Сообщение физическое воспитание детей в школе и дома

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Физическое воспитания детей, в школе и дома.

Воспитание здорового, гармонически развитого ребенка - основная задача семьи и школы. В решении этой задачи первостепенную роль играют правильно организованные занятия физической культурой и спортом в школе, и во внеурочное время, рациональное сочетание умственной деятельности и занятий физическими упражнениями в режиме дня.

За правильную постановку физического воспитания в режиме дня школы несут ответственность директор школы и организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Задача родителей - организация и руководство мероприятиями по физической культуре и спорту дома, в кругу семьи, т. е. родители также должны принимать самое активное участие в физическом воспитании детей.

Что же включает в себя это понятие «физическое воспитание»? Прежде всего - строгое соблюдение режима дня, систематическое закаливание, ежедневные занятия физической культурой и регулярные занятия спортом. Разнообразные движения необходимы для роста и жизнедеятельности организма ребенка. О том, что движения способствуют здоровью, люди знали очень давно: еще 2,5 тысячи лет назад на одной из скал древние эллины высекли: «Если хочешь быть сильным - бегай, ели хочешь быть красивым - бегай, если хочешь быть умным - тоже бегай». Конечно, знают об этом папы и мамы сегодняшних детей. И, тем не менее, как показывают исследования, у большинства ребят двигательная нагрузка низка. Мы все чаще слышим разговоры гиподинамии, т. е. о сниженной физической активности, недостаточной физической нагрузке. Гиподинамия чревата опасностью вызвать различного рода нежелательные отклонения в здоровье ребенка, привести к психическим расстройствам и нервным срывам. И наоборот, у школьников, ежедневно занимающихся физическими упражнениями, отмечаются несколько большие прибавки в росте, значительнее увеличивается окружность и экскурсия грудной клетки, повышается жизненная емкость легких и сила мышц. Существенные изменения происходят и в обмене веществ; лучше усваиваются питательные вещества, более интенсивно протекают окислительные процессы. Благоприятно отражаются занятия физической культурой и спортом на развитии и укреплении всего опорно-двигательного аппарата ребенка, что создает условия для развития правильной осанки. В занятиях физической культурой есть и еще одна важная сторона - психологическая. Играя со своими сверстниками, состязаясь с ними на беговой дорожке и спортивной площадке, дети вступают между собой в сложные человеческие взаимоотношения, учатся отстаивать свои интересы, беречь и ценить друзей, тренируют волю, воспитывают в себе смелость, решительность. Под влиянием систематических занятий физической культурой повышаются сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В результате нервная система приобретает способность быстрее приспосабливаться к новой обстановке, к новым видам деятельности. Таким образом, регулярные занятия физическими упражнениями благоприятно сказываются на деятельности всего организма ребенка. Как же воспитать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями? Начать нужно с правильной, рациональной организации режима дня. Ребенок пошел в школу, естественно, изменился и режим его дня, появились новые непривычные нагрузки, новые обязанности, и двигаться он, к сожалению, стал гораздо меньше. Поэтому в данный период при организации режима особое внимание следует уделить правильному чередованию умственной деятельности, связанной к тому же со значительной статической нагрузкой, с физическими упражнениями. Специальные научные исследования показали, что даже в те дни, когда по расписанию в школе проводится урок физической культуры, у младших школьников дефицит двигательной активности составляет 40%. Доказано, что для компенсации естественной биологической потребности в движение должен быть неимение 2-часа. Поэтому с первых дней нужно научить первоклассника беречь и ценить время, строго соблюдать режим. Несоблюдение режима, неумение планомерно распределять время отрицательно сказываются на растущем и развивающемся организме: ребенка. Когда мы видим вялого, нервозного, недостаточно физически развитого ребенка, с плохой осанкой, то почти безошибочно можно сказать, что он мало бывает на воздухе, малоподвижен, поздно ложится спать, а значит, и недосыпает. Систематическое же недосыпание (сегодня - интересная телепередача, завтра - кино и компьютерные игрыт. п.), несвоевременный прием пищи, отсутствие занятий физическими упражнениями (на которые и времени-то не остается) отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на психоневрологическом статусе ребенка.

