Методические рекомендации ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТРЕЛКА

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТРЕЛКАМетодические рекомендации ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТРЕЛКАМетодические рекомендации ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТРЕЛКАМетодические рекомендации ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТРЕЛКА


Методические рекомендации ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТРЕЛКА

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
УПРАВЛЕНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ДЕСАНТНИК»

(МБУ ДО ДЮСШ «Десантник»)



Утверждаю:

Директор МБУ ДО

ДЮСШ «Десантник»

__________Г.Ю. Хорольцев

«25» января 2016 г.



методические рекомендации

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТРЕЛКА»

Работу выполнила:

- тренер-преподаватель

второй квалификационной категории

МБУ ДО ДЮСШ «Десантник»

Т.А. Семёнова





Работа утверждена: на тренерском совете

МБУ ДО ДЮСШ «Десантник»

«25» января 2016 г.


г. Тарко-Сале 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение….……………………………………………………………..….3

Потребность и цель……………………………………………………….3

Идеомоторные процессы……………………..………………………….6

О монотонности в работе стрелка……………………………..….…...11

Распределение времени при стрельбе …………………………….…..12

О некоторых привычках………….……………………………………..14

Приспособление психики стрелка..……………………………………17

Признаки тревоги …………………………….………………………..18

О контрастирующих элементах………………………………………21

Литература……………………………………………………………..24





ВВЕДЕНИЕ

Качество стрельбы зависит от правильности и стабильности выполнения технических приемов, выполняемых спортсменом. В условиях соревнований сильное эмоциональное возбуждение может нарушать точность и согласованность действий.

Многие мастера стрельбы, обладая незаурядными способностями, замечательным комплексом общих и специальных качеств и свойств, добиваются очень высоких результатов. Но стрелки, которые способны стабильно показывать выдающиеся результаты в течение длительного времени, встречаются сравнительно редко. Обычно спортивные результаты в какой-то период повышаются и стабилизируются, затем резко снижаются и снова растут. Чем же обусловлены эти, на первый взгляд, беспорядочные взлеты и падения? Можно ли управлять этим процессом? Как совместить период повышения и стабилизации на высоком уровне спортивной формы стрелка с периодом ответственных соревнований? Как не допустить срыва спортсмена на соревнованиях? Вот основные вопросы - интересующие всех спортсменов и тренеров. Универсальной и стройной системы пока еще нет. Существующая практика подготовки спортсмена рассчитана главным образом на выявление из массы стрелков уникальных талантов, показывающих высокие результаты на соревнованиях. Но методика подготовки состоит не только в удачном отборе стрелков, а в стройной, целенаправленной системе психологической подготовки, сущность которой состоит в обеспечении высокого уровня показателей в условиях эмоциональной напряженности на соревнованиях.

Потребность и цель.

Всякая деятельность исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. В общем смысле мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, а цель - то, чего он стремится достигнуть в результате деятельности. В процессе жизни у любого человека формируется система мотивов, из которых одни становятся доминирующими, другие подчиненными. Доминирующие мотивы формируют потребности к деятельности. Деятельность, ставшая потребностью для человека, - необходимое условие его совершенствования.

Интерес и любовь к стрелковому спорту - необходимые мотивы для достижения эффективности учебно-тренировочного процесса. Воспитание потребности к занятиям, данным видом спорта - тот основной психологический фундамент, на котором в дальнейшем строится преодоление любых трудностей и препятствий на пути к достижению высокого спортивного мастерства. На первых же занятиях с новичками необходимо использовать в пропагандистских и воспитательных целях исторические данные о возникновении огнестрельного оружия, сведения о его боевых свойствах. Показать на примере снайперского движения в период Великой Отечественной войны, как бывшие стрелки-спортсмены использовали свой опыт для уничтожения фашистских захватчиков и тем самым вносили большой вклад в дело великой победы нашего народа.

Огромное воспитательное значение имеет показ достижений советских стрелков на мировой спортивной арене, например, лучших представителей поколения советских стрелков - винтовочников Б. Андреева, А. Богданова, В. Борисова, В. Шамбуркина, М. Ниязова, А. Эрдмана, В. Власова и других, поднявших спортивную славу нашей Родины очень высоко.

Изучение опыта выдающихся спортсменов должно стать основой, на которой строится дальнейший прогресс нового поколения стрелков. На примере выдающихся стрелков очень важно показать, что это люди с присущими им сильными и слабыми сторонами, но отличительными их чертами являются: целеустремленность, решительность, настойчивость, работоспособность, упорство, выдержка и самообладание, инициатива, самостоятельность и высокая увлеченность.

Но самая сильная заинтересованность может угаснуть, если не будет поддерживаться постановкой конкретных целей спортивной деятельности и их реализацией. Выбор целей должен осуществляться тренером и стрелком в зависимости от многообразных факторов разносторонней подготовленности спортсменов. Это могут быть различные разрядные нормативы, чемпионские титулы и т. п. (цель - результат). Но такие цели будут представлять собой для многих стрелков слишком трудные, а для некоторых - непреодолимые психологические барьеры. Тренеру следует проявлять большую предусмотрительность, постоянно памятуя о том, что стремление к преждевременному успеху и к немедленной выгоде чаще всего, особенно в воспитательном процессе, приводит к срыву, провалу с глубокими отрицательными последствиями. Например, в московской стрелковой секции «Трудовые резервы» спортсменка первого разряда, стремясь добиться результата, соответствующего нормативу мастера спорта, на каждом соревновании в течение нескольких лет (!) показывала результаты на одно - два очка ниже нормы, хотя на тренировках ей это свободно удавалось. Другой известный пример. На Олимпийских играх в Токио тренер сборной команды СССР Л. М. Вайнштейн настойчиво внушал стрелкам накануне выступления постоянно думать о первом месте (золотой медали) и даже засыпать с этой мыслью. «Эксперимент» оказался? неудачным.

