ПРОБЛЕМА И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОБЛЕМА И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Шеерова Алена Юрьевна

Учитель физической культуры МБОУ «СОШ № 31»


Цель: выявить эффективные средства физической культуры для профилактики профессиональных заболеваний учителей.

Задачи:

1. Выявить заболевания учителей, связанных с потерей голоса.

2. Определить средства профилактики профессионального заболевания учителей: ларингит, бронхит, ангина.

3. Выявить эффективность рекреационных упражнений, для укрепления голосовых связок.

Заболевания голосового аппарата встречаются у 30-40% представителей языковых профессий, [1] к ним относятся артисты, дикторы, журналисты, педагогические специальности, основной деятельностью, которых, является передача информации голосом.

Красота и сила тембр голоса человека зависят от строения голосового аппарата и способностей голосовых связок, условий рождения, места проживания. С возрастом связки слабеют, сужаются, на них образуются узелки, которые не позволяют им смыкаться до конца. Голос начинает «дребезжать», диапазон его вибрации сокращается. Голос может теряться в определённые периоды года (весна, осень - периоды обострения всех заболеваний), от больших профессиональных нагрузок на голосовые связки, в связи с нервными стрессами, старением организма. Способности голосовых связок, зависят от генетики, образа жизни и профилактики возможных профессиональных заболеваний.

Через несколько лет неумелого пользования голосовым аппаратом, можно на долгое время потерять работоспособность, а в некоторых случаях иногда приходится менять профессию.

Самый простой способ - это заняться постановкой голоса с врачом или педагогом по вокалу (фонопедом). Замечательным специалистом по постановке голоса была Александра Николаевна Стрельникова, [3, 4] методика дыхательной гимнастики, которой успешно применяется в музыкальных вузах, образовательных и медицинских учреждениях и в настоящее время. [5, 6]

Распространённость заболеваний гортани у представителей языковых профессий объясняется, прежде всего, перенапряжением голосового аппарата в процессе трудовой деятельности, а также повышенной голосовой нагрузкой. Кроме того, своё негативное влияние оказывают низкие акустические свойства классных помещений и аудиторий, такие факторы, как температура, влажность и загрязнённость воздуха. Нетренированный голос не выдерживает большой физической нагрузки. Голосовой аппарат устаёт при напряжении в течение 3-4 часов с перерывами по пятнадцать минут. Через один час полного голосового покоя его работоспособность восстанавливается. Это характерно для педагогов, работающих менее десяти лет. У педагогов с большим стажем работы утомление наступает через 2-3 часа, [1] что требует отдыха от 1-го до 2х часов. В сетке расписания учебной нагрузки, такие перерывы не предусмотрены, очень часто педагоги работают на по полторы - 2 ставки, что не даёт возможности восстановления для голосовых связок.

База исследования: эксперимент проводился в МБОУ СОШ № 31 г. Ангарска, в период с 10.10.2015. по 20.02.2016 года.

В группу исследования вошли учителя начальной и средней школы в количестве 21 человека. Экспериментальную группу составили учителя начальной школы в количестве 12 человек.

В начале исследования был проведён опрос учителей школы № 4 г. Ангарска. Вопросы представлены в таблице № 1.

Таблица №1

Анкета для педагогов в начале эксперимента (n= 21)

Вопрос

Да

Нет

1

Вас беспокоят профессиональные заболевания педагогов, связанные с проблемами голосовых связок?

2

В течение учебного года это происходит более 2 х, 3 х, 4х раз

2х- 3х-

4х-

3

Кроме медицинского лечения вы предпринимаете профилактические меры, чтобы предупредить заболевания?

4

Знаете ли вы, что есть средства физической культуры, которые могут решить эту проблему?

5

В течение какого времени вы достигаете выздоровления медикаментозными средствами?

1 нед.-

2 нед.-

Более 3х недель -

6

Вы довольны результатом лечения?

Были предположены упражнения из сочетаний звуков гласных, согласных для укрепления голосовых связок. Комплекс упражнений был рекомендован для самостоятельного выполнения участникам экспериментальной группы.

Дыхательные упражнение с удлинением выдоха

  1. 1- Вдох

2- На выдохе произносим длинный согласный звук «м» или «н». Звук направляя в носовую полость. К обеим сторонам носа прикладывают сложенные вместе пальцы рук. Под ними должна ощущаться вибрация. Повторить то же в со звуками «дон-н-н» или «бом-м-м».

2. 1- Вдох

2- На выдохе растягивая произносим буквосочетания: «ми-ми-ми» или «мо-мо-мо».

3. 1- Вдох

2- Наклон головы вперёд, подбородок прижать к груди, выдох - произносим: «о-о-о» или «у-у-у». Растягиваем звук, пока хватает дыхания. На верхнюю часть грудной клетки положить руку (слегка похлопать ладонью, почувствовать вибрацию). [2]

Ежедневно можно выбрать несколько минут для личного здоровья и сохранности профессионального инструмента: голосовых связок. Эти упражнения можно использовать на уроках для детей включая их в физкультминутки, и физкультпаузы.

Рекомендуется для применения дыхательная гимнастика.

  • "Сюжетно - ролевые упражнения". Задача - каждая новая шутка требует предварительного вдоха. Следует обратить внимание на неравномерность распределения текста на каждый выдох.

  • "Считалка". Задача - проговорить на одном дыхании, на фиксированном выдохе. Если сложно, можно поделить на части.

  • "Долгоговорка". Задача - произнести долгоговорку на одном дыхании, но если сложно, можно делить на части, незаметно добирая дыхание. [7]

Прмеры.

Прибаутка

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
Вдруг упала шишка - прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою - топ!

