Подвижных игры на уроках физической культуры

Раздел Физкультура
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР

  1. «К своим флажкам!»

Играющие делятся на группы по 8-10 человек и становятся в круг в разных местах площадки (зала). В центре каждого кружка - водящий с флажком в поднятой руке (флажки имеют разный цвет). По первому сигналу все, кроме держащих флажки, разбегаются по площадке, по 2-му сигналу - приседают и закрывают глаза, отвернувшись от водящих. Дети с флажками меняются местами на площадке. По команде учителя "Все к своим флажкам!" играющие открывают глаза, ищут свой флажок, бегут и строятся вокруг него. Побеждает команда, быстрее всех образовавшая кружок.

Поражение засчитывается, если игроки команды подглядывали, когда водящие менялись местами. Можно предложить играющим под музыку или пение двигаться колонной за учителем, повторяя различные движения, а после сигнала занять место около своего флажка.

  1. «Два мороза»

На расстоянии 3-4 шагов от лицевых линий площадки проводятся параллельные прямые. Огороженные места являются "домами". Все играющие, кроме двух водящих, располагаются за одной из линий, "в доме". Водящие - в центре площадки. По сигналу они громко говорят:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые:

Я - мороз красный нос,

Я - мороз синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Дети хором отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого они перебегают на противоположную сторону площадки.

Водящие догоняют, касаясь их рукой. Осаленные игроки останавливаются. Остальные дети собираются в "доме". Руководитель отмечает задержанных "морозами" игроков и отпускает их в "дом" к остальным детям. Игра ведется дальше. Через некоторое время назначаются другие "морозы". Лучшими "морозами" признаются те, кто больше "осалил" игроков. Запрещается толкать друг друга. Выбежавшим из "дома" нельзя возвращаться назад. Водящие не имеют права касаться рукой игроков, находящихся за линией "дома

  1. «Пятнашки»

Назначается водящий - "пятнашка". Он берет в руку яркий платочек и становится в центре площадки; остальные располагаются по площадке. По сигналу водящий поднимает платочек вверх и говорит: "Я - пятнашка". После этого водящий старается догнать и коснуться играющих. Игрок, которого коснулся водящий, становится "пятнашкой", ему пе редается платочек, прежний "пятнашка" становится обычным играющим. Новый водящий должен поднять руку вверх и сказать: "я - пятнашка". Нельзя сразу касаться прежнего водящего. При учете результатов игры роль первого "пятнашки" не учитывается.

  1. «Попрыгунчики-воробышки»

Чертится большой круг (место, где рассыпаны "зерна") 5 - 8м в поперечнике. Играющие - "воробушки", располагаются за кругом. Водящий - "большая птица" - становится в центр круга.

Воробушки, прыгая на одной ноге, то впрыгивают, то выпрыгивают из круга. Большая птица, бегая в круге, не дает воробушкам собирать зерна и "клюет" их, дотрагиваясь до них рукой. Воробушек, которого клюнула большая птица, продолжает играть. Воробушки стараются пробыть как можно дольше в круге, увертываясь от большой птицы. Руководитель отмечает тех воробушков, которых она коснулась рукой. Наиболее ловкие - те, которых она не коснулась рукой ни разу. Сменять ногу можно только после трех прыжков. Водящий может касаться других играющих только в пределах круга. Продолжительность игры до 30 сек.


  1. «Зайцы в огороде»

В зале образовано 2 круга - большой ( 8-12 м) - огород и малый (ø 2-4 м) - домик сторожа, в нем - водящий сторож. Зайцы располагаются за большим кругом. По сигналу зайцы прыгают по кругу, стараются запрыгнуть и выпрыгнуть из огорода. Сторож бегает по огороду и старается поймать зайца. Пойманных отводят в домик. 3-4 пойманных, и снова выбирается водящий. Только по сигналу все действия. Не разрешается стоять за линией (на месте), и если заяц, прыгая, заступил линию дома, то он остается там.

  1. «Удочка»

Все играющие становятся в круг, а водящий - в центр круга с веревкой в руках. Он вращает веревочку так, чтобы мешочек скользил по полу, делая круг за кругом под ногами играющих. Они внимательно следят за движениями мешка, подпрыгивают, чтобы он не задел кого-либо из них. Тот, кто заденет мешочек или веревку, становится в центр и становится водящим. Пойманным игрок считается в том случае, если веревка задела его ногу ниже голеностопа. Не разрешается игрокам приближаться к водящему во время прыжков. Игрок, задевший веревочку, поднимает руку вверх. Он приносит своей команде штрафное очко. Счет произносится громко после каждой ошибки. Побеждает команда, получившая после 3-4 мин. меньшее количество штрафных

  1. «Кто меткий?»

Две команды выстраиваются на боковой линии площадки. Перед носками игроков проводится линия, с которой производится метание. Игрокам одной из команд дается по малому мячу. Впереди шеренг на расстоянии 6м от черты метания и параллельно ей ставятся в ряд, с промежутками в 1-2 шага, 5 городков одного цвета, 5 - другого, вперемежку. Каждой команде присваиваются городки одного цвета. По сигналу команды по очереди "залпом" метают мячи в городки. Каждый сбитый городок своего цвета отодвигается на шаг дальше. Чужой сбитый городок двигается на шаг ближе. Выигрывает команда, сумевшая отодвинуть городки как можно дальше (учитывается общее кол-во шагов до каждой кегли). Сбитые городки устанавливаются на место, мячи подбирает противоположная команда

  1. «Эстафета зверей»

Играющие делятся на 3-4 команды, становятся в колонну друг за другом, рассчитываются по порядку номеров. Учитель дает каждому номеру название. Например;»Первые-Медведи»,»Вторые-Лисы»,»Третьи -Волки».и. т.д. Затем учитель называет любого»Зверя»-«Медведи»»Медведи» всех команд бегут к флажкам, обегают их и возвращаются на свои места. Прибежавший первым приносит своей команде очко. Затем вызывается другой «Зверь», и так до тех пор, пока все играющие не будут вызваны. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

  1. «Мяч - водящему» (центровому)

Класс делится на 3 -4 команды, и строится в равных по диаметру кругах. Центр каждого круга отмечается маленьким кружком, в котором стоит водящий с волейбольным мячом. По сигналу учителя водящие начинают по очереди бросать мяч своим игрокам и получать его обратно. Получив мяч от последнего игрока ,водящий поднимает мяч вверх. В центр круга выходит другой водящий, и игра продолжается. Побеждает команда. которая закончила передачу первой, не роняя мяч.

