• Преподавателю
  • Физкультура
  • «Повышение двигательной активности и развитие мотивации у младших школьников к занятиям физической культурой как средство формирования здорового образа жизни»

«Повышение двигательной активности и развитие мотивации у младших школьников к занятиям физической культурой как средство формирования здорового образа жизни»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4.










Опыт работы на конкурс «Учитель года-2015»


учителя физической культуры

Балуковой Светланы Алексеевны

по теме


«Повышение двигательной активности и развитие мотивации у младших школьников к занятиям физической культурой как средство формирования здорового образа жизни».





















2015 г.



В последнее десятилетие проблема сохранения здоровья учащихся приобрела статус приоритетного направления. Диагностика физического и психического развития детей, их эмоционально-личностной сферы показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей, приходящих в школу с ослабленным здоровьем, нарушениями опорно-двигательной системы. Что и неудивительно: вторжение в жизнь информационных технологий, к сожалению, не способствует сохранению физиологически необходимого объема двигательной активности, а гиподинамия негативно влияет на здоровье.

Все это в конечном итоге ведет к плохим отметкам и последующему снижению мотивации школьников. Поэтому я отдаю все свои силы для того, чтобы увлечь ребят занятиями физической культурой, повысить уровень их самооценки, научить приемам контроля за физиологическими показателями здоровья, способствовать их духовному и физическому самосовершенствованию.

Главная цель всей моей работы - сохранение здоровья учащихся, в том числе через повышение двигательной активности и развитие мотивации к занятиям физической культурой.

Для решения поставленной цели я применяю:

- дифференцированный и индивидуальный подход (задания подбираются в соответствии с уровнем физической подготовки учащихся);

- вовлекаю учащихся в соревновательную деятельность (включение элементов соревнований при проведении уроков);

- развиваю самостоятельность (через привлечение учащихся к подбору упражнений и проведению разминки);

- провожу нестандартные уроки (например, урок-соревнование, урок- турнир, урок- конкурс, сюжетный урок).

В структуре уроков физической культуры применяю элементы здоровьесберегающих технологий:

- эмоционально-положительный настрой, который дает возможность обеспечить успешную деятельность, повысить работоспособность и снизить утомляемость.

- гимнастика с элементами акробатики, которая благотворно воздействует на различные звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы человека. Гимнастика - не только хорошее развитие мускулатуры, это слаженная деятельность органов сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и иных систем человеческого организма.

- лёгкая атлетика. Развитие основных движений - одно из главных условий всестороннего физического развития растущего человека, которое не только обусловливает развитие координации движений, силы, пространственной ориентировки, но и способствует развитию у детей ловкости, быстроты, выносливости, облегчает прохождение школьной программы по физической культуре.

- лыжная подготовка. На учебных занятиях по лыжной подготовке в школе, на лыжной прогулке и в походе, на тренировках и в соревнованиях по лыжам у учащихся воспитываются необходимые физические качества - выносливость, сила, ловкость, быстрота, координация движений, а также морально-волевые качества - смелость, настойчивость, решительность, выдержка и т.д. К тому же важным фактором является то, что все занятия проходят непосредственно на природе.

- подвижные и спортивные игры.

- гигиенические условия во время проведения занятий. Немаловажное значение для решения оздоровительных задач приобретает соблюдение гигиенических условий проведения занятий и мер предупреждения травматизма.

У меня не бывает занятий без творческих элементов, и в них важную роль играют исходные моменты познания , материалы для обсуждения, постановка проблем и поиск закономерностей. Поэтому на своих уроках проблему гиподинамии и поддержание интереса решаю через использование спортивно-танцевальных элементов под музыкальное сопровождение. Практика показала, что уроки физической культуры с использованием музыкального сопровождения, повышают уровень физической подготовленности учащихся, интерес к предмету, а так же «заряжают» учащихся положительными эмоциями на весь день.

Дополнительно для физического развития младших школьников провожу занятия во внеурочной деятельности по фитнесу, туризму и скаутингу. Включаю в уроки элементы скаутского метода: использую туристическое снаряжение, как можно больше уроков провожу на улице, на природе, практикую сюжетные уроки. Мною разработана программа «Рюкзачок» для детей младшего школьного возраста (7-10 лет), которая рассчитана на 3 года. Данная программа является первой доскаутской ступенью, где дети получают начальные теоретические знания по скаутингу, основам истории и природы родного края, а также приобщаются к здоровому образу жизни.

