Методика воспитания координационных способностей у борцов

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методический совет

№ 4 от 28.12.2015

Жданов Д.Н. - тренер-преподаватель по греко-римской борьбе


Методика воспитания координационных способностей у борцов


Спортивная борьба предъявляет высокие требования к координации движений, то есть к способности к их одновременному и последовательному согласованному сочетанию.

Координация борца - это способность осваивать новые движения, а также своевременно и правильно действовать в соответствии с меняющейся обстановкой. Изолированно от других двигательных качеств методы воспитания координации определить трудно. Способность осваивать действия и правильно действовать в меняющейся обстановке - это два компонента развития координации.

Приспособляемость спортсмена - борца к изменяющийся ситуации во многом зависит от того, насколько целесообразно, быстро и последовательно он сможет согласовать свои действия.

Основопологающей предпосылкой повышения координационных способностей борцов - это запас движений на базе ранее приобретенного опыта. Можно так же отметить, что успешность технических действий в борьбе связана с постоянно меняющихся условий их выполнения.

При этом сложная координация и большая динамичность движений сочетаются с необходимостью срочно реагировать на постоянно меняющиеся условия схватки. Для развития координационных способностей рекомендуется упражнения связанные с нормированием вариативных двигательных навыков.

Борец, обладающий навыками выполнения различных упражнений, легче и быстрее обучается новому упражнению или приему.

Для выполнения правильных действий в меняющейся обстановке необходима хорошая общая и специальная подготовленность.

Общие координационные способности борцов должны совершенствоваться в рамках общей технической подготовки с использованием в основном общеподготовительных упражнений, общеподготовительных методов тренировки.

Специальные координационные способности совершенствуются в процессе технической подготовки с применением специально подготовительных и особенно соревновательных упражнений и методов тренировки; общие координационные способности - в процессе общей физической подготовки, а специальные - в процессе специальной и физической подготовки.

Кроме того, борцу приходится действовать в ограниченный отрезок времени. Следовательно, это связано с временем его реакции и готовности к действию, что характеризует быстроту. Поэтому координация лучше проявляется в состоянии высокой тренированности спортсмена.

Помимо всего, координация борца проявляется при достаточном уровне морально - волевой подготовленности (в частности, таких качеств, как смелость и решительность), а также при хорошем психическом состоянии (общий эмоциональный подъем, самочувствие и др.).

В каждом виде спорта координация проявляется по - своему. Одних спортсменов считают координированными в борьбе, других - в боксе, в гимнастике и т.д. Поэтому координация борца - это такое физическое качество, которое воспитывается и проявляется в наиболее полном виде в борьбе и присуще спортсменам, обладающим высоким уровнем мастерства.

Поэтому, координационные способности не только проявляется во время взаимодействия борцов в схватке, но и подчиняют себе весь процесс обучения. Каждый этап обучения, связан с выполнением конкретных задач, содержит в себе потенциальную возможность применения определенных средств и методов [29,39]. Это обязывает тренера:

  1. ''закладывать'' в двигательную структуру осваиваемого приема разнообразные координационные возможности его выполнения, адекватные тем тактическим и пространственно - временным условиям схватки в которых этот прием применяется;

  2. обучать не изолированным приемам, но и тем способам подготовки, которые эффективны в поединке;

  3. осваивать прием и подготавливающие действия к нему с учетом индивидуального стиля спортсмена;

  4. совершенствовать умение выполнять и применять прием, в условиях воздействия дозированных внешних и внутренних помех.

Умения можно развивать в соответствии с теорией поэтапного формирования действии (П. Я. Гальперина). Это дает спортсмену ясно осознать правила взаимодействия в схватке. Основой такого обучения применять прием в схватке, служит освоение опорных взаимодействий.

Опорное взаимодействие - это типичная ситуация, содержащая основные тактические условия и правила взаимодействия партнера или противника, которые необходимы для успешного применения действия в схватке. Они включают два компонента:

  1. тактический - выбор наиболее эффективного и простого способа тактической подготовке действия;

  2. пространственно - временной выполнение подготовки и действия в точном согласовании с дистанцией, реакциями и действиями противника.

Практически невозможно провести ни одного контролируемого технического действия в борьбе, не обеспечив собственную опорность и не нарушив опорности противника.

Суть метода развития координации движений на принципе опорности - это организация специальным образом динамического воздействия на тело борца, вынуждающее последнего адаптироваться к этому воздействию по средствам координационных способностей, а именно обеспечить опорность своего тела по отношению к этому воздействию.