Твердый распорядок, предусматривающий все моменты двигательного режима, поможет детям так построить день, чтобы хватило времени и на уроки, и на помощь дома, и на игры, развлечения, и на занятия спортом. Единого, удобного для всех режима, естественно, нет и быть не может. Режим каждого ребенка может иметь те или иные особенности, которые определяются его индивидуальными склонностями, характером увлечений и занятий, всем укладом жизни семьи. Однако всякий режим должен строиться с учетом особенностей роста и развития ребенка, динамики его умственной работоспособности и, конечно, с учетом школьных и- внешкольных занятий.

Чтобы составить правильный распорядок дня, необходимо знать примерную продолжительность основных режимных моментов. Основываясь на научных исследованиях, рекомендациях лечебно-профилактических учреждений, практике школьной жизни, к этим моментам обычно относят: учебные занятия в школе (в зависимости от возраста ребенка и класса, в котором он учится, - от 3 до 6 час.), приготовление уроков дома (1-4 часа), внеклассные и внешкольные занятия (1-3 часа), пребывание на воздухе, игры, занятия спортом, прогулки, дорога в школу и обратно (2,5-3,5 часа), утренняя гигиеническая гимнастика,, закаливающие процедуры, прием пищи, туалет, помощь по дому (2-2,5 часа), сон (8,5- 11 час).

Основой основ любого режима, как мы уже говорили, должны быть движения, позволяющие восполнять дефицит двигательной активности любыми возможными способами. Для этого используются самые различные виды физических упражнений.

Утренняя гигиеническая гимнастика; Проще всего для проведения утренней гигиенической гимнастики воспользоваться комплексами, взятые в интернете или записанные на телевидение. Эти комплексы методически обоснованы дифференцированы в зависимости от возраста, сопровождаются музыкой и полезными замечаниями по ходу выполнения. Можно, однако, и самим составить комплекс из 8-10 упражнений. В этом случае лучше проконсультироваться с учителем физической культуры. Важно, чтобы упражнения, подобранные в комплексе, последовательно воздействовали на основные 'мышечные группы и органы. Гимнастические комплексы рекомендуется периодически менять.

Перёд утренней гимнастикой необходимо проветрить комнату, открыть форточку. Еще лучше, если ребенок будет выполнять, упражнения на свежем воздухе. Начинают обычно с ходьбы или легкой пробежки, затем выполняются упражнения в потягивании с глубоким дыханием, наклоны вперед, назад, в стороны, подскоки, прыжки, бег. Завершается комплекс ходьбой с постепенным замедлением темпа и дыхательными упражнениями, позволяющими привести организм в относительно спокойное состояние. Каждое упражнение нужно. Повторять 8-12 раз. В первое время между упражнениями можно делать 10-15 секундные паузы, в дальнейшем - выполнять упражнения одно за другим. На первых порах не следует увлекаться количеством упражнений. В комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики целесообразно включать упражнения из домашних заданий по физической культуре. Во время гимнастики родители должны добиваться, чтобы ребенок выполнял упражнения четко, ритмично, без напряжения, следил за осанкой (положение плеч, головы, туловища) и дыханием (глубокое и ритмичное, вдох - носом, выдох - ртом). Гимнастику полезно завершать водными процедурами (обтирание, обливание или душ) и растиранием сухим полотенцем.

Утренняя гигиеническая гимнастика «зарядит» ребенка на весь день хорошим настроением, поможет быстро устранить вялость и сонливость. Очень важно и то, что утренняя гимнастика доступна всем и требует относительно мало времени.

