- Преподавателю
- Физкультура
- Программа курса «Детские подвижные игры, игры народов Севера» в рамках внеурочной деятельности
Программа курса «Детские подвижные игры, игры народов Севера» в рамках внеурочной деятельности
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кравченко Н.П. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа курса «Детские подвижные игры, игры народов Севера»
в рамках внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них - жизненная потребность, средство всестороннего развития. Игра доставляет детям удовольствие и радость.
Детские игры переходят из поколения в поколение и имеют не меньшее значение, чем сказки, песни, пословицы. Народные обычаи, древние ритуалы, суеверия продолжают жить в играх детей.
За национальным характером игры кроется культурное богатство, традиции каждого народа. Содержание многих игр может рассказать о быте и религии, трудовой деятельности людей, живущих в разных уголках Земли. Подвижные игры, являясь прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма, доставляют им много радости и веселья. Ценность подвижных игр не только в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, но и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях, игровых ситуациях. Это в значительной мере способствует совершенствованию двигательных навыков, развитию координации движений детей, ориентированию их в пространстве и, кроме того, воспитанию активности и самостоятельности.
Опыт проживания народов Севера в суровых климатических условиях ,способствовал выработке уникальных и эффективных средств физического воспитания подрастающего поколения - игр, состязаний.
Данная программа имеет эстетическую направленность. Программа предполагает расширенное знакомство с историей и традициями, играми, состязаниями Народов Севера. Народы Севера на основе жизненной практики выявили большую воспитательную, оздоровительную, образовательную силу игр, состязаний, как комплекс средств психологического, педагогического и физического воздействия.
Актуальность программы:
За последние сто лет уровень физической нагрузки на одного жителя земли уменьшился в сто раз. Дети больше времени ведут малоподвижный образ жизни. У многих детей пропал интерес к физическим упражнения и спорту. Через проведение игр, состязаний, незаметно появляется интерес.
По определению современных исследователей, игра - это свободная, интересная, доставляющая удовольствие в самом процессе, целенаправленная активная деятельность, удовлетворяющая потребности детей и затрагивающая существенные стороны развития ребенка, развитие его сознания. С помощью игр ребенок общается с внешним миром, познает его, выявляет причинно следственные связи. Игры развивают фантазию и творчество. Игры детей и взрослых - важнейшая часть человеческой культуры, мост, связывающий поколения. Игры имеют важнейшее значение в оздоровление и воспитания детей. Только всесторонне развитый человек может выполнять свое назначение в семье и государстве.
Цель программы:
Познакомить детей с играми, состязаниями, традициями Народов Север (Ханты-манси) и с играми других народов.
Задачи:
- воспитание нравственных и эстетических качеств личности;
- укрепление здоровья, закаливание организма, достижение всестороннего физического развития;
- развитие жизненно важных, умений, навыков двигательных способностей.
Программа предусматривает передачу накопленных знаний об окружающей природной среде и ее богатствах. Воспитание настоящего хозяина тайги и тундры. Применение для укрепления здоровья естественные факторы закаливания (воздух, снег, солнце).
Подвижные игры в зависимости от погодных условий проводятся как на воздухе , так и в помещении.
Прогнозируемый результат реализации программы:
-обучающие должны знать правила и нормы поведения в физкультурной и игровой деятельности;
-уметь применять полученные знания во время активного отдыха, на переменах, дома;
-соблюдать безопасность при проведении подвижных игр.
Список рекомендуемой литературы.
Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального образования в области «Физическая культура».
Приказ №230 от 18.06.99. Главного Управления по общему и профессиональному образованию «О внедрении регионального компонента в образовательных учреждениях округа»
Синявский Н.И., Власов В.В., Фынтынэ О.А. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера.
Учебно - методическое пособие. - Ханты - Мансийск: Изд - во «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2003. - 83 с. «Игры на свежем воздухе».(Автор составитель Дмитриев В.Н.).
Детские подвижные игры.(составитель: доцент Новосибирского пединститута В.И.Грижков.)
Приложение к программе по физической культуре.
2 класс.
№
Дата занятий
Кол-во часов
Раздел программы/тема занятий
Требования
Формы занятий
Раздел 1. «Основы знаний по региональному компоненту»
1
1
Физическая культура народов Севера. Разучивание игры «День, ночь».
Познакомить с физической культурой Севера, правилами поведения во время игры.
Урок беседа.
2
1
Знакомство с промысловой деятельностью в игре «Охота на песцов».
Помнить правила игры.
Познакомить с профессией охотника.
Урок - игра- беседа.
3
1
Традиционные средства закаливания. Разучивание игры «На ощупь».
