Методическая разработка Физическое воспитание средствами индивидуального подхода

Раздел Физкультура
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Методическая разработка



« Физическое воспитание школьников

на основе индивидуального подхода»




Учитель физической культуры

Гончаренко Константин Николаевич

МОУ «СОШ д.Звягино»




д .Звягино.


2015 г.






СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА.


  1. Индивидуальный подход в воспитании школьников как психолого-педагогическая проблема 5

  2. Реализация принципа доступности как приоритетное направление в реализации индивидуального подхода в физическом воспитании

школьников 7

1.3. Проблема физического воспитания сельских подростков с учетом их

индивидуальных особенностей 10

Выводы 15







ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В свете происходящих социокультурных, духовных и экономических изменений в России индивидуальные цели жизни личности стали признаваться как не менее значимые, чем общественные цели. Все это не могло не повлиять на образовательную политику страны.

Индивидуальный подход в образовании рассматривается как высшее проявление дифференцированного подхода, который призван обращать внимание на индивидуальные особенности проявления каждой личности, его интересы, потребности, наклонности и на основе учета всего этого создавать в массовой общеобразовательной школе педагогические условия для развития школьника.

Объем и разноплановость содержания образования, связанного с физкультурой как школьным предметом, позволяет реализовать индивидуальный подход. Содержание этой дисциплины дает возможность для организации вариативных процессов учебно-тренировочной деятельности на уроках и во внеурочной работе. Это относится в полной мере и к сельской общеобразовательной школе.

В процессе обзорно-аналитического исследования нами была изучена психолого-педагогическая, методическая литература, которая позволила определить состояние проблемы индивидуализации на современном этапе.

Тем не менее в практике преподавания физической культуры остаются противоречия. Это:

  • с одной стороны, преподаватели физической культуры, используют определенные средства, методы и приемы, имеющие некоторое отношение к индивидуализации (текущий, промежуточный контроль, индивидуальные задания и др.), а с другой стороны, эти попытки порой ограничиваются фиксированием фактов ("слабо успевает", "успевает", "имеет следующие проблемы" и т.п.), то есть не имеют продолжения, выходящего на коррекцию, проектирование индивидуального развития личности учащегося.





Цель работы: На основе изученной теории и передовой практики систематизировать знания об индивидуальном подходе, использовать их в опытно-экспериментальном варианте для совершенствования занятий по физической культуре.

Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс на уроке и во внеурочных формах занятий по физической культуре в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: Процесс индивидуализации физического воспитания школьника.

Гипотеза исследования: Физическое воспитание школьников будет отвечать требованиям индивидуального подхода, если:

- последовательно обеспечивать условия доступности в физическом воспитании школьников;

- процесс индивидуализации будет подкреплен четко разработанными критериями, моделью и будет инициировать как внешние, так и внутренние факторы развития личности школьника.

Задачи исследования:

1. Выявить значение индивидуального подхода в физическом воспитании школьника на основе анализа состояния исследуемой проблемы в психолого-педагогической, специальной методической литературе и на основе передовой педагогической практики.

  1. Разработать комплекс педагогических условий индивидуализации физического воспитания сельских школьников и на их основе организовать опытно-экспериментальную работу.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования; изучение нормативных документов об образовании; методы опроса, наблюдения, беседы с учащимися, родителями, преподавателями; анализ отзывов общественности; прогностические методы (экспертная оценка, самооценка и др.); диагностические методы (анкетирование, тестирование); педагогический анализ; статистические методы обработки результатов эксперимента, обобщение и систематизация материала.

Практическая значимость работы: Предлагаемые педагогические условия индивидуализации физического воспитания школьников могут помочь специалистам в совершенствовании своего педагогического мастерства, в выработке индивидуального стиля профессиональной деятельности.






ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА.

Индивидуальный подход в воспитании школьников как психолого-педагогическая проблема Анализ современной научно-методической литературы, в том числе и по частной методике применительно к физической культуре как школьному предмету, показывает, что наличие дискуссии в определении сущности, целей, задач, методов и средств индивидуализации воспитания учащихся характеризует эту проблему как важную и сложную. Особое внимание привлекла к себе рассматриваемая проблема в период перехода на классно-урочную систему обучения. Прогрессивные отечественные педагоги 17-19 вв. исходили из того, что все дети могут успешно учиться, необходимо только учитывать индивидуальные особенности. В последующий период каждый новый этап разработки принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении обусловливался развитием социально-экономической и культурной жизни общества, уровнем развития педагогической и психологической науки, передового педагогического опыта. На современном этапе постоянно происходит обогащение идеи индивидуального подхода к учащимся, ставится вопрос о более глубоком изучении индивидуальных особенностей учащихся, о необходимости разработки программных средств, ориентированных на отдельных учащихся или их групп, имеющих сходные склонности, потребности, способности и личные цели. Так, широкое распространение получают идеи дифференцированного обучения, формирования познавательной активности и самостоятельности учащихся посредством индивидуализации обучения, идеи предупреждения неуспеваемости школьников, повышения качества образования. Особое внимание уделяется формам работы со способными и одаренными детьми.

