Теоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часа

Специфика каждого предмета разнообразна, но общая задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для овладения знаниями учащихся. Следовательно, задача учителя - выбрать такие методы обучения, технологии, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося. Таким образом, использование компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с ...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областная научно-практическая конференция

педагогических работников

«Физическая культура и массовый спорт как важные средства социализации детей и подростков в современном обществе»



Изучение теоретических основ физической культуры в рамках проведения третьего часа посредством информационно-коммуникационных технологий



Автор работы:

Лысяк Лариса Сергеевна,

учитель физической культуры

высшей категории

МОАУ СОШ № 5 г. Белогорск



г. Благовещенск

2013

Оглавление


  1. Введение 3

  2. Актуальность выбранной темы работы 4

    1. Введение третьего часа физической культуры 4

  3. Основная часть 5

    1. Информационные технологии обучения 5

    2. Индивидуализация и дифференциация обучения

учащихся 6-7

  1. Заключение 8

  2. Список литературы 9

  3. Приложения 10






  1. Введение

Древние мыслители утверждали: «Движение - это жизнь». Для того чтобы правильно и эффективно выполнять физические упражнения, развивать и совершенствовать двигательные качества, необходимо - знание теоретических основ. Учебное учреждение насыщено образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Во всем мире наблюдается значительный рост интереса к проблемам развивающего образования. Это связано с совершенствованием компьютеризации, научно-техническим прогрессом. А на современном этапе физкультурно-спортивного образования детей основным является включение инновационных технологий, в частности информационно-коммуникационных.

Время требует изменений и в преподавании физической культуры. Решение проблемы развития интереса ребят к привлечению занятиями массовым детско-юношеским спортом напрямую связано с занятиями физической культурой в школе.

Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний, контроль знаний и самообразование. Разрабатываются инновационные технологии повышения привлекательности занятий физической культурой в общеобразовательной школе.

Школа должна дать детям хорошее физкультурно-спортивное начало и привить любовь к занятиям спортом, к физической нагрузке, научить учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни, уметь анализировать динамику здоровья, развития и подготовленности ученика, выявлять процент прироста за учебно-отчётный отрезок времени.

Одной из главных задач учителя физической культуры - создание условий для укрепления здоровья детей, приобщения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.


  1. Актуальность выбранной темы работы

Учитель содействует развитию наклонностей и интересов своих учеников, формирует взгляды и убеждения школьников, помогает правильно находить свое предназначение и пути в жизни.

Как свидетельствуют результаты ряда исследований, теоретические знания учащихся о физической культуре неглубоки. Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов. Учителя ограничиваются лишь сообщением кратких сведений об основных понятиях физической культуры, зная, что их усвоение - минимально, так как двигательная деятельность на уроке обязательно «вытеснит» полученные знания. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические справки и события, биографии спортсменов, основы знаний о физической культуре, приемы закаливания, т. е. освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Есть игровые уроки, где нужно на доске вычерчивать большое количество схем, для этого требуется много времени. Такую задачу можно решить с помощью компьютера и экрана.

2.1. Введение третьего часа физической культуры

Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, где можно активно использовать современные мультимедийные средства и компьютерные программы обучения, повышающие интерес к занятиям физической культурой. Третий урок физической культуры включен в сетку расписания учебных занятий. Он рассмотрен как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры.


  1. Основная часть

Интернет и мультимедиа открывают перед нами широкие возможности и перспективы в поиске необходимой информации, решении поставленных задач, наглядного представления результатов исследования. Компьютер служит для презентации знаний по теоретическим аспектам дисциплины, выступает как тренажер, осуществляя тренировочные упражнения по закреплению полученных знаний, является каналом общения и источником информации. В связи с проведением экзаменов девятых классов, олимпиады по физической культуре возросла роль теоретических уроков по предмету, которые есть и остаются основной формой получения учащимися знаний (Приложение № 1).

