- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа внеурочной деятельности Малая спортландия
Рабочая программа внеурочной деятельности Малая спортландия
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вялкова К.К. |
Дата | 01.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК
А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я
Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО педагогов заместитель директора Директор МБОУ СОШ № 5 дополнительного образования по УВР______________ ____________________
протокол №____________ Н.В. Ступенко И.А. Рябова
от «____» _________ 2014 года «____» _________ 2014 года «____» _________ 2014 года
Руководитель ШМО___________
М.А.Телеус
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАЛАЯ СПОРТЛАНДИЯ»
(СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ)
для 7-9 классов
Составитель: Вялкова Кристина Константиновна,
учитель физической культуры первой
квалификационной категории
Ноябрьск
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «КАРАБИН» (спортивно-оздоровительное направление) для 7 (первый год обучения), 8 (второй год обучения), 9 (третий год обучения), классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ№5, учебного плана МБОУ СОШ№5 на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 105 учебных часов:
7 класс (1 год обучения) - 35 учебных часов в год,
8 класс (2 год обучения) - 35 учебных часов в год,
9 класс (3 год обучения) - 35 учебных часов в год.
Цели и задачи учебного курса
Цель курса: физическое оздоровление, экологическое и нравственное воспитание личности средствами туризма.
Задачи курса
Обучающие:
-
ознакомление обучающихся с историей и географией своего родного края; расширение кругозора;
-
формирование знаний о разных видах туризма, об основах спортивного ориентирования;
-
формирование стойкого интереса к занятиям туризмом, физической культуре и активному отдыху;
-
подготовка обучающихся к поисково-спасательным работам работе.
Развивающие:
-
формирование навыков здорового образа жизни, физическое оздоровление;
-
развитие навыков по выживанию в сложных и чрезвычайных ситуациях;
-
развитие трудолюбия, организованности, самостоятельности.
Воспитательные:
-
формирование бережного отношения к природе, воспитание любви к Отечеству и родному краю;
-
воспитание лучших черт характера - выдержка, настойчивость, самостоятельность, трудолюбие, коллективизм;
-
нравственное воспитание, содействие ранней социализации и профессиональной ориентации молодого поколения.
Описание места и роли учебного курса в учебном плане
Внеурочная деятельность «Карабин» (спортивно - оздоровительное направление) начинается с 7 класса и рассчитано на 3 года.
Рабочая программа предусматривает занятие в объединении обучающихся 7-х (затем 8-х, 9-х) классов МБОУ СОШ №5: 35 часов за учебный год (1 час в неделю, 35 учебных недель)
Общая характеристика учебного курса
Туризм является одним из основных направлений дополнительного образования молодежи. Популярность туризма, как вида спорта, определяет воспитательные, краеведческие задачи, а так же задачи оздоровления и физического развития подрастающего поколения. Туризм является наиболее комплексным видом обучения и воспитания здорового и закаленного человека.
Новизна данной рабочей программы
Новизна данной программы определяется тем, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка. Начальная туристическая подготовка школьников является одним из самых необходимых и интереснейших предметов. В детском туризме заключается эффективное средство воспитания подрастающего поколения, включающее идейно-нравственное, умственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
Особенности организации учебного процесса по курсу
В процессе обучения используются как теоретические, так и практические методы преподавания, и типы занятий. Причем, специфика такого вида спорта обязывает отдавать предпочтение практическим формам занятий, многократному повторению изученного для достижения положительных результатов.
На теоретических занятиях преобладает рассказ или лекция педагога с использованием наглядных пособий и рисунков на доске. Обучающиеся ведут конспекты, делают основные записи каждой темы. На теоретических занятиях демонстрируется туристическое снаряжение и его изучение в классных условиях (без выхода в поход). По окончании изучения темы проводится краткий опрос группы или конкретных учащихся, на выбор педагога.
.На практических занятиях закрепляются знания теории, приобретаются навыки и умения туриста, производятся занятия по физической подготовке и формированию выносливости туриста. Большую часть времени практические занятия проходят на местности, где обучающиеся работают со специальным снаряжением. Практические занятия проходят с использованием туристического инвентаря, различных таблиц для определения видимости, дальности и т.п. Перед походом проводятся подготовительные работы. Главная практическая форма обучения - туристический поход. Все походы имеют свою специфику, они различаются по целям и времени и интенсивности мероприятий (расстояние, вид передвижения, задания).