Педагогическая диагностика индивидуальных особенностей учащихся стала, по существу, отдельным направлением исследований в педагогике. К основным аспектам ее разработки следует отнести выбор комплекса индивидуальных особенностей, учитываемых педагогом, методы и способы их диагностики, количественные и качественные показатели сформированности и развития индивидуальных особенностей ребенка.

Реализация индивидуализации обучения учащихся имеет свои этапы и особенности, обусловленные целями, стоящими перед школой. Исходя из цели обучения, следует: индивидуальный подход может осуществляться как в "широком", так и в "узком" смысле слова. Конечная цель и результат индивидуального подхода в "широком" понимании - "сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности учащегося" ( И.Э.Унт ). Во втором случае - это качественное усвоение им учебного материала. И в первом, и во втором случае этот процесс специально организуемый, целенаправленный, представляющий определенную линию и систему в работе с учащимися (юными спортсменами). Анализ реальной практики показывает, что в "широком" смысле индивидуальный подход стал рассматриваться только в 90-х годах в результате смены технократической парадигмы образования на гуманистическую. В нашем исследовании индивидуальный подход рассматривается как с одной, так и с другой точки зрения, но больше в узком смысле.

Анализ педагогической литературы показывает, что проблема индивидуализации обучения занимает одно из ведущих мест и в зарубежной педагогике. Вопросы, как всего учебного процесса, так и отдельных его аспектов разрабатывали М. Берг. С. Френе, И.Э. Унт и др. Представляются интересными системы индивидуального обучения (СИО), распространенные в развитых западных странах в массовых школах в начале 20 века. Разработка СИО шла по трем направлениям: Организация индивидуального режима учебной работы:
самостоятельное распределение учащимися времени и порядка учебной работы при консультативной помощи учителя, гибкая система организации и учета индивидуального продвижения обучаемого по мере выполнения заданий (Дальтон-план).

2. Сочетание индивидуализации режима и содержания учебной работы с групповой деятельностью учащихся: деятельность учащихся в малых, переменных по составу группах сопровождалось заменой жестко "горизонтальной" (одновозрастной) группировки детей "вертикальной" (разновозрастной) (Говальд-план, открытое обучение).

3. Разработка специальных учебных материалов: создание пособий,
рассчитанных преимущественно на самостоятельное изучение учебного материала и работу учащихся в собственном темпе, средств диагностического контроля, устанавливающих степень усвоения содержания обучения в сравнении с заданными стандартами (программированное обучение).

В настоящее время потребности общества, ставшего на путь демократизации и гуманизации, определили требования ко всей образовательной системе. Когда расширились социальные функции школы, изменилось содержание, утверждаются субъект-субъектные отношения между учителями и учениками, появились новые направления в дидактике, возникла потребность и появились объективные возможности исследования проблемы индивидуального подхода к учащимся на ином, системном, уровне. На современном этапе индивидуальный подход должен являться основополагающим моментом построения образовательной среды, которая призвана поощрять детей к самовыражению, стимулировать их развитие на основе индивидуальных интересов и потребностей.

На основе обобщения материала ряда литературных источников, практики реализации индивидуального подхода мы выделили пять уровней осуществления индивидуализации обучения:

  • федеральный - в его основе лежат законодательные акты в области образования, которые декларируют общие педагогические принципы и потребности общества;

  • региональный - конкретизируются и дополняются формы федерального уровня, исходя из специфики местных обычаев и потребностей;

  • школьный - реализуются формы индивидуализации обучения с учетом потребностей учащихся данной школы, а также инициативы школьного руководства и наличия специалистов;

-учительский - определяется ведущая роль учителя в выборе форм индивидуализации обучения конкретных классов с конкретным контингентом учеников, что предполагает учет индивидуальных особенностей данного класса и каждой отдельной личности;

  • ученический - выбирается индивидуальный образовательный маршрут, который рассматривается в настоящее время только в аспекте выбора учениками образовательных программ, в то время как выбор методов, форм обучения, источников информации, темпа обучения и т.д. рассматривается лишь на декларативном уровне.

