Урок по освоению новых технологий

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Освоение новых технологий на уроках физической культуры.

Люди каждого нового поколения должны готовиться развиваться так, чтобы они могли эффективно и в достаточно короткие сроки овладеть не только той техникой, которая уже создана предшествующими поколениями, но и той, которая появится в будущем. Они должны быть подготовлены к дальнейшему развитию науки и техники. Иначе говоря, сейчас как никогда прежде обучение и воспитание подрастающего поколения должны быть ориентированы на будущее. Одним из главных инструментов в образовании, открывающих путь в новый мир, являются современные компьютерные (информационные) технологии.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию при помощи компьютера, чем при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Школьникам с нарушением слуха свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, к наиболее характерным относятся:

  • недостаточно точная координация и неуверенность в движениях;

  • относительная замедленность овладения двигательными навыками;

  • трудность сохранения статистического и динамического равновесия;

  • относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве;

  • замедленная скорость выполнения отдельных движений, всего темпа деятельности в целом по сравнению со слышащими;

  • утрата слуха отражается и на уровне развития физических качеств:

низкий уровень развития силовых качеств (особенно силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп - сгибателей и разгибателей);

замедленная скорость обратной реакции.

Особенности развития двигательной сферы у детей с нарушением слуха обусловлены тремя основными факторами: нарушением слуха, изменением некоторых функциональных систем и недостаточным развитием речи.

В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у глухих особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью.

Целью нашей работы является показать возможности использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах.

Компьютерные технологии значительно расширяют возможности предоставления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука - всех современных средств видеотехники - позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности (например, поставить ученика в положение участника соревнований).

Старший школьный возраст - это пора поисков и открытий. Старшеклассники любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.

Большинство старшеклассников высказываются в пользу активных форм деятельности: дискуссий, лабораторно-практических работ, изучения первоисточников и, конечно же, все это должно сопровождаться использованием современных компьютерных технологий.

Компьютерные технологии как часть информационных технологий формируют принципиально отличный стиль учебной деятельности, который оказывается более психологически приемлемым, комфортным, мобилизующим творческие возможности и интеллектуальный потенциал учащегося.

Применительно к практическому использованию компьютерных технологий в образовательном процессе это означает:

тщательно отработанную мотивацию обучения не только «принудительного» характера (оценки), но и личной заинтересованности и удовлетворения учебным процессом;

оценку по конечному результату, широкую свободу выбора, поощрение разумного творчества в процессе обучения;

индивидуальный подход к обучаемому и его адаптацию в процессе обучения.

Технология компьютерного обучения рассматривается как обучение с учетом конечных результатов деятельности учащегося, причем ему придается характер устойчивого, целенаправленного и эффективного процесса познания.

Использование компьютерных технологий (КТ) в обучении - разновидность процесса управления познавательной деятельностью.

Применение компьютерных технологий возможно на всех этапах урока. При изучении нового материала координируется, направляется и организуется учебный процесс, а сам материал «объясняет» компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста учащийся получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, что делает урок более содержательным и увлекательным.

На стадии закрепления знаний компьютер позволяет решить проблему традиционного урока - индивидуального учета знаний, а также способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае.

На этапе повторения в компьютерном варианте учащиеся решают различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность оказываются включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.

Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет ряд преимуществ, которые состоят в следующем:

  • используется индивидуальный подход: учитывается разная скорость выполнения заданий учащимися, упражнения дифференцируются по степени трудности;

  • повышается объективность оценивания;

  • фиксируется детальная картина успехов и ошибок учеников.

Формами контроля являются самоконтроль, взаимоконтроль, творческое применение полученных знаний на практике.

Компьютер дает богатейшие возможности для реализации принципа наглядности обучения. Среди множества теле- и радиопередач очень малая часть посвящена пропаганде здорового образа жизни, физическому воспитанию, физической культуре. Почему бы не предложить, учащимся самостоятельно, под руководством учителя восполнить этот пробел. Мультимедиа - синтез компьютерных технологий для объединения звука, информации, изображений, обеспечивает хранение больших объемов информации, произвольный интерактивный доступ к ее элементам и воспроизведение сюжетов со звуковым сопровождением.

Вдобавок, наглядность можно использовать не только в качестве иллюстраций, но и как самостоятельный источник знаний, нужно только организовать эффективную поисковую, исследовательскую работу учащихся, т.е. использовать метод проектной деятельности. Например, под руководством учителя физической культуры подобрать комплекс специальных, общеукрепляющих либо адаптивных упражнений индивидуально для каждого учащегося, а затем реализовать разработанные комплексы в виде медиа продукта: обработать иллюстрации, подобрать музыку, создать текстовое сопровождение. Продукт, созданный руками учащихся, будет самым лучшим наглядным пособием.

На протяжении работы по проекту у учащихся развиваются навыки работы с цифровой аппаратурой и опыт свободного использования информационных технологий, формируется аналитическое мышление, ребята получают возможность детально изучить и анализировать технику двигательного действия.

Обучающиеся постоянно пользуются собственными индивидуальными комплексами упражнений, продолжая мониторинг собственного физического развития, фиксируя результаты изменений показателей физического развития и физической подготовленности.

На уроке обучающиеся учатся анализировать результаты собственной деятельности, принимать решения на основе анализа данных, у них формируется адекватная самооценка. Совместная работа учителя физической культуры и ученика предполагает дальнейшее развитие и расширение представленного проекта с использованием информационных технологий в свете формирования здорового образа жизни.