Соблюдать правила игры. Познакомить с традиционными средствами закаливания.
Урок - игра - беседа.
4
1
Разучивание игры «Ручейки и озера».
Соблюдать правила игры.
Урок - игра.
5
1
Разучивание игры «Быстрая лягушка».
Познакомить с правилами игры.
Урок-игра.
6
1
Повадки птиц и животных в игре «Сова и евражки».
Соблюдать правила поведения в игровой деятельности.
Урок ознакомление.
7
1
Растительный мир тайги в игре «Собери ягоды».
Познакомить с растительным миром тайги, разучить игру.
Урок ознакомление.
8
1
Навыки охотника в игре «Лисья тропа».
Познакомить с деятельностью охотников, соблюдать правила в игре.
Закрепление нового материала.
9
1
Природные условия Севера в игре «Солнце».
Знать и выполнять игровые действия.
Урок игра.
10
1
Мифы и легенды в игре «Болотная женщина».
Познакомить с мифами и легендами Севера. Разучить игру.
Изучение нового материала.
11
1
Животный и растительный мир тундры и тайги в игре «Запомни название»
Закрепить знания животного и растительного мира в игре, познакомить с правилами игры.
Урок игра.
12
1
Промысловая деятельность в игре «Охота на песцов»
Познакомить с промысловой деятельностью хантов. Соблюдать правила игры.
Ознакомление с новым материалом.
13
1
Повадки животных в игре «Важенка и оленята»
Закрепить правила о повадках животных, соблюдать правила поведения в игровой деятельности.
Закрепление изученного материала.
14
1
Повадки птиц в игре «Утята и сеть»
Разучить правила игры. Активно выполнять игровые действия.
Урок игра.
15
1
Состязание в силе рук
Соблюдать правила состязания.
Урок-соревнование.
16
1
Повадки животных в игре «Хитрый соболь».
Познакомить с повадками соболя в лесу.
Урок-игра.
17
1
Разучивание игры «Скопируй позы»
Воспроизведение поз по показу.
Урок - игра
18
1
Проведение игр по выбору детей.
Соблюдение техники безопасности во время игровой деятельности.
Урок - игра.
19
1
Разучивание игры «Тир на снегу».
Развитие меткости.
Урок игра.
20
1
Разучивание игры «Бездомный заяц».
Соблюдать правила игры.
Урок игра.
21
1
Разучивание игры «Быстрый олень».
Соблюдать правила игры.
Изучение нового материала.
22
1
Разучивание игры «На ощупь».
Быть внимательным, развивать чувствительность пальцев.
Урок -игра.
23
1
Разучивание игры «Повтори быстро».
Соблюдать правила игры.
Урок- игра.
24
1
Игра «Снежный тир», «Важенка и оленята».
Повторить правила игры.
Урок-соревнование.
25
1
Основные правила ловли рыбы в игре «Рыбачек и рыбки».
Познакомить с правилами ловли рыбы на основе игры.
Изучение нового материала.
26
1
Разучивание игры «Заяц и волк ».
Соблюдать правила игры.
Урок- игра.
27
1
Разучивание игры «Догонялки».
Соблюдать правила игры.
Урок- игра.
28
1
Разучивание игры «Смена мест».
Соблюдать технику безопасности во время передвижения.
Урок- игра.
29
Разучивание игры «Звери и птицы».
Точно воспроизводить движения.
Урок-игра.
30
1
Разучивание игры «Развивай глазомер».
Постараться в шагах определить расстояние .
Урок-соревнование.
31
1
Игра «Догонялки», «Быстрый олень ».
Соблюдать технику безопасности во время игры.
Урок-игра.
32
1
Повадки животных в игре « Хитрая лиса».
Соблюдать правила игры.
Изучение нового материала.
33
1
Игра «Рыбачек и рыбки», «Догонялки».
Соблюдать технику безопасности во время игры.
Урок -игра.
34
1
Спортивно- познавательная игра: «В гости к Северянам».
Соблюдать технику безопасности во время игры.
Урок- игра.
Приложение к программе по физической культуре.
3 класс.
№
Дата занятий
Кол-во часов
Раздел программы/тема занятий
Требования
Формы занятий
Раздел 1 «Основы знаний по региональному компоненту»
1
1
Физическая культура народов Севера. Разучивание игры «Развивай глазомер».
Познакомить с физической культурой Севера и правилами поведения.
Урок - беседа - игра.
2
1
Роль занятий физическими упражнениями в подготовке к промысловой деятельности.
Познакомить с ролью занятиями физическими упражнениями в подготовке к промысловой деятельности.