Физкультминуты (физкультпаузы) проводятся на уроках в школе и дома во время приготовления домашних заданий, длительного чтения, рисования и т. п. Этот вид двигательной активности обеспечивает отдых ребенка, переключает его внимание с одного вида деятельности на другой, улучшает дыхание и кровообращение. Физкультминуты проводятся примерно через 45 мин. занятий (у младших школьников через 30- 35 мин.). Общая продолжительность их - не более 3 мин. Упражнения (3-4) подбираются с учетом характера предшествующих учебных занятий. После письменной работы - это упражнения для рук, энергичные сжимания и разжимания пальцев, потряхивание кистями и т. п.; после длительного сидения - приседания, потягивания с глубоким дыханием, повороты туловища. Дома выполняются те упражнения, которые разучили в классе.

Наибольшую долю в двигательном режиме учащихся следует отвести подвижным играм и самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В подвижных играх на воздухе дети утоляют жажду движения, разряжают накопившуюся энергию. Игра учит их смелости, предприимчивости, помогает самоутвердиться, проявить себя, узнать товарищей, учит считаться с коллективом, действовать в его интересах.

Но если детей не научить правильно использовать это время, не организовать их, то двигательная активность зачастую бывает очень низкой. От родителей, особенно тех, у кого дети младшего школьного возраста, требуется не только общее наблюдение за самостоятельными играми, но и реальная помощь: они могут рассказать о тех играх, в которые играли сами, купить нужную книгу, наконец, принять активное участие в оборудовании спортивной площадки во, дворе, обеспечить детей спортивным инвентарем: мячами, скакалками, санками, лыжами, коньками.

Одна из целей самостоятельных занятий физическими упражнениями - получить элементарные спортивные навыки. Какие именно? Для самых маленьких это, в первую очередь, плавание, катание на санках, ходьба на лыжах, катание на коньках, умение ездить на велосипеде и т. п. Эти навыки, как правило, просты и доступны, лишь немногие при обучении им требуют специальных знаний. К тому же в последние годы выпущено много методической литературы.

Даже пешеходная прогулка, если ее разумно организовать, может быть отличным средством физической культуры и способом повышения двигательной активности. Ходьба - прекрасное средство физической тренировки, доступное и оказывающее благотворное влияние на весь организм - на органы пищеварения, железы внутренней секреции, нервную систему, дыхание. Столь же благотворно действует на организм оздоровительный бег, завоевывающий все новых и новых поклонников. Но обязательно следует соблюдать разумные дозировки в нагрузках. Младшие школьники должны заниматься бегом , под наблюдением родителей, старшие могут тренироваться самостоятельно.

Прогулки за город, туристские походы вместе с детьми в воскресные дни будут не только приятным отдыхом, дарящим радость общения с природой, возможностью многому научить своих детей, но и значительной физической нагрузкой, тренировкой в овладении различными двигательными навыками. Прогулка позволяет, кроме того, в известной степени компенсировать недельный дефицит двигательной активности.

Утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминуты, подвижные и спортивные игры - те формы двигательного режима, которые могут организовать и проконтролировать родители. В течение учебного года время на физкультурные мероприятия в режиме дня распределяется примерно так, как указано в таблице.

В дни школьных каникул распорядок дня школьников должен быть построен так, чтобы они максимальное время находились на воздухе, занимались подвижными и спортивными играми.

Ежедневная гигиеническая гимнастика, спортивные игры, прогулки, туризм - это первые шаги к серьезным занятиям спортом, который занимает особое место в физическом воспитании детей и подростков. Приобщить ребенка к спорту, пусть на самом начальном уровне, необходимо, так как одних физических упражнений, если даже родители сумели привить своему ребенку привычку к систематическим занятиям, мало для его гармонического развития. А выйдет из него классный спортсмен или нет, покажет будущее. Прежде чем разрешить заниматься в какой-либо секции или спортивной школе, нужно определить, какой вид спорта больше подходит ребенку. Родители должны учесть индивидуальные особенности - конституциональные, физические, психические качества его характера, темпы развития. И непременно посоветоваться с участковым врачом и учителем физической культуры. Большое значение имеет также интерес ребенка к определенному виду спорта. Но, конечно, основной выбор за специалистами, тренерами при отборе в секции.

