- Преподавателю
- Физкультура
- Спортивные секции в школе. Рабочие программы
Спортивные секции в школе. Рабочие программы
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зубков В.В. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Утверждаю _______________Хрулёв М. К.
Программа обучения игре в волейбол
(для учащихся 5 -11 классов,)
Составитель: Зубков В.В
Пояснительная записка
Волейбол - спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера.
Каждая команда состоит из 6 игроков, которые действуют в своих зонах. Игроков, находящихся у сетки (зоны 2,3,4) называют игроками передней линии, остальных - игроками задней линии. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся:
-
подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;
-
действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;
-
постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение волейбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:
-
доступностью игры для любого возраста;
-
возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи;
-
простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.
Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся:
-
чувства коллективизма;
-
настойчивости, решительности, целеустремлённости;
-
внимания и быстроты мышления;
-
способности управлять своими эмоциями;
-
совершенствованию основных физических качеств.
Данная программа по волейболу направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий.
В ходе изучения данной программы по волейболу учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.
Практический раздел программы предусматривает:
-
овладение техникой основных приёмов нападения и защиты;
-
формирование навыков деятельности игрока совместно с партнёрами на основе взаимопонимания и согласования;
-
приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по волейболу;
-
содействие общему физическому развитию и направленное совершенствование физических качеств применительно к данному виду спорта.
Программа рассчитана на изучение, закреплениние, совершенствование полученных навыков и освоение более глубоких приёмов в течение года, избранного вида спорта, по следующим разделам:
1. Общие основы волейбола.
2. Изучение и обучение основам техники волейбола.
3 Изучение и обучение основам тактики игры.
4. Основы физической подготовки в волейболе
5. Воспитание физических качеств занимающихся волейболом
Цели и задачи программы:
Для всестороннего развития личности необходимо школьником:
-
овладеть основами физической культуры;
-
приобретение крепкого здоровья;
-
развить двигательные качества (силу, выносливость, гибкость, координированные движения, быстроту реакции);
-
развить чувство ритма и такта, привить любовь к спорту.
Для решения этой цели обеспечиваются следующие задачи:
1. Оздоровительные:
-
выработка устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды;
-
способствовать укреплению здоровья;
-
содействие гармоничному физическому развитию;
-
развитие двигательных способностей;
-
всестороннее воспитание двигательных качеств;
-
создание надежной базы физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта и т.д.
-
укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
2. Образовательные:
-
обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
-
развить необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);
-
обучить правильному выполнению упражнений.
3. Воспитательные:
-
выполнение сознательных двигательных действий;
-
любовь к спорту;
-
чувство ответственности за себя, а также волю, смелость, активность;
-
воспитанию нравственных и волевых качеств;
-
привлечение учащихся к спорту;
-
устранение вредных привычек.
Задачи изучения дисциплины:
В результате изучения дисциплины учащиеся должны
знать:
1. Теоретические и методические основы системы физического воспитания.
2. Анатомо-физиологические особенности развития организма детей и влияние различных упражнений на развитие организма.
3. Технику и тактику игры, методы обучения.
4. Правила соревнований, методику организации и проведения соревнований различного уровня.
5. Методику записи игр, обработки и анализа собранного материала.
6. Методические приемы обучения групповым и командным действиям.
7. Методы врачебного контроля в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.
8. Систему управления физкультурным движением в стране.
уметь:
1. Проводить воспитательную работу с учащимися, помогать адаптироваться вновь прибывшими.
3. Работать с литературными источниками.
4. Проводить с группой, классами подготовительную часть занятия, занятие в целом, подбирать упражнения и составлять комплексы по физической подготовке.
5. Овладеть навыками судейства.
6. Обучить техническим приемам, подбирать упражнения для исправления ошибок в технике.
7. Уметь провести занятия с командами младших и старших школьников.
8. Уметь определять и исправлять ошибки у игроков и у самих себя.
9. Записывать игры, анализировать материал.
