- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов
Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов
Раздел | Физкультура |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вавилов В.А. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОУ основная общеобразовательная школа
при Посольстве России в Индонезии
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам.директора А.В.Самусенко Директор школы О.В.Денисова
«___»________________201__г. «___»________________201__г.
Рабочая программа
по физической культуре для 5-9 классов
на 2014-2015 учебный год
учителя Вавилова В.А.
г.Джакарта
Пояснительная записка
Программа составлена на основе нормативных документов:
-
Концепция модернизации Российского образования;
-
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
-
Концепция содержания непрерывного образования
-
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «физическая культура»;
-
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов. - М.: Просвещение, 2010.
ЦЕЛЬЮ физического воспитания является воспитание всесторонне развитой личности.
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, программа основного общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:
- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
В соответствии с целью образовательной области «Физическая культура» формулируются задачи учебного предмета:
-
расширение двигательного опыта за счет использования разнообразных общеразвивающих физических упражнений в различных формах занятий физической культурой, овладения современными системами физических упражнений.
-
расширение объема знаний о разнообразных формах соревновательной и физкультурной деятельности, использование этих форм для совершенствования индивидуальных физических и психических способностей, самопознания, саморазвития и самореализации;
-
гармонизация физической и духовной сфер, формирование потребностей в культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье;
-
развитие физических качеств;
-
развитие координационных способностей и обучение жизненно необходимым умениям и навыкам.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом на занятие физической культурой в 5-9 классах отводится 3 часа в неделю, всего 102 часов.
В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени предназначенный учителю образовательного учреждения для реализации его собственного подхода по структурированию и дополнительному насыщению учебного материала, использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
УМК учителя- Государственная программа доктора педагогических наук В.И.Лях «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов», 2010 г. Настольная книга учителя физической культуры под редакцией Л.Б.Кофмана - М.;Физкультура и спорт, 1998, 2007
Рабочие программы:Физкультура 1-11 классы В.И.Ляха, А.А.Зданевича. Авторы-составители А.Н.Каинов, кандидат педагогических наук, Г.И.Курьерова; изд. «Учитель», Волгоград, 2012.
Рабочие программы: Стандарты второго поколения; Примерные программы по учебным предметам; Физическая культура 5-9 классы; 3-е издание, М.; Просвещение, 2011
УМК обучающегося:
Лях В.И. Физическая культура. 5-7 кл.,8-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /В.И.Лях, А.А.Зданевич/; под общей редакцией В.И.Ляха.- М., Просвещение, 2010
В результате освоения стандарта учебного предмета «Физическая культура» выпускники должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать/понимать:
-
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
-
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
-
правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнения различной направленности;
Уметь:
-
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
-
выполнять простейшие приёмы самомассажа и релаксации;
-
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
-
выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
-
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой
Использовать приобретенные знания умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
-
подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
-
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
-
активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
Объяснять
-
роль и значение физической культуры в развитии общества и человека;
-
цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
-
роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактика вредных привычек, ведения здорового образа жизни.
Характеризовать:
-
индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
-
особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями;
-
особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроль за их эффективностью;
-
особенности обучения и самообучения двигательным действиям;
-
особенности развития физических качеств на занятиях физической культурой;
-
-особенности форм «урочных» и «внеурочных» занятий физическими упражнениями, основы структуры, содержания и направленности;
Соблюдать правила:
-
личной гигиены и здорового образа жизни;
-
организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом;
-
культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
-
профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах;
-
экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культуры.
Проводить
-
самостоятельные занятия физическими упражнениями;
-
контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
-
приёмы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями;
-
приемы оказания, первой помощи при травмах и ушибах;
-
занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
-
судейство по виду спорта.
Составлять:
-
индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности.
Определять:
-
уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
-
эффективность занятий физическими упражнениями;
-
функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
-
дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
Демонстрировать:
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9-13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9-13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; плавать спортивными способами (кроль на груди и спине, брасс) проплывать 50 м. без учета времени и на скорость.
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10-12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10-12 м.
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять упражнения в висах и упорах на перекладине и брусьях; прыжки через длинную и короткую скакалку; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей , с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
В плавании: приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Уровень физической подготовленности учащихся 11-15 лет
№
п/п
Физические
способности
Контрольное
Упражнение
(тест)
Воз-
раст,
лет
Уровень
Мальчики
Девочки
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
1
Скоростные
Бег 30 м, сек.
