Инновационные технологии освоения ценностей физической культуры и спорта

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Самостоятельная работа

По курсу « Инновационные технологии освоения ценностей физической культуры и спорта»



Тема: Спортивно-оздоровительное движение «Спорт для всех»













Выполнила:

Писарева В.В.



















г. Йошкар-Ола 2016 г.

Содержание


I часть

Введение……………………………………………………………………………4 стр.

II часть

Аналитический обзор:

1 раздел. Анализ инновационных процессов в системе физического воспитания.

  1. Спортивно-гуманистический проект «СПАРТ»……………………5 стр.

  2. Спортизация общеобразовательных школ и механизмы ее реализации……………………………………………………………....9 стр.

  3. Олимпийское образование…………………………………………...12 стр.

  4. Дети России образованны и здоровы (ДРОЗД)……………………14 стр.

2 раздел. Теоретические основания спортивно - оздоровительного движения «Спорт для всех»……………………………….………………………………...16 стр.

3 раздел. Модель технологии реализации данной инновации в практике физической культуры……………………………………………………………21 стр.

III часть

Выводы……………………………………………………………………………23 стр.

IV часть

Список литературы………………………………………………………………24 стр.

Приложение………………………………………………………………………25 стр.










Введение

Актуальность.

Модернизация российского образования требует активных преобразований в сфере физического воспитания подрастающего поколения. Нынешнему развивающемуся обществу нужны здоровые, образованные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения, прогнозировать их последствия. В то же время современная молодежь должна быть толерантна к окружающему миру, быть способной к сотрудничеству, мобильности, обладать чувством ответственности за себя и судьбу страны.

В настоящее время наблюдается значительное ухудшение здоровья детей и снижение уровня их физического развития. На повестку дня встаёт вопрос об укреплении и сохранении здоровья подрастающего поколения, по средствам физической культуры, спорта и туризма, сформировать мотивационно - ценностное отношение к физическому воспитанию, здоровому образу жизни, потребности в регулярных занятиях физической культурой.

Спорт - как сфера человеческой деятельности, связанная со спортивными соревнованиями, с занятиями физическими упражнениями, подвижными играми и другими формами двигательной активности человека, которые осуществляются с целью отдыха, развлечения, для сохранения и укрепления здоровья.

Что может служить лучшей профилактикой для здоровья, чем физическая культура и спорт? Ответ на этот вопрос каждый выбирает для себя сам. Но подтолкнуть человека к правильному выбору как раз и должна пропаганда здорового образа жизни. Именно с этой целью вот уже на протяжении четырех лет функционируют центры физического здоровья населения под простым и незамысловатым названием - «Спорт для всех». Смысл работы данного движения заложен в самом названии - спорт для всех и каждого (4).

Цель работы:

Провести анализ содержания инновационных процессов в системе физического воспитания.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность инновационных проектов реализуемых в системе физического воспитания.

  2. Проанализировать особенности спортивно - оздоровительного движения «Спорт для всех».

3.Разработать модель реализации спортивно - оздоровительного движения «Спорт для всех».



Аналитический обзор

1 раздел. Анализ инновационных процессов в системе физического воспитания, в частности:

  1. Спортивно-гуманистический проект «СПАРТ».

Современная система физического воспитания в общеобразовательных школах нуждается в обновлении, как в содержательном, так и в технологическом планах. Устарели методики преподавания предмета "Физическая культура", его материальная база, подготовка кадров, лимит объема часов (2 часа в неделю) не позволяют оказывать серьезного влияния на оздоровление и социализацию учащихся.

Тем не менее, в общеобразовательных школах разворачиваются инновационные процессы. Как показывает практика, спортивно ориентированное физическое воспитание активно внедряется в школах г. г. Сургута и Чайковского. Опытной площадкой для "Спарта" стал г. Смоленск, Президентские состязания начали свой путь из г. Челябинска, а сейчас более 30 субъектов РФ активно развивают данную технологию. Олимпийское образование активно внедряется в г. Смоленске, Санкт-Петербурге, Омске и других городах России ( 11).

Проект «СпАрт» педагогическая технология гуманизации физического воспитания. Концепция основана на идеях гуманистического воспитания учащихся, повышения духовно - нравственной и эстетической ценностей современного спорта, гуманизация и интеграция с искусством.

Проект «СпАрт» (спорт, духовность, искусство) разработан профессором Московской Академии физкультуры и спорта Столяровым В.И. в 1991 году. В городе Белово движение «СпАрт» существует с 1994 г. на базе Дворца творче­ства детей и молодежи.

Цель:

- приобщение каждого человека, начиная с детства, к здоровому об­разу жизни, к активным занятиям физическими упражнениями и спортом, а вместе с тем к творчеству в сфере искусства и других видов художественной деятельности.

Задачи:

- организовать активный, творческий отдых детей, молодежи и взрослых;

- преодолеть разрыв между духовным и физическим развитием человека,

- формировать у каждого человека ориентации на духовно-нравственные ценности, физическое совершенствование, самоопределение, стремле­ние к гармонии с собой, с другими людьми и природой (9).





