Она предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены.

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью учащихся управляет педагог, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит учебным процессом относительно постоянной по составу группой учащихся (класс) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. В нашей стране уроки имеют 40-45 минутную продолжительность (кроме учащихся первых классов).

В теории и практике обучения традиционными являются следующие классификации уроков:

- по основной дидактической цели;

- по основному способу их проведения;

- по основным этапам учебного процесса.

Классификация по основному способу проведения подразделяет их на уроки:

- в форме беседы;

- в форме лекции;

- в форме экскурсии;

- самостоятельной работы учащихся;

- лабораторных и практических работ;

- сочетания различных форм занятий.

Если же за основу классификации берутся основные этапы учебного процесса, выделяют уроки таких типов:

-вводные;

-первичного ознакомления с материалом;

- образования понятий, установления законов на практике;

- повторения и обобщения;

- контрольные;

- смешанные или комбинированные.

В бесконечном потоке множества уроков можно отметить известную повторяемость и вычленить структуры уроков, встречающихся чаще других. Таким образом, определяются структуры уроков различных типов:

1) комбинированные (смешанные);

2) уроки изучения новых знаний;

3) уроки формирования новых умений;

4) уроки обобщения и систематизации;

5) уроки контроля и коррекции знаний, умений;

6) уроки практического применения знаний, умений.

Задачи урока, его содержание и структура, методы обучения - все это должно быть направлено на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке. Современный учитель свободен в своем выборе построения урока. Важно, чтобы была достигнута главная цель обучения.


2.2 Технология организации урока.

Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости организма, ведет к повышенной заболеваемости. Поэтому все мероприятия, направленные на укрепление здоровья и закаливание учащихся этого возраста, приобретают особое значение.

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного и продленного дня без учета возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм оздоровительно-физкультурной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение учебного дня, недели, года. Это в свою очередь, вызывает рост заболеваний опорно-двигательного и сердечно-сосудистого аппаратов, снижение иммунитета и как следствие рост простудных и инфекционных заболеваний.











3. Описание опытно-экспериментальной работы и ее результаты.

В теоретической главе мы рассмотрели принципы, средства, методы, структуру здоровьесберегающих технологий и выявили, что здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьникам возможность сохранения и улучшения здоровья за период обучения в школе, формируют у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учат использовать полученные знания в повседневной жизни.

Уровень физического развития и состояние здоровья оказывают огромное влияние на развитие умственной работоспособности школьника.

Мы признаем, что здоровьесберегающие технологии - значительный фактор обучения, позволяющий ребенку сохранить свое здоровье и научиться правильно, использовать свое свободное время в период обучения и во внеурочное время.

С этой целью мы рассмотрели основные формы организации обучения и технологии организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики (см. на параграфы 2.1; 2.2).

Рассмотрев, здровьесбережение мы пришли к выводу, что эти технологии можно использовать как средство сохраняющее здоровье школьников, повышение их работоспособности на занятиях физкультурой.

Для того, чтобы проверить возможность использования здоровьесберегающих технологий как средство сохранения и укрепления здоровья на уроках физкультуры, мы провели опытно-экспериментальную работу.

Базой нашего исследования мы выбрали 3 «а» и 3 «б» классы МКОУ Заброденская СОШ города Калач (3 «б» - контрольный класс, 3 «а» - экспериментальный класс).

Основной метод нашего исследования - экспериментальный. Наша опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов.

1 этап - констатирующий эксперимент.

Цель: изучить начальный уровень развития познавательных интересов младших школьников на уроках физкультуры; определить уровень физической подготовленности.

Содержание констатирующего эксперимента: определение уровня теоретических знаний по физкультуре и спорту посредством проведения анкеты и определения уровня физической подготовленности учащихся посредством проведения спортивных состязаний «Веселые старты».

Содержание анкеты

Наша анкета состояла из следующих вопросов:

1. Среди учебных предметов, которые я перечислю, поставите ли вы физкультуру на первое место?

(русский, чтение, труд, рисование, физкультура)

2. Нравится ли вам работать самостоятельно на уроках физкультуры?

3. Часто ли вы поднимаете руку на уроке, чтобы ответить на теоретические вопросы на уроке физкультуры?

4. Нравится ли вам выполнять трудные упражнения?

