- Преподавателю
- Физкультура
- Особенности проведения секционных занятий с учётом игровой функции
Особенности проведения секционных занятий с учётом игровой функции
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зайцева И.А. |
Дата | 15.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Особенности проведения секционных занятий с учётом игровой
функции
Техническая подготовка. Юный волейболист должен уметь эффективно выполнять любые технико-тактические действия в нападенил и защите при переходе в команду высшего разряда. При хорошей универсальной подготовленности важно мастерство в выполнении игровой функции в команде (связующего или нападающего). Для этого необходима специализация технической подготовки с учётом игровой функции, индивидуализации учебно-тренировочного процесса в группах спортивного совершенствования.
Связующий. Техническая подготовка связующих игроков - это в первую очередь совершенствование навыков передача мяча сверху двумя руками.
Специализированная подготовка проводится в форме индивидуальных упражнений, упражнений в парах (связующий - связующий; связующий - нападающий), в группах (только связующий, связующий и нападающий).
Поскольку игровая деятельность связующего очень сложна, важно совершенствовать точность передачи и обеспечить ее высокую надежность. Для этого упражнения выполняют различные по отношению к сетке положений (у сетки, из глубины площадки), сочетая их с быстрыми перемещениями, обеспечивающими своевременный выход к мячу. Связующий должен научиться, до последнего момента, скрывать свои намерения, активно использовать отвлекающие действия. Это особенно важно с ростом тенденций снижения высоты передач для нападающих ударов, усложнения тактических комбинаций. Связующие должны в совершенстве владеть блокированием. Этому также необходимо уделять внимание в процессе специализированной подготовки.
Нападающий. Техническая подготовка нападающих игроков предполагает, прежде всего, совершенствование навыков нападающих ударов и блокирования. С развитием тенденции построения нападающих действий со скоростных передач и усложнения комбинации возникает необходимость уменьшить число игроков на приеме подачи до двух: трое нападающих готовятся нападать, связующий выходит к сетке для второй передачи. Практически вся тяжесть при приеме подачи лежится на нападающих, которые в этот момент находятся на задней линии. Вот почему так важно совершенствовать навыки приема мяча с подачи. Как показывают наблюдения, высокое качество приема подачи во многом предопределяет успех нападающих действий команды.
Специализированная подготовка нападающих складывается из индивидуальных упражнений, упражнений в парах (нападающие-нападающий, нападающий - связующий), групповых (два - четыре нападающих и связующий, только нападающие).
Нападающие должны мастерски овладеть основными способами нападающих ударов, как сильнейшей, так и слабейшей рукой. Совершенствует навыки нападающего удара с различных передач, из всех зон у сетки, с задней линии, при противодействии блокирующих, варьируя способы удара. Нападающий должен уметь активно использовать вправо (и наоборот), изменение направления разбега (первоначальна перед связующим, и выход позади него, где и выполняется удар), остановка в разбеге с последующим прыжком к выполнением удара, имитации удара и передача через сетку (одной, обеими руками), имитация и откидки (передача в прыжке партнеру), имитация передачи в прыжке и удар, замах одной рукой, а удар другой.
Для совершенствования навыков блокирования используют упражнения, предложенные ранее, а также те, которые рекомендованы для нападающих - в них вводят блокирование. Однако если раньше блокирующие помогали нападающим, то в данном случае нападающие помогают им совершенствовать навыки блокирования.
Тактическая подготовка.
Индивидуализация секционного процесса с учетом игровой функции волейболиста в команде предполагает специализацию не только технической, но и тактической подготовки. Следует подчеркнуть, что такая
специализированная тактическая подготовка тесно связана с технической и специальной физической подготовкой.
В тактическую подготовку связующих в первую очередь входят тактические действия, связанные с передачей мяча для нападающего удара: передача после приема подачи и при доигровке, первая передача после касания мяча блокирующими (партнёрами связующего) или вторая передача в прыжке после имитации нападающего удара, если первая передача на удар была адресована связующему игроку.
Тактическое мастерстве связующего совершенствуют с помощью подготовительных, подводящих упражнений, по технике и тактике, индивидуально и во взаимодействиях двух - шести игроков, в которых имеет место передачи на удар либо непосредственно приём мяча от противника, после касания мяча блокирующими или предшествующей первой передачи.
Широко используют и упражнения для связующих из раздела технической подготовки, но им придают тактическую направленность - дают специальные задания, используют сигналы, вносят в них элементы выбора действий.
Связующий должен глубоко изучить биомеханические основы технических приёмов волейбола, и в первую очередь сверху двумя руками и нападающего удара, хорошо знать своих партнеров - нападающих, их манеру игры, особенности выполнения нападающих ударов с высоких и низких передач, различных по расстоянию. Также имеет значение знания тактики ведущих команд, сильнейших связующих. Приобретенные знания связующий должен оперативно использовать в упражнениях по тактике.
Необходимо научить связующего до последнего момента скрывать возможное направление и характер передачи мяча, отвлекающим действием.
Упражнения выполняют только связующие, связующие и нападающие. Взаимодействие с нападающим занимают основное место в групповых упражнениях по тактике. Роль связующего особенно большая при низких передачах, так как нападающий при низких и коротких передачах практически не может внести коррективы в свои действия.
Основу специализированной тактической подготовки нападающих составляют упражнения по тактике, в которых встречаются нападающие удары. Игрок должен уметь уверенно и эффективно пользоваться широким арсеналом нападающих ударов, их способов, отвлекающих действий. В упражнениях нападающего со связующим игрокам вырабатываются навыки точного взаимодействия, взаимопонимания.
Конкретные упражнения нетрудно подобрать из арсенала технической и тактической подготовки всё, что связано с нападающими ударами, блокированием, придавая им тактическую направленность. Большое внимание надо уделять комбинированным упражнениям, в которых связующий и нападающий стремятся преодолеть сопротивление блокирующим, те, в свою очередь, совершенствуют навыки взаимодействия при блокировании.
Интегральная подготовка представляет собой систему тренировочных воздействий, призванную максимально реализовать тренировочные эффекты технической, тактической и физической подготовки.
Ведущими средствами интегральной подготовки являются упражнения, направленные на расширение задач двух видов подготовки, чередование различных по характеру упражнений (подготовительных, подводящих, по технике, тактике); упражнения в переключениях (различных заданий из всех видов подготовки); учебные, двусторонние игры с заданиями по технике и тактике, контрольные и календарные игры с так называемыми установками на игру.
Главные методы интегральной подготовки - методы сопряженного воздействия, игровой, соревновательный. Высшей формой интегральной подготовки являются соревнования по волейболу.
Эффект интеграции этих видов подготовки достигается посредством трех типов упражнений: первый - выполнение приёмов игры в рамках тактических действий (индивидуальных, групповых, командных - в нападении и защите); второй - последовательное выполнение различных тактических действий, упор делается на правильное исполнение приёмов.
Для всех типов упражнений характерно продолжительное их выполнение.
В задачи интегральной подготовки входит: осуществление связей между видами подготовки - физической и тактической; технической и тактической; физической; достижение стабильности игровых навыков в сложных условиях соревнований; реализация физической, технической, тактической, теоретической и морально - волевой подготовленности в игровых действиях.