Психологическая сверхзначимость этого норматива (достижения) для стрелка, как правило, создает у него чрезмерную эмоциональную напряженность и сверхосторожность в действиях, что приводит к техническим ошибкам. Вероятно, можно значительно легче преодолевать эти и другие психологические трудности, если условно разделить цели на два вида: перспективные и оперативные. Перспективные цели спортивной деятельности определяются результатами, нормативами и другими: достижениями. Оперативные цели должны быть направлены на выбор и использование средств и методов : воспитания и тренировки для решения конкретных задач технической, тактической и психологической подготовки. И те, и другие цели следует постепенно усложнять по мере роста стрелка и повышения требований, к нему.«Цели-результаты», если они недостаточно подкреплены выполнением соответствующих методических задач, - это расчет только на «палочку - выручалочку», саморегулирующуюся систему стрелка, и обычно в перспективном плане дают мало эффекта. Даже если стрелку удалось добиться хорошего результата, он в таком случае не имеет четкого, объективного представления о том, «чем» (за счет каких действий) он его добился. Иное дело, когда спортсмен, нацеленный на осуществление конкретных оперативных задач, в результате их решения приходит к определенному успеху. Тогда он прекрасно знает, каким путем добился этого и как ему следует действовать в дальнейшем. В случае же отрицательного результата делается вывод относительно нецелесообразности выбранного направления. Этот опыт в дальнейшем учитывается и самим спортсменом и тренером.Таким образом, оперативная цель должна быть:

1) направленной (технически, тактически, психологически);

2) посильной;

3) индивидуальной.

Тренер и стрелок высокой квалификации постоянно анализируют всесторонне свою работу, ищут новые решения, используют и специализируют применительно к стрельбе сведения, данные, факты из разнообразных отраслей науки и повседневной жизни, т. е. занимаются творческой деятельностью. Процесс психологической подготовки всегда требует совместных творческих усилий тренера и стрелка. Но на соревнованиях спортсмен самостоятельно борется за достижение высокого результата. Тренер может ему чем-то помочь в перерывах между сериями выстрелов, положениями, но не во время стрельбы. Поэтому очень важно в процессе подготовки формировать у спортсмена самостоятельность, направлять его на самовоспитание, необходимо давать ему возможность чаще экспериментировать на себе, чтобы методом проб и ошибок он сам находил какие-то оптимальные решения и выводы.

Идеомоторные процессы

Большое значение для выполнения точных, координированных действий имеет связь представлений о том или ином движении с практическим его выполнением или идеомоторные процессы. Каждый опытный спортсмен-стрелок знает: стоит только подумать перед выстрелом о том, что он может быть неудачным, потерять нить знакомых ощущений и восприятий, как правильное представление мгновенно нарушается, теряется. координация движений, и если не предпринять каких-либо мер, то выстрел действительно будет плохим. Например, после ряда хороших пробоин - «десяток» возникла мысль о том, как бы не попасть в «восьмерку», и даже если выстрел был отмечен хорошим отметка выстрела - прогнозирование попадания по положению мушки в момент выстрела, то очень часто она за этим и последует. При возникновении отрицательной навязчивой мысли ей и соответствует двигательное исполнение ошибочной схемы действий. Когда в сознании спортсмена совершенно отчетливо воспроизводится правильная схема основных рабочих движений, особенно в производстве выстрела, вероятность хорошей стрельбы значительно повышается. Как правило, ошибочные и неточные движения проявляются тогда, когда мышечное чувство недостаточно развито или значительно притупляется (блокируется) вследствие эмоционального напряжения, утомления, отвлечения внимания от основного действия и т. п. Многократно повторяемое спортсменом представление и «проговаривание» определенной схемы действий (состояний) и мысленное их выполнение (воспроизведение) является идеомоторной тренировкой. По данным профессора А. Ц. Пуни, такой метод тренировки позволяет улучшить точность движений на 34%. Мысленное представление и выполнение действий перед стрельбой является идеомоторной настройкой. При эффективной настройке мысленная модель представляемых действий или их структурных частей в ходе стрельбы упреждает и сопровождает их, являясь своеобразным «образным лидером». Однако чрезмерное эмоциональное возбуждение стрелка, как правило, подавляет представляемую схему действий или нарушает ее, а вместе с тем нарушается и само действие. Рассмотрим некоторые варианты динамики мысленных представлений и выполняемых действий по производству выстрела: 1. «Навожу. Мушка... достаточно плавно перемещается., предварительно поджимаю спуск.., подвожу ровно .., движение мушки замедляю, осталось немного дожимать.., допустимые колебания или неподвижность ... дожимаю спуск». (Выстрел хороший.) 2. «Навожу.., проскочил..! Срочно вернуть.. 1 Опять проскочил .. I Вернуть..! Успеть нажать..! Есть!» (Выстрел плохой.) 3. «Навожу.., что-то неровно идет и мушка, и палец ... как бы не сорвать? (Мушка подходит и останавливается) ... только бы не сорвать..! Слегка заколебалась..! Сейчас резко уйдет..! Нет..! Все же успею..! Есть ...! (Выстрел плохой.)

