Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»

Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»

Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»

Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника» Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №13 среднего общего образования

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Железнодорожный район


Исследовательский проект


«Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»

Работу выполнила учащаяся

4 «В» класса

Меткая Алиса




Руководитель:

Климина Ксения Георгиевна

учитель по физической культуре

1-ой категории




Екатеринбург 2015 г

Содержание



Введение…………………………………………………………..3

Глава I…………………………………………………………..…6

1.1 Понятие режима дня…………………………………………6

1.2 Гигиенические нормативы…………………………………..8

1.3 Основные компоненты режима дня………………….…..…10

Глава II……………………………………………………………13

Практические основы исследования…………………..……….13

Выводы и рекомендации…………………………...……………25

Заключение……………………………………………………….27

Список литературы……………………...……………………….28

Приложение 1…………………………………...………………..29

Приложение 2…………………………………………………….30




Введение

Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от здоровья ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма тревожна тенденция ухудшения здоровья школьников.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что она приняла устойчивый характер. Наблюдается неблагоприятная динамика основных показателей здоровья учащихся по мере их обучения в школе, учащение перехода острых заболеваний в хронические, в связи с этим, избранная тема исследовательской работы сегодня актуальна.

Однажды на классном часе мы вели разговор об успеваемости и о том, что или кто влияет на нашу успеваемость. Многие ребята считали, что на их успеваемость влияют учитель, родители, которые следят за выполнением домашних заданий, время года.

Для кого-то успеваемость зависела от того, сколько времени человек спит, сколько гуляет на свежем воздухе, а сколько проводит за выполнением домашних заданий.

И я подумала: «От чего же зависит успеваемость в школе? Может быть, от режима дня?» Ведь не секрет, что режим дня имеет особое значение. Его необходимо соблюдать с первых дней жизни, от этого зависит здоровье и правильное развитие человека.

Каждый человек хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу: читать любимые книги, посещать любимые кружки, бегать и плавать, забыть о болезнях.

Когда ты здоров, кажется, что ты будешь таким всегда. Но задумываться о своем здоровье каждый человек должен с юных лет. Плохое здоровье служит причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения. В связи с этим тема нашего исследования является очень важной.

Тема исследования: Режим дня школьника

Гипотеза: Если учащиеся 4 «В» будут знать о режиме дня, то большинство учеников смогут правильно распределять свое время, следовательно, будут больше успевать, у них будет больше времени на отдых, чтение книг, настольные игры, прогулки, повышение работоспособности, физическое развитие.

Цель исследовательской работы:

- выяснить значение режима дня младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности;

- исследовать отношение учащихся 4 «В» класса к режиму дня;

- выработать рекомендации для улучшения успеваемости;

- повысить успеваемость учащихся 4 «В» класса за счет планирования времени.

Задачи исследования:

- изучить основные компоненты режима дня литературных источниках;

- проанализировать режим дня, распределить все важные и обязательные дела по времени;

- развить такие качества личности, как аккуратность, обязательность, ответственность, умение распоряжаться своим временем, планировать свой день;

- доказать, что соблюдение режима дня способствует сохранению здоровья, правильному физическому развитию и успешному обучению;

- представить распорядок дня в виде творчески оформленной работы с иллюстрациями.

Предмет исследования: взаимосвязь режима дня и самочувствия человека.

Объект исследования: учащиеся 4 «В» класса

Методы исследования: наблюдение, опрос.

План работы.

1. Изучение литературы.

2. Анкетирование учащихся, направленное на определение отношения к режиму дня.

3. Создание буклетов с рекомендациями.

Ожидаемые результаты:

  1. Узнать, как правильно организовать свое время, чтобы быть успешным в учебе и с пользой для здоровья проводить свободное время.

  2. Научиться соблюдать режим дня, наблюдать за своим самочувствием.

  3. Заметными должны стать успехи в учебе.

  4. Реализация проекта позволит правильно организовать свое время, прислушаться к советам специалистов.

  5. Родители более внимательно станут относиться к вопросу режима дня детей и создадут для этого необходимые условия.











Глава I.

