- Преподавателю
- Физкультура
- Доклад Оздоровление школьников на уроке физической культуры
Доклад Оздоровление школьников на уроке физической культуры
Раздел | Физкультура |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Подскребкина Н.А. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГУ « Средняя школа № 24»
Урок физической культуры.
Тема: Подвижные игры: «Лиса и куры», «Быстро по своим местам», «Фигуры», «Ухо, нос».
1 класс
Подготовила учитель
физической культуры :
Подскребкина Н.А.
г. Астана
Цель: Способствовать оздоровлению школьников на уроках физической культуры .
Задачи:
1. Способствовать повышению физической работоспособности учащихся на уроках.
2. Подготовить детей к сознательному ведению здорового образа жизни
3. Сформировать у учащихся навык оздоровления организма и применять полученные навыки в профилактике заболеваний в повседневной жизни .
Физическая культура - обширное педагогическое пространство , для гармоничного сочетания духовного и физического совершенства. Как семь нот являются в музыке основой бесконечного разнообразия, так и семь частей тела ( голова, шея,туловище, руки. Ноги)- источник бесконечного разнообразия движений. Это разнообразие определяет осанку, походку, манеру поведения человека. Оно создает неповторимую индивидуальность облика, сказывается на развитии работоспособности эффективности взаимодействия всех органов и частей тела.
Перед учителем физического воспитания встают задачи, кроме традиционного повышения физической работоспособности , подготовить детей к сознательному ведению здорового образа жизни. Для того , чтобы урок был успешным , интересным, необходимо разнообразить учебные задания.
Моя работа-это опыт использования подобранных элементов нетрадиционных методов оздоровления в сочетании друг с другом: различных видов самомассажа, общеразвивающих упражнений,элементов дыхательной гимнастики , упражнений направленных на формирование осанки на уроках физической культуры. Были подобранны и проклассифицированны используемые упражнения по разделам учебной программы физического воспитания.
Учебная школьная программа по физическому воспитанию включает в себя следующие разделы по четвертям:
1 четверть - легкая атлетика
2 четверть -гимнастика
3 четверть - лыжная подготовка , спортивные и подвижные игры.
4 четверть - легкая атлетика
На уроках легкой атлетики главное место отводится в занятиях легкоатлетическим упражнениям,играм с бегом , прыжками, метанием разных предметов, силовым упражнениям, преодоление препятствий, дополнительным общеразвивющим упражнениям,элементам дыхательной гимнастики,игры для повышения ловкости,быстроты,силы. Можно использовать на уроках следующие упражнения.
№
Содержание упражнения
Дозировка
Методические указания
1
Дыхательной гимнастики
1. Игровое упражнение « Надуй шар!»
1-2- вдох,надуть щеки,руки вверх, над головой
3-4-выдох, руки вниз показывая какой шар надулся.
5-6 раз
Поднятие и опускание рук выполняется медленно, следить за осанкой.
2. Ходьба и бег «Змейкой»со звуком «Ш».
1мин
Соблюдать дистанцию при движении
3. « Лебедушка»
И.п.- стойка ноги врозь,руки на поясе
1 -поворот головы влево
2.-поворот головы вправо
3-тянуть шею вперед
4- И.п.
6-8 раз
Упражнение выполняется со звуком «Ш», следить за осанкой, корпус не наклонять
4. « Пуск корабля».
И.п.-ст.ноги на ширине плеч,руки на поясе
1 - вдох
2-3 - наклон вперед, медленный выдох
4.И.п.
6-8 раз
Смотреть вперед, вытягивая шею, как можно сильнее
5. И.п.- то же
1 - вдох
2 - наклон вперед
3- поворот вправо, выдыхая медленно воздух
4. И.п.
6-8 раз
Ноги прямые, стопы от пола не отрывать
6. « Кошечка»
И.п.- упор стоя на ладонях и коленях
1- округлить спину, произнести звук «Ш»
2- прогнуться
6-8 раз
Смотреть вперед, руки не сгибать, не садиться на пятки
2
Упражнения в ходьбе, направленные на координацию движений
1.Учитель показывает упражнение в чередовании с обычной ходьбой
3. « Делай то, что я говорю, но не то, что я делаю». Учитель дает задание для рук «Руки вверх, ставь! », « Руки вниз», « Вперед,назад, в стороны» и т.д. Учитель усложняет задание Дает команду одну, а сам показывает другое задание. Например: Руки вверх- учитель показывает руки вниз.
