- Преподавателю
- Физкультура
- Доклад на тему Здоровье - ценность образовательная
Доклад на тему Здоровье - ценность образовательная
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алмазова Т.Н. |
Дата | 06.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Здоровье - ценность образовательная
Здоровье - это самое ценное, что есть у человека.
Н.А. Семашко
При встречах и расставаниях, в праздники и будни мы желаем всем крепкого здоровья, так как это - основное условие полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять свои планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Разумно сохраняемое здоровье обеспечивает любому человеку долгую и активную жизнь.
Что такое здоровье?
Определений, что такое здоровье достаточно много.
В современной науке здоровье рассматривается как естественное состояние организма, характеризующееся отсутствием каких-либо болезненных изменений, возникающих под воздействием биологических и социальных факторов. В обычной жизни под здоровьем подразумевается отсутствие хронических болезней, различных болей и очень редко сопоставляют его со здоровым образом жизни. Здоровье, это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье - это способность сопротивляться болезням, приспосабливаться к окружающей среде, предрасположенность к самосохранению и саморазвитию.
Здоровье - ценность не только личная и социальная, но и образовательная.
Задачи школы по подготовке ученика к самостоятельной жизни и предполагают формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, закрепление соответствующих навыков. Исследователи Н.К.Смирнов, В.Д. Сонькин, М.М. Безруких рассматривают понятия здоровье сберегающие технологии, предлагая определённую структуру и компонентность, что позволяет расширить представление о применении здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе. Определяя понятие «здоровье сберегающие образовательные технологии», следует понимать те технологии, которые используются в образовательном процессе для поддержания здоровья учащихся. Исследователь проблемы Н.К. Смирнов отмечает: «Если же здоровьесберегающие технологии связывать с решением более узкой, здоровьеохранительной задачей, то к здоровье сберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов. Обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении». Он предлагает выделить понятие «здоровье формирующие образовательные технологии», понимая под этим те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, а также мотивацию на ведение здорового образа жизни. Работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся только тогда может считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Таблица 1 - Обобщенная характеристика здоровьесберегающей технологии
Структура здоровьесберегающей
образовательной технологии
Критерии технологичности
Условия реализации
Концептуальная основа: теория и методологии, подходы, принципы
Концептуальность
Педагогическое понимание идеи
Содержательные основы; общие и конкретные цели; конкретные составляющие здоровьесберегающие образования
Системность
Организационно-методическое обеспечение
Технологические основы: психолого-педагогические условия организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса
Адекватность и адаптивность
Наличие установки на идею как ценность учебно-воспитательного результата
Методы и формы работы
Управляемость и воспроизводимость
Педагогическая компетентность и мастерство специалистов, реализующих концепцию
Диагностика результатов деятельности по реализации здоровьесберегающей технологии «Школа здоровья»
Результативность и эффективность
Возможность измерения результативности технологии
Другой исследователь, В.Д. Сонькин, под здоровьесберегающими технологиями предлагает понимать:
-
благоприятные условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, методик обучения и воспитания);
-
оптимальную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
-
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Всесторонняя программа здоровья в детском коллективе, по его мнению, должна включать следующие компоненты:
-
образование в области здоровья;
-
физическое воспитание;
-
школьную медицинскую службу;
-
службу питания;
-
службу здоровья персонала школы;
-
школьную психологическую службу;
-
социальные службы;
-
учистие родителей и общественности.
М.М. Безруких дополняет здоровьесберегающие технологии понятием «здоровьесберегающие мероприятия» и относит их к числу:
-
диспансеризацию учащихся;
-
профилактические прививки;
-
дни здоровья, турпоходы;
-
школьные спортивные праздники;
-
беседы о здоровье с учащимися;
-
беседы о здоровье с родителями;
-
витаминизацию;
-
программу «Здоровье» (школьный компонент);
-
выпуск санбюллетеней, листков здоровья и др.