5. Умеете ли вы сами придумывать упражнения, игры по физкультуре?

6. Нравятся ли вам интересные задания, игры на уроке физкультуры?

7. Нравится ли вам выполнять домашние задания по физкультуре?

8. Домашние задания по физкультуре вы обычно выполняете самостоятельно?

9. Выполняете ли вы спортивные задания дома, кроме тех, что задают в школе?

10. Если бы в вашей школе были спортивные секции, посещали бы вы их?

За каждый ответ «да» мы ставили 5 баллов, за ответ «нет» - 0 баллов. Результаты анкеты констатирующего эксперимента мы поместили в таблицы 1 и 2.

3 «б» класс (контрольный), .


Таблица № 1

Показатель уровня познавательного интереса

учащихся на уроках физкультуры.

3 «А» класс

Фамилия, имя учащихся

Номер вопроса

Общее

количество

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Бакаев Максим

5

0

0

0

0

5

0

5

0

0

15 баллов

2.Балак Мария

5

5

0

0

5

5

5

5

5

5

40 баллов

3.Белебезьева Вероника

5

5

0

5

0

5

5

5

0

0

30 баллов

4. Бойков Дмитрий

0

0

0

0

5

0

0

5

5

0

15 баллов

5. Бондаренко София

5

0

5

0

5

5

0

5

5

5

35 баллов

6. Величко Артем

5

5

0

0

5

5

0

5

5

5

35 баллов

7. Горбушина Анна

5

0

0

5

5

5

5

5

5

5

40 баллов

8. Григорьева Ангелина

0

5

5

5

5

5

0

5

5

0

35 баллов

9. Коновалова Диана

5

0

0

0

0

5

0

5

5

0

20 баллов

10.Конотопцев Михаил

5

5

0

0

5

5

0

5

5

5

35 баллов

11.Крячкина Валерия

5

5

5

0

5

5

0

5

5

5

40 баллов

12. Крячкин Данил

5

5

5

0

0

0

5

5

0

5

30 баллов

13.Кущева Алина

5

0

0

0

5

5

5

0

0

5

25 баллов

14. мартынов Кирилл

5

5

5

5

5

5

5

5

0

5

45 баллов

15. Мезенцева Нина

5

5

5

5

5

5

5

5

0

5

45 баллов

16. Мозговая жанна

5

5

0

0

0

5

5

0

5

5

30 баллов

17.Нижевясов Сергей

5

0

5

0

5

5

0

5

5

5

35 баллов

18. Попова Елизавета

5

5

5

5

5

5

5

0

5

5

45 баллов

19.Потещенко Сергей

0

5

0

0

5

5

5

5

5

0

30 баллов

20.Сухоруков Никита

5

5

5

0

5

5

5

0

5

5

40 баллов

21.Таранцова Юлия

0

5

5

5

0

5

0

5

0

0

25 баллов

22.Тимохина Вера

5

0

0

0

5

0

0

5

5

5

30 баллов

23.Толстяков Илья

5

5

5

0

5

5

0

5

5

5

40 баллов

24.Асаулова Аня

5

5

0

0

0

5

5

0

0

0

20 баллов

Выводы об уровне развития познавательных интересов учащихся на уроке физкультуры:

- высокий уровень - 40-50 баллов

- средний уровень - 30-35 баллов

- низкий уровень - 25-0 баллов

Из 24 человек:

- высокий уровень - 8 человек -33,3%

- средний уровень - 10 человек -41,7%

- низкий уровень - 6 человек -25 %

Таким образом, из результатов анкеты можно сделать вывод, что у учащихся 3«б» класса (контрольного) средний уровень развития познавательных интересов.

3«а» класс (экспериментальный),











Таблица № 2

Показатель уровня развития познавательных

интересов учащихся на уроках физкультуры.