11
12
13
14
15
6,3 и более
6,0
5,9
5,8
5,5
6,1-5,5
5,8-5,4
5,6-5,2
5,5-5,1
5,3-4,9
5,0 и менее
4,9
4,8
4,7
4,5
6,4 и более
6,3
6,2
6,1
6,0
6,3-5,7
6,2-5,5
6,0-5,4
5,9-5,4
5,8-5,3
5,1 и менее
5,0
5,0
4,9
4,9
2
Координационные
Челночный бег 3х10 м,сек.
11
12
13
14
15
9,7 и более
9,3
9,3
9,0
8,6
9,3-8,8
9,0-8,6
9,0-8,6
8,7-8,3
8,4-8,0
8,5 и менее
8,3
8,3
8,0
7,7
10,1и более
10,0
10,0
9,9
9,7
9,7-9,3
9,6-9,1
9,5-9,0
9,4-9,0
9,3-8,8
8,9 и менее
8,8
8,7
8,6
8,5
3
Скоростно-силовые
Прыжок в длину с места, см.
11
12
13
14
15
140 и менее
145
150
160
175
160-180
165-180
170-190
180-195
190-205
195 и более
200
205
210
220
130 и менее
135
140
145
155
150-175
155-175
160-180
160-180
165-185
185 и более
190
200
200
205
4
Выносливость
6-минутный бег, м
11
12
13
14
15
900 и менее
950
1000
1050
1100
1000-1100
1100-1200
1150-1250
1200-1300
1250-1350
1300 и бол.
1350
1400
1450
1500
700 и менее
750
800
850
900
850-1000
900-1050
950-1100
1100-1150
1050-1200
11000 и бол.
1150
1200
1250
1300
5
Гибкость
Наклон вперед из положения сидя, см
11
12
13
14
15
2 и менее
2
2
3
4
6-8
6-8
5-7
7-9
8-10
10 и более
10
9
11
12
4 и менее
5
6
7
7
8-10
9-11
10-12
12-14
12-14
15 и более
16
18
20
20
6.
Силовые
Подтягивание на высокой перекладине из виса кол-раз (мальчики) на низкой перекладине из виса лежа (девочки)
11
12
13
14
15
1
1
1
2
3
4-5
4-6
5-6
6-7
7-8
6 и выше
7
8
9
10
4 и ниже
4
5
5
5
10-14
11-15
12-15
13-15
12-13
19 и выше
20
19
17
16
Оценка успеваемости по физической культуре складывается из следующих показателей: оценка по теоретическим и методическим знаниям, оценок за качество овладения практическим материалом программы (техникой физических упражнений); выполнения учебных нормативов по отдельным видам физических упражнений.
При оценке учеников учитываются индивидуальные особенности и темпы развития двигательных способностей. В зависимости от материально- технической оснащенности школы МО учителей определяет в качестве учебного материала ту или иную систему физических упражнений.
Распределение учебного времени на различные виды программного материала
№
п/п
Вид программного материала
Кол-во часов (уроков)
Класс
5
6
7
8
9
1
Базовая часть
78
78
78
78
78
1.1
Основы знаний о физической культуре
В процессе урока
1.2
Спортивные игры (баскетбол)
20
20
20
20
20
1.3
Гимнастика с элементами акробатики
14
14
14
14
14
1.4
Легкая атлетика
20
20
20
20
21
1.5
Плавание
24
24
24
24
24
2
Вариативная часть
24
24
24
24
24
2.1
Плавание
8
8
8
8
8
2.2
Спортивные игры по выбору учащихся (волейбол)
16
16
16
16
16
Итого
102
102
102
102
102
Базовая часть содержания программного материала уроков.
1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля. Программный материал по данным разделам можно осваивать как на специально отведенных уроках (1-2 ч в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств.
1.1. Естественные основы.
5-6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
7-8 классы. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровоснабжения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.
1.2. Социально-психологические основы.
5-6 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.
7-8 классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.
9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.
1.3. Культурно-исторические основы.
5-6 классы. Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
7-8 классы. Физическая культура и ее значение в формирование здорового образа жизни современного человека.
9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям.
1.4. Приемы закаливания.
5-6 классы. Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правша, дозировка).
7-8 классы. Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоемах.
9 класс. Пользование баней.