Для развития координации движений на основе принципа опорности применяют разнообразные специальные упражнения, выполняемые с партнером. Суть упражнений заключается в том, что: один партнер осуществляет направленное давление на тело другого с целью нарушения его устойчивости. Партнер же находясь под воздействием этого давления, изменяет конфигурацию своей позы и сознательной регуляцией и перераспределением мышечных усилий обеспечивает опорность.

В основу методики обучения с помощью опорных взаимодействий положена, идея выделения типичных ситуаций схватки и осуществление процесса обучения в рамках этих ситуаций, в такой последовательности:

  1. Формирование умений и навыков выполнять прием в стандартных ситуациях с партнером, с начала помогающим, а потом противодействующим.

  2. Формирование умений и навыков выполнять прием в стандартных ситуациях с противником, ограниченным в своих действиях заданием тренера.

  3. Формирование умений применять комбинации приемов или подготовку и прием в учебно - тренировочной схватке.

  4. Формирование помехоустойчивости к внешним и внутренним факторам среды в условиях соревновательной схватки.

Каждая группа типичных ситуаций схватки может быть разбита на подгруппы, которые позволяют совершенствовать отдельные чувства: времени, дистанции, противника, при захвате инициативы, обработке конкретной тактической комбинации.

Координационные способности при помощи определенных заданий:

  • Задание по образцу, применяется на этапе освоения ориентиров тактического взаимодействия. Они выполняются после объяснения и показа, во взаимодействии с партнером в стандартных ситуациях при наличии строго дозированных помех.

  • Задание репродуктивно - поискового характера.

Спортсменам предлагается в тех же тактических ситуациях взаимодействовать с противодействующим тренером или партнером. Необходимо в условиях дефицита времени завершить действие, если партнер обороняется, контратакует, отступает.

  • Задания реконструктивно-вариативного характера, направлены на совершенствование вариантов каждого опорного тактического взаимодействия в учебно - тренировочных схватках. Борцы должны сами создавать ситуации, с учетом намерений или

  • ожиданий противника.

Для решения специфических задач подготовки борца предлагается две группы:

  1. Расширение двигательного опыта (кондиционных способностей) путем формирования навыков управления движениями собственного тела.

  2. Совершенствование (кондиционных) свойств (или физических качеств), предопределяющих возможность мощно и длительно выполнять мышечную работу.

Методическое обеспечение решения задач подготовки борцов, должно опираться на две группы моторных факторов (координационных и кондиционных), которые обуславливают две специфические и важные стороны подготовки:

  1. Общую и специальную техническую подготовку, направленную на совершенствование координационных способностей;

  2. Общую и специальную физическую подготовку, призванную совершенствовать кондиционные возможности спортсменов.

Из общеразвивающих упражнений наиболее эффективными следует считать упражнения из акробатики, спортивных игр, плавания. Все упражнения на развитие координации нужно выполнять в неожиданно и быстро меняющихся условиях. Поэтому из специальных упражнений, направленных на воспитание координации, наилучшими следует считать простейшие виды борьбы, применяемые в игровой и соревновательной форме.

Система упражнений борцов состоит из трех групп, которые вбирают в себя 10 более мелких блоков.

К числу основных координационных способностей борца можно отнести:

  • способность к дифференцированию временных, пространстенных и силовых параметров движения;

  • способность к ориентации в пространстве;

  • способность к перестраиванию движений;

  • способность приспосабливаться к постоянно изменяющейся ситуации и к необычной постановке задач;

  • способность предугадывать ход изменения ситуации;

  • способность сохранять и удерживать равновесие.

Упражнения для развития координационных способностей.

Упражнения даются в зависимости от подготовленности занимающихся. Обязательным условием является: упражнения должны содержать новое, необычное, элементы еще не освоенные занимающимися.

Акробатические упражнения:

Акробатические упражнения являются одним из наиболее эффективных средств координационной подготовки борца. Среди них можно выделить: перекаты, кувырки, перевороты (без фазы полета и с фазой полета).

  1. Кувырок вперед: в группировке, с прямых ног, с захватом скрещенных ног, с набивным мячом в руках (в ногах), без опоры рук.

  2. Полет - кувырок через мяч, через лежащее чучело, через партнера стоящего на четвереньках, стоящего согнувшись через стул, со стула, со стола.

  3. Кувырок назад: из приседа в группировке, из стойки, с выходом на прямые руки (в стойку), с выходом на прямые ноги, не сгибая ноги и другие

Подобным образом усложняются и другие акробатические упражнения: перевороты (в сторону, влево, назад и другие).

