Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов

Раздел Физкультура
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ГОУ основная общеобразовательная школа

при Посольстве России в Индонезии






«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зам.директора А.В.Самусенко Директор школы О.В.Денисова

«___»________________201__г. «___»________________201__г.












Рабочая программа

по физической культуре для 5-9 классов

на 2014-2015 учебный год

учителя Вавилова В.А.
















г.Джакарта





Пояснительная записка

Программа составлена на основе нормативных документов:

  • Концепция модернизации Российского образования;

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Концепция содержания непрерывного образования

  • Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «физическая культура»;

  • Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов. - М.: Просвещение, 2010.

ЦЕЛЬЮ физического воспитания является воспитание всесторонне развитой личности.

Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, программа основного общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:

- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

В соответствии с целью образовательной области «Физическая культура» формулируются задачи учебного предмета:

  • расширение двигательного опыта за счет использования разнообразных общеразвивающих физических упражнений в различных формах занятий физической культурой, овладения современными системами физических упражнений.

  • расширение объема знаний о разнообразных формах соревновательной и физкультурной деятельности, использование этих форм для совершенствования индивидуальных физических и психических способностей, самопознания, саморазвития и самореализации;

  • гармонизация физической и духовной сфер, формирование потребностей в культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье;

  • развитие физических качеств;

  • развитие координационных способностей и обучение жизненно необходимым умениям и навыкам.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом на занятие физической культурой в 5-9 классах отводится 3 часа в неделю, всего 102 часов.

В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени предназначенный учителю образовательного учреждения для реализации его собственного подхода по структурированию и дополнительному насыщению учебного материала, использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

УМК учителя- Государственная программа доктора педагогических наук В.И.Лях «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов», 2010 г. Настольная книга учителя физической культуры под редакцией Л.Б.Кофмана - М.;Физкультура и спорт, 1998, 2007

Рабочие программы:Физкультура 1-11 классы В.И.Ляха, А.А.Зданевича. Авторы-составители А.Н.Каинов, кандидат педагогических наук, Г.И.Курьерова; изд. «Учитель», Волгоград, 2012.

Рабочие программы: Стандарты второго поколения; Примерные программы по учебным предметам; Физическая культура 5-9 классы; 3-е издание, М.; Просвещение, 2011

УМК обучающегося:

Лях В.И. Физическая культура. 5-7 кл.,8-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /В.И.Лях, А.А.Зданевич/; под общей редакцией В.И.Ляха.- М., Просвещение, 2010

В результате освоения стандарта учебного предмета «Физическая культура» выпускники должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать/понимать:

  • влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

  • способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

  • правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнения различной направленности;

Уметь:

  • выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;

  • выполнять простейшие приёмы самомассажа и релаксации;

  • преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

  • выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;

  • осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой

Использовать приобретенные знания умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;

  • подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

  • организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

  • активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.

Объяснять

  • роль и значение физической культуры в развитии общества и человека;

  • цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;

  • роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактика вредных привычек, ведения здорового образа жизни.

Характеризовать:

  • индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;

  • особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями;

  • особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроль за их эффективностью;

  • особенности обучения и самообучения двигательным действиям;

  • особенности развития физических качеств на занятиях физической культурой;

  • -особенности форм «урочных» и «внеурочных» занятий физическими упражнениями, основы структуры, содержания и направленности;

Соблюдать правила:

  • личной гигиены и здорового образа жизни;

  • организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом;

  • культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;

  • профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах;

  • экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культуры.

Проводить

  • самостоятельные занятия физическими упражнениями;

  • контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;

  • приёмы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями;

  • приемы оказания, первой помощи при травмах и ушибах;

  • занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;

  • судейство по виду спорта.

Составлять:

  • индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности.

Определять:

  • уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;

  • эффективность занятий физическими упражнениями;

  • функциональное состояние организма и физическую работоспособность;

  • дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.

Демонстрировать:

В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9-13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9-13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; плавать спортивными способами (кроль на груди и спине, брасс) проплывать 50 м. без учета времени и на скорость.

В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10-12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10-12 м.

В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять упражнения в висах и упорах на перекладине и брусьях; прыжки через длинную и короткую скакалку; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).

В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).

Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей , с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

В плавании: приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

Уровень физической подготовленности учащихся 11-15 лет

п/п

Физические

способности

Контрольное

Упражнение

(тест)

Воз-

раст,

лет

Уровень


Мальчики


Девочки

Низкий


Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

Скоростные

Бег 30 м, сек.

11

12

13

14

15

6,3 и более

6,0

5,9

5,8

5,5

6,1-5,5

5,8-5,4

5,6-5,2

5,5-5,1

5,3-4,9

5,0 и менее

4,9

4,8

4,7

4,5

6,4 и более

6,3

6,2

6,1

6,0

6,3-5,7

6,2-5,5

6,0-5,4

5,9-5,4

5,8-5,3

5,1 и менее

5,0

5,0

4,9

4,9

2

Координационные

Челночный бег 3х10 м,сек.

11

12

13

14

15

9,7 и более

9,3

9,3

9,0

8,6

9,3-8,8

9,0-8,6

9,0-8,6

8,7-8,3

8,4-8,0

8,5 и менее

8,3

8,3

8,0

7,7

10,1и более

10,0

10,0

9,9

9,7

9,7-9,3

9,6-9,1

9,5-9,0

9,4-9,0

9,3-8,8

8,9 и менее

8,8

8,7

8,6

8,5

3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см.

11

12

13

14

15

140 и менее

145

150

160

175

160-180

165-180

170-190

180-195

190-205

195 и более

200

205

210

220

130 и менее

135

140

145

155

150-175

155-175

160-180

160-180

165-185

185 и более

190

200

200

205

4

Выносливость

6-минутный бег, м

11

12

13

14

15

900 и менее

950

1000

1050

1100

1000-1100

1100-1200

1150-1250

1200-1300

1250-1350

1300 и бол.

1350

1400

1450

1500

700 и менее

750

800

850

900

850-1000

900-1050

950-1100

1100-1150

1050-1200

11000 и бол.

1150

1200

1250

1300

5

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

11

12

13

14

15

2 и менее

2

2

3

4

6-8

6-8

5-7

7-9

8-10

10 и более

10

9

11

12

4 и менее

5

6

7

7

8-10

9-11

10-12

12-14

12-14

15 и более

16

18

20

20

6.

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине из виса кол-раз (мальчики) на низкой перекладине из виса лежа (девочки)

11

12

13

14

15

1

1

1

2

3

4-5

4-6

5-6

6-7

7-8

6 и выше

7

8

9

10





4 и ниже

4

5

5

5





10-14

11-15

12-15

13-15

12-13





19 и выше

20

19

17

16

Оценка успеваемости по физической культуре складывается из следующих показателей: оценка по теоретическим и методическим знаниям, оценок за качество овладения практическим материалом программы (техникой физических упражнений); выполнения учебных нормативов по отдельным видам физических упражнений.

При оценке учеников учитываются индивидуальные особенности и темпы развития двигательных способностей. В зависимости от материально- технической оснащенности школы МО учителей определяет в качестве учебного материала ту или иную систему физических упражнений.


Распределение учебного времени на различные виды программного материала



п/п


Вид программного материала

Кол-во часов (уроков)

Класс

5

6

7

8

9

1

Базовая часть

78

78

78

78

78

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

1.2

Спортивные игры (баскетбол)

20

20

20

20

20

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

14

14

14

14

14

1.4

Легкая атлетика

20

20

20

20

21

1.5

Плавание

24

24

24

24

24

2

Вариативная часть

24

24

24

24

24

2.1

Плавание

8

8

8

8

8

2.2

Спортивные игры по выбору учащихся (волейбол)

16

16

16

16

16


Итого

102

102

102

102

102



Базовая часть содержания программного материала уроков.

1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля. Программный материал по данным разделам можно осваивать как на специально отведенных уроках (1-2 ч в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств.

1.1. Естественные основы.

5-6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.

7-8 классы. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровоснабжения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.

9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.

1.2. Социально-психологические основы.

5-6 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.

7-8 классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физиче­ской подготовленностью.

9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.

1.3. Культурно-исторические основы.

5-6 классы. Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.

7-8 классы. Физическая культура и ее значение в формирование здорового образа жизни современного человека.

9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям.

1.4. Приемы закаливания.

5-6 классы. Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правша, дозировка).

7-8 классы. Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоемах.

9 класс. Пользование баней.

1.5. Подвижные игры.

Волейбол

5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

Баскетбол

5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

1.6. Гимнастика с элементами акробатики.

5-7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. Развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.