Программа предлагает разностороннее развитие ребенка, формирование творческих способностей, соответствующих возрастным особенностям и требованиям современного общества; воспитание в детях чувство любви к родине, родному краю, уважение к окружающей природе, интерес к скаутскому движению, формированию здорового образа жизни.

На первом году обучения по данной программе школьники в игровой и театрализованной форме получают определенные знания по истории родного края и города Боровичи, знакомятся с историей скаутинга, с предметами скаутского снаряжения. На практических занятиях они учатся вязать узелки и собирать рюкзак, помогают ставить палатку.

Второй год обучения- углубленное изучение истории скаутинга в России, истории Боровичского края, некоторых скаутских законов и принципов, прохождение скаутских троп, соответствующих данному возрасту.

На третьем году реализации программы детям младшего школьного возраста необходимо усвоить некоторые теоретические знания по скаутингу, владеть некоторыми скаутскими навыками, усвоить принципы и законы скаутинга.

Занятия в процессе всего обучения проходят в игровой, развлекательной, соревновательной форме, что обусловлено возрастными особенностями младших школьников.

На занятиях физической культурой младшие школьники приобретают не только технические навыки, но и навыки организаторов. С этой целью ребята самостоятельно подготавливают обзор спортивных новостей за неделю в городе, крае, стране, мире и выпускают информационный бюллетень «Новости спорта», разрабатывают комплексы общеразвивающих упражнений для разминки, выстраивают индивидуальную траекторию обучения. У детей воспитываются волевые качества, которые характеризуют их отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие, настойчивость, самостоятельность, решительность и смелость, которые необходимы им в будущей образовательной и трудовой деятельности.

На уроках и во внеурочной деятельности обеспечиваю условия для постепенного перехода от коллективно-распределительных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу школьников и переход к саморегуляции и самокоррекции. С этой целью применяется технология Портфолио, адаптированная к физической культуре.

Одним из приоритетных направлений моей работы является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения.

На занятиях использую презентации, включая фотографии известных спортсменов - представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы, узнать побольше из истории Олимпийского и паралимпийского движения, а также получать сведения необходимые при подготовке к экзаменам и олимпиаде по физкультуре. Обязательные инструктажи, проводимые с учащимися перед каждым новым разделом программы, в виде презентаций, на мой взгляд, позволяют с интересом воспринимать ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в традиционной устной форме.

Используя ИКТ, можно демонстрировать технические приемы выполнения упражнения, проверить уровень теоретических знаний учащихся, легко проследить динамику развития физических способностей. С помощью интернет-ресурсов создаю условия для получения любой необходимой информации для урока: новости спорта в нашей стране и за рубежом, статьи из газет и журналов, просмотр отдельных ярких спортивных событий и т.д. Однако не стоит забывать , что методически неправильная работа учащихся с интернет-ресурсами может способствовать формированию у них ложных стереотипов о культуре и спорте нашей страны. Учитель должен уметь отбирать информацию в сети и учить этому учеников.

В свете введения в практику ФГОС второго поколения начального образования решаю проблему третьего часа, используя подвижные игры на уроке. Дети ведут малоподвижный образ жизни, много времени проводят за уроками, компьютером и телевизором. Поэтому необходимо с раннего детства приучать детей к активному образу жизни, что способствует их гармоничному развитию.

Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обычное становится необычным, а поэтому особенно привлекательным. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Игра - естественный спутник детей. Она отвечает законам, заложенным самой природой в развивающимся организме ребенка и неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Элементарные умения и навыки, приобретённые учащимися в игровых условиях, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углублённом изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приёмами.

Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только таких ценных физических качеств, как быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. Развиваются многие интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность. В играх, имеющих сюжетную форму, есть простор для воображения и артистизма, элементов танца и пения. Во время игр организую музыкальное сопровождение. Все это формирует эстетическое мировосприятия. Увлекаясь игрой, дети очень непосредственно и ярко проявляют свой характер и другие индивидуальные особенности.

Если на проводимом уроке решается задача развития силы, то в него включаю вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Например: «Коршун и наседка», «Удочка», «Медведи и пчелы», «Перелет птиц», «Бой петухов», перетягивание каната, «Гонки на санках», «Кто дальше бросит» и другие. Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные упражнения по перетягиванию, сталкиванию, удержанию, выталкиванию, элементы борьбы, тяжелой атлетики, перенос посильных отягощений,метания различных предметов на дальность и т.д.

