Доклад на тему Здоровье - ценность образовательная

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровье - ценность образовательная

Здоровье - это самое ценное, что есть у человека.

Н.А. Семашко

При встречах и расставаниях, в праздники и будни мы желаем всем крепкого здоровья, так как это - основное условие полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять свои планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Разумно сохраняемое здоровье обес­печивает любому человеку долгую и активную жизнь.

Что такое здоровье?

Определений, что такое здоровье достаточно много.

В современной науке здоровье рассматри­вается как естественное состояние организма, характеризу­ющееся отсутствием каких-либо болезненных изменений, возникающих под воздействием биологических и соци­альных факторов. В обычной жизни под здоровьем подразумевается отсутствие хронических болезней, различных болей и очень редко сопоставляют его со здоровым образом жизни. Здоровье, это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье - это способность сопротивляться болезням, при­спосабливаться к окружающей среде, предрасположенность к самосохранению и саморазвитию.

Здоровье - ценность не только личная и социальная, но и образовательная.

Задачи школы по подготов­ке ученика к самостоятельной жизни и предполагают форми­рование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, закрепление соответствующих навыков. Исследователи Н.К.Смирнов, В.Д. Сонькин, М.М. Безруких рассматривают понятия здоровье сберегающие технологии, предлагая определённую структуру и компонентность, что позволяет расширить представление о применении здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе. Определяя понятие «здоровье сберегающие образовательные технологи­и», следует понимать те техно­логии, которые используются в образовательном процессе для поддержания здоровья учащихся. Исследователь проблемы Н.К. Смирнов отмечает: «Если же здоровьесберегающие технологии связывать с решением более узкой, здоровьеохранительной задачей, то к здоровье сберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов. Обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении». Он предлагает выделить понятие «здоровье формирующие образовательные технологии», понимая под этим те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, а также мотивацию на веде­ние здорового образа жизни. Работа школы по сохранению и укреплению здоровья уча­щихся только тогда может считаться полноценной и эффек­тивной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Таблица 1 - Обобщенная характеристика здоровьесберегающей технологии

Структура здоровьесберегающей

образовательной технологии

Критерии технологичности

Условия реализации

Концептуальная основа: теория и методоло­гии, подходы, принципы

Концептуальность

Педагогическое пони­мание идеи

Содержательные осно­вы; общие и конкрет­ные цели; конкретные составляющие здоровьесберегающие образова­ния

Системность

Организационно-мето­дическое обеспечение

Технологические основы: психолого-педаго­гические условия орга­низации здоровьесберегающего учебно-воспи­тательного процесса

Адекватность и адаптивность

Наличие установки на идею как ценность учеб­но-воспитательного ре­зультата

Методы и формы работы

Управляемость и воспроизводимость

Педагогическая компе­тентность и мастерство специалистов, реализующих концепцию

Диагностика результатов деятельности по реализации здоровьесберегающей техноло­гии «Школа здоровья»

Результативность и эффективность

Возможность измере­ния результативности технологии

Другой исследователь, В.Д. Сонькин, под здоровьесберегающими технологиями предлагает понимать:

  • благоприятные условия обучения ребенка в школе (от­сутствие стресса, адекватность требований, методик обуче­ния и воспитания);

  • оптимальную организацию учебного процесса (в соответ­ствии с возрастными, половыми, индивидуальными особен­ностями и гигиеническими требованиями);

  • необходимый, достаточный и рационально организован­ный двигательный режим.

Всесторонняя программа здоровья в детском коллективе, по его мнению, должна включать следующие компоненты:

  • образование в области здоровья;

  • физическое воспитание;

  • школьную медицинскую службу;

  • службу питания;

  • службу здоровья персонала школы;

  • школьную психологическую службу;

  • социальные службы;

  • учистие родителей и общественности.

М.М. Безруких дополняет здоровьесберегающие техноло­гии понятием «здоровьесберегающие мероприятия» и относит их к числу:

  • диспансеризацию учащихся;

  • профилактические прививки;

  • дни здоровья, турпоходы;

  • школьные спортивные праздники;

  • беседы о здоровье с учащимися;

  • беседы о здоровье с родителями;

  • витаминизацию;

  • программу «Здоровье» (школьный компонент);

  • выпуск санбюллетеней, листков здоровья и др.

