Спортивные секции в школе. Рабочие программы

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю _______________Хрулёв М. К.










Программа обучения игре в волейбол

(для учащихся 5 -11 классов,)









Составитель: Зубков В.В


Пояснительная записка

Волейбол - спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера.

Каждая команда состоит из 6 игроков, которые действуют в своих зонах. Игроков, находящихся у сетки (зоны 2,3,4) называют игроками передней линии, остальных - игроками задней линии. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся:

  • подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;

  • действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;

  • постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.

В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение волейбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:

  • доступностью игры для любого возраста;

  • возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи;

  • простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.

Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся:

  • чувства коллективизма;

  • настойчивости, решительности, целеустремлённости;

  • внимания и быстроты мышления;

  • способности управлять своими эмоциями;

  • совершенствованию основных физических качеств.

Данная программа по волейболу направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий.

В ходе изучения данной программы по волейболу учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.

Практический раздел программы предусматривает:

  • овладение техникой основных приёмов нападения и защиты;

  • формирование навыков деятельности игрока совместно с партнёрами на основе взаимопонимания и согласования;

  • приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по волейболу;

  • содействие общему физическому развитию и направленное совершенствование физических качеств применительно к данному виду спорта.

Программа рассчитана на изучение, закреплениние, совершенствование полученных навыков и освоение более глубоких приёмов в течение года, избранного вида спорта, по следующим разделам:


1. Общие основы волейбола.
2. Изучение и обучение основам техники волейбола.
3 Изучение и обучение основам тактики игры.
4. Основы физической подготовки в волейболе

5. Воспитание физических качеств занимающихся волейболом



Цели и задачи программы:

Для всестороннего развития личности необходимо школьником:

  • овладеть основами физической культуры;

  • приобретение крепкого здоровья;

  • развить двигательные качества (силу, выносливость, гибкость, координированные движения, быстроту реакции);

  • развить чувство ритма и такта, привить любовь к спорту.

Для решения этой цели обеспечиваются следующие задачи:

1. Оздоровительные:


  • выработка устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды;

  • способствовать укреплению здоровья;

  • содействие гармоничному физическому развитию;

  • развитие двигательных способностей;

  • всестороннее воспитание двигательных качеств;

  • создание надежной базы физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта и т.д.

  • укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

2. Образовательные:


  • обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  • развить необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);

  • обучить правильному выполнению упражнений.

3. Воспитательные:


  • выполнение сознательных двигательных действий;

  • любовь к спорту;

  • чувство ответственности за себя, а также волю, смелость, активность;

  • воспитанию нравственных и волевых качеств;

  • привлечение учащихся к спорту;

  • устранение вредных привычек.



Задачи изучения дисциплины:


В результате изучения дисциплины учащиеся должны


знать:


1. Теоретические и методические основы системы физического воспитания.


2. Анатомо-физиологические особенности развития организма детей и влияние различных упражнений на развитие организма.


3. Технику и тактику игры, методы обучения.


4. Правила соревнований, методику организации и проведения соревнований различного уровня.


5. Методику записи игр, обработки и анализа собранного материала.


6. Методические приемы обучения групповым и командным действиям.


7. Методы врачебного контроля в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.


8. Систему управления физкультурным движением в стране.


уметь:


1. Проводить воспитательную работу с учащимися, помогать адаптироваться вновь прибывшими.


3. Работать с литературными источниками.


4. Проводить с группой, классами подготовительную часть занятия, занятие в целом, подбирать упражнения и составлять комплексы по физической подготовке.

5. Овладеть навыками судейства.


6. Обучить техническим приемам, подбирать упражнения для исправления ошибок в технике.


7. Уметь провести занятия с командами младших и старших школьников.


8. Уметь определять и исправлять ошибки у игроков и у самих себя.


9. Записывать игры, анализировать материал.


10. Провести учебно -тренировочные занятия по обучению и совершенствованию приемов тактики игры.

Содержание программы

Тематическое планирование материала

№ 1



Правила игры и

методика судейства.