В первом варианте заранее запрограммированные действия строго выполняются без помех. Во втором и третьем вариантах внутренние противоречия, усиленные повышенной эмоциональной напряженностью, подавляют представляемую стрелком правильную схему действий и приводят двигательный аппарат в неуправляемое состояние. Мысли и действия «растворяются» в эмоциях. Основой для формирования идеомоторных процессов является прежний опыт в определенной деятельности. Повторяемый опытным спортсменом-стрелком множество раз процесс производства выстрела настолько запоминается в мельчайших подробностях, что ему ничего не стоит мысленно воспроизвести все детали в своем представлении. Однако некоторые стрелки затрудняются последовательно воспроизвести даже основные действия, движения, отличительные особенности выстрела, в том числе и определить ошибочные. Вероятно, это бывает в тех случаях, когда спортсмен не приучен к анализу своих действий или их запоминание блокируется значительным эмоциональным напряжением. В практике нередки случаи, когда при стрельбе, особенно из неустойчивых положений, случаются так называемые «отмеченные и .неотмеченные отрывы». Причин, их порождающих, много, но одной из основных является «ожидание выстрела», состоящее в следующем.

У начинающего стрелка - как только в процессе наводки оружия «яблоко» мишени появляется в кольце (мушка под «яблоком»), в дальнейшем обучении - несколько колеблется, а у стрелков высокого класса - останавливается в центре него, - непроизвольно возникает в различной степени повышение напряжения различных групп мышц, особенно тех частей тела, которые участвуют в удержании оружия, причем это напряжение обязательно сопровождается заметным усилением дрожания тела и нередко импульсным, резким сокращением или расслаблением мышц в момент выстрела. Аналогичная картина наблюдается и в тех случаях, когда сигналом (раздражителем) для дайной реакции является как пусковой момент на нажатие (прикосновение пальца к спусковому крючку), так и период завершения нажима на спусковой крючок (а момент, предшествующий выстрелу). Эта реакция часто возникает у стрелков и особенно у молодых спортсменов, познавших вкус «десятки», но не имеющих еще уверенности в хорошем выстреле, у опытных же - в условиях нервных напряжений. «Ожидание выстрела» возникает и происходит, как правило, при слишком большом стремлении стрелка добиться высокого результата или опасения не испортить хорошую стрельбу; произвести выстрел с особой точностью, например, обязательно попасть в «десятку»; при намерении исключительно хорошо начать или окончить серию, положение или упражнение в целом; при чрезмерном желании исправить стрельбу после «отрыва» или продолжить ряд «десяток». Подобные стремления часто приводят к значительному повышению эмоционального напряжения, неуверенности в выполнении основных технических действий и к ошибкам: если устойчивость оружия плохая - к подлавливанию «десятки» и затягиванию выстрела; если устойчивость хорошая - к возникновению сверхосторожности и перестраховке: «Как бы не ушла (мушка)», «Не толкнуть бы», «Не дернуть бы (спуск)», что по механизму идеомоторики действительно приводит к соответствующим противоположным реакциям мышечной системы. В данном случае на моторные центры поступают сигналы, соответствующие, в сущности, командам «Ушла», «Толкнуть», «Дернуть» (отрицание «не» как бы заглушается словом-сигналом, обозначающим само действие), и мышцы отвечают на них адекватной, а по мнению стрелка, противоположной реакцией, да еще усиленной эмоциональным напряжением. Недостаточно опытный тренер обычно при этом не учитывает некоторые закономерности психомоторики. Каждый раз при повторении ошибки он старается раскрыть ее причину и указать на нее. Первый раз это правильно. Действительно, следует направить внимание спортсмена на ошибку и на причину, ее породившую. Но уже при следующем повторении целесообразнее предоставить возможность стрелку самому проанализировать совершенную им ошибку и больше сосредоточить внимание стрелка на правильной схеме действий (движений), сделав упор на отвлечение от того звена, где ошибка происходит. Неблагоприятная реакция будет сглажена. В противном случае при частом напоминании о самой ошибке, ее вредности и опасности у стрелка тем самым создается ее подсознательная боязнь, мысль о ее неизбежности, более глубокое и яркое представление схемы действий при ее совершении, чем нередко только усугубляют ошибку и усложняют ее исправление. Например, рациональными советами, скажем, при подлавливания «десятки» будут: «Не уточняй положение мушки, все внимание направь на палец, нажимай равномерно, особенно в момент выстрела», или «Вспомни, как ты делал последний хороший выстрел, постарайся следующий сделать так же» и т. п. В перечисленных советах об ошибке (резком сокращении мышц какой-то части тела в момент выстрела и отклонении оружия) ничего не говорится, внимание сосредоточивается на правильных действиях с отвлечением от звена, где физически, была допущена неточность. Тем самым создаются нормальные условия для протекания положительной идеомоторной реакции и устранения ошибочного действия в этом звене. Если и опять будут допущены те же ошибки при проявлении стрелком излишней самоуверенности, беспечности, на них необходимо сделать упор: «Ты ловишь момент», «Дергаешь спусковой крючок», «Толкаешь плечом оружие перед выстрелом» и т. п., но злоупотреблять замечаниями и в этом случае нельзя. Следует также заметить, что форма замечаний должна быть неизменно спокойной, доброжелательной, без тени раздражения, каждый раз с обязательным обновлением в сознании спортсмена правильной схемы действий. Что касается постоянно и в любой обстановке применяемого совета: «Спокойнее, ничего страшного, в следующий раз получится», то такая манера успокоения не всегда достигнет цели, особенно если всегда сочетается со стрессовыми условиями и сопровождается сильным эмоциональным напряжением. Такой совет сам по себе может в дальнейшем даже стать стимулом (раздражителем) для дополнительного усиления нервного напряжения, так как в этом большое значение имеют рефлекторно возникающие на данный раздражитель психомоторные процессы отрицательного характера.