8-9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий

1.7. Легкоатлетические упражнения.

5-9 классы. Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.


Спортивные игры

С V класса начинается систематическое обучёние технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуется преимущественно баскетбол, ручной мяч, волейбол или футбол (для мальчиков). При наличии традиций, соответствующих условий, подготовки учителя вместо указанных спортивных игр в содержание программного материала можно включать любую другую спортивную игру (хоккей с мячом, с шайбой, на траве, бадминтон, теннис и др.).

В этом случае учитель Самостоятельно разрабатывает программы обучения технике и тактике избранной спортивной игры, ориентируясь на предложенную схему распределения программного материала.

Обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом.

По своему воздействию, спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.

Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что создается необходимостью соблюдения правил и, условий игровых упражнений и самой игры, согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.

Уже с пятого класса необходимо стремиться учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите, начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр (типа "Борьба за мяч", "Мяч капитану") и специальных, постепенно усложняющихся игровые упражнений (форм).

Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно включая их в ход осуществления разнообразных видов игровой деятельности.

Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми.

Основная направленность

Классы

V

VI

VII

VIII

IX

БАСКЕТБОЛ

Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек

Стойка игрока

Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд.

Остановка двумя шагами и прыжком.

Повторы без мяча и с мячом.

Комбинации из основных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)



____________



_ _ _ _ _ _ _ _



_ _ _ _ _ _ _ _

На освоение ловли и передачи мяча

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге)


____________

с пассивным сопротивлением защитника


_ _ _ _ _ _ _ _



_ _ _ _ _ _ _ _


На освоение техники владение мяча

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой


____________

с пассивным сопротивлением защитника


_ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _


_ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _

На овладение техники броска мяча

Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивление защитника.

Максимальное расстояние до корзины 3,60 м


____________ с пассивным противодействием

Максимальное расстояние

до корзины 4,80 м


_ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _


_ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ броски одной и двумя руками в прыжке

На освоение индивидуальной техники защиты

Вырывание и выбивание мяча

Перехват мяча

____________

_ _ _ _ _ _ _ _

На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей

Комбинации из основных элементов техники перемещения и владения мячом

____________

____________

_ _ _ _ _ _ _

На закрепление техники перемещений, владение мячом и развитие координационных способностей

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом


____________


____________


_ _ _ _ _ _ _

На освоение тактики игры

Тактика свободного нападения


____________


Тактика свободного нападения

___________

Позиционное нападение (5: 0) без изменения позиций игроков

____________ с изменением

позиции

Позиционное нападение и

личная защита в игровых взаимодействиях 2: 2, 3: 3,

4: 4, 5: 5 на одну корзину

Нападение быстрым прорывом (1: 0)

____________ (2:

1)

Нападение быстрым прорывом (3: 2)

_ _ _ _ _ _ _

Взаимодействие двух игроков "Отдай мяч и выйди"

____________

Взаимодействие 2-х игроков в нападении и защите через "заслон"

Взаимодействие 3-х игроков (тройка и малая восьмёрка)

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Игра по упрощённым правилам мини-баскетбола.

Игра и игровые задания 2: 1, 3: 1, 3: 2, 3: 3

Игра по правилам

мини-баскетбола

___________

Игра по упрощенным правилам баскетбола

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

футбол

На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек

Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперёд, ускорения, старты из различных положений

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения)

____________

____________

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

На освоение ударов по мячу и остановок мяча

Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема

Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой

Удар по катящемуся

мячу внутренней

частью подъема, по неподвижному мячу внешней частью

подъема

____________

Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком, серединой лба (по летящему мячу)

Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом

Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема

____________

На освоение техники ведения мяча


Ведение мяча по прямой, с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой


____________

С пассивным сопротивлением

защитника


_ _ _ _ _ _ _ _


_ _ _ _ _ _ _ _

С активным сопротивлением

На овладение техники ударов по воротам

Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель


____________


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


На освоение индивидуальной техники защиты

Выбивание и отбор мяча

Игра вратаря

Перехват мяча

_ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей.

Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _



На закрепление

техники перемещений, владение мячом и развитие координационных способностей

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _



На освоение тактики игры


Тактика свободного нападения

Позиционные нападения без изменения позиций игроков

____________

____________

с изменением

позиций

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров

Игры и игровые задания 2: 1, 3: 1, 3: 2, 3: 3


____________

____________


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


Волейбол

На овладёние техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек

Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.)