Команде, уронившей меньшее количество раз, присуждается выигравшее очко.

  1. «Гонка мячей по кругу»

Играющие становятся в круг, лицом к центру. Двум игрокам, стоящим в кругу один напротив другого, дается по волейбольному или набивному мячу (желательно разного цвета). По сигналу дети начинают передавать мячи в правую (левую) сторону, стараясь, чтобы один мяч перегонял другой. Играющие становятся в круг, лицом к центру. Двум игрокам, стоящим в кругу один напротив другого, дается по волейбольному или набивному мячу (желательно разного цвета).

По сигналу дети начинают передавать мячи в правую (левую) сторону, стараясь, чтобы один мяч перегонял другой.

  1. «Мяч - ловцу»

Играющие делятся на две команды, в каждой команде - по ловцу, которые становятся в круг на чужой стороне площадки. Ловец может прыгать в кругу, но не выходить из круга. По сигналу начинается игра. Игроки, овладев мячом, стараются отдать мяч своему "ловушке", если он поймал мяч, то команда получает одно очко, игроки не имеют права входить в круг к ловцу. За грубую игру или нарушение правил дается штрафной бросок на расстоянии 6 шагов от ловца. Побеждает та команда, которая за определенное время наберет больше очков. Если ловец поймал мяч с отскока, или во время ловли вышел из круга, мяч не засчитывается

  1. «Охотники и утки»

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Рассчитываются на "первый- второй" и делятся на две команды. 1 - "охотники", 2 - "утки". Утки становятся в центр круга. Охотники остаются на своих местах по кругу, отступают на 2 шага назад. По их носкам проводятся линия. Охотники стараются попасть в уток в/б мячом. Кого задел мяч, выходят из круга. Когда в центре останется 2-3 утки, команды меняются местами. Выигрывает та команда, которая быстрее всех "перестреляла" всех уток. Дети, взявшись за руки, образуют круг. Рассчитываются на "первый- второй" и делятся на две команды. 1 - "охотники", 2 - "утки". Утки становятся в центр круга. Охотники остаются на своих местах по кругу, отступают на 2 шага назад. По их носкам проводятся линия. Охотники стараются попасть в уток в/б мячом. Кого задел мяч, выходят из круга. Когда в центре останется 2-3 утки, команды меняются местами. Выигрывает та команда, которая быстрее всех "перестреляла" всех уток

  1. «Вызов номеров»

Играющие образуют большой круг и становятся в маленькие, нарисованные заранее кружочки. Руководитель пересчитывает детей по пятеркам и предлагает запомнить свои номера. Водящий становится в центр большого круга. Затем руководитель в любом порядке называет номера (от одного до пяти). Игроки, чьи номера названы, обязаны поменяться местами. Водящий старается занять освободившееся место, после чего получает номер этого игрока. Оставшийся без места водит. Выигрывают те, кто меньше всех были водящими (первый водящий - не в счет).

  1. «Ведение мяча»

Играющие делятся на две команды и выстраиваются в правых углах площадки у боковых линий. Стоящие впереди игроки получают по баскетбольному мячу и встают у лицевых линий. По команде каждый бежит вперед, ударяя мяч об пол, добегая до щита ,бросают мяч в щит, затем возвращаются ведя мяч, до середины поля, от средней линии делают бросок следующему игроку. Этот игрок делает все то же самое, что и первый, так же и остальные. Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету.

  1. «Борьба за мяч»

Две команды свободно располагается на площадке с ясно обозначенными границами. По указанию руководителя один из игроков, стоя на середине площадки, подбрасывает мяч вверх. Вслед за этим игроки каждой команды стараются завладеть мячом, перебрасывая его между собой и перехватывая мяч у противника. Все могут свободно бегать по площадке. Игрок, поймавший мяч с воздуха, получает для своей команды одно очко. Побеждает команда, получившая большее количество очков в течение отведенного времени (3-8 мин). Нельзя держать мяч более 3-х сек., делать с мячом более двух шагов, ударять мяч ногой, толкать игроков и касаться их руками, вырывать мяч из рук, иначе - мяч переходит другой команде. Разрешается выбивать мяч из рук ударом ладони.

  1. «Быстро по местам!»

Играющие построены в колонну (шеренгу) по одному или в круг. По возгласу "На прогулку" дети разбегаются и начинают играть самостоятельно, кто во что хочет. По второму возгласу "Быстро по местам!" игроки должны скорее занять свои места. Участники игры, занявшие свои места последними, поигрывают. Игра повторяется в таком же порядке. После возгласа "На прогулку!" нельзя оставаться на своих местах. При возвращении на свое место нельзя толкаться.

  1. «Караси и щука»

На одной стороне площадки находятся «караси», на середине - « щука» По сигналу караси перебегают на другую сторону площадки, щука ловит их Пойманные караси берутся за руки и образуют невод Теперь караси должны перебегать на другую сторону площадки через невод ( под руками).Щука стоит за неводом и подстерегает их. Когда пойманных карасей будет (8-9) , образуются корзины - круги, через которые должны пробегать караси. Щука, находящаяся у выхода из вершин, ловит их Кто будет, пойман последним, тот победитель .ВАРИАНТ: в игре две щуки. На одной стороне площадки находятся «караси», на середине - « щука» По сигналу караси перебегают на другую сторону площадки, щука ловит их Пойманные караси берутся за руки и образуют невод Теперь караси должны перебегать на другую сторону площадки через невод ( под руками).Щука стоит за неводом и подстерегает их. Когда пойманных карасей будет (8-9) , образуются корзины - круги, через которые должны пробегать караси. Щука, находящаяся у выхода из вершин, ловит их Кто будет, пойман последним, тот победитель .ВАРИАНТ: в игре две щуки.