Эффективным способом преодоления технических неточностей и психологических напряжений является сознательное противопоставление этому сосредоточение внимания спортсмена на основных технических элементах за счет создания положительных идеомоторных реакций методом ярких представлений определенных, наиболее Важных, по мнению спортсмена, действий, их предварительного «прогнозирования» перед выполнением. Венгерские ученые Г. Нагикальди и И. Дока исследовали особенности применения в практике подготовки стрелков идеомоторной тренировки, которую они предложили условно разделить на три фазы.

В первой фазе доминирующими являются зрительные и акустические воспоминания о реальной тренировочной или соревновательной обстановке. Во второй фазе начинают преобладать мыслительные модели (кинестетических восприятий, связанных с работой групп мышц, действующих при изготовке стрелка, сохранении устойчивости оружия и управлении спуском курка. Эти восприятия становятся достаточно отчетливыми и начинают превалировать над визуальными воспоминаниями, тем самым становятся эффективными как средство тренировки на 4й и 6й неделях ежедневных специализированных занятий. В третьей фазе они становятся как бы более объемными и максимально приближенными к реальной деятельности стрелка. Идеомоторная тренировка должна, по мнению авторов, обязательно сочетаться с реальными тренировочными занятиями и отдыхом. При этом подчеркивается большое значение поиска оптимального их сочетания, а также учета индивидуальных особенностей спортсменов.

О монотонности в работе стрелка

Выполнение медленных упражнений в стрельбе вызывает у многих спортсменов чувство монотонности, скуки и преждевременное развитие утомления. Причины, которые вызывают монотонность, можно разделить на объективные и субъективные. Объективное однообразие относится к бедности раздражителей со стороны рабочей ситуации, чрезмерному дроблению рабочих операций, простота действий в сочетании с их многократным повторением в одном и том же темпе - к малой и средней интенсивности такой нагрузки. Это относится и к двигательной, и к сенсорной, и к умственной деятельности человека.

Субъективная монотонность во многом зависит от мотиваций в оценке рабочей ситуации и не обязательно сопутствует объективной монотонности. Обычно субъективные переживания развертываются в следующей последовательности: сначала возникает апатичное состояние и интерес к работе падает, затем равнодушие и скука, переходящие в чувство усталости, а затем сонливость. Описанные признаки монотонности проявляются часто во время тренировочной стрельбы. Они могут существенно влиять на эффективность учебно-тренировочного процесса. Поэтому очень важно в тренировочной работе предусматривать, с одной стороны, средства адаптации к однообразной монотонной работе по длительному удерживанию оружия в изготовке и производству выстрелов, а с другой стороны, использовать средства преодоления отрицательного влияния монотонности, к .которым можно отнести: применение физкультурных пауз, насыщенных разнообразными движениями; периодическую смену некоторых действий (положений, усилий) во время стрельбы; периодическое изменение темпа и ритма работы; вспомогательные виды спортивных стрельб, спортивных упражнений и игр; использование активизирующих воздействий, в частности музыки и др.; повышение эмоциональности занятий.

Но не у всех людей однообразная работа вызывает отрицательные явления, есть такие, которые выполняют ее даже с удовольствием. Трудно переоценить значение глубоко развитой привычки стрелка противопоставлять явлению объективной И субъективной монотонности постановку конкретных технических, тактических и психологических задач и их творческое решение на каждой тренировке, на любом занятии.

Распределение времени при стрельбе.

Одним из важнейших качественных показателей спортивной деятельности является ее организация во времени. Речь идет о длительности выполнения как деятельности в целом, так и отдельно входящих в нее действий и их соотношения во времени. В психологии и педагогике спорта широкое распространение получил метод хронометража, т. е. измерений времени выполнения различных действий и их последовательности. Примером может служить предлагаемый заслуженным тренером РСФСР А. А. Юрьевым хронометраж выполнения стрелковых упражнений, который позволяет анализировать разнообразные стороны деятельности стрелка на тренировке и соревнованиях (темп, ритм, продолжительность действий, паузы и т. п.). Существенное влияние на работоспособность человека оказывает темп выполняемой им деятельности. Эффективно работать в ускоренном темпе без снижения качества можно лишь в течение ограниченного времени. При этом высокая точность действий может быть обеспечена лишь при условии предварительного врабатывания организма сначала в медленном темпе. Для возобновления высокого темпа работы и восстановления нужной ее точности необходим перерыв либо временный переход вновь к замедленному темпу. Наиболее продуктивен и наименее утомителен свободный темп (темп, свойственный тому или иному человеку), с учетом особенностей техники, тактики и тончайшей сенсомоторной координации при стрельбе. В поддержании высокой работоспособности важную роль играет ритмичность выполняемых действий, т. е. их чередование во времени. Как отмечал академик И. П. Павлов, ритмическая деятельность наиболее выгодна для выработки навыков, для меньшей утомляемости в работе. Ритмичность является характерной чертой любого живого организма. Существуют биологические ритмы (распределение биологических функций во времени) и условно-рефлекторные. Длительность биоритмов можно изменять в ограниченных пределах, тогда как условно-рефлекторные ритмы могут вырабатываться в любых интервалах времени.