Наше исследование посвящено осуществлению индивидуализации на уровне учителя физической культуры и юного спортсмена в рамках занятий по физической культуре в сельской общеобразовательной школе.

Реализация принципа доступности как приоритетное направление в реализации индивидуального подхода в физическом воспитании школьников

Важность и особенности реализации общепедагогического принципа доступности в сфере физического воспитания обусловлены прежде всего тем, что в процессе занятий физическими упражнениями серьезным нагрузкам подвергаются двигательные и другие жизненно важные функции организма. Если при этом завышается посильная мера нагрузок, возникает угроза для здоровья занимающихся, т.е. физические упражнения вместо оздоровительного начинают оказывать отрицательное воздействие. Умелое соблюдение принципа доступности является поэтому залогом оздоровительной направленности физического воспитания. Вместе с тем это и одно из важнейших условий успешной реализации образовательно-воспитательных задач.

Суть этого принципа применительно к физическому воспитанию раскрывается в следующих основных требованиях.

Строго определять меру доступного. Доступность физических упражнений непосредственно зависит, с одной стороны, от возможностей занимающегося, а с другой - от объективных трудностей, возникающих при выполнении упражнения в силу характерных для него особенностей (координационной сложности, интенсивности и длительности усилий и т. д.). Полное соответствие между возможностями занимающегося и трудностями упражнения означает оптимальную меру его доступности. Конкретное определение и соблюдение этой меры - одна из самых важных и сложных проблем физического воспитания. Для решения ее необходимо: ясно пред­ставлять себе функциональные возможности организма на различных этапах возрастного развития, а также границы колебания этих возможностей, обусловленные половыми, индивидуальными особенностями и разнообразными внешними обстоятельствами; располагать точными данными о характере требований, которые предъявляются организму при использовании тех или иных средств и методов физического воспитания; уметь правильно соотнести их с возможностями занимающегося.

Определяя меру доступного, педагог должен руководствоваться прежде всего программами и нормативными требованиями, установленными для различных контингентов на основе научных данных и обобщенного практического опыта. В российской системе физического воспитания созданы научно обоснованные программы для всех основных контингентов населения, начиная с детей раннего возраста и кончая пожилыми людьми. В недалеком будущем, несомненно, будут научно определены и оптимальные нормы нагрузок для каждой возрастно-половой группы (пока они определены не полностью и в значительной степени ориентировочно). Однако даже самые совершенные программы и другие установочные материалы не освобождают педагога от необходимости тщательно выявлять реальные возможности своих воспитанников и в зависимости от этого определять, что фактически доступно, а что пока еще не доступно им.

Конкретные данные о наличных возможностях занимающихся получают путем тестирования по нормативам физической подготовленности, врачебных обследований и педагогических наблюдений. Это помогает специалисту конкретизировать программный материал, наметить границы доступного на данном этапе, а также представить ориентировочно перспективные рубежи и пути достижения их. В дальнейшем на основе систематического врачебно-педагогического контроля первоначальные наметки уточняются и дополняются в соответствии с изменением возможностей занимающихся.

Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, т. е. такую степень, при которой они могут быть успешно преодолены при надлежащей мобилизации физических и духовных сил. Вместе с тем не всякую преодолимую трудность можно считать с педагогической точки зрения оправданной. Если, скажем, начинающий спортсмен способен какое-то время выполнять тренировочную работу в том же объеме, что и квалифицированные спортсмены, то это еще не значит, что она может рассматриваться как доступная. Не значит, поскольку эффект такой по сути завышенной нагрузки может быть чреват отрицательными последствиями для здоровья из-за несоответствия приспособительными возможностям организма. Иначе говоря, действительно посильными и отвечающими требованиям принципа доступности правомерно считать лишь такие
нагрузки, которые соответствуют наличным функциональным и
приспособительным возможностям организма занимающихся и благодаря
этому не только не наносят урона их здоровью, а являются адекватным
фактором его укрепления и сохранения. Чтобы не допустить опасного
несоответствия между кажущейся доступностью и действительной
«стоимостью» для организма физических нагрузок, необходимо, разумеется,
предвидеть как ближайший, так и отдаленный их эффект. Обязательными
предпосылками к тому служат глубокие специальные знания,
профессиональный опыт специалиста, систематический врачебно-педагогический контроль.