18.«Передал - садись»

Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются в колонны по одному. Капитаны получив мяч, бросают его следующему игроку своей команды. Тот также ,получив мяч, бросает обратно капитану и присаживается на своем месте, когда последний игрок, перебросив мяч капитану, сядет, а,капитан поймав мяч, поднимает руки с мячом вверх. Побеждает команда, раньше закончившая переброску мяча. Игрок, не поймавший мяч ,должен за ним сбегакть, вернуться на свое место, а затем бросить его капитану.

  1. «Попади в мяч»

Подготовка. Для игры нужны один волейбольный мяч и теннисные мячи в количестве, равном половине участвующих. Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами на противоположных сторонах площадки на расстоянии 18-20 м друг от друга. Перед носками играющих проводятся линии, а посередине площадки кладётся волейбольный мяч. Игроки одной команды (по жребию) получают по маленькому мячу.

Содержание игры. По сигналу руководителя игроки бросают мяч в волейбольный мяч, стараясь откатить его к противоположной команде. Игроки из другой команды собирают брошенные мячи и по сигналу тоже бросают их в волейбольный мяч, стараясь откатить его обратно. Так, поочерёдно команды метают мячи установленное Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту команды, стоящей напротив.

Правила игры: 1. Если в ходе игры волейбольный мяч выкатится в сторону от играющих, его кладут в зону площадки на той же линии. 2. В этом случае обстрел волейбольного мяча начинается с двух сторон одновременно. 3. Каждый загнанный за черту противника мяч приносит команде одно очко.

  1. «Мяч соседу»

Играющие встают по кругу на расстоянии 1 шага друг от друга. Выбирается водящий, который встает за круг. Одному из игроков дается мяч. По сигналу мяч передается по кругу (в любую сторону), а водящий, бегая за кругом, старается коснуться мяча рукой. Если удается, то меняется с тем игроком, у которого был мяч. Новый водящий становится за пределы круга возле игрока с мячом. Игра продолжается 8 мин. Выигрывает тот, кто ни разу не был в роли ведущего (кроме первого).

Игроки меняются с водящим в случае касания мяча рукой, падения мяча или передачи через одного. Запрещается водящему толкать игроков.

  1. «Пингвины с мячом»

Команды выстраиваются в колонны на стартовой линии. Первые номера зажимают между коленями волейбольный мяч или набивной. В таком положении он должен достичь стоящего в 10 м флажка, обогнуть его и вернуться назад..ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ передвижение шагом. ВТОРОЙ =БЕГОМ. ТРЕТИЙ - ПРЫЖКОМ. Игрок, закончивший упражнение и передавший мяч следующему, встает в коней колонны. Если мяч падает, надо его поднять и снова продолжать движение

  1. «Мяч по кругу»

Играющие выстраиваются в два полукруга. У первых игроков мяч. По сигналу учителя мяч передают из рук в руки Последний получив мяч, ударяет им об пол и передает его обратно Выигрывает команда, которая первой закончила передачу.

  1. «Передача мячей в колоннах»

Играющие встают в колонны по одному, на расстоянии вытянутых рук, ноги врозь. Каждая колонна -команда. Направляющие в колоннах получают мячи. По сигналу учителя передают мяч над головой. Когда мяч дойдет до последнего игрока, все поворачиваются, подпрыгивая. Кругом, передавая мяч таким же способом обратно. После того как направляющий получит вновь мяч, все опять поворачиваются кругом Теперь подобным образом мяч передается между ног ,затем сбоку; справа и слева. Команда, быстрее других закончившая передачу мяча всеми четырьмя способами побеждает.

  1. «Мяч в ворота»

Цель игры: научить ударам мяча в движении.

Игроки делятся на 2 команды. 1 команда - нападающие, 2 - защитники. Перед нападающими ставятся ворота. По сигналу нападающий начинает игру. Ударом ноги игрок пускает мяч в центр поля, а сам вдоль поля бежит к противоположной стороне. Остальные игроки с подачи стараются забить мяч в ворота. Если они успеют забить мяч раньше, чем подающий игрок добежит до линии, то заработает своей команде очко. Если нет, то очко достается команде соперников. Второй игрок поступает также. В конце побеждает та команда, которая набирает больше очков. В следующий раз команды меняются положениями.

  1. «Линейная эстафета»

Играющие встают наподобие спиц колеса, повернувшись правым или левым боком к центру круга, веерообразно расходящимися шеренгами. Каждая шеренга - команда. Игроки, стоящие крайними от центра круга, держат в правой руке по эстафетной палочке. По сигналу учителя эти игроки бегут вперед по окружности построения и, возвращаясь к своей команде с другой стороны, передают эстафету очередному игроку в правую руку. а сами же встают на другой конец своей шеренги. Получившие эстафету бегут таким же образом и. т.д. Первый номер, приняв эстафету, поднимает ее к верху с возгласом «ЕСТЬ!» Команда, закончившая перебежку, первой выигрывает. Во время обегания круга нельзя касаться стоящих крайними в командах.

  1. «Снайперы» («Метко в цель»)

Участники игры строятся в одну шеренгу и рассчитываются на первый - второй. Первые номера одна команда «Синие», вторые «Красные».Перед носками играющих чертится линия за, которую нельзя заходить при метании мяча. В 6 метрах от этой линии и параллельно ей ставятся в ряд на расстоянии одного шага один от другого вперемежку по пяти городков двух цветов. Согласно цвету городков командам дают название По сигналу учителя команды по очереди залпом (все игроки одновременно)метают мячи в городки из положения стоя, с колена или лежа. Каждый сбитый городок своего цвета отодвигается на шаг дальше, а сбитый городок команды противника - на шаг ближе. Выигрывает команда, сумевшая в ходе нескольких метаний дальше отодвинуть свои цели. Брошенные мячи подбираются игроками другой команды. Сбитые городки ставит на новые места помощник учителя

  1. «Гонка мяча в колоннах» («Бросок мяча в колонне»)

Образуются 2-3 команды по 6-8 человек, они становятся в колонны по одному на расстоянии 4 шагов один от другого. У стоящих впереди в руках по волейбольному или баскетбольному мячу. По сигналу начинается передача мячей стоящему сзади двумя руками за головой. Когда мяч дойдет до последнего, он бежит с мячом вперед (все делают шаг назад), становится первым и снова передает мяч назад сверху и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков команды не побывает первым.


