Рекомендации по проведению занятий с детьми с нарушением осанки

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности методики проведения занятий физической культурой при нарушении осанки

Основой физической культуры при нарушений осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов.

Задачи физической культуры при нарушениях осанки:

  • обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;

  • укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);

  • нормализация трофических процессов в мышцах туловища;

  • осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.

Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.

Противопоказания при нарушении осанки:

  1. Физические нагрузки высокой интенсивности (бег в быстром темпе, прыжки в быстром темпе, эстафеты и др.).

  2. Акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, «мостик», «березка», стойка на руках и на голове и др.)

  3. Упражнения на гимнастических снарядах, в том числе висы без опоры, подтягивание на перекладине, прыжки через коня (козла), упражнения на брусьях и кольцах и др.

Ограничения при нарушении осанки:

  1. Продолжительные физические нагрузки средней интенсивности (бег трусцой, бег в умеренном темпе, подвижные игры и др.)

  2. Физические упражнения, направленные на развитие общей и локальной выносливости, скоростно-силовых качеств.

  3. Физические упражнения с длительным статическим напряжением мышц.

  4. Физические упражнения на тренажерах (необходим индивидуальный подбор тренажера со строгим дозированием физических нагрузок).

  5. Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела.

Организационно-методические требования к проведению занятий физической культурой при нарушениях осанки

Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС - за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

В зале для занятий должны быть большие зеркала, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Дети подготовительных групп и младшего школьного возраста дают описание правильной осанки на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя; к описанию собственной осанки, осанки друзей.

Занятия гимнастикой проводятся 3 раза в неделю по 30-45 мин. Занятия делятся на 3 части.

Подготовительная часть включает в себя организацию группы для занятия, построение, ходьбу, во время которой выполняются различные движения руками, развивающие мышцы плечевого пояса и подвижность в плечевых суставах, например, махи, круговые движения. Ходьба с подниманием прямых ног, ног, согнутых в коленях, передвижение в приседе, «прыжок лягушки», «ход слона», «шаги медведя», ходьба на пятках, на носках, на наружном крае стопы, перекаты с пятки на носок, ходьба в различном темпе и различных направлениях (змейкой, спиной вперед). Кратковременный бег. Дыхательные упражнения. Далее упражнения выполняются стоя перед зеркалом: общеразвивающие упражнения для шеи, нижних конечностей и плечевого пояса; для формирования и закрепления навыка правильной осанки; для профилактики и коррекции плоскостопия.

Основная часть занятия. Применяют специальные корригирующие упражнения; дыхательные; индивидуальные корригирующие упражнения; упражнения в равновесии; упражнения на общую и силовую выносливость мышц брюшного пресса, спины, грудной клетки, способствующие образованию рационального мышечного корсета; упражнения для коррекции деформации ног; упражнения у гимнастической стенки, на гимнастической стенке; подвижные игры. В основу занятия корригирующей гимнастикой положен принцип максимальной статической разгрузки позвоночника. Наиболее эффективные исходные положения - лежа, стоя в упоре на коленях, коленно-кистевое.

В заключительной части применяются упражнения на расслабление, медленная ходьба с сохранением правильной осанки, дыхательные упражнения.

Продолжительность различных частей занятия зависит от физической подготовленности детей, поставленных задач. Темп упражнений обычно средний и медленный в упражнениях, направленных на силовое развитие отдельных мышечных групп, а также в упражнениях корригирующего характера.

Средства физической культуры

Основными средствами ФК для коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезотерапия; дополнительным - лечение положением.

Физические упражнения. Подбираются в соответствии с видам нарушений осанки. Общеразвивающие упражнения (ОРУ)исполъзуютс при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кро вообращенйя и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп с предметами и без них, с использованием тренажеров. Корригирующие, или специальные, упражнения; Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются преимущественно симметричные упражнения.

При выполнении данных упражнений сохраняется срединое положение остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Например: в и. п. лежа на спине, рука за головой - согнуть ноги в коленях и подтянуть их к туловищу; в и. п. лежа на животе - приподнять туловище, имитируя плавание «брассом», ноги от пола не отрывать; в и. п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища - приподнимая туловище, движением рук через стороны коснуться коленей. К специальным упражнениям при нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов).

На занятиях гимнастикой обязательно сочетаются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление. Упражнения для укрепления мышечного корсета.