  1. Понятие режима дня

Режим дня - это режим жизни. И насколько более тщательно родители продумают режим дня своего ребенка и постараются внедрить его в жизнь, настолько это положительно отразится на всех сторонах жизни и здоровья ребенка. Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Он способствует нормальному развитию ребенка, его здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине. Составляют режим дня с учетом состояния здоровья, возрастных анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей ребенка. Режим дня предусматривает определенную продолжительность различных занятий, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Приучать ребенка к соблюдению режима дня необходимо с первых дней его жизни. Это не только облегчает уход за младенцем, но с возрастом постепенно приучает ребенка к порядку и опрятности.

Здоровье населения неразрывно связано с общественным строем. Мероприятия, направленные на улучшение здоровья людей, эффективны тогда, когда они проводятся в масштабе всего населения. Между тем, именно соблюдение режима позволяет ребенку выработать необходимые для жизни реакции и рефлексы, сохранять и укреплять здоровье при напряженной смене различных раздражителей.

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

• Режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

• Время пребывания на воздухе в течение дня;

• Продолжительность и кратность сна;

• Продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

• Свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т. д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа. Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гигиенически рациональном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протяжении всего периода бодрствования высокой работоспособности. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.

Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня. Первый - адекватная физическая подвижность, обеспечивающая оптимальную механическую нагрузку на костно-мышечную систему растущего организма ребенка. Так, избыточная физическая нагрузка, например, при переносе тяжестей, тормозит рост. Поэтому важно постоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни низкой физической подвижности, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии.

  1. Гигиенические нормативы

В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета.

Выделяют следующие виды культурно-гигиенических навыков.

Умывание: засучить рукава; намылить руки до образования пены; набрать в ладони нужное количество воды; вымыть лицо двумя руками; мыть руки до локтя с мылом; мыть шею и уши; обмыть руки; насухо вытереть руки; пользоваться личным полотенцем; не стряхивать воду с рук.

Чистка зубов: набирать зубную пасту на щетку; правильно чистить зубы щеткой; полоскать рот.

Причесывание: причесать волосы, если они растрепались; расчесать волосы и заплести косы; следить за аккуратностью головы.

Одевание: быть опрятным; вешать одежду на спинку стула и складывать на сиденье колготки; завязывать шнурки ботинок на бантики; завязывать и развязывать тесемки у зимней шапки; застегивать и расстегивать пуговицы на нижней и верхней одежде; зашнуровывать и расшнуровывать ботинки; надевать и снимать одежду; обуваться; самостоятельно или с помощью взрослых устранять неполадки в одежде; складывать одежду лицевой стороной; соблюдать рациональную последовательность при одевании и раздевании.

Чистка и мытье обуви: очищать обувь от грязи по возвращении с улицы в помещение; протирать загрязнившуюся обувь влажной тряпкой; мыть обувь, не заливая воду внутрь; намазывать ботинки гуталином; начищать ботинки до блеска щеткой.

Уход за верхней одеждой: счищать пыль с верхней одежды платяной щеткой; следить за чистотой и привлекательностью одежды.

Уборка постели: стелить постель перед сном; складывать покрывало; расправлять простыни после сна; стряхивать простыни; складывать одеяло пополам; прибирать постель после сна.

Прием пищи: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб и накладывать еду в тарелку столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.

Питье: ополаскивать стакан перед использованием; наливать воды в стакан сколько выпьешь; пить, не обливаясь.

В туалете: пользоваться туалетной бумагой; мыть руки после туалета.

Содержание носа в чистоте: своевременно пользоваться носовым платком.

Перемена одежды с учетом погоды: одеваться теплее при похолодании; покрывать голову при солнечных лучах; поднимать воротник при ветре; снимать лишнюю одежду на жаре.

Содержание личных вещей в порядке: всегда убирать за собой; бережно обращаться с каждой вещью; класть вещи на место; размещать их удобно для пользования и приятно для глаз.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Если, например, ребенка научили аккуратно складывать кубики в коробку или ящик и требуют делать это всякий раз после игры, то постепенно у него закрепится привычка, и он станет складывать кубики без напоминания взрослых.

Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых, а также в поощрении, похвале, одобрении.