10. Провести учебно -тренировочные занятия по обучению и совершенствованию приемов тактики игры.
Содержание программы
Тематическое планирование материала
№ 1
Правила игры и
методика судейства.
Правила игры и методика судейства соревнований.
Упрощенные правила игры
Действующие правила игры.
Методика судейства соревнований.
Терминология и жестикуляция.
план
факт
Изучение техники игры в волейбол
Перемещения ( 3 ч. )
№2
Стартовые стойки
Устойчивая, основная;
- статическая стартовая стойка;
- динамическая стартовая стойка.
8.09
№3
Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в нападении
Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места).
13.09
№4
Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в защите
Техника стоек, перемещений волейболиста в защите. Ходьба обычным шагом (бег), с крестным шагом (бег), приставным шагом (бег).
Выпады: вперед, в сторону.
Остановки: скачком, шагом, двумя сверху, вперед (короткие, средние, длинные) на месте.
15.09
Обучение техники подачи мяча ( 10 ч.)
№5
№6
№7
Обучение технике нижней прямой подачи
- подводящие упражнения для обучения нижней прямой подаче;
- специальные упражнения для обучения нижней прямой подаче;
20.09
22.09
27.09
№8
№9
Обучение технике нижней
боковой подачи
- подводящие упражнения для обучения нижней боковой подаче;
- специальные упражнения для обучения нижней боковой подаче;
29.09
4.10
№10
№11
№12
Обучение технике верхней прямой подачи
- подводящие упражнения для обучения верхней прямой подаче;
- специальные упражнения для обучения верхней прямой подаче;
6.10
11.10
13.10
№13
№14
Обучение укороченной подачи
- специальные упражнения для обучения укороченной подаче
- подача на точность;
18.10
20.10
Передачи мяча (10 ч.)
№15
№16
№17
№18
Обучения технике верхних передач
Техника передачи двумя сверху
Техника передачи в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные).
двумя с поворотом, без поворота одной рукой.
25.10
27.10
8.11
10.11
№19
№20
№21
Обучения технике передач в прыжке (отбивание кулаком выше верхнего края сетки).
- подводящие упражнения для обучения:
- с набивными мячами, с баскетбольными мячами;
- специальные упражнения в парах на месте;
- специальные упражнения в парах с перемещением;
- специальные упражнения в тройках;
- специальные упражнения у сетки
15.11
17.11
22.11
№22
№23
№24
Обучение технике передач снизу
- подводящие упражнения с набивными мячами;
- имитационные упражнения с волейбольными мячами;
- специальные упражнения индивидуально у стены;
- специальные упражнения в группах через сетку;
- упражнения для обучения передаче одной снизу
24.11
29.11
1.12
Техника нападающего удара ( 5 ч.)
№25
№26
№27
№28
№29
Обучение технике нападающих ударов (по ходу)
Обучение технике нападающих ударов с переводом вправо (влево)
- подводящие упражнения с набивным мячом;
- упражнения для обучения напрыгиванию;
- упражнения с теннисным мячом;
- упражнения для обучения замаху и удару по мячу;
- специальные упражнения у стены в опорном положении;
- специальные упражнения у стены в прыжке (в парах);
- специальные упражнения с мячом и резиновыми амортизаторами;
- специальные упражнения на подкидном мостике;
- специальные упражнения в парах через сетку;
6.12
8.12
13.12
15.12
20.12
Техника защиты (9 ч.)
№30
№31
№32
№33
Обучение технике приема подач двумя руками снизу
Обучение технике приема подач двумя руками сверху
Приём мяча, отражённого сеткой
- упражнения для обучения перемещению игрока;
- имитационные упражнения с баскетбольными мячами по технике приема подачи (на месте, после перемещения);
- специальные упражнения в парах без сетки;
- специальные упражнения в тройках без сетки;
- специальные упражнения в паре через сетку.