В области сохранения и укрепления здоровья выделяют следующие типы технологий:

  1. Здоровьесберегающие - создающие безопасные усло­вия пребывания, обучения и работы в школе, решающие за­дачи рациональной организации образовательного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особен­ностей и гигиенических требований), соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка.

  2. Оздоровительные - технологии, направленные на ре­шение задач укрепления физического здоровья учащихся, повышение потенциала (ресурсов) здоровья: физическая под­готовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимна­стика, массаж, фитотерапия, музыкотерапия.

  3. Технологии обучения здоровью - гигиеническое обу­чение (правильное питание, уход за зубами), обучение жиз­ненным навыкам (управление эмоциями, разрешение конфликтов и др.), профилактика травматизма, профилак­тика злоупотребления психоактивными веществами, поло­вое воспитание. Такие технологии реализуются путем включения соответствующих тем в предметы общеобразова­тельного цикла (« Основы безопасности жизнедеятельности », «Биология», «Граждановедение» и др.), введения в «вариативную» часть базисного учебного плана новых предметов («Расти здоровым», «Твоё здоровье», «Педагогика здоровья» и др.), организации факультативного обучения и дополни­тельного образования.

  4. Воспитание культуры здоровья - воспитание у уча­щихся личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье, как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности за собственное здо­ровье, здоровье семьи, сообщества, физическое воспитание. Осуществляется через факультативные занятия по развитию личности учащихся (воспитание чувства уверенности в себе и самоуважения), внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы, реализацию детских и молодежных проектов, волонтерское движение.

С точки зрения пользы для здоровья ученика наиболее продуктивными оказываются здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе способные:

  1. опираться на комплексный характер здоровья;

  2. принимать во внимание наибольшее число факторов, ока­зывающих влияние на здоровье;

  3. учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

  4. обеспечить принятие целей и содержания политики учреждения в области укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни;

  5. контролировать соблюдение правил, которые несут в себе здравоохранительное и профилактическое содержание (правило не употреблять психоактивные вещества в школе, не курить, не злоупотреблять алкоголем и т, д.);

  6. постоянно улучшать гигиенические условия школы, материально-техническую и учебную базу, социаль­но-психологический климат в коллективе согласно требова­ниям современности;

  7. вовлекать учащихся в планирование деятельности и ана­лиз результатов проделанной работы;

  8. формировать положительное отношение учащихся к об­разовательному учреждению, благоприятный климат внутри педагогического и ученического коллективов, в отношениях учителей и учащихся;

  9. обосновывать условия последовательности и преемственности в реализации технологии;

  10. осуществлять периодическую оценку эффективности тех­нологии;

  11. привлекать родителей к работе по сохранению и укреп­лению здоровья учеников;

  12. практиковать личностно-ориентированный стиль препо­давания и отношений с детьми;

  13. взаимодействовать со средствами массовой информации - освещать работы образовательных учреждений по воспита­нию культуры здоровья;

  14. проектировать образовательную среду, обеспечивающую безопасные, комфортные условия жизнедеятельности и др.

Образовательные учреждения наравне с решением педагогических задач должны сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья, внедряя здоровье сберегающие технологии.

Например:

  1. Оптимизация учебного процесса с целью укрепления и развития здоровья школьников.

  2. Снижение негативных факторов интенсивной учебной нагрузки за счет оптимизации учебного процесса.

  3. Методическая поддержка здоровье сберегающей деятельности.

  4. Мониторинг здоровья и развития школьников.

Можно с убеждённостью сделать вывод, что эффективность формирова­ния здорового образа жизни напрямую должна быть связана с повышением включенности учащегося в здоровье сберегающий образователь­ный процесс и формированием активной позиции по отношению к собственному здоровью.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большую актуальность. Ухудшение состояния вызывают многие причины, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

. Основная масса родителей всячески стремится оградить своих детей от физических нагрузок, что также не способствует укреплению их здоровья. Кроме того, отрицательное влияние оказывают окружающая среда, наследственные факторы, пренебрежение правилами здорового образа жизни. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский справедливо указывал "Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

Вот и я в работе поставила как одну из главных своих задач сохранение здоровья воспитанников. В 2007-/2010 учебном году начал свою деятельность клуб "Олимп»".

