Тематическое планирование внеурочной деятельности «Спортивный туризм», ФГОС

Туризм – способ организации внеклассной деятельности школьников. Подросток стремится стать самостоятельным. Испытать себя, проверить свои возможности он может только в нестандартной обстановке. Поэтому, тематическое планирование данного вида деятельности направлено на использование разных видов, форм проведения занятий. Согласно ФГОС, в тематическом планировании на каждое занятие разработаны планируемые результаты: предметные, метапредметные и личностные результаты. Ученик получит информацию по ...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование внеурочной деятельности «Спортивный туризм», ФГОС

МКОУ «Становская СОШ»


«Спортивный туризм», 1класс.


Тематическое планирование,

внеурочная спортивно-оздоровительная деятельность


Выполнил учитель физической культуры:

Жолудев Николай Анатольевич

2014г.

Пояснительная записка «Спортивный туризм».

Туризм - это очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся, обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело. Учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Формирует навыки труда по самообслуживанию, способствует самостоятельности учащихся младшего школьного возраста.

Многие младшие школьники начинают испытывать в школе естественные и вполне объяснимые сложности с учебной самоорганизацией. В сочетании с высоким авторитетом и большой ролью в жизни младшего школьника взрослых, к которым он обращается за помощью, это может способствовать нежелательному развитию у него привычки во всём полагаться не на самого себя, а на помощь и мнение взрослого. Склонность к стандартному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослого не хуже других детей порождает комформизм младших школьников, а также ведёт к возможному отказу своего «Я сам». В силу этих обстоятельств одной из задач является создание условий для развития самостоятельности учащихся. Подросток будет стремиться освободиться от статуса зависимого малыша и утвердить себя в роли взрослого. С имеющимся же за спиной пережитым опытом самостоятельности ему легче будет решать новые задачи, легче проживать переходный возраст.

Утверждение подростком себя как «взрослой» личности неразрывно связано с реализацией им собственных потребностей. В какие формы выльется реализация этих потребностей, каков будет характер, во многом зависит от той среды, которая окружает школьника. Зависит от общности, с которой он себя идентифицирует, и деятельности, которую он включён. Всё это образует пространство его личностного самоутверждения. Важно создать пространство, которое бы отвечало их насущным возрастным потребностям, и при этом было бы благоприятным для их нравственного развития.

В наибольшей мере подходит всем перечисленным условиям такая форма, как «Спортивный туризм». Здесь учащимся предоставляется возможность реализовать свои природные свойства и актуальные устремления. В таких условиях школьники ощущают независимость от взрослых.

Попадая в новую обстановку, учащиеся имеют больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями. У них появляется принципиальная возможность проверить себя, что-то доказать себе и другим. «Спортивный туризм позволит решить возрастные задачи, связанные с развитием личности ребёнка, ориентирован на младших школьников и подростков МОУ Становская СОШ, является одним из направлений Опытной эксперементальной площадки учреждения.

Структура занятий:

  • организация занятия;

  • беседа по теме;

  • практическое занятие;

  • подготовка к туристическому мероприятию;

  • проведение мероприятия (экскурсия, поход);

  • подведение итогов: устные и письменные отчёты о проводимом мероприятии; оформление наглядной агитации: фотомонтаж, газета, выставка поделок.

Планируемые результаты реализации программы

«Спортивный туризм»

Ученик научится:

  • адаптироваться в стремительно изменяющемся мире;

  • быть активным и заинтересованно познавать мир;

  • овладеют системой знаний об основах здорового, безопасного образа жизни;

  • действовать самостоятельно и верно при преодолении препятствий.


Ученик получит возможность научиться:


*устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

*собирать информацию окружающего мира, осмыслить её и использовать её для выполнения проекта.

*получит навык сотрудничества, общения с другими людьми;

* получит начальные туристические навыки.

Конечный результат первого уровня -

  • Приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни;

* о правилах поведения у водоёмов, в лесу, на болоте, передвижения по

дорогам; о правилах обращения с огнём, с инструментами;

  • о правилах обращения с незнакомыми людьми;

  • будут укреплены связи «настоящее - прошлое», также учащиеся должны уяснить, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь памятники культуры;

  • о нормах поведения мальчиков и девочек;

  • об основах организации коллективной творческой деятельности.

Результат второго этапа -


  • накопление знаний и развитие интереса к учёбе,

укрепление связи обучения с жизнью;

развитие ценностного отношения к

своему здоровью и окружающих его

людей, к спорту и физкультуре, труду,

родной природе, родному Отечеству.

Конечный результат третьего уровня -

  • приобретение школьниками опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;

  • опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей;

  • опыта волонтёрской деятельности.

Цели:

* Вооружить младшего школьника знаниями о важности физической культуры и спорта для здоровья человека его образования, труда и творчества.

*Воспитание высоконравственно образованного человека, обладающего навыками исследователя, понимающего роль человека в природе.

*Становление внутренней позиции

школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика».

Задачи:


  • Формировать у младших подростков стремление самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений.


  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, здоровью сверстников.


  • Осуществить плавный, мягкий и нетравматичный переход учащихся с начальной ступени на основную ступень образования.

