- Преподавателю
- Физкультура
- Планирование Авторская программа Аква-фитнес
Планирование Авторская программа Аква-фитнес
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фатхуллина С.И. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Авторская образовательная программа
«Аква-фитнес»
Пояснительная записка.
Актуальность программы
-
ухудшение состояния здоровья детей и подростков;
-
востребованность программы для данного контингента детей в учреждении дополнительного образования;
-
социальный заказ: кратное увеличение с каждым годом числа желающих заниматься оздоровительной гимнастикой;
-
доступность для детей с разным уровнем физического развития и функциональных возможностей.
Aктуaльной проблемой в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья учащихся, как ценности, а также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями. Программа «Аква-фитнес» - оздоровительная программа. Её отличие от уже имеющихся оздоровительных программ - это комплексное воздействие на физическую подготовку обучающихся в различной среде. Новизна заключается в том, что она включает новые нетрадиционное направления в спорте: шейпинг является эффективным средством для укрепления здоровья; стретчинг, способствует повышению эластичности мышц; аквааэробика, в основе ее лежат физические упражнения выполняемые в воде, систематическое выполнение которых нормализует нервную систему; упражнения йоги основаны на понимании не только физических, но и духовных, нравственных правил усовершенствования личности. Программа поможет поддержать на определенном уровне работу сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем организма занимающихся, расширить кругозор в области физической культуры, и приобрести те умения и навыки, которые помогут развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.
Для занятий в зале предлагаются комплексы физических упражнений, которые развивают двигательную подготовку учащихся и позволяют легко переносить нагрузки и производить широкий круг физических действий, оставаться бодрым и энергичным в течении всего дня. В бассейне, наиболее мягкое из всех аэробных упражнений - плавание. Оно не нагружает костную систему, но тренирует сердечно-сосудистую, укрепляет мышцы и развивает гибкость. Раздел аквааэробика предлагает упражнения, которые за счёт гидростатического давления улучшает кровообращение, активизирует работу почек, стимулируют полноценное снабжение печени молочной кислотой, оказывают эффект массажа. Благодаря воздействию на тело в воде двух противодействующих сил (гравитации и выталкивания) снижается нагрузка на суставы. Добавим к этому эмоциональную радость с общения с водой.
Каждый раздел программы завершают тесты или контрольные испытания, которые являются показателем физической работы. Они дают представление о своих возможностях, о самочувствии, результате двигательной и физической подготовленности на временных промежутках. Программа придерживается двух принципов: постоянства занятий и постепенности наращивания нагрузок. По завершении учебного курса и сдачи определенных нормативов, воспитанникам предоставляется возможность по своему желанию продолжить свое обучение по специализированным направлениям: плавание - программа «Дельфин», аква-аэробика - программа «Аква-фитнес» и фитнес - программа «Фитнес-класс». Выполняя все намеченные требования программы, здоровый образ жизни станет для занимающихся не обязанностью, а нормой.
Цель и задачи.
Цель: - мотивация к здоровому образу жизни учащихся посредством освоения
разнообразных двигательных упражнений и приобретение разносторонней
физической подготовки.
Задачи:
- укрепление здоровья;
- развитие и совершенствование двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты,
гибкости, координационных способностей.
- формирование знаний и практических умений, необходимых для проведений
самостоятельных занятий
- физическое совершенствование личности, создание атмосферы для расширения
функциональных возможностей систем организма и положительных эмоций;
- организация активного отдыха и здорового досуга, привитие интереса к
систематическим физкультурным занятиям;
- воспитание морально-волевых, эстетических качеств.
Особенности организации учебного процесса.
Программный объем занятий в группах разработан на 3 года обучения, и рассчитан на учащихся от 14 до 18 лет.
1 год обучения - для занимающихся 14 - 15 лет - 144часа (4 часа в неделю);
2 год обучения - для занимающихся 15 - 17 лет - на 216 часов (6 часов в неделю);
3 год обучения - для занимающихся 17 - 18 лет - на 216 часов (6 часов в неделю);
На этапе 1 года обучения обучающиеся овладевают базовыми двигательными действиями изучаемых тем, как в зале, так и в воде, узнают общие понятия об оздоровительной физической культуре, основы физиологического воздействия на организм, обучаются технике выполнения упражнений.
На этапе 2 года обучения совершенствуют базовые двигательные действия, исходя от принципа «от простого к сложному», постепенно увеличивая нагрузку, продолжают изучать отдельные нетрадиционные виды спорта, узнают основы составления комплекса упражнений.
На этапе 3 года обучения обучающиеся продолжают совершенствовать ранее изученные упражнения, повышают уровень физической подготовленности, самостоятельно умеют регулировать нагрузку, усложнять упражнения на координацию; умеют составлять комплексы упражнений для самостоятельных занятий или их проведения в группе.
Методическое обеспечение.
Программа предусматривает практическую деятельность: спортивно-прикладные физические упражнения; аэробные упражнения; плавание; игры.