Вежливость, доброжелательность, размеренная спокойная речь воспитателя или родителя, опрятный внешний вид, порядок в группе - все это имеет большое значение в формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

В этой таблице приведены гигиенические нормативы продолжительности основных видов деятельности школьников в сутки (в астрономических часах).

Класс

Домашнее задание

Прогулка

Внеклассные и внешкольные занятия

Просмотр

телепередач

Ночной сон

I

До 1 часа (со II полугодия)

4 часа

0,5-1 час

0,5 часа

11,0-10,5 часов

II

До 1,5 часов

3,5 часа

1-2 часа

1 час

11,0-10,5 часов

III

до 2 часов

3,5 часа

1-2 часа

1,5 часа

11,0-10,5 часов

IV

до 2 часов

3,5 часа

1-2 часа

1,5 часа

10,5 часов

V

до 2,5 часов

3 часа

1-2 часа

1,5 часа

10,5 часов

VI

до 2,5 часов

2,5 часа

1-2 часа

1,5 часа

10,0 часов

VII

до 3 часов

2,5 часа

1-3 часа

2,5 часа

9,5 часов

VIII

до 3 часов

2,5 часа

1-3 часа

2,5 часа

9,5 часов

IX

до 4 часов

2,5 часа

1-3 часа

2,5 часа

9,0 часов

X-XI

до 4 часов

2,5 часа

1-3 часа

2,5 часа

9,0-8,5 часов


1.3. Основные компоненты режима дня

Основными компонентами режима дня школьника являются: сон, прогулки, учеба в школе и дома, игры, питание, помощь по дому. В литературных источниках я изучила следующие компоненты режима дня: сон, питание, физический труд, учебные занятия дома, свободное время.

Очень важным в режиме дня школьника является сон. Нормальная длительность сна зависит от возраста. Для четвероклассника ночной сон должен составлять 10 часов. За это время наш организм наберется сил и энергии для следующего дня. Излишне продолжительный сон так же вреден, как и недосыпание. Непосредственно перед отходом ко сну не рекомендуется чтение, подвижные шумные игры и развлечения. Помещение затемняют, устраняют по возможности все шумы, резкие запахи, снимают с себя верхнюю одежду и т. д. В комнате должен быть свежий воздух. Для этого рекомендуется постепенно привыкать ко сну с открытой форточкой - летом и зимой. Наиболее здоровая температура воздуха жилой комнаты - 18°С.

Режим питания. Пища должна приниматься через приблизительно равные промежутки времени, каждый день в одни и те же часы. У школьников должен быть 4 - 5-кратный прием пищи, примерно с 3 - 4-часовыми перерывами. Каждый раз при этом организм получает из еды необходимые для него питательные вещества: белки, жиры, углеводы и витамины. Все эти вещества нужны нашим клеткам и другим органам. Чтобы они росли правильно работали. Перед уходом в школу необходимо завтракать. Во время принятия пищи недопустимо чтение, просмотр телепередач, нельзя вести волнующих разговоров.

Полезные продукты: Неполезные продукты:

Рыба, кефир, геркулес, Чипсы, пепси, фанта, торты,

морковь, лук, капуста, жирное мясо, «сникерс»

яблоки, груши, творог, шоколадные конфеты, подсолнечное масло. сало.

Современный человек на работе и дома очень мало двигается. От этого весь организм хуже работает, особенно тяжело приходится сердцу. Следует чередовать умственный и физический труд. В режиме дня должно быть время для спортивных занятий в секциях и клубах, прогулок на велосипеде, роликах, лыжах. Начать день необходимо с утренней зарядки. Летом зарядку лучше делать на свежем воздухе, а зимой - в хорошо проветриваемом помещении. В школу и обратно следует ходить пешком в любую погоду. Прогулки должны быть до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность прогулок для четвероклассника - 3,5 часа.

Рассмотрим особенности учебных занятий дома. Вернувшись из школы, школьник должен пообедать и обязательно отдохнуть около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Через 30-40 минут следует проводить 15 минутные перерывы с физкультминуткой под музыку. Во время подготовки уроков не должно быть отвлекающих моментов (телевизор, телефон, планшет, разговоры). Следует готовить уроки в день получения задания.

