- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа по физической культура для 3 класса
Рабочая программа по физической культура для 3 класса
Раздел | Физкультура |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шамсутдинова О.С. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» в 3 классе разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по физической культуре в начальных классах и авторской программы « Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Лях, А.А. Зданевич (М.: Просвещение, 2011)
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в начальной школе, на его преподавание отводится 105 часов.
Для прохождения программы в начальной школе в учебном процессе можно использовать учебник: Лях В.И. Физическая культура 1-4 класс учебник общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2011.
В рабочей программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной активности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжная подготовка». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.
Материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.
Целью рабочей программы является формирование у обучающихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
• овладение школой движений;
• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
-закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 №80-ФЗ;
-национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751;
-Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года. Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2002 г.№1507-р;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011г. №1994 «О внесений в федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства Образования Российской Федерации» от 19.05.2004г.№ 1312;
- Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ МО РФ от19.05.1998г. №1235;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств обучающихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
-умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
-умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
-организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
-видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
-оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
-управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
-технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
-планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
-излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
-представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
-измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
-оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
-бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
-организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
-характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
-взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
-в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
-подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
-находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
-выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
-выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
-применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Тематическое планирование
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре
№
Вид программного материала
Количество часов (уроков)
1
Базовая часть
81
1.1
Основы знаний о физической культуре
В процессе урока
1.2
Подвижные игры
В процессе урока
1.3
Гимнастика с элементами акробатики
24
1.4
Легкоатлетические упражнения
24
1.5
Лыжная подготовка
21
1.6
Кроссовая подготовка
12
2
Вариативная часть
24
2.1
Подвижные игры с элементами баскетбола
24
Итого
105
Классы
I семестр
II семестр
III семестр
Итого
Количество часов
51
30
24
105
Основы знаний о физической культуре
В процессе урока
Подвижные игры
В процессе урока
Гимнастика с элементами акробатики
24
24
Легкоатлетические упражнения
12
24
36
Лыжная подготовка
21
21
Кроссовая подготовка
12
12
Подвижные игры с элементами баскетбола
15
9
24
I.Основы знаний.
Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке. Влияние физических упражнений на здоровье ученика. Сведения о режиме дня, утренней зарядки и личной гигиене. Ведение упрощенного варианта «Дневника физической культуры ученика» в 3 классе ведут родители при участии самих детей и учителей культуры.
II. Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения : основная стойка; построение в колонну по одному, шеренгу, в кругу, перестроение в колонну по два, по три; разминка на вытянутые руки в колонны и шеренги; команды: «направо», «налево», «на месте -шагом марш», «шагом- марш», класс- стой».
Общеразвивающие упражнения: без предметов, с мячом, упражнения для формирования осанки.
Ходьба с преодолением препятствий, на носках, пятках, в полу приседе, быстрым широким шагом.
Бег: равномерный до 800 метров, эстафетный, с различными заданиями, с высокого старта по команде.
Прыжки: на одной и двух ногах на месте, с продвижением в длину с места, в высоту, длину с разбега согнув ноги, спрыгивание в глубину с высоты до 30 см.
Броски и ловля мячей.
Метание мяча: на дальность, в цель.
Лазание по гимнастической стенке, наклонной гимнастической скамейке в упоре стоя на коленях; перелезание через скамейку, подтягивание, лежа на гимнастической скамейке, подтягивание в висе и в висе лежа, лазание по канату, перетягивание каната.
Акробатические упражнения: группировка, перекаты в группировке. Стойка на лопатках, гимнастический «мостик»
Танцевальные шаги: шаг с подскоком, приставной, галоп.
Упражнение на равновесие: на месте, ходьба по гимнастической скамейке с поворотом и приседанием, по наклонной скамейке, равновесие на одной ноге у гимнастической стенки, ходьба по гимнастической скамейке с преодолением препятствий.
Задания на закрепление основных упражнений.
Во второй половине второй четверти необходимо разучить упражнения домашнего задания и рекомендовать ученикам их выполнения (те упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях).
Различные подвижные игры и игровые упражнения с малыми (резиновыми) мячами: «увертывание от мяча», мяч по кругу, «Два мороза», «Мышеловка», «День и ночь», «Вызов номеров».
