Рабочая программа по физической культуре (5 класс)

Раздел Физкультура
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………...

1. Содержание учебного предмета

1.1. Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала……………………………………………………………

1.2. Содержание программного материала

2. Рекомендации…………………………………………………………………….

3. Тематическое планирование

4. Результаты освоения учебного предмета………………………………………

5. Критерии и нормы оценки обучающихся………………………………………

6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса………..

7. Список литературы…………………………………………………………………








Пояснительная записка

Рабочая программа по физической культуре1 разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы по физической культуре в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию - М.: Просвещение, 2010; учебного издания из серии «Стандарты второго поколения»: Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 класс.

Формирование личности, готовой активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, - главная цель развития отечественной системы школьного образования.

Цель учебного предмета физическая культура - формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, достигается посредством решения следующих задач:

  • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

  • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своём предметном содержании направлена на:

реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями.

соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности.

расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.

усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности программный материал состоит из трех основных учебных разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы (двигательной) физкультурной деятельности» (операционный компонент деятельности) и «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека.

Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел способствует освоению обучающимися жизненно важными навыками и умений, двигательных действий из программных видов спорта, а так же общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.

При сохранении определенной традиционности в изложении практического материала школьных программ по видам спорта в программе жизненно важные навыки и умения распределяются по соответствующим тематическим разделам программы: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Лыжные гонки», «Спортивные игры», «Прикладно-ориентированная подготовка».

1. Содержание учебного предмета

1.1. Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала 5 класс


№ п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

1

Базовая часть

75

1.1

Основы знаний о физической культуре

в процессе уроков

1.2

Спортивные игры (волейбол)

18

1.3

Спортивные игры (баскетбол)

8

1.4

Гимнастика с элементами акробатики

14

1.5

Легкая атлетика

23

1.5

Лыжная подготовка

12

2

Вариативная часть

30

2.1

Баскетбол

19

2.2

Футбол

11

Итого

105


Распределение учебного времени по четвертям 5 класс

Вид программного материала

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

1

Легкая атлетика

11

12

2

Баскетбол

11

7

9

3

Волейбол

9

9

4

Гимнастика

14

5

Лыжная подготовка

12

6

Футбол

5

6

Итого

27

21

30

27

1.2. Содержание программного материала

Знания о физической культуре

Повторение ранее изученного материала.

История физической культуры. История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.

Физическая культура (основные понятия). Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.

Физическая культура человека. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.

Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.

Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Повторение ранее изученного материала.

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).

Планирование занятий физической культурой

Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок)

5 класс

Основы физической культуры и здорового образа жизни

ТБ на уроках легкой атлетики. ТБ на уроках волейбола. ТБ на уроках гимнастики. Страховка. ТБ на уроках лыжной подготовки. ТБ на уроках баскетбола.

Разминка легкоатлета. Правила игры. Основные понятия и терминология. Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья.

Основные правила игры в «Пионербол» и в волейбол. Основные правила игры в баскетбол.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

(С учетом состояния здоровья, уровня физического развития, физической подготовленности, медицинских показаний и климатических условий региона).

Комплексы утренней и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, физкультпауз (физкультминуток), элементы релаксации и аутотренинга.

Комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, регулирования массы тела и формирования телосложения.

Комплексы упражнений для развития основных физических качеств, функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания, адаптивной физической культуры. Основы туристской подготовки.

Способы закаливания организма, простейшие приемы самомассажа.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Гимнастики с основами акробатики

Повторение ранее изученного материала.

Строевые упражнения: Строевые упражнения (перестроение из колонны по 1 в колонну по 4 дроблением и сведением; из колонны по 2 и по 4 в колонну по 1 разведением и слиянием)

Комплексы ОРУ: без предметов, в движении и на месте; с предметами (скакалка, малый мяч, гимнастическая палка и др.); с повышенной амплитудой движений; подводящие упражнения; специальные упражнения.

Акробатика: кувырок вперед; кувырок назад; стойка на лопатках; комбинация в целом.

Висы: подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе.

Упражнения в равновесии. Лазание по канату.

Легкая атлетика

Повторение ранее изученного материала.

СБУ легкоатлета.

Ходьба: различные виды ходьбы; с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, в различном темпе под звуковые сигналы; сочетание различных видов ходьбы: с коллективным подсчетом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 3-4 препятствий, по разметкам.