Для развития качества быстроты подбираю игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Например: «Салки», «Круговая охота», «Бегуны», «Сбей городок», «День-ночь», «Кто быстрее» и другие. Эти игры включают в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными элементами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.

Для развития ловкости использую игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой. Например: «Ловля парами», «Вертуны», «Защита укрепления», «Бег пингвинов», «Ловкачи», «Проведи мяч» и другие.

Для развития выносливости в урок включаю игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры. Например: «Удочка», «Салки со скакалкой», «Поймай лягушку», «Сумей догнать, гонка с выбыванием», «Круг за кругом», «Поезда» и другие.

Подвижные игры лучше всего применять в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания, путем комплексного использования с общеразвивающими, подводящими и специальными упражнениями.

Реализация содержания разработанной педагогической модели позволила мне улучшить и расширить круг интересов учащихся в области физкультурно-оздоровительной деятельности, сократить число пропусков уроков по болезни, у некоторых школьников повысилась работоспособность, снизилась утомляемость.

Об эффективности работы по повышению двигательной активности и развитию мотивации младших школьников к занятиям физической культурой как средство формирования здорового образа жизни свидетельствуют следующие результаты:

  • Снизилась заболеваемость детей с 2012г. по 2014 год: 2012 год- 30%, 2013 год- 29%, 2014 год- 25%;

  • Повысились результаты диагностики физического развития детей. Например, в 2013 году детей с высоким уровнем физического развития было 7% , а в 2014 году- 13%, детей с низким уровнем физического развития в 2013 году было 10%, а в 2014 году-7%;

  • Согласно опросу детей и их родителей повысился интерес к урокам физической культуры;

  • Наблюдения за детьми на спортивных мероприятиях показали, что дети стали активно брать на себя инициативу в выполнении заданий, самостоятельно организовывать игры и тренинги;

  • Увеличилась динамика развития детей по физическим качествам: быстроте, ловкости и силе за последний год на 18%.

Использование программы «Рюкзачок» обеспечивает в целом повышение здоровьесберегающей компетентности, то есть учащиеся проявляют активность в выбранных скаутских испытаниях и туристических навыках, 43% детей к концу первого года обучения стали соблюдать правила безопасного поведения в туристических походах и на скаутских тренингах, это на 22% больше по сравнению с начальной стадией обучения.

Увеличилось количество детей и родителей осознающих пользу движений, физических упражнений и скаутских программ. Так увеличилось количество семей активно принимающих участие в спортивных и скаутских мероприятиях, например в 2012 году - 4 семьи, в 2013 году- 6 семей, а в 2014 году- 10 семей группы не только осознанно принимали участие, но и брали на себя проведение отдельных этапов мероприятий.










РЕГИСТРАЦИОННАЯ КАРТОЧКА

участника муниципального конкурса "Учитель года - 2015"

в номинации

«Классный руководитель» / «Педагогическая надежда»


ФИО: _Балукова Светлана Алексеевна

ОУ: МАОУ СОШ №4

Контактный телефон : 89517269491

Личная электронная почта: [email protected]

Занимаемая должность: учитель физической культуры

Педагогический стаж: 11 лет

Квалификационная категория: высшая

Поощрения, награды: Почетная грамота Комитета образования и молодежной политики Администрации Боровичского муниципального района 2010 г,

Готов (а) дать мастер-класс по теме: Формирование здорового образа жизни Готов (а) дать конкурсный урок/ конкурсное занятие по теме:

Подвижные игры

Класс__4__

Хобби: туризм

В конкурсе участвую _1 раз

Педагогическое кредо: сохранение физического и нравственного здоровья учащихся

Что Вас побудило принять участие в конкурсе: признание опыта своей педагогической деятельности

Что вы ждете от конкурса: успешного выступления

В чем, по Вашему мнению, состоит основная миссия конкурса: выявление педагогов, заслуживающих общественного признания

Напишите четверостишие собственного сочинения про конкурс:

Настрой на конкурс боевой.

Ну, согласитесь все со мной.

Но за конкурсной борьбой

Друзьями будем мы с тобой!

Правильность сведений, представленных в регистрационной карточке, подтверждаю______________________________________________________


© 2010-2022