1.5. Подвижные игры.
Волейбол
5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Баскетбол
5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
1.6. Гимнастика с элементами акробатики.
5-7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. Развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
8-9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий
1.7. Легкоатлетические упражнения.
5-9 классы. Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Спортивные игры
С V класса начинается систематическое обучёние технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуется преимущественно баскетбол, ручной мяч, волейбол или футбол (для мальчиков). При наличии традиций, соответствующих условий, подготовки учителя вместо указанных спортивных игр в содержание программного материала можно включать любую другую спортивную игру (хоккей с мячом, с шайбой, на траве, бадминтон, теннис и др.).
В этом случае учитель Самостоятельно разрабатывает программы обучения технике и тактике избранной спортивной игры, ориентируясь на предложенную схему распределения программного материала.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом.
По своему воздействию, спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что создается необходимостью соблюдения правил и, условий игровых упражнений и самой игры, согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.
Уже с пятого класса необходимо стремиться учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите, начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр (типа "Борьба за мяч", "Мяч капитану") и специальных, постепенно усложняющихся игровые упражнений (форм).
Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно включая их в ход осуществления разнообразных видов игровой деятельности.
Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми.
Основная направленность
Классы
V
VI
VII
VIII
IX
БАСКЕТБОЛ
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек
Стойка игрока
Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд.
Остановка двумя шагами и прыжком.
Повторы без мяча и с мячом.
Комбинации из основных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)
____________
_ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _
На освоение ловли и передачи мяча
Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге)
____________
с пассивным сопротивлением защитника
_ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _
На освоение техники владение мяча
Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой
____________
с пассивным сопротивлением защитника
_ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _
На овладение техники броска мяча
Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивление защитника.
Максимальное расстояние до корзины 3,60 м
____________ с пассивным противодействием
Максимальное расстояние
до корзины 4,80 м
_ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ броски одной и двумя руками в прыжке
На освоение индивидуальной техники защиты
Вырывание и выбивание мяча
Перехват мяча
____________
_ _ _ _ _ _ _ _
На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей
Комбинации из основных элементов техники перемещения и владения мячом
____________
____________
_ _ _ _ _ _ _
На закрепление техники перемещений, владение мячом и развитие координационных способностей
Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
____________
____________
_ _ _ _ _ _ _
На освоение тактики игры
Тактика свободного нападения
____________
Тактика свободного нападения
___________
Позиционное нападение (5: 0) без изменения позиций игроков
____________ с изменением
позиции
Позиционное нападение и
личная защита в игровых взаимодействиях 2: 2, 3: 3,
4: 4, 5: 5 на одну корзину
Нападение быстрым прорывом (1: 0)
____________ (2:
1)
Нападение быстрым прорывом (3: 2)
_ _ _ _ _ _ _
Взаимодействие двух игроков "Отдай мяч и выйди"
____________
Взаимодействие 2-х игроков в нападении и защите через "заслон"
Взаимодействие 3-х игроков (тройка и малая восьмёрка)
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей
Игра по упрощённым правилам мини-баскетбола.
Игра и игровые задания 2: 1, 3: 1, 3: 2, 3: 3
Игра по правилам
мини-баскетбола
___________
Игра по упрощенным правилам баскетбола
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
футбол
На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек
Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперёд, ускорения, старты из различных положений
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения)
____________
____________
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
На освоение ударов по мячу и остановок мяча
Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой
Удар по катящемуся
мячу внутренней
частью подъема, по неподвижному мячу внешней частью
подъема
____________
Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком, серединой лба (по летящему мячу)
Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом
Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема
____________
На освоение техники ведения мяча
Ведение мяча по прямой, с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой
____________
С пассивным сопротивлением
защитника
_ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _
С активным сопротивлением
На овладение техники ударов по воротам
Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель
____________
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
На освоение индивидуальной техники защиты
Выбивание и отбор мяча
Игра вратаря
Перехват мяча
_ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей.
Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
На закрепление
техники перемещений, владение мячом и развитие координационных способностей
Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
На освоение тактики игры
Тактика свободного нападения
Позиционные нападения без изменения позиций игроков
____________
____________
с изменением
позиций
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей
Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров
Игры и игровые задания 2: 1, 3: 1, 3: 2, 3: 3
____________
____________
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Волейбол
На овладёние техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек
Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.)