В области сохранения и укрепления здоровья выделяют следующие типы технологий:
-
Здоровьесберегающие - создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы в школе, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических требований), соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка.
-
Оздоровительные - технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья учащихся, повышение потенциала (ресурсов) здоровья: физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, музыкотерапия.
-
Технологии обучения здоровью - гигиеническое обучение (правильное питание, уход за зубами), обучение жизненным навыкам (управление эмоциями, разрешение конфликтов и др.), профилактика травматизма, профилактика злоупотребления психоактивными веществами, половое воспитание. Такие технологии реализуются путем включения соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла (« Основы безопасности жизнедеятельности », «Биология», «Граждановедение» и др.), введения в «вариативную» часть базисного учебного плана новых предметов («Расти здоровым», «Твоё здоровье», «Педагогика здоровья» и др.), организации факультативного обучения и дополнительного образования.
-
Воспитание культуры здоровья - воспитание у учащихся личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье, как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, сообщества, физическое воспитание. Осуществляется через факультативные занятия по развитию личности учащихся (воспитание чувства уверенности в себе и самоуважения), внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы, реализацию детских и молодежных проектов, волонтерское движение.
С точки зрения пользы для здоровья ученика наиболее продуктивными оказываются здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе способные:
-
опираться на комплексный характер здоровья;
-
принимать во внимание наибольшее число факторов, оказывающих влияние на здоровье;
-
учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
-
обеспечить принятие целей и содержания политики учреждения в области укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни;
-
контролировать соблюдение правил, которые несут в себе здравоохранительное и профилактическое содержание (правило не употреблять психоактивные вещества в школе, не курить, не злоупотреблять алкоголем и т, д.);
-
постоянно улучшать гигиенические условия школы, материально-техническую и учебную базу, социально-психологический климат в коллективе согласно требованиям современности;
-
вовлекать учащихся в планирование деятельности и анализ результатов проделанной работы;
-
формировать положительное отношение учащихся к образовательному учреждению, благоприятный климат внутри педагогического и ученического коллективов, в отношениях учителей и учащихся;
-
обосновывать условия последовательности и преемственности в реализации технологии;
-
осуществлять периодическую оценку эффективности технологии;
-
привлекать родителей к работе по сохранению и укреплению здоровья учеников;
-
практиковать личностно-ориентированный стиль преподавания и отношений с детьми;
-
взаимодействовать со средствами массовой информации - освещать работы образовательных учреждений по воспитанию культуры здоровья;
-
проектировать образовательную среду, обеспечивающую безопасные, комфортные условия жизнедеятельности и др.
Образовательные учреждения наравне с решением педагогических задач должны сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья, внедряя здоровье сберегающие технологии.
Например:
-
Оптимизация учебного процесса с целью укрепления и развития здоровья школьников.
-
Снижение негативных факторов интенсивной учебной нагрузки за счет оптимизации учебного процесса.
-
Методическая поддержка здоровье сберегающей деятельности.
-
Мониторинг здоровья и развития школьников.
Можно с убеждённостью сделать вывод, что эффективность формирования здорового образа жизни напрямую должна быть связана с повышением включенности учащегося в здоровье сберегающий образовательный процесс и формированием активной позиции по отношению к собственному здоровью.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большую актуальность. Ухудшение состояния вызывают многие причины, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
. Основная масса родителей всячески стремится оградить своих детей от физических нагрузок, что также не способствует укреплению их здоровья. Кроме того, отрицательное влияние оказывают окружающая среда, наследственные факторы, пренебрежение правилами здорового образа жизни. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский справедливо указывал "Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
Вот и я в работе поставила как одну из главных своих задач сохранение здоровья воспитанников. В 2007-/2010 учебном году начал свою деятельность клуб "Олимп»".
Сообщение о целях и задачах клуба было с интересом воспринято детьми. В первое же воскресенье мы в сопровождении родителей-энтузиастов отправились в оздоровительный поход в лес. Там мы провели весь день, наслаждаясь прекрасной погодой, походным обедом, костром, подвижными играми ; в заключение была проведена беседа о влиянии природных факторов на здоровье человека.