3 «Б» класс

Фамилия, имя учащихся

Номер вопроса

Общее количество

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.Белоглядова Виктория

0

0

0

0

5

5

0

5

0

0

15 баллов

2.Бугримова Екатерина

5

5

0

0

0

5

5

0

0

0

20 баллов

3.Быканов Даниил

0

5

5

0

0

5

0

5

0

0

25 баллов

4.Горохова Ирина

5

0

5

0

5

5

0

5

5

5

35 баллов

5.Есаулов Никита

0

0

0

0

5

0

0

5

5

0

15 баллов

6.Загоруйко Алексей

5

5

5

0

5

5

0

5

5

5

40 баллов

7.Зубков Никита

5

5

5

0

0

5

0

5

0

5

30 баллов

8.Иванчикова Елизавета

5

5

5

5

5

5

5

5

0

5

45 баллов

9.Казакова Ксения

5

0

5

0

5

5

0

5

5

5

35 баллов

10.Кашкин Дмитрий

5

0

5

0

5

5

0

5

5

5

35 баллов

11.Котова Александра

5

5

5

0

5

5

5

0

5

5

40 баллов

12.Колядин Павел.

5

0

0

5

5

5

5

5

5

5

40 баллов

13.Лебединская Марина

5

5

0

0

5

5

5

5

5

5

40 баллов

14.Михайлова Елизавета

5

5

5

5

5

5

5

0

5

5

45 баллов

15.Мышелов Николай

0

5

0

0

5

5

5

5

5

0

30 баллов

16.Невзорова Софья

5

5

5

5

0

5

0

5

0

0

30 баллов

17.Попенкова Мария

5

5

5

5

5

5

5

5

0

5

45 баллов

18.Сербинов Александр

5

5

0

5

0

5

5

5

0

0

30 баллов

19.Соседенко Виктория

5

5

0

0

0

5

5

0

5

5

30 баллов

20.Троянов Даниил

5

5

0

0

5

5

0

5

5

5

35 баллов

21.Токарев Александр

5

5

5

0

5

5

0

5

5

5

40 баллов

22.Хорошеньков Артем

5

0

0

0

5

5

5

5

5

0

30 баллов

23.Цыбина Карина

5

5

5

0

5

5

0

5

0

5

35 баллов

24.Шулекина Юлия

5

0

0

5

5

5

5

5

5

0

35 баллов

25.Якушева Виктория

5

0

5

5

0

5

0

5

5

5

35 баллов

26.Нархов Дмитрий

5

5

5

0

0

5

0

5

0

0

25 баллов

Выводы об уровне развития познавательных интересов учащихся на уроке физкультуры:

Всего -26 человек:

высокий уровень - 8 человек - 30,77 %

средний уровень - 13 человек - 50 %

низкий уровень - 5человек - 19,23 %

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в номинации Мои инновации в образованииИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в номинации Мои инновации в образовании

3«а» экспериментальный 3 «б» контрольный

Рис. 1. Диаграмма показателей уровней развития познавательных интересов учащихся 3 «а» и 3 «б» классов на уроке физической культуры до эксперимента.

При сравнении результатов анкеты (см. рисунок 1) видно, что общий уровень развития познавательных интересов учащихся ( в контрольном экспериментальном классах) примерно одинаков. Учащиеся обоих классов находятся приблизительно на одном уровне развития познавательных интересов. Результаты показали, что уровень развития познавательных интересов учащихся ( экспериментального и контрольного классов) на уроке физической культуры - средний.

Анализ анкеты показал, что большинство учащихся ставят физкультуру на первое место ( 20 учащихся из 24 в контрольном классе, и 22 и 26 в экспериментальном) ; нравится работать самостоятельно на уроке (16 из 26 в контрольном классе, и 17 из 26 в экспериментальном); принимают активное участие на уроке (11 из 24 в контрольном классе, и 15 из 26 в экспериментальном); нравится выполнять трудные упражнения (9 из 24 по анкете) в контрольном классе, и 8 из 26 в экспериментальном); умеют сами придумывать упражнения и игры по физкультуре (16 из 24 в контрольном классе, и 18 из 26 в экспериментальном); нравятся интересные задания, игры на уроке физкультуры (22 из 24 в контрольном классе, и 25 из 26 в экспериментальном); нравится выполнять домашние задания (12 из 24 в контрольном, и 12 из 26 в экспериментальном классах); выполняют домашнее задание самостоятельно (20 из 24 в контрольном, и 22 из 26 в экспериментальном классах); выполняют дома дополнительно упражнения кроме тех, что задают в школе (16 из 24 в контрольном классе, и 16 из 26 в экспериментальном); если бы в школе были спортивные секции, то в них стали бы ходить (16 из 24 в контрольном классе, и 16 из 26 в экспериментальном).