Границы доступного в процессе физического воспитания закономерно изменяются. Они как бы раздвигаются по мере развития физических и духовных сил воспитанников: то, что было недоступным на предыдущем этапе, становится в дальнейшем доступным и даже легко выполнимым. Соответственно должны изменяться и требования, предъявляемые к возможностям занимающихся с тем, чтобы стимулировать их дальнейшее развитие.

Последовательно обеспечивать методические условия доступности. На каждом этапе физического воспитания доступность определяется, помимо указанных условий, степенью целесообразности избранных методов и общего построения занятий. Проблема доступности поэтому, так или иначе, связана со всеми другими проблемами рациональной методики обучения и воспитания, особенно с теми, которые касаются оптимальной преемственности занятий и постепенности нарастания трудностей. Здесь же уместно отметить лишь то, что имеет непосредственное отношение к доступности. Известно, что новые двигательные умения и навыки возникают на базе ранее приобретенных, включая в себя те или иные их элементы.

Поэтому одно из решающих условий доступности в процессе физического воспитания - это преемственность физических упражнений. Она обеспечивается, прежде всего использованием естественных взаимосвязей между различными формами движений, их взаимодействий и структурной общности. Требуется так распределять учебный материал, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило своего рода ступенькой к следующе­му, подводящей кратчайшим путем к освоению его материала. Эту мысль часто выражают правилом: от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному. Такие формулировки лишь иными словами выражают то же требование - соблюдать закономерную преемственность занятий.

Столь же важное условие доступности физических упражнений - постепенность в переходе от более легких заданий к более трудным. Поскольку функциональные возможности организма возрастают постепенно, то и требования, предъявляемые к ним в процессе физического воспитания, не должны возрастать чрезмерно резко. Постепенность обеспечивается нефорсированным усложнением изучаемых форм движений, рациональным чередованием нагрузок и отдыха, ступенчатым и волнообразным изменением нагрузок на протяжении недельных, месячных, годичных периодов времени, а также другими путями.

В связи с принципом доступности в общей дидактике обычно формулируют и правила от простого к сложному, от легкого к трудному. Несмотря на очевидную, казалось бы, справедливость этих правил, надо учитывать, что они относительны и далеко не универсальны.

Понятие простого и сложного при сравнительной характеристике техники двигательных действий относится к их структуре. Например, элементарные гимнастические упражнения или элементы игровых действий проще в структурном отношении, чем гимнастические или (соответственно) игровые комбинации. Осваивать новые двигательные действия во многих случаях легче поэлементно (от частей к целому) или в порядке перехода от структурно менее сложных к более сложным. Но это не единственно верный путь. Как показывает опыт, нередко бывает целесообразнее следовать как бы противоположным путем (например, начинать разучивание акробатических или легкоатлетических прыжков сразу с целостных действий, имеющих вполне понятный смысл, и лишь потом приступать к избирательному совершенствованию деталей), если, конечно, это посильно для обучаемых и ведет, в конечном счете, к лучшим результатам с меньшими затратами времени. Выбор того или иного пути зависит как от возможностей занимающихся, так и от специфики изучаемых действий.

Оценивая степень доступности и трудности физических упражнений, важно, в частности, иметь в виду, что их координационная сложность и степень физических усилий, необходимых для их выполнения, далеко не всегда соразмерны (например, локальные силовые упражнения со штангой могут не быть сложными по координациии, но быть в то же время предельно трудными по степени мышечных усилий; наоборот, ряд координационно сложных гимнастических упражнений без снарядов не требует особенно больших мышечных усилий). В целом трудность физических упражнений требуется регулировать во всех отношениях, но это не значит, что следует стремиться к уравниванию всех параметров их трудности. Они неизбежно варьируют в процессе физического воспитания, причем реальная степень трудности различных упражнений во многом зависит от возрастных особенностей занимающихся, поскольку существует естественная (объективная) неравномерность и последовательность в возрастном развитии физических способностей. По ходу и в результате физического воспитания становятся посильны, вполне разрешимы и в этом смысле доступны все более трудные двигательные задачи. Это обеспечивается не только отдельными методическими подходами, но и оптимальным построением системы занятий в целом, в том числе заблаговременной и непосредственной подготовкой к преодолению очередных трудностей.