Спартианская образовательная программа включает в себя:

- комплекс знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть участники спартанского дви­жения;

- информацию о своих возможностях, способностях и недостатках;

- мастерство в определённых видах спорта и искусстве, знания, умения и навыки в области туризма;

- знание культурных обычаев и традиций своего народа, националь­ных видов спорта и искусства, народных игр;

- знания, умения, навыки, соответствующие высокому уровню физи­ческой, психологической, эстетической, нравственной, интеллектуальной, художественной и экологической культуры, культуры речи и обучения.

Значительная часть населения, в том числе дети, подростки, молодежь, слабо или совсем не заключена в прекрасный мир физической культуры и спорта, а также искусства, в свою очередь активные занятия спортом или искусством нередко приводят к разрыву между духовным и физическим развитием человека. Однобокое увлечение искусством или какими-то другими видами духовной деятельности, как правило, влечет за собой ухудшение физического состояния, а порой и здоровья человека, а спортом - к обеднению его духовного мира. Как правило, физкультурно-спортивная деятельность и искусство (другие виды духовно-творческой деятельности), способные органично дополнить друг друга в жизни каждого человека, оказываются оторванными, изолированными друг от друга.

Идея формирования юного человека физически, нравственно, интеллектуально развитым так заразительна, хотя эта идея не нова. Еще в Древней Греции люди стремились к всестороннему совершенству, а в 1906 году основатель современного Олимпийского движения Пьер де Кубертен сказал по этому поводу: «Мы должны заново объединить узами законного брака давно разведенную пару - Тело и Разум. Их взаимопонимание длилось долго и было плодотворным. Но неблагоприятные обстоятельства разлучили их. Наша задача - снова соединить их!».

Значительный интерес в этом плане представляет культурно-спортивное движение «СпАрт» (спартианское движение). Проект «СпАрт» был разработан профессором Московской Академии физкультуры и спорта В.И. Столяровым в 1991 году, а с 1991 года начата практическая реализация проекта.

На основе этого проекта была разработана данная программа. Слово «СпАрт» образовано на основе трех английских слов: Sport - спорт, Spirituality - духовность и Art - искусство. Спорт и искусство в данном случае понимается в широком смысле.

Движение «СпАрт» ставит своей целью приобщение каждого человека, начиная с детства, к здоровому образу жизни, к активным занятиям физическими упражнениями и спортом, а вместе с тем к творчеству в сфере искусства и других видов духовной деятельности.

Достижение этой цели рассматривается в рамках спартианского движения, как средство решения широкого круга гуманистических, социально-культурных задач:

1. Организовать активный, творческий отдых детей, молодежи и взрослых.

2. Преодолеть разрыв между духовным и физическим развитием человека.

3. Сформировать у каждого человека ориентации на духовно-нравственные ценности, физическое совершенствование, самоопределение, стремление к гармонии с собой, с другими людьми и природой.

Цель и задачи спартианского движения свидетельствуют о том, что оно имеет ярко выраженный гуманистический характер.

Спартанское движение опирается на широкий круг гуманистических идей прошлого:

- идею, высказанную великими гуманистами прошлого, о необходимости разностороннего развития личности, гармонии духовных и физических способностей человека, его внешних и внутренних качеств;

- идею философии олимпизма о важной социально-культурной ценности спорта, спортивных соревнований и целенаправленной под) отопки к ним для человека и человечества;

- идею основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена о необходимости честного, благородного, рыцарского поведения в спортивных поединках, а также укрепление связи спорта и искусства;

- идею Платона, Ницше и других мыслителей о необходимости для каждого человека постоянного самоопределения, самосовершенствова­ния, превосхождения себя.

Основные направления деятельности в рамках спартианского движения:

1. Организация и проведение спартианских игр.

2. Организация спартианского образования.

3. Разработка и пропаганда спартианского кодекса.

4. Присуждение спартианских наград.

Программа предлагает творческое развитие каждого спартианца: участие в «Турнире Рыцарей и Граций», в конкурсах «СпАрт-юниор», «Мастер СпАрт», победителям которых присваиваются соответствующие звания, вручаются дипломы (8).











2. СПОРТИЗАЦИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ.

Под спортизацией мы понимаем активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры учащихся.

Конверсионные проникновения элементов спортивной культуры в культуру физическую согласно нашей концепции создают объективные предпосылки и условия для психофизической подготовки детей и подростков. При этом особый методологический смысл имеет установка на формирование спортивного образования занимающихся, как комплекса актуализированных ценностей спортивной культуры, адекватных интересам, склонностям, потребностям и возможностям школьников.

В этой связи представляется чрезвычайно актуальным внедрение в практику физического воспитания общеобразовательных школ спортивных технологий, которые, как показывают наши многочисленные исследования, дают значительный эффект в формировании как здоровья занимающихся, так и спортивных интересов.

К наиболее оригинальным проектам, способным существенно улучшить систему спортивного воспитания относятся следующие инновации:

  • спортивно ориентированное физическое воспитание;

  • спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы;

  • школьный спортивный клуб;

  • каждой школе - спортивную команду.