Гидрокинезотерапия. Занятия в воде являются мощным положительным эмоциональным фактором. Большинство детей адаптируются к воде с раннего возраста. Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: 1) осуществление коррекции из разгрузочного положения позвоночника; 2) закаливающее действие (особенно для ослабленных детей). Длительная разгрузка позвоночника в воде (t не ниже 30 °С) позволяет выполнять самые различные упражнения у бортика и на пенопластовой доске в сочетании с уже освоенными навыками различных способов плавания. Примерная схема занятия лечебным плаванием для детей 9-10 лет такова: вводная часть (5 мин) - упражнения на суше и у бортика, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп; основная часть (25-30 мин) - упражнения в воде; заключительная часть (5 - 7 мин) - свободное плавание.

Детям (особенно школьного возраста) целесообразно выполнять упражнения на тренажерах. При уменьшении физиологических изгибов полезны тренировки на гребном тренажере (академическая гребля); при увеличении физиологических изгибов - на велотренажере (тренировка кардиореспираторной системы) с высоко поднятым рулем (руки параллельны полу), а также на гимнастическом комплексе «Здоровье». Этот вид тренировки доступен и дошкольникам - при наличии тренажеров, учитывающих весоростовые особенности данного возраста. Для профилактики и лечения нарушений осанки эффективны, также крупногабаритные полифункциональные средообразующие предметы - модули, способствующие поэтапному закреплению навыков правильной осанки, а также обогащению движений ребенка, улучшению психоэмоционального состояния (мячи боль шого диаметра, яркие, многофункциональные предметы).

Лечебное плавание при нарушении осанки

Широко практикуется лечебное плавание как один из методов функционального лечения. Плавание рекомендуется детям с I-III степенью сколиоза, противопоказано при прогрессирующей форме сколиоза, острых и хронических заболеваниях кожи, заболеваниях ЛОР-органов.

Задачи лечебного плавания при сколиозе: приобретение нормальной осанки; коррекция искривления позвоночника; развитие правильного дыхания; увеличение силы и тонуса мышц; улучшение функции кардиореспираторной системы; закаливание организма; приобретение навыков плавания.

Группы формируются по возрасту, диагнозу, клиническому течению болезни и т.д., состоят из 8-10 человек.

Занятия проводятся вначале в зале («сухое» плавание), упражнения выполняют лежа на спине и животе, делают симметричные движения руками и др., затем - в воде. Продолжительность курса лечения - 10 мес. Процедура лечебного плавания строится по общепринятой схеме: вводная часть, основная, заключительная. Проводится 3-4 раза в неделю в закрытом бассейне при температуре не ниже 26°С. Общая продолжительность урока - 35-45 мин. Плавание в ластах, с доской включает также упражнения у бортика с резиновыми амортизаторами, дыхательные упражнения, бег в воде и др.

Примерные комплексы упражнений при нарушении осанки

Большое влияние на воспитание осанки оказывает развитие мышечно-суставного чувства. С приобретением этого качества ребёнок легче определяет разницу между правильным и неправильным положением тела в пространстве. Упражнения, помогающие выработать мышечно-суставное чувство, следующие:

1. Упражнения в вертикальной плоскости:

а) дети, приняв под контролем учителя правильное положение у вертикальной плоскости, отходит от нее и, сохраняя правильную осанку, возвращаются к ней, прикасаясь прежними точками - лопатками, ягодицами, пятками;

б) приседания, скользя спиной по вертикальной плоскости, при этом, чем большая поверхность тела соприкасается с плоскостью, тем совершеннее развивается мышечное чувство;

в) принятие правильной осанки перед зеркалом. Зрительный контроль помогает уменьшить асимметрию частей тела, привести отклонённый корпус к средней линии и установить параллельность линий надплечий тела.

2. Удержание различных предметов на голове (при условии сохранения правильной осанки) в сочетании с упражнениями на равновесие на широкой, а затем на узкой площади опоры.

Для исправления осанки от детей требуется проявление настойчивости, поэтому необходимо внушить детям, чтобы самоконтроль за осанкой они начинали с утра, в течение дня помнили о ней и периодически проверяли себя у зеркала.

Комплекс ЛФК для детей при нарушении осанки (школьный возраст):

1. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, в руках мяч. Руки поднять вверх, потянуться, посмотреть на мяч, положить его на грудь, при этом разводя локти в стороны, затем опустить руки вниз. Повторить 5-6 раз.

2. И.П. - то же. Руки поднять вверх, потянуться, бросить мяч назад, затем через стороны опустить руки вниз. Повторить 3-4 раза.

3. И.П. - стоя, в руке мяч. Согнуть руки и завести за спину: одну сверху, другую снизу. Переложить за спиной мяч в другую руку. При этом следить за сохранением правильной осанки. Сделать 4-6 раз.