  1. «Передал - садись» ( «Передал - ушел»)

Две колонны игроков встают на расстоянии 3-4 шагов одна от другой. Расстояние между игроками - длина вытянутых рук, положенных на плечи впереди стоящих. В 5-6 шагах перед колонной проводят черту, за которую входят по одному представителю от команды - капитаны.

По сигналу капитаны передают мяч (двумя руками от груди или другим способом) первому игроку своей команды, который ловит его и возвращает обратно, сразу же принимая положения упор присев. Капитан перебрасывается мячом со вторым, третьим и др. игроками команды. Каждый сделавший ответную передачу приседает. Когда последний в колонне игрок отдаст мяч капитану, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встает. Побеждает команда, раньше закончившая передачи без нарушения правил.

Можно усложнить игру, добавив в нее ведение мяча. В этом случае последний в колонне игрок, получив мяч, бежит с ним, ударяя о землю, за черту и становится на место капитана, а тот - во главе колонны (все делают полшага назад).

Игра заканчивается, когда капитан, оказавшись последним в колонне, получит мяч и возвратится с ним за черту. Важно, чтобы между капитаном и колонной в обеих командах было одинаковое расстояние, для чего на земле проводится линия.

  1. «Не давай мяча водящему»

Один из играющих - водящий. Остальные игроки размещаются по площадке в произвольном порядке и, бегая, перебрасывают один другому баскетбольный мяч. Водящий старается завладеть мячом. С того места, где ему удалось поймать мяч, он бросает его в любого игрока.

В случае попадания игрок становится водящим, а прежний водящий участвует в игре наравне со всеми. Игроки, бывшие меньшее число раз в роли водящего, побеждают.


  1. «Школа мяча»

В этой игре выполняются упражнения в порядке возрастающей трудности. Нужен небольшой резиновый мяч. Во дворе можно установить стенд, на котором изображена последовательность выполнения упражнений. Вот некоторые из них:

- Бросить мяч вверх и поймать его сначала двумя руками, потом только правой, потом - левой.

- Бросить мяч вверх, присесть, дотронуться пальцами до носков ног, затем подняться и поймать мяч сначала двумя руками, затем только одной.

- Перебросить мяч над головой из правой руки в левую и обратно.

- Бросить мяч высоко вверх, подпрыгнуть, повернувшись в воздухе, и поймать мяч двумя руками.

- Наклонившись вперед, бросить мяч между ногами и, выпрямившись, поймать его впереди.

- Бросить мяч вверх, сесть на пол и поймать его, не вставая, бросить опять мяч вверх, встать и поймать его.

Ряд упражнений можно выполнить у стены, если она есть во дворе.

- Бросать мяч о стену и ловить с поворотами, приседаниями и пр.

- Игрок сильным броском ударяет мяч о землю так, чтобы он ударился о стену и отскочил от нее по направлению к играющему, который должен поймать мяч.


  1. «Заяц бездомный» («Заяц без логова»)

Количество играющих: 20-30 человек.
Играющие рассчитываются по тройкам (четверкам или пятеркам). Два игрока берутся за руки, между ними становится «заяц». Выбираются двое водящих - «охотник» и «заяц». Все играющие равномерно распределяются по площадке.
По сигналу «охотник» начинает ловить «зайца», который убегает от него. Спасаясь от преследования, «заяц» забегает в чей-нибудь «дом». Хозяин «дома» вынужден сам убегать от «охотника». Если «охотник» успевает дотронуться до убегающего, то они меняются ролями.
Правила: 1) нельзя пробегать сквозь «дом»; 2) стоящий в «доме» должен сразу же выбегать, чтобы освободить место «новому зайцу»; замешкавшегося «зайца» можно пятнать; 3) нельзя мешать «зайцу» вбегать в «дом».
Стоящих в парах ну ж, но менять с убегающими, установив правило обязательно сменять прибежавшего игроками, образующими «дом». Не следует разрешать долго ловить одну пару играющих.
Варианты: 1) передвигать «дома» по площадке; 2) закрывать «дома» по сигналу.
Игра способствует совершенствованию быстроты реакции, ориентировки, ловкости, воспитывает находчивость, решительность.

  1. «Эстафета с мячами»

Количество играющих: 20-30 человек.
Место и инвентарь: зал; 4-6 мячей, столько же булав.
Играющие делится на четыре-шесть команд, которые располагаются в колоннах за линией старта. На расстоянии 4-6 м от линии старта против каждой команды в круг ставится булава. Перед каждой командой кладется мяч.
По сигналу первые игроки бросают или катят мяч по полу, стараясь попасть им в булаву. После этого они быстро бегут за мячом и возвращают его второму игроку. Упавшую булаву ставят в круг. Второй игрок повторяет действия первого. За сбитую булаву команда получает очко. Выигрывает команда, которая раньше закончит эстафету (за это она получает 10 очков) и собьет больше булав, т.е. наберет больше очков.
Правила: 1) сбивать булаву можно только указанным способом; 2) при бросках не заступать за линию; 3) нельзя мешать игрокам подбирать свой мяч или булаву; 4) не разрешается бросать мяч следующему игроку, не добежав до линии старта,
В игре совершенствуются навыки метания, развивается ловкость и точность движений.


33 «Движущийся аркан» (Жылжымалы аркан)

Играющие становятся в круг. Один из играющих, держась за один конец аркана, становится в центр круга, а другой (водящий) привязав к другому концу аркана палку, ходит по кругу. Игроки должны перепрыгнуть аркан, не задевая его. Игрок, который не смог перепрыгнуть аркан, выбывает из игры, становится в круг и показывает, на что он способен (поет, танцует, читает стихи и т.п.)

