«Самоуправление как фактор повышения социальной компетентности ребенка-сироты. »

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное учреждение Тульской области

«Киреевская школа-интернат для детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей»















Тема: «Самоуправление как фактор повышения социальной

компетентности ребенка-сироты.»



























Подготовил: Кувшинкин Б.Е.

учитель физической культуры.

Актуальность проблемы и темы исследования. Условия социально-экономической и политической нестабильности в стране за последнее десятилетие привели к резкому увеличению количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таких детей, по данным Министерства образования РФ, более 600 тысяч. В связи с этим значительно увеличилось число учреждений государственного воспитания, на которых возложена роль социальной защиты прав и интересов этой категории детей. Международной Конвенцией ООН о правах ребенка, вступившей в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года, для детей, временно или постоянно лишенных семейного попечения, утверждено право на особую защиту и помощь, представляемые государством (ст.20, разд. 1). В ней делается акцент на подготовке ребенка к самостоятельной жизни в социуме. В современных условиях нашей страны, когда гражданин должен хорошо ориентироваться во всем многообразии возрастающих требований со стороны государственных институтов, учреждений социальной инфраструктуры и производства, проблема подготовки к самостоятельной жизни становится одной из главных проблем социальной защиты детей-сирот. Центральным направлением решения этой проблемы, на наш взгляд, является воспитание социальной компетентности у воспитанников детских домов. Под социальной компетентностью мы понимаем уровень социальной готовности воспитанников, позволяющий им обладать необходимыми правами и обязанностями, знаниями, умениями, навыками и быть конструктивными в основных сферах деятельности личности.

Воспитание социальной компетентности у воспитанников интернатных учреждений в настоящее время осуществляется в рамка дополнительного образования (кружки, секции, студии и пр.). Однако такое воспитание не имеет ни системного, ни всеобщего характера. Для подготовки социальнокомпетентного гражданина в условиях детского дома, способного к конструктивному поведению в реальных социальных условиях, необходимо разработать и внедрить в воспитательную деятельность этих учреждений такие педагогические технологии, которые бы в полной мере отражали особенности и динамику развития современного общества и способствовали воспитанию социальной компетентности. Эти задачи можно решить путем разработки технологий воспитания, адаптированных к условиям детского дома. Теоретические и практические разработки в педагогической науке в этом направлении находятся еще на начальной стадии.

Применение в детском доме технологии воспитания социальной компетентности является насущным требованием педагогической практики. Эта технология должна обеспечить повышение уровня социальной защищенности воспитанников и способствовать более успешной их адаптации в обществе. В настоящее время в большинстве детских домов воспитание социальной компетентности носит бессистемный, эпизодический характер и во многом зависит от инициативы отдельных педагогов.

Проведенные исследования показывают, что социальная компетентность воспитанников детского дома становится необходимым условием успешности их дальнейшей самостоятельной жизни, важным фактором социальной защищенности в современном обществе. Но, несмотря на все повышающиеся требования современного общества к своим гражданам, детские дома продолжают выпускать обездоленных детей с низким уровнем социальной компетентности, а значит социально не защищенных. В сложившейся ситуации возникает необходимость ввести в деятельность этих учреждений осознанный, планомерный, непрерывный, научно обоснованный и целенаправленный процесс воспитания социальной компетентности у их воспитанников.

Перечисленные выше обстоятельства позволяют выделить противоречие между необходимостью подготовки социально-компетентного гражданина, способного к конструктивному поведению в реальных социальных условиях, и неопределенностью педагогических путей и средств воспитания социальной компетентности у воспитанников в детских домах. Это противоречие определило проблему исследования, требующую теоретического и практического решения, заключающуюся в выборе научно обоснованных путей и средств воспитания социальной компетентности детей-сирот.

Объект исследования: воспитательный процесс в детском доме.

Предмет исследования: воспитание социальной компетентности у детей, лишенных родительского попечения, в условиях детского дома.

На основании анализа актуальности, противоречия, проблемы исследования была определена тема нашей работы: «Воспитание социальной компетентности у детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома».