Разработка и внедрение электронных средств поддержки обучения способствуют повышению уровня учебной работы учащихся.

Информационные технологии обучения обладают более высокой дидактической эффективностью по сравнению с традиционными методами и средствами поддержки обучения. При этом высокий уровень интереса обучающихся, обусловленный сначала технологической стороной использования электронных средств, способствует в дальнейшем росту интереса к содержанию теоретических и методических аспектов физической культуры.

Для повышения эффективности восприятия учебного материала, связанного с двигательной деятельностью, исключительно важное значение в электронных средствах поддержки обучения имеют мультимедийные формы представления информации, сочетающие тексты с графическими иллюстрациями.

Технология, используемая в работе по проекту, проста и доступна практически для любого человека, владеющего компьютером на уровне пользователя, и позволяет создавать электронные средства поддержки обучения высокого дидактического качества в сфере физической культуры.

Многие трудности, связанные с приобретением правильного представления о двигательных навыках, в эпоху XXI века могут быть решены при использовании компьютера в процессе физического воспитания

Хочется отметить, что средства ИКТ уже не вызывают страх у большинства участников образовательного процесса и многие сходятся во мнении, что чувствуют себя более уверенно и комфортно, применяя ИКТ на уроках и во внеклассной деятельности. А самое главное, это нравится детям. Они раскрываются.

В нашей коррекционной школе № 138 I-II видов ИКТ сегодня являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе и создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и их реализации.

Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Умелое использование компьютерных технологий на уроках физической культуры не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

Результаты их освоения.

И вот мы установили ноутбук в спортивном зале.

С этого момента работа по использованию ИКТ ведется в двух направлениях:

  1. освоение с помощью ИКТ спортивных умений и навыков,

  2. создание проектов

Мы решили выделить несколько этапов освоения спортивно-компьютерных умений и навыков.

I этап - визуальный - предусматривает просмотр вместе со школьниками техники двигательных действий спортсменов (например, при игре бадминтон, волейбол).

Эти упражнения способствуют развитию абстрактного, образного мышления. Ученики получают возможность составлять целостные двигательные действия из отдельных элементов, успешно переносить теоретические знания по выполнению упражнений на практику.

II этап - технический - предполагает использование видеоаппаратуры (камер, фотоаппаратов, сотовых телефонов) для съемки двигательного действия, а затем его изучение и обработку в программе слайд шоу.

У школьников развиваются навыки работы с видеоаппаратурой и ПК, аналитическое мышление, ребята получают возможность детально изучить технику двигательного действия.

На III этапе - аналитическом - ребята учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (урок, соревнование, рельеф местности, активность сопротивления), у них формируется адекватная самооценка, учатся замечать свои ошибки и ошибки своих одноклассников.

  1. Просмотрели двигательные действия спортсменов.

  2. Сделали фотографии с тренировки.

Просмотрели фотографии в режиме слайд шоу.

  1. Сделали выводы.

Дети были поражены неточностям своих движений.

Наглядная демонстрация этих неточностей побудила детей отрабатывать движения до тех пор, пока они не добились такой же техники как у спортсмена, чьи движения были просмотрены.





Урок по освоению новых технологий

Урок по освоению новых технологий

Урок по освоению новых технологий

Урок по освоению новых технологий

Урок по освоению новых технологий

Урок по освоению новых технологий

Урок по освоению новых технологий

Урок по освоению новых технологий

Урок по освоению новых технологий

Урок по освоению новых технологий

Урок по освоению новых технологий

Урок по освоению новых технологий

2) Следующей метод освоения ИКТ-это метод проектов..

Метод проектов позволяет создать «естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для формирования компетентностей учащихся.

При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

Этот вид деятельности включает следующие этапы:

  • разработка проектного замысла (анализа ситуаций, анализ проблемы, планирование, цель);

  • реализация проектного замысла;

  • оценка результатов проекта.

Таким образом, проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. В терминологии «проект» так же часто связывается с понятием «проблема».

Такое понимание проекта открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе. Перед учителем ставятся иные - дидактические или воспитательные цели. На основе такого перенесения познавательной деятельности в искусственные условия образовательного процесса формируется учебная деятельность. То же можно сказать об исследовательской, творческой, игровой, проектной деятельности. Таким образом, под проектом мы подразумеваем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах учитель по физкультуре выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьников:

  • консультирует;

  • мотивирует;

  • помогает;

  • наблюдает.

Ученик при выполнении проекта:

  • выбирает (принимает решения);

  • выстраивает систему взаимоотношений как с учителем так и с одноклассниками (если командный проект);

  • оценивает и анализирует продукт своей деятельности (самооценка).

В качестве примера использования проекта для освоения ИКТ приводим создание проекта «Физическая культура в специальной коррекционной школе».

Детьми были изучены материалы содержащие информацию о ценности физической культуры, ее видах, формах работы.

Были подобраны различные физические упражнения для профилактики, формирования здорового дыхания.

После чего было оформлено слайд шоу.

Была проведена защита проекта.

Данная деятельность позволяет, кроме компетенций, указанных выше формировать у школьников с нарушением слуха и здоровьесберегающие компетенции.

Для детей с нарушением слуха очень важно уметь находить информацию о способах сохранения здоровья.

Таким образом использование ИКТ на уроках физической культуры в нашей школе параллельно по двум направлениям позволяет формировать у школьников ключевые компетенции, повышает стимул учащихся к занятиям физической культуры и развивает современную личность, идущую в ногу со временем.



© 2010-2022