22.12
27.12
10.01
12.01
№34
№35
Обучение технике приема мяча с падением
- на спину, бедро-спину, набок, на голени, кувырок,
на руки - грудь
17.01
19.01
№36
№37
№38
Обучение технике блокирования (подвижное, неподвижное)
Групповое блокирование
Страховка при блокировании
- упражнения для обучения перемещению блокирующих игроков;
- имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после перемещения);
- имитационные упражнения по технике блокирования с баскетбольными мячами (в паре);
- специальные упражнения по технике блокирования через сетку (в паре);
- упражнения по технике группового блока (имитационные, специальные)
24.01
26.01
31.01
Изучение тактики игры в волейбол
Тактика нападения (5 ч.)
№39
№40
№41
Обучение и совершенствование индивидуальных действий
Групповые взаимодействия.
Характеристика командных действий в нападении. Условные названия тактических действий в нападении. Функции игроков.
Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Определение
эффективности игры в нападении игроков и команды в целом
2.02
7.02
9.02
№42
№43
Обучение индивидуальным тактическим действиям
При выполнении вторых передач, подбор упражнений, составление комплексов упражнений для развития быстроты перемещений
14.02
16.02
Тактика защиты (5 ч.)
№44
№45
Обучение и совершенствование индивидуальных действий
Групповые взаимодействия.
Характеристика командных действий.
Взаимодействие игроков.
Определение эффективности игры в защите игроков и команды в целом.
21.02
28.02
№46
№47
№48
Обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении первых передач на удар
Обучение технике передаче в прыжке: откидке, отвлекающие действия при вторых передачах.
Подбора упражнений для воспитания быстроты ответных действий.
Упражнения на расслабления и растяжения.
Обучение технике бокового нападающего удара, подаче в прыжке.
Подбор упражнений для совершенствования ориентировки игрока.
Обучения тактике подач, подач в прыжке СФП.
Подбор упражнений для развития ловкости, гибкости.
1.03
6.03
13.03
Тактика игры (23 ч.)
№49
№50
Обучения тактике нападающих ударов
Нападающий удар задней линии. СФП.
Подбор упражнений для развития специальной силы.
15.03
20.03
№51
обучения индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока
Упражнения для развития прыгучести.
Нападающий удар толчком одной ноги.
Учебная игра.
22.03
№52
№53
№54
обучения отвлекающим действиям при нападающем ударе
Упражнения для развития гибкости.
Обучение технико-тактическим действиям нападающего игрока (блок-аут).
Упражнения для развития силы (гантели, эспандер). Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Упражнения для развития быстроты перемещений.
3.04
5.04
10.04
№55
№56
Обучение групповым действиям в защите внутри линии и между линиями
Подбор упражнений для воспитания прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста.
Учебная игра.
12.04
17.04
№57
Применение элементов гимнастики и акробатики в тренировке волейболистов
Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны
Учебная игра.
19.04
№58
Применение элементов баскетбола в занятиях и тренировке волейболистов
Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока.
Учебная игра.
24.04
№59
№60
Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме подач
Обучение приему мяча от сетки.
Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме нападающих ударов.
Развитие координации.
Учебная игра.
26.04
2.04
№61
Обучения взаимодействиям нападающего и пасующего
Передача мяча одной рукой в прыжке.
Учебная игра.
3.04
№62
№63
№64
Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии
Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары).
Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии.
Подбор упражнений для развития взрывной силы.
Учебная игра.
8.05
10.05
11.05
№65
№66
Обучение командным действиям в нападении
Учебная игра с заданием.
15.05
17.05
№67
№68
Обучение командным действиям в защите
Учебная игра с заданием.
22.05
24.05
Контрольные нормативы по основам технической подготовки
в волейболе в группе дополнительного обучения
№ норматива
п/п
Контрольные нормативы
1год обучения
2 год обучения
Оценка
н
с
в
н
с
в
1
Верхняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)
Юн.
12
14
16
12
14
16
Дев.
9
11
14
9
11
14
2
Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)
Юн.
10
12
14
10
12
14
Дев.
8
10
12
8
10
12
3
Передача мяча в парах,
без потерь. Расстояние 5-6 м (кол-во раз)
Юн.