Цель исследования: выявить сущность, определить содержание и разработать технологию воспитания социальной компетентности у воспитанников детского дома.

Гипотеза исследования:

- сущность воспитания социальной компетентности у детей, лишенных попечения родителей, видимо, должна заключаться в подготовке их к конструктивным взаимодействиям в основных сферах деятельности личности;

- в организации воспитательного процесса, вероятно, должна быть реализована определенная система принципов, отражающая характерные особенности воспитательной деятельности в детском доме, основными из которых являются: гуманистическая ориентация воспитания, ненасильственное педагогическое взаимодействие, социальная коррекция личности и принцип «замещающей семьи»;

- воспитание социальной компетентности, видимо, требует выявления структуры, содержания этой компетентности и уровней её проявления у воспитанников детского дома;

- содержание воспитания социальной компетентности, возможно, заключается в реализации педагогической технологии, которая построена на основе социально ориентированных моделей деятельности участников воспитательного процесса;

- основным условием актуализации моделей деятельности участников воспитательного процесса, вероятно, может быть педагогический мониторинг.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой мы определили задачи исследования:

1. В ходе анализа научной литературы и практической деятельности определить сущность и принципы воспитания социальной компетентности у воспитанников детского дома.

2. На основе анализа сущности выявить структуру и содержание социальной компетентности и характерные её проявления в деятельности воспитанников детского дома.

3. С учетом социально ориентированных моделей деятельности участников воспитательного процесса разработать и реализовать технологию воспитания социальной компетентности у воспитанников детского дома, в основе которой находится педагогический мониторинг.

Для выполнения задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие теоретические методы исследования: изучение научно-педагогической литературы; системный подход при анализе педагогических явлений и процессов; анализ (исторический, проблемный, сравнительный, педагогический), классификация, систематизация, моделирование, синтез, а также эмпирические методы: прямое и косвенное наблюдение, изучение результатов деятельности, опрос, беседа, анкетирование, переписка с выпускниками, экспертная оценка, педагогический эксперимент, квалиметрический анализ, математическая обработка результатов исследования.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе - (1998 - 1999 г.г.) осуществлялся теоретический анализ педагогической литературы, проводилось накопление эмпирического материала, обобщение практического опыта, формулировались задачи исследования с указанием конечной цели, устанавливался уровень разработанности проблемы, его перспективность для воспитания в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.

На втором этапе - (1999-2002 г.г.) была уточнена тема исследования, выдвинута гипотеза исследования, определены его цель, объект и предмет. На этом же этапе была разработана методика и технология опытно-поисковой работы, создавался инструментарий для отслеживания результатов, проводилась исследовательская часть опытно-поисковой работы в условия реальной деятельности детского дома. Осуществлялось прямое и косвенное наблюдение, проводились опросы, беседы, анкетирование. На этом же этапе изучались и анализировались промежуточные результаты деятельности,

На третьем этапе - (2002 - 2003 г.г.) обрабатывались эмпирические данные, проверялись теоретические и практические положения исследования, проводилось обобщение результатов опытно-поисковой работы, делались выводы.

Научная новизна исследования.

•На основе нормативно-государственного подхода определены три исторических этапа эволюции сущности воспитания детей-сирот в государственных воспитательных учреждениях: 1). 1763 г. - 1917 г.; 2). 1917 г. - 1991 г.; 3). 1991 г. -нач.ХХ1 века.

• Определена структура социальной компетентности у воспитанников детского дома, отражающая основные виды их деятельности: учебную, трудовую, личностно-досуговую, общественную и деятельность по приобретению культурно-гигиенических умений и навыков поведения, а также уровни ее проявления: недостаточный, минимально достаточный, адаптивный и оптимальный.

•Разработаны социально ориентированные модели деятельности воспитанника, выпускника и воспитателя детского дома, содержащие показатели их социально направленной деятельности.

• Педагогический мониторинг представлен как вид педагогической деятельности, являющейся основным условием актуализации моделей деятельности участников воспитательного процесса.

