- Преподавателю
- Физкультура
- Для полноценной жизни нет ограниченных возможностей
Для полноценной жизни нет ограниченных возможностей
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Красильникова Н.В. |
Дата | 02.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Для полноценной жизни нет ограниченных возможностей
Главное, чтобы вас понимали,
Такими, как есть воспринимали!
И помогали, без лишнего спроса,
Решали насущные жизни вопросы!
Все мы, прежде всего, люди со схожими делами, мечтами, планами. Люди бывают пунктуальные, романтичные, аккуратные, ранимые.… Но их нельзя разделить на инвалидов и не инвалидов, потому что ЛЮДИ ТАК НЕ ДЕЛЯТСЯ. Именно эта мысль и стала слоганом для данной концепции, которая направлена на формирование толерантного отношения к инвалидам в образовательных учреждениях.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, в частности, в Якутии, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей.
В нашем коррекционном учреждение для детей с нарушением в развитии, физическое воспитание детей направлено на всестороннее развитие, формирование двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовки, а также подготовку к социальной жизни и труду.
В последнее время все чаще звучит слово «интеграция» в отношении детей с особенностями в развитии. Смысл интеграции заключается не в том, чтобы противопоставить две образовательные системы - общеобразовательную и специальную, а в том, чтобы сблизить их, пополнить общую педагогику достижениями специальной педагогики. Дети с особенностями развития имеют право быть принятыми в коллектив сверстников, развиваться в соответствии со своими возможностями и приобретать перспективу участия в жизни общества.
Работа по физическому воспитанию нашего учреждения строится на основе следующих программ:
-
«Программа воспитания и обучения в детском саду» п/ред. М.А. Васильевой;
-
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида.
-
В.И. Лях, А.А.Зданевич «Комплексная программа физического воспитания» для учащихся 1-11 классы.
-
Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду» п/ред. Л.И. Плаксиной. Раздел «Физическое воспитание» в начальных классах;
Основная цель работы - сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранения собственного здоровья.
Задачи:
-
создать условия для оздоровления детей с ОВЗ;
-
осуществлять коррекционно - развивающую работу во всех видах двигательной деятельности детей;
-
осуществлять личностно-ориентированный подход к детям с опорой на их диагнозы;
-
преодолевать недостатки, возникающие на фоне патологий при овладении движениями (скованность, боязнь пространства, малоподвижность);
-
развивать у детей координацию движений, ориентировку в пространстве;
-
воспитывать привычку к здоровому образу жизни у детей и их родителей через совместные активные формы работы.
Принципы физкультурно-оздоровительной работы:
-
обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка;
-
разумное сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
-
адекватность физических нагрузок возрасту, полу ребёнка, уровню физического развития, биологической зрелости его здоровья;
-
принцип не нанесения вреда;
-
принцип непрерывности и преемственности (семья - детский сад, школа);
-
комплексный междисциплинарный подход (на всех занятиях и уроках - оздоровительный компонент);
-
принцип медико-психологический компетентности педагога: только здоровый педагог может воспитать здорового ребёнка;
-
сочетание охранительной и тренирующей стратегии (не допускать заболевания, тренировать иммунную систему);
-
принцип формирования ответственности детей за своё здоровье;
-
принцип обратной связи - контроль над результатами (диагностика); (см.приложение)
-
методическое обеспечение проведения физкультурно - оздоровительной работы;
-
выявление интересов, склонностей и способностей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно-оздоровительной работы;
Специфические принципы:
-
принцип развивающего обучения, который предусматривает преодоление отставания и нормализацию развития ребенка с ОВЗ;
-
деятельностный принцип, предполагает связь с деятельностью ребенка, ее использование для решения общеразвивающих и коррекционных задач;
-
принцип творческой направленности основывается на развитии воображения, которое становится необходимым внутренним условием при построении и проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением в развитии;
-
принцип усиленного педагогического руководства, предусматривающего связь учебной деятельности с активной позицией ребенка и педагога;
-
принцип коррекционной направленности воспитания и обучения, предусматривающей индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку, построенный на учете структуры и степени выраженности нарушении, выявлении его потенциальных возможностей.
Направления работы:
-
Оптимизация двигательного режима.
-
Рациональная организация педагогического процесса.
-
Работа с родителями по формированию здоровья детей. Разработана модель стратегии и тактики работы инструктора с родителями (см. приложение)
-
Работа с педагогами.
-
Преемственность ДОУ и начальной школы.
-
Дополнительное образование: «Оздоровительная гимнастика для детей с ОВЗ с использованием больших гимнастических мячей», «Детские-спортивные тренажеры в детском саду для детей с ОВЗ «Малыши-крепыши» (См. приложение)
В нашем коррекционном учреждении созданы все условия для организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы. Реализация оздоровительной деятельности нашего учреждения - это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически - формирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса.
Профилактическое направление включает в себя:
- обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий;
- выполнение санитарно гигиенического режима;
- проведение обследования, и выявление патологий, предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;
- проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное направление ориентировано на:
- организацию здоровьесберегающей среды в учреждении;
- определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
- составление индивидуальных планов оздоровления;
- изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей;
- отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
- систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
- пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Детей с ограничениями здоровья надо стараться не только понять, но и принять, такими, какие они есть.
У нас в учреждении нет детей, не занимающихся физкультурой! Об эффективности этой работы можно судить по результатам успешного участия воспитанников ДОУ и школы во всех спортивных районных соревнованиях. (см.приложение).
У детей-инвалидов, мне кажется, есть одна мечта - иметь настоящего друга, быть в круге позитивного внимания, доказать, что ты способен на многое. Ну, разве не доказательство полноценности, духовного здоровья этих людей Паралимпийские игры, да та же «Минута славы» на «Первом»? И мы педагоги, не должны забывать, что детей нельзя делить на детей и детей-инвалидов, потому что дети так не делятся. И мы должны приложить все усилия для того чтобы они чувствовали себя уверенными и нужными в нашем обществе.
Используемые ресурсы:
-
Власенко Н.Э С физкультурой в дружбе - Пралеска, 2008, №3.
-
Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении - «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
-
Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят - Феникс, 2004.
-
Железняк Н.Ч. Физкультура для старших дошкольников: играем, тренируемся, развиваемся: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования - ООО «ИД «Белый ветер», 2008.
-
Жукова Л. Занятия с тренажерами - Дошкольное воспитание, 2007, №1.
-
Рунова М.А. Использование тренажеров в детском саду (методическое пособие), 2005.
-
Общероссийский общественный Фонд «Социальное развитие России».
-
Чечета М.В. Фитбол - гимнастика в детском саду, 2003.
-
Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, htt://g367.zouo.ru/index.php?id=1422