Суть спортивно ориентированного физического воспитания заключается в обеспечении школьников свободой выбора вариантов занятий, режимов их интенсивности, планирование результативности, а также возможности беспрепятственного изменения вида физкультурной или спортивной деятельности на основе информированности о своих индивидуальных физических способностях и потенциальных возможностях их развития. Практические занятия в рамках учебного предмета "Физическая культура" проводятся по трем видам учебных программ:

  • спортивная тренировка по избранному виду спортивной специализации;

  • общеразвивающая тренировка по программе ОФП;

  • оздоровительная и адаптивная физическая культура.

Все учебно-тренировочные занятия, независимо от того, по какой программе они проводятся, разделяются по времени с занятиями по другим учебным предметам, проводимым в рамках академического расписания, и организуются чаще всего в конце учебного дня (4).

"Спортивная культура" как учебный предмет является логическим продолжением организации физической активности школьников. Если внедрение технологии спортивно ориентированного физического воспитания предлагается с 5-х по 8-е классы, то "Спортивная культура" логично вписывается в учебный план старшей школы. В отличие от традиционного урока физической культуры занятия проводятся по выбранному виду спорта с обязательным участием в соревнованиях и выполнением учебно-спортивных нормативов в сочетании с регулярной учебно-тренировочной деятельностью. Старшеклассники, имеющие отклонения в состоянии здоровья, тренируются в оздоровительных группах с обязательной оценкой динамики физической подготовленности. В то же время учащиеся, не выбравшие для себя вид спорта, могут тренироваться в фитнес-группах или группах ОФП с обязательным тестированием динамики физической подготовленности. Помимо организации учебно-тренировочной и соревновательной деятельности старшеклассники в ходе учебного предмета "Спортивная культура" осваивают теоретические и методические знания по организации самостоятельных занятий спортом.

В рамках предмета наряду с формированием личностной спортивной культуры старшеклассника происходит его активная социализация. Подростки в процессе спортивной деятельности учатся занимать лидирующие позиции, обучаются навыкам общения, исполняют разные социальные роли (физорг, капитан команды, судья по спорту), определяются со своими профессиональными интересами. Известно, что спорт - это школа жизни. Здесь можно научиться выигрывать и проигрывать, в спортивной деятельности моделируются различные жизненные ситуации и пути выхода из сложностей, которые встречаются и в спортивной деятельности, и в обычной жизни.

Существенным дополнением к процессу спортизации общеобразовательной школы может стать внедрение инновационного проекта "Школьный спортивный клуб". Суть данного проекта заключается в интеграции основного и дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности посредством внедрения 6-часовых занятий в неделю (3 урока физической культуры и 3 занятия в спортивно-оздоровительных группах ДСШ). Данную модель можно рассмотреть как модернизацию физического воспитания, с одной стороны, и тренировочного процесса - с другой, а также как создание условий и механизма развития детско-юношеского спорта, обеспечение современного качества доступности и эффективности школьных спортивных занятий на основе лучших традиций, заложенных еще советской системой физического воспитания. Инновационные проекты такого направления не вносят противоречий в содержание физического воспитания, а дополняют его спортивную составляющую. Однако правильно организованный процесс спортизации создает равные возможности самореализации в спорте каждому ребенку, оперативно реагирует на мотивацию, интерес, потребности детей и родителей, оказывает помощь и поддержку спортивноодаренным и талантливым юным спортсменам.

Процесс спортизации общеобразовательных школ можно существенно улучшить за счет внедрения проекта "Каждой школе - спортивную команду" хотя бы по одному наиболее популярному среди детей, родителей, учителей виду спорта.

Огромный социализирующий и оздоровительный эффект заложен в ведущей идее данного проекта. Он несет в себе возможность воспитания настоящих граждан; патриотизм, любовь к школе, умение бороться и побеждать, а иногда и умение проигрывать, чувствовать локоть товарища - всему этому можно научиться в спортивной команде школы. При хорошей организации спортивной работы школьная команда может стать клубом для общения учащихся разных возрастов. Немаловажно, что в таких условиях будет, укрепляется связь общеобразовательных школ со спортивными структурами: федерациями, городскими комитетами по физической культуре и спорту.

Данный проект усиливает учебный процесс, дополняет возможности использования внеучебного времени в целях привлечения детей к систематическим занятиям спортом и формирования их спортивной культуры.

Рассмотренные инновационные проекты спортизации общеобразовательных школ нуждаются в разработке механизмов внедрения в массовую физкультурно-спортивную практику. Опыт организаций спортивно ориентированного физического воспитания выявил наиболее значимые направления, обуславливающие успешное внедрение проектов: информационно-образовательное, технологическое и правовое (3).





















3. Олимпийское образование.

Олимпийское образование, цель которого - приобщение детей и молодежи к

идеалам и ценностям олимпизма, занимает все более важное место в системе

образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Во многих странах реализуются программы олимпийского образования для школьников и студентов, других групп детей и молодежи.

В 1994 г. при поддержке президента МОК создан Руководящий комитет проекта всемирной кампании «Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов через образование».

Приобщение детей и молодежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно важно в современных условиях нашей страны - с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям.

Основной недостаток современной теории и практики педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит в том, что из нее, как правило, выхватываются отдельные аспекты, блоки, компоненты, проводятся разрозненные, не связанные между собой акции, мероприятия, имеющие целью приобщение молодежи к идеалам и ценностям олимпизма. В настоящее время назрела необходимость перехода к осмыслению и практической реализации этой деятельности как определенной системы. Охарактеризуем кратко основные блоки этой системы.