Заблаговременная подготовка предполагает перспективное планирование и программирование процесса физического воспитания с таким расчетом, чтобы на каждом крупном его этапе обеспечивалось повышение уровня общей физической подготовленности занимающихся и создавались другие предпосылки, необходимые для успешной реализации более сложных задач очередного этапа. Непосредственная подготовка включает систему специальных подготовительных, в частности подводящих, упражнений. К настоящему времени они довольно детально разработаны применительно к ряду частных разделов методики физического воспитания. Знание разнообразных подготовительных упражнений, умение применять и искусно конструировать их в соответствии с возникающими методическими потребностями в немалой мере характеризуют профессиональное мастерство педагога.

Под индивидуализацией здесь подразумевается такое использование частных средств и методов физического воспитания и такое построение системы занятий, при которых учитываются индивидуальные различия занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним и тем самым создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей. Функциональные возможности организма, а также его морфологические свойства у разных людей всегда различны. Даже в группе, однородной по возрасту, полу и уровню предварительной подготовленности, не найти и двух лиц с абсолютно одинаковыми возможностями. Отличительные особенности имеются и в процессе освоения движений, и в характере реакции организма на физическую нагрузку, и в динамике его адаптационных (приспособительных) перестроек. Все это обязывает гибко индивидуализировать процесс физического воспитания.

Из того, что было сказано о принципе доступности, нетрудно сделать вывод о его взаимосвязи с принципом индивидуализации. Но доступность не снимает целиком проблемы индивидуализации. Эта проблема в системе физического воспитания решается прежде всего на основе органического сочетания двух его направлений - общеподготовительного и специализированного.

Общеподготовительное направление (общая физическая подготовка по программам общеобразовательной школы, вуза и т. д.) ориентировано на формирование у каждого занимающегося совокупности жизненно важных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний в обязательном для всех объеме, а также на достижение определенного, необходимого каждому, уровня всестороннего развития физических качеств. Основное содержание программы занятий в рамках данного направления определяется независимо от индивидуальных склонностей. Индивидуализация здесь осуществляется преимущественно путем варьирования методов и методических приемов, а также с помощью дополнительных средств, позволяющих каждому найти свой путь к выполнению общих программных требований. В отличие от этого, специализированное направление (в частности, спортивная специализация) ориентировано на углубленное совершенствование в избранной деятельности. Здесь уже не только методы, но и содержание занятий определяются в зависимости от индивидуальных склонностей, одаренности. Сочетание обоих направлений создает условия для всестороннего и в то же время глубоко индивидуализированного физического совершенствования.

Проблема физического воспитания сельских подростков с учетом их индивидуальных особенностей

Проблема организации физической культуры в сельской школе мало освещена в специальной научной педагогической литературе. Те параграфы учебных пособий по физической культуре, которые посвящены данной проблеме, отличаются своей лаконичностью, но, тем не менее, они дают некоторые ориентиры в решении данной проблемы.

Известно, что среди сельских общеобразовательных школ большой удельный вес в количестве падает на малокомплектные школы: начальные, неполные средние и даже средние. К сожалению, число таких школ по России с каждым годом растет, и это несмотря на то, что значительно уменьшился отток населения из сельской местности с целью переселения в силу социально- экономических причин. По-видимому, есть еще более существенные причины, одна из которых - низкая рождаемость. Увеличивается число так называемых неперспективных сел, где практически не ведется строительство объектов. Ветшают деревянные здания сельских школ, новое оборудование, в том числе для уроков физической культуры в такие школы практически не поступает. Старое оборудование изнашивается. Положение усугубляется зимой тем, что некоторым школам не хватает топлива, поэтому в их помещениях, в том числе и в спортивных залах (если они есть) царит постоянный холод.

Основную трудность в работе малокомплектной школы представляет одновременное ведение уроков в нескольких параллельных классах (а значит, со школьниками различного возраста, физического развития и др.) по государственным программам для 1 - 11 классов. Другая трудность состоит в том, что в большинстве малокомплектных школ отсутствуют спортивные залы. В таких случаях зимой уроки проводятся в классных комнатах, коридорах или на открытом воздухе, если позволяет погода.

Однако надо отметить, что кроме выше изложенных издержек сельская школа отличается от городской рядом своих преимуществ: необъятный простор территории, доступный для организации занятий на открытом свежем воздухе, нахождение зеленых насаждений, что тоже благоприятно влияет на настроение юных спортсменов, большая возможность для лыжных прогулок и катания на санках, снежные горки, а если еще близко находится река, где можно безопасно поплавать, то все это только стимулирует физическую активность школьников разных возрастов.