Учитель проговаривает упражнение, дети на слух выполняют его самостоятельно
1. Руки перед грудью
1-2 раза
Поднять локти
2.Правая рука вперед,левая вверх
1 раз
Руки прямые
3.Левая рука назад, правая вперед
1 раз
Руки прямые
4.Руки на пояс
1-2 раза
Внимание на осанку
5. Руки за голову
1-2 раза
Локти раскрыть,поднять подбородок
3
Приемы само массажа для ног
1. И.п.- сед, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади
1-6 - правую ногу вперед, круговые вращения стопой влево
7-12 - то же вправо
То же с левой ноги
1 раз
Держать спину
2. И.п. - сед правая нога на полу, левая согнута в колене, лежит на правой ноге
1. большим пальцем левой руки делаем круговые движения, надавливая на внешнюю сторону;
2. на внутреннюю часть стопы надавливая пальцем с круговыми вращательными движениями;
3.сложить пальцы в кулак,растереть подошву костными выступами согнутых пальцев;
4. « Щипцы»( сложенные вместе большой, указательный,средний пальцы) выполняются надавливания сверху, вниз, разминаем пальцы;
5 . поглаживание стопы.
1 раз
1 мин.
Движения выполняются от пятки к основанию пальцев
движения выполняются сверху вниз
движения сверху вниз
от пальцев к пятке
4
Само массаж живота
1. Поглаживание по часовой стрелке
2. « Щипцы» с надавливанием под ребра
3. похлопывание ребром ладони
1-2 мин.
Ладонью
движения от центра грудной клетки по краю ребра сверху вниз
легкие движения
5
Само массаж рук
1. Тщательно растереть и размять все мелкие суставы на пальцах обеих рук;
2. первым и вторым пальцем правой кисти взять в « щипцы» верхушку большого пальца левой руки, и как бы выжимая из него кровь, продвигая пальцы до ладони, размять все пальцы.
Выполнить то же с пальцами правой руки.
3. сильно массировать давящими и разминающими движениями ладонную и тыльную поверхность кисти, положив большой палец массирующей руки на ладонь, остальные 4 пальца на тыл кисти
4. ладонью правой руки проглаживать левую руку от лучезапястного сустава до плечевого с наружной и внутренней стороны. Затем обхватить левую руку кисти 1и 3 пальцами правой руки и сделать энергичное выжимание.
1 мин
1 мин
30-40 сек
30-40 сек
Движения от ногтя к основанию пальцев
внимание на осанку
снизу вверх от предплечья к плечу.
6
Само массаж головы и шеи
1. Подушечками пальцев делать круговые и продольные поглаживания , растирание волосистой части головы;
2. сильно напрячь мышцы передней поверхности шеи и держать их в напряжении,затем расслабить.
3. слегка откинуть голову назад, легко без нажима поглаживать боковые поверхности шеи от углов нижней челюсти к ключицам;
3. Заднюю поверхность шеи массируем применяя разминание и поглаживание;
4. Область ушей .Указательным пальцем тщательно растереть каждый завиток ушной раковины на внутренней поверхности уха, затем большим пальцем выполнить поглаживание в области задней поверхности ушной раковины
1 мин
30-40 сек
5 раз
30 сек
От направления роста волос, пальцы располагаются ближе к корням волос,длинные волосы. Поверхность кожи головы обнажить, путем разделения волос на проборы.
Следить за осанкой
плечи опущены, дыхание спокойное ,не задерживается, сильно не давить на сосуды шеи ( обморок)
интенсивно,начинать движения слабо, заканчивать мягким поглаживанием
разминание ушей выполняется в форме прерывистого сдавливания
На уроках гимнастики во второй четверти выполняются упражнения на координацию движений, на развитие гибкости, силы,на формирование осанки, используются элементы самомассажа.
1
Упражнения направленные на формирование осанки в ходьбе и беге
1. « Цапля»
И.п.-руки сцеплены сзади за спиной в замок
1 - шаг правой ногой, высоко поднимая колено
2- шаг левой ногой
3- 1
4-2
30сек
1 мин
Руки прямые, корпус не наклонять, тянуть носок вниз
2. « Павлин»
И.п. - руки сзади. Пальцы раскрыты веером, ладони вниз
1-4 - ходьба на носках
30 сек-
1 мин
Макушкой тянуться вверх,руки прямые
3. « Медведь»
И.п.-руки вперед. Имитируя обхват медовой бочки, присесть( сделать колесо)
1-4 -ходьба на внешней стороны стопы
30 сек-
1 мин
Локти подняты вверх, руки « круглые»,следить за осанкой
4. « Священная корова»
И.п.-руки сзади, ладони вместе, пальцами вверх. Ходьба на всей стопе
30 сек-1 мин
Соединить лопатки, макушкой тянуться вверх
5. « Пингвин»
И.п.- руки внизу,прижаты к бедрам, пальцы вместе
Ходьба на параллельно поставленных стопах, переваливаясь в правую и левую сторону.
30 сек
1 мин
Внимание на осанку
6. « Резинка»
И.п.- ноги врозь, руки перед грудью сжаты в кулак, округлить
1-3- руки с силой развести в стороны, соединив лопатки
4- И.п.
