Программа курса «Детские подвижные игры, игры народов Севера» в рамках внеурочной деятельности

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа курса «Детские подвижные игры, игры народов Севера»

в рамках внеурочной деятельности


Пояснительная записка

Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них - жизненная потребность, средство всестороннего развития. Игра доставляет детям удовольствие и радость.

Детские игры переходят из поколения в поколение и имеют не меньшее значение, чем сказки, песни, пословицы. Народные обычаи, древние ритуалы, суеверия продолжают жить в играх детей.

За национальным характером игры кроется культурное богатство, традиции каждого народа. Содержание многих игр может рассказать о быте и религии, трудовой деятельности людей, живущих в разных уголках Земли. Подвижные игры, являясь прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма, доставляют им много радости и веселья. Ценность подвижных игр не только в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, но и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях, игровых ситуациях. Это в значительной мере способствует совершенствованию двигательных навыков, развитию координации движений детей, ориентированию их в пространстве и, кроме того, воспитанию активности и самостоятельности.

Опыт проживания народов Севера в суровых климатических условиях ,способствовал выработке уникальных и эффективных средств физического воспитания подрастающего поколения - игр, состязаний.

Данная программа имеет эстетическую направленность. Программа предполагает расширенное знакомство с историей и традициями, играми, состязаниями Народов Севера. Народы Севера на основе жизненной практики выявили большую воспитательную, оздоровительную, образовательную силу игр, состязаний, как комплекс средств психологического, педагогического и физического воздействия.

Актуальность программы:

За последние сто лет уровень физической нагрузки на одного жителя земли уменьшился в сто раз. Дети больше времени ведут малоподвижный образ жизни. У многих детей пропал интерес к физическим упражнения и спорту. Через проведение игр, состязаний, незаметно появляется интерес.

По определению современных исследователей, игра - это свободная, интересная, доставляющая удовольствие в самом процессе, целенаправленная активная деятельность, удовлетворяющая потребности детей и затрагивающая существенные стороны развития ребенка, развитие его сознания. С помощью игр ребенок общается с внешним миром, познает его, выявляет причинно следственные связи. Игры развивают фантазию и творчество. Игры детей и взрослых - важнейшая часть человеческой культуры, мост, связывающий поколения. Игры имеют важнейшее значение в оздоровление и воспитания детей. Только всесторонне развитый человек может выполнять свое назначение в семье и государстве.

Цель программы:

Познакомить детей с играми, состязаниями, традициями Народов Север (Ханты-манси) и с играми других народов.

Задачи:

- воспитание нравственных и эстетических качеств личности;

- укрепление здоровья, закаливание организма, достижение всестороннего физического развития;

- развитие жизненно важных, умений, навыков двигательных способностей.

Программа предусматривает передачу накопленных знаний об окружающей природной среде и ее богатствах. Воспитание настоящего хозяина тайги и тундры. Применение для укрепления здоровья естественные факторы закаливания (воздух, снег, солнце).

Подвижные игры в зависимости от погодных условий проводятся как на воздухе , так и в помещении.

Прогнозируемый результат реализации программы:

-обучающие должны знать правила и нормы поведения в физкультурной и игровой деятельности;

-уметь применять полученные знания во время активного отдыха, на переменах, дома;

-соблюдать безопасность при проведении подвижных игр.

Список рекомендуемой литературы.

Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального образования в области «Физическая культура».

Приказ №230 от 18.06.99. Главного Управления по общему и профессиональному образованию «О внедрении регионального компонента в образовательных учреждениях округа»

Синявский Н.И., Власов В.В., Фынтынэ О.А. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера.

Учебно - методическое пособие. - Ханты - Мансийск: Изд - во «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2003. - 83 с. «Игры на свежем воздухе».(Автор составитель Дмитриев В.Н.).

Детские подвижные игры.(составитель: доцент Новосибирского пединститута В.И.Грижков.)






Приложение к программе по физической культуре.


2 класс.

Дата занятий

Кол-во часов

Раздел программы/тема занятий

Требования

Формы занятий

Раздел 1. «Основы знаний по региональному компоненту»

1


1

Физическая культура народов Севера. Разучивание игры «День, ночь».

Познакомить с физической культурой Севера, правилами поведения во время игры.

Урок беседа.

2

1

Знакомство с промысловой деятельностью в игре «Охота на песцов».

Помнить правила игры.

Познакомить с профессией охотника.

Урок - игра- беседа.

3

1

Традиционные средства закаливания. Разучивание игры «На ощупь».

Соблюдать правила игры. Познакомить с традиционными средствами закаливания.