Закрепление учебного материала производится посредством дискуссий, «разбора результатов похода», выявления ошибок, недочетов, подведением итогов и в обозначении новых перспектив. Данная работа проводится и в формах тестирования, работе по карточкам, по топографическим картам.
Оценка уровня обученности выявляется непосредственно в туристическом походе, где ежеминутно каждый участник похода применяет и демонстрирует на практике освоенные знания и умения по туризму.
Индивидуальные формы обучения преобладают на теоретических занятиях, коллективные формы обучения применяются на практических занятиях, где вся группа работает как одна команда единомышленников.
Межпредметные связи
Анатомия и биология
- строение тела человека, работа мышц, скелета, сердечнососудистой и других систем;
- функциональные возможности организма человека.
Валеология
- оказание ПДП, профилактика травматизма;
- влияние занятий спортивным туризмом на укрепление здоровья, правила личной гигиены;
- профилактика вредных привычек и особенности индивидуального здоровья.
История
- вехи развития отечественного спортивного туризма;
- великие спортсмены России;
Физическая культура
- развитие физических качеств;
Основы безопасности жизнедеятельности
- действия в экстремальных ситуациях;
Спортивная метрология
- показатели физического развития и физических качеств;
- контроль и самоконтроль при занятиях спортивным туризмом;.
Формы контроля знаний, умений, навыков
Контроль знаний, умений, навыков проводится в форме выступлений на школьных и муниципальных соревнованиях по спортивному туризму.
Требования к уровню освоения обучающимися учебного курса
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
в области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
- владение знаниями по основам организации и проведения занятий оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
в области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий, игровой и соревновательной деятельности;
- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
в области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
- умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
в области эстетической культуры:
- красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
в области коммуникативной культуры:
- владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
в области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазания и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества).
Метапредметные результаты:
в области познавательной культуры:
- понимание спортивного туризма как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
- понимание спортивного туризма как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
в области нравственной культуры:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения состояния здоровья;
- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
в области трудовой культуры:
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
- рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
в области эстетической культуры:
- восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
- понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
в области коммуникативной культуры:
- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
в области физической культуры:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из спортивного туризма и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Учебно - тематический план
№
Наименование разделов, тем
Теория
Практика
7 класс (1 год обучения)
1.
Туристические узлы
1
7
2.
Топография, знаки
1
1
3.
Виды костров и их значение
1
1
4.
Ориентирование на местности
1
1
5.
Организация туристского быта в полевых условиях
1
1
6.
Приемы обеспечения личной гигиены и техники безопасности туриста-спортсмена. Оказание ПМП.
1
7.
Освоение этапов относящихся к дистанции 2 класса
9
8.
Участие в соревнованиях по спортивному туризму
9
Всего часов
6
29
ИТОГО
35
8 класс (2 год обучения)
1.
Туристические узлы
1
2
2.
Топография, знаки
1
3.
Основы выживания
1
3
4.
Ориентирование на местности
1
5.
Приемы обеспечения личной гигиены и техники безопасности туриста-спортсмена
1
6.
Освоение этапов относящихся к дистанции 2 класса
10
7.
Участие в соревнованиях по спортивному туризму
10
8.
Лыжная подготовка
1
5
4
31
ИТОГО
35
9 класс (3 год обучения)
1.
Основы выживания
1
3
2.
Ориентирование на местности
1
3.
Приемы обеспечения личной гигиены и техники безопасности туриста-спортсмена
1
4.
Освоение этапов относящихся к дистанции 3 класса
10
5.
Участие в соревнованиях по спортивному туризму
10
6.
Лыжная подготовка
1
5
7.
Оказание ПМП
3
3
32
ИТОГО
35
ВСЕГО
105
Содержание тем учебного курса
7 класс (1 год обучения)
Темы:
-
Туристические узлы: обучение вязке узлов - простой, прямой, восьмёрка, схватывающий, встречный. Маркировка и укладка веревки.
-
Топография: основные топографические знаки, примеры и чтение топографических карт.
-
Виды костров и их значение: способы разведения костров в разных погодных условиях, виды костров - «нодья», «шалаш», «звезда», «колодец». Правила безопасного разведения костров и их ликвидации.
-
Ориентирование на местности: знакомство с компасом, определение сторон света в природной среде, движение по азимуту и (или) карте.
-
Организация туристского быта в полевых условиях: обустройство бивака, правила техники безопасности, хранение и обслуживание технического и спортивного инвентаря. Приготовление пищи на костре, пищевой режим.