  • Индивидуализировать контрольно-оценоцные действия учащихся.


п/п


Тема

занятия

Кол-во

часов

Тип

занятия


ПЛАНИРУЕМЫЕ


РЕЗУЛЬТАТЫ


Метапредметные

результаты

Личностные

результаты

Характеристика

деятельности учащихся

Инструментарий

оценки достижения

результатов

1.

Начало туризма. Вводное занятие.

1 час

Формирование новых знаний.

Познакомятся с «Законами, правилами и традициями туристской деятельности».

Расширят знания программного материала об окружающем мире.

Овладение способностью принимать и сохранять цели, задачи учебной деятельности, поиска средств к её осуществлению.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Знакомство с нормами поведения в туристском коллективе.

Конкурс по укладке рюкзока «вслепую, бег в спальных мешках.

Чем полезны и интересны туристские экскурсии и походы?

Кто такие туристы-краеведы?

2.

3.

Поход - знакомство

2 часа

Поход за околицу села.

Научатся правильно собирать походную сумку, рюкзак;

как правильно одеться на прогулку.

Расширят кругозор о природе, явлениях природы.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, понимать причины успеха учебной деятельности.

Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Знакомство с техникой безопасности, правилами гигиены, групповым и личным снаряжением.

Сборка и проверка готовности к первому походу.

Как правильно расположиться на месте отдыха?

Как правильно ходят туристы на прогулке, экскурсии, походе?

4.

5.

Безопасность юного туриста.

2 часа

Формирование новых знаний. Практическое занятие.

Формирование таких качеств личности, как ответственность за порученное дело, дисциплинированность, коллективизм.

Получат информацию по технике безопасности.

Познакомятся с девизом туриста по охране природы: «После нас природа должна быть чище, красивее, чем была до нашего прихода».

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.

Правила поведения у леса, у водоёмов, на болоте и др. местах.

Правила передвижения по дорогам. Правила обращения с огнём.

Что значит, для туриста быть дисциплинированным и организованным?

Дополни: выполнение указаний взрослых - (основа безопасности)

6.

7

8.

Быт юного туриста.

3 часа

Формирование новых знаний. Практическое занятие.

Формирование первоначальных навыков: культуре труда, умении организовывать своё место отдыха. Благоустраивать природные объекты.

Учатся следить не только за собственной чистоплотностью. Но и по возможности убирать чужой мусор.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Групповым и личным снаряжением знакомство, распределение его между мальчиками и девочками.

Знакомство с трудовой этикой туриста.

Отношение к памятным местам.



Что такое «трудовая этика туриста»?

Как правильно установить палатку?

9.

10.


Кухня юного туриста.

2 часа

Формирование новых знаний. Экскурсия в лес.

Узнают о правильной пище в походных условиях, транспортировке продуктов и их упаковке.

Расширят знания о правильной и здоровой пище, находить её в нестандартных условиях.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовитым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Упаковка и транспортировка продуктов. Знакомство с походным меню.

Приготовление пищи в походных условиях.

Выберите из предложенных продуктов те, которые возьмёте в поход на два дня:

хлеб, бананы, свежее мясо, консервы в банке. Шоколадные конфеты, свежее молоко, сухари, соль.

11.

12.

13.

14.

Ориентирование на местности.

4 часа

Формирование новых знаний. Практическое занятие.

Учатся наблюдать окружающий мир в ближайшем окружении школы, села.

Научатся ориентироваться в своём микрорайоне (объекты ближайшего окружения школы, села)

Овладение способностью принимать и сохранять цели, задачи учебной деятельности, поиска средств к её осуществлению.

Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Ориентиры на местности.

Знакомство с компасом, нахождение сторон горизонта по компасу и без него.

Работа с картами.

Хождение по азимуту.

Если на дереве мох, то какая это сторона горизонта?

С какой стороны на дереве больше листьев?

Как у реки узнать её левый и правый берег?

15.

16.

17.

Топография.

3 часа

Формирование новых знаний. Практическое занятие.

Научатся читать карту по топографическим знакам.

Научатся разгадывать топографические кроссворды.

Расширят представление о родном крае. Познакомятся со съёмками местности.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, понимать причины успеха учебной деятельности.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Изучение топографических знаков.

Рассмотрение топографической карты.

Нарисуйте топознаки:

овраг, родник, школа, отдельное дерево, кустарники.

18.

19.

20.

Туристские узлы и их назначение.

3 часа

Формирование новых знаний. Практическое занятие. Конкурс «Узелок завяжется - узелок развяжется»

Узнают об узлах и их применении в туризме.

Научатся завязывать узлы для преодоления препятствий.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, понимать причины успеха учебной деятельности.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.

Знакомство с узлами.

Их назначение и применение в походе.

Отработка навыков завязывания узлов.

Конкурс «Узелок завяжется - узелок развяжется».

Какое значение имеют узлы в походе?

Расскажите об одном из узлов.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

Преодоление препятствий.

6 час

. Практическое занятие.

Отработка навыков преодоления препятствий.

Общефизическое развитие младших школьников и воспитание у них самостоятельности.

