Планирование Авторская программа Аква-фитнес

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Авторская образовательная программа

«Аква-фитнес»



Пояснительная записка.


Актуальность программы

  • ухудшение состояния здоровья детей и подростков;

  • востребованность программы для данного контингента детей в учреждении дополнительного образования;

  • социальный заказ: кратное увеличение с каждым годом числа желающих заниматься оздоровительной гимнастикой;

  • доступность для детей с разным уровнем физического развития и функциональных возможностей.

Aктуaльной проблемой в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья учащихся, как ценности, а также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями. Программа «Аква-фитнес» - оздоровительная программа. Её отличие от уже имеющихся оздоровительных программ - это комплексное воздействие на физическую подготовку обучающихся в различной среде. Новизна заключается в том, что она включает новые нетрадиционное направления в спорте: шейпинг является эффективным средством для укрепления здоровья; стретчинг, способствует повышению эластичности мышц; аквааэробика, в основе ее лежат физические упражнения выполняемые в воде, систематическое выполнение которых нормализует нервную систему; упражнения йоги основаны на понимании не только физических, но и духовных, нравственных правил усовершенствования личности. Программа поможет поддержать на определенном уровне работу сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем организма занимающихся, расширить кругозор в области физической культуры, и приобрести те умения и навыки, которые помогут развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.

Для занятий в зале предлагаются комплексы физических упражнений, которые развивают двигательную подготовку учащихся и позволяют легко переносить нагрузки и производить широкий круг физических действий, оставаться бодрым и энергичным в течении всего дня. В бассейне, наиболее мягкое из всех аэробных упражнений - плавание. Оно не нагружает костную систему, но тренирует сердечно-сосудистую, укрепляет мышцы и развивает гибкость. Раздел аквааэробика предлагает упражнения, которые за счёт гидростатического давления улучшает кровообращение, активизирует работу почек, стимулируют полноценное снабжение печени молочной кислотой, оказывают эффект массажа. Благодаря воздействию на тело в воде двух противодействующих сил (гравитации и выталкивания) снижается нагрузка на суставы. Добавим к этому эмоциональную радость с общения с водой.

Каждый раздел программы завершают тесты или контрольные испытания, которые являются показателем физической работы. Они дают представление о своих возможностях, о самочувствии, результате двигательной и физической подготовленности на временных промежутках. Программа придерживается двух принципов: постоянства занятий и постепенности наращивания нагрузок. По завершении учебного курса и сдачи определенных нормативов, воспитанникам предоставляется возможность по своему желанию продолжить свое обучение по специализированным направлениям: плавание - программа «Дельфин», аква-аэробика - программа «Аква-фитнес» и фитнес - программа «Фитнес-класс». Выполняя все намеченные требования программы, здоровый образ жизни станет для занимающихся не обязанностью, а нормой.

Цель и задачи.


Цель: - мотивация к здоровому образу жизни учащихся посредством освоения

разнообразных двигательных упражнений и приобретение разносторонней

физической подготовки.

Задачи:

- укрепление здоровья;

- развитие и совершенствование двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты,

гибкости, координационных способностей.

- формирование знаний и практических умений, необходимых для проведений

самостоятельных занятий

- физическое совершенствование личности, создание атмосферы для расширения

функциональных возможностей систем организма и положительных эмоций;

- организация активного отдыха и здорового досуга, привитие интереса к

систематическим физкультурным занятиям;

- воспитание морально-волевых, эстетических качеств.


Особенности организации учебного процесса.


Программный объем занятий в группах разработан на 3 года обучения, и рассчитан на учащихся от 14 до 18 лет.

1 год обучения - для занимающихся 14 - 15 лет - 144часа (4 часа в неделю);

2 год обучения - для занимающихся 15 - 17 лет - на 216 часов (6 часов в неделю);

3 год обучения - для занимающихся 17 - 18 лет - на 216 часов (6 часов в неделю);

На этапе 1 года обучения обучающиеся овладевают базовыми двигательными действиями изучаемых тем, как в зале, так и в воде, узнают общие понятия об оздоровительной физической культуре, основы физиологического воздействия на организм, обучаются технике выполнения упражнений.

На этапе 2 года обучения совершенствуют базовые двигательные действия, исходя от принципа «от простого к сложному», постепенно увеличивая нагрузку, продолжают изучать отдельные нетрадиционные виды спорта, узнают основы составления комплекса упражнений.

На этапе 3 года обучения обучающиеся продолжают совершенствовать ранее изученные упражнения, повышают уровень физической подготовленности, самостоятельно умеют регулировать нагрузку, усложнять упражнения на координацию; умеют составлять комплексы упражнений для самостоятельных занятий или их проведения в группе.


Методическое обеспечение.


Программа предусматривает практическую деятельность: спортивно-прикладные физические упражнения; аэробные упражнения; плавание; игры.