Урок - беседа.
3
1
Классификация физических упражнений по видам спорта (состязания, игры.)
Познакомить с классификацией физических упражнений по видам спорта (состязания, игры.)
Урок - беседа.
Раздел 2 «Подвижные игры и состязания народов Севера».
4
1
Повадки животных в игре «Важенка и оленята».
Познакомить с правилами поведения в игровой деятельности.
Изучение нового материала
5
1
Природные условия Севера в игре «Воздух, вода, земля, ветер».
Разучить правила игры, быстро принимать решения.
Изучение нового материала
6
1
Повадки животных в игре «Медведь и ягодники».
Соблюдать технику безопасности во время игровой деятельности.
Урок - игра.
7
1
Фауна и флора Севера в игре «Тайга-болото-озеро».
Познакомить с флорой и фауной Севера. Соблюдать правила игры.
Урок - ознакомление.
8
1
Мифы и легенды в игре «Болотная женщина».
Познакомить с мифами и легендами народов Севера, разучить считалки.
Изучение нового материала.
9
1
Природные условия Севера в игре «Солнце».
Соблюдать правила поведения в игровой деятельности.
Урок -игра.
10
1
Состязание в силе рук.
Соблюдать правила в состязании, добиваться достижения цели.
Урок -соревнования.
11
1
Животный и растительный мир в игре «Куропатки и ягодки».
Познакомить с животным и растительным миром Севера. Выполнять все требования игры.
Урок - игра.
12
1
Промысловая деятельность охотника в игре «Погоня за зверем».
Познакомить с промысловой деятельностью хантов. Разучить правила игры.
Ознакомление с новым материалом.
13
1
Повадки птиц и животных в игре «Полярная сова и евражки».
Познакомить с повадками птиц Севера, соблюдать все условия игры.
Изучение нового материала.
14
1
Животный и растительный мир тундры и тайги в игре «Запомни название».
Запомнить расположение предметов, соблюдать правила игры.
Урок - игра.
15
1
Повадки птиц в игре «Звери и птицы».
Знать правила, активно выполнять игровые действия.
Урок- игра.
16
1
Животный и растительный мир тайги, тундры в игре «Увидел, услышал - запомни».
Закрепить знания о растительном и
животном мире тундры и тайги. Познакомить с правилами игры.
Закрепление нового материала.
17
1
Повадки птиц в игре «Утята и сеть».
Разучить правила игры. Активно выполнять игровые действия.
Урок игра.
18
1
Игры по выбору детей.
Соблюдать технику безопасности, правила поведения в игровой деятельности.
19
1
Разучивание игры «Ручейки и озёра».
Запомнить правила игры.
Урок-игра.
20
1
Разучивание игры «Четыре стихии».
Выполнять условия игры.
Урок-игра.
21
1
Разучивание игры «Тир на снегу».
Развивать меткость.
Урок-соревнование.
22
1
Разучивание игры «Быстрый олень».
Соблюдать правила игры.
Урок-игра.
23
1
Разучивание игры «Собери ягоды».
Соблюдать правила игры.
Урок-игра.
24
1
Игра «Снежный тир», «Быстрый олень».
Соблюдать технику безопасности во время игры.
Урок-игра.
25
1
Разучивание игры «Бездомный заяц».
Соблюдать правила игры.
Урок-игра.
26
1
Разучивание игры «Оленьи прыжки».
Соблюдать технику безопасности во время прыжков.
Урок-соревнование.
27
1
Разучивание игры «Отбивка оленей».
Соблюдать правила игры.
Урок-игра.
28
1
Разучивание игры «Лягушка и цапля».
Соблюдать технику безопасности во время прыжков.
Урок-игра.
29
1
Повторение игры «Быстрый олень», «Бездомный заяц».
Соблюдать правила игры.
Урок-игра.
30
1
Разучивание игры «Муравейник».
Соблюдать технику безопасности во время игры.
Урок- игра.
31
1
Разучивание игры «Звери и птицы».
Точно воспроизводить движения.
Урок-игра.
32
1
Повторение игры «Развивай глазомер», «Быстрая лягушка».
Определить расстояния в шагах.
Урок-соревнование.
33
1
Игры по выбору детей.
Соблюдать технику безопасности при проведению игр.
Урок- игра.
34
1
Познавательно-спортивная игра: «В
гостях у северян».
Соблюдать технику безопасности.
Урок-игра.
Приложение к программе по физической культуре.
4 класс.
№
Дата занятий
Кол-во часов
Раздел программы/тема занятий
Требования
Формы занятий
Раздел 1 «Основы знаний по региональному компоненту» .
