Рабочая программа внеурочной деятельности Малая спортландия

   Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре "Малая спортландия"(спортивный туризм). Расчитана на 3 года обучения - 7, 8, 9 класс.    Цель курса: физическое оздоровление, экологическое и нравственное воспитание личности средствами туризма.    Спортивный туризм является одним из основных направлений дополнительного образования молодежи. Популярность туризма, как вида спорта, определяет воспитательные, краеведческие задачи, а так же задачи оздоровления и физического развития...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК


А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я


Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК





Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО педагогов заместитель директора Директор МБОУ СОШ № 5 дополнительного образования по УВР______________ ____________________

протокол №____________ Н.В. Ступенко И.А. Рябова

от «____» _________ 2014 года «____» _________ 2014 года «____» _________ 2014 года

Руководитель ШМО___________

М.А.Телеус










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МАЛАЯ СПОРТЛАНДИЯ»

(СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ)

для 7-9 классов







Составитель: Вялкова Кристина Константиновна,

учитель физической культуры первой

квалификационной категории










Ноябрьск

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «КАРАБИН» (спортивно-оздоровительное направление) для 7 (первый год обучения), 8 (второй год обучения), 9 (третий год обучения), классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ№5, учебного плана МБОУ СОШ№5 на 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа рассчитана на 105 учебных часов:

7 класс (1 год обучения) - 35 учебных часов в год,

8 класс (2 год обучения) - 35 учебных часов в год,

9 класс (3 год обучения) - 35 учебных часов в год.

Цели и задачи учебного курса

Цель курса: физическое оздоровление, экологическое и нравственное воспитание личности средствами туризма.


Задачи курса

Обучающие:

  • ознакомление обучающихся с историей и географией своего родного края; расширение кругозора;

  • формирование знаний о разных видах туризма, об основах спортивного ориентирования;

  • формирование стойкого интереса к занятиям туризмом, физической культуре и активному отдыху;

  • подготовка обучающихся к поисково-спасательным работам работе.

Развивающие:

  • формирование навыков здорового образа жизни, физическое оздоровление;

  • развитие навыков по выживанию в сложных и чрезвычайных ситуациях;

  • развитие трудолюбия, организованности, самостоятельности.

Воспитательные:

  • формирование бережного отношения к природе, воспитание любви к Отечеству и родному краю;

  • воспитание лучших черт характера - выдержка, настойчивость, самостоятельность, трудолюбие, коллективизм;

  • нравственное воспитание, содействие ранней социализации и профессиональной ориентации молодого поколения.


Описание места и роли учебного курса в учебном плане

Внеурочная деятельность «Карабин» (спортивно - оздоровительное направление) начинается с 7 класса и рассчитано на 3 года.

Рабочая программа предусматривает занятие в объединении обучающихся 7-х (затем 8-х, 9-х) классов МБОУ СОШ №5: 35 часов за учебный год (1 час в неделю, 35 учебных недель)

Общая характеристика учебного курса

Туризм является одним из основных направлений дополнительного образования молодежи. Популярность туризма, как вида спорта, определяет воспитательные, краеведческие задачи, а так же задачи оздоровления и физического развития подрастающего поколения. Туризм является наиболее комплексным видом обучения и воспитания здорового и закаленного человека.

Новизна данной рабочей программы

Новизна данной программы определяется тем, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка. Начальная туристическая подготовка школьников является одним из самых необходимых и интереснейших предметов. В детском туризме заключается эффективное средство воспитания подрастающего поколения, включающее идейно-нравственное, умственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

Особенности организации учебного процесса по курсу

В процессе обучения используются как теоретические, так и практические методы преподавания, и типы занятий. Причем, специфика такого вида спорта обязывает отдавать предпочтение практическим формам занятий, многократному повторению изученного для достижения положительных результатов.

На теоретических занятиях преобладает рассказ или лекция педагога с использованием наглядных пособий и рисунков на доске. Обучающиеся ведут конспекты, делают основные записи каждой темы. На теоретических занятиях демонстрируется туристическое снаряжение и его изучение в классных условиях (без выхода в поход). По окончании изучения темы проводится краткий опрос группы или конкретных учащихся, на выбор педагога.

.На практических занятиях закрепляются знания теории, приобретаются навыки и умения туриста, производятся занятия по физической подготовке и формированию выносливости туриста. Большую часть времени практические занятия проходят на местности, где обучающиеся работают со специальным снаряжением. Практические занятия проходят с использованием туристического инвентаря, различных таблиц для определения видимости, дальности и т.п. Перед походом проводятся подготовительные работы. Главная практическая форма обучения - туристический поход. Все походы имеют свою специфику, они различаются по целям и времени и интенсивности мероприятий (расстояние, вид передвижения, задания).