Приучает детей брать на себя ответственность в экстримальных ситуациях.

Формирование понимать причины успеха учебной деятельности.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.

Совместное проведение и подготовка туристских игр.

Краеведческая викторина.

Расскажите о преодолении лесных завалов.

Что такое альпеншток?

27.

28.

Песни юного туриста.

2 часа

Формирование новых знаний. Практическое занятие. Беседа.

Развитие музыкального слуха, умение успокоить себя песней в ситуации страха.

Расширят представления о песнях. Познакомятся с песнями В.Высотского, В.Ланцберга, О.Митяева, В.Егорова, Ю.Визбора.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Разучивание туристских песен.

Бардовская песня.

Прослушивание песен по записи.

Разучивание полюбившейся песни.

Расскажите об истории одной туристической песне.


29.

30.

Туристские игры.

2 часа

Игры. Разучивание новых игр.

Разучат простейшие туристские игры и соревнования.

Накопление знаний и расширение кругозора, укрепление связи обучения с жизнью.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовитым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Участие в спортивно-туристских играх.

Какие игры можно провести в походе, назовите их.

31.

Туристская стенгазета.

1 час

Изготовление и презентация газеты.

Проектная деятельность.

Всестороннее развитие личности учащегося. Формирование сплочённого коллектива.

Расширение знаний об оформительской наглядной агитации по итогам туристско-краеведческих мероприятий.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Изготовление и презентация туристских стенгазет, посвящённых совершённым экскурсиям и походам за год.

Знакомство с Всемирным днём туризма и Днём Земли.

Предложите название своей газете. Какие рубрики и заголовки внесёте в неё?

О чём расскажите на страничке «Мой край родной»?

32.

33.

Походы выходного дня.

2 часа

Поход в весенний лес.

Познакомятся с окружающей природой и социальной средой.

Научатся вести себя в детском коллективе.

Отработка навыков ориентирования.

Глубокое понимание учащимися окружающей действительности.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.

Поход в весенний лес.

Зарисовка красот природы.

Природоохранная акция: уборка мусора в местах отдыха и мест посещения туристами.

Определите, в какой стороне горизонта находится наш туристический лагерь от села.

Подведите итоги похода.






Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

«Спортивный туризм»

. Для получения информации, необходимого материала используется компьютер с выходом в сеть Интернет.

Школьная библиотека располагает необходимыми книгами, сборниками, энциклопедиями, журналами.

. Во время похода, экскурсии используется учебное оборудование из кабинета биологии и географии (компасы, карты).

. Необходимые снимки для выставки во время туризма фиксируются фотоаппаратом.

. Собранный и обработанный материал учащиеся могут разместить на стендах, выставках образовательного учреждения. Учащиеся с подготовленным материалом могут выступить на конференции для младших школьников в образовательном учреждении или на уровне муниципального района.

. Планируется участие обучающихся в массовых мероприятиях школы, участие их в сельских праздниках, что позволит видеть результаты работы за год.

. В школе имеется две туристических палатки разной вместимости.

Материально-технические условия реализации программы

«Спортивный туризм»

. Достижение обучающимися установленных стандартом второго поколения требований к результатам освоения основной образовательной программы начальных классов организуется во внеурочной деятельности по программе «Спортивный туризм».

. Объекты походного маршрута соответствуют санитарно-гигиеническим нормам: речка экологически чистая, лесные работы удалены от села, движение по селу транспорта в пределах допустимого.

Большая часть работы проводится на воздухе. Планы экскурсий, походов могут меняться из-за непогоды, тогда проводятся в помещении школы, в спортивном зале, классе.

. С детьми проведена работа по соблюдению пожарной безопасности и правил по охране труда.

Заведён журнал по технике безопасности. Всем детям сделаны прививки против клещевого энцефалита.

Помещения для занятий отвечают всем требованиям санитарно-эпидемиологического надзора.

. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют доступ бывать на экскурсии, для их подвоза имеется школьный автобус.

. Здание образовательного учреждения соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, предъявленным к территории учреждения.

Все объекты маршрута экскурсии также соответствуют санитарным и противопожарным нормам, нормам по охране труда.

. Обеспечение питанием перед экскурсией - в столовой самого учреждения, которое имеет разрешение от санэпидемнадзора по приготовлению горячей пищи.

. Для практических работ приобретён расходный материал и канцелярские принадлежности: альбомы, бумага, тетради, папки для бумаги, карандаши, фломастеры.

. Запас продуктов питания для похода организуют родители.

. Все инструменты для похода имеются в школе.

Литература

«Спортивный туризм»:

  1. Программа «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»,

Москва, «Просвещение», 2011г.

  1. Программы внеурочной деятельности. Авторы: П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.С.Сафронов.

«Туристско-краеведческая деятельность». Москва, «Просвещение», 2011г.

  1. «Внеурочная деятельность школьников». Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Методический конструктор.

Москва, «Просвещение», 2011г.

  1. Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. Внеурочные занятия.

Москва, «Просвещение», 1988г.

5.Школа здоровья. Методические рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни.

БОУ ДПО «Институт развития образования». Омск, БОУДПО «ИРООО», 2011г.


© 2010-2022