Стрелок должен самостоятельно регулировать время выполнения различных действий при стрельбе. Он постоянно следит по секундомеру за продолжительностью удерживания оружия, отдыха между выстрелами, сериями, положениями. В зависимости от изменения обстановки и состояния стрелок вносит определенные коррективы в распределение времени. Например, для нормализации состояния в начале стрельбы продолжительность пауз между выстрелами делается 1 мин, затем по мере нормализаций состояния - З0 с и 15 с. Вместе с тем, продолжительность выполнения некоторых важных действий, например прицеливания и спуска курка, контролируется стрелком лишь по ощущению времени, что вызывает необходимость специального развития у него этой способности.

Рациональный темп и ритмичность выполнения отдельных действий по производству выстрелов, оптимальное распределение времени на выстрелы и на отдых между ними, между сериями и положениями с учетом изменения условий и обстановки являются важными показателями высокого мастерства спортсмена-стрелка. Однако, например, в музыке темп и ритм строго задаются, в стрельбе же - получаются. Нередки случаи, когда спортсмены добивались высоких результатов при неритмичной стрельбе. Стремление к ровному ритму должно стимулировать равномерность и согласованность в действиях, они же, в свою очередь, образуют желаемый ритм. Но сам по себе ритм в медленной стрельбе - это не самоцель, а лишь модель, на которую следует ориентироваться.

О некоторых привычках

Приспособительные реакции охватывают психологическую сферу человека, его сознание, чувства, эмоции. Мы часто вдруг обнаруживаем свое определенное отношение или приспособление к чему-либо, определенное реагирование на какое-либо событие, явление, раздражитель, отмечаем в себе множество разнообразных склонностей и привычек. Причем замечаем, что происходит это как преднамеренно, так и непроизвольно Привычка, достигнув определенной степени, становится установившимся режимом, линией поведения и, наконец, потребностью. В последнем случае, если привычное действие или явление не выполняется или не произошло,- это вызывает у человека неприятное чувство неудовлетворенности и беспокойства. Неудовлетворенность собой на основе объективной самокритичности - это очень важная психологическая черта личности. Подкрепленная высокой работоспособностью и целенаправленностью, она является мощным стимулятором роста спортсмена. Например, на тренировке или соревнованиях перед стрелком поставлена оперативная цель - проследить за положением левой руки и добиться ее полного расслабления при производстве каждого выстрела. В ходе стрельбы ему никак не удавалось глубоко сосредоточиться на этой важной технической детали, и поставленная задача оказалась выполненной далеко не полностью. Независимо от результата стрельбы (очков) в данном случае у опытного стрелка возникает чувство неудовлетворенности, и острое стремление, во что бы то ни стало решить эту задачу. И пока это не сделано, он не испытывает удовлетворения. Такую привычку следует считать полезной, и необходимо всячески ее развивать.

Но постоянную неудовлетворенность «всем и вся» нельзя считать положительной чертой личности, если она переходит грань целесообразности. В таком случае она становится фактором отрицательным, нередко создающим благоприятный психологический фон для возникновения плохого настроения, отсутствия оптимизма, ослабления способности к объективному самоанализу. Такая привычка не может стимулировать дальнейшее развитие, оно тормозится или совсем прекращается. Здесь речь может идти лишь об оптимальной степени проявления такого свойства и подобного рода черт личности. Глубокие, ставшие потребностью привычки к подробному, объективному анализу своих действий и поведения, выявлению ошибок, принятию решений по их устранению и неуклонное выполнение этих решений - это, безусловно, необходимые спортсмену-стрелку свойства. К сожалению, даже высококвалифицированные стрелки часто проявляют недостаточную требовательность к себе, полагаясь в основном на существующие у них «от бога», автоматизировано действующие психофизиологические механизмы. Случай, когда результат получается невысокий, характеризуют словами «Не идет», в которых больше безволия и пассивного беспомощного ожидания, чем здравого смысла, определяющего причину ошибок и способы их устранения. Такую методическую позицию нельзя назвать перспективной.

Молодой способный спортсмен довольно быстро осваивает технику стрельбы и, правильно выполняя приемы, нередко добивается довольно высоких результатов. Его включают в команду, но на ответственных соревнованиях он вдруг допускает грубые ошибки и показывает очень низкие результаты. В чем же дело? Способному человеку стрелковый спорт дает как бы «аванс» на хороший результат, а потом требует отдачи, большого внимания и труда. И если внимания стрельбе уделено недостаточно, то она «наказывает» за это. Коренные причины таятся в образовавшемся пробеле между высокими требованиями к результатам и низким уровнем психофизиологической подготовленности, не обеспечивающим их. Для многих стрелков становление по-настоящему начинается именно после ряда неудач на соревнованиях. Они заставляют подумать о том, каким образом выйти на сознательный путь борьбы за результат. Иные в этот переломный момент, потеряв веру в себя, бросают стрельбу. Для тех же, кто по-настоящему увлекся стрелковым спортом и полюбил его, это только стимул, толчок для выхода на сознательный творческий путь поиска. «Не добрал (результат) - значит не доработал, не додумал» - вот, пожалуй, основополагающий принцип, которым следует неуклонно руководствоваться в своей деятельности.