34.«Веревочка под ногами»

Игрок (рыбак) с «удочкой» (скакалкой или веревкой) становится в центре зала. Остальные в кругу (в 5-6 шагах). Присев, «рыбак» вращает «удочку» вокруг себя, а игроки перепрыгивают вокруг нее. Осаленные получает штрафное очко или становится «рыбаком».

Вариант: эстафета «Веревочка под ногами»

Две команды располагаются в колоннах по одному. Перед ними (в 2 м) - линия старта. Около линии стоят первые номера с короткими скакалками в руках. По сигналу учителя они бегут вперед, обегают стойку (в 15-20 м от линии старта) и возвращаются обратно, где их уже ждут вторые номера. Первый номер подает второму один конец скакалки и они, двигаясь по сторонам колонны, проводят скакалку под ногами играющих. Игроки перепрыгивают, затем 1-ый номер стает в конец колонны, а 2-ой бежит к стойке, обегает ее и уже с третьим игроком ведет скакалку и т.д. выигрывает команда, которая раньше закончит перебежки.


35 «Горелки»

Цель игры: закрепление в игровой форме навыков бега, развитие ловкости, координации движений.
На игровой площадке проводится линия. Играющих должно быть нечетное число. Из них выбирается один «водящий» («ловящий»). Остальные играющие строятся в колонну парами на расстоянии вытянутых рук, не до¬ходя 2-3 шагов до проведенной линии, и берутся за руки.
Водящий становится на проведенную линию на 2- 3 шага сзади колонны играющих.
Дети в колонне говорят рифмовку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо - Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три - беги!..»
После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут по обе стороны колонны. Они стремятся пробежать вдоль всей колонны и стать первой парой, успев взяться за руки.
Ловящий старается успеть поймать одного из них, пока дети не успели встретиться и взяться за руки. Если ловящий (водящий) успевает поймать одного играюще¬го, то уже он с этим играющим становится в первой паре, а оставшийся без пары игрок становится «ловящим».
Игра заканчивается после того, как все пары пробе¬гут по одному разу, но может продолжаться и дальше. В таком случае, когда пробежали все пары, колонна де¬лает 2-3 шага назад к линии.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость


36. Командная эстафета

Место проведения: площадка вокруг школы.

Описание игры: участники делятся на две команды. Затем обе команды проводят осмотр местности, по которой будет проходить путь эстафеты, а также те препятствия, которые им необходимо будет преодолеть. По возможности на каждом этапе ставится судья. После этого команды проводят жеребьёвку, и одна из команд выходит на старт. Финиш определяется по последнему игроку. Затем стартует вторая команда. Результаты обеих команд фиксируются по секундомеру и в конце эстафеты сравниваются с учётом штрафных очков.

Препятствия в эстафете определяются с учётом спортивного оборудования, находящегося на площадке.

Между препятствиями команда передвигается бегом.

37. «Охота на лис»

Место проведения: игра проводится около школы или на любой ограниченной площадке.

Описание игры: все участники делятся на 2 команды, после чего проводится жеребьевка. Одна из команд становится "охотниками", другая - "лисами". По сигналу учителя "лисы" убегают и прячутся на местности. Через 30-40 секунд за ними вслед убегают "охотники". Задача "охотников" - догнать или найти "лису", осалить ее и привести за руку к "охотничьему домику". Игра заканчивается, когда "охотники" переловят всех "лис".

Примечание:

  • участники команды "лис" надевают нагрудные номера;

  • "охотники" находятся в так называемом "охотничьем домике" и обязательно стоят спиной к "лисам";

  • стартовая линия для команды "лис" находится в 5-10 метрах от "охотничьего домика";

  • "лисам" запрещается: заходить за ограничительные линии (забор и т.п.), залезать на деревья, прятаться в здании школы и отказываться идти с "охотниками", если тот его осалил. Во всех этих случаях игрок - "лиса" наказывается штрафными очками и считается пойманным;

  • "охотникам" запрещается драться с "лисой", если та не хочет идти. В этом случае нужно добежать до линии старта и назвать номер "лисы", нарушившей правила;

  • если "охотник" осалил "лису", то ему нужно взять ее за руку и довести до "охотничьего домика". Можно также передать "лису" другому "охотнику", а самому бежать дальше "охотиться". Таким же образом можно передать номер "лисы", нарушившей правила;

  • побеждает та команда, которая, будучи командой "охотников" поймала всех "лис" за меньшее время;

  • штрафные очки переводятся в секунды и вычитаются из времени, затраченного на поимку "лис" противоположной командой.

38. «Балапандар» («Курица с цыплятами»)

В игре участвуют мама-курица, маленькие цыплята и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет взрослый ведущий). Сначала мама-курица с цыплятами греются на солнышке, брызгаются около пруда, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть цыплят. Мама-курица должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Можно использовать большой кусок ткани, чтобы дети могли спрятаться под ним. Спрятанного цыпленка коршун украсть не сможет. Когда все цыплята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. Мама-курица выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке. В последующих играх роль мамы-курицы и коршуна можно поручать другим, особенно «проблемным» детям.

39. «Догонялки на марше» («Кто обгонит?»)

Подготовка. Играющие располагаются вдоль одной из стен зала. Они делятся на пятёрки и берутся за руки. Это команды.

Содержание игры. Задача команд - по сигналу учителя, прыгая на одной ноге, достичь линии, нарисованной перед ними в десяти шагах.

Затем команды поворачиваются и совершают прыжки в обратную сторону.

Выигрывает команда, которая первой достигла границы. Игру можно усложнить, дав задание прыгать на одной ноге, а другую, согнув, держать за голеностопный сустав.

Правила игры: 1. Нельзя вставать на обе ноги. 2. Игроки не должны расцеплять руки. 3. При нарушении правил команде засчитывается поражение.

40. «Альпинисты»

Подготовка. Две команды "альпинистов" выстраиваются шеренгами лицом к гимнастической стенке в 6-7 м от неё. Между первыми игроками и гимнастической стенкой устанавливаются гимнастические скамейки, перевёрнутые рейками вверх. У крайних пролётов стенки укладываются гимнастические маты.

