Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» п.г.т.Уренгой ПУРОВСКОГО района

629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.Уренгой, 4 микрорайон дом 39 А. тел.(факс) 34934 9-31



Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся.

(Из выступления на кустовом методическом объединении учителей физической культуры)


Шарипова Лида Рифовна,

учитель физической культуры,

высшая квалификационная категория.









Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе - школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.

Одним из направлений образовательной инициативы « Наша новая школа» является совершенствование учительского корпуса. «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего».

Сегодня педагог должен быть, готов к включению в такую деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ними профессиональные проблемы. А это во многом зависит от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «компетентность», соответствующая пониманию современных целей образования

А что такое «компетенция»? Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Быть компетентным означает умение мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной деятельности, можно выделить несколько наиболее значимых.

-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.

- Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

- Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.

- Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

-Управленческая компетенция, т.е. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

- Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности

- Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

- Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

-Креативная компетенция, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога:

- компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,

- компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока,

- компетентность в целеполагании учебной деятельности,

- компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,

- компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),

- компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,

- компетентность в разработке программ деятельности и поведения,

- компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:

- компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,

- компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),

- компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

Что должен уметь компетентный педагог?

- Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

- Ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;

- видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

- проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;

- чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;

- закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;

- планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

- ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

- в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;

- привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;

- привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;

- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;

- оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;

- видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.

Педагог должен понимать, что:

- нужно быть готовым к постоянным переменам;

- строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

- главная задача - обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители - самые верные союзники учителя;

- любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

Педагог должен остерегаться:

- по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;

- передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;

- придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;

- следовать мелочным правилам и инструкциям.

Таким образом,. компетентность учителя - это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

В новой школе ученик может учиться сам, учитель лишь создаёт для этого условия.

Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:

- как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий

- носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума;

- как повысить мотивацию обучающихся;

- как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка, осуществляющего обучение по индивидуальной образовательной программе;

- как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.п.

Школа не должна научить на всю жизнь - школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.

С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?

1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности учителя:

- диагностирования, тестирование;

- определение путей совершенствования профессиональной компетентности.

2 этап. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.

- Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др.

- Работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады.

- Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.

- Участие в различных конкурсах.

- Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.

- Обобщение и распространение опыта.

- Аттестация.

- Творческий отчет.

- Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий.

- Самообразование.

- Разработка системы стимулирования деятельности учителя.

3 этап. Анализ деятельности учителя.

- Обобщение опыта.

- Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов. Самоанализ деятельности.

В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся - право на качественное образование.

© 2010-2022