Правила игры и методика судейства соревнований.

Упрощенные правила игры

Действующие правила игры.

Методика судейства соревнований.

Терминология и жестикуляция.

план

факт

Изучение техники игры в волейбол

Перемещения ( 3 ч. )



№2


Стартовые стойки

Устойчивая, основная;

- статическая стартовая стойка;

- динамическая стартовая стойка.

8.09


№3


Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в нападении

Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места).

13.09



№4



Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в защите

Техника стоек, перемещений волейболиста в защите. Ходьба обычным шагом (бег), с крестным шагом (бег), приставным шагом (бег).

Выпады: вперед, в сторону.

Остановки: скачком, шагом, двумя сверху, вперед (короткие, средние, длинные) на месте.

15.09

Обучение техники подачи мяча ( 10 ч.)




№5

№6

№7


Обучение технике нижней прямой подачи

- подводящие упражнения для обучения нижней прямой подаче;
- специальные упражнения для обучения нижней прямой подаче;

20.09

22.09

27.09


№8

№9

Обучение технике нижней

боковой подачи

- подводящие упражнения для обучения нижней боковой подаче;
- специальные упражнения для обучения нижней боковой подаче;

29.09

4.10


№10

№11

№12

Обучение технике верхней прямой подачи

- подводящие упражнения для обучения верхней прямой подаче;
- специальные упражнения для обучения верхней прямой подаче;

6.10

11.10

13.10


№13

№14


Обучение укороченной подачи

- специальные упражнения для обучения укороченной подаче

- подача на точность;

18.10

20.10

Передачи мяча (10 ч.)


№15

№16

№17

№18


Обучения технике верхних передач

Техника передачи двумя сверху

Техника передачи в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные).

двумя с поворотом, без поворота одной рукой.

25.10

27.10

8.11

10.11


№19


№20


№21


Обучения технике передач в прыжке (отбивание кулаком выше верхнего края сетки).

- подводящие упражнения для обучения:

- с набивными мячами, с баскетбольными мячами;
- специальные упражнения в парах на месте;
- специальные упражнения в парах с перемещением;
- специальные упражнения в тройках;
- специальные упражнения у сетки

15.11

17.11

22.11


№22


№23

№24




Обучение технике передач снизу

- подводящие упражнения с набивными мячами;
- имитационные упражнения с волейбольными мячами;
- специальные упражнения индивидуально у стены;
- специальные упражнения в группах через сетку;
- упражнения для обучения передаче одной снизу

24.11

29.11

1.12


Техника нападающего удара ( 5 ч.)





№25


№26


№27


№28


№29



Обучение технике нападающих ударов (по ходу)



Обучение технике нападающих ударов с переводом вправо (влево)

- подводящие упражнения с набивным мячом;
- упражнения для обучения напрыгиванию;
- упражнения с теннисным мячом;
- упражнения для обучения замаху и удару по мячу;
- специальные упражнения у стены в опорном положении;
- специальные упражнения у стены в прыжке (в парах);
- специальные упражнения с мячом и резиновыми амортизаторами;
- специальные упражнения на подкидном мостике;
- специальные упражнения в парах через сетку;

6.12

8.12

13.12

15.12

20.12

Техника защиты (9 ч.)



№30


№31


№32


№33

Обучение технике приема подач двумя руками снизу

Обучение технике приема подач двумя руками сверху

Приём мяча, отражённого сеткой

- упражнения для обучения перемещению игрока;
- имитационные упражнения с баскетбольными мячами по технике приема подачи (на месте, после перемещения);
- специальные упражнения в парах без сетки;
- специальные упражнения в тройках без сетки;
- специальные упражнения в паре через сетку.