Прежде всего, можно выделить три тесно связанные между собой, но все, же отдельные (самостоятельные) составляющие олимпийского образования, которые предполагают формирование и совершенствование у детей и молодежи:

а) определенной системы знаний;

б) определенной системы мотивации: интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок и т.п.;

в) определенной системы способностей, умений и навыков.

Из связи олимпийского движения со спортом, и особенно спортом высших достижений, вытекает далее, что педагогическая деятельность в рамках этого движения должна быть направлена на то, чтобы сформировать у детей и молодежи интерес к спорту, потребность в систематических занятиях спортом, стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты и качества (способности), те знания (в том числе из области истории и современной практики олимпийского движения), которые способствуют достижению именно этих результатов (5).

Цель педагогической деятельности в рамках олимпийского движения - формирование у детей и молодежи не любых связанных со спортом и физическим воспитанием знаний, интересов, умений и навыков, а лишь тех, которые ориентируют его на высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку, а вместе с тем позволяют правильно оценить и в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического воспитания, а также избежать их антигуманного применения. Все остальные знания, интересы, умения и навыки могут не только не составлять предмет педагогической деятельности в рамках олимпийского движения (например, те из них, которые связаны с использованием спорта в коммерческих целях), но даже быть прямо противоположными ей (к примеру, интересы, умения, связанные с агрессивностью в спорте, использованием допинга и т.д.).

В плане образовательном эта педагогическая деятельность предполагает формирование и совершенствование следующих знаний:

1) об олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма (в том числе о принципах "Фэйр плэй", идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.);

2) о спорте, его разновидностях, о средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте;

3) о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о его роли в здоровом образе жизни человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру личности, а также о заключенных в нем возможностях для позитивного воздействия на нравственную, эстетическую, коммуникативную, экологическую культуру человека, на его интеллектуальные, творческие и другие способности, о путях реализации этих возможностей;

4) о концепции и основных идеях гуманизма в целом, его идеалах и ценностях, касающихся отношений между людьми и человеческой личности.

В рамках системы олимпийского образования должна решаться группа взаимосвязанных задач, которые предполагают формирование и развитие у детей и молодежи:

- интереса к спорту, потребности в систематических занятиях спортом, стремления показывать как можно более высокие спортивные результаты;

- такой ориентации на спорт, при которой он привлекателен в первую очередь и главным образом как одно из важных средств формирования физической культуры человека, как элемент здорового образа жизни, а также как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, гуманного отношения людей друг к другу и к природе, проверки физических и психических возможностей человека и т.п.;

- потребности в активных занятиях спортом в рамках здорового образа жизни, для своего гармоничного, разностороннего развития, совершенствования как физических, так и духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) способностей, а не для того, чтобы заработать деньги, приобрести славу и т.д.(1).




4.Дети России образованны и здоровы (ДРОЗД).

С 2003 года в Российской Федерации активно развивается Всероссийское движение «ДЕТИ РОССИИ ОБРАЗОВАННЫ И ЗДОРОВЫ».

Первая учредительная конференция состоялась 3-4 ноября 2003 года под эгидой Совета Федераций Федерального Собрания при активной поддержке Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, ВДО «Спортивная Россия», ЗАО «ФосАгро АГ». На конференции были сформулированы общие концептуальные положения движения.

28-30 октября 2004 года в г. Кировске (Мурманская обл.) Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, совместно с ВДО «Спортивная Россия», ЗАО «ФосАгро АГ» и НП «ДРОЗД» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации провело II Всероссийскую научно-практическую конференцию и I Всероссийский физкультурно-образовательный фестиваль «ДЕТИ РОССИИ ОБРАЗОВАННЫ И ЗДОРОВЫ - «ДРОЗД».

В конце октября 2005 года в Москве прошла III Всероссийская научно- практическая конференция и II Всероссийский физкультурно-образовательный фестиваль «ДЕТИ РОССИИ ОБРАЗОВАННЫ И ЗДОРОВЫ - «ДРОЗД».

В работе конференции приняло участие более 200 участников из 34 субъектов Российской Федерации. В фестивале участвовало 29 команд из 17 субъектов Российской Федерации. Впервые в рамках фестиваля был проведен конкурс «Мы - за чистоту русского языка». Таким образом, физкультурно-образовательный фестиваль объединил в себе важнейшие составляющие:

- физкультурно-спортивная программа направлена на укрепление здоровья учащихся;

- конкурс «Мы - за чистоту русского языка» стимулирует освоение родного языка, повышение грамотности и культуры речи у учащихся, формирование патриотизма.

Признавая высокую значимость фестиваля, включение в его программу конкурса по русскому языку приветствие в адрес участников направила супруга президента Путина В. В. Людмила Александровна, которая активно участвует в мероприятиях по развитию и распространению русского языка.

В декабре 2006 года в Воскресенске (Московская обл.) состоялся III Всероссийский физкультурно-образовательный фестиваль и IV Всероссийская научно-практическая конференция «ДЕТИ РОССИИ ОБРАЗОВАННЫ И ЗДОРОВЫ - «ДРОЗД».