В результате анализа анкеты, мы выявили недостаточное развитие познавательных интересов учащихся на уроке физкультуры.

Недостаточный уровень физического развития виден и на практике. Участвуя в соревнованиях, дети не всегда точно и правильно выполняют предложенные задания, выполняют медленно и быстро устают. Вследствие чего теряют интерес к соревнованиям и к физической культуре вообще. Это можно видеть на примере проведения спортивного состязания «Веселые старты» (приложение фото)

Эстафеты в спортивном состязании:

«Визитка»;

« Спортивная ходьба»

«Игольное ушко»

«Змейка»

«Ведение мяча»

«Зоологические забеги»:

«Пингвин»

«Тараканьи бега»

«Кенгуру»

«Теннисный мяч»

«Фитбол»

«Челночный бег»

«Перетягивание каната»

Предложенные нами эстафеты мы оценивали по бальной шкале в соответствии со следующими критериями оценки знаний, умений и навыков учащихся. При оценке «Веселых стартов», включающих 12 эстафет ставятся баллы:

«2» балла ставится, если класс выиграл эстафету,

«0» баллов ставится, если класс проиграл,

«1» балл ставится, если ничья.

Результаты спортивных состязаний «Веселые старты» мы поместили в таблицу № 3.









Таблица № 3

Результаты спортивных состязаний «Веселые старты»

№ п/п

Эстафеты

1

«Визитка»

2

0

2

«Спортиная ходьба»

0

2

3

«Игольное ушко»

0

2

4

«Змейка»

2

0

5

«Ведение мяча»

0

2

6

«Пингвин»

1

1

7

«Тараканьи бега»

2

0

8

«Кенгуру»

0

2

9

«Теннисный мяч»

0

2

10

«Фитбол»

1

1

11

«Челночный бег»

2

0

12

«Перетягивание каната»

1

1

ИТОГО :

11

13

Место

II

I


Выводы об уровне физического развития:

высокий уровень - 1 место

средний уровень - 2 место

Из двух команд:

высокий уровень - 3 «Б» класс

средний уровень - 3 «А» класс

Из результатов соревнования видно, что у учащихся контрольного класса преобладает высокий уровень физического развития, так как они заняли 1 место.

При сравнении результатов «Веселых стартов» (см. табл 3) видно, что общий уровень физического развития учащихся (в контрольном и экспериментальном классах) примерно одинаков. Учащиеся обоих классов находятся приблизительно в одинаковой форме физического развития. Результаты показали, что уровень физического развития учащихся экспериментального и контрольного классов примерно одинаков.





Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в номинации Мои инновации в образовании

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в номинации Мои инновации в образовании

Рис. 2. График показателей физического развития учащихся контрольного и экспериментального классов до эксперимента.

В результате проведения нами констатирующего эксперимента в контрольном и экспериментальном классах, мы выявили недостаточное физическое развитие учащихся на уроках физкультуры и недостаточную сформированности у учащихся физических качеств: сила, быстрота, ловкость.

2 этап - формирующий эксперимент.

Цель: развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости и формирование

Содержание формирующего эксперимента: на этом этапе эксперимента мы использовали упражнения, игры, которые развивают физические качества.

В нашей работе мы приводим несколько конспектов этих уроков( Приложение №)





1 урок 1 четверть (3б)

Тема: Отработка техники метания малого мяча.

Цель: формирование умения метания малого мяча.

Задачи: - совершенствование техники упражнений с мячами; развивать координацию движений в пространстве; развивать силу рук; учить метанию в цель; воспитание товарищества, взаимопомощи посредством игры

Инвентарь: мячи, лавочка.

Место занятий: спортивный зал

Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая, дифференцированного обучения.

Содержание

Доз./ин.

Организационно-методические указания

1

2

3

1 Подготовительная часть

1.Построение, рапорт, приветствие.

2. Задачи на урок

3. Беседа

4. Ходьба

5. Бег

6. Ходьба

7. Строевые упражнения

8. ОРУ

П.Основная часть

1. Метание и ловля мяча

2. Развитие силы рук

3. Метание в цель

4. Челночный бег 3х10 с кубиками

5. Эстафета

10




25




Внимание! Класс, равняйсь! Смирно! Вольно !Лопатки сведены, смотреть вперед, наличие с/формы, выявление больных

На уроке будете совершенствовать технику упражнений с мячами; развивать координа-

цию движений в пространстве; развивать силу рук; метать в цель.