Бег: высокий старт, стартовый разгон 10-15 м; бег с ускорением от 30 до 40 м; бег 60 м на результат; бег в равномерном темпе до 10-12 минут; бег на короткие дистанции.

Прыжки: прыжок в длину с 7-9 шагов разбега способом «согнув ноги»в длину с 7-9 шагов разбега; прыжок в высоту с 3-5 шагов разбега способом «перешагивание».

Прыжки через скакалку. Прыжки через длинную вращающуюся и короткую скакалку многоразовые.

Преодоление естественных препятствий.

Метание мяча в цель с 8-10 м; на дальность с 3 шагов разбега.

Лыжная подготовка

Повторение ранее освоенных элементов.

Попеременный 2-шажный ход. Одновременный бесшажный ход. Подъем наискось «полуелочкой». Торможение «плугом». Повороты переступанием. Передвижение на лыжах до 2,5 км.

Баскетбол

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Повороты с мячом и без мяча. Остановка 2-мя шагами. Остановка прыжком. Повороты с мячом и без мяча. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений.

Ловля и передача мяча 2-мя руками от груди на месте. Ловля и передача 1-ой рукой от плеча на месте. Ловля и передачи мяча в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках). Ведение мяча без сопротивления ведущей и неведущей рукой. Вырывание и выбивание мяча.

Ведение мяча на месте и шагом. Ведение мяча в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости.

Бросок мяча 1-ой и 2-мя руками с места. Бросок мяча 1-ой рукой в движении.

Эстафеты и подвижные игры с баскетбольным мячом. Мини-баскетбол - учебная игра.

Волейбол

Стойки (высокая, низкая, средняя). Перемещения в стойке. Перемещения (шагом и бегом, приставным шагом, скачком). Ходьба и бег с выполнением заданий. Комбинация из освоенных элементов техники передвижений.

Передача мяча сверху 2-мя руками на месте. Передача мяча сверху 2-мя руками после перемещения вперед. Прием мяча снизу 2-мя руками на месте. Прием мяча снизу 2-мя руками после перемещения вперед. Передачи мяча над собой, через сетку.

Нападающий удар: после подбрасывания мяча партнером; имитация разбега; подводящие упражнения; броски мяча через сетку в прыжке. Подача с 3-6 м. Учебная игра.

Футбол

Стойка игрока, перемещения приставными шагами, ускорения. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом.

Ведение мяча по прямой, с изменением направления, скорости, с пассивным сопротивлением защитника. Удары по воротам. Выбивание мяча, перехват мяча. Игра вратаря. Тактика свободного нападения, позиционное нападение. Игра по упрощенным правилам.

2. Рекомендации

Формы организации образовательного процесса в основной школе характеризуются уроками физической культуры, разнообразными физкультурно-оздоровительными мероприятиями в течение учебного дня, спортивными соревнованиями и праздниками, занятиями в спортивных секциях и кружках и самостоятельными занятиями физическими упражнениями (домашнее задание).

Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется подразделять уроки на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-обучающей и образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).

Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.

Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности. Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5-6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).

Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5-7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.

В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5-7 мин.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).

В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.

Отличительные особенности планирования этих уроков:

- планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;

- планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки

- с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;

- планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.

В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: вопервых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; вовторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; втретьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.

Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью учащихся обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.

Отличительные особенности целевых уроков:

- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;

- планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7-9 мин);

- использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;

- обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.

В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, освоенного ими не только на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебной и учебно-методической литературе по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление педагогического процесса, направленного на формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, устойчивого интереса к укреплению собственного здоровья.

3. Тематическое планирование

Тематическое планирование составлено на основе примерной программы по физической культуре ФГОС и внесёнными изменениями в базисный учебный план, с учетом содержания программного материала данной рабочей программы.

В данном разделе излагаются темы из содержания учебного курса и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные характеристики помогают учителю физической культуры сориентироваться на результат педагогического процесса, который должен быть получен в конце освоения содержания курса.

4. Результаты освоения учебного предмета

Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее - частное - конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметнопрактической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;

Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»

• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».

Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;

• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;

• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;

• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;

• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;

• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;

• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;

• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;

• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

В области физической культуры:

• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Уровень физической подготовленности учащихся 11-15 лет

п/п

Физические

способности

Контрольное

упражнение (тест)

Возраст,

лет

Уровень

Мальчики

Девочки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1.

Скоростные

Бег 30 м, с

11

6,3 и выше

6,1-5,5

5,0 и ниже

6,4 и выше

6,3-5,7

5,1 и ниже

12

6,0

5,8-5,4

4,9

6,3

6,2-5,5

5,0

13

5,9

5,6-5,2

4,8

6.,2

6,0-5,4

5,0

14

5,8

5,5-5,1

4,7

6,1

5,9-5,4

4,9

15

5,5

5,3-4,9

4,5

6,0

5,8-5,3

4,9

2.

Координационные

Челночный бег

3х10 м, с

11

9,7 и выше

9,3-8,8

8,5 и ниже

10,1 и выше

9,7-9,3

8,9 и ниже

12

9,3

9,0-8,6

8,3

10,0

9,6-9,1

8,8

13

9,3

9,0-8,6

8,3

10,0

9,5-9,0

8,7

14

9,0

8,7-8,3

8,0

9,9

9,4-9,0

8,6

15

8,6

8,4-8,0

7,7

9,7

9,3-8,8

8,5

3.

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

11

140 и ниже

160-180

195 и выше

130 и ниже

150-175

185 и выше

12

145

165-180

200

135

155-175

190

13

150

170-190

205

140

160-180

200

14

160

180-195

210

145

160-180

200

15

175

190-205

220

155

165-185

205

4

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

11

2 и ниже

6-8

10 и выше

4 и ниже

8-10

15 и выше

12

2

6-8

10

5

9-11

16

13

2

5-7

9

6

10-12

18

14

3

7-9

11

7

12-14

20

15

4

8-10

12

7

12-14

20

5

Силовые

Подтягивание: на высокой перекладине из виса (м), на низкой перекладине из виса лежа (д), кол-во раз

11

1

4-5

6 и выше

4 и ниже

10-14

19 и выше

12

1

4-6

7

4

11-15

20

13

1

5-6

8

5

12-15

19

14

2

6-7

9

5

13-15

17

15

3

7-8

10

5

12-13

16


Примерные зачетные тесты и нормативы для учащихся 5-х классов

(только для учащихся основной медицинской группы)

Виды упражнений

Мальчики

Девочки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

Бег 30 метров (сек.)

5,5

5,9

6,2

5,6

6,1

6,3

Прыжок в длину с места (см)

170

155

145

165

150

140

Подтягивание (раз)

6

4

3

16

12

8

6-тиминутный бег (м)

1150

1000

900

1050

900

850

Бег 60 метров (сек)

10,0

10,6

11,2

10,4

10,8

11,4

Прыжок в длину с разбега (см)

340

300

260

300

260

220

Прыжок в высоту (см)

110

100

85

105

95

80

Метание мяча на дальность (м)

34

27

20

21

17

14

Бег 2000 м без учета времени (м)

2000

1900

1800

2000

1800

1700

Бег на выносливость (мин.)

13

11

9

11

9

8

Зачетные требования по технике легкоатлетических упражнений

1. Техника высокого старта (выполнение команд), финиширование на 60 метров.

2. СБУ легкоатлета.

3. Техника прыжка в длину с разбега.

4. Техника метания мяча с места и с 3 шагов разбега.

5. Бег на выносливость:

М: «5» - 13 мин.; «4» - 11 мин.; «3» - 9 мин.

Д: «5» - 11 мин.; «4» - 9 мин.; «3» - 8 мин.

Зачетные требования по волейболу

1. Передача 2-мя руками сверху после набрасывания партнером.

2. Прием мяча снизу 2-мя руками после набрасывания партнером.

3. Нижняя прямая подача у стены с расстояния 3-4 метров.

4. Передача мяча 2-мя руками сверху и прием мяча снизу над собой:

М: «5» - 9 р.;«4» - 7 р.; «3» - 5 р.

Д: «5» - 7 р.; «4» - 5 р.; «3» - 3 р.

5. Передача мяча 2-мя руками сверху у стены:

М: «5» - 6 р.; «4» - 5 р.; «3» - 4 р.

Д: «5» - 5 р.;«4» - 4 р.; «3» - 3 р.