Урок - игра - беседа.

4

1

Разучивание игры «Ручейки и озера».

Соблюдать правила игры.

Урок - игра.

5


1

Разучивание игры «Быстрая лягушка».

Познакомить с правилами игры.

Урок-игра.

6


1

Повадки птиц и животных в игре «Сова и евражки».

Соблюдать правила поведения в игровой деятельности.

Урок ознакомление.

7

1

Растительный мир тайги в игре «Собери ягоды».

Познакомить с растительным миром тайги, разучить игру.

Урок ознакомление.

8

1

Навыки охотника в игре «Лисья тропа».

Познакомить с деятельностью охотников, соблюдать правила в игре.

Закрепление нового материала.

9

1

Природные условия Севера в игре «Солнце».

Знать и выполнять игровые действия.

Урок игра.

10

1

Мифы и легенды в игре «Болотная женщина».

Познакомить с мифами и легендами Севера. Разучить игру.

Изучение нового материала.

11

1

Животный и растительный мир тундры и тайги в игре «Запомни название»

Закрепить знания животного и растительного мира в игре, познакомить с правилами игры.

Урок игра.

12

1

Промысловая деятельность в игре «Охота на песцов»

Познакомить с промысловой деятельностью хантов. Соблюдать правила игры.

Ознакомление с новым материалом.

13

1

Повадки животных в игре «Важенка и оленята»

Закрепить правила о повадках животных, соблюдать правила поведения в игровой деятельности.

Закрепление изученного материала.

14

1

Повадки птиц в игре «Утята и сеть»

Разучить правила игры. Активно выполнять игровые действия.

Урок игра.

15

1

Состязание в силе рук

Соблюдать правила состязания.

Урок-соревнование.

16


1

Повадки животных в игре «Хитрый соболь».

Познакомить с повадками соболя в лесу.

Урок-игра.

17





1



Разучивание игры «Скопируй позы»


Воспроизведение поз по показу.



Урок - игра


18






1


Проведение игр по выбору детей.

Соблюдение техники безопасности во время игровой деятельности.


Урок - игра.


19






1


Разучивание игры «Тир на снегу».


Развитие меткости.


Урок игра.


20




1

Разучивание игры «Бездомный заяц».

Соблюдать правила игры.


Урок игра.

21


1


Разучивание игры «Быстрый олень».


Соблюдать правила игры.


Изучение нового материала.

22


1


Разучивание игры «На ощупь».


Быть внимательным, развивать чувствительность пальцев.


Урок -игра.

23


1


Разучивание игры «Повтори быстро».


Соблюдать правила игры.


Урок- игра.

24


1


Игра «Снежный тир», «Важенка и оленята».


Повторить правила игры.

Урок-соревнование.

25


1


Основные правила ловли рыбы в игре «Рыбачек и рыбки».


Познакомить с правилами ловли рыбы на основе игры.


Изучение нового материала.

26


1


Разучивание игры «Заяц и волк ».


Соблюдать правила игры.


Урок- игра.

27


1


Разучивание игры «Догонялки».


Соблюдать правила игры.


Урок- игра.

28


1


Разучивание игры «Смена мест».


Соблюдать технику безопасности во время передвижения.


Урок- игра.

29



Разучивание игры «Звери и птицы».

Точно воспроизводить движения.

Урок-игра.

30


1

Разучивание игры «Развивай глазомер».

Постараться в шагах определить расстояние .

Урок-соревнование.

31


1


Игра «Догонялки», «Быстрый олень ».


Соблюдать технику безопасности во время игры.


Урок-игра.

32


1


Повадки животных в игре « Хитрая лиса».


Соблюдать правила игры.


Изучение нового материала.

33


1


Игра «Рыбачек и рыбки», «Догонялки».


Соблюдать технику безопасности во время игры.


Урок -игра.

34


1

Спортивно- познавательная игра: «В гости к Северянам».

Соблюдать технику безопасности во время игры.

Урок- игра.








Приложение к программе по физической культуре.


3 класс.

Дата занятий

Кол-во часов

Раздел программы/тема занятий

Требования

Формы занятий

Раздел 1 «Основы знаний по региональному компоненту»

1


1

Физическая культура народов Севера. Разучивание игры «Развивай глазомер».

Познакомить с физической культурой Севера и правилами поведения.

Урок - беседа - игра.

2

1

Роль занятий физическими упражнениями в подготовке к промысловой деятельности.

Познакомить с ролью занятиями физическими упражнениями в подготовке к промысловой деятельности.

Урок - беседа.

3

1

Классификация физических упражнений по видам спорта (состязания, игры.)