Для выполнения, которой необходим спортивный зал с гимнастическими ковриками гимнастической стенкой, спортивный инвентарь на каждого обучающегося: гантели от 0,5кг - 2кг, скакалка, гимнастический обруч, фитбол, нудлы, гимнастическая палка, резиновый эспандер, эластичная лента, степ-платформа, велотренажер, беговая дорожка и другие по возможности тренажеры, учебно-методическая литература; наглядные пособия: коллекции аудиозаписей, плакаты, схемы, карточки, с описанием комплексов упражнений, альбомы, фотографии, видеоматериалы.

Прогнозируемый результат.


Основной ожидаемый результат реализации программы это:

  • знания в области оздоровительной гимнастики, физической культуры и спорта;

  • повышение уровня общей физической подготовки;

  • улучшение функциональных данных сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

  • формирование и развитие ценностного отношения к своему психическому и физическому здоровью, получение информации по здоровому образу жизни;

  • овладение навыками самостоятельного ведения занятий с соблюдением терминологии.

Двигательные действия и умения:


1 год обучения - выполнять правильно все виды основных движений;

- овладеть базовыми двигательными действиями в классической аэробике,

стретчинга, плавании, аквааэробики;

- выполнять физические упражнения в разном темпе;

- подсчитывать частоту сердечных сокращений;

2 год обучения - выполнять разнообразные комплексы физических упражнений;

- овладеть упражнениями общего воздействия с повышенными

энергозатратами (шейпинг);

- овладеть основными асанами с установкой на выполнение требований

к осанке, удержания заданной позы, регуляции дыхания, концентрации

внимания (хатха-йога);

- самостоятельно регулировать нагрузку физических упражнений;

- активно участвовать в соревнованиях.

3 год обучения - повысить уровень физической подготовленности;

- овладеть правильной техникой двигательных действий в плавании,

аквааэробике, на фитболах, в упражнениях хатха-йоги;

- самостоятельно разрабатывать комплексы физических упражнений;

- самостоятельно проводить занятия с группой.


Способы контроля результа:


Приложение 1


Учебно - тематический план




Темы

Всего часов


I


II


III


1.


Основы знaний.

в

процессе

зaнятий

в

процессе

зaнятий

в

процессе

зaнятий

в

процессе

зaнятий


2.


Общая физическая подготовка.


24


24


-


-


3.


Оздоровитeльнaя гимнaстикa.


24


-


24


-


4.


Клaссическaя (бaзовaя) aэробикa.


56


32


24


-


5.


Фитбол-aэробикa.


32


-


-


32


6.


Шейпинг.


56


-


24


32


7.


Стретчинг.


26


8


18


-


8.


Aквa-aэробикa.


110


30


38


42


9.


Плaвaние.


136


30


42


64


10.


Хатха - йога.


50


-


18


32


11.


Подвижные игры.


32


16


16


-


12.


Промежуточные контрольные срезы.


24


6


8


8


13.


Соревновaния.


14


2


4


6


Всего

584

144

216

216



Содержание программы.

- Основы знаний.

- влияние физических упражнений на состояние здоровья;

- гигиенические правила, знание своего организма;

- понятие о оздоровительной гимнастике, физической культуре и спорте;

- профилактика нарушения осанки;

- доврачебная помощь

  • Общая физическая подготовка.

Основная цель этой темы - всесторонне и комплексно воздействовать на организм через физические аэробные упражнения, для подготовки к максимальной работе.

Разработаны комплексы упражнений с предметами (малые и большие мячи, гимнастические палки, гантели, обручи и т.д.) и без предмета.

  • Оздоровительная гимнастика.

Комплекс физических упражнений предусматривает равномерную работу всех мышечных групп, в зависимости от года обучения может изменяться и режим работы (сокращение и увеличение интервалов отдыха, изменение темпа движений и т.д.) Включены в комплекс:

  1. упражнения для мышц разгибателей и сгибателей бедра,

  2. упражнения для мышц спины,

  3. упражнения для ягодичных мышц,

  4. упражнения для отводящих мышц бедра,

  5. упражнения для прямых и косых мышц живота,

  6. упражнения для мышц стопы и голени,

  7. упражнения для рук и плечевого пояса.

  • Классическая аэробика.

Аэробная работа повышает тренированность сердечно-сосудистой системы, общую работоспособность и выносливость.

- Шейпинг.

Объединяет в себе упражнения аэробики и атлетической гимнастики. Является эффективным средством для укрепления здоровья и совершенствования телосложения людей различного возраста.

  • Фитбол - аэробика.

Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное - формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

- Плавание.

Обучение и совершенствование техники плавания, спортивных стилей плавания. Развитие общей выносливости (аэробные возможности), быстрота движения, гибкость.

  • Аквааэробика.

Оздоровительная аэробика на воде. Под воздействием на тело гидростатического давления, силы выталкивания и сопротивления увеличивается эффект развития мышечной и сердечно-сосудистой систем.

- Стретчинг.

Растягивание, включает в себя комплекс поз, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп. Растяжка улучшает координацию движений и повышает качество выполнения упражнений.