Повторение требований к одежде на занятиях на спортплощадке ; правильное дыхание при ходьбе и беге.

С сохранением правильной осанки; с движениями головы, рук, туловища; разновидности бега.

В медленном темпе

Правильное дыхание

- построение в шеренгу и в колонну по одному; повороты переступанием;

на месте

- удары мяча об пол и ловля;

- метание с места на заданное расстояние;

- сгибание и разгибание рук в упоре о стену;

- метание в вертикальную цель с мета (расстояние 3-4м)- девочки; 5-6м -мальчики.

3х10 с кубиками

С передачей палочки ( команды сидят на скамейках(оббегают стойки)

Ш.Заключительная часть

1.Построение

2.Итог урока

3. Домашнее задание

4. Прощание

5

Класс, становись!

Что нового узнали на уроке? Какие упражнения понравилось выполнять?

Вводные процедуры, закаливание;

техника прыжков «ножницы».

Урок окончен. До свидания!

(Т а же тема, но во 3б меньшая нагрузка.)

2 урок 1У четверть (3б)

Тема: Отработка техники метания малого мяча.

Цель: формирование умения метания малого мяча.

Задачи: - совершенствование техники упражнений с мячами; развивать координацию движений в пространстве; развивать силу рук; - учить метанию в цель;воспитание товарищества, взаимопомощи посредством игры;

Инвентарь: мячи, лавочка.

Место занятий: спортивный зал

Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая, дифференцированного обучения.

Содержание

Доз./

мин.

Организационно-методические указания

1

2

3

1 Подготовительная часть

1.Построение, рапорт, приветствие.

2. Задачи на урок

3. Беседа

4. Ходьба

5. Бег

6. Ходьба

7. Строевые упражнения

8. ОРУ

П.Основная часть

1. Метание и ловля мяча

2. Развитие силы рук

3. Метание в цель

4. Челночный бег 3х10 с кубиками

5. Эстафета

10мин




25мин




Внимание! Класс, равняйсь! Смирно! Вольно !Лопатки сведены, смотреть вперед, наличие с/формы, выявление больных

На уроке будете совершенствовать технику упражнений с мячами; развивать координацию движений в пространстве; развивать силу рук; метать в цель.

Повторение требований к одежде на занятиях на спортплощадке ; правильное дыхание при ходьбе и беге.

С сохранением правильной осанки; с движениями головы, рук, туловища; разновидности бега.

В медленном темпе

Правильное дыхание построение в шеренгу и в колонну по одному; повороты переступанием;

на месте

удары мяча об пол и ловля;

метание с места на заданное расстояние;

сгибание и разгибание рук в упоре о стену;

метание в вертикальную цель с мета (расстояние 3-4м)- девочки; 5-6м -мальчики. 3х10 с кубиками

С передачей палочки ( команды сидят на скамейках(оббегают стойки)

Ш.Заключительная часть

1.Построение

2.Итог урока

3. Домашнее задание

4. Прощание

5 мин

Класс, становись!

Что нового узнали на уроке? Какие упражнения понравилось выполнять?

водные процедуры, закаливание;

техника прыжков «ножницы».

Урок окончен. До свидания!

В процессе наблюдения за учащимися 3-а класса на уроке физкультуры мы пришли к выводу, что именно постоянные занятия физическими упражнениями, небольшие соревнования и игры активизируют деятельность учащихся на уроке; в процессе игры и ОРУ у детей вырабатывается физические навыки и качества, развивается организм и появляется стремление к знаниям и желание систематически заниматься спортом.

Увлекшись, дети не замечали, что учатся, познают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас знаний и представлений, развиваются физически. Даже самые пассивные дети активно включались в игры и занимательные задания с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

Во время проведения игр и занимательных упражнений, соревнований дети были внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.

Включение игр и дополнительных теоретических заданий в уроки физкультуры и проведение дополнительных занятий и внеклассных мероприятий сделало процесс обучения более интересным, создало у детей бодрое рабочее настроение, способствовало преодолению трудностей.

3 этап - контрольный эксперимент.

Цель: проверить сформированность познавательных интересов учащихся на уроке физкультутры в экспериментальном и контрольном классах.

