- Преподавателю
- Физкультура
- Программа по секции Легкая атлетика
Программа по секции Легкая атлетика
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Курченкова О.В. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное
учреждение среднего профессионального образования
«Тольяттинский политехнический колледж»
(ФГОУ СПО «ТПК»)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
___________ С.А.Гришина
___ ____________ 2011
Рабочая ПРОГРАММа
для спортивной секции
Легкая АТЛЕТИКА
Для всех специальностей
Тольятти, 2011
ОДОБРЕНА
Протокол ПЦК Физическая культура
от ___ _____20__ № ____
Председатель ПЦК Физическая культура
________ Л.Н.Масюк
___ ______ 20__
СОГЛАСОВАНО
Методист
________ Н.В. Роменская
___ _______ 20___
Программа секции по легкой атлетике разработана на основе программы учебной дисциплины «Физическая культура» для специальностей среднего профессионального образования технического, экономического и гуманитарного профилей.
Организация-разработчик: _ «Тольяттинский политехнический колледж»
Разработчики:
О.В. Курченкова преподаватель физической культуры___
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована ___________________________________________________
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.
-
Введена впервые
-
Редакция №1 ____ ______________20___г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ …..……………………….....
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………..
5
-
условия реализации программы учебной дисциплины ……….
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины ……………………………………………………………………....
13
1 пояснительная записка ПРОГРАММЫ
1.1 Область применения программы
Программа спортивной секции по легкой атлетике является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО и направлена на реализацию самостоятельной работы обучающихся.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
Легкая атлетика - это вид спорта, объединяющий упражнения в прыжках, в беге, ходьбе и состоящих из них многоборье.
Оздоровительное значение - легкой атлетикой могут заниматься люди любого возраста, при занятиях работают все группы мышц, проходящих на открытом, свежем воздухе.
Легкая атлетика воспитывает морально - волевые качества (например бег до 30 км, тренировки в холод), а также черты характера: собранность, дисциплинированность.
Такие виды как кроссовый бег, метание гранаты может помочь при службе в армии и жизненной ситуации.
Основной формой обучения является урок. Проводятся они в соответствии с учебной программой.
Секционные занятия охватывают меньше учащихся. Здесь занимаются те, кто хочет добиться хороших результатов, разрядов. В зависимости от возраста учащиеся делятся на группы:
I группа - подготовительная, студенты 15 лет;
II группа - средняя, студенты 16 лет;
III группа - старшая, студенты 17 лет.
Занятия проводятся для 1 курса в объеме 1 час в неделю, для остальных курсов - 2 часа в неделю.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа секции Легкая атлетика принадлежит к базовым предметам в средних профессиональных заведениях при реализации полного среднего образования и к циклу ОГСЭ - при реализации ФГОС СПО.
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Основными задачами стоящими перед занимающимися являются:
-
обеспечение прочного овладения специальными знаниями и умениями;
-
овладение знаниями по технике безопасности и по гигиеническим требованиям;
-
формирование устойчивого интереса к занятиям;
-
укрепление здоровья и закаливание организма;
-
воспитание морально-волевых качеств;
-
дать необходимые знания по физической культуре и спорту, истории развития легкой атлетике, врачебном контроле, первой медицинской помощи, правилах и организации соревнований.
Данный материал планируется для каждой группы в зависимости
от возраста и подготовленности учащихся.
Во всех периодах тренировочного процесса большее внимание уделяется технической подготовке спортсмена.
Для занимающихся предусматриваются теоретические и практические занятия, а так же сдача контрольных нормативов два раза в год и участие в соревнованиях.
В результате освоения программы по легкой атлетике обучающийся должен
уметь:
-
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
-
использовать технику легкоатлетических упражнений и методику обучения;
-
применять навыки в организации и проведении спортивных мероприятий;
В результате изучения программы обучающийся должен
знать:
- о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- основы здорового образа жизни;
- специфику тренировочного процесса в избранном виде легкой атлетике;
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 207 часов, в том числе:
для 1 курса - 39 часов,
для 2-4 курсов - 168 часов (распределено по семестрам)
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Объём учебной и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём часов
1.Теоретический раздел
3
2.Общая физическая подготовка
50
3.Специальная физическая подготовка
50
4.Техническая подготовка
82
5.Интегральная подготовка
22
ВСЕГО
207
2.2 Тематический план и содержание
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
1.Теоретический раздел
Содержание учебного материала
1.1
Общие требования безопасности, предупреждение травматизма, правила личной гигиены; возникновение легкоатлетического спорта, сильнейшие спортсмены мира. История легкой атлетики, классификация видов, положение о соревнованиях, заявки, допуск к соревнованиям, судьи и участники, дистанции, виды стартов, определение победителей.