В свободное время можно заняться чтением, играми, просмотром телевизионных передач, занятиями музыкой, рисованием, спортом, помощью родителям. Необходимо учитывать и ограничивать, работу с компьютером, телепередачи, для избегания нагрузки на зрение.
Длительность занятий в кружках, спортивных секциях, клубах для нас возможна в пределах 1-2 часов. Заниматься следует не более чем в двух кружках. В свободное время можно сходить в кино или погулять с друзьями. Следует также оказывать посильную помощь в семье. Не надо планировать на один день много мероприятий. Следует быть точными в своих обещаниях.




Глава II.

Практические основы исследования.

Основным методом исследования режима дня был опрос. Учащимся 4 «В» класса (17 учащихся: 7 девочек и 10 мальчиков) была предложена анкета «Мой режим дня» (Приложение 1). Анкетирование проведено в апреле 2015 года. Результаты анкеты были проанализированы:

Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»

Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»

Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»

Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»

Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»



Из полученных наблюдений я сделала следующие выводы, что режим дня соблюдают всего 49% учащихся нашего класса, успеваемость нашего класса всего 55%, не умеют рационально использовать в течении дня свое время больше половины детей, что составляет 40%, в спортивных секциях занимаются всего 47%.

На основании полученных результатов я установила, что эти показатели можно улучшить, если будет выполняться режим дня. Моим одноклассникам я предложила рациональный режим дня, а строгое соблюдение возложить на их родителей.

Режим дня (примерный вариант):

7.00 - подъем.

Утром зазвонил будильник

Мне будильник ни к чему,

Потому, что без звоночка

Встать так рано я могу!


7.00-7.30 - самообслуживание, гимнастика, умывание, уборка постели.

Волшебная водичка
На розовое личико,
Ручеек из сказки
На носик и на глазки,
Брызги из кадушки
На щечки и на ушки



Занимаюсь я зарядкой,
По утрам, по вечерам.
Со здоровьем всё в порядке,
Что советую я Вам.


7.30-7.50 - завтрак.

Съели завтрак, попрощались,

Быстро в школу собирались.

Здравствуй школа!

Здравствуй класс!

Ждёт учительница нас.


7.50-8.15 - дорога в школу.

Утром , по дороге в школу,

Свежим воздухом дышу,

Жду подружку я у дома,

Вместе с ней теперь иду.

Мы немного поболтаем,

Посмеёмся ведь тогда

Нам дорога в школу длинной

Не наскучит никогда.


8.30-12.30 (13.00) -занятия в школе.

За звонком звенит звонок,

Точно в срок идёт урок,

Нужно очень много знать,

Чтоб полезным в жизни стать.

Чтобы грамотнее стать…
Надо книжки почитать
И задачи все решить,
Чтоб пятёрку получить!


13.00-14.30 - обед, отдых, помощь дома по хозяйству.

Полдник съели, погуляли,

Поработали опять:

Из портфеля мы достали

Свой учебник и тетрадь.


14.30-16.00 - игры на воздухе.

Игры, чтение
Хорошо, когда готов
Ты к урокам школьным.
Забивай хоть сто голов!!!
Нагуляйся в волю!!!
16.00-17.00 - приготовление уроков.
17.00-19.00 - свободные занятия (по выбору детей).

В магазин мы сходим сами,

пол в квартире подметём.

Чтобы легче было маме,

Мы поможем ей во всём.



19.00 - ужин.

В магазин мы сходим сами,

пол в квартире подметём.

Чтобы легче было маме,

Мы поможем ей во всём.


19.00-20.30 - свободное время.
20.30-21.00 - подготовка к сну (личная гигиена)

Ждёт зубной порошок и журчит водица:

«Не забудь, мой дружок, перед сном умыться!»

Пусть приходит крепкий сон.

Всем на свете нужен он.



На протяжении полугода я проводила цикл мероприятий, направленных на пропаганду режима дня:

- просмотр комедийных мультфильмов о режиме дня.

- ребятам моего класса были розданы буклеты с пропагандой режима дня.

- проведены классные часы с привлечением медицинского работника и психолога.