Содержание контрольного эксперимента: определение уровня развития познавательных интересов учащихся посредством проведения анкеты и определения уровня физического развития посредством проведения «Викторины» и спортивных состязаний «Веселые старты».

Содержание и критерии оценки анкеты см. в констатирующем эксперименте.

Результаты анкеты контрольного эксперимента в контрольном и экспериментальном классах мы поместили в таблицы 5, 6.

Таблица № 5

Показатель уровня развития познавательных

интересов учащихся на уроках физкультуры.

3 «б» класс

Фамилия, имя учащихся

Номер вопроса

Общее количество

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Бакаев Максим

5

0

0

0

0

5

0

5

0

0

15 баллов

2.Балак Мария

5

5

0

5

5

5

5

5

0

5

40 баллов

3.Белебезьева Вероника

5

5

0

0

5

5

5

5

0

0

30 баллов

4. Бойков Дмитрий

0

0

0

0

5

0

0

5

5

0

15 баллов

5. Бондаренко София

5

0

5

0

5

5

5

5

5

5

40 баллов

6. Величко Артем

5

5

0

0

5

5

0

5

5

5

35 баллов

7. Горбушина Анна

5

0

0

5

5

5

0

5

5

5

35 баллов

8.Григорьева Ангелина

0

5

5

5

5

5

0

5

5

0

35 баллов

9. Коновалова Диана

5

0

0

0

0

5

0

5

5

0

20 баллов

10.Конотопцев Михаил

5

5

0

5

5

5

0

5

5

5

40 баллов

11.Крячкина Валерия

5

5

0

0

5

5

0

5

5

5

35 баллов

12. Крячкин Данил

5

5

5

0

0

0

5

5

0

5

30 баллов

13.Кущева Алина

5

0

0

0

5

5

5

0

0

5

25 баллов

14. Мартынов Кирилл

5

5

5

5

5

5

5

5

0

5

45 баллов

15. Мезенцева Нина

5

5

5

0

5

5

5

5

5

5

45 баллов

16. Мозговая жанна

5

5

0

0

0

5

5

5

5

5

35 баллов

17.Нижевясов Сергей

5

0

0

0

5

5

0

5

5

5

30 баллов

18. Попова Елизавета

5

5

5

5

5

5

5

0

5

5

45 баллов

19.Потещенко Сергей

5

0

0

0

5

5

5

5

0

5

30 баллов

20.Сухоруков Никита

5

5

5

0

5

5

5

0

5

5

40 баллов

21.Таранцова Юлия

0

5

5

5

0

5

0

5

0

0

25 баллов

22.Тимохина Вера

5

0

0

5

0

5

0

5

5

5

30 баллов

23.Толстяков Илья

5

5

5

0

5

5

0

5

5

5

40 баллов

24.Асаулова Аня

5

5

0

0

0

5

5

0

0

0

20 баллов

Выводы об уровне развития познавательных интересов учащихся на уроке физкультуры:

Всего 24 человека:

высокий уровень - - 8 человек - 33,3%

средний уровень -10 человек -41,7%

низкий уровень - 6 человек - 25%

Таким образом, из результатов анкеты контрольного эксперимента можно сделать вывод, что у учащихся 3 «б» класса (контрольного) средний уровень развития познавательных интересов остался на том же уровне, что и в результате проведения анкеты констатирующего эксперимента.

Таблица 6

Показатель уровня развития познавательных

интересов учащихся на уроках физкультуры.

3 «а» класс

Фамилия, имя учащихся

Номер вопроса

Общее количество

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.Белоглядова Виктория

5

5

5

0

5

5

5

5

0

0

35 баллов

2.Бугримова Екатерина

5

5

5

0

0

5

5

0

0

5

30 баллов

3.Быканов Даниил

5

0

5

5

0

5

0

5

0

5

30 баллов

4.Горохова Ирина

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

50 баллов

5.Есаулов Никита

5

0

0

0

5

5

5

5

5

5

35 баллов

6.Загоруйко Алексей

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

50 баллов

7.Зубков Никита

5

5

5

0

5

5

5

5

0

5

40 баллов

8.Иванчикова Елизавета

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

50 баллов

9.Казакова Ксения

5

5

5

0

5

5

0

5

5

5

45 баллов

10.Кашкин Дмитрий

5

5

5

0

5

5

5

5

5

5

45 баллов

11.Котова Александра

5

5

5

5

5

5

5

0

5

5

45 баллов

12.Колядин Павел.