В июне 2007 года в г. Анапа (Краснодарский край) состоялся Открытый физкультурно-образовательный фестиваль «ДРОЗД» в рамках Международного детского движения «Неделя радуги» и в Санкт-Петербурге региональный фестиваль Северо-Западного федерального округа (4).

Главной идеей движения является гармонизация образовательного и оздоровительного процессов. Для этого в регионах создаются центры образования объединяющие (юридически или функционально) дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные и спортивные школы, с целью организации полноценной физкультурно-спортивной работы, профилактики заболеваемости и укрепления здоровья.

Такие центры уже созданы в разных регионах страны. Особенностью этого проекта является также активное участие отечественного бизнеса (как пример, компания «ФосАгро» - производитель минеральных удобрений) в совершенствовании системы российского образования.

Инновационная модель «ДЕТИ РОССИИ ОБРАЗОВАННЫ И ЗДОРОВЫ - «ДРОЗД» предусматривает не только перестройку организации процесса физического воспитания, но и одновременно методическое обновление образовательного процесса, т. е. решение проблемы качества образования в единстве с решением вопроса об укреплении здоровья учащихся. В этом отношении он может стать интегратором инновационной деятельности по решению проблемы повышения качества образования и укрепления здоровья учащихся образовательных учреждений.

Цель движения:
Стратегической целью движения «ДРОЗД» является повышение уровня физического и духовного развития, образованности подрастающего поколения, приобщение его к здоровому образу жизни, снижение уровня заболеваемости, детской преступности, алкоголизма, наркомании и других социально опасных явлений, предоставляющих угрозу генофонду страны и национальной безопасности Российской Федерации.

Основные задачи:
1. Изменение ценностного отношения детей к формированию здорового образа жизни, развитию физических, интеллектуальных, нравственных способностей.
2. Обеспечение доступности и вовлечение максимального числа детей в систематические занятия спортом, использование спорта в качестве средства развития подрастающего поколения.
3. Разработка и обоснование новых образовательных, оздоровительных и спортивных технологий, совершенствование системы образования и укрепления здоровья учащихся образовательных учреждений.
4. Создание сети экспериментальных центров в субъектах Российской Федерации для отработки передовых педагогических технологий и новых форм организации учебной и тренировочной работы.
5. Обобщение опыта и анализ инновационных проектов в области образования, физической культуры и спорта.
6. Разработка и апробация экспериментальных программ и методик, направленных на совершенствование процессов обучения и спортивной тренировки.

Основные направления движения «ДРОЗД»:


  • организация работы образовательных центров спортивно-оздоровительной направленности;

  • разработка экспериментальных программ образовательных центров;

  • внедрение методик оценки резервов физического здоровья и работоспособности учащихся образовательного центра (мониторинг здоровья);

  • создание единой компьютерной системы движения «ДРОЗД» (7).

2 раздел. Теоретические основания спортивно - оздоровительного движения «Спорт для всех» .


Движение "Спорт для всех" начало, развиваться давно без какого то ни было влияния со стороны МОК. В той или иной степени оно функционировало в каждой стране. Однако само понятие "Спорт для всех" впервые появилось в 1966 г., когда Европейский Совет принял концепцию развития спорта и включил её в свою культурную программу. Путем вовлечения населения в массовые занятия физической культурой "Спорт для всех" должен был способствовать формированию современного стиля жизни, дающего возможность продлить творческий период человеческой деятельности. "Спорт для всех" призван стать для человека специфической школой работы над собой, своим здоровьем, физической подготовленностью и красотой. Но одного желания для того мало. Нужно регулярно поддерживать свою физическую форму.

Ограничение физической активности несет в себе угрозу здоровью целых наций. Поэтому следует добиваться того, чтобы систематическая двигательная активность стала неотъемлемой частью образа жизни и одновременно способом формирования жизненной позиции, опирающейся на требуемые культурные и оздоровительные навыки.

"Спорт для всех" находится сейчас под эгидой Всемирного совета по спорту и физическому воспитанию при ЮНЕСКО, а с 1983 г. входит также в круг интересов МОК. В понимании деятелей МОК "Спорт для всех" должен опираться на олимпийскую идеологию, доступную широким слоям населения. Причем важно не столько теоретическое осмысление этой идеи, сколько её практическое воплощение в жизнь.

Современный спорт, к сожалению, отходит от принципов Пьера де Кубертена. Необходимо вернуть олимпийскую идею к её истокам. Хотя спорт и носит массовый характер и его воздействие на общество огромно, тем не менее эта "массовость" отличается от той, в каком виде её понимал Кубертен. Широкое распространение спорта нередко связывается не с активными занятиями им, а с пассивным наблюдением за спортивными событиями. Кубертен же считал, что спортсмен должен быть пропагандистом физической культуры для тех, кто занимается спортом в повседневной жизни.

Следовательно, возвращение к "истокам" означает, что олимпизм должен занять надлежащее место в гуманистической программе человеческой жизни. Это не только проблемы, которые занимали наших прадедов, но и задачи нынешнего поколения. Поэтому всемерная поддержка "Спорта для всех" есть не что иное, как поворот к корням олимпизма, к современному прочтению концепции Кубертена.