17
20
25
17
20
25
Дев.
12
15
20
12
15
20
4
Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в площадку
Юн.
5
10
15
-
-
-
Дев.
3
6
10
-
-
-
5
Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в левую/ правую половину площадки, по заданию преподавателя
Юн.
2
3
4
3
4
5
Дев.
1
2
3
2
3
4
6
Передача на точность через сетку, из зоны 4 в зону 6,из 5 попыток
Юн.
3
4
5
3
4
5
Дев.
3
4
5
3
4
5
7
Нижние передачи над собой
Юн.
15
20
25
20
25
30
Дев.
10
15
20
15
20
25
8
Верхние передачи над собой
Юн.
15
20
25
20
25
30
Дев.
10
15
20
15
20
25
Н - низкий показатель; С - средний показатель; В - высокий показатель;
Заключение
Занимаясь волейболом в школе, учащиеся получают сведения по истории развития волейбола, знакомятся с правилами игры, основами методики обучения и тренировки, методами и средствами физической, технической, тактической, психологической и другими видами подготовки. Они получают также знания по гигиене, режиму питания, профилактике травматизма. На занятиях по волейболу учащиеся укрепляют свое здоровье, развивают специальные физические качества, овладевают элементами техники и тактики игры, повышают спортивное мастерство.
Поскольку выполнение отдельных игровых приемов волейбола не связано с проявлением больших усилий, с резкими движениями и статической работой, то эти приемы можно использовать для занятий в специальных учебных подгруппах.
По мнению медиков, выполнение передач мяча, подач и блокирований является хорошим корригирующим средством. При условии правильной методики занятий волейболом у занимающихся становится реже сердечный ритм, снижаются артериальное давление и частота дыхания в состоянии покоя. В связи с этим занятия волейболом должны широко использоваться в работе со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Как показывает практика работы, основной контингент учащихся зачисляется в подготовительное отделение для занятий в группах ОФП и в группах, где обучение проводится по принципу совершенствования в избранном виде спорта. Школьники направляются в созданные группы в соответствии с их подготовленностью и, главное, с учетом желания заниматься тем или иным видом спорта.
Целесообразность занятий со спортивной направленностью подтверждена рядом экспериментальных педагогических и физиологических исследований. Поэтому, наряду с традиционными занятиями волейболом в группах ОФП, необходимо создавать специализированные группы по волейболу.
Литература
Основная:
Колодницкий Г. А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов.
1.Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. - М.: Терра-Спорт, 2001
(Правила соревнований)
2. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. - Омск: СибГАФК, 2002
Дополнительная:
3. Амалин М.Е. Тактика волейбола. - М.: Физкультура и спорт, 1962
4. Ахмеров Э.К. Волейбол в школе - М.: Просвещение, 1974
.
5. Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. - Минск: Нар.асвета,1981
6. Голомазов В.А., Ковалев В.Д.; Мельников А.Г. Волейбол в школе. - М.: Просвещение, 1989.
7. Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов: Учеб. пособие для
тренеров. - М.: Физкультура и спорт, 1967
8. Железняк Ю.Д. Волейбол: методика обучения школьников 11-14 лет. - М.- 1961.
9. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М.: Физкультура и спорт, 1978
10. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу: Учеб. пособие для начинающих. - М.: Физкультура и
спорт, 1965.
11. Железняк Ю.Д., Шулятьев В.М., Вайнбаум Я.С. Волейбол: Учеб. программа для ДЮСШ и
ДЮСШОР.- Омск.: ОмГТУ, 1994.
12. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт,
1988.
13. Ивойлов А.В. Волейбол: Техника, тактика, тренировка. - Минск: Высшая школа, 1972
14. Клещев Ю.Н. Учебно-тренировочная работа с юными волейболистами (15-16 лет): Методич.
материалы. - М., 1962.
15. Клещев Ю.Н., Тюрин В.А., Фураев Ю.П. Тактическая подготовка волейболистов.
13