  • хлопок ладонями перед грудью или за спиной из упора лежа.

  • кувырок вперед с хлопком ладонями под ногой (с выходом на другую ногу).

  • Подъем разгибом с хлопком в момент разгибания.

  • Встречные круги руками.

Упражнение в равновесии

Они могут проводиться без снарядов, со снарядами, на снарядах, с партнерами.

  • В стойке ноги вместе или на одной ноге вращение головой (круги) с открытыми и закрытыми глазами.

  • В стойке на одной ноге махи ногой имитирующие подсечку, подхват, зацеп, подсади другие элементы техники борьбы. (выполняются на ковре или на гимнастической скамейке).

  • В стойке на одной ноге вращение руками в разных направлениях (стоя на ковре или гимнастической скамейке).

  • В стойке ноги вместе вращения туловищем, то же на одной ноге.

  • В стойке ноги вместе наклоны вперед, в стороны, назад, круговые движения туловищем: то же на одной ноге.

  • Бег по линии или по гимнастической скамейке, или с изменением направления движения на 180 градусов.

  • Бег с поворотами в прыжке на 360 градусов.

  • Прыжки на двух ногах в заранее намеченное место (вперед, в стороны, назад),то же с поворотом на90 градусов, на 180 градусов, то жена одной ноге.

  • Прыжки с поворотом на 90, 180 градусов в положение ''ласточка''.

  • Кувырок вперед с выходом на две ноги, на одну ногу.

  • Полет - кувырок с выходом в стойку и ее фиксацией.

  • Переворот вперед с выходом на две ноги, то же на одну ногу и фиксация положения.

  • Переворот боком (колесо), то же по линии, два, три, четыре переворота боком подряд и фиксацией положения

  • Вставание с моста в стойку.

  • Вставание с моста в стойку на голове.

  • Сохранение равновесия после (10 - 40) кувырков вперед, назад.

Упражнение с партнером.

  • Кувырок вперед вдвоем; то же назад.

  • Переворот в сторону через мост поочередно с партнером

  • Переворот в стороны вдвоём с партнером.

  • Падение на бок прыжком, партнер поддерживается за руки

  • Кувырок назад через партнера (из положения стоя спиной к спине, взявшись за руки вверху ).

  • Поднимание партнера обвивом, подсадом, подхватом, захватом ног, захватом ноги и руки (боковым переворотом).

  • Переворотом вперед с опорой о колени лежащего партнера. Партнер помогает упором в плечи.

  • Переворот через партнера, лежащего на ковре, стоящего на четвереньках.

  • Простейшие виды борьбы: ''цыганская борьба'', ''наступи на ногу'', ''всадники'', ''чехорда'', ''оторви от пола'', перетягивание через черту.

Подвижные игры

«Борьба за касание»

Задачи: формирование навыков основных стоек, развитие чувства дистанции, освоение навыков маневрирования.

Игра начинается по сигналу преподавателя. По заданию первые номера должны коснуться руками или ногами указанных мест: шеи, плеч, поясницы, спины, кистей рук, вторые - препятствовать касаниям. Затем по команде тренера учащиеся меняются ролями.

При касании попытка засчитывается и игра продолжается. Побеждает участник, сумевший выполнить большее количество касаний за определенное время. Разрешается произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дистанцию, а также оказывать сопротивление, препятствовать касанию. В итоге побеждает команда, участники которой сумели выполнить больше касаний. При небольшой площадке устанавливаются границы, за которые нельзя отступать (например, край ковра, мата, линии).

«Цапля»

Задачи: Совершенствование умения устойчиво стоять на одной ноге, формирование простейших навыков ведения единоборств в стандартных условиях с ограниченным числом разрешенных действий.

Игроки одной команды являются нападающими, а другой - защищающимися. Защищающиеся игроки стоят на одной ноге, другая у них захвачена нападающими. По сигналу тренера нападающие игроки стараются, толкая, сваливая и сбивая, заставить защищающихся игроков коснуться рукой мата, а защищающиеся игроки - сохранить равновесие и остаться в стойке. Смена положения должна происходить по команде тренера. Нельзя проводить броски, ударять соперника и делать болевые захваты.

Выигрывает игрок, большее число раз заставивший соперника потерять равновесие и коснуться ковра рукой или телом. Команда - победительница определяется по набранной сумме побед участников.

«Удержись за кругом»

Задачи: развитие силы, ловкости, совершенствование координации движений при коллективных единоборствах.