Содержание игры. По сигналу учителя первые игроки начинают продвижение по рейке гимнастической скамейки, переходят на гимнастическую стенку, влезают на неё, передвигаются по стенке до крайнего пролёта и спускаются вниз. Высота подъёма на стенку заранее указывается учителем (отмечается ленточкой, флажком). При спуске с гимнастической стенки игрок имеет право спрыгнуть с рейки, расположенной на высоте не более 70-75 см, в круг диаметром 40 см, обозначенный мелом на мате. Приземлившись, играющий встаёт последним в своей шеренге. Вторые игроки начинают передвижение по гимнастической скамейке сразу же после приземления предыдущего "альпиниста".

Выигрывает команда, сумевшая закончить эстафету быстрее других и сделавшая меньше ошибок, чем другая.

Правила игры: 1. Запрещается преждевременное передвижение по рейке скамейки. 2. Игрок не должен терять равновесия. 3. Нельзя спрыгивать с высоты, превышающей указанную учителем. 4. Запрещается также неточное приземление. За каждую ошибку игрок наказывается штрафным очком.

41. «Лови - роняй» («Лови - бросай»)

По цели и характеру повторяет игру «Лови мяч».

На игровой площадке дети образуют круг, стоя на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга стоит воспитатель, который по очереди бросает мяч детям, а потом ловит его от них, произнося при этом рифмовку:

«Лови, бросай,
Упасть не давай!..»

Воспитатель произносит текст не спеша, чтобы за это время ребенок успел поймать и бросить обратно мяч.

Игру начинают с небольшого расстояния (радиус круга 1 м), а потом постепенно это расстояние увеличивается до 2-2,5 м.

Воспитатель отмечает детей, ни разу не уронивших мяч.

42. «Змейка» («Проведи мяч»)

Цель игры: обучение ведению мяча (ногами, клюшкой, руками), обходя препятствия, развитие ловкости и координации движений.

На игровой площадке проводится линия. Перпендикулярно к ней расставляют в ряд 8-10 предметов (кегли, кубики, вбитые в землю колышки и т. п.) на расстоянии 1 м друг от друга.

По сигналу или команде воспитателя ребенок должен вести мяч ногой от линии, обходя все предметы «змейкой», то справа, то слева, не потеряв при этом ни разу мяч и не сбив ни одного предмета.

Побеждает тот игрок, кто пройдет «змейку» без ошибок.

Вариант игры:

можно сделать две одинаковые линии «змейки» на расстоянии 2 м друг от друга и проводить одновременно соревнование на скорость между двумя участниками;

ребенок будет вести от линии маленький мяч клюшкой, обходя предметы «змейки»;

игрок будет вести мяч от линии, обходя все предметы «змейки», ударяя его при этом о пол или землю.

43. «Невод» (якутская игра)

Цель игры: обучение основным видам движения (ходьба, бег, прыжки), укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие ловкости.

Игровая площадка представляет собой «озеро». По нему ходят двое водящих с «неводом» (держа за концы натянутую скакалку, веревочку, шнур). Они стараются загнать в «невод» других играющих детей - «рыбок», которые стараются вырваться из «невода», перепрыгнув через него. «Рыбки», не успевшие перепрыгнуть через «невод» или задевшие его в момент прыжка, выбывают из игры, а водящие начинают новый заход с «неводом» по игровой площадке.

Правила игры: «невод» должен все время двигаться на одинаковой высоте. Категорически запрещается поднимать «невод» во время прыжка, что может привести к травме.

Игра заканчивается, когда будут пойманы все «рыбки».

44. «Бросить и поймать» («4 броска»)

Цель игры: обучение в игровой форме бросанию и ловле мяча, развитие ловкости и координации движения ребенка.

На игровой площадке между двумя вертикальными стойками или двумя деревцами натягивают веревку на высоте поднятых рук ребенка. Воспитатель объясняет и показывает, как нужно бросить мяч через веревку, пробежать за ним следом под веревкой и успеть поймать его, не дав коснуться земли. Поймав мяч, можно бросить его с другой стороны и снова поймать. Одновременно могут играть 1-3 ребенка, а затем передавать мяч другим детям. Воспитатель наблюдает и отмечает удачные броски и ловлю мяча.

Вариант игры: у линии на расстоянии 1-1,5 м от веревки стоят в колоннах дети, разделенные на 2-3 команды с равным числом играющих. Сама игра проводится в виде эстафеты: первый ребенок бросает мяч, догоняет, ловит его. Затем возвращается бегом, передает следующему играющему, а сам становится в конец колонны.

45. «Салки»

Классическая детская игра с мячом. Все дети свободно бегают по площадке для игр, а водящий пытается попасть в игроков мячом. «Осаленный» игрок выходит из игры и уходит с поля площадки. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один «неосаленный» игрок. Именно он становится победителем. Перед игрой важно предупредить детей о технике безопасности. Нельзя бросать мяч очень сильно. Надо стараться не попасть в голову других игроков. Нарушение этого правила «карается» штрафом: ведущий покидает площадку, и выбирают другого водящего

46. «Цапля и лягушки» (украинская игра)

По считалке выбирают водящего - «цаплю». Остальные - «лягушки». Пока «цапля» спит (стоит, наклонившись вперед, опираясь руками на ноги) остальные игроки прыгают на корточках, изображая «лягушек». Вдруг «цапля» просыпается, издает крик м начинает ловить «лягушек». Осаленный сменяет «лягушку». Играют 5 -6 раз.

47. «Кузнечики» (белорусская игра)

В середине площадки чертят круг такого размера, чтобы в нем свободно могли поместиться все «кузнечики». Затем по считалке выбирают «скворца» - водящего. «Скворец» встает в круг, «кузнечики» - за кругом. «Скворец», выйдя из круга, начинает ловить «кузнечиков», передвигаясь при этом любым способом: на одной ноге, на скрещенных ногах, «гусиным шагом» и т.д.. Все «кузнечики» должны перемещаться так же, как водящий. Когда «скворец» поймает «кузнечика», то ведет его в круг и сам остается там же. «Кузнечик» становится «скворцом», но передвигается уже по- иному. Игра оканчивается, когда все игроки становятся в круге.