4. И.П. - стоя, ноги на ширине ступни, в руках мяч. Поднять мяч над головой, развести локти и соединить лопатки, при этом смотреть вперед. Выполнять наклоны вправо и влево. Сделать по 4-6 наклонов в каждую сторону.

5. И.П. - лежа на спине. Приподнять прямые ноги, развести в стороны, скрестить, при этом не отрывая от пола туловища и рук. Дыхание не задерживать. Повторить 8-10 раз.

6. И.П. - лежа на спине, одна рука на груди, другая на животе. Выполнять дыхательное упражнение. При этом следить за тем, чтобы при вдохе обе руки одновременно поднимались, а при выдохе опускались. Повторить 3-4 раза.

7. И.П. - лежа на животе, руки на затылке, локти в стороны, лопатки соединены. Приподнять верхнюю часть туловища и задержаться в этом положении 5-10 секунд. Повторить 3-4 раза.

8. И.П. - лежа на животе, руки вдоль туловища ладонями вниз. Выполнять поочередное приподнимание прямых ног с задержкой в верхнем положении в течение 3-5 секунд. Сделать по 4-6 раз каждой ногой.

9. И.П. - лежа на животе, руки согнуты с опорой на кисти, локти разведены. Приподнять верхнюю половину туловища, при этом одновременно выпрямляя руки в стороны - сделать вдох, затем вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза.

10. И.П. - лежа на спине. Выполнять поочередное сгибание и разгибание ног (имитация езды на велосипеде). Сделать по 10-15 раз каждой ногой. Затем - отдых лежа на спине, при этом спокойное дыхание в произвольном темпе в течение 20-30 секунд.

11. И.П. - лежа на животе, руки в стороны ладонями вниз. Приподнять прямые ноги и верхнюю часть туловища, при этом прогибаясь и сближая лопатки, затем лечь, расслабляя мышцы. Повторить 3-4 раза.

12. И.П. - лежа на спине, руки согнуты в локтях. Прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника с опорой на таз и локти (упражнение "мостик"). Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

13. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вверх. Не отрывая от пола, развести руки в стороны, затем вверх, далее - потянуться, руки в стороны и вниз. Повторить 4-5 раз.

14. И.П. - стоя на четвереньках. Поднять одновременно правую руку и левую ногу, не прогибаясь сильно, задержаться в этом положении 3-5 секунд. То же самое повторить другой рукой и ногой. Повторить 4-5 раз в медленном темпе.

15. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч. Согнуть руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, затем поднять руки, выпрямляя пальцы, и потянуться. Затем опустить через стороны руки вниз. Повторить 4-5 раз в медленном темпе.

16. И.П. - основная стойка, гимнастическая палка в руках, горизонтально перед собой. Поднять палку вверх, опустить на лопатки, присесть, выпрямиться, поднять палку вверх, потянуться и опустить перед собой. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

17. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках. Поднимая палку вверх, сделать наклон в сторону, при этом смотреть перед собой. Опуская палку, выпрямиться. То же самое повторить в другую сторону. Сделать по 2-3 раза в каждую сторону, темп медленный.

Выполняя упражнения при нарушении осанки у детей необходимо следить за тем, чтобы дети правильно дышали, не задерживали дыхание. После выполнения упражнений следует походить по комнате обычным шагом, при этом сохраняя правильную осанку. Дыхание полное, глубокое (на 3 шага вдох, на 5-6 - полный выдох). Продолжительность ходьбы 2-3 минуты.

В комплекс при кифозе рекомендуется включать следующие упражнения:

1. Ходьба с попеременным подниманием рук, а также с круговыми движениями рук и хлопками над головой.

2. И.П.(исходное положение) - стоя, руки к плечам. Затем руки поднять вверх, сделать вдох, опустить руки вниз - выдох.

3. И.П. - стоя на месте. Руки отвести назад, немного прогибаясь в грудном отделе. При этом ногу отставить назад, на носок.

4. И.П. - стоя на месте, в руках гимнастическая палка. Сделать полуприсед, вытягивая руки вперед. Затем вернуться в исходное положение.

5. И.П. - стоя на месте, на лопатках палка. Сделать наклон вперед, руки поднять вверх. Затем выпрямиться.

6. И.П. - стоя на месте, руки перед грудью. Развести руки в стороны, сделать вдох. Затем вернуться в исходное положение - выдох.

7. И.П. - лежа на спине, ноги в полусогнутом положении. Поднять таз (сделать полумост).