Считалка

До-ре-ми-фа-соль-ля- и!
Села кошка на такси,
А котята прицепились
И бесплатно прокатились!

Долгоговорилки

Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Столько грязи, столько ссадин!
Мы на шее лук посадим,
Репу - на ладошках,
На щеках - картошки,
На носу морковь взойдет!-
Будет целый огород!

По результатам анкетирования на начало исследования получили следующие результаты.

Таблица №2

Анкета для педагогов в начале эксперимента (n= 21)

Вопрос

Да

Нет

Вас беспокоят профессиональные заболевания педагогов, связанные с проблемами голосовых связок?

85,7%

14,3%

В течение учебного года это происходит более 2 х, 3 х, 4х раз

2х- 57,1%

3х-23,9%

4х-9,5% = 90,5%

9,5%

Кроме медицинского лечения вы предпринимаете профилактические меры, чтобы предупредить заболевания?

57,1%

42,9%

Знаете ли вы, что есть средства физической культуры, которые могут решить эту проблему?

9,5%

90,5%

В течение какого времени вы достигаете выздоровления медикаментозными средствами?

1 нед.- 23,9%

2 нед.- 33,3%

Более 3х недель -42,8%

-

Вы довольны результатом лечения?

33,3%

66,7%

В результате применения представленных выше упражнений экспериментальная группа исследования добилась определённых результатов, которые представлены в таблице № 3.

Таблица № 3

Анкета для педагогов в конце эксперимента (n= 12)

Вопрос

Да

Нет

Свой вариант ответа

Вас беспокоят профессиональные заболевания педагогов, связанные с проблемами голосовых связок?

58,3%

41,7%

-

В течение учебного года это происходит менее 2х, более 2 х, 3 х, 4х раз

Более2-х-33,3%

Менее 2х-25%

41,7%

-

Кроме медицинского лечения вы предпринимаете профилактические меры, чтобы предупредить заболевания?

Да, спец. упражнения -100%

-

-

Знаете ли вы, что есть средства физической культуры, которые могут решить эту проблему?

75%

-

Дополнительно

тренируются - 25%

В течение какого времени вы достигаете выздоровления медикаментозными средствами?

1 нед. - 33,3%

41,7%

Более 1 нед.-25%

Вы довольны результатом профилактики заболевания средствами специальных упражнений?

83,3%

-

понимаю, но забываю выполнять специальные упражнения-16,7%

Анализ показывает, что педагоги, которые применяли специальные упражнения не испытывали неприятные ощущения, меньше болели, а если обострение заболевания наступало, то процесс выздоровления проходил в более короткие сроки, чем до эксперимента. Положительная динамика полученных результатов свидетельствует об эффективном применении средств оздоровительной физической культуры.

ВЫВОД:

1. Педагоги, принявшие участие в экспериментальной группе исследования ответили, что не имеют больше проблем с голосовыми связками, а учителя контрольной группы не отметили изменений.

2. Участники эксперимента практически увидели эффективность физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний. Педагоги стали сами применять оздоровительные упражнения, привлекли к оздоровительным занятиям членов своей семьи. Отдельные упражнения, как элементы физкультпаузы, стали включать для повышения работоспособности, обучающихся на уроках.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Упражнения дыхательной, звуковой гимнастики;

  • Произнесение скороговорок в сочетании с правильным дыханием;

  • Смена вибраций голоса высокой, низкой тональности, пропевание звуков;

  • Упражнения на задержке дыхания, удлинение выдоха для увеличения глубины вдоха;

Все эти упражнения являются средствами профилактики заболеваний профессионального инструмента педагога - ГОЛОС

Литература.

1. Милоченко, Т. ФОНИАТРЫ ПРЕДОСТЕРЕГАЮТ: БЕРЕГИТЕ СВОЙ ГОЛОС [Электронный документ]. - Режим доступа: milochenko.kiev.ua/int_02.shtml. - Загл. с экрана.

2. Волкова, А. Аргументы и факты [Текст]: 5 способов сберечь голосовые связки / Алиса Волкова // Здоровье. - 2010. - 7 октября

3. Амосова Т. Ю. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой [Текст] / Т. Ю. Амосова. - М.: РИПОЛ, 2008. - 64 с.

4. Асташенко, О. И. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой [Текст] / О. И. Асташенко. - Вектор, 2010. М.: - 112 с

5. Стрельникова, А. Н. Александра Николаевна Стрельникова [Электронный документ]. - Режим доступа: rosmedic.ru/a.n.strelnikova-/aleksandra-nikolaevna-strelnikova.html. - Загл. с экрана.

6. Александра Николаевна Стрельникова, автор уникальной дыхательной гимнастики Николаевна Стрельникова [Электронный документ]. - Режим доступа: ftiza.ru/publ/dykhatelnaja_gimnastika_strelnikovoj/aleksandra_nikolaevna_strelnikova_avtor_unikalnoj_dykhatelnoj_gimnastiki/22-1-0-193. - Загл. с экрана.

7. Чайка, И. Н. Мастер-класс "Голос - богатство педагога" [Электронный документ]. - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/413715/. - Загл. с экрана.

8. Прибаутки [Электронный документ]. - Режим доступа: kid-game.ru/category/pribautki. - Загл. с экрана.

9. Считалки [Электронный документ]. - Режим доступа: kid-game.ru/category/counters. - Загл. с экрана.

10. Демьянов, И. Дразнилки [Электронный документ]. - Режим доступа: maxybaby.net.ua/index.php?loc=detskie-stihi-i-pesenki&stih=161. - Загл. с экрана.

3


© 2010-2022