  1. Информационные технологии обучения

Урок с использованием электронных презентаций требует соблюдения определённых дидактических принципов и научно- методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий.

Третий год использую на теоретических уроках физической культуры уроки в форме электронной презентации. Экспресс-тестирования: тематические и комплексные, с подсказкой и без неё позволили объективно оценить теоретические знания учащихся. Сделать урок более интересным, наглядным. Создание на мастер-классе программы AD Soft Tester, в которую можно включить вопросы по трем основным разделам: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности», «Физическое совершенство» (Приложение № 2). Активно применяю тестовые задания разноуровневого характера. Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей, снижению у них уровня тревожности.

Информационная технология обучения является новой методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения. В компьютеризированном виде возможен вариант самообучения, идущий в 2-3 раза быстрее, чем при традиционном коллективном разборе результатов тестирования.

Разработанные мною электронные презентации на теоретических уроках по физической культуре предназначены для решения ряда педагогических задач. Основная цель презентаций направлена на актуализацию знаний, обобщения и систематизацию полученных теоретических знаний. Их использование позволило значительно повысить производительность обучения, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия.

Предлагаемая форма приводит к повышению мотивации, росту эмоциональной выразительности излагаемого материала. Практически неоспоримым является факт, что дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала делает его более приемлемым и доступным учащимся.

Темы уроков выстраиваются в соответствии с основными разделами программы по основам знаний предмета физическая культура.

  1. Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся

Использования теоретических уроков дает возможность осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения, что в конечном итоге повышает качество знаний учащихся, устанавливается психолого-педагогический контакт между учителем и учеником.

Электронные презентации по теории физической культуры также готовят учащиеся, временно освобожденные от урока, но желающие быть аттестованными или получить дополнительно по разделу программы положительную оценку. Ученики охотно работают с компьютером, а трудности при выполнении заданий из-за пробелов в знаниях побуждают многих обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний. Ему предстоит проделать трудный, но увлекательный путь познания, самосовершенствования. Обязательным условием работы является наличие иллюстративного материала. Но не менее важен и тот стимул, который несёт в себе процесс подготовки электронной презентации к углубленному изучению предмета. Выбор текстового материала не возможен без привлечения дополнительной справочной литературы.

Оценивание знаний школьников создает благоприятные условия для дальнейшего развития индивидуальных возможностей и потребностей учащихся, возможности помочь им преодолеть трудности в обучении (Приложение № 3). Меняется отношение учеников к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями.

Во внедрении информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс есть и отрицательные моменты. Существует заповедь «Не навреди», которую мы не должны забывать. Все должно быть в меру. Одним из важных требований современного урока является обеспечение двигательной подготовленности школьника.

Правильная организация уроков с использованием компьютерных технологий требует, чтобы каждый ребенок был занят решением посильной для него задачи, так как при этом условии можно поддержать у него интерес к учению.




  1. Заключение

Специфика каждого предмета разнообразна, но общая задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для овладения знаниями учащихся.

Следовательно, задача учителя - выбрать такие методы обучения, технологии, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося.

Таким образом, использование компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний.

Мультимедийные средства позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности.

Во внедрении информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс есть и отрицательные моменты. Существует заповедь «Не навреди», которую мы не должны забывать. Все должно быть в меру. Одним из важных требований современного урока является обеспечение двигательной подготовленности школьника.

Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков.

Данный опыт могут использовать педагоги для обогащения своих профессиональных умений и знаний. Я не ставлю перед собой задачу вырастить чемпионов. Единственное, чего хочу - чтобы дети были здоровыми, любили спорт, и вели активный образ жизни.

Считаю, что современный урок физкультуры значительно выигрывает при грамотном сочетании новых информационно-коммуникационных технологий, а в конечном итоге эффективно сказывается на развитии массового детско-юношеского спорта.


  1. Список литературы

  1. Ананьева Н.А. Здоровье и развитие современных школьников. - М.: Школа здоровья, 2004, - 216 с.