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

50 баллов

13.Лебединская Марина

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

50 баллов

14.Михайлова Елизавета

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

50 баллов

15.Мышелов Николай

5

5

5

0

5

5

5

5

5

5

45 баллов

16.Невзорова Софья

5

5

5

5

0

5

5

5

0

5

40 баллов

17.Попенкова Мария

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

50 баллов

18.Сербинов Александр

5

5

5

5

0

5

5

5

0

5

40 баллов

19.Соседенко Виктория

5

5

5

0

0

5

5

5

5

5

40 баллов

20.Троянов Даниил

5

5

5

0

5

5

5

5

5

5

45 баллов

21.Токарев Александр

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

50 баллов

22.Хорошеньков Артем

5

0

5

0

5

5

5

5

5

5

40 баллов

23.Цыбина Карина

5

5

5

5

5

5

0

5

5

5

45 баллов

24.Шулекина Юлия

5

0

5

5

5

5

5

5

5

0

40 баллов

25.Якушева Виктория

5

5

5

5

5

5

0

5

5

5

45 баллов

26.Нархов Дмитрий

5

5

5

5

0

5

5

5

5

5

45 баллов

Выводы об уровне развития познавательных интересов учащихся на уроке физкультуры:

Всего -26 человек:

высокий уровень - 22 человека - 84,6%

средний уровень - 4 человека - 15,4 %

низкий уровень - 0 человек - 0 %

Сравнительные данные результатов анкеты констатирующего и контрольного экспериментов 3 «б» класса (экспериментального) занесены в таблицу 7.

Таблица 7

Число учащихся

Число учащихся (в %)

уровни

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

классы

3 «а» класс до формирующего эксперимента

5чел

13 чел

8 чел

19,23%

50%

30,77%

3 «а» класс после формирующего эксперимента

0 чел

4 чел

22 чел

О%

15,4%

84,6%

Сравнивая результаты анкеты констатирующего и контрольного экспериментов по таблице 7 мы пришли к выводу, что в результате все 26 учащихся на вопрос «Нравится ли вам делать домашнее задание по физкультуре?» ответили «да» до проведения формирующего эксперимента 12 из 26 учащихся, после его проведения 22 из 26 учащихся; на вопрос: «Домашнее задание по физкультуре вы обычно делаете самостоятельно?», ответили «да» до проведения формирующего эксперимента 22 из 26 учащихся, после его проведения 24 из 26 учащихся; на вопрос «Выполняете ли вы спортивные задания дома, кроме тех, что задают в школе?», до проведения формирующего эксперимента ответили «да» 16 из 26 учащихся класса, после его проведения 20 из 26 учащихся класса; на последний вопрос: «Если бы в вашей школе были спортивные секции, посещали бы вы их?», ответили «да» до проведения формирующего эксперимента 16 из 26 учащихся, после проведения 24 из 36 учащихся.

Анализ анкеты нам также показал, что в результате проведения формирующего эксперимента уровень развития познавательных интересов учащихся значительно повысился.




Таблица № 8

Результаты спортивных состязаний «Веселые старты

№ п/п

Эстафеты

1

«Визитка»

2

0

2

«Спортиная ходьба»

2

0

3

«Игольное ушко»

2

0

4

«Змейка»

2

0

5

«Ведение мяча»

2

0

6

«Пингвин»

1

1

7

«Тараканьи бега»

2

0

8

«Кенгуру»

2

0

9

«Теннисный мяч»

1

1

10

«Фитбол»

2

0

11

«Челночный бег»

2

0

12

«Перетягивание каната»

2

0

ИТОГО :

22

2

Место

II

I


Выводы об уровне физического развития:

-высокий уровень - 1 место

-средний уровень - 2 место

Из двух команд:

-высокий уровень -3 «а» класс

-средний уровень -3 «б» класс

Из результатов соревнования видно, что у учащихся экспериментального класса преобладает высокий уровень физического развития, так как они заняли 1 место, набрав 22 очка; они значительно превосходят соперников по физическому развитию.

