• Преподавателю
  • Физкультура
  • Методическая разработка Повышение эффективности и качества физического воспитания школьников методом круговой тренировки

Методическая разработка Повышение эффективности и качества физического воспитания школьников методом круговой тренировки

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение эффективности и качества физического воспитания школьников методом круговой тренировки

В соответствии с Законом "Об образовании", Президентской инициативой «Наша новая школа» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.
Материалы ежегодных государственных докладов о положении детей в Российской Федерации свидетельствуют о том, что в последние годы здоровье молодого населения страны заметно ухудшилось. Поражает стремительность наступления этой проблемы. В итоге на самом высоком государственном уровне констатируется, что к окончанию школы число здоровых детей не превышает всего 4 - 5%.
Принимая во внимание этот факт, Министерство Образования РФ, Минздрав России, Госкомспорт еще в 2002 году выносят решение о введении обязательных уроков по образовательной области «Физическая культура» в объёме трех часов в неделю (приказ МО РФ от 16.07.2002 г. 2715/227/166/19). Которое было продублировано Письмом Минобрнауки России от 08.10.2010 г. № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»
Повышение эффективности и качества физического воспитания школьников уже несколько лет находится в центре моего внимания. Однако в целом система физического воспитания в общеобразовательных школах все еще не отвечает современным требованиям в связи с действием ряда объективных факторов:
- возрастанием гиподинамии школьников, обусловленной дальнейшей интенсификацией их умственного труда с одной стороны и снижение двигательной активности - с другой, что вызывает такие тревожные явления, сердечно-сосудистые заболевания, ожирение, нарушение осанки и др.;
- недостаточным количеством уроков физической культуры;
- слабой материальной базой;
- массовым падением интереса школьников к физической культуре в связи с появлением других более сильных интересов;
А как же обстоят дела в нашем районе и отдельно взятой школе?
На фоне таких удручающих факторов, передо мной и возникли ряд вопросов
- Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?
- Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников?
- Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей?
- Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?
- Как сделать, чтобы предмет "Физическая культура" оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.
При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение требований к его здоровьесберегающей направленности;
С одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса к урокам физической культуры.
Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики:
Как эффективно организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок получил оптимальную нагрузку без ущерба здоровью?
Желание сделать многое за минимальный промежуток времени (три урока в неделю) на деле приводит к низкому качеству учебного процесса.
Поиски путей повышения эффективности обучения (интенсивность, нагрузка, воспитательное воздействие) привели к созданию дифференцированных методов организации учебного процесса.
Поэтому, в моей практике широкое применение нашли специальные формы упражнений при комплексном содержании занятий. Основная из них - так называемая круговая тренировка, которая не только помогает увеличить не только моторную плотность урока, но и хорошо сочетает в себе избирательно направленное комплексное воздействия, а также строгое упорядоченное и вариативное воздействия.
После того, как я начал распределять классы на отделения, стал возможен постепенный отход от традиционной работы с низкой интенсивностью.
В настоящее время в качестве основных вариантов я применяю несколько форм работы, а также их комбинацию.
1.Фронтальная работа. (когда одно упражнение выполняется сразу всеми одновременно). Это значительно повышает эффективность работы и упрощает контроль за выполнением упражнений и дифференцировкой отдыха. Одновременная работа всего класса над общей задачей позволяет развить высокую интенсивность выполнения упражнений.
2.Работа по отделениям. Здесь возможны следующие варианты:
а) несколько отделений одновременно выполняют одно и то же упражнение на одинаковых снарядах;
б) несколько отделений одновременно выполняют одно и то же упражнение на различных снарядах или «станциях»;
в) несколько отделений одновременно выполняют различные упражнения на различных снарядах или «станциях» (одновременная разнородная работа с отделениями).
В большинстве случаев основной упор делается при этом на одну «станцию» (введение нового упражнения, серии упражнений или же техники). Другие «станции» служат, как правило, для закрепления и совершенствования.
Решающее значение для успешной работы с отделениями имеют не только хорошо продуманные планы и тщательная подготовка к занятиям, но и, прежде всего выбор командиров (капитанов) отделений.
Между отдельными методами и их вариантами не может быть проведена четкая граница, здесь возможны разнообразные комбинации. Способ выполнения и количество повторений должны быть увязаны между собой таким образом, чтобы ни на одной из «станций» не было пауз в работе. Хорошие результаты дают самостоятельное определение количества повторений учащимися, получившими такое задание (капитанами отделений), одновременная работа нескольких учащихся на одной и той же «станции» и, прежде всего «поточное» выполнение упражнений.
Любой учебный процесс основывается на сознательно направляемом внимании учащегося, этот процесс должен быть наглядным. Связующим звеном между эмпирическим познанием окружающего мира и рациональным познанием является представление, которое формируется в процессе познания. Формирование двигательных навыков включает в себя три этапа, плавно переходящих один в другой: ознакомление, освоение и закрепление.
Ознакомление. Сначала обучающийся должен получить первое, элементарное представление о двигательном акте, который ему надлежит освоить. Наиболее целесообразной представляется такая последовательность: демонстрация, объяснение и первые попытки воспроизведения. При демонстрации упражнение должно быть выполнено безукоризненно. Неточная демонстрация снижает ценность зрительной наглядности и замедляет процесс формирования элементарного образа движения. Объяснение в форме описания или указаний (устная наглядность) дополняет ознакомление. Объяснения должны быть краткими и точными, чтобы занятие не превращалось в лекцию.
Освоение. Первые пробные попытки означают переход ко второму этапу процесса формирования двигательного навыка. Основой этого этапа является тренировка в форме многократного воспроизведения движения, которое необходимо освоить.
Закрепление. Закрепление нередко занимает основное место в процессе обучения. Любое физическое качество может быть развито только путем многократных повторений движения. Закреплению подлежат не только общие и специальные физические качества, но также и знания, убеждения и поведение.
Но для того, чтобы составить реальное представление об уровне подготовленности класса и каждого ученика в отдельности, в течение года учащиеся подвергаются контролю и оценке; по завершении определенных этапов учебного процесса с помощью тестов или оценки результатов выявляется уровень подготовленности всего класса. Лишь на экзаменах контроль и оценка занимают целое занятие, в остальном же, целесообразнее проводить их после разминки, в начале основной части урока.
Одним из важнейших критериев результативности опыта моей работы является показатели сохранения здоровья школьников.
Мониторинг показателей по физическому здоровью детей, проведенный медицинским работником школы, показал, что у учащиеся, имеющих оптимальную физическую нагрузку на уроках физической культуры под непосредственным руководством специалиста, снизился порог соматических заболеваний и уменьшилось число случаев рецидивов хронических заболеваний, а у 95 % школьников стабилизировались показатели здоровья.
Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что метод круговой тренировки, применяемый мною, позволяет:
1. Повысить успеваемость по предмету.
2. Повысить общую и моторную плотность урока.
3. Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.
4. Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
5. Повысить динамику состояния здоровья учащихся
Основным документом в работе учителя физического воспитания является государственная программа с грифом Министерства образования России, а все многочисленные реформы школы, ратующие за единообразие программ, приемов, подходов к формированию и обучению единомыслящей личности, обречены на неудачу. Педагогика - это не только наука, это искусство. Считаю, что обучение и воспитание нетрадиционными методами должно стать единственной традицией настоящей педагогики. Для учителя хороша та структура урока, когда учащиеся трудятся - работают все 45 минут, это позволяет изжить страшную болезнь - равнодушие. Программа должна быть средством, цель - это здоровье учащихся.



© 2010-2022