48. «Штандер»

Водящий подбрасывает мяч вверх и выкрикивает имя одного из играющих: «Штандер! Игорь!». Все, кроме того, чье имя выкрикнул водящий, разбегаются. Тот, кого выкрикнул водящий, ловит мяч на лету или поднимает его с земли и старается попасть им в кого-либо из убегающих игроков. Поймав мяч на лету, игрок имеет право, в свою очередь крикнуть: «Штандер!». Все должны остановиться, и играющий может спокойно прицелиться и «запятнать» ближайшего игрока. «Запятнанный» выбывает из игры, или ему назначаются штрафные очки.

49. «Мышеловка»

Играющие делятся на две неравные подгруппы: меньшая (примерно 1 треть играющих) образуют круг - «мышеловку». Остальные - «мыши», находятся за кругом. Играющие - «мышеловка» - берутся за руки, поднимают руки вверх, образуя воротца. «Мыши» начинают вбегать в «мышеловку» и выбегать из нее. Дети, образующие «мышеловку», произносят слова:

Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть!

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут. Вот напасть!

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

При последних словах дети опускают руки, «мышеловка» захлопывается. Не успевшие выбежать из круга считаются пойманными и встают в круг - «мышеловку».

50. «Запрещенное движение»

Ведущий становится перед участниками игры. Они следят за его руками и точно копируют все совершаемые им движения, кроме одного - запрещенного, о котором уславливаются до начала игры. (Например, запрещено опускать руки вниз. Если кто-то вслед за ведущим опустит руки, становится ведущим). Правильно надо поднимать руки вверх.

51. «Солнце и месяц»

Участники игры собираются на игровой площадке и выбирают двух капитанов. Капитаны отходят в сторону и тихо договариваются, кто из них будет «месяц», а кто «солнце». Остальные игроки становятся в колонну по одному и кладут обе руки на плечи впереди идущего или берутся за руки, или берут его за пояс. «Солнце» и «месяц» подходят к игрокам, берутся за руки и, высоко поднимая их, изображают ворота. Игроки поют песенку:

Шала, шла тетеря,

Шла, шла рябая,

Шла она лугом,

Вела детей кругом:

Старшего, меньшого,

Среднего, большого.

С этой песенкой игроки проходят цепочкой через ворота. «Солнце» и «месяц», опуская руки, останавливают последнего игрока и тихо спрашивают: «К кому пойдешь - к «солнцу» или к «месяцу»?». Игрок отвечает, к кому он пойдет, и встает в сторону «солнца» или «месяца». Игра продолжается. В конце игры нужно подсчитать, у кого больше игроков - у «солнца» или «месяца».

Эту игру можно использовать и как способ разделения на команды для более сложной подвижной игры.

52. «Айдахар»

Ученики, стоя по росту в шеренге по одному, делятся на группы по 8-10 человек. Они располагаются по углам игровой площадки, держась за талию впереди стоящего. Каждая колонна - это воздушный зверь Айдахар. По китайской легенде, голова Айдахара ест свой хвост. По сигналу учителя игроки, стоящие первыми, не отрываясь от основной массы, начинают бег с поворотами вправо и влево, стараясь поймать последнего игрока. Если кому-либо это удается, то он становится вторым, и игра продолжается дальше. Когда долгое время 2голова» не может поймать «хвост», то она меняется местами со вторым игроком в колонне. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли «головы» или «хвоста».

53. «Сумей убежать»

Цель игры: учить сочетать быстрый бег по прямой с резким поворотом.

На противоположных сторонах игровой площадки на расстоянии 40 метров проводятся 2 параллельные линии. Посередине площадки устанавливается зрительный ориентир (флажок, кегля и т.д.). Игроки делятся на 2 команды и располагаются на противоположных линиях. По сигналу учителя игроки, стоящие первыми в своих шеренгах, бегут к флажку и каждый старается быстрее схватить его и вернуться на свое место. Тот, кому флажок не достался, должен догнать обладателя флажка, дотронуться до него руками и отобрать флажок, за что и получает очко. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все игроки в командах.

54. «Дотронься до медведя»

Цель: учить преодолевать страх и развивать ловкость.

Дети выбирают 1 «медведя» и одного «хозяина». Они держатся за 2 конца метровой веревки. «Медведь» сидит на табурете, а «хозяин» стоит рядом. Остальные игроки образуют вокруг них круг. По сигналу учителя игроки, стоящие вдоль круга, начинают по одному в порядке очереди дотрагиваться руками до «медведя». А «хозяин» его защищает, стараясь коснуться игроков руками. Если он достал игрока, не отпуская конца веревки, то игрок выходит из игры и отходит в сторону. А если игрок дотронулся до «медведя», то он меняется местами с хозяином и продолжает игру. «Медведь» сидит на табурете не безучастно, а также пытается поймать игроков и поменяться местами с ним. Игра продолжается до тех пор, пока в роли «медведя» или «хозяина» не побывают все игроки.

55. «Доброе утро, охотник!»

Цель игры: учить быстро бегать, как можно ближе находясь к определенному кругу.

Игроки выбирают одного «охотника», а остальные берутся за руки, образуя большой круг, и читают стихи.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло.

И куда не глянешь,

Все кругом светло.

На лугу пестреют

Яркие цветы,

Золотом облиты

Темные листы.

Дремлет лес: ни звука -

Лит сне шелестит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

После этих слов «охотник», идущий по внешней стороне круга, подходит к одному из игроков и дотрагивается до его плеча. Тот поворачивается к нему лицом и за руку с ним здоровается. Затем они бегут в разные стороны, чтобы первыми прибежать к освободившемуся месту в кругу. Встретившись лицом к лицу, они резко останавливаются, здороваются за руку и продолжают бег. Кто останется без места, тот продолжает игру в качестве «охотника».

56. «Допрыгай первым»

Цель игры: соревноваться в длительности прыжков на одной ноге.