3
2
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
2.Общая физическая подготовка
Содержание учебного материала
2.1
Строевые упражнения и ходьба.
Строевые упражнения на месте и в движении, ходьба с переходом на бег и с бега на шаг, ходьба в переменном темпе и с различными движениями рук. Специальные беговые упражнения.
5
2
2.2
Гимнастические упражнения.
ОРУ на месте и в движении, стоя, лежа, сидя. Упражнения на развитие гибкости, подвижности в суставах, на формирование правильной осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление мышц рук, ног, туловища.
5
2
2.3
Акробатические упражнения
Кувырки вперед и назад, стоя на лопатках, «мост» из положения стоя, лежа на спине, стойка на голове и на руках, из стойки на голове и на руках переход на «мостик», полушпагат, шпагат.
5
2
2.4
Упражнения с отягощениями
Упражнения с учетом дальнейшей специализации.
5
2
2.5
Подвижные и спортивные игры
Развивающие способность к реакции, ритму, кинестетическому дифференцированию, равновесию, ориентированию. Эстафеты встречные и по кругу, в том числе с преодолением препятствий. Баскетбол и волейбол.
5
2
2.6
Развитие быстроты
Повторный бег по дистанции от30 до 100м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (более быстрый спортсмен) Бег с гандикапом с задачей догнать партнёра. Выполнение обще-развивающих упражнений в максимальном темпе. Бег с препятствиями от 60 до 100 м (количество препятствий от 4 до 10), в качестве препятствий используются мячи, учебные барьеры. Бег в чередовании с ходьбой до 400 м. Бег медленный до 3 м (юн) и до 2 м (дев). Бег или кросс до 2000 м.
5
2
2.7
Развития силы
Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Упражнения в парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лёжа - поднимание ног с мячом. Упражнения с гантелями. Упражнения на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка, канат). Смешанные висы.
5
2
2.8
Развитие выносливости
Бег равномерный и переменный на 500 м,800 м,1000м. Кросс на дистанции 3000м, 5000м.Дозированный бег от 3 мин, до 1 часа. Многократное повторение упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Круговая тренировка.
5
2
2.9
Развитие гибкости
Акробатические упражнения. Кувырки вперёд, назад, стойка на лопатках. Группировки в приседе, сидя, лёжа на спине. Перекаты в сторону из положения лёжа и упора стоя на коленях. Перекаты вперёд, назад прогнувшись, лёжа на бёдрах, с опорой и без опоры рук. Перекаты в стороны согнувшись с поворотом на 180° из седа ноги врозь с захватом ноги. Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках. Стойка на лопатках. Кувырок вперёд из упора присев и из основной стойки, с трёх шагов и небольшого разбега. Длинный кувырок вперёд. Кувырок назад из упора присев и из основной стойки. Соединение нескольких кувырков вперёд и назад. «Мост» с помощью партнёра и самостоятельно. Переворот в сторону (вправо и влево) с места и с разбега. Соединение указанных выше акробатических упражнений в несложные комбинации. Обще- развивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнёра (пассивные наклоны, отведение ног, рук, до предела, мот, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой, наклоны, повороты туловища с различными положениями предметов, перешагивания и перепрыгивания, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
5
2
2.10
Развитие ловкости
Подвижные игры. Игры без предметов: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов номеров», «Попробуй, унеси», различные варианты игры в «Салки». Специальные эстафеты с выполнением заданий в сочетании с определёнными препятствиями. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.
5
2
3 Специальная физическая подготовка
Содержание учебного материала
3.1
Упражнения для развития общей выносливости
Длительный бег в равномерном темпе по пересеченной местности, бег в умеренном темпе на 400-800м по стадиону. Бег по пересеченной местности 3км и 2км.
10
2
3.2
Упражнения для развития скоростной выносливости
Бег на 400-800м в умеренном темпе с 2-4 ускорениями по 30-100м; бег с околопредельной скоростью на 100-300м; повторное про бегание 100м с максимальной скоростью; повторное про бегание 30 и 60м с максимальной скоростью; 100, 400м на результат, участие в соревнованиях на 100, 200, 400м.
10
2
3.3
Упражнения для развития быстроты реакции и скорости бега
Прыжки вверх из полу приседа с доставанием предметов; бег на месте с опорой руками о барьер с правильным дыханием; бег с горы с максимальной скоростью; про бегание с низкого старта с ходу 30 и 60м на время; участие в соревнованиях на 30, 60, 100м.
10
2
3.4
Упражнения для развития специальной выносливости
Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико- тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка.
5
2
3.5
Развитие скоростно-силовых качеств
Прыжковые упражнения; прыжки с ноги на ногу, на двух ногах; скачки на правой и левой ноге.