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения)


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _



На освоение техники приёма и передач мяча

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку.


_ _ _ _ _ _ _ _

Передача мяча

над собой, во

встречных колоннах. Отбивание мяча

кулаком через

сетку

_ _ _ _ _ _ _ _

Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку.

Передача мяча сверху, стоя спиной к цели


На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Игра по упрощенным правилам мини-волейбола

Игры и игровые задания с ограниченным числом игрёков (2: 2, 3: 2, 3: 3) и на укороченных площадках


_ _ _ _ _ _ _ _

____________

Игра по упрощённым правилам волейбола

_ _ _ _ _ _ _ _


_ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _

На развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию и ритму)

Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бег с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2: 1: 3: 1, 2: 2, 3: 2, 3: 3



____________



_ _ _ _ _ _ _ _


На развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию и ритму)

Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бег с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2: 1: 3: 1, 2: 2, 3: 2, 3: 3



____________



_ _ _ _ _ _ _ _


На развитие выносливости

Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 20 сек. до 12мин.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _



На развитие скоростных и скоростно-силовых способностей

Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных исходных положений; ведение мяча в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой в течение 7-10 сек; подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча; игровые упражнения с набивным мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность


________________




Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемёщения вперед

То же через сетку

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


На освоение техники нижней прямой подачи

Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3 - 6 м от сетки

То же через сетку

Нижняя прямая подача мяча. Прием подачи


Прием мяча, отраженного сеткой. Нижняя прямая подача мяча в заданную часть площадки

На освоение техники прямого нападающего удара

Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером

____________

Прямой нападающий удар при встречных передачах


На закрепление

техники владения мячом и развитие координационных способностей

На закрепление техники перемещений, владение мячом и развитие координационных способностей

Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом


____________

____________


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


На освоение тактики игры

Тактика свободного нападения.

Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6: 0)

____________

____________ с изменением позиции

_ _ _ _ _ _ _ _

____________

_ _ _ _ _ _ _ _

Игра в нападении в зоне

Игра в защите

____________


Примечание: материал для развития названных способностей относится ко всем спортивным играм

Примечание: в VIII и IХ классах для развития двигательных способностей используются те же основные упражнения, что и в V-VII классах, но возрастает координационная сложность этих упражнений, увеличивается их объем и интенсивность, усложняются условия выполнения

Знания

Знание терминологии избранной спортивной игры, техника ловли, передачи, ведения, удара или броска тактика нападения (быстрый прорыв расстановка игроков позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле количество участников поведение игроков в нападении и защите соблюдение основных правил игры)

Самостоятельные занятия по разделу

Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости игровые упражнения для совершенствования технических приемов (ловля, передача, броски или удары в цель, ведение, сочетание приемов).

Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр

На овладение организаторскими умениями

Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры; помощь в судействе, комплектовании команды, подготовке места проведения игры



Лёгкая атлетика

После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с пятого класса начинается систематическое обучение спринтерскому бегу, бегу как средние и длинные дистанции, прыжкам в длину и в высоту с разбега, метаниям.

Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, гибкости и выносливости) и координационных способностей (к реакциям, дифференцированию временных, пространственных и силовых параметров движений, ориентированию в пространстве) чувству ритма). Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениями в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т.д. для обеспечения прикладности и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.

Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию.

Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности для обучения учащихся проводить самостоятельный контроль и оценку физической, подготовленности.

Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся и методического мастерства. Наиболее целесообразным в освоении в V - VII классах являются прыжки в длину с разбега способом "согнув ноги", в высоту с разбега способом "перешагивание". В VIII - IХ классах можно использовать другие более сложные спортивные способы прыжков.

Учитывая большую доступность и естественность материала в беге, прыжках и метаниях, особое значение следует уделять формированию умения учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий (тренировок) в конкретных условиях проживания.