Если же ребенок посещает спортивную секцию - СДЮСШОР, родители должны проследить за соответствующими изменениями в его режиме дня. Опасения о перегрузке детей, занимающихся в спортивных секциях, необоснованны. Они хорошо вписываются в распорядок дня, не нарушая нормативов основных режимных моментов. Контроль за физическими нагрузками на тренировках и соревнованиях осуществляется медицинскими работниками. Родители должны проявлять интерес к спортивным занятиям детей, поощрять их первые победы. Эффективность занятий физической культурой в семье будет по-настоящему высокой лишь при последовательном, ежедневном их проведении без скидки на занятость, усталость и т. п. И конечно, все наставления родителей о пользе и значении утренней гимнастики, закаливания, занятий спортом останутся словами, если они сами не будут следовать им. Личный пример родителей лучше всяких наставлений. Именно от родителей, от того, насколько правильно, умело и настойчиво они возьмутся за дело, зависит физическое развитие и здоровье детей.

Характерный пример действия защиты от перегрузки можно увидеть во время первых весенних уроков физической культуры на стадионе. Класс, получив задание от учителя пробежать один круг (400 м), не имея опыта и считая, что круг маленький, очень дружно стартует и вначале бежит с завышенной для большинства детей скоростью. Уже через 150-200 м многие переходят на трусцу или ходьбу. После 300 м впереди цепочки растянувшихся пешеходов бегут лишь несколько человек. До финиша, задыхаясь, добегают самые волевые и лучше подготовленные. У большинства же сработала защита от перегрузки (правда, некоторых несколько раньше остановила лень, воспитанная малоподвижным образом жизни).

Таким образом, от «жестких» физических нагрузок дети защищены. Из сказанного можно сделать два вывода. Во-первых, чем непосильние предлагаемая нагрузка, тем быстрее срабатывает защита и ребенок прекращает работу. Перенапряжения в таких случаях, как правило, не бывает. (Исключения очень редки: они могут возникнуть, если неопытный педагог и тренируемый ребенок-«волевые фанатики».) А во-вторых, хотя это на первый взгляд и звучит парадоксально, лучшая защита от перегрузок - увеличение объема тренировочной работы. Так, если тому же классу учитель вместо одного круга по стадиону предложит пробежать два с половиной (что составит 1 км), то со старта никто не побежит быстро: большой объем физических упражнений является антагонистом интенсивности их выполнения.

Естественно, что и повышенная интенсивность также всегда уменьшает количество повторений упражнений, километраж или время бега и т.д. Это очень хорошо иллюстрируют и бытовые примеры. Когда дров много, их пилят и колют не торопясь, в размеренном темпе. И наоборот, если дров небольшое количество, обработать их стремятся как можно быстрее. То же самое происходит при ходьбе и беге. Сдерживающих и поощряющих механизмов при этом два. Один из них - психологический (он действует еще до начала работы), который помогает людям, не имеющим достаточного опыта, спокойнее начинать работу, что, в свою очередь, облегчает процесс настройки второго механизма - механизма физиологической саморегуляции - на режим, наиболее соответствующий подготовленности и самочувствию индивидуума.

Вспомним, как играют дети, когда взрослые не руководят ими и не вмешиваются в игру. Прежде всего они, как правило, играют долго, до тех пор, пока их не призовут родители или неотложные дела. Там, где есть сложившийся дворовый детский коллектив, шайбу, мяч гоняют с утра до вечера. Интересно, что такие игры никогда не приводят к перетренировке и ухудшению здоровья от перегрузок, поскольку их просто не бывает.

Многолетние наблюдения специалистов показали, что большинство, выдающихся спортсменов до начала специализированной тренировки в избранном виде спорта много играли в детские спортивные игры без участия взрослых. У тех из них, кто родился и жил в сельской местности, активный двигательный режим дополняли к тому же длительные переходы в школу, участие в сельскохозяйственных работах и т.п.

