Рабочая программа по физической культура для 3 класса

Раздел Физкультура
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Физическая культура» в 3 классе разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по физической культуре в начальных классах и авторской программы « Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Лях, А.А. Зданевич (М.: Просвещение, 2011)

В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в начальной школе, на его преподавание отводится 105 часов.

Для прохождения программы в начальной школе в учебном процессе можно использовать учебник: Лях В.И. Физическая культура 1-4 класс учебник общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2011.

В рабочей программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной активности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжная подготовка». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.

Материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.

Целью рабочей программы является формирование у обучающихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:

• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;

• овладение школой движений;

• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;

• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:

-закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 №80-ФЗ;

-национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751;

-Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года. Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2002 г.№1507-р;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011г. №1994 «О внесений в федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства Образования Российской Федерации» от 19.05.2004г.№ 1312;

- Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ МО РФ от19.05.1998г. №1235;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».



Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств обучающихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

-умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

-умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

-обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

-организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

-видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

-оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

-управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

-технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

-планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

-излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

-представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

-измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

-оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

-бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

-организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

-характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;

-взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

-в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

-подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

-находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

-выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

-выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

-применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.





Тематическое планирование

Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре



Вид программного материала

Количество часов (уроков)

1

Базовая часть

81

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

1.2

Подвижные игры

В процессе урока

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

24

1.4

Легкоатлетические упражнения

24

1.5

Лыжная подготовка

21

1.6

Кроссовая подготовка

12

2

Вариативная часть

24

2.1

Подвижные игры с элементами баскетбола

24


Итого

105

Классы

I семестр

II семестр

III семестр

Итого

Количество часов

51

30

24

105

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

Подвижные игры

В процессе урока

Гимнастика с элементами акробатики

24

24

Легкоатлетические упражнения

12

24

36

Лыжная подготовка

21

21

Кроссовая подготовка

12

12

Подвижные игры с элементами баскетбола

15

9

24

I.Основы знаний.

Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке. Влияние физических упражнений на здоровье ученика. Сведения о режиме дня, утренней зарядки и личной гигиене. Ведение упрощенного варианта «Дневника физической культуры ученика» в 3 классе ведут родители при участии самих детей и учителей культуры.

II. Общая физическая подготовка.

Строевые упражнения : основная стойка; построение в колонну по одному, шеренгу, в кругу, перестроение в колонну по два, по три; разминка на вытянутые руки в колонны и шеренги; команды: «направо», «налево», «на месте -шагом марш», «шагом- марш», класс- стой».

Общеразвивающие упражнения: без предметов, с мячом, упражнения для формирования осанки.

Ходьба с преодолением препятствий, на носках, пятках, в полу приседе, быстрым широким шагом.

Бег: равномерный до 800 метров, эстафетный, с различными заданиями, с высокого старта по команде.

Прыжки: на одной и двух ногах на месте, с продвижением в длину с места, в высоту, длину с разбега согнув ноги, спрыгивание в глубину с высоты до 30 см.

Броски и ловля мячей.

Метание мяча: на дальность, в цель.

Лазание по гимнастической стенке, наклонной гимнастической скамейке в упоре стоя на коленях; перелезание через скамейку, подтягивание, лежа на гимнастической скамейке, подтягивание в висе и в висе лежа, лазание по канату, перетягивание каната.

Акробатические упражнения: группировка, перекаты в группировке. Стойка на лопатках, гимнастический «мостик»

Танцевальные шаги: шаг с подскоком, приставной, галоп.

Упражнение на равновесие: на месте, ходьба по гимнастической скамейке с поворотом и приседанием, по наклонной скамейке, равновесие на одной ноге у гимнастической стенки, ходьба по гимнастической скамейке с преодолением препятствий.

Задания на закрепление основных упражнений.

Во второй половине второй четверти необходимо разучить упражнения домашнего задания и рекомендовать ученикам их выполнения (те упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях).

Различные подвижные игры и игровые упражнения с малыми (резиновыми) мячами: «увертывание от мяча», мяч по кругу, «Два мороза», «Мышеловка», «День и ночь», «Вызов номеров».

Лыжная подготовка: ступающий и скользящий шаг без палок. Поворот переступанием на месте и в движении. Подъемы ступающим шагом и спуски в высокой стойке. Прохождение дистанции до 1 км в умеренном темпе.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

- об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;

- о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов; о работе скелетных мышц, систем дыхания и

- кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

- об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;

- о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;

- о физических качествах и общих правилах их тестирования;

- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;

- о правилах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.

Уметь:

- составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

- вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;

- организовывать и проводить самостоятельные занятия, закаливающие процедуры по индивидуальным планам;

- взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.