5
2
3.6
3.7
Соревновательный метод (Соревнования, прикидки, контрольный бег)
Контрольные испытания
8
2
2
2
4 Техническая подготовка
Содержание учебного материала
4.1
Основы техники ходьбы.
Ходьба обычная в равномерном темпе со свободным взмахом рук, глубоким и ритмичным движением; ходьба с палкой за спиной по доске и бревну, с выполнением упражнений, укрепляющих мышцы ног; ходьба в равномерном, быстром и переменном темпе на дистанции до 800 м (отрезки 60,100,200,400 м). Спортивная ходьба - 3 км (юноши).
10
2
4.2
. Основы техники бега.
Бег с максимальной скоростью (стартовый разгон на отрезках 10-30 м); бег свободный по прямой и повороту, с наращиванием скорости и последующим продолжением вперед по инерции. Бег 100, 200, 400, 3000 м на результат.
10
2
4.3
Основы техники прыжков.
Прыжки с места в длину, тройной, пятерной, прыжки с ноги на ногу, на двух ногах; скачки на левой и правой ноге, определение толчковой ноги, постановка толчковой ноги, ритм последних трех шагов, маховые движения рук в прыжках, отталкивание, приземление.
10
2
4.4
Бег на короткие дистанции (30, 60, 100, 200, 400 м)
10
2
4.5
Бег на средние и длинные дистанции
Медленный длительный бег, длительный кроссовый бег, темповый кроссовый бег, фартлек, длительный кроссовый бег в переменном темпе.
12
2
4.6
Упражнения для совершенствования техники бега.
Бег с прямыми коленями, отталкиваясь только стопой; бег на месте и с продвижением вперед, высоко поднимая колено; бег на месте и с продвижением вперед с захлестыванием голени; бег прыжками с ноги на ногу; смена ног прыжками в положении стоя в шаге; бег на месте и с продвижением вперед с поджиманием бедра и голени маховой ноги; бег в гору и с горы; отрезки 30-40 м с ускорением; бег по прямой на 60-80 м с изменением темпа; бег по повороту; то же с выходом и с входом в поворот.
10
2
4.7
Упражнения для совершенствования техники низкого старта.
Бег с ускорением с высокого старта; бег с ускорением с полу низкого старта; бег с низкого старта с сопротивлением партнера; бег с низкого старта в гору; бег с низкого старта по отметкам; пробегание 30, 40, 60м с низкого старта по команде с последующим бегом по инерции; то же с финишированием; отрезки 40-60м с низкого старта, бег с низкого старта с колодок.
10
2
4.8
Упражнения для совершенствования техники финиширования
Про бегание с ходу отрезков 20, 30, 50м; то же, но с низкой скоростью и наклоном туловища при финишировании; про бегание 100 и 200м с изменением скорости бега по дистанции.
10
2
5 Интегральная подготовка
Содержание учебного материала
5.1
Выполнение соревновательных упражнений избранной специализации (дисциплины) в условиях соревнований различного уровня. (Например, участие в городских и областных соревнованиях)
22
2
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3 условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия: спортивного зала, тренажёрного зала, открытого стадиона.
Оборудование спортивных помещений:
Спортивный зал, стадион:
-
Свисток
-
Секундомер
-
Рулетка
-
Стенки гимнастические, перекладины для подтягивания, гимнастические скамейки
-
Скакалки, гимнастические палки, гантели, набивные мячи
-
Беговые дорожки
-
Яма (сектор) для прыжков в длину с разбега
-
Сектор для метания
-
Контрольные нормативы
-
Инструкция по технике безопасности
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Федеральный закон от 4.12.2007г № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
-
Постановление Правительства РФ от 31.12. 2004г №904 «О федеральном агентстве по физической культуре и спорту»
-
Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 № 410 «О федеральном агентстве по физической культуре и спорту»
-
В.И.Ляха, Л.Е.Любомирского, Г.Б. Мейксона «Физическая культура учебник для 10-11 классов» 2007г - 345c
-
Е.А.Воронова «Здоровый образ жизни»: программы, мероприятия, игры.- Изд.2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-245
-
В.А. Муравьев, Н.А. Созинова, Техника безопасности на уроках физической культуры - М.: СпортАкадемПресс, 2001г
-
Б.И. Мишин, Настольная книга учителя физкультуры. Справочно-методическое пособие. М.: ООО «Издательство АСТ», «Издательство Астрель», 2003г
Дополнительные источники:
-
Методическое пособие - «Методика составления индивидуальных программ физического воспитания», Масюк Л.Н., Библиотека ТПК 311
-
Методическое пособие - «Основы метания и прыжков», Подольная Л.И., Библиотека ТПК № 223.