Очень важным является вопрос о том, какое значение спортсмен придает своему «Я» в стрельбе. Чрезмерное тщеславие и честолюбие как явные, так и скрытые могут стать существенным препятствием в достижении высоких результатов на всех этапах становления спортсмена-стрелка. Начиная с первого же желания обязательно попасть в «десятку» и глубоким расстройством от того, что ему это не удалось, сразу же создается исключительно неблагоприятный психологический фон для воспитания и развития стрелка. Здесь имеет место, казалось бы, естественное стремление обязательно и немедленно получить удовлетворение от результата выстрела, т. е. увидеть и показать больше себя в стрельбе, чем саму стрельбу. Если это желание очень сильное (особенно у молодых спортсменов), то оно ослабляет контроль внимания стрелка за своими действиями. Вероятность допустить ошибку значительно возрастает и с каждым выстрелом усиливается. Но осознать это самому стрелку очень трудно. Недаром методика обучения предусматривает применение в различных сочетаниях таких способов, как тренировка без выстрела («вхолостую»), стрельба «на кучность» по экрану или по мишени, но «не по месту» или «без трубы». Основное методическое направление этих приемов состоит в отсутствии или прекращении немедленных сведений о результате выстрела и тем самым направлено на усиление сосредоточения стрелка на процессе его производства. Психологическая позиция - «лучше и больше работай - результат придет» (сначала без особых претензий на результат стрельбы) - более перспективна. Она также хорошо помогает восстановлению результативности и опытного стрелка. Аналогичная картина наблюдается и при слишком большом стремлении к выполнению каких-то нормативов, занятию призовых мест, установлению рекордов и т. д. Эти и подобные стремления и желания ни в коем случае не должны «выпячиваться» и главенствовать в сознании спортсмена при стрельбе. Победное настроение не должно подавлять оптимального режима рабочих действий стрелка, иначе победа останется только мечтой. Часто от молодых спортсменов можно услышать, что чемпионы от природы наделены такими способностями, которые позволяют им без особого труда добиваться высоких результатов стрельбы. У них же якобы «стрелковых» задатков нет, поэтому они не могут показывать высокие результаты. Нельзя отрицать наличие тех или иных определенных задатков применительно к требованиям стрелкового спорта, они, безусловно, по-разному представлены у того или иного человека. У одних они выражены лучше, ярче, у других - хуже. Однако у любого практически здорового человека необходимые качества можно сформировать и развить, если применить соответствующую методику обучения и воспитания. Разница только во времени. Более способному высокие результаты удаются раньше, но если им не вложен в тренировку достаточный труд, то они не будут стабильными. Кроме того, первый же «срыв», как правило, очень надолго выводит его из состояния психологического равновесия, и это состояние стрелка в дальнейшем очень трудно преодолеть. В то же время стрелок, казалось бы, не имеющий особого таланта, но упорно и рационально тренирующийся и целенаправленно воспитывающий себя, несколько позже добивается высокого уровня результатов. Именно такой спортсмен является надежным «зачетником», обеспечивающим постоянно высокий результат, и в конце концов обходит стрелка, первоначально отличавшегося, казалось бы, большим талантом. «Чемпионами не рождаются, ими становятся» - гласит пословица.

Приспособление психики стрелка.

Спортсмены испытывают значительное, а иногда и очень сильное эмоциональное возбуждение на соревнованиях. Повышенные эмоции ведут к усиленному проявлению энергии, приливу сил, повышают внимательность и остроту ощущений, способствуют сопротивляемости организма к утомлению. Слишком же высокая степень эмоционального возбуждения может нарушить сенсомоторные реакции. Известно, что при этом стрелок свободно справляется со статическими напряжениями, а действия, требующие тонкой координации и точной дозировки, выполняет хуже.

Существует мнение о том, что отдельные лица не' восприимчивы к обстановке соревнований. Якобы соревнования не вызывают у них эмоциональных напряжений, поэтому некоторые тренеры ведут поиск таких «непробиваемых» стрелков. Следует учитывать, что абсолютно невосприимчивыми к обстановке соревнований могут быть лишь лица, равнодушные к стрелковому спорту, не проявляющие к нему настоящего интереса. Эти люли обычно занимаются стрельбой некоторое время ради развлечения и, не вкладывая достаточного труда, как правило, не добиваются больших, стабильных успехов. Кроме того, доказано, что для достижения высоких результатов в стрельбе у спортсмена должен быть оптимальный уровень психофизиологических реакций, который проявляется только при несколько повышенном нервном возбуждении по сравнению с состоянием покоя. Но при равнодушном отношении нет достаточного повышения остроты восприятий и ощущений, сосредоточенности внимания, необходимых для точной стрельбы. Кроме того, равнодушие к стрельбе формирует бездеятельное отношение к тренировке, что не требует комментариев. У спортсменов же, склонных к очень сильным нервным напряжениям, наблюдается, как правило, обратная картина. Нервозность переходит грань оптимальной. Всесторонне перестраивается работа организма надолго до начала соревнований и непосредственно перед выходом на огневой рубеж возникает беспокойство, опасения, подавленное, тревожное состояние. Высокий уровень тревоги связан чаще всего с отношением стрелка к успеху или неудаче. Он может существенно мешать в достижении высоких результатов.