8. И.П. - лежа на спине, руки согнуты в локтевых суставах. Опираясь на локти, прогнуться в грудном отделе позвоночника.

9. И.П. - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах. Опираясь на предплечья, прогнуться в грудном отделе позвоночника.

10. И.П. - лежа на животе, руки расположены на поясе. Прогнуться, при этом поочередно поднимая прямые ноги (ноги не сгибать).

11. И.П. - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках - гимнастическая палка. Прогнуться, затем опуститься вниз.

12. И.П. - стоя на четвереньках. Поднять левую руку и правую ногу. Вернуться в исходное положение. Поворить то же самое с противоположной рукой и ногой.

13. И.П. - стоя на четвереньках. Сгибая руки в локтевых суставах, прогнуться в грудном отделе позвоночника, слегка продвинуться вперед, выпрямляя руки.

14. И.П. - стоя спиной к стене. Сделать наклон вперед, прогнуться в грудном отделе позвоночника.

15. И.П. - стоя спиной у стены, касаясь ее пятками, тазом, лопатками и затылком. Сделать шаг вперед, при этом положение туловища остается неизменным.

16. И.П. - стоя, руки на поясе. На голову положить какой-либо груз (подушечку, мешочек с песком, мяч на баранке). Совершать ходьбу, при этом работая руками.

17. И.П. - в паре, стоя спиной друг к другу, у одного человека в руках мяч. Бросать мяч из-за головы партнеру.

18. И.П. - стоя на месте, руки на затылке. Поднять прямые руки вверх, сделать вдох. Вернуться в исходное положение - выдох.

19. И.П. - лежа на животе, на спине палка, захваченная локтями, при этом ладони смотрят вниз. В таком положении прогнуться в грудном отделе позвоночника.

20. И.П. - стоя на четвереньках. Сгибая руки в локтевых суставах, прогнуться в грудном отделе позвоночника, при этом грудь должна касаться пола.

21. И.П. - лежа на животе, руки в стороны, в руках гантели. Прогнуться, при этом поднять голову и плечи. Вернуться в исходное положение.

22. И.П. - лежа на наклонной доске (желательно), руки вдоль туловища, в руках гантели. Прогнуться, вернуться в исходное положение.

Примерный комплекс упражнений для исправления осанки

1. И. п. - лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и. п.

2. И. п. - то же. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах.

3. И. п. - то же. Согнуть ноги, разогнуть, медленно опустить.

4. И. п. - лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить.

5. И. п. - то же. Кисти рук переводить к плечам или за голову.

6. И. п. - лежа на правом боку, правая руку под щекой, левая над собой. Удерживая тело в этом положении, приподнять и опустить левую ногу. То же, лежа на левом боку.

7. И. п. - лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать прямые ноги вверх.

8. И. п. - лежа на спине. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины,

9. И. п. - то же. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таз от пола. Темп медленный.

10. И. п. - лежа на животе, подбородок на руки. Отвести руки назад и приподнять ноги («Рыбка») (рис. 3).

11. И. п. - лежа на спине. «Велосипед».

12. И. п. - лежа на правом боку. Приподнять обе прямые ноги, удержать их на весу на 3 - 4 счета, медленно опустить их в и. п.

13. И. п. - то же на левом боку.

14. И. п. - сидя, ноги согнуты. Захватить пальцами ног мелкие предметы и переложить их на другое место.

15. И. п. - сидя, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.

16. И. п. - стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Перекат с пятки на носок.

17. И.п. - стоя. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед (рис. 4.1).

18. Ходьба на носках, на наружных краях стопы.

19. И. п. - сидя на стуле. Захват ножек стула ногами изнутри и снаружи по 8 - 10 раз. (рис. 4.2).

20. И. п. - сидя, колени согнуты (угол 30'). Потрясти ногами в стороны.

21. И. п. - лежа на спине. «Ножницы» - горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами (рис. 4.3) .

22. И. п. - стоя. «Замочек» - завести Одну руку за голову, вторую за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук (рис. 5).

23. И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох и медленно поднять таз («полумостик»), на выдохе опуститься в и. п. (рис. 6).

24. И. п. - сидя. Катание мячей (теннисного, волейбольного) вперед, назад, по кругу, по и против часовой стрелки.

25. Катать скакалку или палку двумя ногами 3 мин.

Рекомендации по проведению занятий с детьми с нарушением осанки.

Рис. 1 Примерный комплекс упражнений для дошкольников

© 2010-2022