Взявшись за руки, игроки команд становятся вокруг уложенных один на другой мячей, кеглей или очерченного круга. Перетягиванием и толканием игроки стараются вынудить друг друга или одна команда другу опрокинуть на мячи или кегли - зайти в круг.

Игрок, опрокинувший кегли или мячи (зашел в круг), получает штрафное очко или выбывает из игры. Побеждает команда, имеющая меньшее количество штрафных очков. Игру нужно начинать только по сигналу тренера. Если круг довольно большой, то следует считать ошибкой, когда играющий ступает в него обеими ногами.

«Удержись на корточках»

Задачи: развитие силовой выносливости, совершенствование координации движений.

Команды располагаются в центре обозначенного коридора на корточках, выставив ладони вперед. Каждый игрок старается вытеснить соперника за линию или опрокинуть его, толкая в ладони или плечи и в то же время увертываясь от его толчков.

Игра начинается по сигналу тренера. Не разрешается задерживать друг друга руками. Игрок, потерявший равновесие или заступивший за линию, возвращается в исходную позицию и начинает игру сначала. Выигрывает команда, имеющая большее количество побед. В исходном положении игроки находятся на расстоянии вытянутых рук. Не следует допускать толчков вытянутыми вперед пальцами.

Для определения эффективности применяемой методики в тренировочном процессе необходимо следить за развитием физических качеств. КДС борцов были изучаются при использовании проб Ромберга, направленных на оценку статической координации (позы «аист» и «пяточно-носочная), теста на оценку точности пространственных параметров движения рук, теста на оценку динамической координации в комплексном координационном тесте (ККТ), стандартного теста - челночный бег 3 х 10 м и специального теста «Бычки».

Тест №1. Статическая координация, или так называемая «вестибюлярная устойчивость», спортсменов изучается посредствам проб Ромберга «аист» и «пяточно-носочная».

Проба «аист» - испытуемый принимает положение - стоя на одной ноге, пятку другой ноги ставит на опорную ногу, глаза закрыты руки вытянуты вперед, пальцы разведены. По секундомеру фиксируется время, в течение которого испытуемый удерживает позу.

Тест №2. Проба «пяточно-носочная» - испытуемый принимает положение - ноги на одной линии, правая впереди левой, носок левой ноги упирается в пятку правой, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены. По секундомеру фиксируется время, в течение которого испытуемый удерживает позу.

Тест №3. Для комплексной оценки координации движений в упражнении скоростно - силового характера используется методика, предложенная и апробированная А.П. Алябышевым (1986), условно названная «комплексный координационный тест» ККТ

Методика ККТ позволяет комплексно оценить проявление координационных способностей обследуемого, а именно: умение соизмерить направление и силу толчка (пространственно-силовые параметры движений), глазомер (пространственная точность), быстроту выполнения и умение завершать упражнения высоким прыжком вверх со взмахом руками (прыжковая координация). Тестирование проводится при помощи достаточно простого приспособления. На резиновой площадке высотой 15 мм и диаметром 1500 мм на одинаковом радиальном расстоянии друг от друга нанесены 9 окружностей диаметром 250 мм каждая. Для обозначения последовательности прыжков окружности пронумерованы цифрами от 1 до 10. Цифры 8 и 9 совмещены в одной окружности. Перед заключительным выпрыгиванием стрелка указывает направление поворота прыжком. Со стороны окружности с цифрой 10 подвешивается градуированная шкала с равномерным чередованием через 5 мм черных и белых линий. Для проведения тестирования необходим хронометр, мел и слегка влажная поролоновая губка.

Перед началом упражнения носки подошвенной части обеих ног смазываются мелом. По команде, одновременно с включением секундомера, испытуемый выполняет серию разнонаправленных прыжков толчком двумя ногами. Упражнение заканчивается максимальным выпрыгиванием вверх, результат которого фиксируется двумя экспертами по шкале с точностью до 1 см. Высота заключительного прыжка в вверх определяется путем вычитания роста (длина тела) испытуемого из показателя высоты выпрыгивания.

