• Преподавателю
  • Физкультура
  • Статья на тему: Разработка программы кружка спортивно-оздоровительной направленности «Здоровые щечки» как средство здоровьесберегательных технологий в начальной школе

Статья на тему: Разработка программы кружка спортивно-оздоровительной направленности «Здоровые щечки» как средство здоровьесберегательных технологий в начальной школе

Раздел Физкультура
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка программы кружка спортивно-оздоровительной направленности «Здоровые щечки» как средство здоровьесберегательных технологий

в начальной школе

Поляница Наталия Валерьевна,

МБОУ СОШ №2 г. Конаково,

учитель физической культуры


Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Руссо

Одним из многих глобальных проблем человечества является здоровье человека. Вырастить ребенка сильным, крепким, а тем более здоровым - это желание всех родителей и одна из ведущих задач стоящих перед образованием.

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи ведут к снижению здоровья и повышению заболеваемости детей. Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее время особенно значимым.

Поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Реформа общества требует улучшения физического воспитания наших детей, его соединения с общим воспитанием и образованием.

Один из путей выхода из ситуации - разработка инновационных подходов к воспитанию и использование комплекса оздоровительных мероприятий и систем, подвижных игр и др.

В соответствии с этим, нами была разработана программа кружка «Здоровые щечки» для младших школьников, которая включает, как и спортивно-оздоровительные, а также подвижные игры, так оздоровительные направления, такие как йога, упражнения на осанку и профилактику плоскостопия. А также совместные занятия с родителями.

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.

Цель и задачи программы

Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; формирование и развитие у обучающихся установок активного, здорового и безопасного образа жизни.

Задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

  • формировать у детей мотивационную сферу физического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные направления реализации программы:

- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

- организация и проведение разнообразных упражнений по всевозможным видам физической культуры: бег, прыжки, подвижные игры, ритмическая гимнастика, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

- организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;

- проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

- организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся.

Формы и методы работы, используемые в программе:

  • тренинговые упражнения

  • игры

  • беседа

  • дискуссия

  • сюжетно - ролевая игра

  • путешествие

  • праздник

  • загадки

  • интеллектуальные игры

  • оздоровительные минутки

  • прослушивание песен и стихов

  • чтение стихов, сказок, рассказов

  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения

  • конкурс и т.д.

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для обучающихся должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Каждое занятие построено так, чтобы стать настоящим уроком «здравотворчества».

Занятия проводятся на улице и при плохой погоде в спортивном зале.

Программа кружка по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Здоровые щечки» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа по 45 минут и организуется по двум направлениям развития личности:

- спортивно-оздоровительное развитие и воспитание личности;

- общеинтелектуальное развитие и воспитание личности.

1. Спортивно-оздоровительное развитие и воспитание личности:

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей младшего школьного возраста в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, оздоровительные направления: детская йога и пилатес, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения, спортивные игры и др.). Кроме того, дети познакомятся с забытыми народными играми, научатся правилам игр.

Программа ориентирована на формирование позиции признания ребёнком ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Она включает в себя не только занятия для укрепления физического здоровья, но и вопросы духовного оздоровления младшего школьника.

  1. Общеинтеллектуальное развитие и воспитание.

Занятия позволят развивать творческие и интеллектуальные способности, умение проявлять дисциплину, последовательность выполнений заданий.

Изучение данного курса тесно связано с предметом: «Окружающий мир», так как в занятиях используются тематические уроки, связанные с природой, здоровьем и безопасностью человека, путешествиями и др.

Занятия проводятся с учетом проведения уроков с позиции здоровьесбережения:

1. Обстановка и гигиенические условия в зале, соответствуют САНПиНу.

2. Комплекс закаливающих процедур - воздушное и солнечное закаливание, профилактика плоскостопия, хождение босиком, максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

3. Число видов учебной деятельности на занятии - 3-4.

4. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности - 7-10 минут.

5. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) - 3.

6. На занятиях применяются методы, которые способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся (выбор правил игры, действия или способа), методы, направленные на самопознание и развитие обучающихся.

7. Присутствуют оздоровительные моменты: минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, музыкально-физкультурные минутки.

8. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

9. Наличие психологического климата на уроке.

10. Учет периодов работоспособности (период врабатывания, период стабильной работоспособности, период снижения работоспособности).

В течение года программой предусмотрена педагогическая диагностика школьников, обучающихся по программе «Здоровые щечки».

  1. этап: первичная диагностика (в начале учебного года).

  2. этап: промежуточная диагностика.

3 этап: диагностика на конец года.

На первом этапе (сентябрь) нами проводилась оценка состояния здоровья младших школьников, которая включала: оценку группу здоровья по медицинским картам, оценку диагнозов заболеваний, опрос родителей.

Первичную оценку состояния здоровья оценивали из группы обучающихся детей в количестве 15 чел.

Результаты первичной диагностики показали, что 60 % обучающихся относятся ко II группе здоровья, 33 % детей имеют I группу здоровья и 7 % - III группа здоровья.

Результаты осмотра диагнозов заболеваний детей показали что, 6, 7 % имеют заболевания органов дыхания (астма), у 13 % обучающихся наблюдается проблемы со зрением, нарушение осанки и плоскостопия, диагноз группы ЧБД и другие заболевания. 26,3 % у детей наблюдается заболевания органов пищеварения. У 20 % обучающихся от общего количества детей выявлено несколько диагнозов. А 13 % детей совершенно здоровы.

2 этап: Простейшие методики оценки здоровья детей «Самооценка уровня здоровья», «Уровень развития психических качеств (наблюдательность, сравнение, обобщение)», «Физические показатели» (рост и масса тела) и др.

3 этап: Оценка уровень здоровья по методике Н.А. Амосова, опрос родителей.

Мониторинг состояния здоровья обучающихся позволит увидеть результаты внедрения программы в образовательный процесс.

Планируемые результаты освоения программы

В конце учебного года обучения у обучающихся:

  • сформирована правильная осанка;

  • наблюдается снижение заболеваемости детей, посещающих кружок;

  • сформирован стойкий интерес к занятиям физической культурой;

  • сформирован интерес к собственным достижениям;

  • сформирована мотивация здорового образа жизни.

В заключении отметим, что разработанная программа «Здоровые щечки» будет способствовать совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств.

© 2010-2022