Медицинский работник Татьяна Николаевна рассказывала о пользе зарядки, правильном питании, как правильно чистить зубы, для чего нужны прогулки на свежем воздухе, сколько времени можно проводить у телевизора и компьютера, о пользе здорового образа жизни.

Психолог нашей школы Ольга Вячеславовна проводила беседы о самооценки, толерантности, о сотрудничестве, доверительной атмосфере в классе.

По истечении полугода и проведенной пропаганды режима дня, я провела повторный опрос учащихся 4 «В» класса (17 учащихся: 7 девочек и 10 мальчиков). Была предложена анкета «Мой режим дня» (Приложение 1). Результаты анкеты следующие:

Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»

Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»

Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»

Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»

Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»

Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»

Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»

Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»

Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»

Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»

Исследовательский проект «Режим дня - необходимый фактор здорового образа жизни младшего школьника»

Из полученных наблюдений я сделала следующие выводы, что режим дня стали соблюдать 80% учащихся нашего класса, что на 31% больше, чем в начале исследования. Успеваемость нашего класса стала 74%, это на 14% больше. 80% стали рационально использовать в течении дня свое время, это на 40% больше первых результатов анкетирования. В спортивных секциях заниматься стали 65%.

Таким образом видим, что при соблюдении режима дня работоспособность остается высокой на протяжении всего периода бодрствования, определённый ритм деятельности всего организма, помогает и способствует укреплению здоровья, воспитывает силу воли, приучает к дисциплине, повышается успеваемость у детей, ребята умеют рационально использовать в течении дня свое время, больше детей стали заниматься в спортивных секциях.





Выводы и рекомендации

Выводы:

  1. Ученики 4В класса имеют представление о режиме дня.

  2. Имеются нарушения в режиме дня.

  3. Большинство школьников проводят свое свободное время насыщенно и с пользой - посещают кружки, музыкальную школу, секции.

  4. Учащиеся 4В класса после исследования стали более ответственно относиться к режиму дня.

  5. При организации режима следует учитывать состояние здоровья своего ребёнка и функциональные особенности данного возрастного периода.

  6. При чётком распорядке дня у ребёнка формируется привычка, когда конкретное время является сигналом для соответствующих действий.

Рекомендации:

  1. Проанализируйте свой режим дня за неделю сравните его с нормами.

  2. Составьте свой режим дня и строго его выполняйте.

  3. Утренний завтрак должен быть обязательным.

  4. Вернувшись из школы, пообедайте и обязательно отдохните.

  5. Начинайте выполнение домашнего задания с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Делайте перерыв через каждый час занятий в течение 15-20 минут.

  6. Прогулки, игры на свежем воздухе обязательны.

  7. Ужинать необходимо не позднее, чем за 1,5-2 ч до сна.

  8. Не экономить время за счет сна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познакомившись со специальной литературой, проведя исследования и опрос (анкетирование), я выяснила: режим дня - это распорядок всех дел и действий, которые нужно совершить в течение дня.

Под режимом дня нельзя понимать что-то постоянное, неизменное. Но какой бы мы не составили режим для семьи, он должен быть прежде всего целесообразен. Любое правило жизни должно быть введено в семье не потому, что кто-то другой его завёл у себя, а исключительно потому, что это необходимо для достижения поставленной разумной цели.

Вторым важным свойством каждого режима является его определённость. Если сегодня нужно чистить зубы, то нужно их чистить и завтра; если сегодня нужно убрать после себя постель, то нужно это сделать и завтра.

Правильный режим должен отличаться обязательностью и не

допускать исключений, кроме таких случаев, когда исключения действительно необходимы и вызываются важными обстоятельствами.

Из книг я узнала, если не выполнять режим дня, не соблюдать привычное для него расписание, он взбунтуется - садишься обедать, а аппетита нет, ложишься спать, а заснуть не можешь, пора вставать, а глаза не раскрываются. Постоянные срывы режима дня ведут к возникновению функциональных нарушений деятельности центральной нервной системы, вызывают различные отклонения в состоянии здоровья, снижают работоспособность, ухудшают успехи в учебной и трудовой деятельности.