-
Методическое пособие - «Индивидуальный выбор спорта или систем физического воспитания», Давыдова Н.А, 2009г
-
А.В. Царик, справочник работника физкультуры и спорта: нормативные правовые и программно-методические документы, практический опыт, рекомендации; Учебно-методическое пособие,-М.: СпортАкадемПресс, 2002г
-
Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельных работ, Н.А. Давыдова, 2011г
-
Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений - демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Обучение учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит преподаватель. Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки
4.1 Формы контроля результатов обучения
Вид
упражнений
Курсы и оценки
2 курс
3 курс
4 курс
По
л
Уровень физического развития
Уровень физического развития
Уровень физического развития
низкий
средний
высокий
низкий
средний
высокий
низкий
средний
высокий
Бег 100 м., сек
ю
д
15.0
18.0
14.2
16.8
13.8
16.5
14.8
17.8
14.0
16.8
13.5
16.3
14.5
17.5
13.8
16.5
13.3
16.2
Бег 1000м, мин
Бег 500 м, мин
ю
д
4.15
2.20
3.50
2.05
3.40
1.55
4.10
2.15
3.45
2.00
3.35
1.50
4.05
2.10
3.40
1.55
3.30
1.45
Прыжки в длину с разбега, м
ю
д
3.90
2.90
4.20
3.10
4.40
3.40
4.00
3.00
4.30
3.40
4.50
3.50
4.10
3.10
4.50
3.40
4.70
3.60
Метание гранаты
700г, м
500г, м
ю
д
27
16
30
18
32
22
30
17
33
19
35
24
30
18
35
20
38
26
Бег
3000м, мин.
2000м, мин.
ю
д
15.30
13.30
14.00
11.30
13.30
10.30
15.00
13.00
3.30
11.00
12.30
10.00
4.30
12.30
13.00
10.30
12.00
9.30
Сгибание разгибание рук в упоре лежа, раз
Ю
д
30
9
35
11
40
13
35
10
40
11
45
13
35
10
40
11
45
13
Челночный бег
10 по 10м, сек
ю
д
28
35
27
34
26
33
27
34
26
33
25
32
27
34
26
33
25
32
Прыжки в длину с места, м
Ю
д
230
140
200
150
215
170
210
145
220
165
240
175
210
145
220
165
240
175
Прыжки в длину с разбега, м
Ю
д
3.90
2.90
4.20
3.10
4.40
3.40
4.00
3.00
4.30
3.40
4.50
3.50
4.10
3.10
4.50
3.40
4.70
3.60
Подтягивание ,раз
Ю
д
8
9
10
11
12
13
9
10
11
12
13
14
9
10
11
12
13
14
Прыжки со скакалкой за 30 сек, раз
Ю
д
72
80
74
84
78
88
74
82
76
86
80
90
74
82
76
86
80
90
Д л я в с е х к у р с о в
Уровень физического развития
Ходьба 4800м., мин
ю
д
низкий
средний
высокий
41.00
43.00
37.30
39.30
33.00
35.00
Двигательные
способности
Контрольные
Упражнения
В
Уровень подготовленности
юноши
девушки
Н
С
В
Н
С
В
ГИБКОСТЬ
Наклон из положения сидя (см)
15
16
17
4
5
5
8-10
9-12
9-12
15
18
20
7
7
7
12-14
12-14
12-14
20
20
20
КООРДИНА -
ЦИОННЫЕ
СПОСОБНОСТИ
Челночный бег 3х10м (с)
15
16
17
8.6
8.2
8.1
8.4-8.8
8.0-7.6
7.9-7.5
7.4
7.3
7.0
9.7
9.7
9.6
9.3-8.8
9.3-8.7
9.3-8.7
8.3
8.2
8.0
СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ (Быстрота)
Бег на 30м (с)
15
16
17
5.5
5.2
5.1
5.3-4.9
5.1-4.8
5.0-4.7
4.4
4.3
4.2
6.0
6.1
6.1
5.9-5.3
5.9-5.3
5.8-5.3
4.7
4.5
4.4
СКОРОСТНО - СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ
Прыжок в длину с места (см)
15
16
17
190
195
205
205-225
210-230
220-235
225
235
240
155
160
160
165-185
170-190
170-190
205
210
210
СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ
Подтягивание на перекладине- юн; из виса лежа дев.(кол-во раз)
15
16
17
3
4
5
7-8
8-9
9-10
10
11
12
5
6
6
12-13
13-15
13-15
16
18
18
ВЫНОСЛИВОСТЬ
6-минутный бег (м)
15
16
17
1100
1100
1100
1250-1350
1300-1400
1500
1500
1500
900
900
900
1050-1200
1050-1200
1050-1200
1300
1300
1300
5