В дальнейшем пешеходные прогулки в загородный лесной массив, стали регулярными. Здесь и катание на лыжах и санках с гор, и зимние походы в лес в сопровождении старшеклассников и родителей... Вспоминаются и ежегодные осенние походы к святому источнику в «Колюпаново, в исторический музей. Эти приятные для детей прогулки и походы чередовались с практическими и теоретическими занятиями по формированию культуры здоровья. Самые первые занятия клуба мы посвятили вопросу, от чего зависит здоровье человека. В процессе обсуждения дети ознакомились с примерами крепкого здоровья и долголетия из книг.Интерес детей был таков, что они по собственной инициативе стали вести блокнотики для записи наиболее поразивших их фактов, актуальных советов и т.п. и дневники здоровья, где они отмечали важные моменты, касающиеся их самочувствия. Из первого логично вытекал следующий вопрос: "С чего начинать свое оздоровление или укрепление здоровья?" Ответ опять нашли в книгах: начинать надо с позвоночника. Дети четко уяснили для себя влияние позвоночника на здоровье всего организма и отдельных органов, записали в блокноты упражнения для позвоночника, разучили их, перед всеми дали обещание выполнять их дома. Установили, что важные составляющие здоровья: питание и режим. В процессе обсуждения дети установили существование зависимости от состояния здоровья успешной учебы.
Создавая программу формирования здорового образа жизни, я учитывала реальные возможности общеобразовательной школы: уровень знаний, умений и навыков, который уже имели дети; содержание предметов, изучаемых в школе; состояние здоровья учащихся. Основные задачи программы:
создание условий для осознания подростками здоровья как ценности;
формирование у них опыта самопознания;
стимулирование их к овладению индивидуальными способами ведения здорового образа жизни.
Оздоровительная работа не прекращается у нас и в каникулы. Каждый год я работаю в каникулярное время в детском школьном оздоровительном лагере « Солнышко» на базе своей школы. Провожу учебно-тренировочные занятия по легкой атлетике. Дети постоянно участвуют в соревнованиях, занимают призовые места. Провожу различные спортивно-массовые мероприятия, такие как « Папа, мама, я - спортивная семья!», «Малые олимпийские игры», сказочное представление «Планета здоровья».
Я считаю, что в каждой школе должна быть целостная воспитательно-образовательная система, которая бы включала:
-
систематические занятия и воспитательные мероприятия по здоровому образу жизни;
-
разнообразное, хорошо сбалансированное правильное, учитывающее возраст детей, их здоровье и физические нагрузки питание;
-
сеть разнообразных спортивных секций, позволяющих детям сделать выбор в соответствии с их интересами и возможностями;
-
организацию труда (включая учебу) и отдыха детей в соответствии с их биоритмами;
-
формирование у детей умений управлять своими эмоциями (работа со школьным психологом);
-
профилактику вредных привычек с помощью внеклассных мероприятий с привлечением специалистов, проводимых и для младших школьников, и для старшеклассников;
-
совместные мероприятия с родителями, выходы на природу, регулярные однодневные походы;
-
вовлечение родителей на родительских собраниях в обмен опытом для сохранения и поддержания собственного здоровья и своих детей с участием специалистов (рубрика "Здоровье в наших руках");
-
обучение детей методикам точечного массажа в помощь самому себе;
-
экологическое воспитание, проведение общешкольных мероприятий, привлечение детей к мониторинговым исследованиям.
Для обучения детей способам сохранения здоровья и стимулирования у них стремления к здоровому образу жизни необходимо шире привлекать специалистов. Полезно было бы создать в школе комиссию, которая следила бы за изменениями состояния здоровья детей, проводила соответствующую диагностику и представляла полученную информацию на педсоветы, родительские собрания для анализа и планирования дальнейших действий