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения)
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
На освоение техники приёма и передач мяча
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку.
_ _ _ _ _ _ _ _
Передача мяча
над собой, во
встречных колоннах. Отбивание мяча
кулаком через
сетку
_ _ _ _ _ _ _ _
Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку.
Передача мяча сверху, стоя спиной к цели
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей
Игра по упрощенным правилам мини-волейбола
Игры и игровые задания с ограниченным числом игрёков (2: 2, 3: 2, 3: 3) и на укороченных площадках
_ _ _ _ _ _ _ _
____________
Игра по упрощённым правилам волейбола
_ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _
На развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию и ритму)
Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бег с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2: 1: 3: 1, 2: 2, 3: 2, 3: 3
____________
_ _ _ _ _ _ _ _
На развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию и ритму)
Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бег с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2: 1: 3: 1, 2: 2, 3: 2, 3: 3
____________
_ _ _ _ _ _ _ _
На развитие выносливости
Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 20 сек. до 12мин.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
На развитие скоростных и скоростно-силовых способностей
Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных исходных положений; ведение мяча в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой в течение 7-10 сек; подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча; игровые упражнения с набивным мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность
________________
Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемёщения вперед
То же через сетку
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
На освоение техники нижней прямой подачи
Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3 - 6 м от сетки
То же через сетку
Нижняя прямая подача мяча. Прием подачи
Прием мяча, отраженного сеткой. Нижняя прямая подача мяча в заданную часть площадки
На освоение техники прямого нападающего удара
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером
____________
Прямой нападающий удар при встречных передачах
На закрепление
техники владения мячом и развитие координационных способностей
На закрепление техники перемещений, владение мячом и развитие координационных способностей
Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар
Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
____________
____________
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
На освоение тактики игры
Тактика свободного нападения.
Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6: 0)
____________
____________ с изменением позиции
_ _ _ _ _ _ _ _
____________
_ _ _ _ _ _ _ _
Игра в нападении в зоне
Игра в защите
____________
Примечание: материал для развития названных способностей относится ко всем спортивным играм
Примечание: в VIII и IХ классах для развития двигательных способностей используются те же основные упражнения, что и в V-VII классах, но возрастает координационная сложность этих упражнений, увеличивается их объем и интенсивность, усложняются условия выполнения
Знания
Знание терминологии избранной спортивной игры, техника ловли, передачи, ведения, удара или броска тактика нападения (быстрый прорыв расстановка игроков позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле количество участников поведение игроков в нападении и защите соблюдение основных правил игры)
Самостоятельные занятия по разделу
Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости игровые упражнения для совершенствования технических приемов (ловля, передача, броски или удары в цель, ведение, сочетание приемов).
Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр
На овладение организаторскими умениями
Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры; помощь в судействе, комплектовании команды, подготовке места проведения игры
Лёгкая атлетика
После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с пятого класса начинается систематическое обучение спринтерскому бегу, бегу как средние и длинные дистанции, прыжкам в длину и в высоту с разбега, метаниям.
Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, гибкости и выносливости) и координационных способностей (к реакциям, дифференцированию временных, пространственных и силовых параметров движений, ориентированию в пространстве) чувству ритма). Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениями в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т.д. для обеспечения прикладности и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.
Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию.
Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности для обучения учащихся проводить самостоятельный контроль и оценку физической, подготовленности.
Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся и методического мастерства. Наиболее целесообразным в освоении в V - VII классах являются прыжки в длину с разбега способом "согнув ноги", в высоту с разбега способом "перешагивание". В VIII - IХ классах можно использовать другие более сложные спортивные способы прыжков.
Учитывая большую доступность и естественность материала в беге, прыжках и метаниях, особое значение следует уделять формированию умения учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий (тренировок) в конкретных условиях проживания.