Современный спорт является и слишком элитарным, и слишком всеобщим. С одной стороны, имеется узкая спортивная элита, занятая добыванием медалей, а с другой стороны, миллионы людей, которые бегают, плавают, играют с мячом.

Что объединяет эти две группы? Существует ли связь между отдельно взятым олимпийским чемпионом и каким-либо безымянным спортсменом? Связывает их общая система принципов и ценностей. "Спорт для всех" можно рассматривать как специфическую форму олимпийского движения, а его принципы как производные от философии олимпизма. Поэтому олимпийское движение обязано курировать и большой спорт для немногочисленных избранников, и массовый спорт. Этого требует новый взгляд на олимпизм, его истинное значение и современная действительность.

Не следует говорить о пропасти между высоким уровнем системы ценностей олимпизма и низким уровнем их реализации. Необходимо создать оптимальные условия для современного олимпийского движения, чтобы перестать концентрироваться только на элитарном спорте, как это продолжают делать многие государства, а заниматься спортом для всех. Это не означает отказа от развития большого спорта, являющегося обязательным компонентом облика современного спорта.

"Спорт для всех" лежит в основе олимпийского движения, и поэтому оно должно способствовать развитию его. Этим уже занимаются сотрудничающие с МОК такие международные организации как ЮНЕСКО, ИЦПЕСС, ТРИММ ЭНД ФИТНЕСС, ИАНОС. МОКу следует укрепить связи между большим и массовым спортом. Сейчас МОК проводит просветительскую и рекламную деятельность, готовит кадры, издает специальную литературу. К этой деятельности должны активно подключаться национальные олимпийские комитеты, стимулируя работу организаций и клубов, реализующих программы по массовому спорту.

Необходимо усиление пропаганды "Спорта для всех" в учебных заведениях, на производстве, в средствах массовой информации и т.д. Соответствующие методические программы должны создаваться при помощи олимпийского комитета, который также должен включиться в дело организации массовых соревнований с большим числом участников. Подобное соревнование можно рассматривать как хорошую рекламу активного отдыха, прекрасного средства для физической подготовленности и здоровья людей. Но не только элемент соревновательности явился бы дополнительным фактором, стимулирующим участие в спортивной жизни, способствовал бы распространению принципов "честной игры", развивал бы чувство солидарности, товарищества, дисциплины, уважения к соблюдению правил, что, несомненно, оказало бы влияние на качество жизни.

"Спорт для всех" заключает в себе огромный потенциал. Это формирование личности, развитие её физических и душевных качеств, а также возможность улучшения повседневной действительности и её реалий (12).

Цель движения «Спорт для всех»:

- привлечение всех слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

Основные задачи:

- предоставление физкультурно-оздоровительных услуг, объединение массовых и индивидуальных форм организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства и в местах массового отдыха;

- формирование у граждан потребностей двигательной активности и создание условий для их реализации;

- осуществление научной работы по вопросам оздоровления населения методами физической культуры и спорта;

- организация и проведение соревнований, конкурсов, показательных выступлений, фестивалей, спортивных праздников и других мероприятий по месту жительства и в местах массового отдыха;

- обустройство и содержание физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений по месту жительства;

- проведение семинаров, конференций, «круглых столов» по вопросам физкультурно-оздоровительной деятельности по месту жительства;

- реализация программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

- организация и распространение социальной рекламы по пропаганде здорового образа жизни и оздоровления методами физической культуры и спорта.

«Спорт для всех» основывается на закономерностях всестороннего, гармоничного развития человека и призвана удовлетворять растущие потребности людей в активном отдыхе и здоровом досуге.

В данном движении необходимо широко использовать разнообразные формы и методы массового вовлечения людей в физкультурные и спортивные занятия.

Основными направлениями в работе данного движения являются:

-ознакомление с наиболее эффективными формами физкультурно-оздоровительных занятий и популярными видами спорта;

-проведение занятий в группах общей подготовки, оздоровительного бега и ходьбы, закаливания, спортивных игр и др.;

-организация различных конференций, лекций, бесед о здоровом образе жизни и о положительном влиянии занятий физической культурой и спортом;

-проведение различных массовых соревнований, веселых стартов для всех возрастных групп.

Большое значение, которое придается развитию «Спорта для всех», объясняется рядом причин:

- рост благосостояния общества в целом,

- желание заниматься физической культурой вместе с членами семьи,

- вести ЗОЖ,

- улучшить состояние здоровья населения (2).

«Спорт для всех» - продукт шестидесятых. Концепция «спорта для всех» была принята Советом Европы в 1966 году как долгосрочная спортивная программа. Стоит заметить, что этот демократический прорыв в спорте произошел за 2 года до студенческих волнений 1968 г. Таким образом, «спорт для всех» предвосхитил такие лозунги, как «L' imagination au pouvoir» и «Make love not war». Группа планирования, собравшаяся в 1968 г. во Фландрии для конкретизации идеи «спорта для всех», определила, что всеобъемлющая цель спорта для всех - «создание условий - мужчинам и женщинам, представителям всех возрастных групп - для поддержания физического и психического уровня развития, необходимого для жизни, а также защита человечества от вырождения».
Эти базисные принципы были вновь сформулированы с использованием менее апокалиптической терминологии на конференции европейских спортивных министров в Брюсселе в 1978 году.