Но тем не менее данная ситуация только лишний раз подсказывает, что как и в городской, так и в сельской малокомплектной школе проблема индивидуализации обучения не снимается, а только приобретает конкретное содержание в соответствии со спецификой контингента обучающихся, их запросов, потребностей, интересов.

Индивидуальный подход в обучении оперирует в основном качественными понятиями: уровень обучаемости и уровень работоспособности. Эти уровни подвижны и не всегда прямо пропорциональны. Под работоспособностью понимается комплекс факторов, характеризующих личность школьника в отношении психофизиологических возможностей и длительности доступных ей усилий в физкультурной деятельности. По этим двум показателям подростки разделяются на группы с разными уровнями физической подготовленности.

Функциональные возможности организма всегда в чем-либо индивидуально различны. Даже в группе людей одного возраста, пола и уровня предварительной подготовленности не найти и двух с абсолютно одинаковыми возможностями. Индивидуальные различия проявляются и в освоении движений, и в характере реакции организма на физическую нагрузку.

Индивидуализация процесса физической подготовки подростков основана на органическом сочетании двух направлений - общеподготовительного и специализированного. Общеподготовительное направление предполагает освоение обязательного минимума жизненно важных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, а также достижение определенного уровня развития физических качеств. Основное содержание программы занятий в рамках данного направления независимо от индивидуальнысклонностей. Индивидуализация же проявляется главным образом в методах обучения и воспитания, а также дополнительных средствах.

Специализированное направление предполагает углубленное совершенствование в избранной деятельности. Здесь уже не только методы, но и содержание занятий определяется в зависимости от индивидуальных склонностей, одаренности подростков. Сочетание обоих направлений создает условия для всестороннего физического совершенствования.

Индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания юных спортсменов необходим при решении любой частной задачи, будь то формирование знаний, умений и навыков или воспитание физических и моральных качеств. Он выражается в дифференциации учебных заданий и путях их выполнения, норм нагрузки и способов ее регулирования, форм занятий и приемов педагогического воздействия в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.

Исключительно важно целенаправленное изучение юных спортсменов в процессе тренировки по результатам их труда, умениям выполнять практические задания, способности преодолевать трудности в физкультурной деятельности. Знание всех индивидуальных особенностей подростков, их действительного отношения к физической культуре и спорту и мотивов этой деятельности позволяет дифференцировать задания по степени трудности, развивать способности наиболее одаренных, подтягивать отстающих до среднего уровня.

В методической литературе выделены педагогические умения, владение которыми позволяет специалисту по физической культуре успешно осуществлять индивидуализацию обучения на занятиях по физической культуре.

Конструктивные умения:

Умение разделить учащихся на действующие подвижные группы с учетом уровней их

обученности. работоспособности.

Умение, на основе выявленного минимума знаний, умений и навыков, наметить программу

восполнения пробелов учащихся.

Оценка трудности задачи и ее дифференцирование относительно групп со средними и низкими

физическими возможностями.

Подбор учебного материала "с прицелом" на разные учебные группы и на различные этапы

прохождения программы или этапы тренировки.

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Четкое определение времени на каждый вид упражнений и на разных этапах занятия.

Возможная дифференциация домашнего задания в отношении цели,
способа или срока выполнения.

Организаторские умения:

Организация целенаправленной деятельности каждой учебной группы.

Организация взаимодействия групп на разных этапах занятия
(взаимопомощь, взаимоконтроль).

Осуществление одновременного руководства деятельностью
разновозрастных групп.

Коммуникативные умения:

Установление доброжелательных отношений не только между учителем (тренером) и юными

спортсменами, но и между группами подростков.

Познавательные (гностические) умения:

Присутствуют в каждом из перечисленных выше умений, но особенно ярко они должны

проявляться в постоянной деятельности по изучению юных спортсменов, включающей строгую

фиксацию итогов наблюдения.

Комплекс названных умений является минимально необходимым атрибутом мастерства учителя

физической культуры или тренера, осознающих важность индивидуального подхода в обучении.



Таблица 1. Этапы индивидуализации физического воспитания школьников

Этапы индивидуализации

Содержание этапов

1 этап - изучение личности учащегося

Анализ происходящих в личности изменений в зависимости от возраста; выбор методов изучения личности, доступных учителю физической культуры; подведение итогов изучения личности с помощью психолого-педагогического наблюдения и анализа.