Закрепление учебного материала производится посредством дискуссий, «разбора результатов похода», выявления ошибок, недочетов, подведением итогов и в обозначении новых перспектив. Данная работа проводится и в формах тестирования, работе по карточкам, по топографическим картам.

Оценка уровня обученности выявляется непосредственно в туристическом походе, где ежеминутно каждый участник похода применяет и демонстрирует на практике освоенные знания и умения по туризму.

Индивидуальные формы обучения преобладают на теоретических занятиях, коллективные формы обучения применяются на практических занятиях, где вся группа работает как одна команда единомышленников.



Межпредметные связи

Анатомия и биология

- строение тела человека, работа мышц, скелета, сердечнососудистой и других систем;

- функциональные возможности организма человека.

Валеология

- оказание ПДП, профилактика травматизма;

- влияние занятий спортивным туризмом на укрепление здоровья, правила личной гигиены;

- профилактика вредных привычек и особенности индивидуального здоровья.

История

- вехи развития отечественного спортивного туризма;

- великие спортсмены России;

Физическая культура

- развитие физических качеств;

Основы безопасности жизнедеятельности

- действия в экстремальных ситуациях;

Спортивная метрология

- показатели физического развития и физических качеств;

- контроль и самоконтроль при занятиях спортивным туризмом;.



Формы контроля знаний, умений, навыков



Контроль знаний, умений, навыков проводится в форме выступлений на школьных и муниципальных соревнованиях по спортивному туризму.

Требования к уровню освоения обучающимися учебного курса


Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

в области познавательной культуры:

- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;

- владение знаниями по основам организации и проведения занятий оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

в области нравственной культуры:

- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий, игровой и соревновательной деятельности;

- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

в области трудовой культуры:

- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;

- умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;

- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

в области эстетической культуры:

- красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;

- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;

- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

в области коммуникативной культуры:

- владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

в области физической культуры:

- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазания и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

- умение максимально проявлять физические способности (качества).

Метапредметные результаты:

в области познавательной культуры:

- понимание спортивного туризма как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;

- понимание спортивного туризма как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

в области нравственной культуры:

- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения состояния здоровья;

- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

- ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

в области трудовой культуры:

- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;

- рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

в области эстетической культуры:

- восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;

- понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;

- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

в области коммуникативной культуры:

- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

в области физической культуры:

- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;

- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из спортивного туризма и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.


Учебно - тематический план


Наименование разделов, тем

Теория

Практика

7 класс (1 год обучения)


1.

Туристические узлы

1

7

2.

Топография, знаки

1

1

3.

Виды костров и их значение

1

1

4.

Ориентирование на местности

1

1

5.

Организация туристского быта в полевых условиях

1

1

6.

Приемы обеспечения личной гигиены и техники безопасности туриста-спортсмена. Оказание ПМП.

1


7.

Освоение этапов относящихся к дистанции 2 класса


9

8.

Участие в соревнованиях по спортивному туризму


9


Всего часов

6

29


ИТОГО

35

8 класс (2 год обучения)


1.

Туристические узлы

1

2

2.

Топография, знаки


1

3.

Основы выживания

1

3

4.

Ориентирование на местности


1

5.

Приемы обеспечения личной гигиены и техники безопасности туриста-спортсмена

1


6.

Освоение этапов относящихся к дистанции 2 класса


10

7.

Участие в соревнованиях по спортивному туризму


10

8.

Лыжная подготовка

1

5


4

31


ИТОГО

35

9 класс (3 год обучения)


1.

Основы выживания

1

3

2.

Ориентирование на местности


1

3.

Приемы обеспечения личной гигиены и техники безопасности туриста-спортсмена

1


4.

Освоение этапов относящихся к дистанции 3 класса


10

5.

Участие в соревнованиях по спортивному туризму


10

6.

Лыжная подготовка

1

5

7.

Оказание ПМП


3


3

32

ИТОГО

35

ВСЕГО

105



Содержание тем учебного курса

7 класс (1 год обучения)

Темы:

  1. Туристические узлы: обучение вязке узлов - простой, прямой, восьмёрка, схватывающий, встречный. Маркировка и укладка веревки.

  2. Топография: основные топографические знаки, примеры и чтение топографических карт.

  3. Виды костров и их значение: способы разведения костров в разных погодных условиях, виды костров - «нодья», «шалаш», «звезда», «колодец». Правила безопасного разведения костров и их ликвидации.

  4. Ориентирование на местности: знакомство с компасом, определение сторон света в природной среде, движение по азимуту и (или) карте.

  5. Организация туристского быта в полевых условиях: обустройство бивака, правила техники безопасности, хранение и обслуживание технического и спортивного инвентаря. Приготовление пищи на костре, пищевой режим.