6-8 раз
Локти приподняты до уровня груди
7. « Ножницы»
И.п.- основная стойка
1-3- руки вперед , выполняя скрестные движения ( вверх. вниз)
6-8 раз
Руки прямые, следить за осанкой
8. « Качеля»
И.п.- лежа наспине, руки вдоль туловища
1- прижать колени к груди. Обхватив их руками, голову к коленяи
2- перекат вперед
3- перекат назад
4- И.п.
6-8 раз
Спина круглая, выполнять медленн
2
Упражнения на развитие гибкости
1. « Качалочка»
И.п.- лежа на спине, подтянуть за колени ноги к животу
1-4- раскачивания вперед,назад
5-6- перекаты влево, вправо
6-8 раз
2. « Покачай малышку»
И.п.- сед ,прижать к груди правую стопу ноги
1-2 - поднять « малышку», лбом касаясь колена и стопы ноги
3-4- поднять ногу выше головы, сделать вращательные движения вокруг лица
5-6 - то же с левой ноги
7-8- то же с левой ноги
4 раза
3. «Змея»
И.п.- упор на ладонях и коленях
1- прижать живот к полу , принять упор на вытянутых руках
2- поворот головы вправо
3- поворот головы влево
4- И.п
6-8 раз
Можно выполнять упражнение с шипением
тянуть шею вправо, влево, вверх
3
Приемы само массажа
1. « Чебурашка»
- Лепим ушки для « Чебурашки», производим поглаживание ушных раковин;
- оттяжку ушей в стороны;
-нажимаем на мочки ушей;
- лепим ушки внутри, растираем за ушами, примазываем глину, чтобы уши не отклеились
1-2 мин
Сверху, вниз
с двух сторон
2.Проработка точек головы сильным нажатием пальцев, как граблями ведем к середине головы, затем расчесываем пальцами от виска к затылку
30сек
Выполняются спиральные движения
3. « Заводим машину»
- ставим пальцы на середину грудины от вилочковой железы;
-вниз 8 точек вращательными движениями воздействуем на точки груди;
- нажимать на точку между грудными отделами
40 сек
Выполнять указательным и средними пальцами
со звуком «Ж»
звук « ПИ» - машина завелась
В третьей четверти на уроках лыжной подготовки повышается склонность организма к простудным заболеваниям, поэтому можно использовать упражнения дыхательной гимнастики,точечный самомассаж.
1
Упражнения дыхательной гимнастики
1. Игра « Шарик»
Два « насоса» накачивают «шарики» ( дети имитируют насос дыханием,звуком,движениями рук),осталь
ные шарики раздуваются, поднимаясь на носки, надувая щеки. « Шарик лопнул»опуститься, присесть
2-3 раза
Медленно, расслабленно
2. «Веселая пчелка». Вдох, на выдохе звук « З-З», представить, что пчела села на нос, звук и глаза направляются к носу, на руку
1 мин
Свободный вдох, учить направлять дыхание и внимание на определенный участок тела
2
Точечный самомассаж
1. « Ниже - брюшное дыхание»
Сесть на стул, ноги согнуть в коленях под прямым углом и развести в стороны. Руки положить на колени, полураскрытыми ладонями вверх. Сделать свободный , не форсированный вдох через нос с одновременным быстрым втягиванием внутрь живота брюшных мышц, расположенных ниже пупка.
5-6 раз
2. Раздуть ноздри, слегка их напрягая, затем расслабить и погладить 2-3 раза подушечками указательных пальцев
10-15 раз
Дыхание произвольное, не напрягать другие мышцы лица
3. Тыльной стороной вторых фаланг больших пальцев погладить с небольшим нажимом боковые стенки носа от переносицы вниз к носогубным складкам и далее в стороны по скуловым дугам
боковым стенкам носа и вдоль скуловых дуг.
Погладить эти зоны без нажима.
Все эти упражнения позволяют сформировать у учащихся навык оздоровления организма. Навык оздоровления отрабатывается на каждом уроке физкультуры, практически на первом уроке разучивается комплекс упражнений, на втором и третьем уроке закрепляется. Учитель показывает упражнение, объясняет его значение, при необходимости оказывает помощь учащимся. При разучивании и выполнении упражнений.
Данные упражнения учитель может использовать в различной части урока на свое усмотрение, где по его мнению наиболее рационально , целесообразно их применение. Кроме упражнений дыхательной гимнастики, они используются в вводно- подготовительной и заключительной части урока.
Человеку нужны не лекарства, а знание своего организма. Эти знания позволяют сформировать у учащихся , полученный на уроках , навык оздоровления организма и применять полученные навыки в профилактике заболеваний в повседневной жизни.