Основная направленность
Классы
V
VI
VII
VIII
IX
На овладение спринтерского бега
Высокий старт от 10 до 15 м
____________ от 15 до 30 м
_ _ _ _ _ _ _ _ 30 м
Низкий старт до 30 м
____________
Бег с ускорением от 30 до 40 м
____________ от 30 до 50 м
_ _ _ _ _ _ _ _ от 40 до 60 м
_ _ _ _ _ _ _ _ до 80 м
_ _ _ _ _ _ _ _
Скоростной бег до 40 м
____________ до 50 м
_ _ _ _ _ _ _ до 60 м
_ _ _ _ _ _ _ _ до 70 м
_ _ _ _ _ _ _ _
Бег на результат 60 м
____________
____________
Бег на результат 100 м
____________
На овладение техникой длительного бега
Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин
____________ до 15 мин
_ _ _ _ _ _ _ _ ♂до 20 мин., ♀15 мин
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Бег на 1000 м
____________
Бег 1500 м
Бег на 2000 м
Бег на ♂3000м
Бег на ♀2000м
_ _ _ _ _ _ _ _ _
На овладение техникой прыжка в длину
Прыжки в длину с 7 - 9 шагов разбега
_____________
Прыжки в длину с 9 - 11 шагов разбега
Прыжки в длину с 11 - 13 шагов разбега
_ _ _ _ _ _ _ _ _
На овладение техникой прыжка в высоту
Прыжки в высоту с 3 - 5 шагов разбега
_____________
_ _ _ _ _ _ _ _ _
Прыжки в высоту с 7 - 9 шагов разбега
_____________
На овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность
Метание малых мячей в горизонтальные и вертикальные цели с расстояния
8 - 10 м
10 - 12 м
12 - 14 м
14 - 16 м ♂
12 - 14 м ♀
16 - 18 м ♂
12 - 14 м ♀
Метание малых мячей на дальность
Метание малых мячей и других снарядов из различных исходных положений с места и с 3 - 6 шагов разбега
С 3 шагов разбега
С 5 [max!] шагов разбега
_____________
На развитие выносливости
Длительный бег, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка
_____________
_ _ _ _ _ _ _ _ _
Бег с гандикапом, командами, в парах, кросс
На развитие скоростно-силовых способностей
Всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из различных исходных положений, толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг
_____________
_ _ _ _ _ _ _ _ _
На развитие скоростных способностей
Эстафеты, старты из различных исходных положений, бег с ускорением, с максимальной скоростью
На развитие координационных способностей
Варианты челночного бега, бег с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов, из различных исходных положений в цель и на дальность (обеими руками)
_____________
_ _ _ _ _ _ _ _ _
Знания
Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и знание основ правильной техники; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объёме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы координационных способностей
Самостоятельные знания
Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений
На овладение организаторскими умениями
Изменение результатов; подача команд; демонстрация упражнений, помощь в оценке результатов и проведении соревнований, помощь в подготовке мест занятий
Гимнастика
Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в I - IV классах, обогащается, расширяется и углубляется на занятиях с учащимися средней школы. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (набивными мячами, палками, обручами, скакалками, булавами, лентами), акробатические упражнения, опорные прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах.
Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных (ритма, равновесия, дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, ориентирования в пространстве, согласования движений) и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости).
Начиная с V класса усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, дозировке гимнастических упражнений. Для повышения интереса, содействия эстетическому воспитанию большое значение приобретает музыкальное сопровождение занятий.
После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках, варьируя сочетания, последовательность и число упражнений, включённых в несложные комбинации.
Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения дисциплины и порядка позволяют воспитывать такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплинированность, чувство коллективизма. В свою очередь упражнения на снарядах содействуют воспитанию смелости, решительности, уверенности. Гимнастические упражнения создают благоприятные условия для определения достижений учащихся и, как следствие, для воспитания самоконтроля и самооценки достигнутых результатов.
Учитывая большую доступность, возможность индивидуальных тренировок, гимнастические упражнения являются хорошим средством для организации и проведения самостоятельных занятий, особенно при развитии силы, гибкости и улучшения осанки.
Основная направленность
Классы
V
VI
VII
VIII
IX
На освоение строевых упражнений
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием (сведением)
Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте
Выполнение команд: "Пол-оборота направо!", "Пол-оборота налево!", "Короче шаг!", "Полшага!", "Полный шаг!"
Команда "Прямо!", повороты в движении направо, налево
Переход с шага на месте на ходу в колонне и в шеренге; перестроения из колонны по одному в колонны по два, по четыре в движении
На освоение общеразвивающих упражнений без предметов на месте и в движении
Сочетание различных положений рук, ног, туловища.
Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. Простые связки. Общеразвивающие упражнения в парах
_ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
На освоение общеразвивающих упражнений с предметами
♂ с набивным и большим мячом, гантелями (1-3кг)
♀ с обручами, булавами, большим мячом, палками
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ гантелями (3-5кг), тренажерами, эспандерами
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ тренажерами
На освоение висов и упоров
♂ висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе.