Основные принципы выработанной тогда Европейской Хартии спорта для всех гласят:
право на участие в спортивной жизни;
гуманистическое и социокультурное развитие;
сотрудничество официальных лиц и общественников-добровольцев;
самозащита спорта от эксплуатации;
доступность спортивных сооружений для рекреационных целей;
необходимость подготовки квалифицированных кадров на всех уровнях (7).

Спорт для всех как альтернатива. Первоначально спорт для всех был задуман как средство понижения порога для участия в большом спорте и как один из элементов складывающегося плюралистического ландшафта спортивной жизни, включающего в себя как спорт высших достижений, так и рекреационный спорт.
Очень скоро, однако, концепция спорта для всех была переосмыслена. Спорт для всех стал рассматриваться как альтернатива высоко стандарализированному и коммерциализированному спорту высших достижений. Спортивный социолог из Финляндии Калеви Хейниля представил спорт для всех и спорт высших достижений в качестве альтернативных сфер физической культуры, значительно отличающихся друг от друга, как в своих целях, так и в средствах достижения этих целей. По мнению Хейниля, для спорта для всех участие намного важнее результатов. В большом же спорте достижения и результаты становятся важнее самой спортивной активности как таковой.
Гибридизация спортивного ландшафта. В начале 20 века человеческая культура движения могла быть разделена на 3 части. Во-первых, сохранились традиционные игры: теннис и т.п. Во-вторых, в спортивную жизнь буквально ворвались идеология и политика, и даже сегодня названия некоторых видов спорта этимологически связаны с католичеством, либерализмом и социализмом. В-третьих, из Великобритании были импортированы новые виды спорта.
В настоящее время эта триада культуры движения подвергается дальнейшей дифференциации, выливающейся в радикальную гибридизацию. Некоторые немецкие исследователи называют такую тенденцию «внутренней дифференциацией спорта» (Гюльденпфеннинг, 1996 г.; Хартманн - Тевс, 1996). Объяснение этому процессу находится в реакции на «сверхинституализацию» и «сверхсоревновательность» современного спорта, приводящей к возникновению «физической контркультуры» (Бетте, 1989 г.). Эта новая культура движения иногда называется «неспортивным спортом» (Дитрих и Хайнеманн, 1989 г.), «нехарактерным спортом» (Дигель, 1990 г.) или «деспортивным спортом» (Крум, 1991г.).
К тенденции нарциссической индивидуализации культуры движения добавляется другая тенденция - поиска новых форм захватывающих ощущений. Городская молодежь предпочитает мотороллерам и роликовым конькам вчерашнего дня скейтборды и «сити-байки». Монолыжи, «скиборды» и «пара-ски» - новые виды лыжного спорта. Жажда скорости на воде может быть утолена катамаранми, скутерами и серфингами.
Спорт, как и живой организм, постоянно находится в развитии. С целью поиска новых путей, форм и методов пропаганды здорового способа жизни (10).











Описывая спортивно - оздоровительное движение «Спорт для всех» нами были рассмотрены различные направления данного движения в нашем городе, так как у нас активно развиваются множество видов спорта, проводятся спортивно массовые мероприятия, такие как: фестивали спорта, дни здоровья, соревнования по видам спорта; проводятся открытые семинары, дни открытых дверей, сюда же подключены средства массовой информации, такие как телевизионные программы и печатные продукции по агитации и пропаганде физической культуры, спорта и ЗОЖ.

В частности в качестве примера в нашей работе описывается активно развивающийся вид спорта - гребля на лодках класса «Дракон». Клуб начал свое развитие в 2006 году. Среди занимающихся большое количество студенческой молодежи, школьников среднего и старшего звена; так же данный вид спорта пользуется популярностью и у людей среднего и зрелого возраста.

За свое существование клуб «Мастер» стал известен во многих городах, и он составляет большую конкуренцию другим уже более давно существующим клубам; с каждым годом число занимающихся увеличивается, так как данный вид спорта пользуется большим интересом и у предприятий и организаций города.

Успехи клуба за три года: Призеры Чемпионата Европы среди ветеранов в городе Санкт - Петербург, победители кубков России, различных первенств городов Пермского края, также клуб стал призером Чемпионата России в 2008 году в городе Москва, призером студенческой универсиады в 2008 году в городе Челябинск. А в этом году клуб, будет принимать участие в более масштабном мероприятии - Чемпионат Европы, которое будет проходить в Будапеште (Венгрии). Пожелаем им удачи в их начинаниях!

Таким образом, клуб «Мастер» является наглядным примером продвижения спортивно - оздоровительного движения «Спорт для всех», так как в гребле могут участвовать различные возрастные категории.

В целом данное движение оказывает социальный эффект по профилактике заболеваний среди подростков, профилактике асоциального поведения, формированию физической культуры личности, продления активного долголетия и введению ЗОЖ.



3 раздел. Модель реализации спортивно - оздоровительного движения «Спорт для всех».




Выводы:


В нашей работе были поставлены задачи, которые были полностью решены. В работе проводились анализы содержании инновационных процессов физического воспитания, в частности: спортизация, спортивно - ориентированное физическое воспитание, спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы, проект школьный спортивный клуб, каждой школе спортивную команду, олимпийское образование, призеденские состязания.