2 этап -

проектирование

физического

воспитания

школьников

Составление дифференцированно-групповых и индивидуальных программ физического воспитания школьников

3 этап - операционно-действенный

Вовлечение подростков в общественную жизнь села и школьного коллектива и расширение базы для такой деятельности; развитие деловых и межличностных отношений и изменение позиции учителя физической культуры; создание психологической почвы для целенаправленного самовоспитания

4 этап - контрольно-оценочный

Создание системы контактов учителя и учащихся. Прямые связи "учитель-юный спортсмен": стимулирующие (учитель поощряет намерения учащихся, создает благоприятные условия для общения); функциональные (в пределах исполнения своих воспитательных функций); коммуникативные (включение в отношения детей, участие в их играх, беседах и т.п.); перцептивно-прогностические (изучение личности учащегося и прогнозирование его физического развития). Обратные связи (ученик -учитель): контактные (обращения, просьбы, вопросы); доверительные (в случае полной откровенности).

5 этап -коррекционный

Дополнение программ физического воспитания новыми методами и приемами; учет изменений в детском коллективе, во внутриколлективных отношениях на основе анализа результатов.

В методической литературе выделены также этапы индивидуализации воспитания личности юного спортсмена в детском спортивном коллективе (А.А. Деркач, А.А. Исаев), которые при незначительной модификации можно взять за основу при организации физкультурной деятельности сельских школьников.

Создавая программы индивидуализации физического воспитания школьников, учитель должен помнить, что он имеет дело не с отдельным качеством или чертой характера подростка, а с личностью в целом. Хорошее или плохое поведение воспитанника является лишь проявлением его натуры и с различной степенью достоверности может отражать сущность личности.

К.М. Гуревич выделяет действенное средство, с помощью которых учитель может овладеть индивидуальным подходом. Это наблюдение. Учитель всегда наблюдает. Психолог М.Я. Басов еще в 20-е годы писал, что методика наблюдений над ребенком в условиях его естественной жизни и деятельности должна бы занимать в системе подготовки педагога одно из самых первых, если не самое первое место.

Одна из важнейших черт процесса наблюдения состоит в том, что оно всегда имеет определенную цель и тем отличается от простого восприятия.

Личность формируется под влиянием взаимодействий и отношений, которые влияют и на других людей, следовательно, способствуют формированию каких-то общих, типичных социально-классовых и социально-психологических черт. Ряд типичных психологических особенностей у подростков позволяет объединить их в условные группы. В свою очередь выделение типичных групп юных спортсменов поможет тренерам более целенаправленно воздействовать на личность подростка, не изолируя его от коллектива и тех отношений, в которых он находится. В качестве основного признака, по которому осуществляется условное деление юных спортсменов на группы, выделяются потребность подростка в физкультурной деятельности и наличие у него соответствующего опыта ее реализации. Выявление особенностей групп дает возможность определить тенденцию в развитии активности в физкультурной деятельности, как коллектива, так и личности каждого подростка.

Данное деление учащихся на группы и переход юного ученика из одной группы в другую, более высокую, обусловленный приобретенными личностными достижениями, может быть представлено как критерии результата работы учителя физической культуры в условиях индивидуализации обучения (см. таблицу №2).

Методическая разработка Физическое воспитание средствами индивидуального подходаТаблица №2 Уровневые группы учащихся как объект индивидуального подхода в

физическом воспитании

Характеристика личностных достижений школьников в физкультурной деятельности

1 группа. Подростки с ярко выраженной заинтересованностью в физкультурной деятельности и наличием умений и навыков удовлетворения этой потребности. Основная задача учителя физической культуры: дать ребятам новое поле физкультурной деятельности, достаточно сложное, но в то же время достаточно посильное, используя уже приобретенные ими навыки и умения. Как правило, эта группа является малочисленной, в нее входят лучшие, но с ними нужно работать и к ним необходим индивидуальный подход.

2 группа. Подростки с ярко выраженным стремлением к физкультурной деятельности, которые, однако, не имеют навыков осуществления этого стремления. Тренеру в работе с такими подростками целесообразно показать способы, которые помогли бы им занять ведущее место в команде, научить их хорошо выполнять физические упражнения, комбинации, приемы.

3 группа. Подрос тки этой группы проявляют интерес только к отдельным физкультурным комбинациям, приемам, но не в целом к физкультурной деятельности и не обладают достаточными навыками ее осуществления. Основная задача учителя: используя интересы и склонности, знания и умения подростков, постепенно подвести их к удовлетворению участием в физкультурной деятельности, включая б систему упражнений комбинации различной сложности.

