- Преподавателю
- Физкультура
- ПРОБЛЕМА И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
ПРОБЛЕМА И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Шеерова А.Ю. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
ПРОБЛЕМА И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Шеерова Алена Юрьевна
Учитель физической культуры МБОУ «СОШ № 31»
Цель: выявить эффективные средства физической культуры для профилактики профессиональных заболеваний учителей.
Задачи:
1. Выявить заболевания учителей, связанных с потерей голоса.
2. Определить средства профилактики профессионального заболевания учителей: ларингит, бронхит, ангина.
3. Выявить эффективность рекреационных упражнений, для укрепления голосовых связок.
Заболевания голосового аппарата встречаются у 30-40% представителей языковых профессий, [1] к ним относятся артисты, дикторы, журналисты, педагогические специальности, основной деятельностью, которых, является передача информации голосом.
Красота и сила тембр голоса человека зависят от строения голосового аппарата и способностей голосовых связок, условий рождения, места проживания. С возрастом связки слабеют, сужаются, на них образуются узелки, которые не позволяют им смыкаться до конца. Голос начинает «дребезжать», диапазон его вибрации сокращается. Голос может теряться в определённые периоды года (весна, осень - периоды обострения всех заболеваний), от больших профессиональных нагрузок на голосовые связки, в связи с нервными стрессами, старением организма. Способности голосовых связок, зависят от генетики, образа жизни и профилактики возможных профессиональных заболеваний.
Через несколько лет неумелого пользования голосовым аппаратом, можно на долгое время потерять работоспособность, а в некоторых случаях иногда приходится менять профессию.
Самый простой способ - это заняться постановкой голоса с врачом или педагогом по вокалу (фонопедом). Замечательным специалистом по постановке голоса была Александра Николаевна Стрельникова, [3, 4] методика дыхательной гимнастики, которой успешно применяется в музыкальных вузах, образовательных и медицинских учреждениях и в настоящее время. [5, 6]
Распространённость заболеваний гортани у представителей языковых профессий объясняется, прежде всего, перенапряжением голосового аппарата в процессе трудовой деятельности, а также повышенной голосовой нагрузкой. Кроме того, своё негативное влияние оказывают низкие акустические свойства классных помещений и аудиторий, такие факторы, как температура, влажность и загрязнённость воздуха. Нетренированный голос не выдерживает большой физической нагрузки. Голосовой аппарат устаёт при напряжении в течение 3-4 часов с перерывами по пятнадцать минут. Через один час полного голосового покоя его работоспособность восстанавливается. Это характерно для педагогов, работающих менее десяти лет. У педагогов с большим стажем работы утомление наступает через 2-3 часа, [1] что требует отдыха от 1-го до 2х часов. В сетке расписания учебной нагрузки, такие перерывы не предусмотрены, очень часто педагоги работают на по полторы - 2 ставки, что не даёт возможности восстановления для голосовых связок.
База исследования: эксперимент проводился в МБОУ СОШ № 31 г. Ангарска, в период с 10.10.2015. по 20.02.2016 года.
В группу исследования вошли учителя начальной и средней школы в количестве 21 человека. Экспериментальную группу составили учителя начальной школы в количестве 12 человек.
В начале исследования был проведён опрос учителей школы № 4 г. Ангарска. Вопросы представлены в таблице № 1.
Таблица №1
Анкета для педагогов в начале эксперимента (n= 21)
№
Вопрос
Да
Нет
1
Вас беспокоят профессиональные заболевания педагогов, связанные с проблемами голосовых связок?
2
В течение учебного года это происходит более 2 х, 3 х, 4х раз
2х- 3х-
4х-
3
Кроме медицинского лечения вы предпринимаете профилактические меры, чтобы предупредить заболевания?
4
Знаете ли вы, что есть средства физической культуры, которые могут решить эту проблему?
5
В течение какого времени вы достигаете выздоровления медикаментозными средствами?
1 нед.-
2 нед.-
Более 3х недель -
6
Вы довольны результатом лечения?
Были предположены упражнения из сочетаний звуков гласных, согласных для укрепления голосовых связок. Комплекс упражнений был рекомендован для самостоятельного выполнения участникам экспериментальной группы.
Дыхательные упражнение с удлинением выдоха
-
1- Вдох
2- На выдохе произносим длинный согласный звук «м» или «н». Звук направляя в носовую полость. К обеим сторонам носа прикладывают сложенные вместе пальцы рук. Под ними должна ощущаться вибрация. Повторить то же в со звуками «дон-н-н» или «бом-м-м».
2. 1- Вдох
2- На выдохе растягивая произносим буквосочетания: «ми-ми-ми» или «мо-мо-мо».
3. 1- Вдох
2- Наклон головы вперёд, подбородок прижать к груди, выдох - произносим: «о-о-о» или «у-у-у». Растягиваем звук, пока хватает дыхания. На верхнюю часть грудной клетки положить руку (слегка похлопать ладонью, почувствовать вибрацию). [2]
Ежедневно можно выбрать несколько минут для личного здоровья и сохранности профессионального инструмента: голосовых связок. Эти упражнения можно использовать на уроках для детей включая их в физкультминутки, и физкультпаузы.
Рекомендуется для применения дыхательная гимнастика.
-
"Сюжетно - ролевые упражнения". Задача - каждая новая шутка требует предварительного вдоха. Следует обратить внимание на неравномерность распределения текста на каждый выдох.
-
"Считалка". Задача - проговорить на одном дыхании, на фиксированном выдохе. Если сложно, можно поделить на части.
-
"Долгоговорка". Задача - произнести долгоговорку на одном дыхании, но если сложно, можно делить на части, незаметно добирая дыхание. [7]
Прмеры.