Двигательные умения, навыки и способности:

В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основные движения в ходьбе, в беге, прыжках; с максимальной скоростью бега до 60м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бег в равномерном темпе до 10 мин; быстро стартовать из различных исходных положений; сильно отталкиваться и приземлятся на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 6-7 шагов; лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату на расстояние 4 м; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий; прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 7-9 шагов; прыгать с поворотом на 180-360гр.; совершать опорные прыжки на горку, с гимнастических матов, коня, козла;

В метаниях на дальность и на меткость: метать не большие предметы массой 150 г на дальность из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой (с места и с 1-3 шагов разбега); толкать набивной мяч массой 1 кг с одного шага; попадать малым мячом внутрь гимнастического обруча, установленного на расстоянии 10 м для мальчиков, для девочек 7 м.

В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма движения; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для обучающихся 3 класса; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг, гантелями массой 0,5-2 кг с соблюдением правильной осанки); слитно выполнять кувырок вперед и назад; осуществлять прыжок с мостика на козла или коня высотой 100 см и выполнять прыжок на маты с поворотом вправо или влево; уверенно ходить по бревну высотой 50-100 см с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90,180*, приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, сидя; выполнять висы и упоры; прыгать через скакалку, стоя на месте вращая ее вперед и назад; в положении наклона туловища вперед (ноги в коленях не сгибать) касаться пальцами рук пола.

В подвижных играх: уметь играть в подвижных играх с бегом, прыжками, метаниями, элементарно владеть мячом: держание, передача на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр;

Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже чем средний уровень основных физических способностей (см. таблицу)

(Аттестация учащихся планируется по четвертям по текущим оценкам, а также по результатам тестирования по каждому разделу программы)

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 30 м с высокого старта (с)

6.5

7.0

Силовые

Прыжок в длину с места (см)

Сгибание рук в висе лежа (кол-во раз)

130

5

125

4

К выносливости

Бег 1000 м.

Передвижение на лыжах 1,5 км

Без учета времени

К координации

Челночный бег 3*10 м.

11.0

11.5

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры, применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.

Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам).

Способы поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других занятий.

Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры, составляющей вариативную часть, развивает и определяет учитель.



Контрольно-измерительные материалы проведение

зачетно- тестовых уроков

Контрольные нормативы: проверка нормативов проводится в течение учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения.





Примерные показатели физической подготовки

по видам программы для 3 класса



Контрольные виды программы

Показатели улучшения исходного показателя и их оценки

м

д

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

1

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз

14 - 16

8 - 13

5 - 7

13 - 15

8 - 12

5 - 7

2

Прыжок в длину с места, см

143 - 150

128 - 142

119 - 127

136 - 146

118 - 135

108 - 117

3

Наклон вперед, не сгибая ног в коленях

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

4

Бег 30 м с высокого старта,

6,0 - 5,8

6,7 - 6,1

7,0 - 6,8

6,2 - 6,0

6,7 - 6,3

7,0 - 6,8

5

Бег 1000 м

Без учета времени

6

Лыжная подготовка до 1000 м (передвижение в умеренном режиме)

Без учета времени

Учебно-методическое обеспечение

  1. «Комплексная программа физического воспитания1-11 классы», В.И.Лях, А.А .Зданевич; Москва: «Просвещение»,2011

  2. Методические рекомендации при планировании прохождения материала по физической культуре в общеобразовательных учреждениях на основе баскетбола (программа А.П. Матвеева) А.Н.Каинов- Волгоград: 2003-68 c.

  3. Каинов В.А. Методические рекомендации при планировании прохождения материала по предмету «Физическая культура» в основной школе на основе баскетбола: программа В.И. Ляха, А.А. Зданевича, А.Н. Каинов, Н.В. Колышкина- Волгоград:2005-52c.

  4. В.И. Лях «Мой друг - физкультура: 1-4 кл.» М. Просвещение 2001 г.

  5. Настольная книга учителя физической культуры, авт.-сост. Г.И. Погадаев; под ред. Л.Б. Кофмана- М.:Просвещение,2010 - 127 с.

  6. Настольная книга учителя физической культуры, авт.-сост. Г.И. Погадаев; под ред. Л.Б. Кофмана- М.:Физкультура и спорт, 1998-496 с.

  7. Настольная книга учителя физической культуры: справ.- метод. Пособие, сост. Б.И. Мишин - М.: ООО «Изд-во АСТ»; ООО «Изд-во Астрель»,2003-526 с.

  8. Оценка качества подготовки выпускников средний (полной) школы по физической культуре, авт.-сост. А.П.Матвеев, Т.В.Петрова -М.: Дрофа,2001 128 с.

  9. Пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ ,Физкультура в школе- 2006-№6

  10. Физическая культура 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А.Зданевича/авт.-сост. А.Н.Каинов, Г.Р. Курьерова- Волгоград: Учитель, 2011-171 с.



© 2010-2022