Если же всегда придерживаться разумного распорядка - спать и есть, гулять и работать вовремя, организму будет легко работать, вот тогда человек будет чувствовать себя здоровым и бодрым.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Антропова М. В «Школьная гигиена» (м., 1981 г. гл. 4)

2. Богина Т. Л., Терехова Н. Т. «Режим дня в школе».

3. Безруких М.М, Ефимова С.П. Как помочь хорошо учиться? М., 2003.

4. Волшкова Т. В. «Режим дня в жизни школьников» (м., 1979 г.)

Интернет-ресурсы:
1.sosh2046.ru/archives/2106 «Распорядок дня школьника»
2.pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=500&showentry=3705 «Состояние здоровья школьника и режим дня»
3.nachalka.info/parents?note=51 «Режим дня»
4.festival.1september.ru/articles/562838/ «Режим дня»
5.izh.ru/izh/info/35227.html «Режим дня школьника» «Рациональный режим дня»







Приложение 1


Анкета «Мой режим дня»

Во сколько вы просыпаетесь утром?

а) 6.00

б) 7.00

в) 7.30

Как часто ты делаешь зарядку?

а) ежедневно

б) когда заставят родители

в) никогда

Сколько раз ты чистишь зубы?

а) утром и вечером

б) один раз

в) вообще не чищу

Завтракаете ли утром?

а) всегда

б) иногда

в) никогда

Опаздываете ли на занятия?

а) да

б)нет

Сколько времени ты гуляешь?

а) ежедневно от 1,5 ч до 2 часов

б) ежедневно, но меньше часа

в) иногда, по выходным

Когда ты ложишься спать?

а) в 21. 00 - 21. 30

б) после 22 часов

в) после 24 часов

Сколько времени ты проводишь у телевизора?

а) не больше 1,5 часов, с перерывом

б) больше 3-х часов

в) смотрю всё, что мне нравится и сколько хочется

Сколько времени ты тратишь на уроки?

а) около 1,5 часов

б) почти 2 часа

в) больше 3-х часов

Ходишь ли ты в спортивную секцию?

а) да

б) нет

Приложение 2

Цель: создать особую комфортную, доверительную атмосферу.

Педагог-психолог: - Здравствуйте, ребята! Друзья мои, когда вы встречаетесь, какое самое первое слово говорите при встрече? (Здравствуйте.)

- Что желаем мы, когда говорим слово "здравствуйте"?

(Здоровья)

- Какими еще словами можно поздороваться? (Добрый день.)

- А что желаем, когда говорим: добрый день? (Желаем добра.)

- Сейчас мы поучимся друг друга ласково приветствовать - встанем в круг, и я буду передавать игрушку рядом стоящему со словами: «Здравствуй, Ольга!», а вы все вместе повторять ласковое имя: «Здравствуй, Оленька!» и так далее». (Игра заканчивается, когда игрушка вновь окажется у психолога).

Упражнение «Мое настроение»

Педагог-психолог: - Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Сейчас я вам покажу картинки. Что это? (Облака). Посмотрите на облака. Что с ними? (У них разное настроение). А по каким признакам вы определили, что одни облака веселые, а другие грустные? (По улыбкам). Молодцы! Выберите облачко, у которого такое же настроение, как у вас.

Обучение навыкам самоанализа.

Педагог-психолог: - Ребята, как вы думаете, почему мы все такие разные? Да потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности - у нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями, дружили с разными людьми - все это отложило на нас особый отпечаток. Каждый человек уникален и по-своему неповторим. И хотя мы такие разные, нужно научиться сосуществовать, дружить, общаться и терпимо относиться к особенностям характера и внешности других людей. Это важно помнить и в семье, и в обществе. Ребята, я бы хотел узнать в связи с этим, а как вы понимаете слово "конфликт" или какие ассоциации вызывает у вас это слово?

Конфликт - это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и подробностей одного человека.

Упражнение «Мы разные, но похожие»

Педагог-психолог: - Нас всех что-то объединяет, а в чем-то мы отличаемся. Давайте подумаем, в чем наше сходство, а в чем различие. Попробуем ответить на такие вопросы: Национальность влияет на взаимоотношения людей? Как общаются между собой пожилые и молодые люди? Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

- А теперь - задание. Нужно разделяться на пары и назвать по 2 схожие черты и 2 отличающие вас черты. После этого за 30 секунд нужно объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т.д.