Признаки тревоги

Тревожное состояние спортсмена может проявляться во внешних и внутренних признаках. Внешние признаки тревоги стрелка могут быть следующими: изменение цвета лица (побледнение, покраснение); подрагивание зрачков глаз и век, частая зевота; общая суетливость, дрожание конечностей и всего тела, беспорядочные движения рук; частое покашливание; усиление активности в движениях (действиях) или наоборот - выраженная пассивность; изменение голоса, нарушение связности речи; нарушение координации движений (действий); возникновение агрессивности или упаднического состояния; неоправданный риск или чрезмерная осторожность; излишняя замкнутость или подчеркнутая общительность; нетерпение в действиях или их затягивание; снижение восприимчивости к указаниям, советам; усиление подозрительности; повышенная раздражительность, капризность; робость; обостренная психологическая ранимость, мнительность или подчеркнутое безразличие; неспособность скрывать внешние признаки своей тревоги (бравада своей «непробиваемостью», хвастливость, заносчивость или наоборот - склонность к самообвинению), необоснованный отказ от борьбы и др.

Внутренние признаки тревоги могут быть следующие: похолодание рук, общий озноб или жар; повышение частоты сердечных сокращений и кровяного давления, в зависимости от степени тревоги, ощущаемые как различные по силе пульсовые удары в области сердца, в голове и других частях тела и в соответствии с ними пульсирующие колебания оружия (мушки); усиление потоотделения, частоты дыхания («воздуха не хватает») и других физиологических функций; ослабление контроля своих действий, особенно сенсомоторных реакций («мушка уходит», «палец не жмет» и т. п.); общее внутреннее напряжение; плохая переключаемость и неустойчивость внимания; навязчивые мысли отрицательного характера («как бы не сорвать», «плохие патроны», «ствол не бьет»); чувство собственной неполноценности при сравнении своих возможностей с возможностями других стрелков и др. Как было ранее отмечено, в зависимости от степени тренированности и опыта участия в соревнованиях, особенностей нервной системы спортсмена, от условий выступлений и других обстоятельств различное предстартовое состояние может способствовать достижению высокой точности действий, тонкой координации движений, оптимального психофизиологического настроя и, в конечном счете - лучшего результата или, наоборот, ухудшения его. Если возбуждение постоянно превосходит степень оптимального, то система подготовки стрелка должна предусматривать воспитание у него способности справляться с охватившим его чрезмерным волнением. Некоторые способы саморегуляции состояния приведены в разделе книги «Тактика стрельбы». Мнение о том, что это само приходит с опытом участия в соревнованиях, не совсем верно, часто мы видим обратную картину. Сначала нужно вооружить спортсмена методикой нормализации некоторых типичных психофизиологических реакций с учетом его индивидуальных особенностей и постоянно совершенствовать ее на тренировочных занятиях и в соревновательной обстановке. Важно на каждые тренировки и соревнования ставить перед спортсменом конкретные психологические задачи, связанные с преодолением объективных и субъективных трудностей и помех, которые характерны для стрелковых соревнований. Ведущие стрелки-спортсмены, как и все люди, значительно отличаются друг от друга в повседневной жизни по характеру и темпераменту. Во время стрельбы мы наблюдаем их удивительное внешнее перевоплощение в некоего флегматика. Они сосредоточенны и замкнуты, их движения расчетливы, плавны, размеренны и, кажется, ничто не может вывести их из этого уверенного, стабильного состояния. Внешнее впечатление спокойного состояния спортсмена как бы прикрывает преодоление им внутренних переживаний, его борьбы с самим собою, которая и состоит главным образом в том, чтобы не допустить их внешних проявлений. Например, первый чемпион XXII Олимпийских игр и Москве А. Мелентьев после победы заявил: «Старался внешне не показать своих напряжений и переживаний. Не хотел, чтобы кто-либо увидел это». Но путь к достижению такой цели лежит через длительный кропотливый труд обучения, воспитания и самовоспитания. Для успешной реализации и повышения эффективности психологической подготовки необходимо, чтобы ос основы в равной степени знали как тренеры, так и спортсмены, кроме того, следует постоянно помнить об индивидуальных особенностях спортсменов и учитывать их в практической работе. Например, если спортсмен слишком возбудим, то способы его подготовки должны во многом содержать средства, усиливающие тормозные нервные процессы (замедленные и плавные движения особенно в напряженных ситуациях, неспешный разговор, копирование какого-то типичного флегматика с самовнушением «Я - это он, и все делаю, как он, например, одинаково спокойно смотрю на хорошую и плохую пробоину, также реагирую на ряд «десяток» и т. п.). Если же у стрелка явно заметны признаки преобладания тормозных процессов, например систематическое затягивание выстрелов, то полезно включать упражнения с некоторыми элементами, насыщенными ускоренными решениями, быстрой реакцией, вплоть до применения скоростных упражнений. Подражание в этом случае будет полезным человеку сангвинического или холерического типа. Однако эти методы должны применяться осмотрительно. Переход оптимальной грани может привести к нежелательным последствиям. Эффективным средством борьбы с тревожным состоянием и его психофизиологическими проявлениями могут быть также упражнения в ярком предварительном представлении стрелком своего оптимального состояния при стрельбе, а также состояний, от которых он жаждет избавиться и как мысленно их преодолевает.