Зачетные требования по баскетболу

1. Ловля и передача 2-мя руками от груди стоя на месте.

2. Ведение мяча правой и левой рукой по прямой бегом.

3. Остановка шагом после ведения мяча.

4. Бросок мяча 2-мя руками от груди с близкого расстояния.

Зачетные требования по гимнастике

1. Акробатика: кувырок вперед, кувырок назад, стойка на лопатках.

2. Равновесие: ходьба на носках, выпады, поворот кругом в выпаде, поворот на 90 градусов, из положения старта пловца, соскок прогнувшись.

3. Лазание по канату.

Зачетные требования по лыжной подготовке

1. Техника выполнения попеременного двухшажного хода (отталкивание палками).

2. Сочетание скользящего шага с отталкиванием палками.

3. Поворот переступанием на месте.

4. Прохождение дистанции без учета времени:

«5» - 2-2,5 км; «4» - 1,8-2 км; «3» - 1,6-1,8 км.

5. Критерии и нормы оценки обучающихся.

Успеваемость обучающегося по предмету определяется полнотой приобретенных знаний, уровнем освоения базовыми способами двигательной деятельности (овладение двигательными умениями и навыками) и степенью использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Формирование знаний - процесс преимущественно интеллектуальный. Он связан с восприятием, представлением, мышлением, памятью и другими психическими процессами. Его результатом являются сформированные понятия, представления, усвоенные принципы, правила и т.д. Овладение двигательными умениями и навыками - процесс двигательно-интеллектуальный. Он связан с формированием знаний и представлений о движении с последующим или одновременным его воспроизведением. Результатом обучения движениям является уровень овладения двигательными умениями и навыками, а так же уровень двигательной подготовленности школьника.

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни - объединяет группу умений, которыми ученик может пользоваться самостоятельно в повседневной жизни, вне учебного процесса. Степень использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни определяется уровнем сформированности организационно-методических умений школьника (например: пытаться организовывать и проводить подвижные игры с товарищами на уроке ФК и во внеурочное время; самостоятельно выполнять упражнения различных комплексов; вести дневник самонаблюдений за физическим развитием и двигательной подготовленностью и т.д.).

Каждый вид учебной деятельности отличается своим содержанием, воздействием на учащихся, достигаемыми результатами и оценивается отдельно. На основании этих данных производится комплексная оценка успеваемости по предмету в целом. Однако учителю необходимо так же учитывать степень прилежания обучающегося, его индивидуальные особенности, способности и возможности.

Общие рекомендации по оценке успеваемости

Процесс оценки успеваемости должен быть непрерывным, комплексным, объективным, открытым, доступным для понимания учащихся.

Непрерывность оценки успеваемости. Она должна проводиться на каждом уроке физического воспитания и быть тесно связанной с содержанием учебно-воспитательного процесса.

Комплексность оценки успеваемости отражает результаты всех трех видов учебной деятельности учащегося: формирование знаний, овладение двигательными умениями и навыками, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, то есть.

Объективность оценки обеспечивается выполнением следующих условий:

- Разработкой обоснованных критериев оценки. Знания, двигательные умения и навыки должны оцениваться путем сравнения их с научно или практически обоснованными критериями. Для оценки успеваемости используются дифференцированные критерии, рекомендованные программами и обоснованные достаточно серьезными научными исследованиями.

- Соответствием оценки разработанным критериям.

- Точностью выполнения правил оценки результатов. Результаты формирования знаний, обучения движениям и развития физических качеств оцениваются количественно или качественно в строгом соответствии с правилами.

Открытость оценивания. Учитель не должен скрывать от учащихся методику оценивания и показанный результат. Дети должны быть уверены в том, что оценка реально отражает уровень освоения ими программных требований, а отметка выставлена справедливо.

Доступность оценки для понимания учащихся. Ученики должны знать программные требования по физическому воспитанию, критерии их оценки и методику выставления отметки. В этом случае оценка успеваемости и выставленная отметка будут выполнять мотивационную функцию. Учитывая оздоровительное воздействие регулярных занятий физическими упражнениями, рекомендуется оценивать прилежание учащихся. Оценка прилежания имеет положительное значение. Оно заключается в том, что она поощряет учащихся, регулярно посещающих уроки физического воспитания, старательных, аккуратных, активно участвующих в спортивной жизни класса и школы. Наиболее объективные показатели прилежания: регулярное посещение занятий, отсутствие замечаний, нет опозданий, наличие спортивной формы.