- Бывает так, что наше мнение и мнение окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов. Как вы думаете, почему возникают конфликтные ситуации?

(Ответы детей):

· не понимают друг друга;

· не уступают друг другу;

· не умеют сдерживаться;

· не принимают чужого мнения;

· хотят всегда быть главным;

· не умеют слушать других;

· делают назло и т.д.

Вывод: самое важное при общении с другими людьми - это владеть собой при общении, принимать чужое мнение, уметь слышать других, очень важно сформи-ровать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, и тогда многих проблем можно избежать. Все это есть черты толерантности, т.е. терпимости. Давайте проверим себя - насколько каждый из вас обладает чертами толерантной личности.

Упражнение «Насколько я терпимый?»

Цель: дать возможность учащимся оценить степень своей толерантности.

Участники получают бланки опросника (См. Приложение). Бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.

Педагог-психолог: - Ребята, вы видите здесь 12 характеристик, свойственных толерантной личности.

Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех черт, которые у Вас наиболее выражены; «0» напротив тех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех черт, которые наиболее характерны для толерантной личности. На заполнение опросника - 3 минуты.

- Теперь помогите мне заполнить бланк опросника, прикреплённый на доску. Поднимите руки те, кто отметил в колонке В первое качество. (Число отметив-ших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчиты-вается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности. Таким образом, участники получают возможность сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой.

Игра "Комплименты".

Цель: повышение чувства уверенности, эмоциональная разрядка.

Педагог-психолог: - А теперь давайте немного разомнемся и поиграем. Вы же все любите, когда вас хвалят и говорят приятные вещи, не так ли? Предлагаю вам игру «Комплименты»!

Дети, встав в круг, бросают друг другу мяч и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников группы. Имя соседа произносят в ласковой форме и говорят то, что в нем нравится (Например, «У Леночки красивые длинные волосы», «Надюша прекрасно рисует», «Димочка - хороший друг, он очень добрый»).

Обсуждение:

1. Что вы испытывали, произнося комплименты?

2. Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты?

3. Испытывали ли вы какие-то сложности в ходе придумывания комплементов? Какие?

Ответы детей

Педагог-психолог: - Ребят, вот я услышал комплимент про доброту. А есть ли, на ваш взгляд, разница между словами «добрый» и «добренький»?

(Добренький только кажется добрым. На самом деле он не будет бескорыстно совершать хорошие поступки.)

Рефлексия

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.

Педагог-психолог: - Ребята, вот и заканчивается наше занятие, попробуем подвести итог:

· Что нового, интересного узнали на занятии?

· Что было самым трудным?

· Что понравилось - не понравилось сегодня?

· Какие приёмы для вас наиболее приемлемы для решения в жизни проблемных ситуаций?

Педагог-психолог: - А напоследок выполним такое творческое задание - вырастим волшебное Доброе дерево! Пусть на нем распустятся яркие разноцветные листочки. Напишите на листочках свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности и доброжелатель-ности. А теперь приклеим их на дерево. (Звучит негромкая лирическая музыка для создания необходимой атмосферы. Дети пишут на заранее заготовленных разноцветных кленовых/дубовых/каштановых и т.п. листочках примерные варианты и прикрепляют их на доску к нарисованному дереву):

- Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых

- Не ссориться, стараться понять друг друга

- Не обращать внимания на национальность, религию, внешность, привычки

- Больше общаться, узнавать друг друга

- Уважать друг друга, стараться самому стать лучше

Педагог-психолог: - Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами. Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте. Будьте надежными: честными, правдивыми, выполняйте свои обещания. Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными. Будьте щедрыми. И все это вам поможет жить в мире!

Приложение

Черты толерантной личности

А

В

1. Бескорыстие

2. Снисходительность

3. Терпение

4. Чувство юмора

5. Чуткость

6. Доверие

7. Способность к сопереживанию

8. Терпимость к различиям

9. Умение слушать

10. Доброжелательность

11. Умение не осуждать других

12. Гуманизм


© 2010-2022