Для совершенствования учебно-тренировочного процесса большое значение имеет диагностика состояния спортсмена, которая может осуществляться различными способами: наблюдением, измерением частоты пульса и дыхания, частоты тремора, колебаний оружия; анализом результатов стрельбы на тренировках и соревнованиях. Важно при этом определить сущность основного, ведущего раздражителя, чтобы затем избрать и целенаправленно применить средства для снижения и сглаживания высокой степени психофизиологических реакций стрелка, нормализации его состояния. Из сказанного следует, что стрелку и тренеру нужно быть в значительной мере психологом-исследователем, обобщать свои наблюдения, уметь их систематизировать, выяснять причины удачных и неудачных выстрелов, серий, положений, выступлений, особенностей! состояний и настроений, всесторонне анализировать их и, в соответствии с этим, своевременно перестраивать условия тренировки, варьировать в тренировочном процессе.

О контрастирующих элементах.

Известно, что наиболее запоминающимися, яркими, впечатляющими являются вещи, события, факты, основанные на контрастирующих элементах. Особенно остро они проявляются в психологической, чувственной сфере-в области ощущений, восприятий человека. Взять, к примеру, зрительные восприятия. Мы знаем, как «радует глаз» удачное сочетание гармонирующих красок, согласованные координированные движения спортсмена, артиста, опытного рабочего и т. п. Однако нередко не замечаем или не думаем о том, что любое гармоническое сочетание возникает в сравнении с аналогичной несогласованностью, противоположностью, дисгармонией. В этом отношении философское изречение: «Все познается в сравнении» хорошо подтверждает эти явления, повсеместно встречающиеся в жизни людей и общества, в условиях длительной нагрузки статическом характера, продолжительной монотонности выполняемые действия могут быть ошибочными, неточными, при этом изменения происходят незаметно для стрелка, как бы сами собой. Обычно спортсмены в таком случае на время прекращают работу, а затем, после отдыха, вновь приступают к стрельбе. Часто можно видеть, что стрелки во время тренировок больше отдыхают, чем работают, ожидая наступления более удачного состояния. Это пассивный метод, злоупотребление которым ограничивает эффективность тренировки.

Существуют также методы нормализации состояния и разладившейся работы, не прерывая ее. Они основаны па временном внесении в действия, поведение, состояние стрелка «элементов противоположной крайности», контрастирующих с обычными, установившимися, правильными», при этом возникает парадоксальным образом, как правило, эффект обновления, прилив сил, обостренные и направленные восприятия и ощущения, нормализуется состояние стрелка.

Например, в технике стрельбы: при снижении остроты ощущений - временно создать напряжение некоторых групп мышц, которые должны быть расслаблены, и наоборот; изменить положение какой-либо части тела (кисти правой руки, изгиб туловища, большую или меньшую его «закрутку») по сравнению с нормальным, привычным; при колебаниях оружия - «раскачивание» его еще больше (чтобы выйти из зоны неощущаемых отклонений тела и вновь войти в нее при более четких мышечных ощущениях); при недостаточном времени устойчивости - усилить натяжение или увеличить длину хода спускового крючка (по принципу косвенного влияния на повышение устойчивости); при «неотмеченных отрывах» - перейти с привычного «кольца» на «пенек» и наоборот; при излишнем стремлении к уточнению положения мушки - наблюдение общей картины прицеливания без уточнения положения мушки, величины «просвета» или сознательное его значительное увеличение, или стрельба по экрану; при неуверенности в нажиме на спуск (непроизвольном рывке, «подсечке») - без выстрела несколько раз дернуть спуск с имитацией толчков оружия. В психологическом аспекте могут создаваться контрастные состояния, связанные с ожидаемым и реальным результатами, принципиальным соперничеством, которым придается слишком большое значение; при слишком ответственном отношении к стрельбе - равнодушное, безразличное отношение к хорошему и плохому результату (выстрела, серии, упражнения) по принципу: «Момент выстрела и результат - это не чрезвычайное событие, а обычное, приятное, привычной явление»; и наоборот, при недостаточной ответственности - повышение значения достижений; на плохое исполнение выстрела - улыбка (насмешка над собой); на волнение - попробовать волноваться еще сильнее; на боязнь (страх) - позволить себе бояться и т. д. По мнению психологов и спортивных специалистов, рекомендации по созданию и применению контрастирующих элементов могут быть эффективными при трех условиях: полной веры в них; полного убеждения в необходимости; при самостоятельном, творческом приспособлении к личным задачам. Основная цель искусственного создания таких и подобных .противоречий - это: моделирование различных возможных помех и их преодоление в ходе стрельбы; нормализация состояния спортсмена и его техники; создание условий для перспективного развития стрелка.



литература

1. Новикова, Н.Е. Здоровый образ жизни как компонент мировоззрения современной молодежи / Н.Е.Новикова, О.В. Тиунова - 2013.

2. Тиунова О.В. Практические аспекты мотивации к занятиям физической культурой и спортом [Текст]/ О.В.Тиунова // Физической воспитание и детско-юношеский спорт. -2012.

3. Тиунова, О.В. Использование различных форм мотивации к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой и спортом [Текст] : методические рекомендации / О.В. Тиунова, Д.А. Фильченков, М.В. Томилова - М. - Советский спорт, 2013.

4. Байкова И.А., Головач А., Тарасевич Е.В., Порахонько С.А., Чистов А.В. Психотерапия в спорте 2006

5. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288с.

6. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте 1991

7. Козин А.П. Психогигиена спортивной дея тельности. - Киев: Здоров'я, 1985. - 128 с.

8. Рубштейн Н. Что нужно знать, чтобы стать первым. Психология танцевального спорта 2002

9. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М.: Педагогика, 1984. 472 с.




© 2010-2022