Основная направленность

Классы

V

VI

VII

VIII

IX

На овладение спринтерского бега

Высокий старт от 10 до 15 м


____________ от 15 до 30 м


_ _ _ _ _ _ _ _ 30 м

Низкий старт до 30 м


____________

Бег с ускорением от 30 до 40 м

____________ от 30 до 50 м

_ _ _ _ _ _ _ _ от 40 до 60 м

_ _ _ _ _ _ _ _ до 80 м

_ _ _ _ _ _ _ _

Скоростной бег до 40 м

____________ до 50 м

_ _ _ _ _ _ _ до 60 м

_ _ _ _ _ _ _ _ до 70 м

_ _ _ _ _ _ _ _

Бег на результат 60 м

____________

____________

Бег на результат 100 м

____________

На овладение техникой длительного бега

Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин

____________ до 15 мин

_ _ _ _ _ _ _ _ ♂до 20 мин., ♀15 мин

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Бег на 1000 м

____________

Бег 1500 м

Бег на 2000 м

Бег на ♂3000м

Бег на ♀2000м

_ _ _ _ _ _ _ _ _

На овладение техникой прыжка в длину

Прыжки в длину с 7 - 9 шагов разбега

_____________

Прыжки в длину с 9 - 11 шагов разбега

Прыжки в длину с 11 - 13 шагов разбега

_ _ _ _ _ _ _ _ _

На овладение техникой прыжка в высоту

Прыжки в высоту с 3 - 5 шагов разбега

_____________

_ _ _ _ _ _ _ _ _

Прыжки в высоту с 7 - 9 шагов разбега

_____________

На овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность

Метание малых мячей в горизонтальные и вертикальные цели с расстояния

8 - 10 м

10 - 12 м

12 - 14 м

14 - 16 м ♂

12 - 14 м ♀

16 - 18 м ♂

12 - 14 м ♀

Метание малых мячей на дальность

Метание малых мячей и других снарядов из различных исходных положений с места и с 3 - 6 шагов разбега

С 3 шагов разбега

С 5 [max!] шагов разбега

_____________

На развитие выносливости

Длительный бег, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка

_____________

_ _ _ _ _ _ _ _ _

Бег с гандикапом, командами, в парах, кросс

На развитие скоростно-силовых способностей

Всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из различных исходных положений, толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг

_____________

_ _ _ _ _ _ _ _ _

На развитие скоростных способностей

Эстафеты, старты из различных исходных положений, бег с ускорением, с максимальной скоростью

На развитие координационных способностей

Варианты челночного бега, бег с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов, из различных исходных положений в цель и на дальность (обеими руками)


_____________


_ _ _ _ _ _ _ _ _

Знания

Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и знание основ правильной техники; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объёме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы координационных способностей

Самостоятельные знания

Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений

На овладение организаторскими умениями

Изменение результатов; подача команд; демонстрация упражнений, помощь в оценке результатов и проведении соревнований, помощь в подготовке мест занятий

Гимнастика

Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в I - IV классах, обогащается, расширяется и углубляется на занятиях с учащимися средней школы. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (набивными мячами, палками, обручами, скакалками, булавами, лентами), акробатические упражнения, опорные прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах.

Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных (ритма, равновесия, дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, ориентирования в пространстве, согласования движений) и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости).

Начиная с V класса усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, дозировке гимнастических упражнений. Для повышения интереса, содействия эстетическому воспитанию большое значение приобретает музыкальное сопровождение занятий.

После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках, варьируя сочетания, последовательность и число упражнений, включённых в несложные комбинации.

Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения дисциплины и порядка позволяют воспитывать такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплинированность, чувство коллективизма. В свою очередь упражнения на снарядах содействуют воспитанию смелости, решительности, уверенности. Гимнастические упражнения создают благоприятные условия для определения достижений учащихся и, как следствие, для воспитания самоконтроля и самооценки достигнутых результатов.

Учитывая большую доступность, возможность индивидуальных тренировок, гимнастические упражнения являются хорошим средством для организации и проведения самостоятельных занятий, особенно при развитии силы, гибкости и улучшения осанки.

Основная направленность

Классы

V

VI

VII

VIII

IX

На освоение строевых упражнений

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием (сведением)

Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте

Выполнение команд: "Пол-оборота направо!", "Пол-оборота налево!", "Короче шаг!", "Полшага!", "Полный шаг!"

Команда "Прямо!", повороты в движении направо, налево

Переход с шага на месте на ходу в колонне и в шеренге; перестроения из колонны по одному в колонны по два, по четыре в движении

На освоение общеразвивающих упражнений без предметов на месте и в движении

Сочетание различных положений рук, ног, туловища.

Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. Простые связки. Общеразвивающие упражнения в парах


_ _ _ _ _ _ _ _ _


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _

На освоение общеразвивающих упражнений с предметами

♂ с набивным и большим мячом, гантелями (1-3кг)

♀ с обручами, булавами, большим мячом, палками

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ гантелями (3-5кг), тренажерами, эспандерами

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ тренажерами

На освоение висов и упоров

♂ висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе.

