Статья Активные формы и методы изучения учебного материала на уроках физической культуры в колледже

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активные формы и методы изучения учебного материала

на уроках физической культуры в колледже


Преподаватель физической культуры Н.П. Полищук


Социальный заказ общества в колледже на современном этапе его развития определяет формирование активной личности человека, связанного с научно-техническим и социальным прогрессом. Переориентация школьного образования на гуманизацию и демократизацию предполагает в качестве одной из основных задач сохранения и укрепления здоровья у обучаемых, повышение функциональных возможностей детей и подростков.

Программы физического воспитания ориентируют учителей на учет индивидуальных особенностей детей:

  • Преимущественное развитие «отстающих» двигательных качеств

  • Развитие «ведущих» физических качеств

  • Равномерно-пропорциональное развитие двигательных качеств

Успешное решение поставленных задач зависит от организации самого учебно-воспитательного процесса, в котором определяющее место будет отведено активным формам и методам обучения. Активность необходимо рассматривать как психическое качество, черту характера человека, выражающуюся в его усиленной деятельности. Активные формы и методы обучения стимулируют деятельность обучаемых при выполнении всех этапов усвоения учебного материала. Активные методы обучения выступают в том случае, когда максимально повышается уровень познавательной активности, развивается стойкий познавательный интерес.

Среди активных форм выделяются:

  1. Проблемные диспуты и беседы. Сколько обучаемых, столько и вопросов возникает на уроке. На все «Зачем?» и «Почему?» сразу не ответишь, поэтому я предлагаю всем обдумать этот вопрос, а на следующем уроке мы его обязательно обсуждаем, каждый из обучаемых может высказать свое мнение. Освобожденные от физической нагрузки обучаемые являются главным докладчиками по этим вопросам. Сообщение по теории физической культуры также говорят обучающиеся временно освобожденные от урока, это частично решает проблему сидящих на скамейке.

  2. Урок - собеседование. Это также теоретический урок, на котором происходит защита сообщений или индивидуальных домашних заданий по определенным вопросам.

  3. Урок - консультация. Это в основном урок, на котором учитель отвечает на вопросы обучаемых по самоподготовке, по выполнению каких-либо упражнений или комплексов вместе с обучаемым подбираются подводящие упражнения и упражнения общей и специальной физической направленности.

  4. Урок- встреча с выдающимися спортсменами города, которые рассказывают много интересного о спорте, о своих достижениях. Заинтересовавшись, многие обучаемые активно посещают спортивную секцию.

  5. Урок-экскурсия. Спорткомплекс Мартен-Сити по спортивным сооружениям города. Такие экскурсии позволяют заинтересовать обучаемых к занятию физической культурой и спортом.

  6. Урок - соревнования. Соревнования необходимо включать на всех этапах урока и на разных стадиях обучения. Соревновательные моменты на уроке способствуют развитию физических качеств, развитию познавательного интереса, повышает степень эмоционального воздействия, стимулирует активность на уроке.

Все эти уроки объединяют общие признаки:

  • Тесное взаимодействие учителя и обучаемого

  • Высокая степень организации мыслительной деятельности

  • Сочетание коллективных форм работы с индивидуальными

  • Повышение степени эмоционального воздействия на обучаемого

  • Максимальная познавательная самостоятельность

  • Стимулирование индивидуального обучения, что способствует реализации дифференцированного подхода.

  • Повышение эффективности процесса обучения

Что в конечном итоге повышает качество знаний обучаемых, знания приобретаются прочные и долговременные, устанавливается психолого-педагогический контакт между учителем и обучаемым, когда учителю интересно учить, а обучаемым интересно учиться, повышает сознательный интерес к занятиям физической культурой, обучаемый ведет самостоятельную поисковую деятельность на уроке.

Обучаемый на уроке должен чувствовать себя творческой личностью, осваивая упражнения, задумываться над ними, запоминать, анализировать, понимать их значимость. Для этого можно проводить работу по индивидуальным карточкам, в которых на ряду со знакомыми упражнениями включены несколько новых, каждое упражнение в зависимости от сложности оценивается в баллах. Обучаемые выполняют предложенные упражнения (все или на выбор), зарабатывают свои баллы, а учитель выставляет отметку, таким образом, учитель оценивает деятельность обучаемого по средством баллов.

Карточка-задание:

  1. Кувырок вперед -1 балл

  2. Кувырок назад - 2 балла

  3. Кувырок вперед из стоки на руках (новый элемент) - 10 баллов

  4. Длинный кувырок - 10 баллов

  5. Стойка на лопатках - 1 балл

  6. «Мост» и подъем из «моста» (любым способом) 4 балла

  7. Перекат в группировку из стойки на лопатках - 3 балла

«5» - 22 балла; «4»1 - 8 баллов; «3» - 16 и ниже.

Карточек такого типа может быть много, задания в них разные. По всем разделам программы, например по спортивным играм, где обучаемые оценивают друг друга при индивидуальном выполнении техники или элементов баскетбола (ведения мяча, бросков с места, после ведения «Штрафного броска»). Указывают на допущенные ошибки в техники выполнения. Можно предлагать обучаемым усложнить или изменить технику выполнения, из предложенных элементов составить комбинацию, сравнить выполнение своей комбинации и комбинации партнера, выявить ошибки, объяснить целесообразность выполнения этих упражнений, предложить подводящие упражнения для исправления ошибок. Целесообразно использовать игры, которые очень интересны.

Игры: «Повтори все движения и забрось мяч в корзину»; «Минус 5(пять)» - забрось мяч с того места, с которого произвел результативный бросок. Предыдущий игрок, если не попал в корзину получает минус 1 очко. Игрок, набравший 5 очков, выбывает из игры. И другие игры с разными заданиями.

При использовании проблемного подхода в изложении учебного материала создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности обучающихся как познавательный интерес, творческая активность и самостоятельность. В работе с обучаемыми необходимо помнить мудрость древних: «Ученик - это сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надо зажечь».







© 2010-2022