Для выполнения, которой необходим спортивный зал с гимнастическими ковриками гимнастической стенкой, спортивный инвентарь на каждого обучающегося: гантели от 0,5кг - 2кг, скакалка, гимнастический обруч, фитбол, нудлы, гимнастическая палка, резиновый эспандер, эластичная лента, степ-платформа, велотренажер, беговая дорожка и другие по возможности тренажеры, учебно-методическая литература; наглядные пособия: коллекции аудиозаписей, плакаты, схемы, карточки, с описанием комплексов упражнений, альбомы, фотографии, видеоматериалы.
Прогнозируемый результат.
Основной ожидаемый результат реализации программы это:
-
знания в области оздоровительной гимнастики, физической культуры и спорта;
-
повышение уровня общей физической подготовки;
-
улучшение функциональных данных сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
-
формирование и развитие ценностного отношения к своему психическому и физическому здоровью, получение информации по здоровому образу жизни;
-
овладение навыками самостоятельного ведения занятий с соблюдением терминологии.
Двигательные действия и умения:
1 год обучения - выполнять правильно все виды основных движений;
- овладеть базовыми двигательными действиями в классической аэробике,
стретчинга, плавании, аквааэробики;
- выполнять физические упражнения в разном темпе;
- подсчитывать частоту сердечных сокращений;
2 год обучения - выполнять разнообразные комплексы физических упражнений;
- овладеть упражнениями общего воздействия с повышенными
энергозатратами (шейпинг);
- овладеть основными асанами с установкой на выполнение требований
к осанке, удержания заданной позы, регуляции дыхания, концентрации
внимания (хатха-йога);
- самостоятельно регулировать нагрузку физических упражнений;
- активно участвовать в соревнованиях.
3 год обучения - повысить уровень физической подготовленности;
- овладеть правильной техникой двигательных действий в плавании,
аквааэробике, на фитболах, в упражнениях хатха-йоги;
- самостоятельно разрабатывать комплексы физических упражнений;
- самостоятельно проводить занятия с группой.
Способы контроля результа:
Приложение 1
Учебно - тематический план
№
Темы
Всего часов
I
II
III
1.
Основы знaний.
в
процессе
зaнятий
в
процессе
зaнятий
в
процессе
зaнятий
в
процессе
зaнятий
2.
Общая физическая подготовка.
24
24
-
-
3.
Оздоровитeльнaя гимнaстикa.
24
-
24
-
4.
Клaссическaя (бaзовaя) aэробикa.
56
32
24
-
5.
Фитбол-aэробикa.
32
-
-
32
6.
Шейпинг.
56
-
24
32
7.
Стретчинг.
26
8
18
-
8.
Aквa-aэробикa.
110
30
38
42
9.
Плaвaние.
136
30
42
64
10.
Хатха - йога.
50
-
18
32
11.
Подвижные игры.
32
16
16
-
12.
Промежуточные контрольные срезы.
24
6
8
8
13.
Соревновaния.
14
2
4
6
Всего
584
144
216
216
Содержание программы.
- Основы знаний.
- влияние физических упражнений на состояние здоровья;
- гигиенические правила, знание своего организма;
- понятие о оздоровительной гимнастике, физической культуре и спорте;
- профилактика нарушения осанки;
- доврачебная помощь
-
Общая физическая подготовка.
Основная цель этой темы - всесторонне и комплексно воздействовать на организм через физические аэробные упражнения, для подготовки к максимальной работе.
Разработаны комплексы упражнений с предметами (малые и большие мячи, гимнастические палки, гантели, обручи и т.д.) и без предмета.
-
Оздоровительная гимнастика.
Комплекс физических упражнений предусматривает равномерную работу всех мышечных групп, в зависимости от года обучения может изменяться и режим работы (сокращение и увеличение интервалов отдыха, изменение темпа движений и т.д.) Включены в комплекс:
-
упражнения для мышц разгибателей и сгибателей бедра,
-
упражнения для мышц спины,
-
упражнения для ягодичных мышц,
-
упражнения для отводящих мышц бедра,
-
упражнения для прямых и косых мышц живота,
-
упражнения для мышц стопы и голени,
-
упражнения для рук и плечевого пояса.
-
Классическая аэробика.
Аэробная работа повышает тренированность сердечно-сосудистой системы, общую работоспособность и выносливость.
- Шейпинг.
Объединяет в себе упражнения аэробики и атлетической гимнастики. Является эффективным средством для укрепления здоровья и совершенствования телосложения людей различного возраста.
-
Фитбол - аэробика.
Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное - формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
- Плавание.
Обучение и совершенствование техники плавания, спортивных стилей плавания. Развитие общей выносливости (аэробные возможности), быстрота движения, гибкость.
-
Аквааэробика.
Оздоровительная аэробика на воде. Под воздействием на тело гидростатического давления, силы выталкивания и сопротивления увеличивается эффект развития мышечной и сердечно-сосудистой систем.
- Стретчинг.
