Здоровый образ жизни – один из аспектов духовно-нравственного воспитания

Степанова Т.М. Учитель физической культуры, ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат» Здоровый образ жизни – один из аспектов духовно-нравственного воспитания                                                                     Красоту, чистоту мы у старших берем,                                                       Саги, сказки из прошлого тащим,                                                             Потому, что добро остается добром                                ...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Степанова Т.М.

Учитель физической культуры,

ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Здоровый образ жизни -

один из аспектов духовно-нравственного воспитания


Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.

В.В.Высоцкий

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью

и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение

мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и

восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться

понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть

трудолюбивыми. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека

будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России его авторами (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации базовые национальные ценности определены как основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Здоровье определяет благополучие государства, его духовно-нравственное и экономическое развитие, уровень всех сфер человеческого бытия. Здоровье самых маленьких граждан России по праву называют актуальной проблемой, общечеловеческой, глобальной. Ведь от состояния здоровья зависят качество и продолжительность его жизни. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

  • Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное

нормальным функционированием всех его органов и систем.

  • Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется

уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

  • Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.

В настоящее время важной социальной проблемой является употребление несовершеннолетними психоактивных веществ и связанный с этим уровень преступности. Лучшие умы человечества осознают, что проблема психологической зависимости сегодня оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством затруднений. Кто употребляет психоактивные вещества, тот уродует себя, теряет человеческий облик, деградирует и нравственно, и физически. Зависимость в широком смысле слова - это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и умаляющая его способность к саморазвитию. Зависимости - это психологические причины всевозможных личных катастроф, разрушений и заболеваний. Согласно данным медицинской статистики, зависимости убивают намного больше людей, чем все войны и преступники вместе взятые. Они похищают у людей время полноценной жизни и энергию здоровья, мешают развиваться, препятствуют осуществлению заветных желаний. Фактически зависимости похищают у людей саму их жизнь!

Самое досадное то, что всякая зависимость по своей природе является одновременно и болезнью, и грехом, точнее, грехом как болезнью души. Зависимость оказывается порой хуже тюремного заключения, так как она одновременно и подневольна и добровольна. Парадокс сегодняшней жизни заключается в том, что стандарты потребительского общества императивно требуют поддержания самых различных видов зависимостей, что осуществляется вездесущей рекламой. Имеющийся в каждой квартире телевизор является каналом рекламной агрессии, продуцирующей всевозможные виды зависимостей.

Знание духовных истоков страданий детей пригодится врачам, педагогам и другим специалистам, работающим с детьми. Оно полезно родителям и тем, кто только собирается родить ребёнка и воспитывать его.

В происхождении невротических реакций у детей большинство авторов подчёркивают негативную роль неправильного воспитания. Известный специалист по детским неврозам профессор А. И. Захаров выделяет следующие его аспекты:

1. Требования родителей, превышающие возможности и потребности детей. 2. Неприятие детей родителями, выражаемое раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми порицаниями, угрозами и физическими наказаниями, отсутствием необходимой нежности и ласки. 3. Несогласованный подход к воспитанию, который проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающее - разрешающим отношением у другого. 4. Непоследовательность воспитания, его неровность и противоречивость. 5. Неустойчивость в обращении с детьми: повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность. 6. Тревожность, постоянное беспокойство о ребёнке, наличие излишних опасений и предохранений.

Очень часто невротические проявления у детей обнаруживаются в виде соматических жалоб и недомоганий - к примеру, поднимается температура, появляются боли в животе, головные боли и т.п., что зачастую указывает на душевное неблагополучие ребёнка. Некоторые дети убегают из дома, прогуливают занятия, другие начинают курить, пробуют алкоголь, наркотики, нюхают клей. Суицид стал острой проблемой. «Исследования 300 подростков-юношей, проведенные А. Е. Личко, показали, что суицидальное поведение наблюдалось у 34%, из них демонстративное поведение - у 20%, аффективные попытки - у 11% и только 3% подростков совершали обдуманные и спланированные покушения». Факторы, способствующие суициду - это неблагополучные семьи, одна из проблем образовательного учреждения. Большинство таких ребят затягивает улица и воспитывает на свой манер. Кто в этом виноват? Родители. Надо любить своих детей, надо их воспитывать, за них молиться. Детей необходимо оберегать от любого тлетворного влияния.

Активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого в образовательном учреждении, является не только ребенок, но и семья в целом. Именно семья должна определять цели, смысл, содержание воспитательного и образовательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и передачи социокультурной традиции.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семья и образовательное учреждение - это та среда, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, детском саду, в школе, которым живут родители, воспитатели и учителя - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Духовно-нравственное воспитание как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различие добра и зла), эстетической (различение прекрасного и безобразного) и религиозной (различение истинного и ложного) является главным средством преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском социуме, между семьей и образовательным учреждением, между человеком и традиционной культурой.

Улучшение психологического состояния ребёнка во многом зависит от родителей - их духовности, отношения друг к другу, от того, какую они сумеют создать атмосферу в доме. Родительское благочестие - действенный пример для подражания детей. Противоположные ему пьянство, бездуховность, аморальное поведение - увы, тоже действенный пример, но пример погибельный. Святейший патриарх Алексий II сказал: «Если в душе нет сознания святыни, в ней утверждается мерзость запустения». Откровенный разговор о духовных причинах страданий детей назрел давно. Вряд ли найдётся семья, которую он не затрагивает прямо или косвенно. Он задевает самые чувствительные струны души.

Возвратимся к идее воспитания. Как она представлялась прежде, основным постулатом её было то, что душа ребёнка - это чистая доска, на которой можно начертать то, что захочет родитель, воспитатель, учитель. Но это заблуждение, когда речь идёт о вере. Христианская вера - это свободный выбор души человеческой, её не навяжешь. Ведь вера есть уверенность в невидимом, и без свободного выбора не может быть истинной веры. Особенно велика здесь роль семьи. Семья - это первоначальная ячейка христианской общины - это «домашняя церковь», как называет её в своих посланиях апостол Павел. Семья - это больше чем отец и мать, это наследие того, что собрало и передало нам множество поколений наших предков: духовно - религиозные и национальные традиции, традиции рода, патриотизм и верность идеалам добра. Семья - это естественная школа христианской любви. Семья - единый духовный и биосоциальный организм. Дети восприимчивее взрослых, они сильнее испытывают на себе малейшие колебания психологического и духовного климата.

В духовно-нравственном воспитании, как и воспитании вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счет информирования родителей об успехах и проблемах ребенка, а в лучшем случае - за счет психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.

Наше образовательное учреждение, как и многие другие, обладает рядом возможностей для проведения профилактической работы, в частности имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка. Доступ к семье ребенка квалифицированными педагогическими кадрами, которые совместно со всеми субъектами профилактики, способны обеспечить ведение эффективной профилактической работы. С ориентацией на Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в школе разработана программа «За духовность, спорт, здоровье». В программе принимают участие все субъекты образовательного процесса. Цель программы - создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни, психологическое и физическое здоровье. Ожидаемый результат деятельности - личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью. Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг.

С целью выявления первоначальных результатов была проведена работа:

1. Психологическое просвещение родителей. Здесь важна роль внутрисемейных отношений в повышении самооценки подростка. 2. Психологическое просвещение педагогов. 3. Индивидуальная психологическая работа с подростками, коррекционная работа. 4. Групповые профилактические беседы об антитабачной, антинаркотической, антиалкогольной зависимости. 5. Профилактические беседы врача-нарколога.

6. Посещение детьми спортивных секций, кружков по интересам; активное участие в жизни школы и класса.

Здоровье - это великий дар Божий, который надо хранить и укреплять. Физически развивать своих детей родители обязаны уже потому, что они несут ответственность не только за их духовное, но и за физическое здоровье. Родителям надо вести активный образ жизни, закаляться самим и закалять своих детей.

Детям необходимо привыкать к физическим нагрузкам и здоровому образу жизни, и тогда они вырастут крепкими и сильными. Составляющие телесного здоровья - это двигательная активность и физическая нагрузка, здоровое питание и закаливание. Здоровье родителей - это здоровье семьи. Здоровье детей - это здоровье общества.


Список литературы

  1. Кураев А. Взрослым о детской вере.- «Троицкое Слово», Р/н Д, 2003.

  2. Вострокнутов Н.В. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье.-М., 2005.

  3. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. - М.: Педагогическое общество России, 2003.

  4. Роль педагога в духовно-нравственном воспитании молодежи. Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- г. Тамбов, 2 марта 2010г.

© 2010-2022