В концептуальной части нами были проанализированы особенности спортивно - оздоровительного движения «спорт для всех». Данное движение включает в себя любые виды физической активности, направленные на укрепление здоровья, достижения радостного мировоспитания и возможности самовыражения, основанные на личных интересах и потребностях граждан такого рода деятельности.

Таким образом, в ходе нашей работы были раскрыты:

- сущности инновационных проектов, реализуемые системе физического воспитания;

- проанализирована особенность движения спорт для всех, а также разработана модель технологии реализации данной инновации в практике физической культуры.

- представлена модель реализации спортивно - оздоровительного движения «Спорт для всех» на уровне муниципалитета.

Анализируя инновационные проекты и в частности спортивно - оздоровительное движение «Спорт для всех» мы сделали вывод, что данное движение удачно развивается в России и в частности в нашем городе. Появились множество клубов, секций для занятий спортом, как для детей, так и для взрослого населения. Например, спортивно - оздоровительный клуб «Мастер» созданный 2006 году, где все желающие могут посещать занятия по гребле на различных суднах, беспрепятственно.

Также нами были разработаны ряд вопросов в виде тестирования по спортивно - оздоровительному движению «Спорт для всех».
















Список литературы:


  1. Атанасов Ж. Олимпийское движение и воспитание нравственно-эстетического отношения к спорту // Проблемы олимпийского движения: Сб. /Под ред. А. Солакова). - БОК, София-Пресс, 1977, с. 125-138.

  2. В. Воробьёв «Двери открыты для всех» // Спорт в школе. - 1998 г. - №14 (с.5);

  3. В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева. Спортивно - ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты.// Теория и практика физической культуры. - 2003 г. - №5.(с. 19 - 23).

  4. Д.В. Фонарёв. Моделирование муниципальной системы спортивно - ориентированного физического воспитания школьников: монография. Чайковский: 2009 г. - 353 с.

  5. Печерский Н.В., Сучилин А.А. Олимпийское образование Учебное пособия - Волгоград, 1994.

  6. Президентские состязания //Физическая культура в школе. - 2002 г. - № 6 (с. 56);

  7. Рекомендации Росспорта - сайт rossport.ru.

  8. Столяров В.И., Петлеваный Г.Ф. "Спартианская" программа олимпийского воспитания, образования и обучения //Олимпийское образование в школе. Учебн. пос. Смоленск, 1997, с. 57-138.

  9. Столяров В.И. Проект «СпАрт» и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России (основные идеи и первые итоги реализации) // Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 4, с.10-14.

  10. С.Н. Литвененко. Спорт для всех: социально - педагогические технологии. М.: Изд. Теория и практика физической культуры - 2005 г.

  11. Ценности спорта и пути его гуманизации (Духовность. Спорт. Культура. Выпуск второй): Сб./ Сост. и ред. В.И.Столяров. - М.: РАО, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1996.

  12. ( Infosport.ru).




Приложение


1. Спорт для всех - это ………

А) спортивно - оздоровительное движение;

Б) спортивно - гуманистическая программа;

В) физкультурно - спортивное движение.

2. Спорт для всех направлен на:

А) развитие физических качеств;

Б) спортивное совершенствование;

В) укрепление и сохранение здоровья.

3. Основная цель движения «Спорт для всех»:

А) осуществление научной работы по вопросам оздоровления населения методами физической культуры и спорта;

Б) привлечение всех слоев населения к регулярным занятиям ФК и спортом;

В) обустройство и содержание физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений по месту жительства.

4. Первоначально «Спорт для всех» был задуман как спорт …

А) высших достижений;

Б) любительский;

В) рекреационный.

5. Основными направлениями в работе спортивно - оздоровительного движения «Спорт для всех» являются:

А) проведение занятий в группах общей подготовки, оздоровительного бега и ходьбы, закаливания, спортивных игр;

Б) реализация программ, направленных на пропаганду ЗОЖ;

В) формирование у граждан потребностей двигательной активности и создание условий для их реализации.

6. Большое значение, которое придается развитию «Спорт для всех» объясняются причиной:

А) рост благосостояния общества;

Б) желание заниматься физической культурой вместе с членами семьи, вести ЗОЖ;

В) обустройство спортивных сооружений по месту жительства.

7. В каком году Советом Европы была принята концепция «Спорта для всех»:

А) в 1960 г.

Б) в 1967 г.

В) в 1966 г.

8. Основные принципы «Спорта для всех» гласят:

А) право на участия в спортивной жизни, гуманистическое и социокультурное развитие;

Б) сотрудничество официальных лиц и общественников - добровольцев;

В) обустройство физкультурно - оздоровительных сооружений по месту жительства.

9. Где и в каком году были сформулированы базисные принципы движения «Спорт для всех»:

А) Варшава, в 1978 г.

Б) Брюссель, в 1978 г.

В) Париж, в 1980 г.

10. Назовите виды спорта, которые активно развиваются в нашем городе.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




















Инновационные технологии освоения ценностей физической культуры и спорта.Инновационные технологии освоения ценностей физической культуры и спорта.


© 2010-2022