Доклад на тему: Внедрение новых технологий на уроках физической культуры

Данный доклад предназначен для учителей любого изучаемого предмета как в школе, так и в других учебных заведениях.  В данной статье хочу рассказать о внедрении новых технологий на уроках физической культуры в КГУ "Экономическая школа - лицей". На своих уроках я использую элементы таких технологий как; ГСО, технология обучения в сотрудничестве, проблемного обучения дифференцированного обученияи разноуровневого обучения. В статье подробно рассмотрено применение на уроках элементов технологии разно...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Внедрение новых технологий на уроках физической культуры».

На своих уроках я использую элементы таких технологии как: ГСО, технология сотрудничества, проблемного обучения, дифференцированного и разноуровневого обучения. Остановлюсь на некоторых из них.

Дифференциация обучения сегодня активно включается в образовательный процесс. Дифференциация обучения предполагает обязательный учёт индивидуально-типологических особенностей учащихся, форму их группирования и различное построение учебного процесса в выделенных группах. Такое понимание дифференциации обучения не предполагает негативных последствий, т. к. обязательным является учет индивидуально-типологических особенностей личности, что приспосабливает учебный процесс к ученику. Наиболее широко в практике распространена внутриклассная дифференциация обучения, при которой внутри разнородного класса создаются группы учащихся по каким-либо признакам, чаще - по обучаемости, т. е. по лёгкости и быстроте усвоения учебного материала. Внутриклассная дифференциация выражается в заданиях различного уровня сложности, дозирования помощи учителя ученикам. Это лёгкая, гибкая форма дифференцированного обучения, комфортная для учащихся, дающая им возможность переходить из группы в группу. Группы выделяются неявно, внимание учащихся на них не акцентируется. Однако в условиях внутриклассной дифференциации различное построение учебного процесса возможно в основном на этапе закрепления и обобщения знаний.

Разновидность внутриклассной дифференциации - дифференциация уровневая, при которой ученик получает право и возможность выбирать уровень усвоения учебного материала. Уровни усвоения предъявляются ученикам в форме перечня знаний, умений и навыков, которые они должны приобрести, образцов задач ( упражнений ), которые должны научиться решать ( выполнять ).

В данной технологии предлагается введение двух стандартов: для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый). Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.

В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает:

- наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся;

- базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;

- базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;

- система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);

- наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.

Это обеспечивается уровнем обучения, который превышает уровень минимального стандарта (ножницы). Пространство «ножниц» - зона ближайшего развития (Л.С.Выготский) - заполнено дополнительными вариантами - «лестницей» деятельности. Здесь обучение происходит на индивидуальном максимально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию ученья (Л.В.Занков).

Существенной особенностью технологии уровневой дифференциации обучения является ее органическая связь с системой контроля результатов учебного процесса и системой оценивания достижений школьников.

Уровневая дифференциация применима в средних, старших классах, в которых ученики сознательно подходят к выбору уровня усвоения. Каким уровнем знаний ( умений ) овладел ученик, такой отметки он заслуживает. За минимальный - 3, средний - 4, повышенный - 5.

Для реализации данной технологии требуется существенная реорганизация традиционной классно - урочной системы, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, но имеющей на выходе неоднозначные результаты. Такая система была адаптирована и к условиям классно - урочной системы, получив название « Технология разноуровневого обучения «.

Теоретическое обоснование данной технологии - различения основной массы учащихся по уровню обучаемости - сводится прежде всего ко времени, необходимому ученику для освоения учебного материала.

Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку « в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики». Если каждому ученику отводить время, соответствующее его способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. В качестве основных принципов педагогической технологии были выбраны следующие:

  1. всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.

  2. взаимное превосходство - если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать

  3. неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Изучение нами данной технологии ведётся уже много лет. В полном объёме применить технологию разноуровневого обучения можно на уроках гимнастики, где используется в основном групповой способ организации учебного процесса. Класс делится на разнородные группы, где каждому учащемуся в группе предлагается самостоятельно выбрать для изучения упражнение своего уровня подготовки и затем выполнить его на оценку. На своих уроках я предлагаю задания двух, трех уровней сложности, т. к. иногда выполнение упражнения среднего уровня сложности с ошибками, будет оцениваться уже на балл ниже.

Так, например, при изучении комплекса упражнении по акробатике, на брусьях, в равновесии, основа комплекса представляет собой определённый набор упражнении, которые обязательно должны в него входить, но на отметку «5» добавляются какие - то сложные элементы в комплекс, тогда как на оценку «4» - они исключаются. На отметку «3» предлагается совсем отдельное упражнение. Учащиеся работают по карточкам, где комплекс представлен в графическом изображении, имеет порядок выполнения упражнении и название, что позволяет улучшить и теоретические знания по предмету.

Так например, ниже показаны карточки с упражнениями на брусьях для девушек 7-х классов на отметки «3», «4» и «5».




Доклад на тему:Внедрение новых технологий на уроках физической культуры


Доклад на тему:Внедрение новых технологий на уроках физической культуры

Доклад на тему:Внедрение новых технологий на уроках физической культуры










Доклад на тему:Внедрение новых технологий на уроках физической культуры





Следующей технологией, которую я применяю на уроках гимнастики, являются элементы технологии проблемного обучения.

Знания - дети удивления и любопытства. Луи де Бройль

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Целевые ориентации

• Приобретение ЗУН.

• Усвоение способов самостоятельной деятельности.

• Развитие познавательных и творческих способностей.

• Условиями успешности обучения являются:

- проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);

-активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);

- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Особенности методики

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);

- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Так, например, учащимся в конце четверти, когда темы большей части раздела «Спортивная гимнастика» пройдены, предлагаются карточки с изображением различных «пирамид», в которых можно взять для построения предложенную «пирамиду» целиком с картинки, а можно составить свою собственную. После рассмотрения карточек с «пирамидами», класс делится на группы для их выполнения.

Во время выполнения «пирамид» учащиеся сталкиваются со следующими проблемными ситуациями:

- определяют сложность выполнения той или иной «пирамиды»;

- определяют порядок выполнения;

- определяют технику выполнения

- значение роста, веса человека, участвующего в построении «пирамиды»;

- количество в группе человек, которые могут составить ту или иную композицию.

Еще количество учащихся в группах зависит от наполняемости класса на данный момент, т.к. для построения той или иной пирамиды требуется определенное количество человек.

Вот некоторые из карточек:

Доклад на тему:Внедрение новых технологий на уроках физической культуры









Доклад на тему:Внедрение новых технологий на уроках физической культуры









Доклад на тему:Внедрение новых технологий на уроках физической культуры









Доклад на тему:Внедрение новых технологий на уроках физической культуры









Доклад на тему:Внедрение новых технологий на уроках физической культуры









Так учащиеся разных классов решили проблемные ситуации при построении гимнастических «пирамид»:

Доклад на тему:Внедрение новых технологий на уроках физической культурыДоклад на тему:Внедрение новых технологий на уроках физической культурыДоклад на тему:Внедрение новых технологий на уроках физической культурыДоклад на тему:Внедрение новых технологий на уроках физической культурыДоклад на тему:Внедрение новых технологий на уроках физической культуры





Примечание. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.

© 2010-2022