- Хатха-йога.

Состоит главным образом в выполнении асан и статических поз. Особое внимание уделяется здоровью, гибкости и тонусу позвоночника, способствует и работе мозга, помогает концентрации внимания.

  • Подвижные игры.

Применяются в обучении и закреплении учебного материала. Способствуют воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности.

- Промежуточные контрольные срезы.

Антропометрические измерения, тесты, контрольные нормативы.

  • Соревнования.

Участие в соревнованиях и спортивных праздниках.


Формы и методы проведения занятий:

Формы работы: групповая, индивидуальная, парная, фронтальная, дифференцированная.

Используемые методы:

1. Фронтальный: используется в ходе разучивания простых движений, когда занимающиеся способны сразу овладеть показанными упражнениями.

2. Структурный: последовательное разучивание и усвоение движений, соединений, комбинаций.

3. Комбинированный: позволяет сочетать несколько видов физической деятельности, чередуя строго дозированную работу и отдых.

4. Повторный: выполнение упражнений, движений, заданий определенное число раз, соблюдая правильное исходное положение и стремясь к совершенствованию (добиваясь требуемых амплитуды, ритма и характера упражнений).

5. Круговой: работа по кругу над разными видами упражнений, в том числе на снарядами и тренажерах.

6. Игровой: задания, выполняемые с тренировочной целью в игровой форме для снятия эмоционального перенапряжения и увеличения интереса к занятиям.

7. Соревновательный: задания выполняются в виде состязаний с целью увеличения результатов занятий, мобилизации скрытых резервных возможностей повышение мотивации к совершенствованию своих физических данных.

7. Контрольный: самостоятельное контрольное воспроизведение изученных комплексов упражнений с использованием специальной терминологии, показывающее уровень усвоения пройденного материала.

Мониторинг реализации программы

Осмотр перед началом занятий и по окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 месяцев)

Самый объективный показатель оценки сердечно сосудистой системы (из тех, которые можно оценить самостоятельно) - частота сердечных сокращений или частота пульса. Установлено, что максимальной физической работе а, следовательно, и максимальному потреблению кислорода всегда соответствует определённая ЧСС, которая тоже называется максимальной. У здоровых людей она постоянна и зависит в основном от возраста, пола и общей физической подготовке.

Приложение 2.

Литература


  1. Программа для образовательных учреждений «Физическая культура» - М., Мин. Образования РФ, 2002.

  2. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А., Полная энциклопедия лечебной гимнастики / под общ. ред. проф. Евдокимовой Т.А. - СПб.: Сова; М.: Эксмо-Пресс, 2001.

  3. Эллен Карпей, Энциклопедия фитнеса: пер. с англ. М Котельниковой. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

  4. Д.В.Семенихин / Фитнес - это легко! - ЗАО «ОАЗИС-Дизайн». - М., 2007.

  5. Тихомирова И. / Аквафитнес. Тренер вам не нужен! - СПб.: Питер, 2005.

  6. Колесникова С.В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005 - 157 с.

  7. Кириченко С.Н. Оздоровительная аэробика. 10-11 классы: программа, планирование, разработки занятий. - Волгоград: Учитель, 2010. - 95с.

  8. Энциклопедия здоровья : «Фалькен» Германия, пер. с немецкого, 1991.

  9. Гимнастика для вашего здоровья: «Фалькен» Германия, пер. с немецкого, 1991.

  10. Настольная книга учителя физической культуры, под ред профессора Л.Б.Кофмана: М., ФиС, 1998.

  11. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.:ФиС,1986.

  12. Велитченко В.К., Как научиться плавать. - М.: Терра-Спорт, 2000.

  13. Каунсилмен Д.Е., Спортивное плавание: пер с английского - М.:Фис, 1982.

  14. Левин Г., Плавание для малышей / пер. с нем Л.Е.Микулина - М.: Фис, 1979.

  15. Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов.- М.: ФиС, 1974.

  16. Макаренко Л.П., Техника спортивного прлавания. Пособие для тренеров. - М.: Всероссийская федерация плавания, 2000.

  17. Плавание: сб./ сост. Л.П.Макаренко.- М.: ФиС, 1988.

  18. Плавание : учебник для вузов / по общ. Ред. Н.Ж.Булгаковой. - М.:ФиС, 2001.Файзуллин И.Г., Как научить детей плавать.- М.: ДОСААФ, 1996.

  19. Фомин Н.А., Филин В.П., На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам).- М., ФиС, 1986.

  20. Т.И. Осокина. Как научить детей плавать, М.. Просвещение, 1985.

  21. В.С. Васильева, Обучение детей плаванию. - М., ФиС, 1989.

  22. Н.Ж. Булгакова, Плавание. - М., ФиС, 1984.

  23. Физическое воспитание учащихся, подред. В.И.Ляха, Г.Б. Мейксона.- М., Просвещение, 1997.

© 2010-2022