Текущая оценка успеваемости.

В физическом воспитании методика оценки успеваемости и определения отметки имеет свои особенности. В наибольшей мере они выражены в процессе текущей оценки успеваемости и при распределении текущей отметки.

Текущая оценка успеваемости проводится, как правило, по завершении изучения отдельных тем или после решения задач развития физических качеств. Ее цель оценить усвоение каждым школьником учебного материала по изучению знаний, овладению двигательными умениями и навыками, развитию отдельных физических качеств, а главное - овладению техникой упражнения. Данные текущей оценки успеваемости учитель использует для корректировки методики обучения. Оценка успеваемости при условии, что она проводится методически правильно, повышает учебную активность учащихся. На основании данных текущей оценки определяются текущие отметки за усвоение знаний, изучение двигательных действий, развитие физических качеств и выставляются в журнал.

Текущая оценка позволяет учителю индивидуализировать содержание учебного материала и физическую нагрузку учащихся, определять, над какими задачами обучения и воспитания надо больше работать. На основании данных текущей оценки индивидуализируются домашние задания по физическому воспитанию, даются рекомендации родителям.

Текущая оценка успеваемости и выставленная за нее отметка зависят от используемых критериев. Чем более четко определены критерии оценки знаний, двигательных умений и навыков, тем объективней будет выставляемая ученику отметка.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Критерии и нормы оценки двигательных умений и навыков обучающихся

Оценивание освоения двигательного умения и навыка состоит из двух взаимосвязанных частей: оценивание двигательной подготовленности обучающихся и оценивание степени овладения двигательными умениями и навыками.

Оценивание двигательной подготовленности обучающихся проводится в начале учебного года и в конце. Цель данной процедуры - оценить уровень развития базовых двигательных качеств занимающихся и проследить за динамикой индивидуального развития. Для этого рекомендуется использовать контрольные упражнения.

При оценивании двигательной подготовленности необходимо учитывать индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний обучающегося.

Обучающимся, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оценка успеваемости выставляется на общих основаниях, за исключением выполнения контрольных упражнений в противопоказанных им видах физических упражнений. Для учащихся, имеющих отклонения в физическом развитии, предусматривается индивидуальный подход по части требований к выполнению ими учебных нормативов.

В работе с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, следует руководствоваться письмом Минобразования РФ от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» и программой для учащихся специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений. 1-11 кл. (ав.-сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 76 с.).

Оценивая степень овладения двигательными умениями и навыками, учитель сравнивает выполненное учеником физическое упражнение (бег, прыжок в длину с разбега, общеразвивающее упражнение и т.д.) с эталоном техники для данного возраста и пола. Уровень оценки зависит от степени отклонения техники выполненного упражнения от эталона.

Эталоном считается упражнение, выполненное на такой амплитуде и с таким устойчивым ритмом, которые позволяют эффективно решить двигательную задачу. При этом эталонное упражнение должно отвечать высоким эстетическим требованиям. Критерии эффективности зависят от характера решаемой задачи. Для прыжка в длину с разбега это будет показанный результат. Для передачи мяча - быстрота и точность и т.д.

«Отлично» оценивается такое выполнение упражнения, которое несущественно отличается от эталона. При этом допускается наличие мелких ошибок и отличие от эталона, которые можно объяснить индивидуальными особенностями учащегося. Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.

«Хорошо» оценивается выполнение упражнения, несущественно отличающееся от эталонного, и если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких. Значительные ошибки - это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:

− старт не из требуемого положения;

− отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;

− бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;

− несинхронность выполнения упражнения.

«Удовлетворительно» оценивается выполнение упражнения со значительными отклонениями от эталона. При выполнении упражнения допущены значительные ошибки, которые нарушают ритм движения, амплитуду, снижают его результат, однако основа техники упражнения сохраняет сходство с эталоном.

выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.

Грубые ошибки - это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения

«Неудовлетворительно» оценивается выполнение упражнения с грубыми отклонениями или если упражнение просто не выполнено. При выполнении упражнения допущены грубые ошибки, которые искажают ритм, амплитуду движения до такой степени, что теряется подобие оцениваемого упражнения и эталона.