♀ смешанные висы, подтягивание из виса лежа

♂ махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор; махом назад соскок;

♂ подъём поворотом в упор толчком двумя; передвижение в висе; махом назад соскок.

махом одной и толчком другой подъём переворотом в упор

♂ из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор присев; подъём махом назад в сед ноги врозь подъём зависом вне.


♂ подъём в упор переворотом махом и силой подъем махом вперёд в сед ноги врозь.


На освоение акробатических упражнений

Кувырок вперёд и назад; стойка на лопатках

Два кувырка вперёд слитно; "мост" из положения стоя с помощью

♂ кувырок вперёд в стойку на лопатках; стойка на голове с согнутыми ногами.

♀ кувырок назад в полушпагат

♂ кувырок назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперёд и назад; длинный кувырок стойка на голове и на руках.


♂ из упора присев силой стойка на голове и руках; длинный кувырок вперёд с трёх шагов разбега.

♀ равновесие на одной, выпад вперёд, кувырок вперёд

На развитие координационных способностей

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, брусьях, перекладине, гимнастическом козле и коне. Акробатические упражнения. Прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

На развитие силовых способностей и силовой выносливости


Подтягивание, упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

На развитие скоростносиловых способностей

Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метание набивного мяча

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

На развитие гибкости

Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника.

Упражнения с партнёром, акробатические, на гимнастической стенке. Упражнения с предметами


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Знания

Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений

Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей, страховка и помощь во время занятия; обеспечение техники безопасности; упражнения для самостоятельной тренировки. История возникновения и забвения античных олимпийских игр, возрождение олимпийских игр современности, юбилеи олимпийских стартов. олимпийские принципы, традиции, правила, символика. Олимпийское движение - подлинно общечеловеческое движение. Спорт, как он нужен миру.

Самостоятельные занятия

Упражнения и простейшие программы по развитию силовых, координационных способностей и гибкости с предметами и без предметов, акробатические, с использованием гимнастических снарядов


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

На овладение организаторскими умениями

Помощь и страховка; демонстрация упражнений; выполнение обязанностей командира отделения, установка и уборка снарядов; составление с помощью учителя простейших комбинаций упражнений

Самостоятельное составление простейших комбинаций упражнений, направленных на развитие координационных и кондиционных способностей



Плавание

Если в начальной школе главными задачами обучения являлось овладение основными умениями проплывать 50 м, соблюдая правильную координацию движений рук, ног, в сочетании с дыханием, а также умения прыгать и погружаться в глубокую воду, то в V - IX классах требования к плавательной подготовленности учащихся повышаются.

Основной целью освоения данного раздела в V - IX классах является приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде. Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач: прочное освоение техники одного из способов спортивного плавании; приобретение умения плавать, используя второй спортивный способ; дальнейшее совершенствование разнообразных плавательных умений (ныряние, старт, повороты, финиш) и развитие координационных и кондиционных (главным образом, выносливости) способностей.

С учащимися, которые не освоили или только приступили к занятиям плаванием, следует использовать программный материал начальной школы, а также организовать дополнительные занятия во внеурочное время в специальных группах или предусмотреть возможности обучения непосредственно во время урока.

С учащимися, успешно осваивающими плавательные навыки, можно использовать более сложный материал.

Основная направленность

Классы

V

VI

VII

VIII

IX

На освоение техники плавания

Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, брасса.

Старт. Повороты. Ныряние ногами и головой


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Способы освобождения от захватов тонущего. Толкание и буксировка плывущего предмета. Способы транспортировки пострадавших в воде

На развитие выносливости

Повторное проплывание отрезков 25 - 50 м по 2 - 6 раз; 100 - 150 м 3 - 4 раза. Проплывание 400 м. Игры и развлечения на воде


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

На развитие координационных способностей

Упражнения по совершенствованию техники движений рук, ног, туловища, плавание в полной координации.

Координационные упражнения на суше. Игры и развлечения на воде


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Знания

Название упражнения и основных признаков техники. Влияние занятий плаванием на развитие выносливости, координационных способностей. Правила соревнований и определение победителя


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Самостоятельные занятия

Упражнения на совершенствование техники плавания и развитие двигательных способностей

На овладение организаторскими умениями

Помощь в подготовке мест занятий, инвентаря, в организации и проведении соревнований



© 2010-2022