•Разработана технология воспитания социальной компетентности у воспитанников детского дома, основное содержание которой заключается в реализации социально ориентированных моделей деятельности участников воспитательного процесса, предусматривающая последовательную реализацию её периодов и этапов: подготовительный период, включающий установочный, организационный, исходно-диагностический этапы; основной период, предусматривающий реализацию коррекционного, конструктивно-организационного, итогово-диагностического этапов.

Теоретическая значимость исследования.

•Определена сущность воспитания социальной компетентности, заключающаяся в достижении социальной готовности воспитанников к конструктивным действиям в основных сферах деятельности личности, и система принципов воспитания, способствующая организации воспитательного процесса, основными из которых являются: гуманистическая ориентация воспитания; ненасильственное взаимодействие; социальная коррекция личности; принцип «заменяющей семьи».

• Дано научно обоснованное определение понятия «социальная компетентность воспитанников детского дома».

•Научно-практическое значение воспитания социальной компетентности у детей, оставшихся без попечения родителей, заключается в значительном повышении их социальной защищенности и успешности самостоятельной жизни.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

• Разработанная технология воспитания социальной компетентности позволяет осуществлять воспитательный процесс осознанно, целенаправленно, сделать его контролируемым и результативным для всех его участников.

•Воспитательная работа в детском доме приобрела выраженную социальную направленность.

• Организуемый в детском доме процесс воспитания социальной компетентности позволяет осуществлять качественную подготовку его воспитанников к самостоятельной жизни в современных социальных условиях.

•Повышается мотивация осуществляемой деятельности и социальная ответственность у всех участников воспитательного процесса.

•Повышение уровня социальной компетентности у воспитанников детского дома способствует повышению их социальной защищенности.

На защиту выносятся следующие положения:

•Вопреки утверждениям, что сущность воспитания в детских домах состоит в обязательном участии детей-сирот в каком- либо высокотехнологичном производственном процессе, результаты наших исследований и практики убеждают в том, что эта сущность может состоять в воспитании социальной компетентности у воспитанников детского дома, отражающей уровень их социальной готовности к конструктивным действиям не в одной или двух, а в основных сферах деятельности личности, и заключается в реализации педагогической технологии ее воспитания на основе системного взаимодействия принципов, основными из которых являются: гуманистическая ориентация воспитания; ненасильственное взаимодействие; социальная коррекция личности и принцип «замещающей семьи».

•Структура социальной компетентности воспитанников состоит из основных видов деятельности, которые они способны выполнять: учебной, трудовой, личностно-досуговой, общественной и деятельности по приобретению культурно-гигиенических навыков и навыков поведения. Функциональные элементы структуры имеют выраженную социальную направленность.

• Основой для разработки технологии воспитания социальной компетентности у воспитанников детского дома должны являться социально ориентированные модели деятельности участников воспитательного процесса, представляющие интегративную схему, между которыми осуществляется инверсионная связь.

• Основным условием педагогической актуализации моделей деятельности участников воспитательного процесса является педагогический мониторинг как вид педагогической деятельности, осуществляемый на принципах научности, воспитательной целесообразности, диагностико-прогностичности, непрерывности, целостности и преемственности.

•Результаты исследования и воспитательной деятельности детского дома опровергают устоявшееся мнение, что в детском доме невозможно создать эффективные условия для воспитания социальной компетентности, позволяющей воспитанникам интернатных учреждений быть социально компетентными и успешными в самостоятельной жизни.

Список литературы.

1. Байтингер И.Е. Творческая деятельность детей-сирот младшего школьного возраста как фактор социально-педагогической адаптации в условиях детского дома. Автореферат к.п.н. Челябинск, 2000. - 18с.2. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель, 2000, № 3. С.39 47.

3. Безрукова B.C. Педагогика. Екатеринбург: Изд-во Свердловского инженерно-педагогического института, 1993. - 320с.

4. Белкин А.С., Жаворонков В.Д. Педагогический мониторинг. Екатеринбург: Екатеринбургский гос. пед. ун-т, 1997. - 29с.

5. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в России. М.: ИЦ Академия, 1993.-218с.

6. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием//Мир образования, 1996, № 2. С.31 - 38.

7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 191с.





© 2010-2022