Результаты оценки степени освоения двигательных умений и навыков зависят от профессионализма учителя, его спортивной подготовленности, эстетических вкусов, спортивной специализации и других факторов. Они в той или иной мере субъективны, связаны с представлением учителя об эталоне, его умением увидеть и запомнить ошибки выполнения, допущенные детьми. Использование рекомендуемых критериев позволит уменьшить субъективность качественной оценки и объективизирует отметку.

Критерии и нормы оценки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

Оценивание степени использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни определяется уровнем сформированности организационно-методических умений школьника, например: пытается (не пытается) организовывать и проводить подвижные игры с товарищами на уроке ФК и во внеурочное время; самостоятельно выполняет (не выполняет) упражнения различных комплексов; ведет (не ведет) дневник самонаблюдений за физическим развитием и двигательной подготовленностью и т.д.

Оценка успеваемости за учебную четверть и за учебный год.

Успеваемость учащихся за учебную четверть обычно оценивается на основании результатов оценки текущей успеваемости. В физическом воспитании оценка успеваемости за учебную четверть зависит от оценки результатов трех видов учебной деятельности учащихся: формирование знаний, совершенствование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств. Оценка успеваемости за учебную четверть и учебный год должна отражать результат обучения и воспитания за соответствующий период.

Иногда при выставлении отметки по физическому воспитанию учитель испытывает серьезные затруднения. Это бывает в случаях длительной болезни ученика, отставания в физическом развитии, при некоторых особенностях телосложения, затрудняющих выполнение отдельных учебных требований. При оценке успеваемости таких детей за четверть следует руководствоваться рекомендацией программы. В ней сказано, что невыполнение программных нормативов оценки физической подготовленности по независящим от школьника обстоятельствам не является основанием для снижения итоговой отметки по предмету. Но это положение справедливо в том случае, когда выполнены требования по разделам знаний, двигательных умений и навыков, а учащийся проявил прилежание на занятиях.

Итоговая оценка успеваемости за учебный год производится на основании результатов оценки успеваемости по четвертям. При этом приоритет отдается отметке, полученной в последней четверти.

6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для полной реализации содержания настоящей программы руководству школы необходимо постоянно укреплять материально-техническую и учебно-спортивную базу, создавать внутришкольные зоны рекреации и пришкольные комплексные спортивные площадки.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование - безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.

Наличие дополнительных помещений для уроков по физической культуре позволит расширить возможность реализации вариативной части программы.

Примерный минимум необходимого спортивного оборудования:

- гимнастика с основами акробатики: козел гимнастический, мост гимнастический подкидной, канат для лазания (с механизмом крепления), перекладина пристеночная, перекладина низкая, маты гимнастические, стенка гимнастическая, скамейки гимнастические, гимнастические палки, скакалки, обручи, мячи малые (теннисные), мешочки насыпные для упражнений на координацию и осанку, средства ТСО (магнитофон);

- легкая атлетика: секундомер, флажки разметочные, мячи для метания, рулетка измерительная, дорожка разметочная для прыжков в длину с места, сектор для прыжков в длину с разбега, лопата, грабли, флажки разметочные на опоре, планка для прыжков в высоту, стойки для прыжков в высоту, легкоатлетическая дорожка;

- подвижные и спортивные игры: свисток, кегли, ворота для мини футбола, мячи футбольные, мячи волейбольные, мячи баскетбольные, сетка волейбольная, стойки, щиты с корзинами баскетбольные, сетки баскетбольные, компрессор для накачивания мячей;

- лыжи, лыжная трасса;

- полоса препятствий.

Программно-методическое обеспечение:

- стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы;

- методические издания по физической культуре для учителей;

- комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям;

- видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»

7. Список литературы

festival.1september.ru/articles/211037/

standart.edu.ru/

Примерная программа по физической культуре в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», - М.: Просвещение, 2010;

Учебное издание из серии «Стандарты второго поколения»: Примерные программы начального общего образования - в 2 частях, часть 2.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования


1 Содержание данной программы предназначено для учащихся основной и подготовительной медицинских групп. Занятия с учащимися специальной медицинской группы должны вестись по специальным программам в соответствии со степенью заболевания и состоянием здоровья каждого ученика.


© 2010-2022