  6. Приемы обеспечения личной гигиены и техники безопасности туриста-спортсмена: ТБ при занятиях спортивным туризмом, личная гигиена во время походов, требования к одежде и обуви спортсменов. Оказание первой доврачебной помощи.

  7. Освоение этапов относящихся к дистанции 2 класса: траверс, спуск, подъем, параллельные перила, маятник (вертикальный, горизонтальный), навесная переправа. Технические действия. Общеразвивающие упражнения. Развитие физических качеств.

  8. Участие в соревнованиях по спортивному туризму: командное взаимодействие в соревновательной деятельности. Соревнования - «Туристский слет», «Школа выживания», «Техническая вязка узлов», «Юность Ямала - 2014», «Экстремальная гонка», «Лыжный туризм», «Здравствуй лето!»

8 класс (2 год обучения)

Темы:

  1. Туристические узлы: обучение вязке узлов - булинь, беседочный, австрийский проводник, двойная восьмерка, стремя. Маркировка и укладка веревки.

  2. Топография, знаки: международные знаки спасения. Способы подачи знаков.

  3. Основы выживания: действия в экстремальных ситуациях, изготовление браслета спасатель, необходимые навыки выживания в лесу.

  4. Ориентирование на местности: движение в природных условиях с компасом и без. Использование естественных природных источников в качестве ориентиров.

  5. Приемы обеспечения личной гигиены и техники безопасности туриста-спортсмена: ТБ во время пеших походов, оказание первой доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего.

  6. Освоение этапов относящихся к дистанции 2 класса: траверс, спуск, подъем, параллельные перила, маятник (вертикальный, горизонтальный), навесная переправа и др.

  7. Лыжная подготовка: передвижение на лыжах по лесу. Виды лыжных ходов.

  8. Участие в соревнованиях по спортивному туризму: командное взаимодействие в соревновательной деятельности. Соревнования - «Туристский слет», «Школа выживания», «Техническая вязка узлов», «Юность Ямала - 2015», «Экстремальная гонка», «Лыжный туризм», «Здравствуй лето!»

9 класс (3 год обучения)


Темы:

  1. Основы выживания: комплектация носимого аварийного запаса, использование подручных средств в природных условиях для обустройства лагеря.

  2. Ориентирование на местности: ориентирование по солнцу, определение времени суток.

  3. Приемы обеспечения личной гигиены и техники безопасности туриста-спортсмена: пищевой и питьевой режим туриста, ТБ при занятиях спортивным туризмом.

  4. Освоение этапов относящихся к дистанции 3 класса: траверс, спуск, подъем, параллельные перила, маятник (вертикальный, горизонтальный), навесная переправа с самонаведением.

5. Участие в соревнованиях по спортивному туризму: командное взаимодействие в соревновательной деятельности. Соревнования - «Туристский слет», «Школа выживания», «Техническая вязка узлов», «Юность Ямала - 2016», «Экстремальная гонка», «Лыжный туризм», «Здравствуй лето!»


  1. Лыжная подготовка: передвижение на лыжах различными ходами.

  2. Оказание ПМП: наложение шины, жгута. Действия при укусе змеи. Транспортировка пострадавшего.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса



Издания, предназначенные для обучающихся

  1. Бардин К.В. Азбука туризма. Москва, 1981г.

  2. Глязер С. На земле, на небесах и на море. Москва, «Молодая гвардия», 1969г.

  3. Куприн А.М. Занимательная топография. Москва, «Просвещение», 1977г.



Издания, предназначенные для учителя

  1. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование. Москва, 1982г.



  1. Глязер С. На земле, на небесах и на море. Москва, «Молодая гвардия», 1969г.

  2. Девис Б. Основы выживания в экстремальной ситуации. Москва, 2003г.

  3. Куприн А.М. Занимательная топография. Москва, «Просвещение», 1977г.

  4. Курилова В.Н. Туризм. Учебное пособие для педагогических институтов. Москва. «Просвещение», 1988г.

  5. Мухина В.С. Возрастная психология. Москва, 1992г.

  6. На природе и дома. Любителям активного отдыха. Фрунзе, 1989г.

  7. Остапец А.А. В походе юные. Москва, «Просвещение», 1978г.

  8. Питание в туристическом путешествии. Москва, Профиздат, 1986г.

  9. Поломис К. Дети в пионерском лагере. Москва, 1989г.

  10. Пруха К. Военизированные игры на местности. Москва, 1979г.



Материально-техническое обеспечение теоретических занятий.


Технические средства обучения

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран


Экранно - звуковые пособия

  1. Мультимедийные презентации на электронных носителях



© 2010-2022