Сообщение о целях и задачах клуба было с интересом воспринято детьми. В первое же воскресенье мы в сопровождении родителей-энтузиастов отправились в оздоровительный поход в лес. Там мы провели весь день, наслаждаясь прекрасной погодой, походным обедом, костром, подвижными играми ; в заключение была проведена беседа о влиянии природных факторов на здоровье человека.

В дальнейшем пешеходные прогулки в загородный лесной массив, стали регулярными. Здесь и катание на лыжах и санках с гор, и зимние походы в лес в сопровождении старшеклассников и родителей... Вспоминаются и ежегодные осенние походы к святому источнику в «Колюпаново, в исторический музей. Эти приятные для детей прогулки и походы чередовались с практическими и теоретическими занятиями по формированию культуры здоровья. Самые первые занятия клуба мы посвятили вопросу, от чего зависит здоровье человека. В процессе обсуждения дети ознакомились с примерами крепкого здоровья и долголетия из книг.Интерес детей был таков, что они по собственной инициативе стали вести блокнотики для записи наиболее поразивших их фактов, актуальных советов и т.п. и дневники здоровья, где они отмечали важные моменты, касающиеся их самочувствия. Из первого логично вытекал следующий вопрос: "С чего начинать свое оздоровление или укрепление здоровья?" Ответ опять нашли в книгах: начинать надо с позвоночника. Дети четко уяснили для себя влияние позвоночника на здоровье всего организма и отдельных органов, записали в блокноты упражнения для позвоночника, разучили их, перед всеми дали обещание выполнять их дома. Установили, что важные составляющие здоровья: питание и режим. В процессе обсуждения дети установили существование зависимости от состояния здоровья успешной учебы.

Создавая программу формирования здорового образа жизни, я учитывала реальные возможности общеобразовательной школы: уровень знаний, умений и навыков, который уже имели дети; содержание предметов, изучаемых в школе; состояние здоровья учащихся. Основные задачи программы:

 создание условий для осознания подростками здоровья как ценности;

 формирование у них опыта самопознания;

 стимулирование их к овладению индивидуальными способами ведения здорового образа жизни.

Оздоровительная работа не прекращается у нас и в каникулы. Каждый год я работаю в каникулярное время в детском школьном оздоровительном лагере « Солнышко» на базе своей школы. Провожу учебно-тренировочные занятия по легкой атлетике. Дети постоянно участвуют в соревнованиях, занимают призовые места. Провожу различные спортивно-массовые мероприятия, такие как « Папа, мама, я - спортивная семья!», «Малые олимпийские игры», сказочное представление «Планета здоровья».

Я считаю, что в каждой школе должна быть целостная воспитательно-образовательная система, которая бы включала:

  1. систематические занятия и воспитательные мероприятия по здоровому образу жизни;

  2. разнообразное, хорошо сбалансированное правильное, учитывающее возраст детей, их здоровье и физические нагрузки питание;

  3. сеть разнообразных спортивных секций, позволяющих детям сделать выбор в соответствии с их интересами и возможностями;

  4. организацию труда (включая учебу) и отдыха детей в соответствии с их биоритмами;

  5. формирование у детей умений управлять своими эмоциями (работа со школьным психологом);

  6. профилактику вредных привычек с помощью внеклассных мероприятий с привлечением специалистов, проводимых и для младших школьников, и для старшеклассников;

  7. совместные мероприятия с родителями, выходы на природу, регулярные однодневные походы;

  8. вовлечение родителей на родительских собраниях в обмен опытом для сохранения и поддержания собственного здоровья и своих детей с участием специалистов (рубрика "Здоровье в наших руках");

  9. обучение детей методикам точечного массажа в помощь самому себе;

  10. экологическое воспитание, проведение общешкольных мероприятий, привлечение детей к мониторинговым исследованиям.

Для обучения детей способам сохранения здоровья и стимулирования у них стремления к здоровому образу жизни необходимо шире привлекать специалистов. Полезно было бы создать в школе комиссию, которая следила бы за изменениями состояния здоровья детей, проводила соответствующую диагностику и представляла полученную информацию на педсоветы, родительские собрания для анализа и планирования дальнейших действий


© 2010-2022