Познакомить с классификацией физических упражнений по видам спорта (состязания, игры.)

Урок - беседа.

Раздел 2 «Подвижные игры и состязания народов Севера».

4

1

Повадки животных в игре «Важенка и оленята».

Познакомить с правилами поведения в игровой деятельности.

Изучение нового материала

5


1

Природные условия Севера в игре «Воздух, вода, земля, ветер».

Разучить правила игры, быстро принимать решения.

Изучение нового материала

6


1

Повадки животных в игре «Медведь и ягодники».

Соблюдать технику безопасности во время игровой деятельности.

Урок - игра.

7


1

Фауна и флора Севера в игре «Тайга-болото-озеро».

Познакомить с флорой и фауной Севера. Соблюдать правила игры.

Урок - ознакомление.

8


1

Мифы и легенды в игре «Болотная женщина».

Познакомить с мифами и легендами народов Севера, разучить считалки.

Изучение нового материала.

9


1

Природные условия Севера в игре «Солнце».

Соблюдать правила поведения в игровой деятельности.

Урок -игра.

10


1

Состязание в силе рук.

Соблюдать правила в состязании, добиваться достижения цели.

Урок -соревнования.

11


1

Животный и растительный мир в игре «Куропатки и ягодки».

Познакомить с животным и растительным миром Севера. Выполнять все требования игры.

Урок - игра.

12


1

Промысловая деятельность охотника в игре «Погоня за зверем».

Познакомить с промысловой деятельностью хантов. Разучить правила игры.

Ознакомление с новым материалом.

13


1

Повадки птиц и животных в игре «Полярная сова и евражки».

Познакомить с повадками птиц Севера, соблюдать все условия игры.

Изучение нового материала.

14


1

Животный и растительный мир тундры и тайги в игре «Запомни название».

Запомнить расположение предметов, соблюдать правила игры.

Урок - игра.

15


1

Повадки птиц в игре «Звери и птицы».

Знать правила, активно выполнять игровые действия.

Урок- игра.

16

1

Животный и растительный мир тайги, тундры в игре «Увидел, услышал - запомни».

Закрепить знания о растительном и

животном мире тундры и тайги. Познакомить с правилами игры.

Закрепление нового материала.

17


1

Повадки птиц в игре «Утята и сеть».


Разучить правила игры. Активно выполнять игровые действия.

Урок игра.

18


1


Игры по выбору детей.

Соблюдать технику безопасности, правила поведения в игровой деятельности.


19

1

Разучивание игры «Ручейки и озёра».

Запомнить правила игры.

Урок-игра.

20

1

Разучивание игры «Четыре стихии».

Выполнять условия игры.

Урок-игра.

21

1

Разучивание игры «Тир на снегу».

Развивать меткость.

Урок-соревнование.

22

1

Разучивание игры «Быстрый олень».

Соблюдать правила игры.

Урок-игра.

23

1

Разучивание игры «Собери ягоды».

Соблюдать правила игры.

Урок-игра.

24

1

Игра «Снежный тир», «Быстрый олень».

Соблюдать технику безопасности во время игры.

Урок-игра.

25

1

Разучивание игры «Бездомный заяц».

Соблюдать правила игры.

Урок-игра.

26

1

Разучивание игры «Оленьи прыжки».

Соблюдать технику безопасности во время прыжков.

Урок-соревнование.

27

1

Разучивание игры «Отбивка оленей».

Соблюдать правила игры.

Урок-игра.

28

1

Разучивание игры «Лягушка и цапля».

Соблюдать технику безопасности во время прыжков.

Урок-игра.

29

1

Повторение игры «Быстрый олень», «Бездомный заяц».

Соблюдать правила игры.

Урок-игра.

30

1

Разучивание игры «Муравейник».

Соблюдать технику безопасности во время игры.

Урок- игра.

31

1

Разучивание игры «Звери и птицы».

Точно воспроизводить движения.

Урок-игра.

32

1

Повторение игры «Развивай глазомер», «Быстрая лягушка».

Определить расстояния в шагах.

Урок-соревнование.

33

1

Игры по выбору детей.

Соблюдать технику безопасности при проведению игр.

Урок- игра.

34

1

Познавательно-спортивная игра: «В

гостях у северян».

Соблюдать технику безопасности.

Урок-игра.





Приложение к программе по физической культуре.


4 класс.

Дата занятий

Кол-во часов

Раздел программы/тема занятий

Требования

Формы занятий

Раздел 1 «Основы знаний по региональному компоненту» .

1


1

Физическая культура народов Севера. Разучивание игры «День, ночь».