  2. Виненко В.И. Электронное пособие (компакт - диск). Тематическое планирование по физической культуре по 2- и 3- часовой программ для учащихся 1 - 11 классов, В.: «Учитель», 2010.

  3. Годик М.А., Шанина Т.А., Шитикова Г.Ф. О методике тестирования физического состояния детей. - М.: «Тренер», 1999, - 178 с.

  4. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2002, -- 384 с.

  5. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - Издательский центр «Академия», 2002, - 264 с.

  6. Касаткин В.Н. Учебное пособие для учителей 1 - 11 классов. - Ярославль: Аресс - Пресс, 2003, - 132 с.

  7. Каинов А.Н. Организация и проведение олимпиад. Рекомендации, тесты, задания. В.: «Учитель», 2009, - 139 с.

  8. Кузнецов А.А. Примерные программы по учебным предметам. М.: «Просвещение», 2011, - 51 с.

  9. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов. М.: «Просвещение», 2011, 124 с.

  10. Магомедова Т.И. Формирование здорового образа жизни. - Волгоград: Учитель, 2007, - 198 с.

  11. Мамедов К.Р. Тематическое планирование по физической культуре по 2- и 3- часовой программ для учащихся 1 - 11 классов. В.: «Учитель», 2009, - 62 с.

Приложение № 1

Итоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады по физической культуре (теория)

Теоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часа




Вывод: динамика уровня обученности по теоретическим основам за два последних года увеличилась на 15 %. Учащиеся успешно сдают тестирование на городской олимпиаде.





Приложение № 2

AD Soft Tester v2.8.1


AD Soft Tester v2.8.1 - это пакет программ, предназначенный для проведения тестирования. Тестирование может проводиться как с целью выявления знаний учащихся в той или иной области, так и для обучающих целей. С помощью пакета можно легко создать тесты по предмету. Любой вопрос и ответ можно полноценно форматировать - различные шрифты, абзацы, списки. Пакет прост в установке, создать тесты очень легко.

Теоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часа

Порядок действий при создании программы.


  1. Открыть на рабочем столе Конструктор (вышло окно Конструктор тестов).

  2. НТеоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часаовый (внизу) нажать левой кнопкой один раз. Выходит окно - Новый вопрос, выбираем тип вопроса (один вариант ответа), ОК.

  3. ВТеоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часаТеоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часа окне вопрос, ставим курсор - задаем вопрос в графу варианты ответов (справа), нажать левой Новый, появляется окно - Изменение варианта ответа введите текст ответа.

Пример:

  • В каком году проводились Олимпийские игры в нашей стране?

  1. 1Теоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часаТеоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часа976 г. ОК Новый

  2. 1Теоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часа980 г. * (отмечаем правильный ответ)

  3. 1984 г.

Приступаем ко второму вопросу (см. № 3) и т. д.

  • Какой мяч самый тяжелый?

  1. футбольный; б) баскетбольный *; в) волейбольный

  • Вид спорта, который обеспечивает наибольший эффект при развитии гибкости.

  1. акробатика *; б) велоспорт; в) тяжелая атлетика

  1. СТеоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часаТеоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часаТеоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часаТеоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часавойства текста (вверху) критерии оценки (последняя) шкала на 3 (было три вопроса) критерии оценки, под критериями ставим оценку «5» от 100 % до 65 %; «4» от 65% до 35%; «3» от 35 % до 0%

ОТеоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часаТеоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часаТеоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часаТеоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часаТеоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часаТеоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часаК файл сохранить Ctrl +S имя файла сохранить на рабочем столе Х.

  1. НТеоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часаТеоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часаТеоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часааходим на рабочем столе свою программу открыть выбираем обучение ОК.



Желаю удачи!







Приложение № 3

Теоретические знания на уроках физкультуры в рамках проведения третьего часа

Вывод: из полученных результатов следует, что с применением на теоретических уроках физической культуры электронных презентаций и компьютерных тестов повысилась качественная успеваемость учащихся.


© 2010-2020