Прибаутка
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
Вдруг упала шишка - прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою - топ!
Считалка
До-ре-ми-фа-соль-ля- и!
Села кошка на такси,
А котята прицепились
И бесплатно прокатились!
Долгоговорилки
Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Столько грязи, столько ссадин!
Мы на шее лук посадим,
Репу - на ладошках,
На щеках - картошки,
На носу морковь взойдет!-
Будет целый огород!
По результатам анкетирования на начало исследования получили следующие результаты.
Таблица №2
Анкета для педагогов в начале эксперимента (n= 21)
Вопрос
Да
Нет
Вас беспокоят профессиональные заболевания педагогов, связанные с проблемами голосовых связок?
85,7%
14,3%
В течение учебного года это происходит более 2 х, 3 х, 4х раз
2х- 57,1%
3х-23,9%
4х-9,5% = 90,5%
9,5%
Кроме медицинского лечения вы предпринимаете профилактические меры, чтобы предупредить заболевания?
57,1%
42,9%
Знаете ли вы, что есть средства физической культуры, которые могут решить эту проблему?
9,5%
90,5%
В течение какого времени вы достигаете выздоровления медикаментозными средствами?
1 нед.- 23,9%
2 нед.- 33,3%
Более 3х недель -42,8%
-
Вы довольны результатом лечения?
33,3%
66,7%
В результате применения представленных выше упражнений экспериментальная группа исследования добилась определённых результатов, которые представлены в таблице № 3.
Таблица № 3
Анкета для педагогов в конце эксперимента (n= 12)
Вопрос
Да
Нет
Свой вариант ответа
Вас беспокоят профессиональные заболевания педагогов, связанные с проблемами голосовых связок?
58,3%
41,7%
-
В течение учебного года это происходит менее 2х, более 2 х, 3 х, 4х раз
Более2-х-33,3%
Менее 2х-25%
41,7%
-
Кроме медицинского лечения вы предпринимаете профилактические меры, чтобы предупредить заболевания?
Да, спец. упражнения -100%
-
-
Знаете ли вы, что есть средства физической культуры, которые могут решить эту проблему?
75%
-
Дополнительно
тренируются - 25%
В течение какого времени вы достигаете выздоровления медикаментозными средствами?
1 нед. - 33,3%
41,7%
Более 1 нед.-25%
Вы довольны результатом профилактики заболевания средствами специальных упражнений?
83,3%
-
понимаю, но забываю выполнять специальные упражнения-16,7%
Анализ показывает, что педагоги, которые применяли специальные упражнения не испытывали неприятные ощущения, меньше болели, а если обострение заболевания наступало, то процесс выздоровления проходил в более короткие сроки, чем до эксперимента. Положительная динамика полученных результатов свидетельствует об эффективном применении средств оздоровительной физической культуры.
ВЫВОД:
1. Педагоги, принявшие участие в экспериментальной группе исследования ответили, что не имеют больше проблем с голосовыми связками, а учителя контрольной группы не отметили изменений.
2. Участники эксперимента практически увидели эффективность физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний. Педагоги стали сами применять оздоровительные упражнения, привлекли к оздоровительным занятиям членов своей семьи. Отдельные упражнения, как элементы физкультпаузы, стали включать для повышения работоспособности, обучающихся на уроках.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
-
Упражнения дыхательной, звуковой гимнастики;
-
Произнесение скороговорок в сочетании с правильным дыханием;
-
Смена вибраций голоса высокой, низкой тональности, пропевание звуков;
-
Упражнения на задержке дыхания, удлинение выдоха для увеличения глубины вдоха;
Все эти упражнения являются средствами профилактики заболеваний профессионального инструмента педагога - ГОЛОС
Литература.
1. Милоченко, Т. ФОНИАТРЫ ПРЕДОСТЕРЕГАЮТ: БЕРЕГИТЕ СВОЙ ГОЛОС [Электронный документ]. - Режим доступа: milochenko.kiev.ua/int_02.shtml. - Загл. с экрана.
2. Волкова, А. Аргументы и факты [Текст]: 5 способов сберечь голосовые связки / Алиса Волкова // Здоровье. - 2010. - 7 октября
3. Амосова Т. Ю. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой [Текст] / Т. Ю. Амосова. - М.: РИПОЛ, 2008. - 64 с.
4. Асташенко, О. И. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой [Текст] / О. И. Асташенко. - Вектор, 2010. М.: - 112 с
5. Стрельникова, А. Н. Александра Николаевна Стрельникова [Электронный документ]. - Режим доступа: rosmedic.ru/a.n.strelnikova-/aleksandra-nikolaevna-strelnikova.html. - Загл. с экрана.
6. Александра Николаевна Стрельникова, автор уникальной дыхательной гимнастики Николаевна Стрельникова [Электронный документ]. - Режим доступа: ftiza.ru/publ/dykhatelnaja_gimnastika_strelnikovoj/aleksandra_nikolaevna_strelnikova_avtor_unikalnoj_dykhatelnoj_gimnastiki/22-1-0-193. - Загл. с экрана.
7. Чайка, И. Н. Мастер-класс "Голос - богатство педагога" [Электронный документ]. - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/413715/. - Загл. с экрана.
8. Прибаутки [Электронный документ]. - Режим доступа: kid-game.ru/category/pribautki. - Загл. с экрана.
9. Считалки [Электронный документ]. - Режим доступа: kid-game.ru/category/counters. - Загл. с экрана.
10. Демьянов, И. Дразнилки [Электронный документ]. - Режим доступа: maxybaby.net.ua/index.php?loc=detskie-stihi-i-pesenki&stih=161. - Загл. с экрана.
3