При сравнении результатов «Веселых стартов» (см. табл 3) видно, что общий уровень физического развития учащихся (в контрольном и экспериментальном классах) примерно одинаков. Учащиеся обоих классов находятся приблизительно в одинаковой форме физического развития. Результаты показали, что уровень физического развития учащихся экспериментального и контрольного классов примерно одинаков.

Сравнивая результаты уровня физической подготовленности констатирующего и контрольного этапов эксперимента, мы пришли к выводу, что уровень физического развития учащихся 3 «а» класса (экспериментального) повысился в результате проведения формирующего эксперимента.




3А класс

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в номинации Мои инновации в образовании

3Б класс

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в номинации Мои инновации в образовании

Рис. 3. График показателей физического развития учащихся контрольного и экспериментального классов после эксперимента.

Анализ результатов исследования показал, что в результате проведения формирующего эксперимента в экспериментальном классе повысил уровень познавательного интереса учащихся и уровень физической подготовленности учащихся в ходе формирующего эксперимента, мы провели серию уроков, в которые включили занимательную физкультуру. Это позволило нам сделать вывод, что занимательная физкультура в начальной школе выступает как эффективное средство развития познавательных интересов младших школьников на уроке физической культуры и как средство формирования уровня физического развития учащихся.




















Заключение

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы изучить здоровьесберегающие технологии, особенности организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики и экспериментально доказать необходимость применения здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры и во внеклассной учебной работе для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

В первой главе мы рассмотрели здоровьесберегающие образовательные технологии, их классификация, принципы, средства, методы здоровьесберегающих технологий, средства процесса обучения.

Во второй главе описывается организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей технологии, основные формы организации обучения, технология организации урока.

Опытно-экспериментальная работа представлена констатирующим, формирующим и контрольным этапами.

В заключении дается анализ данного исследования и его результаты.

В первой главе мы рассмотрели мотивы учения младших школьников, потребности и познавательные интересы в учении и выявили, что познавательные мотивы составляют одну из групп мотивации учения, она выражает прямое отношение к познанию - предмету учения. Наиболее значимыми в ней являются познавательные интересы и потребности. Чтобы содействовать в учебном процессе встречному движению ученика, учителю следует опираться на познавательный интерес как сильное средство и как внутренний мотив деятельности. Для этого важно знать психологическую природу интереса, соблюдать условия его проявления и укрепления, вводить необходимую стимуляцию познавательных интересов, знать и запечатлевать показатели и проявления познавательного интереса учащихся на уроках, анализировать их в целях улучшения последующей деятельности учащихся.

Во второй главе мы рассмотрели методы, средства и формы обучения физкультуре младших школьников, выявили значение и сущность, а также особенности использования игр, проведение различных соревнований и экспериментально доказали эффективность использования этих приемов как средства развития . В результате опытно-экспериментальной работы мы установили, что игровая деятельность на уроке и проведение различных внеклассных спортивных мероприятий является эффективным средством развития познавательных интересов младших школьников и их физического развития.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что упражнения, игры, задания по физкультуре могут доставлять детям удовольствие, служить средством разумного отдыха, содействовать развитию физических способностей, силы и быстроты, выносливости, содействовать формированию физических качеств и навыков. Надо только умело подбирать физические упражнения и задания, чтобы они вызывали интерес у младших школьников, а возбудить интерес к занятиям физкультурой и спортом - это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре.




Литература

1.Байбородова Л.В., Бутин И.М.,Леонтьева Т,Н. Методика обучения физической культуре: 1-11кл.: Метод.. - М.,2004.

2.Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры :Учеб.пособие для ин-тов физ.культ. - М., 1982 .

3. ГугинА.А. Уроки физической культуры в 1-3 классах. В помощь учителю. 2-е изд., испр. И доп. - М.,1977.

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004

5. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование.-2-е изд., испр.- М.:ВАКО,2005

6.Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М., 1999.

7. Фурманов А.Г. оздоровительная физическая культура: Учеб.. для студ. Высш. Учеб. заведений / А.Г.Фурманов, М.Б.Юспа. - Мн., 2003

8. Физическая культура: учеб.для учащихся 5-7 кл. общеобразоват. учреждений /М.Я. Виленский, И.М.Туревский и др.; Под ред. М.Я. Виленского.- М.:Просвещение,2002.





© 2010-2022