-
Приемы обеспечения личной гигиены и техники безопасности туриста-спортсмена: ТБ при занятиях спортивным туризмом, личная гигиена во время походов, требования к одежде и обуви спортсменов. Оказание первой доврачебной помощи.
-
Освоение этапов относящихся к дистанции 2 класса: траверс, спуск, подъем, параллельные перила, маятник (вертикальный, горизонтальный), навесная переправа. Технические действия. Общеразвивающие упражнения. Развитие физических качеств.
-
Участие в соревнованиях по спортивному туризму: командное взаимодействие в соревновательной деятельности. Соревнования - «Туристский слет», «Школа выживания», «Техническая вязка узлов», «Юность Ямала - 2014», «Экстремальная гонка», «Лыжный туризм», «Здравствуй лето!»
8 класс (2 год обучения)
Темы:
-
Туристические узлы: обучение вязке узлов - булинь, беседочный, австрийский проводник, двойная восьмерка, стремя. Маркировка и укладка веревки.
-
Топография, знаки: международные знаки спасения. Способы подачи знаков.
-
Основы выживания: действия в экстремальных ситуациях, изготовление браслета спасатель, необходимые навыки выживания в лесу.
-
Ориентирование на местности: движение в природных условиях с компасом и без. Использование естественных природных источников в качестве ориентиров.
-
Приемы обеспечения личной гигиены и техники безопасности туриста-спортсмена: ТБ во время пеших походов, оказание первой доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего.
-
Освоение этапов относящихся к дистанции 2 класса: траверс, спуск, подъем, параллельные перила, маятник (вертикальный, горизонтальный), навесная переправа и др.
-
Лыжная подготовка: передвижение на лыжах по лесу. Виды лыжных ходов.
-
Участие в соревнованиях по спортивному туризму: командное взаимодействие в соревновательной деятельности. Соревнования - «Туристский слет», «Школа выживания», «Техническая вязка узлов», «Юность Ямала - 2015», «Экстремальная гонка», «Лыжный туризм», «Здравствуй лето!»
9 класс (3 год обучения)
Темы:
-
Основы выживания: комплектация носимого аварийного запаса, использование подручных средств в природных условиях для обустройства лагеря.
-
Ориентирование на местности: ориентирование по солнцу, определение времени суток.
-
Приемы обеспечения личной гигиены и техники безопасности туриста-спортсмена: пищевой и питьевой режим туриста, ТБ при занятиях спортивным туризмом.
-
Освоение этапов относящихся к дистанции 3 класса: траверс, спуск, подъем, параллельные перила, маятник (вертикальный, горизонтальный), навесная переправа с самонаведением.
5. Участие в соревнованиях по спортивному туризму: командное взаимодействие в соревновательной деятельности. Соревнования - «Туристский слет», «Школа выживания», «Техническая вязка узлов», «Юность Ямала - 2016», «Экстремальная гонка», «Лыжный туризм», «Здравствуй лето!»
-
Лыжная подготовка: передвижение на лыжах различными ходами.
-
Оказание ПМП: наложение шины, жгута. Действия при укусе змеи. Транспортировка пострадавшего.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Издания, предназначенные для обучающихся
-
Бардин К.В. Азбука туризма. Москва, 1981г.
-
Глязер С. На земле, на небесах и на море. Москва, «Молодая гвардия», 1969г.
-
Куприн А.М. Занимательная топография. Москва, «Просвещение», 1977г.
Издания, предназначенные для учителя
-
Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование. Москва, 1982г.
-
Глязер С. На земле, на небесах и на море. Москва, «Молодая гвардия», 1969г.
-
Девис Б. Основы выживания в экстремальной ситуации. Москва, 2003г.
-
Куприн А.М. Занимательная топография. Москва, «Просвещение», 1977г.
-
Курилова В.Н. Туризм. Учебное пособие для педагогических институтов. Москва. «Просвещение», 1988г.
-
Мухина В.С. Возрастная психология. Москва, 1992г.
-
На природе и дома. Любителям активного отдыха. Фрунзе, 1989г.
-
Остапец А.А. В походе юные. Москва, «Просвещение», 1978г.
-
Питание в туристическом путешествии. Москва, Профиздат, 1986г.
-
Поломис К. Дети в пионерском лагере. Москва, 1989г.
-
Пруха К. Военизированные игры на местности. Москва, 1979г.
Материально-техническое обеспечение теоретических занятий.
Технические средства обучения
-
Компьютер
-
Мультимедийный проектор
-
Экран
Экранно - звуковые пособия
-
Мультимедийные презентации на электронных носителях