Все это говорит о том, что во время самостоятельной активной двигательной деятельности детей возникает наиболее благоприятный режим, поощряющий развитие и рост их организма. Причем рост и развитие организма в этом случае осуществляется в основном за счет внутренних факторов естественного роста. (Особенно в первой половине периода активного полового созревания: у девочек в 8-13 лет, у мальчиков в 10-15 лет. Возможны индивидуальные возрастные смещения данного периода.)

Особенно интенсивно и заметно такое развитие происходит при объединении многих благоприятствующих факторов. Вспомните, какое удивление вы испытываете осенью, увидев детей, проведших летние каникулы в деревне или в пионерских : лагерях. Солнце, воздух, вода, регулярное питание, размеренный ритм жизни и активный двигательный (игровой) режим - в этом секрет метаморфозы, произошедшей с детьми за летний период.

Вот такой двигательный режим следует, очевидно, создавать в организованных занятиях физическими упражнениями. Но для этого педагогам и родителям необходимо разобраться, как же регулируется нагрузка в самостоятельных подвижных и спортивных играх.

Обсуждая проблемы физической культуры и спорта, мы часто используемые понятие «физическая нагрузка». Чтобы исключить различные толкования, необходимо четко сформулировать его. Зачастую это понятие отождествляют с количеством и качеством проделанной работы.

Так, например, бегун может сказать, что его физическая нагрузка в тренировка равна 5 км бега со скоростью 4 мин. на 1 км. На самом же деле физическая нагрузка - это реакция организма на выполненную работу. Ее величина определяется степенью усталости человека, что, в свою очередь, зависит как от количества и интенсивности выполняемых упражнений, так и от состояния организма до, во время и после работы.
В быту мы судим о своем состоянии в основном по самочувствию и, как правило, не ошибаемся. Исключения бывают, когда положительные или отрицательные эмоции мешают прислушаться к себе. Прислушиваясь же к своим ощущениям, можно и в жизненных ситуациях, и при занятиях физическими упражнениями двигаться в силу своих возможностей.
Ощущения дают нам обобщенную оценку нашего состояния: «мне хорошо», «мне плохо» и т.п. Они достаточно информативны для новичков, но с ростом подготовленности и увеличением нагрузок ощущения необходимо уточнять и конкретизировать. Для этого нужно вычленить несколько самых типичных определяющих ощущений, характерных для каждой зоны нагрузок. Опросив множество бегунов (четко сформулировав стандартные вопросы), мы получили данные об их самочувствии в конце бега различной интенсивности. Информация через ощущения.
Обладая от природы совершенной системой само информации через ощущения, человек использует ее явно недостаточно. Очевидно, что способность слушать себя, как все умения и навыки, необходимо развивать с детства. Поэтому родителям, спортивным педагогам необходимо включить в систему обучения детей и раздел «Слушай себя и правильно используй полученную информацию». Выше приводились примеры из спортивной практики, поэтому в заключение остановимся на повседневной жизненной ситуации.
Очень часто незначительные мышечные или какие-либо другие нарушения, возникшие, к при-меру, из за неудачного движения, не сопровождаются болью. Ее заменяет ощущение какой-то неловкости. Более серьезные травмы проявляются через час-полтора, когда человек «остывает» после занятий, или утром после сна. Даже при. незначительных отклонениях от обычного само-» чувствия лучше пропустить очередное занятие, посоветоваться со взрослыми, а при необходимости и с врачом. В любом случае надо заметить «сигнал» и срочно принять меры. Так, если даже" немного першит и сохнет горло, закладывает нос, надо опередить простуду: попарить ноги с горчицей, выпить чай с малиной или медом и пораньше лечь спать. Болезнь может отступить или будет протекать легче. Умение слушать себя, своевременно принимать профилактические решения необходимы человеку во всех сферах его деятельности. Оно помогает быстро иррационально приспосабливаться к любым изменениям окружающей среды, поддерживая сбалансированное состояние физической и психической сферы. Возможности такого самоусовершенствования беспредельны.



© 2010-2022