♀ смешанные висы, подтягивание из виса лежа
♂ махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор; махом назад соскок;
♂ подъём поворотом в упор толчком двумя; передвижение в висе; махом назад соскок.
махом одной и толчком другой подъём переворотом в упор
♂ из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор присев; подъём махом назад в сед ноги врозь подъём зависом вне.
♂ подъём в упор переворотом махом и силой подъем махом вперёд в сед ноги врозь.
На освоение акробатических упражнений
Кувырок вперёд и назад; стойка на лопатках
Два кувырка вперёд слитно; "мост" из положения стоя с помощью
♂ кувырок вперёд в стойку на лопатках; стойка на голове с согнутыми ногами.
♀ кувырок назад в полушпагат
♂ кувырок назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперёд и назад; длинный кувырок стойка на голове и на руках.
♂ из упора присев силой стойка на голове и руках; длинный кувырок вперёд с трёх шагов разбега.
♀ равновесие на одной, выпад вперёд, кувырок вперёд
На развитие координационных способностей
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, брусьях, перекладине, гимнастическом козле и коне. Акробатические упражнения. Прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
На развитие силовых способностей и силовой выносливости
Подтягивание, упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
На развитие скоростносиловых способностей
Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метание набивного мяча
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
На развитие гибкости
Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника.
Упражнения с партнёром, акробатические, на гимнастической стенке. Упражнения с предметами
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Знания
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений
Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей, страховка и помощь во время занятия; обеспечение техники безопасности; упражнения для самостоятельной тренировки. История возникновения и забвения античных олимпийских игр, возрождение олимпийских игр современности, юбилеи олимпийских стартов. олимпийские принципы, традиции, правила, символика. Олимпийское движение - подлинно общечеловеческое движение. Спорт, как он нужен миру.
Самостоятельные занятия
Упражнения и простейшие программы по развитию силовых, координационных способностей и гибкости с предметами и без предметов, акробатические, с использованием гимнастических снарядов
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
На овладение организаторскими умениями
Помощь и страховка; демонстрация упражнений; выполнение обязанностей командира отделения, установка и уборка снарядов; составление с помощью учителя простейших комбинаций упражнений
Самостоятельное составление простейших комбинаций упражнений, направленных на развитие координационных и кондиционных способностей
Плавание
Если в начальной школе главными задачами обучения являлось овладение основными умениями проплывать 50 м, соблюдая правильную координацию движений рук, ног, в сочетании с дыханием, а также умения прыгать и погружаться в глубокую воду, то в V - IX классах требования к плавательной подготовленности учащихся повышаются.
Основной целью освоения данного раздела в V - IX классах является приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде. Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач: прочное освоение техники одного из способов спортивного плавании; приобретение умения плавать, используя второй спортивный способ; дальнейшее совершенствование разнообразных плавательных умений (ныряние, старт, повороты, финиш) и развитие координационных и кондиционных (главным образом, выносливости) способностей.
С учащимися, которые не освоили или только приступили к занятиям плаванием, следует использовать программный материал начальной школы, а также организовать дополнительные занятия во внеурочное время в специальных группах или предусмотреть возможности обучения непосредственно во время урока.
С учащимися, успешно осваивающими плавательные навыки, можно использовать более сложный материал.
Основная направленность
Классы
V
VI
VII
VIII
IX
На освоение техники плавания
Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, брасса.
Старт. Повороты. Ныряние ногами и головой
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Способы освобождения от захватов тонущего. Толкание и буксировка плывущего предмета. Способы транспортировки пострадавших в воде
На развитие выносливости
Повторное проплывание отрезков 25 - 50 м по 2 - 6 раз; 100 - 150 м 3 - 4 раза. Проплывание 400 м. Игры и развлечения на воде
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
На развитие координационных способностей
Упражнения по совершенствованию техники движений рук, ног, туловища, плавание в полной координации.
Координационные упражнения на суше. Игры и развлечения на воде
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Знания
Название упражнения и основных признаков техники. Влияние занятий плаванием на развитие выносливости, координационных способностей. Правила соревнований и определение победителя
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Самостоятельные занятия
Упражнения на совершенствование техники плавания и развитие двигательных способностей
На овладение организаторскими умениями
Помощь в подготовке мест занятий, инвентаря, в организации и проведении соревнований