4 группа. Юные спортсмены, отнесенные к этой группе, не проявляют большого интереса к физкультурной деятельности, не обладают определенными навыками ее осуществления. При работе с подростками этой группы специалисту целесообразно выявить и нейтрализовать причины их отрицательного отношения к физической культуре, чтобы, внеся соответствующие коррективы в мотивацию, включить их в активную физкультурную деятельность. Необходимо ставить перед подростками этой группы как общие коллективные задачи, так и индивидуальные по отношению к каждому учащемуся.

Основой методики индивидуального подхода является целенаправленное педагогическое воздействие на подростка с целью включения его в активный поиск новых способов тренировки.

При организации физкультурной деятельности подростков учитель физической культуры должен руководствоваться положением о единстве сознания и деятельности.

Вовлечение ребят в физкультурную деятельность начинается с опоры на желание подростка овладеть конкретным видом спорта. Но овладеть даже интересным для него видом спорта подросток сможет, только накопив определенные навыки и опыт выполнения ряда конкретных, иногда достаточно сложных упражнений и комбинаций. Поэтому при организации спортивной деятельности надо обращать внимание также на внутреннюю позицию подростка, меняющуюся в зависимости от степени заинтересованности конкретными способами, приемами исполнения спортивных упражнений, от наличия навыков и опыта в овладении техническими и тактическими приемами конкретного вида спорта, отношений в команде и группе. Опора на уже имеющиеся интересы подростка позволяет формировать и развивать новые, постепенно расширяя сферу его заинтересованного участия в спортивной деятельности. Таким образом, деятельность по интересу следует рассматривать как важное средство включения подростка в многообразную спортивную деятельность команды, как возможность формировать его индивидуальность, воспитывать гармонично развитую личность.

Содержание спортивной деятельности подростков на начальном этапе зависит от принадлежности их к той или иной выделенной группе. Например, в работе с подростками 1 группы можно начинать с передачи полученных спортивных знаний и умений другим членам команды (группы), то есть эти подростки являются активными помощниками учителя физической культуры в организации тренировок, часто выполняют функцию инструктора. С подростками же 2 группы следует начинать с накопления опыта выполнения и организации физкультурной деятельности. Различны и формы работы в одной группе, так как активность подростков при участии в отдельных видах

физкультурной или спортивной деятельности различна. Многообразие форм и видов физкультурной и спортивно-массовой работы с юными спортсменами создает благоприятные условия для включения их в те виды деятельности, которые наиболее соответствуют их индивидуальным особенностям.

Разделение подростков на группы имеет лишь относительное, методическое значение. Группы не статичны. В процессе учебно-воспитательной работы юные спортсмены постоянно перемещаются из группы в группу в направлении наиболее высокого уровня физкультурной и спортивной умелости.

Анализ результатов проведенного исследования показал следующее: 1) исходные характеристики отношения подростков как к физкультурной, так и к спортивной деятельности различны - от инициативности, самостоятельности, исполнительности до неучастия в деятельности и даже создания препятствий для других; 2) процесс становления физкультурной активности у большинства подростков протекает скачкообразно, что объясняется не только психологическими особенностями возраста и индивидуальными возможностями, но и избирательным отношением к физкультурной или спортивной деятельности.

ВЫВОДЫ :

1.Реализация индивидуализации обучения и воспитания учащихся имеет свои этапы и особенности, обусловленные целями, стоящими перед школой. На современном этапе индивидуальный подход является основополагающим моментом построения образовательной среды, которая призвана поощрять детей к самовыражению, стимулировать их развитие на основе индивидуальных интересов и потребностей.

  1. В сельской школе проблема индивидуализации обучения и воспитания не снимается, а только приобретает конкретное содержание в соответствии со спецификой контингента обучающихся, их запросов, потребностей, интересов.

  2. Индивидуальный подход в процессе физического воспитания школьников необходим при решении любой частной задачи, будь то формирование знаний, умений и навыков или воспитание физических и моральных качеств. Он выражается в дифференциации учебных занятий и способах их выполнения, норм нагрузки и способов ее регулирования, форм занятий и приемов педагогического воздействия в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся.


  1. Нами выделены профессиональные умения, владение которыми обеспечивает индивидуализацию обучения, это: конструктивные, организаторские, коммуникативные, познавательные умения.

Предполагается, что овладев данной совокупностью умений, учитель физической культуры может успешно осуществлять индивидуализацию физического воспитания школьников.

  1. Характеристика уровневых групп юных спортсменов как объекта индивидуального подхода, отраженная в таблице №2, может явиться критериями результативности в условиях индивидуализации. А это может послужить успешному проведению практической работы.












© 2010-2022