Познакомить с физической культурой Севера, соблюдать правила игры.

Урок - беседа -игра.

2


1

Национальная борьба. Разучивание игры «Ручейки и озера».

Познакомить с правилами национальной борьбы.

Урок беседа-игра.

3


1

Традиционные средства закаливания. Разучивание игры «Алфавит вокруг нас».

Познакомить с традиционными средствами закаливания народов ханты.

Изучение нового материала.

Раздел 2 «Подвижные игры и состязания народов Севера».

4


1

Основные принципы ловли рыбы в игре «Рыбачек и рыбки.

Познакомить с правилами ловли рыбы на основе хантыйской игры.

Изучение нового материала

5


1

Разучивание игры «Охота на куропаток».

Соблюдать правила игры.

Изучение нового материала

6


1

Промысловая деятельность в игре «Охота на песцов»

Познакомить с промысловой деятельностью хантов. Разучить правила игры.

Урок ознакомление.

7


1

Фауна и флора Севера в игре «Тайга».

Познакомить с флорой и фауной Севера. Соблюдать правила игры.

Урок -ознакомление.

8

1

Растительный животный мир в игре «Запомни названия».

Закрепить знания растительного и животного мира в игре. Запомнить правила.

Закрепление нового материала.

9

1

Природные условия Севера в игре «Солнце».

Знать правила, активно выполнять игровые действия.

Урок - игра.

10

1

«Сильная схватка» -проведение состязаний.

Соблюдать правила в состязании. Научится работать в паре.

Урок -соревнования.

11

1

Животный и растительный мир в игре «Куропатки и ягодки».

Соблюдать правила игры.

Урок - игра.

12

1

Повадки птиц в игре «Скачки и стерха».

Познакомить с повадками птиц Севера. Соблюдать правила игры.

Ознакомление с новым материалом.

13

1

Навыки оленеводов в игре «Оленьи упряжки».

Познакомить с условиями жизни оленеводов. Разучить правила игры.

Изучение нового материала.

14

1

Повадки животных в игре «Хитрый соболь».

Запомнить расположение предметов, соблюдать правила игры.

Уро - игра.

15

1

Животный и растительный мир тайги, тундры в игре «Увидел, услышал - запомни».

Закрепить знания о растительном и животном мире тундры и тайги. Познакомить с правилами игры.

Закрепление нового материала.

16

1

Проведение состязаний в силе рук.

Соблюдение техники безопасности во время соревнований.

Урок -соревнования.

17

1

Повадки животных в игре «Медведь и ягодники».

Соблюдение техники безопасности в игровой деятельности.

Урок-игра.

18

1

Игры по выбору детей.

Соблюдение правил игры.

Урок-игра.

19

1

Разучивание игры «Ручейки и озёра».

Запомнить правила игры.

Урок-игра.

20

1

Разучивание игры «Четыре стихии».

Выполнять условия игры.

Урок-игра.

21

1

Разучивание игры «Тир на снегу».

Развивать меткость.

Урок-соревнование.

22

1

Разучивание игры «Быстрый олень».

Соблюдать правила игры.

Урок-игра.

23

1

Разучивание игры «Собери ягоды».

Соблюдать правила игры.

Урок-игра.

24

1

Игра «Снежный тир», «Быстрый олень».

Соблюдать технику безопасности во время игры.

Урок-игра.

25

1

Разучивание игры «Бездомный заяц».

Соблюдать правила игры.

Урок-игра.

26

1

Разучивание игры «Оленьи прыжки».

Соблюдать технику безопасности во время прыжков.

Урок-соревнование.

27

1

Разучивание игры «Отбивка оленей».

Соблюдать правила игры.

Урок-игра.

28

1

Разучивание игры «Лягушка и цапля».

Соблюдать технику безопасности во время прыжков.

Урок-игра.

29

1

Повторение игры «Быстрый олень»,

«Бездомный заяц».

Соблюдать правила игры.

Урок-игра.

30

1

Повторение игры «Догонялки», «Смена мест».

Соблюдать технику безопасности во время игры.

Урок- игра.

31

1

Разучивание игры «Звери и птицы».

Точно воспроизводить движения.

Урок-игра.

32

1

Повторение игры «Развивай глазомер», «Быстрая лягушка».

Определить расстояния в шагах.

Урок-соревнование.

33

1

Разучивание игры «Олень в корале».

Соблюдать технику безопасности во время игры.

Урок-игра.

34

1

Познавательно - спортивная игра «В гости к северянам».

Соблюдать технику безопасности во время игры.

Урок- игра.


© 2010-2022