Растягивание, включает в себя комплекс поз, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп. Растяжка улучшает координацию движений и повышает качество выполнения упражнений.
- Хатха-йога.
Состоит главным образом в выполнении асан и статических поз. Особое внимание уделяется здоровью, гибкости и тонусу позвоночника, способствует и работе мозга, помогает концентрации внимания.
-
Подвижные игры.
Применяются в обучении и закреплении учебного материала. Способствуют воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности.
- Промежуточные контрольные срезы.
Антропометрические измерения, тесты, контрольные нормативы.
-
Соревнования.
Участие в соревнованиях и спортивных праздниках.
Формы и методы проведения занятий:
Формы работы: групповая, индивидуальная, парная, фронтальная, дифференцированная.
Используемые методы:
1. Фронтальный: используется в ходе разучивания простых движений, когда занимающиеся способны сразу овладеть показанными упражнениями.
2. Структурный: последовательное разучивание и усвоение движений, соединений, комбинаций.
3. Комбинированный: позволяет сочетать несколько видов физической деятельности, чередуя строго дозированную работу и отдых.
4. Повторный: выполнение упражнений, движений, заданий определенное число раз, соблюдая правильное исходное положение и стремясь к совершенствованию (добиваясь требуемых амплитуды, ритма и характера упражнений).
5. Круговой: работа по кругу над разными видами упражнений, в том числе на снарядами и тренажерах.
6. Игровой: задания, выполняемые с тренировочной целью в игровой форме для снятия эмоционального перенапряжения и увеличения интереса к занятиям.
7. Соревновательный: задания выполняются в виде состязаний с целью увеличения результатов занятий, мобилизации скрытых резервных возможностей повышение мотивации к совершенствованию своих физических данных.
7. Контрольный: самостоятельное контрольное воспроизведение изученных комплексов упражнений с использованием специальной терминологии, показывающее уровень усвоения пройденного материала.
Мониторинг реализации программы
Осмотр перед началом занятий и по окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 месяцев)
Самый объективный показатель оценки сердечно сосудистой системы (из тех, которые можно оценить самостоятельно) - частота сердечных сокращений или частота пульса. Установлено, что максимальной физической работе а, следовательно, и максимальному потреблению кислорода всегда соответствует определённая ЧСС, которая тоже называется максимальной. У здоровых людей она постоянна и зависит в основном от возраста, пола и общей физической подготовке.
Приложение 2.
Литература
-
Программа для образовательных учреждений «Физическая культура» - М., Мин. Образования РФ, 2002.
-
Милюкова И.В., Евдокимова Т.А., Полная энциклопедия лечебной гимнастики / под общ. ред. проф. Евдокимовой Т.А. - СПб.: Сова; М.: Эксмо-Пресс, 2001.
-
Эллен Карпей, Энциклопедия фитнеса: пер. с англ. М Котельниковой. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
-
Д.В.Семенихин / Фитнес - это легко! - ЗАО «ОАЗИС-Дизайн». - М., 2007.
-
Тихомирова И. / Аквафитнес. Тренер вам не нужен! - СПб.: Питер, 2005.
-
Колесникова С.В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005 - 157 с.
-
Кириченко С.Н. Оздоровительная аэробика. 10-11 классы: программа, планирование, разработки занятий. - Волгоград: Учитель, 2010. - 95с.
-
Энциклопедия здоровья : «Фалькен» Германия, пер. с немецкого, 1991.
-
Гимнастика для вашего здоровья: «Фалькен» Германия, пер. с немецкого, 1991.
-
Настольная книга учителя физической культуры, под ред профессора Л.Б.Кофмана: М., ФиС, 1998.
-
Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.:ФиС,1986.
-
Велитченко В.К., Как научиться плавать. - М.: Терра-Спорт, 2000.
-
Каунсилмен Д.Е., Спортивное плавание: пер с английского - М.:Фис, 1982.
-
Левин Г., Плавание для малышей / пер. с нем Л.Е.Микулина - М.: Фис, 1979.
-
Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов.- М.: ФиС, 1974.
-
Макаренко Л.П., Техника спортивного прлавания. Пособие для тренеров. - М.: Всероссийская федерация плавания, 2000.
-
Плавание: сб./ сост. Л.П.Макаренко.- М.: ФиС, 1988.
-
Плавание : учебник для вузов / по общ. Ред. Н.Ж.Булгаковой. - М.:ФиС, 2001.Файзуллин И.Г., Как научить детей плавать.- М.: ДОСААФ, 1996.
-
Фомин Н.А., Филин В.П., На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам).- М., ФиС, 1986.
-
Т.И. Осокина. Как научить детей плавать, М.. Просвещение, 1985.
-
В.С. Васильева, Обучение детей плаванию. - М., ФиС, 1989.
-
Н.Ж. Булгакова, Плавание. - М., ФиС, 1984.
-
Физическое воспитание учащихся, подред. В.И.Ляха, Г.Б. Мейксона.- М., Просвещение, 1997.