Игроки выбирают 2-х судей. Остальные делятся на 2 команды и стоят на противоположных линиях, расстояние между которыми 12-18 метров. Судьи располагаются посередине. По команде судьи игроки каждой команды начинают прыжки на одной ноге. Навстречу друг другу. Когда они встречаются на середине, то, не опуская ного, здороваются за руки и тут же продолжают прыжки дальше, чтобы первым прийти на освободившееся место противника. Прибывший первым, получает 1 очко. После этого соревнуются следующие пары. Игра продолжается, пока все игроки не померятся силами. В конце игры судьи подсчитывают очки и выявляют команду-победительницу. Игра повторяется 2-3 раза.

57. «Догони»

Цель: учить бегать, соблюдая дистанцию, по прямой в шеренге по трое.

Учитель выбирает для судейства 2-ух человек. Один стоит на старте, другой - на финише. Остальные ученики по своему выбору объединяются по 3 человека и стоят на стартовой линии беговой дорожки. От нее в 3-ёх метрах проводится вторая линия, а в 60-и метрах - финиш. По команде: «На старт!» первая тройка становится на первую линию, а вторая тройка - на вторую. Когда прозвучит команда: «Внимание!», они принимают положение высокого старта (одна нога впереди, туловище, чуть наклонившись вперед, противоположную руку опустить вниз). И по команде: «Марш!» игроки, стоящие на второй линии, начинают бежать, а игроки, стоящие на первой линии, стараются их догнать до финиша. После того, как все дети пробегут по одному разу, игроки меняются местами. В процессе игры тройки должны 3 раза поменяться местами и после этого подвести итоги.

58. «Пятнашки с цепочкой»

Цель игры: учить «пятнать» игроков, бегая, держась за руки.

Выбирается «пятнашка». Остальные бегают врассыпную по игровой площадке. По сигналу учителя к началу игры «пятнашка» начинает бегать по площадке и догоняет игроков. Кого он коснулся рукой, тот тоже становится «пятнашкой». Они берутся за руки и теперь уже вдвоем бегают ловят игроков. Следующий пойманный игрок становится третьим за руки и они втроем начинают «пятнать» четвертого и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не составят одну длинную цепочку. Игра заканчивается, когда на площадке остается 1 игрок. В следующий раз он начинает игру.

59. «Гонка мячей по шеренгам»

Играющие делятся на 2 - 4 команды. Команды стоят в шеренгах по сторонам площадки. Расстояние между игроками 3-4 метра. У правофлангового каждой команды мяч. По сигналу правофланговый перебрасывает мяч рядом стоящему игроку, тот - следующему и т.д. Игрок, стоящий последним, получив мяч, бежит на правый фланг. Игра продолжается до тех пор, пока правофланговый не прибежит на свое место. Выигрывает команда, которая раньше закончит игру.

60. «Удар мячом»

Цель игры: учить быстро добегать до условного места, чтобы успеть схватить мяч и первым ударить мячом противника. На противоположных сторонах игровой площадки провести 2 параллельные линии на расстоянии 30-40 метров. На средней линии обозначаются в 2-ух местах 2 круга диаметром 1 метр, в середине которых лежат по 1 маленькому мячу. Игроки делятся на 4 команды и располагаются на противоположных линиях в колонне по одному. По сигналу игроки, стоящие первыми в команде, начинают быстрый бег в сторону круга и пытаются схватить мяч для того, чтобы ударить им игрока противника. А игрок, опоздавший к мячу, всеми способами увертывается от мяча и убегает обратно. Если ему это удается, то он приносит его в свою команду. А в случае неудачи мяч остается на месте и каждый игрок занимает свое место в команде. Игра продолжается до тех пор, пока каждый игрок по очереди не схватит мяч.

61. «Карлыгаштар» (Ласточки)

Дети стоят прямо, руки вытянуты вверх. Ведущий предлагает им встать на правую ногу и одновременно привести корпус в горизонтальное положение. Левая нога при этом отводится назад и тоже занимает горизонтальное положение. Такое положение необходимо сохранить как можно дольше, желательно - прогнувшись в спине. Ведущий оценивает всех ласточек.

Вариант: В игре участвую 6 - 8 ребят. Они изображают ласточек и становятся в круг. Каждая ласточка должна свить себе гнездо. (нарисовать вокруг себя круг). Водящий гнезда не имеет, он стоит в центре большого круга. По сигналу начинается игра. Все «ласточки» становятся в позу ласточки. Водящий, выбрав себе круг (гнездо) прыгает в него. Как только в одном гнезде окажутся 2 ласточки, они выскакивают из гнезда и скачут на одной ноге, огибая большой круг навстречу друг другу. Тот, кто вернется первым, занимает гнездо, а опоздавший становится водящим.

62. «Золотые ворота»

Нескольким игрокам завязывают глаза, они становятся парами друг против друга на расстоянии вытянутых рук. Каждая пара образует ворота. Остальные играющие, разбившись на группы по числу «ворот» стараются по одному пройти сквозь ворота. Проходить или пробегать надо бесшумно, осторожно, можно проползать или пригнувшись. При малейшем шорохе играющие, стоящие в воротах, могут поднять руки, чтобы преградить путь и задержать проходящего, но тут же их опустить. Побеждают игроки, сумевшие благополучно пройти сквозь ворота.

63. «Слалом с мячом»

Играющие делятся на две команды и выстраиваются в правых углах площадки у боковых линий. Стоящие впереди игроки получают по баскетбольному мячу и встают у лицевых линий. По команде каждый бежит вперед, ударяя мяч об пол, добегая до щита ,бросают мяч в щит, затем возвращаются ведя мяч, до середины поля, от средней линии делают бросок следующему игроку. Этот игрок делает все то же самое, что и первый, так же и остальные. Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету

64. «Оралман» («Фигура»)

Играющие становятся в круги, берутся за руки. Водящий - в центре круга. По сигналу дети продвигаются по кругу вправо - влево, меняя темп (медленно, быстро, бегом). По другому сигналу все останавливаются и принимают какую-нибудь позу. Водящий выбирает того игрока, поза которого ему больше понравилась. Меняется с ним местами. Игра продолжается, но играющие движутся в другую сторону. Побеждает тот, кто больше всех был водящим

© 2010-2022