22.12

27.12

10.01

12.01


№34


№35


Обучение технике приема мяча с падением

- на спину, бедро-спину, набок, на голени, кувырок,

на руки - грудь

17.01

19.01


№36



№37



№38

Обучение технике блокирования (подвижное, неподвижное)

Групповое блокирование

Страховка при блокировании

- упражнения для обучения перемещению блокирующих игроков;
- имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после перемещения);
- имитационные упражнения по технике блокирования с баскетбольными мячами (в паре);
- специальные упражнения по технике блокирования через сетку (в паре);
- упражнения по технике группового блока (имитационные, специальные)

24.01

26.01

31.01


Изучение тактики игры в волейбол

Тактика нападения (5 ч.)


№39


№40


№41


Обучение и совершенствование индивидуальных действий

Групповые взаимодействия.

Характеристика командных действий в нападении. Условные названия тактических действий в нападении. Функции игроков.

Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Определение

эффективности игры в нападении игроков и команды в целом

2.02

7.02

9.02


№42

№43


Обучение индивидуальным тактическим действиям

При выполнении вторых передач, подбор упражнений, составление комплексов упражнений для развития быстроты перемещений

14.02

16.02

Тактика защиты (5 ч.)




№44


№45


Обучение и совершенствование индивидуальных действий

Групповые взаимодействия.

Характеристика командных действий.

Взаимодействие игроков.

Определение эффективности игры в защите игроков и команды в целом.

21.02

28.02




№46


№47


№48



Обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении первых передач на удар

Обучение технике передаче в прыжке: откидке, отвлекающие действия при вторых передачах.

Подбора упражнений для воспитания быстроты ответных действий.

Упражнения на расслабления и растяжения.

Обучение технике бокового нападающего удара, подаче в прыжке.

Подбор упражнений для совершенствования ориентировки игрока.

Обучения тактике подач, подач в прыжке СФП.

Подбор упражнений для развития ловкости, гибкости.

1.03

6.03

13.03

Тактика игры (23 ч.)


№49

№50


Обучения тактике нападающих ударов

Нападающий удар задней линии. СФП.

Подбор упражнений для развития специальной силы.

15.03

20.03


№51


обучения индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока

Упражнения для развития прыгучести.

Нападающий удар толчком одной ноги.

Учебная игра.

22.03

№52


№53


№54


обучения отвлекающим действиям при нападающем ударе

Упражнения для развития гибкости.

Обучение технико-тактическим действиям нападающего игрока (блок-аут).

Упражнения для развития силы (гантели, эспандер). Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Упражнения для развития быстроты перемещений.

3.04

5.04

10.04



№55

№56


Обучение групповым действиям в защите внутри линии и между линиями

Подбор упражнений для воспитания прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста.

Учебная игра.

12.04

17.04


№57


Применение элементов гимнастики и акробатики в тренировке волейболистов

Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны

Учебная игра.

19.04


№58


Применение элементов баскетбола в занятиях и тренировке волейболистов

Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока.

Учебная игра.

24.04


№59


№60


Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме подач

Обучение приему мяча от сетки.

Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме нападающих ударов.

Развитие координации.

Учебная игра.

26.04

2.04


№61


Обучения взаимодействиям нападающего и пасующего

Передача мяча одной рукой в прыжке.

Учебная игра.

3.04


№62


№63


№64


Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии

Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары).

Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии.

Подбор упражнений для развития взрывной силы.

Учебная игра.

8.05

10.05

11.05


№65

№66

Обучение командным действиям в нападении

Учебная игра с заданием.

15.05

17.05

№67

№68

Обучение командным действиям в защите

Учебная игра с заданием.

22.05

24.05


Контрольные нормативы по основам технической подготовки
в волейболе в группе дополнительного обучения


№ норматива­
п/п

Контрольные нормативы


1год обучения

2 год обучения

Оценка

н

с

в

н

с

в

1

Верхняя передача мяча в стену, на расстоя­нии не менее одного метра (кол-во раз)

Юн.

12

14

16

12

14

16

Дев.

9

11

14

9

11

14

2

Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)

Юн.

10

12

14

10

12

14

Дев.

8

10

12

8

10

12

3

Передача мяча в парах,
без потерь. Расстоя­ние 5-6 м (кол-во раз)

Юн.

17

20

25

17

20

25

Дев.