1
1
Физическая культура народов Севера. Разучивание игры «День, ночь».
Познакомить с физической культурой Севера, соблюдать правила игры.
Урок - беседа -игра.
2
1
Национальная борьба. Разучивание игры «Ручейки и озера».
Познакомить с правилами национальной борьбы.
Урок беседа-игра.
3
1
Традиционные средства закаливания. Разучивание игры «Алфавит вокруг нас».
Познакомить с традиционными средствами закаливания народов ханты.
Изучение нового материала.
Раздел 2 «Подвижные игры и состязания народов Севера».
4
1
Основные принципы ловли рыбы в игре «Рыбачек и рыбки.
Познакомить с правилами ловли рыбы на основе хантыйской игры.
Изучение нового материала
5
1
Разучивание игры «Охота на куропаток».
Соблюдать правила игры.
Изучение нового материала
6
1
Промысловая деятельность в игре «Охота на песцов»
Познакомить с промысловой деятельностью хантов. Разучить правила игры.
Урок ознакомление.
7
1
Фауна и флора Севера в игре «Тайга».
Познакомить с флорой и фауной Севера. Соблюдать правила игры.
Урок -ознакомление.
8
1
Растительный животный мир в игре «Запомни названия».
Закрепить знания растительного и животного мира в игре. Запомнить правила.
Закрепление нового материала.
9
1
Природные условия Севера в игре «Солнце».
Знать правила, активно выполнять игровые действия.
Урок - игра.
10
1
«Сильная схватка» -проведение состязаний.
Соблюдать правила в состязании. Научится работать в паре.
Урок -соревнования.
11
1
Животный и растительный мир в игре «Куропатки и ягодки».
Соблюдать правила игры.
Урок - игра.
12
1
Повадки птиц в игре «Скачки и стерха».
Познакомить с повадками птиц Севера. Соблюдать правила игры.
Ознакомление с новым материалом.
13
1
Навыки оленеводов в игре «Оленьи упряжки».
Познакомить с условиями жизни оленеводов. Разучить правила игры.
Изучение нового материала.
14
1
Повадки животных в игре «Хитрый соболь».
Запомнить расположение предметов, соблюдать правила игры.
Уро - игра.
15
1
Животный и растительный мир тайги, тундры в игре «Увидел, услышал - запомни».
Закрепить знания о растительном и животном мире тундры и тайги. Познакомить с правилами игры.
Закрепление нового материала.
16
1
Проведение состязаний в силе рук.
Соблюдение техники безопасности во время соревнований.
Урок -соревнования.
17
1
Повадки животных в игре «Медведь и ягодники».
Соблюдение техники безопасности в игровой деятельности.
Урок-игра.
18
1
Игры по выбору детей.
Соблюдение правил игры.
Урок-игра.
19
1
Разучивание игры «Ручейки и озёра».
Запомнить правила игры.
Урок-игра.
20
1
Разучивание игры «Четыре стихии».
Выполнять условия игры.
Урок-игра.
21
1
Разучивание игры «Тир на снегу».
Развивать меткость.
Урок-соревнование.
22
1
Разучивание игры «Быстрый олень».
Соблюдать правила игры.
Урок-игра.
23
1
Разучивание игры «Собери ягоды».
Соблюдать правила игры.
Урок-игра.
24
1
Игра «Снежный тир», «Быстрый олень».
Соблюдать технику безопасности во время игры.
Урок-игра.
25
1
Разучивание игры «Бездомный заяц».
Соблюдать правила игры.
Урок-игра.
26
1
Разучивание игры «Оленьи прыжки».
Соблюдать технику безопасности во время прыжков.
Урок-соревнование.
27
1
Разучивание игры «Отбивка оленей».
Соблюдать правила игры.
Урок-игра.
28
1
Разучивание игры «Лягушка и цапля».
Соблюдать технику безопасности во время прыжков.
Урок-игра.
29
1
Повторение игры «Быстрый олень»,
«Бездомный заяц».
Соблюдать правила игры.
Урок-игра.
30
1
Повторение игры «Догонялки», «Смена мест».
Соблюдать технику безопасности во время игры.
Урок- игра.
31
1
Разучивание игры «Звери и птицы».
Точно воспроизводить движения.
Урок-игра.
32
1
Повторение игры «Развивай глазомер», «Быстрая лягушка».
Определить расстояния в шагах.
Урок-соревнование.
33
1
Разучивание игры «Олень в корале».
Соблюдать технику безопасности во время игры.
Урок-игра.
34
1
Познавательно - спортивная игра «В гости к северянам».
Соблюдать технику безопасности во время игры.
Урок- игра.