Лыжная подготовка: ступающий и скользящий шаг без палок. Поворот переступанием на месте и в движении. Подъемы ступающим шагом и спуски в высокой стойке. Прохождение дистанции до 1 км в умеренном темпе.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
- об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
- о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов; о работе скелетных мышц, систем дыхания и
- кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
- о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;
- о физических качествах и общих правилах их тестирования;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
- о правилах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Уметь:
- составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
- вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
- организовывать и проводить самостоятельные занятия, закаливающие процедуры по индивидуальным планам;
- взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Двигательные умения, навыки и способности:
В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основные движения в ходьбе, в беге, прыжках; с максимальной скоростью бега до 60м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бег в равномерном темпе до 10 мин; быстро стартовать из различных исходных положений; сильно отталкиваться и приземлятся на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 6-7 шагов; лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату на расстояние 4 м; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий; прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 7-9 шагов; прыгать с поворотом на 180-360гр.; совершать опорные прыжки на горку, с гимнастических матов, коня, козла;
В метаниях на дальность и на меткость: метать не большие предметы массой 150 г на дальность из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой (с места и с 1-3 шагов разбега); толкать набивной мяч массой 1 кг с одного шага; попадать малым мячом внутрь гимнастического обруча, установленного на расстоянии 10 м для мальчиков, для девочек 7 м.
В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма движения; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для обучающихся 3 класса; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг, гантелями массой 0,5-2 кг с соблюдением правильной осанки); слитно выполнять кувырок вперед и назад; осуществлять прыжок с мостика на козла или коня высотой 100 см и выполнять прыжок на маты с поворотом вправо или влево; уверенно ходить по бревну высотой 50-100 см с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90,180*, приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, сидя; выполнять висы и упоры; прыгать через скакалку, стоя на месте вращая ее вперед и назад; в положении наклона туловища вперед (ноги в коленях не сгибать) касаться пальцами рук пола.
В подвижных играх: уметь играть в подвижных играх с бегом, прыжками, метаниями, элементарно владеть мячом: держание, передача на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр;
Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже чем средний уровень основных физических способностей (см. таблицу)
(Аттестация учащихся планируется по четвертям по текущим оценкам, а также по результатам тестирования по каждому разделу программы)
Физические способности
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Скоростные
Бег 30 м с высокого старта (с)
6.5
7.0
Силовые
Прыжок в длину с места (см)
Сгибание рук в висе лежа (кол-во раз)
130
5
125
4
К выносливости
Бег 1000 м.
Передвижение на лыжах 1,5 км
Без учета времени
К координации
Челночный бег 3*10 м.
11.0
11.5
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры, применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.
Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам).
Способы поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других занятий.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры, составляющей вариативную часть, развивает и определяет учитель.
Контрольно-измерительные материалы проведение
зачетно- тестовых уроков
Контрольные нормативы: проверка нормативов проводится в течение учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения.
Примерные показатели физической подготовки
по видам программы для 3 класса
№
Контрольные виды программы
Показатели улучшения исходного показателя и их оценки
м
д
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
1
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз
14 - 16
8 - 13
5 - 7
13 - 15
8 - 12
5 - 7
2
Прыжок в длину с места, см
143 - 150
128 - 142
119 - 127
136 - 146
118 - 135
108 - 117
3
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях
Коснуться лбом колен
Коснуться ладонями пола
Коснуться пальцами пола
Коснуться лбом колен
Коснуться ладонями пола
Коснуться пальцами пола
4
Бег 30 м с высокого старта,
6,0 - 5,8
6,7 - 6,1
7,0 - 6,8
6,2 - 6,0
6,7 - 6,3
7,0 - 6,8
5
Бег 1000 м
Без учета времени
6
Лыжная подготовка до 1000 м (передвижение в умеренном режиме)
Без учета времени
Учебно-методическое обеспечение
-
«Комплексная программа физического воспитания1-11 классы», В.И.Лях, А.А .Зданевич; Москва: «Просвещение»,2011
-
Методические рекомендации при планировании прохождения материала по физической культуре в общеобразовательных учреждениях на основе баскетбола (программа А.П. Матвеева) А.Н.Каинов- Волгоград: 2003-68 c.
-
Каинов В.А. Методические рекомендации при планировании прохождения материала по предмету «Физическая культура» в основной школе на основе баскетбола: программа В.И. Ляха, А.А. Зданевича, А.Н. Каинов, Н.В. Колышкина- Волгоград:2005-52c.
-
В.И. Лях «Мой друг - физкультура: 1-4 кл.» М. Просвещение 2001 г.
-
Настольная книга учителя физической культуры, авт.-сост. Г.И. Погадаев; под ред. Л.Б. Кофмана- М.:Просвещение,2010 - 127 с.
-
Настольная книга учителя физической культуры, авт.-сост. Г.И. Погадаев; под ред. Л.Б. Кофмана- М.:Физкультура и спорт, 1998-496 с.
-
Настольная книга учителя физической культуры: справ.- метод. Пособие, сост. Б.И. Мишин - М.: ООО «Изд-во АСТ»; ООО «Изд-во Астрель»,2003-526 с.
-
Оценка качества подготовки выпускников средний (полной) школы по физической культуре, авт.-сост. А.П.Матвеев, Т.В.Петрова -М.: Дрофа,2001 128 с.
-
Пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ ,Физкультура в школе- 2006-№6
-
Физическая культура 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А.Зданевича/авт.-сост. А.Н.Каинов, Г.Р. Курьерова- Волгоград: Учитель, 2011-171 с.