12

15

20

12

15

20

4

Подача (нижняя/верхняя), количество попа­даний в площадку

Юн.

5

10

15

-

-

-

Дев.

3

6

10

-

-

-

5

Подача (нижняя/верхняя), количество попа­даний в левую/ правую половину площадки, по заданию преподавателя

Юн.

2

3

4

3

4

5

Дев.

1

2

3

2

3

4

6

Передача на точность через сетку, из зоны 4 в зону 6,из 5 попыток

Юн.

3

4

5

3

4

5

Дев.

3

4

5

3

4

5

7

Нижние передачи над собой

Юн.

15

20

25

20

25

30

Дев.

10

15

20

15

20

25

8

Верхние передачи над собой

Юн.

15

20

25

20

25

30

Дев.

10

15

20

15

20

25

Н - низкий показатель; С - средний показатель; В - высокий показатель;

Заключение

Занимаясь волейболом в школе, учащиеся получают сведения по истории развития волейбола, знакомятся с правилами игры, основами методики обучения и тренировки, методами и средствами физической, технической, тактической, психологической и другими видами подготовки. Они получают также знания по гигиене, режиму питания, профилактике травматизма. На занятиях по волейболу учащиеся укрепляют свое здоровье, развивают специальные физические качества, овладевают элементами техники и тактики игры, повышают спортивное мастерство.

Поскольку выполнение отдельных игровых приемов волейбола не связано с проявлением больших усилий, с резкими движениями и статической работой, то эти приемы можно использовать для занятий в специальных учебных подгруппах.

По мнению медиков, выполнение передач мяча, подач и блокирований является хорошим корригирующим средством. При условии правильной методики занятий волейболом у занимающихся становится реже сердечный ритм, снижаются артериальное давление и частота дыхания в состоянии покоя. В связи с этим занятия волейболом должны широко использоваться в работе со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Как показывает практика работы, основной контингент учащихся зачисляется в подготовительное отделение для занятий в группах ОФП и в группах, где обучение проводится по принципу совершенствования в избранном виде спорта. Школьники направляются в созданные группы в соответствии с их подготовленностью и, главное, с учетом желания заниматься тем или иным видом спорта.

Целесообразность занятий со спортивной направленностью подтверждена рядом экспериментальных педагогических и физиологических исследований. Поэтому, наряду с традиционными занятиями волейболом в группах ОФП, необходимо создавать специализированные группы по волейболу.



Литература

Основная:


Колодницкий Г. А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов.


1.Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. - М.: Терра-Спорт, 2001

(Правила соревнований)

2. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. - Омск: СибГАФК, 2002


Дополнительная:

3. Амалин М.Е. Тактика волейбола. - М.: Физкультура и спорт, 1962

4. Ахмеров Э.К. Волейбол в школе - М.: Просвещение, 1974

.

5. Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. - Минск: Нар.асвета,1981

6. Голомазов В.А., Ковалев В.Д.; Мельников А.Г. Волейбол в школе. - М.: Просвещение, 1989.

7. Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов: Учеб. пособие для

тренеров. - М.: Физкультура и спорт, 1967

8. Железняк Ю.Д. Волейбол: методика обучения школьников 11-14 лет. - М.- 1961.

9. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М.: Физкультура и спорт, 1978

10. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу: Учеб. пособие для начинающих. - М.: Физкультура и

спорт, 1965.


11. Железняк Ю.Д., Шулятьев В.М., Вайнбаум Я.С. Волейбол: Учеб. программа для ДЮСШ и

ДЮСШОР.- Омск.: ОмГТУ, 1994.

12. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт,

1988.

13. Ивойлов А.В. Волейбол: Техника, тактика, тренировка. - Минск: Высшая школа, 1972


14. Клещев Ю.Н. Учебно-тренировочная работа с юными волейболистами (15-16 лет): Методич.

материалы. - М., 1962.


15. Клещев Ю.Н., Тюрин В.А., Фураев Ю.П. Тактическая подготовка волейболистов.

13


© 2010-2022