Точность реализации задания (приземлений) в ККТ определяется по сумме погрешностей:

Радикальное отклонение, см

Оценка, балы

0

10

1-5

9

6-10

8

11-15

7

16-20

6

21-25

5

26-30

4

31-35

3

36-40

2

41 и более

1


Интегральная оценка эффективности выполнения упражнения (Э) определяется посредством математического расчета: отношение высоты выпрыгивания (Н) ко времени, затраченному на выполнение теста (Т) умножается на точность реализации задания (Е):

Э = Н__

Т х Е

Методические особенности проведения ККТ заключаются в следующем:

  • упражнение объясняется и демонстрируется в медленном темпе с акцентированием внимания испытуемого на основных элементах его выполнения;

  • каждый испытуемый выполняет три попытки (пробные) с одновременной коррекцией со стороны тренера;

  • после этого выполняются на оценку две попытки, среднее арифметическое значение которых считается результатом выполнения теста.

Тест №4. Стандартный тест «челночный бег» 3 х 10 выполняется в зале: последовательная переноска кубиков за линию старта. Задание выполняется по команде тренера, кубики нельзя бросать.

Тест №5. Оценка точности пространственных параметров движения руки (сгибание в локтевом суставе) - мышечно - суставная «память» детей и подростков изучается посредством использования кинематометра Жуковского. Испытуемому предлагалось под контролем зрения троекратно придать положение «рука согнута в локтевом суставе по углом в 21 градус». После этого с закрытыми глазами испытуемый трижды должен воспроизвести заданный угол. В качестве результата фиксируется средняя арифметическая величина воспроизведенного угла. Аналогично выполняется тест при сгибании в локтевом суставе до углов в 46 и 74 градуса.

Тест №6. «Бычки». Тест оценивает способность спортсмена к соревновательной деятельности.

Качества, которые оцениваются в тесте: выносливость, сила, ориентация и оценка ситуации, реакция, равновесие, быстрота..

Борцы находятся в квадрате площадью от 4 м2 до 16 м2 и пытаются вытолкнуть друг друга из квадрата через стороны, имеющие номера 1, 2, 3, 4. За выталкивание соперника из квадрата через сторону 1 борец получает один балл, через сторону 2 - два балла, через стороны 3 и 4 соответственно три и четыре балла. Борец, набравший большее количество баллов, считается победителем, а при равенстве балов объявляется ничья. Продолжительность поединка - 2 мин. (Условия теста могут быть изменены с целью определения победителя при равенстве баллов: дополнительное время до первого результативного выталкивания или большее, чем у соперника, количество выталкивании через стороны 3 и 4).

После серии поединков с различными соперниками определяется стабильность поведения спортсмена в данном тесте, выражающая степень проявления и надежность функционирования всех оцениваемых качеств при постоянном изменении сбивающих факторов.

Кос = Кс + Кдс;


Кс = Пв Кдс = Пн

П 2n

Где Кос - коэффициент общей стабильности; Кс - коэффициент стабильности; Кдс - коэффициент дополнительной стабильности; Пв - число выигранных поединков; n - общее число проведенных поединков.

Коэффициент стабильности - это отношение число выигранных поединков к объему числу проведенных поединков к удвоенному числу проведенных поединков.

Пример. Спортсмен провел восемь поединков, из которых выиграл пять, один свел вничью и два проиграл. Тогда

Кс = 5 = 0,63, а Кдс = 1 = 0,06

8 2 х 8

Кос = 0,63 + 0,06 = 0,69.

Коэффициент 0,69 говорит о хорошем уровне развития специальных качеств у спортсмена, которые оценивались в данном тесте.

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что высокий уровень развития оцениваемых в отдельном тесте качеств имеют борцы с Кос равным 0,65 и более (при оптимальном количестве поединков 8 - 10 поединков). Чем выше Ксн, тем большими способностями обладает спортсмен. Новичков целесообразно тестировать в поединках со специально подготовленными соперниками, имеющими уже стаж занятий.

При тестировании тренер должен наблюдать за проявлением личностных качеств спортсменов (воля, самообладание, целеустремленность), что имеет важное значение для становления борца.

Такие данные дают тренеру возможность выявить достоинства и недостатки спортсмена и, в свою очередь, определить пути целенаправленного воздействия на него в процессе многолетней подготовки.

Здесь нужно отметить следующий важный момент. В основном, перечень упражнений остается прежним. Это нужно для того, чтобы конкретные группы мышц находились под постоянным контролем на протяжении всего исследования. Только в этом случае динамика изменения показателей в ту или иную сторону будет действительно показательной.

Так что, исследование помогает не только оценить качества КДС, но и выявить физический потенциал конкретного спортсмена, а также позволяет выявить эффективность тех или иных упражнений для достижения конкретного результата.

В идеале результаты и полученные показатели позволяют составить для каждого спортсмена индивидуальную программу, занимаясь по которой он сможет раскрыть свои скрытые способности.



© 2010-2022